Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКМЕОЛОГИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКМЕОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специфичность / методология / акмеология / субъективность / профессионализм / личность / исследования / SPECIFICITY / METHODOLOGY / ACMEOLOGY / SUBJECTIVITY / PROFESSIONALISM / PERSONALITY / RESEARCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Неткачева Н.А.

Методология - это учение о научных принципах и методе познания. Первоначально методология стала предметом философской рефлексии и выступала как система социально апробированных принципов и правил познания в их соотношении с законами объективной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF AKMEOLOGII

Methodology- is the doctrine of scientific principles and method of cognition. Initially, the methodology became the subject of philosophical reflection and acted as a system of socially approved principles and rules of cognition in their relation to the laws of objective reality.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКМЕОЛОГИИ»

УДК 159.9

Неткачева Н.А. студентка 5 курса Филиал ДГУ в городе Кизляр научный руководитель: к.п.н., доц. Шарбузова Х.З.

старший преподаватель Шуруха Т.А.

Netkacheva N. A.

5th year student DSU branch in the city of Kizlyar Scientific guidelines K.P.N.Assoc. Arbuzova Hz

Senior lecturer Suruga T. A.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКМЕОЛОГИИ METHODOLOGICAL BASES OF AKMEOLOGII

Аннотация: Методология - это учение о научных принципах и методе познания. Первоначально методология стала предметом философской рефлексии и выступала как система социально апробированных принципов и правил познания в их соотношении с законами объективной действительности.

Ключевые слова: специфичность, методология, акмеология, субъективность, профессионализм , личность, исследования.

Abstract: Methodology- is the doctrine of scientific principles and method of cognition. Initially, the methodology became the subject of philosophical reflection and acted as a system of socially approved principles and rules of cognition in their relation to the laws of objective reality.

KEY WORDS: SPECIFICITY, METHODOLOGY, ACMEOLOGY, SUBJECTIVITY, PROFESSIONALISM, PERSONALITY, RESEARCH.

Методология носит общий характер, но все же она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Иными словами, методология выступает в качестве общей системы объяснительных принципов или подходов к познанию и позволяет определять, как при данном предмете и объекте проводить научные исследования. Разработка методологического основания акмеологии началась с момента ее формирования как науки. Специфичность предмета, объекта и целей акмеологии заставили исследователей сконцентрировать свое внимание на принципах и способах познания. В результате проведенных теоретико-методологических исследований, объединенных общей идеей прогрессивного развития зрелой личности при достижении вершин в развитии и поиске соразмерности социальных и жизненных изменений личностным свойствам человека, была обоснована система методологических принципов акмеологии. Хотелось бы отметить, что в научных исследованиях при решении методологических проблем понятия «принцип» и «подход» нередко разделяют. Например, можно встретить

термины «системный подход» и «принцип системности». Поясним нашу позицию в этом вопросе:

♦ принципом в науке называют основное исходное теоретическое положение, руководящую идею;

♦ подход - это особый синтез знания, базирующийся на определенных принципах.

Таким образом, между подходом и принципом существуют самые тесные связи. Некоторые признанные ученые -психологи и философы их практически отождествляют. В частности, известный отечественный психолог К. К. Платонов так и писал: «Системный подход - это принцип психологии, заключающийся в понимании каждого человека как системы». Проведенные теоретические и методологические исследования позволили обосновать и описать акмеологическое содержание общих и частных методологических принципов, которые являются основополагающими для акмеологии. Это в первую очередь следующие принципы: ♦комплексности; ♦системности; ♦субъекта; ♦детерминизма;

♦социальной детерминации личности; ♦принципы развития, гуманизма.

Принцип комплексности, или комплексный подход, нацелен на интеграцию знания о различных качествах, свойствах и состояниях человека и различных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность. Разработка комплексного подхода связана с именем Б. Г. Ананьева, который сформулировал задачу целостного подхода к изучению человека и интеграции знаний о нем. Комплексный подход в акмеологии нацелен на интеграцию разноуровневого знания о закономерностях и механизмах прогрессивного развития человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности.

Системный подход отличается от комплексного, хотя очень тесно связан с ним. Основная его идея заключается в изучении объекта как целого, но состоящего из разных взаимосвязанных элементов, упорядоченного и сложноорганизованного. Системный подход появился и активно разрабатывался в кибернетике (Л. Берталанфи,), общей теории систем (Моисеев, В. Н. Садовский, В. Кинг), философии (В. П. Кузьмин, Э. Г. Юдин и др.), физиологии (П. К. Анохин, К. В. Судаков и др.). В частности, при рассмотрении прогрессивного личностно-профессионального развития можно вполне обоснованно говорить о существовании акмеологической системы профессионализма. Данная система является многоуровневой, описываемой уровнями развития личностных свойств и профессионализма.

Субъектный подход. На данном этапе он нередко провозглашается как парадигмальный для акмеологии, рассматривается как главный, определяющий. Данный принцип основан на идее С. Л. Рубинштейна о

субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся через потребность и способность совершенствования человека. Хотя, по образному выражению А. В. Брушлинского, «...настоящая личность всегда является субъектом».

Принципы психологического детерминизма и развития разработанные в психологии, можно смело считать также имеющими выраженное акмеологическое содержание. Специфика принципа детерминизма в акмеологии проявляется по нескольким направлениям. Первое состоит в том, что акмеология внутренние условия личности рассматривает как побудительные причины и детерминанты развития. Второе - движущей силой развития является сама личность. Третье - процесс

совершенствования личности имеет двойную детерминацию: внутреннюю (раскрытие потенциала) и внешнюю (осознаваемые и принимаемые внешние воздействия). При этом социальная детерминация все более переходит на индивидуальный уровень. Принцип развития в акмеологии понимается, если так можно выразиться, однонаправленно - ориентация только на прогрессивное развитие, на самосовершенствование личности.

Следующий важный методологический принцип заключается в необходимости изучения человека в его прогрессивном развитии как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности. Этот принцип применительно к главной задаче нынешнего этапа становления акмеологии предполагает изучение развития профессионализма в многообразии личностных проявлений. В современных акмеологических исследованиях, как отмечалось, профессионал рассматривается главным образом как индивид и субъект труда, в меньшей степени как личность, еще меньшей -как индивидуальность. По мере развития акмеологии этот принцип будет реализовываться в полной мере.

В акмеологических исследованиях провозглашается методологический принцип, получивший свое широкое распространение в психологии, согласно которому необходимо изучать два равноценных объекта - человека и деятельность. Иными словами, нельзя изучать человека в отрыве от его деятельности и деятельность без субъекта труда. Реализация данного принципа в акмеологии осуществилась в раскрытии содержания важнейшей акмеологической категории на ее данном этапе - «профессионализм». Данный принцип был реализован в определении общих и специфических акмеологических инвариантов профессионализма.

Методологический принцип активности. При всей его содержательной очевидности и значимости он требует особого пояснения. Обоснованный в своем первом «инженерно-психологическом варианте» как принцип активного оператора, он получил свое дальнейшее развитие и в акмеологических исследованиях. Данный принцип был разработан в кибернетике, применен в инженерной психологии для создания инвариантных систем «человек - машина». Они позволили уточнить акмеологическую специфику ее объекта - развивающуюся личность,

субъектный характер этого развития, направленный на достижение высшего уровня. В результате теоретико-методологических исследований была разработана методологическая модель предмета акмеологии, констатирующая переход от реального состояния, качества и уровня развития личности (и ее профессионализма) к будущему идеальному. Модель включает следующее:

♦интегральную характеристику наличного состояния и потенциала личности;

♦алгоритмы и способы его развития; ♦образ будущего состояния;

♦описание контрольных механизмов и функционирования обратных связей.

Алгоритм представляет собой механизм, отражающий сущность акмеологических закономерностей, интегрирующих варианты и характеристики способов действия, развития и связей.

Использованные источники:

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. Монография. - СПб: Алетейя, 2001. - 304с

2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. - М.: Наука, 1973. - 288с

3. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования личности). - М.: МПСИ / Воронеж: МОДЭК, 1999. - 224с

4. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско -психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. - М.: Наука, 1989. - 243с

5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - СПб: Академический проект, 2007. - 240с. • Адлер Г. Техника развития интеллекта. - СПб: Питер, 2001. - 192с

6. Айзенк Г., Айзенк М. Исследование человеческой психики. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 480с.

7. Айзенк Г. Психология: польза и вред. Психология: смысл и бессмыслица. Психология: факты и вымысел. - Минск: Харвест, 2003. - 912с

8. Акме: Альманах: Межвузовский научный сб. Вып.1. Психология творчества. - Саратов: Саратовский ГТУ, 2000. - 98с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.