Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №6, Том 9 / 2021, No 6, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-6-2021 .html URL статьи: https ://mir-nauki.com/PDF/47PDMN621 .pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Сыманюк, Э. Э. Методологические основания исследования преодоления кризиса утраты профессии у педагогов / Э. Э. Сыманюк, А. А. Печеркина, Г. И. Борисов // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PDMN621.pdf
For citation:
Symanyuk E.Eh., Pecherkina A.A., Borisov G.I. Methodological foundations of the study of overcoming the crisis of loss of profession among teachers. World of Science. Pedagogy and psychology, 9(6): 47PDMN621. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/47PDMN621.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
Статья написана при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00790 «Преодоление кризиса утраты профессиональной деятельности у педагогов в период поздней зрелости»
Сыманюк Эльвира Эвальдовна
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
Екатеринбург, Россия Заведующий кафедрой «Общей и социальной психологии» Доктор психологических наук, профессор E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7591-7230 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id= 183328
Печеркина Анна Александровна
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
Екатеринбург, Россия
Заведующая кафедрой «Педагогики и психологии образования», директор департамента психологии
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2261-2505 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=408120
Борисов Георгий Игоревич
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
Екатеринбург, Россия
Старший преподаватель кафедры «Общей и социальной психологии»
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3713-3005 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=831561
Методологические основания исследования преодоления кризиса утраты профессии у педагогов
Аннотация. В статье авторами затронут важный вопрос — методологические основания исследования кризиса утраты профессии на примере такой профессиональной группы, как педагоги. Данный кризис относится к периоду, включающему предпенсионный и начало пенсионного возраста и сопряжен с эмоциональными переживаниями завершения профессионального пути. В связи с этим, по мнению авторов, становится важным определение путей преодоления данного кризиса.
Цель — определение методологических оснований исследования преодоления кризиса утраты профессии у педагогов в возрасте поздней зрелости.
https://mir-nauki.com
Авторы представили обоснование использования в качестве основных методологических подходов к исследованию преодоления кризиса утраты профессии системный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.А. Ганзен, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков), субъектный подход (С.Л. Рубинштейн) и ресурсный подход (Л.И. Анцыферова, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная).
В статье описаны методологические принципы исследования преодоления кризиса утраты профессии. По мнению авторов, к ним относятся принцип неустойчивого динамического равновесия как способа развития взаимосвязи личности и профессии, принцип детерминизма и индетерминизма, принцип преодоления психологических барьеров развития.
Изучение преодоления кризиса утраты профессии у педагогов основывается на концепции профессионального развития личности. Данная концепция строится на положении об изменении личности в процессе выполнения профессиональной деятельности, а именно — развитии профессионально важных качеств, накоплении опыта, формировании актуальных компетенций и обогащении профессиональной направленности.
Методологические основания положены в основу разработанной авторами теоретической модели преодоления кризиса утраты профессии, состоящей из регулятивного, информационно-коммуникативного и гуманитарно-технологического компонента.
Описанные в статье представления имеют практическое значение для разработки технологий преодоления кризисов утраты профессии педагогами в возрасте поздней зрелости.
Ключевые слова: профессиональное развитие; профессиональный кризис; кризис утраты профессии; педагоги; методология исследования преодоления кризиса утраты профессии; системный подход; системный подход; ресурсный подход; модель преодоления кризиса утраты профессии педагогом; поздний возраст
Многие годы в системе образования считается нормой постпенсионная занятость педагогов. Это обусловлено особенностями профессионального развития педагогов, при котором качество педагогической деятельности возрастает на стадии вторичной профессионализации и профессионального мастерства [1] и остается достаточно высоким длительный период времени. Также в ряде школ продолжает остро ощущаться нехватка молодых специалистов, что делает востребованными педагогов в возрасте поздней зрелости. При этом педагоги после 55 лет сталкиваются с явлениями эйджизма со стороны более молодых коллег, со стороны общества звучит явный посыл о востребованности молодых кадров, да и происходящие психовозрастные изменения обусловливают нарастание чувства профессиональной беспомощности, опустошенности, бесперспективности, т. е. всех симптомов кризиса утраты профессии.
Кризис утраты профессии определяется нами как период кардинальной перестройки ведущей деятельности с профессиональной на общественно и социально значимую, изменение системы ценностей, формирование новой внепрофессиональной идентичности.
Данный кризис относится к периоду, включающему предпенсионный и начало пенсионного возраста и сопряжен с эмоциональными переживаниями завершения профессионального пути. В этой связи становится важным определение путей преодоления данного кризиса.
Преодоление кризиса утраты профессии является активным, результативным внутренним процессом, позволяющим реально преобразовывать профессионально
Введение
https://mir-nauki.com
обусловленную психологическую ситуацию. Этот процесс определяется активностью личности и устройством психологического жизненного мира индивида (внешние и внутренние условия жизнедеятельности). Человек, используя свои внутренние ресурсы может пережить события, детерминирующие кризис и получает возможность управлять процессом преодоления кризиса или препятствовать развитию деструктивных способов разрешения.
В ситуации, когда у педагога не получается преодолеть кризис и конструктивно развиваться дальше, могут возникнуть профессиональные деформации (изменение уровня выраженности профессионально важных качеств — педантизм, агрессивность, индифференость и др.), которые снижают продуктивность профессиональной деятельности, изменяют уровень мотивации к ней.
Важно отметить, что большинство педагогов конструктивно преодолевают данный кризисный период, что во многом обусловлено продолжающейся занятостью в образовательных организациях. Однако есть педагоги, для которых наступление кризиса утраты профессии сопряжено с негативными профессиональными отношениями, неспособностью преодолеть возникающие психологические и профессиональные проблемы. В связи с этим, актуальным становится исследование процесса преодоления кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста.
Цель исследования — определение методологических оснований исследования преодоления кризиса утраты профессии у педагогов в возрасте поздней зрелости.
Рассматривая методологические основания исследования кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста, мы будем опираться на представление С.Л. Рубинштейна о том, что методология — это многослойная, динамичная, соподчиненная система научных знаний и представлений, задающая направления, правила и способы познания мира [2].
Данное представление конкретизируется применительно к психологической науке в работах В.А. Мазилова. По мнению автора, методология — это система принципов и способов создания теоретических и практических знаний, а также учение об этой системе, что применимо и к психологической науке. В этой связи основными вопросами методологии являются: структура научного знания в целом и научной теории, в частности; закономерности возникновения, функционирования и изменения научных теорий; понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и операционный состав методов науки; условия и критерии научности [3].
Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, В.А. Петровский, Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина считают, что методология должна определять рефлексивный запрос психологии, ее потребности и тем самым способствовать объединению различных направлений психологии.
Авторы рассматривают методологию с двух позиций: в качестве типа рационально-рефлексивного сознания, которое направлено на изучение, совершенствование и конструирование методов в различных сферах духовной и практической деятельности; как философскую ориентацию рассмотрения объектов изучения, понятий, принципов и ключевой стратегии исследования. Следует отметить, что последняя позиция рассматривается как более конструктивная, поскольку методология понимается как универсальная методика, при помощи которой можно непрерывно делать научные открытия и находить новое истинное знание. Исходя из этого, авторы предлагают рассматривать методологию психологии как интеграцию
Подходы, принципы и концепция исследования преодоления кризиса утраты профессии у педагогов
https://mir-nauki.com
установок фундаментальной и прикладной психологии, что в конечном счете приводит к возникновению новых методов [4].
Сегодня решению современных задач психологии отвечает когнитивная методология, имеющая уровневую структуру, отражающую как различное психологическое содержание, так и способы, и методы получения знаний.
Высшим уровнем выступает философия психологии. Данный уровень относится к миру идей и рассматривается как зона ближайшего развития методологии психологии. Философия психологии дает понимание предмета и формирует предметное поле, обеспечивает интеграцию различных потоков психологического знания.
Второй уровень, собственно когнитивная методология, занимается вопросами познания психического, обоснованием и верификацией психологического знания.
Третий уровень — методология психологического исследования. Это технологии проведения экспериментальных, квазиэксперментальных и других видом эмпирических исследований [5].
Данные уровни задают стратегию и тактику научного исследования, а именно: дает ответы на вопросы — что именно, как и для чего будет исследование? как интерпретировать полученные результаты? как их использовать на практике? Получение ответов на эти вопросы является важным, т. к. исследование может быть, к примеру, верным методически, но несостоятельным теоретически и методологически, и как итог — по сути ошибочным. В этой связи соблюдение определенных методологических подходов, принципов, требований является необходимым условием любого качественного научного исследования в психологии.
На наш взгляд, исследование преодоления кризиса утраты профессии базируется на следующих методологических подходах: системном, субъектном и ресурсном.
Системный подход в психологических исследованиях рассматривает структуры деятельности и личности, субъекта деятельности, межличностные отношения и др. и получил свое развитие в работах К.А. Абульхановой-Славской [6], А.В. Брушлинского [7], В.А. Ганзена [8], Е.А. Климова [9], Б.Ф. Ломова [10], В.Д. Шадрикова [11] и др.
Данный подход позволяет изучать преодоление кризиса утраты профессии как целостный процесс, состоящий из разных взаимосвязанных элементов. Основной акцент в этом процессе делается на выявлении многообразных связей и отношений, обеспечивающих преодоление кризиса, а также выявление взаимосвязей и взаимоотношений с внешним окружением, средой, которые выполняют роль социальной и психологической поддержки в преодолении кризисных симптомов.
Исследование преодоления кризиса утраты профессии сквозь призму системного подхода позволяет выявить влияние отдельных кризисных элементов, таких как потеря интереса к работе, снижение уровня профессиональной активности, работоспособности, негативные эмоциональные проявления на целостную структуру процесса преодоления.
Системный подход также позволяет определить взаимодействие возрастных психологических особенностей и стратегий преодоления кризиса утраты профессии. К таким психологическим особенностям относятся разочарование в профессии и негативное отношение к ней, планы уйти из профессии, нежелание повышать свою профессиональную квалификацию. Также кризис характеризуется сниженными показателями жизнестойкости и психологического благополучия и низкими показателями физиологического и психологического здоровья.
Субъектный подход основывается на теории С.Л. Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся через потребность и способность человека
самосовершенствоваться. В преодолении кризиса утраты профессии субъект рассматривается как человек, самостоятельно творящий свою профессиональную биографию [12].
Предметом субъектного подхода в психологических исследованиях становятся самоопределение, самосовершенствование, самообразование, саморазвитие и самоактуализация.
В исследовании преодоления кризиса утраты профессии субъектный подход позволяет определить механизмы актуализации стратегий преодолевающего поведения и разработать технологии их формирования.
В настоящее время особую роль приобретает ресурсный подход, в котором акцент сделан на то, что существует процесс распределения ресурсов, объясняющий тот факт, что некоторым людям удается сохранить здоровье и успешно адаптироваться, несмотря на разные жизненные обстоятельства.
В широком смысле слова «ресурс» рассматривается как все, что может помочь человеку в определенных ситуациях. Более детальное рассмотрение этого понятия показывает, что сегодня наблюдается разнообразие точек зрения относительно понимания ресурсов.
Так, В.Н. Дружинин [13] писал о когнитивных ресурсах, К.А. Абульханова [14], Л.И. Анцыферова [15] связывали ресурсы со стратегиями жизни, М.А. Холодная [16] рассматривала понятие «интеллектуальный ресурс», «ментальный ресурс», Masten A.S. и коллеги рассматривали взаимодействия личности с окружающей средой как снижающие действия стрессовых факторов и влияние на способности личности восстанавливать силы, на ее жизнестойкость [17].
Ресурсный подход в исследовании преодоления кризиса утраты профессии позволяет определять те свойства личности, которые помогают совладать с различными жизненными трудностями.
Научное обоснование концептуальных положений предполагает выдвижение принципов исследования, которые определяют способы решения научных задач.
Следует отметить, что принципы определяют логику исследования преодоления кризиса утраты профессии. В рамках изучения процесса преодоления кризиса утраты профессии нами определены частные методологические принципы. Приведем их краткую характеристику.
Принцип неустойчивого динамического равновесия как источник развития взаимосвязи личности и профессии. Центральным моментом в развитии личности является спектр индивидуальных противоречий и действий. Без неустойчивости нет развития, так как именно данное состояние способно спонтанно организовывать себя и развиваться. Неустойчивость означает развитие, а развитие в свою очередь происходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность [18]. В качестве точек бифуркации мы рассматриваем кризис утраты профессии, который вызывает психологический дискомфорт, снижает уровень мотивации, порождает эмоциональную нестабильность. Следствием этих психологических проявлений в процессе переживания кризиса возникает динамическое неравновесие, которое может быть преодолено конструктивной или деструктивной стратегией. Важное место в процессе преодоления отводится возможному профессиональному будущему, особенно в контексте завершающей стадии профессионального развития. Будущее при этом становится фактором реального профессионального настоящего, инициирует преодоление кризисных явлении в профессиональном развитии.
Принцип детерминизма и индетерминизма строится на базовом положении синергетики о существовании различных видов сложных систем, к которым также относится профессиональное развитие [19]. В ситуации развития данный процесс определяется
https://mir-nauki.com
благоприятными факторами внешнего мира, однако появление критических ситуаций приводит к возникновению точек бифуркации в развитии. Данные точки бифуркации изменяют дальнейшее траектории развития. Так психологические, внутренние факторы обретают индетерминированный характер. В то же время, профессиональное развитие в нормативных ситуациях, является детерминированным, но в критической ситуации данный процесс становится вероятностным и случайным. Последствиями для профессионального развития, а данной ситуации является возникновение поворотных событий на профессиональном пути, нахождение новых возможностей, а также движение по иррационально профессиональной траектории. В контексте преодоления кризиса утраты профессии педагогом, обеспечение благоприятных факторов профессионального развития в образовательной организации (психологическая поддержка педагогов, вовлечение их в наставничество, использование ими технологий непрерывного образования и т. д.) будет способствовать конструктивному преодолению кризиса утраты профессии в поздней зрелости. Если же педагог в кризисной ситуации остается один на один со своими психологическими и профессиональными проблемами, это приводит к деструктивному варианту развития кризиса, и как следствие, уходу из профессии или отстраненности от работы на фоне продолжающейся профессиональной занятости.
Принцип преодоления психологических барьеров развития как фактора успешного взаимодействия с миром профессий. Р.Х. Шакуров, рассматривая психологические барьеры, указывает на то, что они «существуют везде, где взаимодействуют какие-то силы, движения, независимо от их природы» [20, с. 5]. Обращая внимание на развивающее влияние внешних преград и внутренних барьеров, в качестве ключевого конструкта, определяющего траекторию профессионального развития, выступают психологические барьеры, создающие психологическое напряжение и делающие процесс развития неустойчивым. Психологические барьеры изменяют направление эволюционного развития, рассогласовывают процесс взаимодействия человека с профессией, создают критические точки развития [20].
Психологическими барьерами профессионального развития являются: кризисы профессионального развития, профессионально обусловленные деформации, трудности адаптации и т. п.
Кризис утраты профессии выступает одним из сложных в преодолении психологических барьеров, что вызвано факторами, его детерминирующими и особенностями преодоления. Как правило, кризисы профессионального развития преодолеваются в процессе выполнения деятельности, где большую роль играют организационные условия, профессиональный коллектив, характер самой профессиональной деятельности. В процессе преодоления кризиса утраты профессии акцент сделан на активизации личностно-профессиональных ресурсов.
Таким образом, выделение данных методологических принципов позволяет рассматривать кризис утраты профессии как психологический барьер профессионального развития личности, преодоление которого может иметь как конструктивный, так и деструктивный характер и определяется совокупностью внешних и внутренних факторов.
Изучение преодоления кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста строится на концепции профессионального развития личности, базирующейся на положении о том, что, выбирая профессию, осваивая её, профессионально развиваясь, происходит изменение личности, а именно: развиваются профессионально важные качества, появляется опыт, формируются компетенции и обогащается профессиональная направленность [21].
Следует отметить, что профессиональное развитие при этом зачастую сопровождается кризисами, конфликтами и деструктивными изменениями. Темп и траектория которого детерминирована как социальными, так и биологическими факторами, субъектной
активностью, случайными и жизненно важными событиями, а также профессиональными инцидентами.
В позднем возрасте процесс профессионального развития представлен как продолжение социализации. Кроме возрастных изменений, данное развитие детерминировано ситуацией на рынке труда — постоянными изменениями, приоритетом молодых сотрудников, необходимостью освоения новых компетенций. Исходя из данных условий, методами адаптации профессионалов позднего возраста к изменяющимся условиям труда можно отнести обучение, ротацию внутри учреждения, изменение профессиональной мотивации, реализацию профессионального опыта.
Данная концепция, а также выделенные подходы и методы являются методологической основой для разработки дизайна исследования преодоления кризиса утраты профессии в позднем возрасте. Для реализации исследовательского поиска способов разрешения кризисных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности, нами разработана теоретическая модель преодоления кризиса утраты профессии педагогами позднего возраста.
Теоретическая модель преодоления кризиса утраты профессии педагогами позднего возраста
При разработке теоретической модели мы опирались на положение о том, что преодоление кризов бывает двух видов: конструктивное и деструктивное [22]. По мнению Анцыферовой Л.И. [23], Марковой А.К. [24], Митиной Л.М. [25] конструктивное преодоление предполагает перестройку сознания и профессиональной деятельности, переход не следующий уровень профессионального развития. Конструктивное разрешение — это творческое и активное преодоление кризисной ситуации, что подразумевает продолжение или восстановление профессиональной траектории вызванной кризисом. На наш взгляд, только конструктивное разрешение кризисов вызывает прогрессивное развитие.
Деструктивное преодоление кризиса утраты профессии может вызвать регресс, уход из профессии и ее смену. Ключевым для деструктивного преодоления кризиса является симптом избегания трудностей, что указывает на неспособность продуктивно справиться с возникшими противоречиями. Также уход может быть представлен как способ активного поиска жизненной позиции, но такая перемена является признаком «кризиса активности» [26], неспособности разрешать кризис.
Процесс конструктивного преодоления кризиса утраты профессии предъявляет особые требования к уровню развития таких параметров как активность, устойчивость, целостность, ценностные установки и отношения, уровень субъективного самоконтроля, профессиональная направленность.
Учитывая вышесказанное, цель данной модели — это интеграция профессионально-образовательных знаний, умений и компетенций для преодоления кризиса утраты профессии педагогами позднего возраста.
Задачи модели:
• актуализация профессионального потенциала педагогов позднего возраста и обогащение их профессионального сознания;
• формирование надпрофессиональных компетенций и многомерных социально-психологических качеств;
• разработка научно-методического обеспечения: технологий, форм и методов диагностики и профилактики кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста.
Модель включает в себя следующие составляющие:
1. Регулятивный компонент образован психологическими ресурсами личности, отвечающими за организацию и регуляцию деятельности. Характеристиками данного компонента являются автономность, самоорганизация, саморегуляция и самоактуализация.
Развитие данного компонента позволит педагогам в возрасте поздней зрелости ресурсно обеспечить конструктивные стратегии преодоления данного кризиса, снизить уровень психологического напряжения и выстроить новые смыслы, как профессиональные, так и внепрофессиональные.
2. Информационно-коммуникативный компонент рассматривает способность личности ориентироваться в новой цифровой профессиональной среде. Компонент представлен социально-коммуникативной и профессиональной мобильностью, толерантностью к неопределенности, рефлексивностью, перцептивной адекватностью (аутокомпетентностью).
Развитие данного компонента обеспечивает быструю адаптацию к новым образовательным технологиям, позволяет педагогам поздней зрелости быть востребованными и адекватными целям и задачам цифрового образования.
3. Гуманитарно-технологический компонент отвечает за интеграцию знаний из различных областей профессиональной деятельности и образован социокультурной компетентностью, когнитивными способностями, социальным интеллектом и рефлексивно-оценочной активностью. Именно в рамках данного компонента формируются механизмы преодоления кризиса утраты профессии и профессионального долголетия педагогов.
Рисунок 1. Модель преодоления кризиса утраты профессии (составлено автором)
Для преодоления кризисных противоречий личности требуется совершение профессионального поступка и проявления психологической компетентности по отношению к себе. Личность не всегда может самостоятельно конструктивно разрешить выход из кризиса. Психологическое напряжение, негативные эмоции, пассивность в отношении своей жизни, низкая самооценка приводят к деструктивному профессиональному поведению.
В ситуации кризиса личности необходима своевременная психологическая поддержка и помощь, которую могут оказать коллеги, руководитель, а также практические психологи. Методами преодоления кризиса являются тренинги по повышению личностной и профессиональной устойчивости, семинары, позволяющие определить альтернативные способы профессионального развития, диагностика социально-профессиональных качеств личности как информационная основа коррекции профессионально-психологического профиля личности, индивидуальное консультирование, прогноз желаемых профессиональных достижений.
Выводы
1. Исследование преодоления кризиса утраты профессии педагогами основано системном, субъектном и ресурсном методологических подходах.
2. В качестве методологических принципов исследования преодоления кризиса утраты профессии выделяют принцип неустойчивого динамического равновесия как способа развития взаимосвязи личности и профессии, принцип детерминизма и индетерминизма, принцип преодоления психологических барьеров развития.
3. Изучение преодоления кризиса утраты профессии у педагогов основано на концепции профессионального развития личности, которая строится на положении, что в процессе выполнения профессиональной деятельности происходит изменение личности: развиваются профессионально важные качества, накапливается опыт, формируются компетенции и обогащается профессиональная направленность.
Модель преодоления кризиса утраты профессии включает регулятивный, информационно-коммуникативный и гуманитарно-технологический компоненты. Данное представление будет положено в основу проведения исследовательского поиска способов преодоления кризиса утраты профессии. Полученные данные имеют практическое значение для разработки технологий преодоления кризисов утраты профессии педагогами в возрасте поздней зрелости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеер Э.Ф. Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — №. 2. — С. 5-8.
2. Сосновский Б.А. Общая психология / Б.А. Сосновский, О.Н. Молчанова, Э.Д. Телегина. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 342 с.
3. Мазилов В.А. Методология психологической науки: проблемы и перспективы / В.А. Мазилов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2007. — Т. 4.
— №. 2. — С. 3-21.
4. Василюк Ф.Е. Методология психологии: проблемы и перспективы / Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, В.А. Петровский, Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина.
— Москва, Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2012. — 255 c.
5. Мазилов В.А. Методология современной психологии: актуальные проблемы / В.А. Мазилов // Сибирский психологический журнал. — 2013. — № 50. — C. 8-16.
6. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова-Славская. — Москва: МПСИ, 1999. — 224 с.
7. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский.
— Москва: Институт практической психологии, 1996. — 392 c.
8. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. / В.А. Ганзен. — Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1984. — 176 c.
9. Климов Е.А. Путь в профессионализм / Е.А. Климов // Акмеология. — 2002. — № 3. — C. 48-54.
10. Ломов Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии / Б.Ф. Ломов // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10. — № 4. — С. 19-33.
11. Шадриков В.Д. О предмете психологии (мир внутренней жизни человека) /
B.Д. Шадриков // Психология. Журнал высшей школы экономики. — 2004. — Т. 1.
— № 1. — C. 5-19.
12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург: Издательский дом «Питер», 2017. — 288 c.
13. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В Н. Дружинин. — Москва: ПЕРСЭ; Санкт-Петербург: Иматон-М, 2001. — 224 с.
14. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. — Москва: Мысль, 1991. — 299 с.
15. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. — Москва: Институт психологии РАН, 2006. — 512 с.
16. Холодная М.А. Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности как ресурсный фактор интеллектуального развития / М.А. Холодная // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования: материалы третьего международного симпозиум / — Москва: Институт психологии РАН, 2016. —
C. 26-32.
17. Masten A.S. Resilience in development. Handbook of positive psychology / A.S. Masten, M.G. Ree. — Oxford: University Press, 2002. — Р. 77-88.
18. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход / Э.Ф. Зеер //Образование и наука. — 2003. — № 5. — С. 79-90.
19. Аверин В.А. Принципы психического развития. Психология человека от рождения до смерти / В.А. Аверин. Санкт-Петербург: Издательский Дом "Президент-Нева", 2002. — С. 37-41.
20. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р.Х. Шакуров // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 3-18.
21. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования / Э.Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 5. — С. 122-127.
22. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. — Москва: «Знание», 1996. — 312 с.
23. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15. — № 1. — С. 3-18.
24. Маркова А.К. Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования / А.К. Маркова // Акмеология. — 2003. — № 3. — C. 47-50.
25. Митина Л.М. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя / Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова //Вопросы психологии. — 1998. — Т. 3.
— C. 3-17.
26. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульханова-Славская // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С. 14.
Symanyuk Elvira Ehval'dovna
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7591-7230 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=183328
Pecherkina Anna Aleksandrovna
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2261-2505 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=408120
Borisov Georgy Igorevich
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3713-3005 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=831561
Methodological foundations of the study of overcoming the crisis of loss of profession among teachers
Abstract. In the article, the authors have raised an important issue — the methodological foundations of the study of the crisis of the loss of a profession on the example of such a professional group as teachers. This crisis refers to the period that includes the pre-retirement and the beginning of the retirement age and is associated with emotional experiences of the completion of the professional path. In this regard, according to the authors, it becomes important to determine the ways to overcome this crisis.
The goal is to determine the methodological foundations of the study of overcoming the crisis of loss of profession among teachers at the age of late maturity.
The authors presented the rationale for using a systemic approach (K.A. Abulkhanova-Slavskaya, A.V. Brushlinsky, V.A. Ganzen, E.A. Klimov, B.F. Lomov, V.D. Shadrikov), the subjective approach (S.L. Rubinstein) and the resource approach (L.I. Antsyferova, V.N. Druzhinin, M.A. Kholodnaya).
The article describes the methodological principles of the study of overcoming the crisis of loss of profession. According to the authors, these include the principle of unstable dynamic balance as a way of developing the relationship between personality and profession, the principle of determinism and indeterminism, the principle of overcoming psychological barriers to development.
The study of overcoming the crisis of loss of profession among teachers is based on the concept of professional development of the individual. This concept is based on the provision of personality change in the process of performing professional activities, namely, the development of professionally important qualities, the accumulation of experience, the formation of relevant competence and the enrichment of the professional orientation.
The methodological foundations are the basis for the model developed by the authors for overcoming the crisis of the loss of a profession, which consists of a regulatory, information-communication and humanitarian-technological component.
The concepts described in the article are of practical importance for the development of technologies for overcoming crises of loss of profession by teachers at the age of late maturity.
Keywords: professional development; professional crisis; crisis of loss of profession; teachers; research methodology for overcoming the crisis of loss of profession; system approach; system approach; resource approach; model of overcoming the crisis of loss of profession by a teacher; late age