Научная статья на тему 'Методологические основы анализа и диагностики потенциала развития муниципального образования'

Методологические основы анализа и диагностики потенциала развития муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигалова Н. Е.

В статье автор рассматривает методологические основы анализа и диагностики потенциала развития муниципального образования, исследует составляющие потенциала территории, критерии и индикаторы его оценки, предлагает направления анализа и диагностики потенциала развития муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF THE ANALYSIS AND DIAGNOSTICS OF THE POTENTIAL OF THE DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL FORMATION

The brief summary. In the article the author examines methodological bases of analysis and diagnostics of the potential of the development of the municipal formation, investigates the components of the potential of the territory, criteria and indicators of its estimation, offers directions of the analysis and diagnostics of the potential of the development of the municipal formation.

Текст научной работы на тему «Методологические основы анализа и диагностики потенциала развития муниципального образования»

УДК 658.012.12

Н. Е. Жигалова, к. э. н., доцент, В ГАВТ. 603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье автор рассматривает методологические основы анализа и диагностики потенциала развития муниципального образования, исследует составляющие потенциала территории, критерии и индикаторы его оценки, предлагает направления анализа и диагностики потенциала развития муниципального образования.

Основой развития всякой системы, прежде всего, является имеющийся потенциал элементов, входящих в данную систему. На рис. 1 приведена модельная схема элементов потенциала, составляющего муниципальное образование.

Потенциал ресурсный, функциональный, структурный, человеческий (кадрово-персональный) и форм их взаимодействия образуют потенциал системы в целом, обеспечивающий запас устойчивости организационного развития муниципального образования в среде по отношению к внешним воздействиям. В.Н. Лесин и А.Н. Швецов приводят три основных элемента, составляющих основу потенциала территории, в том числе: хозяйственный (производительные силы), природно-ресурсный и социальный.

Потенциал - это возможность, способность, которая в соответствующих условиях может перейти в действительность.

Потенциал, заложенный в историческом прошлом, - это неиспользуемые сегодня производственные фонды, полученная ранее квалификация кадров, энергетические мощности, пахотные земли, простаивающие предприятия, исследовательские учреждения и многое другое. Каждое муниципальное образование (регион) имеет свой потенциал.

Потенциал развития муниципальных образований может быть структурирован в соответствии с рядом укрупненных сфер социокультурной и хозяйственной деятельности. Интенсификация и комплексное использование всех видов потенциала может вызвать синергетический эффект, способный обеспечить ускорение социально-экономического развития территории (рис. 2).

Анализ экономического потенциала может быть проведен с использованием индикаторов, представленных на рис. 3.

Емкость размещения определяется ресурсными ограничениями, при этом если ка-кой-либо ресурс ограничен (дальнейшее расширение экономической деятельности невозможно при этом значении ресурса), то оценивается возможность расширения ресурса. Для расширения ресурса могут потребоваться капитальные затраты. Например. исчерпаны производственные мощности в животноводстве, т. к. отсутствуют помещения, низка кормовая база и др. Для развития необходимы инвестиции в строительство ферм, а также приращение посевных площадей под кормовые культуры. Капитальные затраты при этом должны окупаться эффективностью последующей экономической деятельности.

Таким образом емкость размещения можно увеличить за счет дополнительных затрат (как правило инвестиций), но эти затраты должны быть окупаемы.

В отдельных случаях (в связи с ограничениями по природным ресурсам) восстановление емкости размещения невозможно, тогда территория деградирует (к примеру, старые угледобывающие районы).

Оценка уровня экономического развития проводится по подушевым показателям производства по отраслям, по налоговому потенциалу, уровню жизни. Экономиче-

ский потенциал характеризуется экономическими резервами, возможностями муниципального образования при использовании комплекса ресурсов, имеющихся на территории, которые должны быть выявлены в процессе аналитической деятельности.

Рис 1. Потенциал муниципального образования и его составные элементы

Рис. 2. Схема взаимодействия потенциалов муниципальных образований

Возможность создании

Рис. 3. Индикаторы экономического потенциала территории

Измерить экономический потенциал количественно не всегда возможно, поэтому чаще всего оценивают его качественные составляющие: развитие деловой инфраструктуры, научно-технологический, экспортный потенциал, межтерриториальное взаимодействие, внутритерриториальную кооперацию, прогрессивность отраслевой специализации, глубину технологической переработки сырья, возможность развития способов добычи полезных ископаемых и др.

Определение индикаторов экономического потенциала требует использования экспертных оценок и специальных наблюдений. Экспертная диагностика - специальная отрасль аналитических исследований, которая базируется на непосредственном наблюдении за объектом. Результаты наблюдения описываются с использованием эмпирических данных, и таким образом проверяются гипотезы, выдвинутые до проведения исследования.

При анализе уровня социально-экономического развития муниципальных образований могут использоваться абсолютные и относительные значения (темпы роста) совокупного общественного продукта, национального дохода (по сумме валовой или чистой продукции отраслей материального производства), их доля в совокупном общественном продукте или национальном доходе в расчете на душу населения (в сопоставлении со средним по РФ или региону уровнем), стоимость основных фондов, объемы капитальных вложений, валовая и чистая прибыль, конечное потребление, валовое национальное сбережение, чистые кредиты (чистые долги), доходы и расходы бюджета и т. п. Аналогичные показатели определяются в разрезе отраслей.

В настоящее время в структуре статичных и динамичных статистических данных доля негосударственного сектора экономики остается недопустимо малой. Вообще, чем беднее регион, тем больше будет разрыв между статистической картиной, составленной с использованием официальных статистических данных по экономике территории, и реально существующей ситуацией. Поэтому необходима разработка и использование других методологических приемов, таких как исследование предприятий негосударственного сектора различными ведомствами в структуре правительства, что позволит дополнить официальную статистическую картину экономического положения муниципального образования.

Однако необходимо отметить, что, чем более детализированной является схема представления информации по единицам территориального деления, тем более внимательным должен быть аналитик при определении объема выборки.

Очень ценным представляется анализ экономических показателей деятельности ведущих предприятий муниципального образования, так как оценка полученных результатов позволяет муниципальным органам власти прогнозировать случаи потенциального нарушения экономического равновесия, делает возможным принятие превентивных мер.

При проведении анализа изучается сложившаяся структура промышленности, сельского хозяйства и других отраслей (используются показатели валовой, товарной, чистой продукции, численности занятых, стоимости основных фондов), определяется ее влияние на уровень развития и показатели муниципальной эффективности производства. Рассматриваются структурные сдвиги, дается их оценка с точки зрения соответствия природным, трудовым, материальным ресурсам, требованиям научно-технического прогресса, социальным и экологическим условиям территории.

Определяющими показателями производственного потенциала территории являются объемы производства, величина и структура основного капитала, трудовые ресурсы (таблица 1).

Анализ показывает, что наиболее эффективными отраслями в Нижегородской области являются промышленность, транспорт и торговля. Наиболее фондообеспечен-ными - ЖКХ, транспорт и промышленность. Аналогичный анализ выполняется по районам области.

Для каждого муниципального образования необходимо проанализировать степень устойчивости структуры.

Научная концепция устойчивости и устойчивого развития экономики республик в составе РФ, областей, краев, автономных образований, а также городов и районов, по мнению Ю.П. Алексеева и Б.Е. Шпилева, включает:

- теоретическое представление об устойчивости как универсальном свойстве социально-экономических систем, заключающихся в их способности выполнять свои функции в условиях негативного воздействия;

- выделение устойчивого развития экономики территории в качестве специфического объекта управления в рыночной модели хозяйствования;

- критерии и индикаторы устойчивого развития, а также обоснованные цели и задачи управления для муниципальных образований (регионов) разных типов развития;

- обобщенные выводы о перспективных методах стабилизационной деятельности федерального центра, субъектов РФ, структур местного самоуправления, а также путях оптимизации внутренних и внешних экономических пропорций.

Устойчивая структура характерна для староосвоенных территорий с давно сложившейся и почти стабильной структурой производства. Неустойчивая структура характерна для районов с интенсивным экономическим ростом, а также в неразвитых районах с незначительными объемами инвестирования. Формирующаяся структура наблюдается во вновь осваиваемых районах, либо в случае восстановления после разрушения экономического потенциала.

Для оценки устойчивого развития экономики Нижегородской области применен подход, основанный на использовании верхних и нижних пороговых значений индикаторов устойчивого развития экономики [2].

Таблица 1

Отраслевая структура производственного потенциала Нижегородской области

(по данным 2002 года)

Офасли экономики Структура в процентах

Основной капитал Объемы производства Численность работающих

Всего в области, в том числе: 100 100 100

- промышленность 27,4 51,2 30,5

-АПК 6,4 5,5 8,5

- строительства 1,5 4,6 6,0

- транспорт и связь 17,1 7,1 6,8

- торговля 1,8 17,9 15,5

-ЖКХ 34,1 2,0 4,8

- образование, наука и культура 6,6 5,9 12,5

- здравоохранение 2,7 5,6 6,7

- прочие 2,4 0,2 8,9

В качестве критериев нижней границы были использованы показатели социально-экономического развития территории в том году, который предшествовал началу положительных изменений в экономике страны и области. Конечно, в данном допущении есть значительный элемент условности, поскольку позитивная динамика последних лет являлась крайне неустойчивой.

Динамика показателей, выбранных в качестве индикаторов устойчивого развития экономики области, приведена в табл. 2.

Таблица 2

Динамика показателей - индикаторов устойчивого развития

Перечень индикаторов 1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год

1. Социальные индикаторы

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 20,8 33,8 35,4 27,2 23,1 22,7

Децильный коэффициент 6,49 3,82 9,07 8,86 9,23 10,38

Соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума, раз 1,8 1,3 1,25 1,88 1,93 1,94

Уровень безработицы (по методики МОТ), % 5,7 6,2 12,0 16,5 нет данных нет данных

Коэффициент депопуляции 2.4 2,5 2,5 2.4 2,38 2,2

Уровень потребления алкоголя в год, л/чел. около 16 литров абс. алкоголя на человека

2. Экономические индикаторы

Объем ВРГ1 на душу населения, тыс. руб. 14,0 21,4 30,8 44,5 55,01 68,6

Доля ввоза продуктов питания, % 57,6 56,4 50,2 51,5 51,1 50,4

Степень износа основных фондов в промышленное™, % 54,1 54,1 53,1 55,2 55,0 55,5

Доля инвестиций в основной капитал 6,2 9,1 9,2 7,7 5,8 7,1

3. Экологические факторы

Объем финансирования на охрану окружающей среды, % в ВРП 0,06 1,5 3,0 1,4 1,5 1,5

В силу указанных выше обстоятельств в качестве нижнего предела устойчивого развития экономики области при выполнении практических расчетов принято наименьшее (наихудшее) значение показателей - индикаторов в гечение анализируемого периода.

Второе (верхнее) пороговое значение является обобщением мировой практики и результатов исследования отечественных авторов в этой области (табл. 3).

Оценивая изменение показателей - индикаторов в динамике, можно охарактеризовать ситуацию как состояние неустойчивого развития.

С помощью анализа рыночного (конкурентного) профиля территории удается оценить относительную значимость для территории отдельных факторов среды. Каждому из них экспертным путем дается оценка его важности для территории (отрасли) - высокая, средняя, низкая - и уровня использования фактора (сильное, среднее, слабое).

По проведенной оценке можно сделать заключение, какие из факторов среды имеют наибольшее значение для территории, а какие заслуживают меньшего внимания. Результаты вносятся в таблицу для анализа. К основным факторам развития территории можно отнести: рыночную конъюнктуру: текущее состояние экономики, деловой климат, перспективы роста территории; институциональные рынки: наличие инфраструктуры для развития бизнеса; транспортно-географическое положение; трудовые ресурсы: возрастной состав, безработица, качество трудовых ресурсов, их квалификация и профессионализм; научно-технический потенциал территории; финансово-экономические факторы: условия для инвестиций, баланс доходов и расходов, уровень рентабельности хозяйствующих субъектов.

Организационные факторы включают в себя: эффективность системы управления, существующие отношения между уровнями власти, отношения власти и хозяйствующих субъектов, наличие стратегии развития территории и программ социально-экономического развития, степень участия общественности в процессе управления развитием территории, место территории и ее отраслей среди других территорий (отраслей).

Таблица 3

Оценка траектории развития экономики области

Перечень индикаторов Нижнее пороговое значение Траектория развития экономики области Верхнее пороговое значение

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 35,4 Зона неустойчивого развития гч 7-10

Децильный коэффициент 10,38 8-10

Соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума, раз 1,94 2,5 '

Уровень безработицы (по методике МОТ), % 16,5 10,0

Коэффициент депопуляции 2,5 1,0

Уровень потребления алкоголя в год, л/чел. 16,0 , > 8.0

Объем ВРП на душу населения, тыс. руб. 14,0 Л/ ср. по Российской Федерации

Доля ввоза продуктов питания, % 57,6 30,0

Степень износа основных фондов в промышленности, % 55,5 50,0

Доля инвестиций в основной капитал 5,8 25,0

Объем финансирования на охрану окружающей среды, % в ВРП 0,06 5,0

Для обеспечения стабильного и динамичного социально-экономического развитие в условиях трансформации территория должна знать свои основные конкурентные преимущества. Здесь, с нашей точки зрения, наибольшие возможности заключены в методе позиционирования основных показателей развития (анализ текущего состояния территории, хозяйствующего субъекта при сопоставлении с другими). Оно помогает территории выявить, на каких направлениях деятельности и рынках сбыта данному муниципальному образованию целесообразно играть роль лидера, на каких действовать в режиме партнерства, а с каких уйти.

Большое значение придается анализу экспортного потенциала муниципальноес образования, структуре экспорта и импорта, стоимостному и видовому сопоставлению с экспортным потенциалом РФ. При этом оценивается соответствие масштабов и структуры экспорта и импорта современным и перспективным требованиям социально-экономического развития; определяются возможности увеличения экспортной: потенциала и совершенствования его структуры на основе рационализации использования природного сырья, промышленных отходов, углубления их переработки и увеличения производства конечной продукции различными отраслями промышленности Рассматриваются также возможности увеличения экспорта интеллектуальной продукции (технологий, результатов научных исследований, патентов, лицензий и т. д.) анализируется динамика доходов от внешнеэкономической деятельности и выявляются причины их изменения.

При анализе экономического и социального положения муниципального образования полагаем целесообразным производить оценку открытости экономики терри-

тории, которая характеризуется коэффициентами, связывающими ввоз, вывоз, производство и внутритерриториальное потребление.

Обозначим V - вывоз продукции, \у - ввоз продукции, g - объем производства, тогда:

- коэффициент вывоза (или коэффициент товарности территориального производства):

V, = — (1)

%

- коэффициент ввоза (доля ввоза к общему потреблению продукции в районе (городе):

V, = —=— (2)

g - V + w

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- коэффициент товарообмена:

V + \У

+ Ж = --(3)

ё

Коэффициенты Уу и У* можно определить как по отдельным отраслям, так и в целом по территории. Их значения находятся в пределах от 0 до 1,0. Значения коэффициента Уу+Ш для экономики региона могут быть больше 1.0.

Для ясного понимания экономических процессов, происходящих в муниципальном образовании необходимо дифференцировать показатели экономического роста (рост, оживление, стагнация, депрессия) и сопоставить их со средними показателями по данному типу территорий.

Для характеристики экономического роста могут служить показатели инвестиционной активности территории. Это темпы роста инвестиций, распределение по видам капитальных вложений в отраслевую структуру инвестиций (здания и сооружения, машины, оборудование и др.).

Предполагается, что в муниципальном образовании функционирует территориальный .мультипликатор роста. То есть экономический рост в базовой отрасли муниципального образования транслируется на обслуживающие и вспомогательные отрасли и виды деятельности. И, напротив, мультипликатор спада вызывает падение производства в смежных и обслуживающих отраслях, и даже угасание экономической деятельности. Отсутствие мультипликативного процесса характерно для стагнирую-щей экономики территории, при достижении равновесия роста или спада, а также в районах с дойдустриалышм развитием.

Для описания динамических качеств территории также используется экспертная диагностика в сочетании с методами типологизации и кластеризации.

Анализ рекреационных ресурсов осуществляется для определения потенциальных возможностей развития рекреации, в том числе иностранного туризма. При этом учитываются уникальность природных ландшафтов и экологическая обстановка в муниципальном образовании, памятники истории и архитектуры, культурные центры, наличие и возможности организации новых спортивных центров и разнообразных форм туризма.

При проведении анализа необходимо оценить текущее состояние территории, перспективность отраслей промышленности в целом и обозначить позицию отдельных хозяйствующих субъектов с точки зрения их вклада в развитие муниципального образования.

В первую очередь предлагается выяснить, в каком состоянии находится территория по уровню собственных доходов и доле производимой продукции в общем объеме ее в муниципальном образовании, регионе или стране.

Первый критерий (У) рассчитывается как отношение суммы собственных доходов бюджета территории (Д). т. е. сумма налоговых и неналоговых поступлений, к расходной части бюджета (Р):

У = Д/Р (4)

Второй критерий определяется отношением производимой продукции территории к общему объему ее в регионе (стране). Модель "уровень собственных доходов - доля в объеме продукции" отображает позиции конкретной территории в стратегическом пространстве.

Рассмотрим предлагаемый подход к оценке хозяйствующих субъектов территории исходя из их вклада в развитие территории. В основе подхода лежит обоснованное предположение, что чем больше хозяйствующий субъект вкладывает в развитие территории в сравнении с потреблением услуг, финансируемых из бюджета территории, и чем больше его доля в общем объеме производимой продукции, тем сильнее позиции хозяйствующего субъекта и весомее вклад в развитие территории.

При этом используются два критерия: эффективности деятельности хозяйствующих субъектов территории; доля хозяйствующего субъекта в общем объеме производимой продукции на территории.

Критерий эффективности определяет степень вклада хозяйствующего субъекта (ФБ) в развитие территории посредством отчислений налогов в ее бюджет, финансовых вложений на благоустройство, социальные объекты, оказание спонсорской помощи социальным учреждениям:

Кэ= (ФБ - У Б) / РБ (5)

УБ - показатель оказания услуг, финансируемых из бюджета территории, хозяйствующему субъекту либо его работникам, РБ - расходы бюджета территории.

Доля хозяйствующего субъекта в общем объеме производимой продукции на территории определяется отношением объема его продукции к общему объему произведенной на территории промышленной продукции.

Анализ эффективности государственного стимулирования хозяйствующих субъектов. Одним из направлений любой стратегии социально-экономического развития территории обычно является стимулирование хозяйствующих субъектов территории, реализующих приоритетные стратегические задачи. В связи с этим необходимо выработать критерии ранжирования субъектов хозяйственной деятельности в зависимости от их участия в территориальном воспроизводственном процессе. В основе предлагаемого подхода лежит принцип сбалансированности потребления хозяйствующим субъектом услуг, финансируемых из бюджета, и степенью его финансовых вложений на развитие территории.

Данный подход к оценке экономического потенциала территории и предлагаемые критерии оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов и проектов позволяют унифицировать аналитические процедуры и дают возможность при изменении стратегических приоритетов вводить новые критерии и показатели, используя заложенные в методике принципы.

Список литературы

[1] Гафуров И.Р. Методология разработки стратегических программ социально-экономического развития территории. - Казань: Изд-во КГУ, 2003.

[2] Разработка и реализация стратегического плана социально-экономического развития территории: методология, опыт, проблемы / Под ред. Б.П. Шулындина. - Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2005.

[3] Региональная экономика / А.П. Градов, Б.И. Кузин, М.Д. Медников, A.C. Соколицин. -СПб.: Питер, 2003. - 222 е.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»),

[4] Региональная экономика и управление: Учебное пособие / A.A. Воронина, Л.Н. Лисовцева, Б.Г. Преображенский. Н.И. Рогачева и др.- Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. - 207 с.

[5] Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М П. Победина, Г.Б. Поляк и др./ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 519 с.

METHODOLOGICAL BASES OF THE ANALYSIS AND DIAGNOSTICS OF THE POTENTIAL OF THE DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL FORMATION

N. E. Zhigalova

The brief summary. In the article the author examines methodological bases of analysis and diagnostics of the potential of the development of the municipal formation, investigates the components of the potential of the territory, criteria and indicators of its estimation, offers directions of the analysis and diagnostics of the potential of the development of the municipal formation.

УДК 658.012.12

Н. Е. Жигалова, к. э. н., доцент. ВГАВТ. 603600. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТЕРРИТОРИИ

В статье автор рассматривает некоторые особенности анализа конкурентоспособности на территориальном уровне управления. Выявляет факторы, определяющие конкурентные преимущества муниципального (регионального) развития Обобщает подходы

к диагностике конкурентных преимуществ территорий и хозяйствующих субъектов.

При конкурентном развитии территории местные органы управления стремятся обеспечить собственное динамичное устойчивое развитие, которое на долгосрочной основе формирует условия повышения доходов населения и бизнеса, функционирующего в муниципальном образовании (регионе), снижения уровня нищеты, стабилизации политических и социальных условий. На этом основании направлениями конкуренции выступают:

- жизнеобеспечение (создание современной инфраструктуры жизнеобеспечения населения муниципального образования);

- привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

- сохранение имеющихся производственных мощностей;

- коммунальные услуги и услуги общественного сектора (совершенствование набора и качества коммунальных услуг и услуг общественного сектора и снижение цен на них);

- использование информационных технологий (развитие информационной инфраструктуры, стимулирование применения новых решений в сфере информационных технологий и Интернета);

- наличие квалифицированной и высокообразованной рабочей силы;

- ответственное и эффективное муниципальное управление (повышение открытости местной власти, развитие партнерства местных властей и частного сектора, использование лучшей практики муниципального управления).

Основной упор делается на создание таких новых местных преимуществ, которые создают благоприятные условия для развития рыночной инфраструктуры, процесса инвестирования, снижения издержек производства и сбыта, повышения ассортимента продукции (схема 1).

Усилия, направленные на развитие рыночной инфраструктуры, в современных российских условиях становятся одним из основных факторов развития территории в целом. Социально-экономическое развитие зависит от того, насколько широко представлены в регионе банковские, страховые, консультационные, инвестиционные и другие институты. В современных условиях именно это способствует внедрению инновационных идей, гибкости и адаптивности всего экономического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.