Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / СОДЕРЖАНИЕ И ПРЕИМУЩЕСТВА КЛАСТЕРНОЙ КОНЦЕПЦИИ / БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КЛАСТЕРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ / МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРАМИ / КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшева Галина Артемовна

В статье исследованы содержание и преимущества кластерной концепции в экономическом развитии и повышении конкурентоспособности национальной экономики; выявлены предпосылки и экономические условия организации кластеров в Республике Беларусь. С учетом специфики экономики Беларуси и состояния гражданского общества, определены: основная цель, объекты и субъекты региональной кластерной политики, принципы ее разработки, сформулированы задачи региональной кластерной политики и даны методические рекомендации по формированию кластерной стратегии (как составной части кластерной политики) в зависимости от стадии жизненного цикла кластера, степени развития кластерных отношений, вида кластера, целей и приоритетов в формировании кластерных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшева Галина Артемовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

Приоритетным направлением инвестиционной политики областей республики в 2007-2010гг. должно стать привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инновационных проектов с использованием наукоемких и ресурсосберегающих технологий экспортной и импортозамещающей направленности.

Список использованных источников

1. Фуркад, Колет. «Новые территории» в странах с переходной экономикой как средство интеграции в мировую экономику / Колет Фуркад // Актуальные проблемы развития промышленных предприятий : теория и практика : сбор. науч. трудов, посвященный 60-летию кафедры промышленных предприятий БГЭУ, Минск, 2006 / Бел. гос. экон. ун-т. - Минск, 2006. - С. 49-59.

2. Байнев, В. Ф. Управление экономикой региона : пособие / В. Ф. Байнев, С. А. Пелих, А. М. Радевич ; под общ. ред. проф. А. С. Пелиха. - Минск : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - 214 с.

3. Балацкий, Е. Инновационные и инвестиционные факторы эффективности производства / Е. Балацкий, А. Раптовский // Общество и экономика. - 2007. - №1. - С. 3-27.

4. Регионы Республики Беларусь: статистический сборник 2006. - Минск : УП Минстата Республики Беларусь «Главный вычислительный центр», 2007. -832 с.

SAMMARI

In the article methodological questions of evaluation of innovation and investment processes on the regional level are considered: methodological toolbox of evaluation of technological production level, innovation and investment level activity allowing to conduct a categorization of regions and to reveal regularities of shaping innovations strategies is offered and approved.

УДК 658.1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Г.А. Яшева

Кластерная концепция экономического роста и повышения конкурентоспособности экономических систем получает все большее распространение в мире, что связано с процессами глобализации, развитием средств коммуникации, активным формированием сетевых структур. Она состоит в том, что сетевые структуры (кластеры товаропроизводителей1) рассматриваются в качестве важнейшего фактора повышения конкурентоспособности предприятий, регионов, отраслей и национальной экономики. Вопросы формирования кластерной политики исследовали такие ученые, как М. Портер [1], Марк Тири, Рашель Моро, Людо Петерс [5], Б. Бугнукс, Р. Ассосье [4], М. Гулати [3]. Проведенный анализ зарубежного опыта формирования кластерной политики позволил сделать следующие выводы: 1) многообразие методов обеспечения кластерной политики, которые определяются национальными особенностями и принятой кластерной концепцией; 2) кластерные политики государств различаются

1 Кластер товаропроизводителей рассматривается как сетевая организация комплементарных, территориально взаимосвязанных отношениями сотрудничества предприятий и организаций (включая специализированных поставщиков, в т.ч. услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного центра, которая связана отношениями партнерства с местными учреждениями и органами государственного управления с целью повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики.

по степени регулирования правительством процесса кластеризации; 3) методические основы формирования кластерной политики не разработаны.

Таким образом, положительный опыт кластеризации зарубежных стран, методологическая незавершенность исследований кластеров и задачи, определенные в основных программных документах Республики Беларусь по качественному преобразованию национальной экономики, вызвали необходимость разработки теоретико-методологических основ кластерной политики с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики Беларуси. Обозначенная цель исследования предопределила ряд вопросов, которые будут освещены в представленной статье: 1. Предпосылки и экономические условия создания кластеров в Республике Беларусь. 2. Методологические основы формирования кластерной политики в Беларуси.

1. Предпосылки и экономические условия организации кластеров в Республике Беларусь

Основываясь на исследованиях внешней и внутренней среды предприятий промышленности, были выявлены следующие предпосылки и источники кластеров в промышленности Республики Беларусь (таблица 1).

Таблица 1 - Предпосылки создания кластеров в промышленности Республики

Беларусь и их источники

Предпосылки Источники

1. Обострение конкуренции Глобализация

2. Создание благоприятных условий для эффективной работы рынков Законодательство, стимулирующее развитие предпринимательства

3. Соперничество и сотрудничество между субъектами Наличие формальных и неформальных связей между субъектами кластера

4. Наличие местных факторов производства Наличие специализированных учебных и исследовательских заведений, квалифицированных трудовых ресурсов, источников сырья в регионе

Источник: собственная разработка

В соответствии с разработанной методикой [2, с. 92-97], в Витебском регионе идентифицированы и построены схемы трех кластеров производителей товаров легкой промышленности - кластеров льна, обуви и одежды. Анализ конкурентоспособности кластеров (по разработанной методике) выявил наиболее конкурентоспособный кластер обуви, который получил самую высокую оценку конкурентоспособности - 0,86 (кластер льна - 0,8; кластер одежды - 0,46).

Анализ качества сетевого сотрудничества в кластерах на основе углубленных интервью с руководителями и главными специалистами предприятий (эмпирическая база для проведения исследования включала в себя 60 формализованных анкет) позволил сделать вывод, что идентифицированные кластеры является потенциальными, а не реальными. Выявлены факторы, препятствующие созданию реальных кластеров в регионе: нет отношений сотрудничества между конкурентами в области научных исследований, образования, маркетинга; непросвещенность бизнеса и власти о преимуществах кластерных связей, сетевого сотрудничества и ГЧП; не развиты партнерские отношения с местными органами государственного управления; слабые связи между предприятиями и высшими образовательными и научными учреждениями; отсутствие в Беларуси законодательной базы, регулирующей отношения ГЧП, низкая эффективность профсоюзных организаций и отсутствие некоммерческой организации, объединяющей субъектов кластера в регионе. С учетом результатов состояния сетевого сотрудничества и ГЧП в Беларуси и зарубежного опыта кластеризации разработаны основные направления формирования кластерной политики.

2. Методологические основы формирования кластерной политики в Беларуси

Кластерная политика представляет инструмент реализации системы управления конкурентоспособностью предприятий и рассматривается как деятельность органов государственного управления по разработке задач, принципов и методов стимулирования организации кластеров и развития сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства с целью повышения конкурентоспособности национальной / региональной экономики. В работе обоснована специфика кластерной политики в Беларуси (состоящая в необходимости агрегирования кластерной политики на уровне национальной экономики и региона).

Основной целью кластерной политики является формирование условий для устойчивого развития страны/региона и повышения национальной/региональной конкурентоспособности посредством организации кластеров и развития сетевого сотрудничества и ГЧП.

На основе разработанной кластерной концепции определены следующие принципы разработки кластерной политики: многоуровневость формирования политики; экономическое стимулирование сетевого сотрудничества в кластерах; организационное стимулирование сетевого сотрудничества в кластерах и государственно-частного партнерства; поддержка конкурентоспособных кластеров.

Исходя из сформулированной цели определены задачи кластерной политики: 1- стимулировать организацию кластеров в стране / регионе; 2 - формировать и развивать сетевое сотрудничество и ГЧП. Для их реализации сформулирован комплекс подзадач. В качестве объекта региональной кластерной политики предлагается система показателей, которая включает: 1) показатели экономического роста (валовой региональный продукт (ВРП) и темп роста ВРП); 2) показатели конкурентоспособности (средний уровень конкурентоспособности предприятий); 3) показатели инновационной активности (удельный вес инновационно активных организаций, доля инновационных товаров в общем объеме производства). Субъектами проведения политики являются органы управления наднационального, национального и регионального уровня. Субъектами проведения кластерной политики на региональном уровне (область, город, район) являются комитеты по экономике местных администраций и специальные правительственные органы поддержки кластеров (в настоящее время таких органов в Беларуси нет).

В качестве органа государственного регулирования процесса кластеризации в регионах предлагается создать комиссии по кластерам при областных комитетах по экономике на общественных началах и сформировать их из ведущих ученых и специалистов организаций кластерной инфраструктуры (центра поддержки предпринимательства, промышленной ассоциации, торгово-промышленной палаты, центра маркетинга), а также руководящих работников исполнительных и распорядительных органов управления на местах.

Коллегиальное управление кластерами видится в форме создания саморегулирующихся форм управления кластерами. Наиболее приемлемой юридической формой организации кластеров в Республике Беларусь является ассоциация, поскольку она обеспечивает: достижение общих целей участников объединения, производственно-хозяйственную самостоятельность и имущественную независимость членов, решение образовательных и научных задач и низкие барьеры при входе для субъектов.

Разработка кластерной стратегии является центральным этапом формирования кластерной политики. С учетом обоснованной автором типологии кластеров [2, с. 25-27] предлагаются методические рекомендации по формированию кластерной стратегии в зависимости от стадии жизненного цикла кластера, степени развития кластерных отношений, целей и приоритетов в формировании кластерных связей. Например, для возникающих кластеров предложены следующие стратегии: просвещение и популяризация кластерного подхода, обеспечение форума для конструктивного диалога между участниками кластеров, привлечение инвестиций в

кластер, экономическое стимулирование сетевого сотрудничества. Для кластеров в стадии развития - поддержка предпринимательства, расширение источников финансирования, программы трансферта технологий в кластере, проведение совместных маркетинговых исследований, разработок новой продукции субъектами кластеров. Для кластеров в стадии упадка - предоставление новых возможностей для инвестирования (банк инвестиционных проектов, новые источники финансирования, меры по привлечению иностранных инвестиций и др.).

Финансирование региональных кластерных программ в Республике Беларусь предложено осуществлять за счет средств государственного и местных бюджетов, средств предприятий и организаций, а также донорской помощи международных организаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанная методология кластерной политики в Республике Беларусь, в отличие от зарубежных исследований в этой области, учитывает особенности трансформационной экономики. Она позволит субъектам государственного управления разрабатывать и проводить эффективную кластерную политику, направленную на использование преимуществ сетевого сотрудничества и партнерства бизнеса и власти в повышении конкурентоспособности национальной экономики.

Список использованных источников

1. Портер, М. Конкуренция : пер. с англ. / М. Портер. - Москва : Издательский дом «Вильямс», 2002. - 496 с.

2. Яшева, Г. А. Кластерный подход в повышении конкурентоспособности предприятий / Г. А. Яшева. - Витебск : УО «ВГТУ», 2007. - 301 с.: ил.

3. Gulati, M. Improving efficiency of service provision - relevance of cluster approach / Mukesh Gulati // UNIDO - NEW DELHI, 2003, 3 December. - [Electronic resource]. - 2003. - Mode of access: http://www.oecd.org/daf/corporate. - Date of access: 12.08.2005.

4. Identification of experiences for the Exchange Fair of the World Congress on Territorial Development Clustering in the Textile Industry / Republic of Mauritius National Productivity and Competitiveness Council (NPCC). [Electronic resource]. 2003. - Mode of access: http://www.oecd.org/daf/corporate. - Date of access: 22.09.2005.

5. Tiri, M., Moreau, R., Peeters, L. Identification of clusters in Switzerland Analysis / Marc Tiri, Rachel Moreau, Ludo Peeters // ITEO, Limburg University, Belgium. Presentation and interpretation of first results. OECD cluster focus group workshop. [Electronic resource]. - 2000. - Mode of access: http://www.oecd.org/daf/corporate. - Date of access: 09.05.2005.

SUMMARY

In the article, the content and advantages of cluster approach in economic development and enhancement of national economy competitiveness have been examined; reconditions and economic conditions of the organization of the cluster in Byelorussia are revealed. Taking into consideration the specific character of Belarusian economy and the state of civil society the main goal, objects and subjects of the regional cluster policy and the principles of its development have been determined; the tasks of the regional cluster policy including the tasks of motivation of cluster organization, development of network cooperation in clusters and state-private partnership between clusters and state run public authorities have been formulated. Taking into account the formulated cluster concept the stages of cluster policy formation have been developed and technical recommendations on cluster strategy formation (as a component part of cluster policy) depending on the stage of cluster's life cycle, the extent of cluster relations development, cluster's kind, goals and priorities in cluster links formation have been given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.