Научная статья на тему 'Методологические основы дизайн-исследования'

Методологические основы дизайн-исследования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
15183
1277
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ БАЗА / DESIGN / RESEARCH / METHODOLOGY / RESEARCH METHOD / RESEARCH BASE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Овчинникова Раиса Юрьевна

Исследования в области графического дизайна включены во все циклы дизайн-проектирования. Они ориентированы на создание новых знаний, новых дизайн-объектов и представлены особыми методами исследования. Являясь эффективными инструментами в осуществлении дизайн-проектирования, методы исследования представляют методологическую основу исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basis of research in art design

The specifics of research in art design necessitate the use of special techniques research in the study of diverse literature. The definition of research methods depends on the specific theoretical source and can be an effective tool in the study of theoretical issues in art design, be a methodological basis of the study.

Текст научной работы на тему «Методологические основы дизайн-исследования»

ДИЗАЙН. РЕКЛАМА

УДК 658.512.23 р. ю. ОВЧИННИКОВА

Омский государственный технический университет

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИЗАЙН-ИССЛЕДОВАНИЯ_______________________________

Исследования в области графического дизайна включены во все циклы дизайн-проектирования. Они ориентированы на создание новых знаний, новых дизайн-объектов и представлены особыми методами исследования. Являясь эффективными инструментами в осуществлении дизайн-проектирования, методы исследования представляют методологическую основу исследований.

Ключевые слова: дизайн, исследование, методология, метод исследования, исследовательская база.

Исследовательская работа в области дизайна представлена теоретическими исследованиями, а также практической разработкой дизайн-объекта, включающей экспериментальные исследования, расчёты, чертежи с технико-экономическим обоснованием целесообразности и расчётно-конструкторскими данными. При этом теоретические исследования и практические разработки в области дизайна носят исследовательский характер, цель которых систематизировать, обобщить специальные теоретические знания применительно к проектируемому объекту. Так, любой дизайн-проект включает теоретическое исследование проблемы, проектной ситуации, наряду с творческой, практической разработкой дизайн-объектов. Разграничение на практику и исследование условно, поскольку изучение «теории» является средством решения практических профес-

сиональных задач и сопровождает разработку дизайн-объекта. Исследования в области дизайна могут преследовать конкретно-практическую цель в области проектируемого объекта и сопровождаться анализом проектной ситуации, аналогов и пр. Или цель исследования может состоять в систематизации, выявлении закономерностей, определении процессов в культуре и т.д. Реализация цели исследования находит выражение в следующих задачах дизайн-проектирования:

1. Расширение знаний в области гуманитарных, социально-экономических наук, их систематизация. Данная задача реализуется в работе с научной литературой, как непосредственно по дизайну, так и смежных областей художественного творчества. Особое значение приобретает здесь такая часть теоретического исследования, как анализ аналогов.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ДИЗАЙН. РЕКЛАМА

ДИЗАЙН. РЕКЛАМА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

В процессе выполнения этой части работы дизайнер может ставить задачу углубить понимание специфики выразительных средств различных видов искусства, отрабатывать умение анализировать дизайн-объекты с точки зрения их концептуального, символического решения.

Как отмечает Г. П. Щедровицкий, основатель современной школы методологии и занимавшийся теоретическими исследованиями дизайна: «Знания нужны каждому дизайнеру, желающему не только практически действовать, но также сознавать смысл, значение и ценность своей деятельности с общечеловеческой точки зрения. Это первый и необходимый элемент дизайнерского самосознания и дизайнерской идеологии» [1].

2. Более глубокое освоение методов аналитической и проектной деятельности и совершенствование навыков научно-исследовательской работы. Поскольку все мысли человек облекает в слова, придавая им вербальную форму, работа над дизайн-проектом становится инструментом развития словесного мышления.

Безусловно, графической часть проекта, является результатом аналитической работы автора, его проектного мышления, где не менее важными являются логика и способы изложения дизайн-концепции. С этой точки зрения, проект развивает проектное мышление через освоение принципов аналитической работы, как в поиске графического решения, так и в работе с текстом.

3. Отработка навыков создания художественного образа при владении методами организации творческого процесса, выполнении поисковых эскизов композиционных решений дизайн-объектов. Именно отработка навыка эскизирования и выполнения набросков в ходе практической разработки проекта позволяет с нужной оперативностью организовывать практическую работу.

Рекламным агентствам, издательским домам, креативным группам нужны специалисты, которые за секунды могут создать запоминающуюся картинку для упаковки, обложки журнала или рекламного модуля. «Дизайнер, умеющий представить работу в законченном виде, всегда создаст макет с помощью минимума средств и в разумные сроки» [2]. Эти навыки приобретают особое значение при работе с заказчиком, когда реализуется такая необходимая составляющая дизайнерской деятельности, как «продажа дизайна как товара». Умения и навыки в создании эскизов позволят предоставить заказчику определенное количество идей за короткий период времени. И именно диапазон, а также наглядность и качество предоставленных эскизов будут одними из ключевых факторов оценки профессионализма автора.

4. Демонстрация высокого уровня компетентности, самостоятельности и ответственности в условиях современного производства дизайнерской продукции. Условия для достижения данной задачи закладываются еще в период обучения, но при этом разработка вопроса целесообразности проекта с точки зрения его технического, конструкторского решения или экономического обоснования обеспечивает углубление знаний о процессе художественно-промышленного производства и полиграфических технологиях. В целом знание технологий, технологических процессов и свойств материалов позволяет дизайнерам добиться оптимальности проектного решения и максимального визуального эффекта.

Итак, работа над дизайн-проектом это познание, опыт в круге профессиональных вопросов или явлений, за счет углубления знаний и отработки определенных умений и навыков. Сбор материала является начальным этапом любого дизайн-проекта или теоретического исследования в дизайне, при этом работа с собранной информацией сопровождает весь процесс проектирования. Нельзя недооценивать значимость теоретических источников в работе. Сбор материала предполагает работу с графическими (визуальными) и теоретическими источниками по теме проекта и составление на их базе библиографии. Выделим несколько групп источников, которые формируют исследовательскую базу теоретической или практической разработки.

Первая группа — работы по теории дизайна (монографии, статьи), которые определяют методологию исследования.

Вторая группа источников затрагивает широкий круг проблем, посвященных массовой культуре (характеристике, формированию, нормативно-ценностному содержанию и социальным функциям ее объектов), потребительскому поведению, эстетике предметной среды. Такие источники позволяют разобраться в условиях проектной ситуации, в потребительских типах и отношениях между потребителем и объектом.

Третья группа — конкретно-практические исследования графического дизайна отечественными и зарубежными авторами. Это работы, в которых иллюстративная составляющая преобладает над текстовой. Как правило, такие исследования касаются определенного направления дизайн-графики: плаката, персонажа, товарного знака, публикаций и пр. Эти издания имеют особую значимость, поскольку могут дать представление о тенденциях в графическом дизайне, используемых приемах, технологиях, материалах и т.д.

Итак, выполнение исследования начинается с работы над источниками: с подбора монографической и периодической литературы, а также визуальных источников по теме исследования. Они позволят сориентироваться в истории и современном состоянии проблемы, определить оптимальную методику выполнения работы. Полагаем, что именно первые три группы источников составляют исследовательскую базу дизайн-проектирования. Работа с этими источниками позволяют находить интересные идеи и формировать базу для теоретического анализа.

Четвертая группа источников — это каталоги и альбомы, т.е. полностью иллюстративные издания, без какого бы то ни было описания. В работе над проектом они формируют на основе аналитических исследований уровень визуальных представлений об «идеальном« объекте в своей области, демонстрируя, что уже создано. К этой группе источников также можно отнести интернет-сайты дизайнеров, дизайн-студий и рекламных агентств, демонстрирующих свои работы.

Перечисленные группы представляют, прежде всего, классификацию печатного материала по дизайну или созданных на его базе электронных версий книг, журналов и пр. При этом, конечно, нельзя исключать Интернет, с его большим количеством статей, заметок отечественных и зарубежных авторов, которые могут быть представлены в блогах, Интернет-журналах и т.д.

Шестая группа источников носит эмпирический характер и представлена сведениями, полученными в результате маркетинговых исследований, инстру-

метод

Рис. 1. Метод синтеза и обобщений

Рис. 2. Метод классификации, метод сравнений, системный и типологический методы

Рис. 3. Метод стилистического анализа

ментов исследования рынка. Данная группа источников является исходной базой для аналитической части дизайн-проекта: анализа проектной ситуации, аналогов, целевой аудитории, исследования потребностей заинтересованных лиц и экономического обоснования дизайн-решения. Перечислим основные инструменты исследования рынка, которые можно использовать в рамках практического проектирования: личные интервью; Интернет-опросы, предполагает создание веб-странички, где респондент может ответить на вопросы; фокус-группы, предполагает проведение дискуссии, во время которой 7 — 10 респондентов, подобранных по определенным признакам, обсуждают определенную проблему. Данный метод позволяет выявить психологические установки, особенности восприятия, потребности, мнения о ценах и т.д.; метод «подставного клиента», предполагает посещение организаций (фирм) «подставным» клиентом и сбор необходимой информации; сегментация, предполагает деление потребителей и ком-

паний. Сегментация потребителей может быть осуществлена на основе демографической информации (возраст, пол, образование, доход, род деятельности) или психологической (стиль жизни, социальная установка). Для сегментации компаний используются критерии: тип бизнеса, его размер, отрасль, количество служащих, денежный оборот, типы обслуживаемых потребителей. Данный метод используется для изучения потребителей, спроса, деятельности конкурентов.

Значимость полученных сведений определяется спецификой дизайн-проектирования, поскольку любая дизайн-разработка должна быть актуальной в условиях рыночной экономики.

В ходе исследования при работе с источниками могут быть использованы следующие методы:

— метод синтеза и обобщений (рис. 1): в теоретической части дизайн-проекта при сопоставлении и интеграции принципов, идей и результатов отечественных и зарубежных исследований;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ДИЗАЙН. РЕКЛАМА

ДИЗАЙН. РЕКЛАМА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

метод

Рис. 4. Метод индукции

метод

Рис. 5. Метод дедукции

метод

Рис. 6. Исторический метод

— метод классификации, метод сравнений, системный и типологический методы (рис. 2): используются для анализа объектов графического дизайна;

— метод стилистического анализа (рис. 3): используется для определения визуальных особенностей анализируемых объектов;

— метод индукции (рис. 4): если теоретическая часть строилась на базе конкретного визуального материала;

— метод дедукции (рис. 5): если сначала изучалась теория вопроса, а потом она рассматривалась в применении к конкретным случаям;

— исторический метод (рис. 6): если в ходе дипломного проектирования необходимо обращение к историческому контексту, установление некой хронологии или этапов.

Какие-то методы могут быть определены в начале работы над проектом, другие будут обозначены после выполнения его основной части.

Итак, сбор материала и работа с ним при использовании определенных методов предваряет работу над практической частью дизайн-проекта и над теоретическим исследованием и продолжается в процессе всей деятельности. Каждый этап проектирования предполагает работу с определенной группой источников. Если вначале, в период разработки дизайн-концепции работа, в основном осуществляется с теоретическими источниками, то при выполнении графической части проекта наибольшее значение приобретают конкретно-практические издания и каталоги, которые выполняют не только просветительскую функцию, но и служат творческим стимулом для работы над проектом. На заключи-

тельном этапе, когда графическая часть проекта выполнена и требуется обосновать дизайн-решение, изложить его содержание в пояснительной записке, опять возрастает роль теоретических источников.

Итак, дизайн-проектирование является такой сферой деятельности, в которой проектное мышление, а также навыки исследовательской работы обусловливают друг друга. Однако, как было представлено, существует необходимость в определении методологической базы исследований. В этой связи полагаем, что методологические основания дизайн-исследований обусловлены задачами и методами исследований.

Библиографический список

1. Щедровицкий, Г. П. Наука и методология науки дизайна (Основные области теоретического исследования дизайна) [Электронный ресурс] / Г. П. Щедровский. — Режим доступа: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/58 (дата обращения: 26.11.2012).

2. Кнабе, Г. Путь в дизайн [Электронный ресурс] / Г. Кнабе. — Режим доступа: http://www.publish.ru/articles/ 4394794/text/4052027.html (дата обращения: 26.11.2012).

ОВЧИННИКОВА Раиса Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».

Адрес для переписки: o-r-u@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.11.2012 г.

© Р. Ю. Овчинникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.