Научная статья на тему 'Место и роль вузовского гуманитарного образования в гуманизации общественного сознания'

Место и роль вузовского гуманитарного образования в гуманизации общественного сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
172
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / LIBERAL EDUCATION / HUMANITARIAN / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS / INNOVATION ECONOMY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кураков Л.П., Игнатьева Е.А., Кураков В.Л.

В статье рассмотрены вопросы подготовки специалистов гуманитарного профиля, сделан исторический экскурс в развитии гуманитарной культуры, раскрыта ее роль в в ускорении научно-технического прогресса и духовном развитии общества. Особое внимание уделяется анализу профессиональной структуры работающего населения на современном этапе развития России, обоснованию необходимости гуманизации общественного сознания на основе совершенствования вузовского гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSITION AND ROLE OF HIGHER HUMANITARIAN EDUCATION IN THE HUMANIZATION OF PUBLIC CONSCIENCE

In the article questions of preparation of professional fields, made history in the development of human culture, disclosed its role in accelerating scientific and technological progress and spiritual development of society. Particular attention is paid to the analysis of the occupational structure of the working population on the temporary stage in the development of modern Russia, the rationale of humanization of public consciousness based on the improvement of undergraduate liberal education.

Текст научной работы на тему «Место и роль вузовского гуманитарного образования в гуманизации общественного сознания»

МЕСТО И РОЛЬ ВУЗОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Кураков Л.П., д.э.н., профессор, академик РАО Игнатьева Е.А., к.ф.н., доцент Кураков В.Л., д.э.н., профессор

В статье рассмотрены вопросы подготовки специалистов гуманитарного профиля, сделан исторический экскурс в развитии гуманитарной культуры, раскрыта ее роль в в ускорении научно-технического прогресса и духовном развитии общества. Особое внимание уделяется анализу профессиональной структуры работающего населения на современном этапе развития России, обоснованию необходимости гуманизации общественного сознания на основе совершенствования вузовского гуманитарного образования.

Ключевые слова: гуманитарное образование, гуманитарная культура, научно-технический прогресс, инновационная экономика.

THE POSITION AND ROLE OF HIGHER HUMANITARIAN EDUCATION IN THE HUMANIZATION OF PUBLIC CONSCIENCE

Kurakov L., Doctor of Economics, professor, RAO academician Ignatieva E., Ph.D., associate professor Kurakov A., Doctor of Economics, professor

In the article questions of preparation of professional fields, made history in the development of human culture, disclosed its role in accelerating scientific and technological progress and spiritual development of society. Particular attention is paid to the analysis of the occupational structure of the working population on the temporary stage in the development of modern Russia, the rationale of humanization ofpublic consciousness based on the improvement of undergraduate liberal education.

Keywords: liberal education, humanitarian, scientific and technological progress, innovation economy.

Гуманитарныенаукиизучаютсянетольконагуманитарныхфакуль-тетахвузов, ноинаестественнонаучныхитехническихфакультетах. Им отведена четверть объема аудиторных занятий. Гуманитарные дисциплины формируют мировоззрение будущих специалистов, способствуют гуманизации их сознания.

Столичная газета «Московская среда» в номере за 28 июня 2008 г. опубликовала статью Н. Васильева «Потопаем за топом», в которой автор заявляет: в стране «переизбыток гуманитариев». По существу, он поставил под сомнение необходимость подготовки ставших «избыточными», по его мнению, юристов, экономистов, философов, социологов, филологов, историков, искусствоведов, педагогов, переводчиков, библиографов, журналистов, психологов, специалистов культурно-просветительского профиля, литературных и музыкальных критиков, государственных управленцев и других гуманитариев.

Бесспорно, здесь проблемы есть, но они стоят, прежде всего, в плане повышения качества и оптимизации подготовки специалистов гуманитарного профиля.

«.. .Знание иностранного [языка], - пишет Н. Васильев в указанной выше статье, - теперь должно подкрепляться какой-то специальностью - лучше всего техническое образование и опыт работы. Такого работника оторвут с руками и ногами».

Если принять во внимание, что «гуманитарный» (от лат. humanitas) - образованный, имеющий отношение к сознанию человека и человеческому обществу, играющий огромную роль в общественном развитии, в умственном и нравственном воспитании людей, формировании их мировоззрения, то заявление Н. Васильева звучит по крайней мере странно.

Может ли Россия прожить без гуманитариев, которым, как считает Н. Васильев, «приходится идти на переобучение»? Безусловно, сможет. Но это будет уже другая страна.

Нетрудно представить, что станет с российским обществом, если система образования будет готовить преимущественно инженеров самых разных направлений.

Сейчас научно-технический прогресс способствует тому, что в распоряжении человечества находятся неограниченные резервы компьютерной памяти, мощные технологии вычислений, обработки данных. Полагают, что биороботы, клоны, над созданием которых трудятся ученые и техники во многих странах, в недалеком будущем будут способны заменить человека в самом сложном производственном процессе.

Человек теперь зависит от технической цивилизации целиком и полностью, все глубже врастает в нее. И если при этом будет пренебрежительно относиться к гуманитарной составляющей своего сознания, то превратится в машину, станет деградировать духовно,

доверять решение даже повседневных вопросов искусственному интеллекту.

Специалисты уверяют, что подобный вариант развития событий вполне реален: лет через двадцать в обиходе появятся машины, которые будут способны видеть, слышать, ходить, управлять объектами подобно человеку и при этом надобность во многих «технарях» просто отпадет.

Вместе с тем гуманитарную культуру нельзя механизировать. Искусственный интеллект, как бы ни был он замечателен, не может заменить философа, юриста, экономиста, социолога, психолога, историка, педагога и т.д. Он никогда не создаст оригинального произведения живописи, литературы, философии. Он сможет лишь копировать созданное вдохновением человека.

Какая жизнь уготована человеку в окружении клонированных произведений искусства, созданных роботом, лишенным гуманитарных знаний и общения с представителями гуманитарных профессий? Такой человек - симбиоз с электроникой, продуктами сверхвысоких технологий в отсутствие духовных составляющих -разрушит экологию планеты и обречет себя на самоуничтожение, поскольку ему будет чужда всякая мораль.

Стоит ли обращать внимание на приведенные выше пренебрежительные слова Н. Васильева в адрес гуманитариев? Видимо, следует, ибо он выразил существующее устойчивое и довольно распространенное в обществе мнение о приоритете технических наук над гуманитарными, согласно которому «технари» способны решить стоящие перед государством вопросы, удовлетворить все возрастающие потребности человека.

Нисколько не умаляя значения современного инженерно-технического образования в современном мире, более того, подчеркивая все возрастающую его роль в настоящее время, хотим отметить большую значимость гуманитарного образования в формировании качественного человеческого капитала.

Проблема интеллектуального развития человека в современной России очень актуальна, если учесть, что 38 млн граждан страны, более 25%, до сих пор не имеют надлежащего доступа к ценностям гуманитарной культуры. Об этом говорил бывший министр культуры РФ А. Авдеев, выступая на X конгрессе «Русскоязычной прессы» в июне 2008 г.

Через полтора десятилетия после начала радикальных экономических, социальных, политических реформ министр культуры счел необходимым говорить о духовном развитии человека - трудом, умом, энтузиазмом, инициативой, терпением и жертвенностью которого осуществляются преобразования. Хотя следует отметить, что на первоначальном этапе реформ, в 1990-х гг., были сделаны попытки обратить внимание общества на необходимость более

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2013 | 219

внимательного отношения к проблеме формирования личности в условиях становления рыночных отношений, вооружить человека современными гуманитарными знаниями, умением всесторонне оценивать обстановку, способностью к креативности.

Известно, что в период осуществления радикальных социально-экономических реформ заметно возрастает нормотворческая деятельность органов государственной власти и управления. Нормативные правовые акты способствуют адаптации к новым условиям всех сторон общественной жизни. И в этом отношении система образования не является исключением.

Продолжают действовать и другие нормативные правовые акты, о которых недостаточно информирована педагогическая и научная общественность или которые по прошествии длительного времени забыты. Они перестали быть в центре внимания, хотя и не потеряли важного регулирующего значения. К таким нормативным правовым актам относятся постановления правительства, направленные на гуманитаризацию высшего профессионального образования, принятые в 1990-х гг.

Эти постановления вновь стали чрезвычайно актуальными в современных условиях, когда Президент России В.В. Путин очень остро ставит вопросы о развития человеческого капитала как важного условия для поступательного развития общества.

В настоящее время в большинстве стран мира обращают большое внимание на подготовку специалистов гуманитарного профиля. За последние 30-40 лет доля промышленности в США последовательно сокращалась. В ней на сегодня занято не более 15% трудоспособных граждан. В то же время интеллектуальный труд, научная деятельность приобретает первостепенное значение в конкурентной борьбе на мировых рынках. Наука, образование, инновации стали составлять более трети валового внутреннего продукта этой страны [16]. Таких результатов невозможно достичь без введения в практику подготовку специалистов по гуманитарным наукам. Вот почему в европейских странах и США широкое распространение получила в основном университетская форма высшего образования, которая решает задачу всестороннего развития личности. Не случайно подавляющее число нобелевских лауреатов - это выпускники европейских и американских университетов.

Известный экономист, профессор, научный руководитель Высшей школы экономики Е. Ясин пишет по этому поводу: «Задачи, которые нам предстоит решать в ближайшее время, чтобы обеспечить конкурентоспособность российской экономики на мировых рынках, сформировать новую структуру российского экспорта, в значительной степени должны и могут опираться на развитие науки и использования ее достижений... Люди сегодня представляют основной капитал, и они заслуживают того, чтобы в них много вкладывали» [16].

Человечество в процессе своего развития создало два вида культуры: естественную и гуманитарную.

Язык естественной культуры - математика и эксперимент. Вторая культура - гуманитарная - базируется на философии, литературе, истории. Иными словами - на духовном богатстве.

Гуманитарная культура - это целый мир, в котором выросли, жили и живут многие поколения [15.С. 41]. Гуманитарная культура помогает человеку духовно совершенствоваться, находить время для ознакомления с высокими образцами искусства, гуманистической литературы, быть патриотом своего отечества, уважать установленный порядок, укрепляющий общественные отношения, экономические, социальные и политические процессы, уметь логически мыслить, соотносить свою жизнь и деятельность с ценностными установками.

Гуманитарная культура, и это особенно важно, способна проложить путь к выдающимся открытиям в естествознании, научно-техническому прогрессу.

Более двух с половиной тысячелетий назад древнегреческие философы Анаксагор, Левкипп, Демокрит, Эпикур и другие выдвинули гениальную догадку о дискретном (зернистом) строении материи, состоящей из отдельных чрезвычайно малых частиц - атомов. На протяжении веков выдающиеся ученые прилагали много усилий, чтобы экспериментально подтвердить эту идею, которая получила широкое распространение не только в Европе, но и на Востоке, в арабском мире.

Исходя из динамической теории И. Ньютона, английский физик и химик Дж. Дальтон в 1803 г. обосновал теорию химического атомизма, способную обобщать и объяснять наблюдаемые химические факты и предвидеть явления, еще не обнаруженные

на опыте. Он наделил атомы «атомным весом» - специфической массой, характерной для каждого химического элемента. Это впоследствии способствовало созданию Д.И. Менделеевым периодической системы элементов.

В XIX в. атомы наделялись все новыми свойствами. Физики Дж. Томсон, М. Планк, а в начале XX в. А. Эйнштейн, Н. Бор, Э. Резерфорд и другие открывали все новые химические и физические свойства атомов. Уже тогда наметилось практически тождественное совпадение философских и естественнонаучных взглядов на строение материи.

На атомистическую теорию гуманитариев античной Греции опирались выдающиеся представители естественных наук, в том числе М. Лауэ и У.Л. Брегг, осуществивших дифракцию открытых В.К. Рентгеном лучей на решетке монокристалла, подтвердив тем самым экспериментально существование электронов, протонов, нейтронов.

Экспериментально было установлено, что физическое вещество Вселенной состоит всего из семи элементарных частиц: нуклонов, протонов, нейтронов, позитронов, электронов, фотонов и нейтрино.

С открытиями в области атомизма связаны крупные научные достижения. Нобелевский лауреат, физик Р. Фейнман, сыгравший важную роль в развитии квантовой теории поля, утверждал, что исследования и открытия в области атомизма являются именно тем, что следует сохранить, если в будущем человечество забудет все другие ныне кажущиеся передовыми знания [15. С. 9].

Можно привести еще немало поразительных примеров философского осмысления законов природы мыслителями античной Греции и Древнего Востока, которые оказали влияние на развитие естественных наук и техники, всю мировую цивилизацию. Так, они выдвинули гениальную догадку о происхождении и эволюции Мира в целом, в составе которого наша Вселенная является лишь одной из множества других.

Знаменитый физик, нобелевский лауреат Макс Борн, один из основателей квантовой механики, большая заслуга которого заключается в развитии квантовых идей А. Эйнштейна для применения их к проблемам строения атома, в 1970 г. писал, что любой современный ученый-естественник, особенно каждый физик-теоретик, глубоко убежден, что его работа теснейшим образом переплетается с гуманитарными знаниями и что без серьезного знания гуманитарной литературы его работа будет впустую.

Математический расчет и гений мыслителя, философа помогли выдающемуся русскому физику И.Е. Гамму совместно с А.Д. Сахаровым и другими учеными разработать принципы управляемой ядерной реакции, которая стала основой работы по созданию советской водородной бомбы, что сделало невозможным проведение в жизнь любых агрессивных планов против нашей страны вот уже на протяжении полувека.

Философскими познаниями обладал основатель большевистской партии и советского государства В.И. Ленин. Находясь в эмиграции в 1914-1916 гг., он изучал, конспектировал и сопровождал своими замечаниями, выводами и обобщениями труды Г. Гегеля, Л. Фейербаха, И. Канта, Ф. Ласселя, И. Фихте, К. Маркса, Ф. Энгельса и других, что составило содержание его работы «Философские тетради». После изучения трудов величайших мыслителей В.И. Ленин сделал для себя однозначный вывод: гуманитарная культура, и философия в частности, во многом способствует формированию и саморазвитию личности, свободомыслия. По своему духу философия - это свободная наука, это раскованное мышление, способное преодолевать идеологические штампы.

Знаменитый математик Норберт Винер, ставший в 18 лет доктором философии Гарвардского университета, создал не только в области математики и теоретической физики, но и философские труды, главным образом в науке о мышлении - логике. Ученый обосновал идею о необходимости создания единой науки, изучающей процессы хранения и переработки информации, управления и контроля. Для этой науки Винер предложил название «кибернетика». По сути, эта наука родилась на стыке - естественной и гуманитарной наук - математики и философии. Винер считал, что кибернетика должна занять ведущее место во всей системе человеческих знаний [13.С. 57].

Гуманитарные знания вообще и философия в частности способствуют развитию навыков коммуникации, умения организовываться в сложной жизненной обстановке. Прикладные же дисциплины в таких случаях оказываются вторичными.

220 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБ1Л | №6 2013 |

Большой интерес для решения проблемы совершенствования человеческого капитала представляет анализ профессиональной структуры работающего населения на современном этапе развития России.

Как показывают отечественные исследования, за последние 20 лет в стране произошли негативные изменения, которые свидетельствуют об определенной дисквалификации значительной части населения. Причин этого много: здесь и заметное число безработных в некоторых регионах, и устаревшая производственная база, и разрушение системы подготовки профессиональных кадров рабочих специальностей и другие. По количеству профессионалов средней квалификации (30,1%) Россия опережает все бывшие соцстраны и некоторые западные, например Испанию, но при этом отстает от развитых в наибольшей степени, таких как, Швеция (36,3%), Бельгия (36,6%), Швейцария (37,7%).

Индустриально квалифицированные рабочие и рабочие низкой квалификации в России составляют 32% работающего населения - в 2,5 раза больше, чем в западных странах. Это говорит о том, что Россия находится лишь в начале пути к постиндустриальной экономике, основанной на высоких технологиях и информатизации, требующих значительного количества работников самой высокой квалификации.

Появление и распространение информационных технологий вообще и метатехнологий в частности, пронизывающих все пространство рыночных отношений - от внутренних рынков до внешних, ознаменовало начало нового, принципиально важного этапа не только технологической эволюции человечества, но и масштабного развития самих рыночных отношений, которые все больше выходят за государственно-национальные границы, распространяя свои связи на другие регионы планеты. Тем самым обеспечиваются значительные преимущества [3. С. 102].

Глобализация рынков, которая раньше была лишь идеей отдельных ученых-экономистов, сегодня становится технологической реальностью, требует пересмотра всей концепции функционирования и развития национальных рынков, что имеет далеко идущие последствия и предъявляет новые требования к кадрам специалистов. Российские работодатели все чаще требуют, чтобы специалист кроме своей основной профессии владел в совершенстве одним или несколькими иностранными языками, компьютерными технологиями, менеджментом. Большое значение придается гуманитарному образованию.

Главным в специалисте становится интеллект, умение пользоваться метатехнологиями, удерживать контроль над ними.

Метатехнологии по чисто техническим причинам органически не отчуждаемы от их владельца, который поддерживает их функционирование. Они образуют рамки и задают условия для принятия наиболее рационального решения, но само решение окончательно принимает человек. И качество этого решения целиком зависит от уровня его интеллекта.

Что касается специалистов, прошедших подготовку в некоторых российских вузах, особенно негосударственных, то здесь ситуацию нельзя признать благополучной.

В декабре 2002 г. В.В. Путин на встрече с руководителями вузов прямо указал на это обстоятельство: «Несмотря на огромное число студентов, наши организации и предприятия испытывают колоссальный дефицит профессионалов. Кроме того, частные российские компании все чаще вынуждены импортировать кадры из-за границы» [5. С. 4].

С тех пор прошло немало лет, положение кардинально не изменилось и российские предприниматели приходят к однозначному выводу: целесообразно приобретать за рубежом не просто машины, оборудование, технологии, а целиком налаженное производство, как например в автомобилестроении, и главное по возможности - вместе с квалифицированным персоналом.

Член правления «Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков» А. Идрисов прямо и не без оснований рекомендует в первую очередь покупать за рубежом компетентных людей, способных работать в России в новых условиях [7. С. 7].

Бесспорно, в настоящее время проблема повышения качества специалистов выдвигается на первый план.

Между тем сам по себе диплом - это документ, в котором указаны лишь оценки, полученные выпускником на экзамене, но не те реальные навыки, какие он может успешно применить на практике. Количественные показатели выданных вузами дипломов никак не характеризуют качество кадрового состава специалистов.

Развитию этических начал в человеке, несомненно, способствует университетское образование.

Процесс университезации образования после выхода постановления правительства «О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации» осуществлялся достаточно интенсивно. Многие политехнические и монопрофильные институты меняли свою академическую направленность, становились университетами, включали социально-гуманитарные и естественнонаучные дисциплины в программы классического технического вуза, преобразовывали сущность, традиционную для советской системы технического образования, что влекло за собой придание нового статуса выпускникам, которые становились специалистами с университетским образованием. Это, безусловно, способствовало удовлетворению потребностей не только общества, но и личности.

Воплощалось в жизнь начинание выдающегося русского государственного деятеля, председателя Кабинета министров Российской империи С.Ю. Витте, который в конце XIX в. приступил к созданию политехнических институтов с преподаванием в них целого ряда предметов гуманитарного и естественного цикла. В своих мемуарах С.Ю. Витте писал: «У меня явилась мысль устроить высшие заведения коммерческие и технические университеты в России, в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов, т.е. такую организацию, которая наиболее способна была бы развивать молодых людей, давать им общечеловеческие знания. Университет, кроме того, представляет из себя такую среду для научного развития молодых людей, какую не может представить никакая высшая школа, потому что в университете, преподаются все научные категории знаний, которые в данный момент составляют достояние человечества, и студенты живут в атмосфере этих знаний» [4. С. 86].

С.Ю. Витте понимал, что чем выше уровень не только технического, но и гуманитарного образования, тем выше способность выпускника учебного заведения к адаптации в новых жизненных условиях, в той рыночной системе, новой, капиталистической формы, развитию которой он уделял много внимания.

Об этом имеет смысл еще раз напомнить, потому что в научных кругах бытует мнение о предопределяющем значении в деле совершенствования человеческого капитала математики и естественных наук. При этом забывается, какую громадную роль играет гуманитарная культура, когда речь идет о формировании личности, а не матрицы информационного общества, безусловно, способной увеличивать материальное благосостояние, но не духовное развитие. Ректор Кабардино-Балкарского государственного университета, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Б.С. Карамурзов писал по этому поводу: «Опыт преподавания говорит о том, что студенты технических и естественнонаучных факультетов проще и быстрее овладевают аппаратной частью фундаментальных наук - сложной математикой, суперсовременными приборами, техникой исследовательской работы, нежели идейной концептуальной стороной научных теорий. Наверное, одна из причин этого - явная недооценка курсов по философии, истории и методологии, без которых невозможно, на наш взгляд, разобраться в генезисе фундаментальной науки» [9. С. 426].

Видимо, нелишне будет в связи с этим привести слова ученых, научные интересы которых складывались в противоположных сферах - философа И.А. Ильина, физика Ж.И. Алферова.

И.А. Ильин: «Познание каких-либо объектов не должно быть только чисто логическим, рассудочным. К мыслительной работе должна подключаться жизнь сердца - вся полнота интеллектуальных переживаний. Исследуемый предмет должен быть подлинно представлен в душе исследующего, а не в сознании только, где часто преобладают мертвые мыслительные образы и концепции».

Ж.И. Алферов: «Будущее страны бесспорно в науке и технологиях. Но нельзя решать отдельно развитие науки и становление духовности людей. Научно-технический прогресс и духовность человека - это органические, взаимосвязанные понятия. Более того, высокое моральное состояние общества - это ключ к могуществу страны».

Либерально-демократическая революция в России в начале 1990-х годов провозгласила приоритет естественного права, основой которого является постулат - «каждый строит самого себя», «создает свой мир». В системе высшего профессионального образования этот постулат проявился в отмене распределения на работу лиц,

ТЯЛЫБРОКТ ВШШЕББ Ш КШБЬЛ | №6 2013 | 221

окончивших профессиональное учебное заведение, в исключении заботы вуза о судьбе молодых людей, получивших после нескольких лет напряженной учебы заветный диплом.

Это породило ряд негативных обстоятельств, среди которых неправильное отношение к своей трудовой деятельности специалистов. По среднему баллу среди самых «довольных» своим трудом специалистов с высшим профессиональным образованием - жители Дании (7,8 балла), Швейцарии (7,7), Финляндии (7,6), Кипра (7,7), Россия замыкает список - 6,14 балла. Наиболее высоко свое образование оценивают жители Финляндии, Дании, Бельгии, Норвегии, Швейцарии. Самые низкие показатели у Болгарии, Португалии, России и Германии [1. С. 11].

Американский социолог и публицист А. Гофлер, один из авторов известной концепции о постиндустриальном обществе, указывал, что человеческое понимание и мышление достаточно консервативны, не принимают безоговорочно перемены. В меняющихся обстоятельствах распространенные способы действия могут длительное время сохраняться неизменными, будучи ограждены стеной непонимания и неприятия нового.

Уже не один год руководителями вузов, промышленных предприятий, организаций ставится вопрос о возвращении распределительной системы, более отвечающей современным условиям, но сила инерции превосходит разумные предложения, они вызывают непонимание и неприятие. И от этого, безусловно, страдает дело совершенствования человеческого капитала.

Создалось парадоксальное положение: наблюдается очевидный дефицит профессиональных кадров и при этом множество активных, грамотных молодых людей не могут найти полезного применения своим способностям и знаниям - нет системы, способной помочь им реализоваться, найти свое место в жизни.

Для успешного решения задач, поставленных В.В. Путиным в Послании Федеральному собранию РФ, необходимы специалисты новой генерации, активные, хорошо образованные профессионалы. В связи с этим каждый факультет, отделение технического, естественного, гуманитарно-социального профиля должны внести корректировки в свои учебные планы и программы с учетом требований сегодняшнего дня.

Будущие менеджеры, экономисты, правоведы, философы, историки, специалисты конкретного технического и естественного профиля должны в достаточно полном объеме овладеть специальными знаниями.

Малый бизнес - это не только основа для развития экономики, но и база для формирования свободной личности.

Все вышесказанное в полной мере относится и к другой, приоритетной для сегодняшнего дня проблеме - созданию инновационной экономики на основе самых передовых технологий. Высшая профессиональная школа не стоит в этом вопросе в стороне. В частности, этому способствует повышение эффективности функционирования высших учебных заведений. В интервью корреспонденту газеты «Коммерсантъ» министр образования и науки РФ Д. Ливанов говорил: «Мы все заинтересованы в том, чтобы неэффективных вузов не было. Эту проблему можно решить разными способами. Можно повысить эффективность вузов, которые, с нашей точки зрения, работают недостаточно успешно. Либо начать организационные преобразования - объединение вузов, присоединение слабых к более сильным учебным заведениям» [10].

По нашему мнению, такой подход является вполне справедливым.

Стержневой проблемой является качественное совершенствование кадрового потенциала. И в направлении решения этой задачи необходимо предпринимать самые решительные шаги, в том числе и в сфере правоустановления в целях совершенствования человеческого капитала, воплощающего в себе глубокие знания профессионалов в избранной ими специальности, а также высокие морально-этические, нравственные качества, веротерпимость, трудолюбие, патриотизм, уважительное отношение к традиционным ценностям, обычаям народов, их исторической памяти, культуре, искусству, готовность строить гуманное, свободное общество на новой социально-политической почве.

В формировании этих качеств исключительная роль принадлежит учителю. В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию РФ в декабре 2012 г. особо подчеркнул: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать» [12]. Сильнее и внушительнее сказать невозможно.

«Сознательная ответственность за судьбу России требует от нас укрепления личности, организации души, внутренней духовной дисциплины, здоровой свободы» [2. С. 146].

Эти слова, сказанные Н.А. Бердяевым в первой половине XX в., актуальны и сегодня. К этому можно добавить, что на совершенствование человеческого капитала активно влияет наличие или отсутствие высшей цели, ради которой человек с удвоенной силой осуществляет свою деятельность.

Ф.М. Достоевский считал, что без высшей цели не может существовать человек. Высшая цель объединяет людей, что позволяет достичь наилучших результатов в любой сфере деятельности [8.С. 420].

Цели и интересы субъектов, их стремление к достижению намеченного предопределяет высокий нравственный облик людей, их стремление жить в условиях правопорядка, когда они уверены в государственной защите их прав и достоинства. Только в этих условиях возможно совершенствование человеческого капитала, столь необходимого для решения общенациональных задач.

В работе «Создание элиты» выдающийся русский мыслитель Г.П. Федотов наметил широкую программу духовного возрождения России, одним из непременных условий которого является «воспитание и специальное выращивание слоя людей, призванных быть носителями национальной культуры». Он называет этот слой элитой или духовной аристократией. Этот элитный слой должен быть создан путем отбора и концентрации самых лучших и талантливых представителей народа. Если они по-прежнему будут рассеяны в обществе, не получат должной оценки, они обречены на бесплодие. «Соберите их, - пишет Г.П. Федотов, - сделайте их участниками национальной беседы, и жизнь вспыхнет, как огонь из сухого дерева под фокусом оптического стекла» [14. С. 218, 222].

В начале 1990-х гг. возникли новые задачи. Вместе с преобразованием системы хозяйствования, построение которой началось на разрушенном социалистическом экономическом фундаменте, необходимо было менять не только привычный уклад жизни людей, сформировавшийся за долгие годы существования патронатной роли государства, но и морально-этические установки. Возникла необходимость в формировании национального мировоззрения с учетом многовекового исторического опыта, всего богатства духовной культуры прежних поколений. Гуманитарии - историки, философы, экономисты, социологи, правоведы, ведущие научно-преподавательскую деятельность, обязаны глубоко анализировать прошлое и настоящее страны, раскрывать современные тенденции, заглядывать в будущее, формировать объективное мировоззрение, гуманистическое сознании молодежи, их высокую духовность и нравственность.

Важнейшими гуманитарными науками, формирующими мировоззрение выпускников вузов, повышающими гуманизацию их сознания, являются философия, экономическая теория, история, социология, политология, педагогика, психология, литературоведение, этика и др.

Гуманистическое сознание человека - важнейшая составляющая его мировоззрения. В формировании мировоззрения важную роль играет философия. Она является древнейшей наукой. Страна ее возникновения - Древняя Греция. Дальнейшее развитие она получила в Древнем Риме, государствах Востока и Европы. С самого начала ее возникновения образовалось два направления - идеалистическое и материалистическое. Эти два направления сосуществуют, иногда в противостоянии, почти три тысячелетия. Идеалистическое направление имеет две разновидности - субъективную, признающую божественным начало всему, и объективную (абсолютного духа). Великим открытием первой половины XIX в. было учение немецкого философа Гегеля о законах диалектического развития природы и человеческого общества от абсолютного духа. Законы, им открытие, были объективными. Другой немецкий ученый Фейербах, доказал материалистическую природу законов диалектики. Маркс и Энгельс, используя открытия Гегеля и Фейербаха, сформулировали основные положения материалистической диалектики, или диалектического материализма. И идеалистическое, и материалистическое направления оказали огромное влияние на другие гуманитарные науки, на естественные науки, идеологию и политику государств.

Нас не интересуют вопросы о первичности материи или сознания. Для нас важно то, что оба направления содержат гуманистические идеи.

Философские школы еще в античности имели большое значение в формировании мировоззрения людей, гуманизации общественного сознания. В средневековой Европе, с возникнове-

222 ТКЛШРОКГ БШШБББ Ш КиББ1Л | №6 2013 |

нием гуманистического движения в XIV в., начали возрождаться и философские школы. В европейских университетах открывались философские факультеты, на которых изучались фактически все гуманитарные знания. В дореволюционной России идеалистическую философию изучали в гимназиях и духовных семинариях, университетах, где до середины XIX в. существовали философские факультеты, объединявшие несколько гуманитарных факультетов. В 1850 г. Николай I по представлению министра просвещения князя Ширинского-Шахматова запретил преподавание в университетах теории познания, метафизики, нравственной философии и истории философии. «Польза от философии весьма сомнительная, - утверждал министр, - а вред очевиден» [11.C. 14]. Вместо философских факультетов были организованы историко-философские факультеты. В дореволюционной России выросли Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.П. Вышеславцев, И.А. Ильин и др.

Таким образом, анализ показывает, что роль вузовского гуманитарного образования в гуманизации общественного сознания все более возрастает. Поэтому к этой проблеме стоит относиться весьма серьезно и взвешенно.

Литература:

1. Беллис Е. Статистический гороскоп // Солидарность. - 2008. - № 14, 9-16 апр.

2. Бердяев Н.А. Новое христианство (Д.С. Мережковский) // Бердяев Н.А. О русской философии. - Свердловск, 1991. - Т. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Кавеленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. - М.: Инфра-М, 2000.

4. Витте С.Ю. Воспоминания. - Таллин; М.: АО СКИФ Алекс, 1994.

5. Выступление В.В. Путина на совещании Союза ректоров России 6 декабря 2002 года // Бюллетень Ассоциации российских вузов. - 2002. - № IX-XII.

6. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Правительства 31 января 2013 года [Электронный ресурс] // Президент России: официальный сайт. -URL: Ийр://президент.рф.

7. Гурвич В. Не предотвратить - так возглавить. Новые конкурентные возможности не имеют границ // Россия. - 2006. - № 32.

8. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 10 т. - М., 1958. - Т. 1.

9. Карамурзов Б.С. Послесловие // Болотоков В.Х., Кумыков А.М. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины XX века. - М.: Гелиос АРВ, 2002.

10. Коммерсантъ. - 2012. - №222 (5007), 23 нояб.

11. Миронов В.В. Польза от философии весьма сомнительна, а вред очевиден // Лит. газета. - 2001. - № 48, 28 нояб.-4 дек.

12. Послание Президента В.В. Путина Федеральному Собранию РФ. Москва. Кремль. 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] // Президент России: официальный сайт. - URL: http://kremlin.ru/ transcripts/17118.

13. Таранов И.Е. Интеллектуальный труд, наука и образование. Кризис в Украине. - Харьков: Фолио, 1994.

14. Федотов Г.П. Сталинократия // Г.П. Федотов. Судьба и грехи России: в 2 т. - СПБ., 1991. - Т. 2.

15. Хапачев Ю.П. Концепция современного естествознания: курс лекций. - Нальчик: Изд-во Кабард.-Балк. ун-та, 2000.

16. Ясин Е. Наука без оборота // Рос. газета. - 2006. - 24 сент.

УДК 629.122.502:7

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕЧНЫХ ПОРТОВ

Трунин Е.Г., к.э.н., генеральный директор, ФАУ «Российский Речной Регистр», Россия, г. Москва

В статье рассматривается комплексный подход к управлению хозяйственной деятельностью речных портов, в основе которого лежит учет экономических, технологических и экологических аспектов этой деятельности. Предложены принципы построения интегрированных автоматизированных систем управления портами.

Ключевые слова: порт; управление; природопользование.

INTEGRATED APPROACH TO MANAGEMENT OF ECONOMIC ACTIVITIES OF

RIVER PORTS

Trunin E., candidate of economic, director general, FAI « Russian River Register», Russia, Moscow

This article discusses an integrated approach to management of economic activities of river ports, based on the integration of economic, technological and environmental aspects of this activity. The principles of integrated automated systems management ports are offered.

Keywords: port, management, nature management

Рост числа производственных и информационных связей между отдельными подразделениями речных портов, повышение эффективности производства, перепрофилирование и модернизация перегрузочных процессов в условиях рынка сопровождается ростом сложности процессов управления портами (см. рисунок).

Управление показано в виде треугольника, состоящего из трех «слоев». Внутри и снаружи треугольника управления циркулируют информационные потоки. Сверху вниз - управляющие воздействия, снизу верх - информация обратной связи, по горизонтали - обмен информацией между внутренними объектами одного уровня, а также между внутренними и внешними объектами. Механизм управления включает в себя управленческий персонал, компьютерные сети, финансовые, информационные и другие ресурсы. Задача управления производством сводится к рациональному управлению потоками ресурсов: материальных, энергетических, финансовых, информационных и др.

Основание треугольника - это системы сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации - информационная система (ИС). ИС представляет собой информационную модель порта, которая отображает не только его текущее состояние, но и состояние за прошедшие периоды времени. Во многих случаях

требуется хранить информацию об исходных и промежуточных материалах, технологических режимах, состоянии оборудования, сведения об исполнителях и др. в течение нескольких лет.

На вершине треугольника управления находятся руководители порта, принимающие решения и образующие системы принятия решений (СПР).

Между основанием треугольника управления и его вершиной находится среднее звено специалистов, образующее системы поддержки принятия решений (СППР). Эти специалисты выполняют многовариантные расчеты, используя полученные от руководителей значения критериев оптимальности и значения ограничений, а также полученные от объектов фактические значения контролируемых параметров производства.

Эффективное решение задач управления в настоящее время предполагает широкое привлечение средств вычислительной техники и создание на этой основе автоматизированных информационно-управляющих систем (АИУС). Анализ работ в области разработки структуры подобных систем показывает, что наиболее перспективным направлением работ в этой деятельности является создание интегрированных автоматизированных систем управления предприятиями (ИАСУП) в состав которых, как правило, входят под-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №6 2013 j 223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.