Научная статья на тему 'Методологические основы исследования готовности будущих медицинских работников к профессиональному общению'

Методологические основы исследования готовности будущих медицинских работников к профессиональному общению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратова Н. В.

Исследованы методологические основы профессионального общения будущего медицинского работника. Рассмотрено применение технологии личностно-ориентированного образования, которая предполагает реализацию как компетентностного, так и деятельностного подходов в обучении. В рамках компетентностного подхода рассмотрены коммуникативная компетентность (коммуникативная компетентность в личностной сфере, коммуникативная компетентность в социальной сфере и коммуникативная компетентность в специальной (практической) сфере) и профессиональная компетентность врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF RESEARCH OF PROFESSIONAL COMMUNICATION OF FUTURE MEDICAL WORKER

Methodological bases of professional communication of future medical worker are investigated. The application of technology of the personality-oriented education, which supposes realization as competence is considered, so activity approaches in educating. As part of the competency approach considered communicative competence (communicative competence in the personal sphere, communicative competence in social and communicative competence in the special (practical) sphere) and professional competence of a doctor.

Текст научной работы на тему «Методологические основы исследования готовности будущих медицинских работников к профессиональному общению»

Кондратова Н.В.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ

Исследованы методологические основы профессионального общения будущего медицинского работника. Рассмотрено применение технологии личностно-ориентированного образования, которая предполагает реализацию как компетентностного, так и деятельностного подходов в обучении. В рамках компетентностного подхода рассмотрены коммуникативная компетентность (коммуникативная компетентность в личностной сфере, коммуникативная компетентность в социальной сфере и коммуникативная компетентность в специальной (практической) сфере) и профессиональная компетентность врача.

Ключевые слова: коммуникативная культура, коммуникативная компетентность, деятельностный подход, профессиональная компетентность.

В современном быстро изменяющемся мире человек может жить и эффективно действовать, лишь обладая определенной психологической гибкостью, готовностью получать и усваивать новую информацию, адаптироваться к экономическим, социальным и психологическим переменам как в обществе и государстве, так и в ближайшем социальном окружении. В связи с этим для того, чтобы человек мог осознанно строить свою деятельность, в образовании необходимо предусматривать освоение студентами умений построения и организации своей деятельности. В частности, умений целеполага-ния, проектирования и конструирования, оптимального выбора индивидуального стиля собственной сначала учебной, впоследствии трудовой, профессиональной деятельности, рефлексии ее процесса и результата.

Преподаватель не должен просто «натренировать» студента в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть осмыслены и приняты, студент должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач или находить свои собственные не встречающиеся способы действия. В связи с этим мы стараемся эффективно использовать в работе активные методы обучения, как проблемные, включающие в себя проблемные ситуации, частично-поисковые, эвристические, а также учебный диалог. Эффективными являются интерактивные методы, когда внимание преподаватель акцентирует на творческий поиск и на самостоятельное решение определенной проблемы. Мы используем технологию личностно-ориентированно-

го образования, так как она предполагает реализацию как компетентностного, так и деятельностного подходов в обучении. Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом ее варианте.

Деятельностный подход в профессиональном обучении предполагает качественно иные, в отличие от традиционных, структуры взаимодействия преподавателей и студентов. Они складываются на основе самостоятельности и добровольного признания студентами стимулирующей роли преподавателя. Смысл этой технологии в том, что обучение какой-либо профессиональной деятельности может успешно осуществляться по средствам моделирования в нем предметного и социального содержания предстоящей деятельности [3,75].

Владение иностранным языком обеспечивает возможность знакомства с достижениями в профессиональной области за рубежом. Причем эта функция осуществляется через организацию всего учебного процесса, содержание самого учебного материала, его направленность, а также через методы введения этого материала и формы взаимодействия преподавателя и студентов в учебном процессе. Здесь достижение дальней стратегической цели - профессионального развития - будет тесно связано с достижением ближних тактических целей, связанных с овладением иностранным языком. Поэтому устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения иностранным языком.

Использование деятельностного подхода помогает переориентировать обучение с усвое-

ния и запоминания готовых форм знаний на процесс их получения и функционирования; формировать ведущие общеучебные умения и навыки, в частности навыки слушания, чтения, говорения, письма, поиска информации в разных источниках, особенно в словарях разного типа, навыки организации учебной деятельности.

Принимая во внимание, что важнейшим фактором, определяющим успех лечения, является взаимодействие между врачом и пациентом, развитие речевой деятельности, осуществленное в процессе языковой подготовки, приобретает особую значимость. В качестве критерия коммуникативной культуры мы рассматриваем коммуникативную компетентность. Коммуникативную компетентность специалиста можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе [4, 77-79]. В связи с этим мы различаем коммуникативную компетентность в личностной сфере, коммуникативную компетентность в социальной сфере и коммуникативную компетентность в специальной (практической) сфере.

Коммуникативная компетентность в личностной сфере подразумевает: рефлексирование собственных установок на коммуникацию (потребность, ожидание, опасение, оценка) и дальнейшее их развитие; согласование собственных интересов с интересами других; понимание самого себя как «коммуникатора»; принятие концептуальной позиции к процессу коммуникации и ее основам; использование иностранного языка с целью приобщения к языковой культуре.

Коммуникативная компетентность в социальной сфере представлена: осознанием своего участия в коммуникации; принятием решений в группе; презентацией общих результатов работы; владением коммуникативными стратегиями; обеспечением иноязычной коммуникации с учетом региональных, страноведческих и культурных особенностей.

Коммуникативная компетентность медика в специальной (практической) сфере включает: понимание и толкование специальных (профессиональных) терминов, понятий (например, в беседе с коллегами, врачами разных специаль-

ностей, медсестрами и людьми, не имеющими отношения к медицине); понимание вербальных и невербальных средств (мимика и жесты в беседе с больным); умелое обращение со специально подготовленным материалом; корректное использование иностранного языка в профессиональной сфере (понимание и высказывание на иностранном языке специальных понятий, терминов, явлений).

Главными показателями коммуникативной культуры будущего медицинского работника являются: в эмоциональной сфере - эмпатия (понимание отношения собеседника к тому, о чем он рассказывает, и к самой ситуации общения; помощь собеседнику в выражении чувств и желаний; сообщение о собственных чувствах; внимательное наблюдение за невербальными реакциями партнера; демонстрация понимания чувств другого); в когнитивной сфере - рефлексия (демонстрация готовности и желания выслушать собеседника; проверка точности услышанного; прояснение рационального компонента услышанного; самокор-рекция; подбадривание; адекватность самооценки и оценки других); в поведенческой сфере - интеракция (планирование предстоящего разговора; взятие на себя инициативы в беседе; организация целостного контакта; придание взаимодействию личностного характера; урегулирование конфликтных ситуаций; предложение совместного действия; обсуждение; согласование; выяснение и передача информации).

Особую роль в становлении компетентного специалиста приобретает толерантность как элемент составляющий профессиональную компетентность.

Значимость толерантности как профессиональной компетентности врача закреплена законодательно: в Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005гг.)», утвержденной постановлением правительства РФ (1.10.2001); Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 года, основной стратегической целью определяет «...обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании», как мы уже показали ранее, на основе толерантности как профессиональной компетентности будущего

врача. Основная идея воспитания толерантности состоит в необходимости привития каждому ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности [5,10].

Гуманитарная функция толерантности основывается на формировании ценностных ориентаций и интересов будущего специалиста с целью развития духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности [1,352;2,57]. Данная функция позволяет говорить о профессиональной компетентности врача как специалиста социальной сферы. Значимой является социально-адаптивная фун-

кция толерантности, которая реализуется в процессе поиска причин и смысла происходящего вокруг, в определении действительности, т. е. в процессе рефлексии. Эта функция реализуется в умении адекватно выстраивать стратегию профессионального поведения с учетом возможных последствий развития ситуации и процесса.

Наши исследования показали, что личнос-тно ориентированное образование создает условия для проявления личностных функций студентов-медиков, таких как выбора, самоопределения, обоснования действия, рефлексии, творчества, чувства собственного достоинства.

17.01.2011

Список литературы:

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д. - 2000. - 352 с.

2. Бондаревская Е.В. Концепция модернизации российского образования// Вестник образования. - 2002. - №3. - С. 57.

3. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 1999. - 75 с.

4. Дуброва В.П. Размышления о врачебном искусстве, или Социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. - 1999. - №3. - С. 77-79.

5. Образование: сокрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию для 21 века, представителей ЮНЕСКО. Париж - 1997. - 10 с.

Сведения об авторе:

Кондратова Н.В., аспирант кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, преподаватель Оренбургского областного медицинского колледжа г. Оренбург, ул. Ленинская, 25, e-mail: [email protected]

UDC 610 (071.2)

Kondratova N.V.

E-mail: [email protected]

METHODOLOGICAL BASES OF RESEARCH OF PROFESSIONAL COMMUNICATION OF FUTURE MEDICAL WORKER

Methodological bases of professional communication of future medical worker are investigated. The application of technology of the personality-oriented education, which supposes realization as competence is considered, so activity approaches in educating. As part of the competency approach considered communicative competence (communicative competence in the personal sphere, communicative competence in social and communicative competence in the special (practical) sphere) and professional competence of a doctor.

Key words: communicative culture, communicative competence, activity approach, professional competence.

Bibliography:

1. Bondarevskaya E.V. Theory and practice of the personality-oriented education. - Rostov on Don. - 2000. 352 p.

2. Bondarevskaya E.V. The concept of modernization of Russian education// Vestnik Education. - 2002. - №3. - P. 57.

3. Verbitsky A.A. New educational paradigm and context educating: Monograph. - M.: Research Center for Problems of quality training. - 1999. 75 p.

4. Dubrova V.P. Reflections about a medical art, or Socially-psychological factors of success of activity of doctor // Medicine. -1999. - №3. -P. 77-79.

5. Education: The Treasure: Report of the International Commission on Education for the 21 st century, representatives of UNESCO. Paris- 1997. 10 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.