УДК 37.015.31 DO110.26170/2079-8717_2021 _06_05
ББК Ю969 ГРНТИ 14.07.03; 15.31.35 Код ВАК 13.00.01 (5.8.1); 19.00.01 (5.3.1)
Сыманюк Эльвира Эвальдовна,
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]
Борисов Георгий Игоревич,
старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]
Печеркина Анна Александровна,
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620000, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]
Савельев Владимир Вадимович,
старший преподаватель кафедры управления персоналом и психологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19; e-mail: [email protected]
СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА УТРАТЫ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГАМИ ПОЗДНЕГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кризис утраты профессии; стратегии преодоления кризиса; педагоги; поздний возраст; педагогическая деятельность; педагогическая психология; конструктивная стратегия; деструктивная стратегия.
АННОТАЦИЯ. Приводятся результаты исследования, посвященные определению стратегий преодоления кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста. В исследовании приняли участие 387 педагогов, работающих в школах г. Екатеринбурга, средний возраст - 57,8 лет. Методики исследования: биографическая анкета; тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Е. Н. Осина, Е. И. Рассказовой; новый опросник толерантности к неопределенности Т. В. Корниловой; шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесепко; опросник «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана; методика качества жизни SF-36. Биографическая анкета использовалась для формирования выборки по типу стратегии преодоления кризиса утраты профессии - конструктивной или деструктивной. Данные биографической анкеты обрабатывались при помощи контент-анализа. Элементами в текстах психобиографий считались все характеризующие кризисы высказывания, относящиеся к способам преодоления кризисов. Сравнение выделенных групп по показателям психодиагностических методик осуществлялось при помощи t-критерия Уэлча. Установлено, что конструктивная стратегия преодоления кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста характеризуется построением целей, стремлением к развитию, позитивной оценкой профессии и достижений. Деструктивная стратегия связана с обесцениванием профессии, отсутствием или сужением профессиональных планов. Показано, что для педагогов с конструктивной стратегией характерны более высокие показатели жизнестойкости, толерантности к неопределенности, психологического благополучия, психического и физического здоровья, а также внутренней мотивации, по сравнению с педагогами с деструктивной стратегией.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сыманюк, Э. Э. Стратегии преодоления кризиса утраты профессии педагогами позднего возраста / Э. Э. Сыманюк, Г. И. Борисов, А. А. Печеркина, В. В. Савельев. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 6. - С. 42-52. - DOI: l0.26l70/2079-87l7_202l_06_05.
БЛАГОДАРНОСТИ: исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фопда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-013-00790 «Преодоление кризиса утраты профессиональной деятельности у педагогов в период поздней зрелости».
Symanyuk Elvira Evaldovna,
Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of General and Social Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Borisov Georgy Igorevich,
Senior Lecturer of Department of General and Social Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Pecherkina Anna Alexandrovna,
Candidate of Psychology, .Associate Professor, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Education, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Saveliev Vladimir Vadimovich,
Senior Lecturer of Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
© Сыманюк Э. Э., Борисов Г. И., Печеркипа А. А., Савельев В. В., 2021
STRATEGIES FOR COPING THE LOSS OF PROFESSION OF LATE AGE TEACHERS
KEYWORDS: loss of profession crisis; strategies for overcoming the crisis; teachers; late age; pedagogical activity; pedagogical psychology; constructive strategy; destructive strategy.
ABSTRACT. The article presents the results of a study devoted to the definition of strategies for overcoming the crisis of loss of profession among older teachers. The study involved 387 teachers working in schools in Ekaterinburg, the average age is 57,8 years. Research methods: biographical questionnaire; test of hardiness S. Maddy in adaptation by E. N. Osin, E. I. Rasskazova; T. V. Kornilova's new questionnaire of tolerance to uncertainty; scale of psychological well-being K. Riff in adaptation T. D. Shevelenkova, P. P. Fesenko; questionnaire "Motivation of professional activity" K. Zamfir modified by A. A. Rean; method of quality of life SF-36. The biographical questionnaire was used to form a sample according to the type of strategy for overcoming the crisis of loss of profession - constructive or destructive. The biographical questionnaire data was processed using content analysis. Elements in the texts of psychobiographies were considered all statements characterizing crises and related to ways of overcoming crises. Comparison of the selected groups in terms of indicators of psychodiagnostic techniques was carried out using the Welch t-test. It was found that a constructive strategy for overcoming the crisis of the loss of a profession among older teachers is characterized by the building of goals, the desire for development, a positive assessment of the profession and achievements. A destructive strategy is associated with the devaluation of the profession, the absence or narrowing of professional plans. It is shown that teachers with a constructive strategy are characterized by higher indicators of hardiness, tolerance to uncertainty, psychological well-being, mental and physical health, as well as internal motivation, in comparison with teachers with a destructive strategy.
FOR CITATION: Symanyuk, E. E., Borisov, G. I., Pecherkina, A. A., Saveliev, V. V. (2021). Digital Educational Resources in a Russian as a Foreign Language Lesson Plan. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 42-42. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_06_05.
ACKNOWLEDGMENT: the study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) in the framework of the research project No. 20-013-00790 "Overcoming the Professional Loss Crisis Experienced by Teachers in the Period of Late Adulthood".
Введение. Понятие «кризис» в последние годы все больше входит и укрепляется в сознании людей, неизбежно вызывая негативные ассоциации. В результате это приводит к усилению психологической напряженности, чувству неудовлетворенности и «критическому» настрою у большинства людей.
Вместе с тем кризис в контексте психологических исследований часто рассматривается как нормативный феномен, являющийся необходимым для перехода на новый этап личностного, возрастного или профессионального развития. Так, в работах Э. Эриксона нормативность понимается как «поворотный пункт, момент решения, выбор между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой» [7, с. 26]. L. H. Ginsberg, исследуя кризисы, также определяет их как нормативное явление [11].
В последнее время все чаще исследовательский интерес обращается к изучению кризиса утраты профессии, что в первую очередь обусловлено увеличением возраста выхода на пенсию и как следствие - необходимостью продления периода активной трудоспособности. Особую актуальность это приобретает для образовательных организаций, в которых работает достаточно большое количество педагогов позднего возраста.
Для педагогов в возрасте поздней зрелости является характерным наличие профессионального опыта и высокого уровня профессиональной компетентности. Однако по мере приближения пенсионного возраста
они все больше начинают испытывать беспокойство по поводу своей будущей профессиональной деятельности и возможности находиться в профессии. На этом фоне возрастает тревожность, снижается стрессо-устойчивость, что в конечном счете приводит к развитию кризиса утраты профессии.
Согласно Э. Ф. Зееру, кризис утраты профессии является последним кризисом профессионального развития и обусловлен завершением профессиональной биографии по достижении определенного возраста и уходом на пенсию [3]. Вместе с тем кризис утраты профессии рассматривается для одних как утрата целей и идентичности, как негативное явление, тяжелое жизненное событие, а для других - как период, который определяет успешность и благополучие, возвращение к жизни, ее следующий этап [12; 15].
Так, Г. С. Чеснокова рассматривает профессиональные кризисы педагога как совокупность объективных сложностей образовательных задач и изменение субъективного отношения к трудностям, которые они вызывают. Автор использует понятие «кризисных» трудностей как неспособности организационно-педагогических и коммуникативных компетенций учителя быть ресурсом разрешения проблемных состояний [6]. Для педагогов позднего возраста данный кризис будет заключаться в необходимости освоения цифровых образовательных компетенций, требующихся для реализации педагогического процесса в условиях пере-
стройки психических функций и изменения физиологического состояния, что будет приводить к досрочному завершению профессиональной деятельности.
В наших исследованиях преодоление профессионального кризиса рассматривается как деятельность по разрешению профессионального кризиса, в результате которой происходят разрешение ситуации смыслового рассогласования профессиональной деятельности и формирование новой профессиональной перспективы [2].
В контексте преодоления профессионального кризиса значительную роль играют стратегии совладания. Применительно к позднему возрасту можно выделить ряд стратегий совладания.
Так, У. Мигауаша и коллеги выделяют четыре стратегии совладания с трудностями у людей позднего возраста: когнитивное со-владание, поиск поддержки, позитивное решение проблем и избегание. Авторами получен интересный результат, согласно которому стратегия позитивного решения проблем имеет положительную связь с депрессивными тенденциями, в то время как избегание - отрицательную [14].
^ Melendez определил связь личностных черт со стратегиями совладания у людей позднего возраста. Нейротизм приводит к проявлению стратегии, ориентированной на эмоции (негативная эгоцентричность, чрезмерность эмоциональных реакций, избегание и религиозность). Открытость опыту, сознательность и доброжелательность вызывают проблемно-ориентированные стратегии совладания. Однако доброжелательность отрицательно определяет эмоционально-ориентированные стратегии: чрезмерное эмоциональное выгорание и негативную самооценку [13].
В контексте педагогической деятельности можно говорить о работах С. В. Малыш-ко. По мнению автора, выделяется два типа стратегий совладания с трудностями у учителей. Первая направлена на профессиональное развитие (конструктивная), вторая приводит к формированию профессиональных деформаций (деструктивная стратегия).
Конструктивная стратегия образована рефлексивными механизмами самопознания, самосовершенствования, принятием ценностей самоактуализирующейся личности, стремлением к профессиональному самоутверждению. Итогом разрешения трудностей являются новообразования в структуре профессионализма, обеспечивающие качественно новый уровень отношения к деятельности. Для педагогов позднего возраста конструктивная стратегия основывается на умении при проектировании и реализации инноваций учитывать сложившие-
ся нормы педагогической деятельности, ценности и традиции педагогического коллектива.
Деструктивная стратегия связана с неадекватными способами реализации деятельности, недостаточностью в операционном, мотивационно-ценностном и смысловом компоненте профессионализма, нарушении саморегуляции деятельности. В основе деструктивных стратегий лежит механизм формирования фрустрационной напряженности, который может развиваться как внут-риличностный конфликт или идти по пути деформации смысловой и мотивационной сфер профессионализма педагога [4].
Стоит отметить, что педагоги позднего возраста более склонны использовать деструктивную стратегию. Результаты исследований указывают на то, что у педагогов позднего возраста наблюдается обеднение совладающего поведения, что связано с длительным стажем работы. Наиболее часто выраженными копингами у педагогов являются избегание и конфронтация [1]. Для людей позднего возраста стратегия, направленная на решение проблем, в целом является наименее значимой, что находит отражение в более низком позитивном аффекте [10].
Результаты M. Baloglu и коллег показали, что для педагогов позднего возраста в качестве стратегии совладания выступает религия, молодые же сотрудники использовали стратегии планирования и активное совладание [9].
A. Aulen и коллеги, проведя исследование профилей совладания у учителей, обнаружили, что доминирующими профилями у учителей являются эмоциональная стратегия и низкий уровень совладания. Профили решения проблем и высокого уровня совладания встречаются гораздо реже. Учителя с низким уровнем совладания показывали меньший стресс и меньшее количество депрессивных симптомов, проблем со сном по сравнению с профилем, ориентированным на эмоции. Стратегии, ориентированные на решение проблем и высокий уровень совладания, способствовали достижению благополучия [8].
Таким образом, на основе работ Y. Murayama, J. Melendez, С. В. Малышко, А. В. Антоновского, Y. Chen, M. Baloglu, A. Aulen оправданным является выделение двух стратегий преодоления кризиса утраты профессии педагогами позднего возраста -конструктивной и деструктивной.
Конструктивная стратегия преодоления профессионального кризиса предполагает активное, творческое преодоление кризисных противоречий, направленное на продолжение или восстановление прерванной кризисом линии профессионального разви-
тия. Деструктивная стратегия преодоления профессионального кризиса вызывает регресс личности, резкую смену профессии, отход от активной профессиональной деятельности. Она вызывает нерациональное, пассивное, неадекватное реагирование на кризис или уход от него и возложение ответственности за разрешение противоречий на других людей или на обстоятельства [5].
Данные стратегии могут приводить как к позитивному, так и к негативному способу выхода на пенсию. Конструктивная стратегия преодоления кризиса утраты профессии будет обеспечивать эффективную реализацию профессиональной деятельности, своевременный выход на пенсию и адаптацию к ней. Деструктивная стратегия преодоления кризиса утраты профессии будет вызывать нарушение активной профессиональной деятельности и досрочный уход из профессии.
В этой связи целью данного исследования является определение стратегий преодоления кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста.
Методология и методы исследования. В качестве гипотез в рамках данного исследования выступают следующие предположения:
1. Конструктивная стратегия преодоления кризиса утраты профессии педагогом выражается в стремлении к дальнейшему развитию, позитивном восприятии профессии. Деструктивная стратегия преодоления кризиса утраты профессии педагогом выражается в обесценивании профессиональной деятельности.
2. Педагоги с конструктивной стратегией преодоления кризиса утраты профессии обладают более высокими показателями жизнестойкости, толерантности к неопределенности, психологического благополучия, мотивации, физического и психологического здоровья, чем с деструктивной стратегией.
В опытно-поисковом исследовании приняли участие 387 педагогов, работающих в школах г. Екатеринбурга (356 женщин, 31 мужчина). Средний возраст респондентов - 57,8 лет. Именно в этот возрастной период работающие педагоги сталкиваются с переживанием кризиса утраты профессии. Все участники имели высшее образование и обладали возможностью дальнейшего профессионального развития.
Исследование проводилось по методу стратифицированной выборки: произвольно было выбрано восемь школ из разных административных районов г. Екатеринбурга. Внутри каждой школы были обследованы все педагоги-предметники без исключения. Поскольку подавляющее большинство педагогов были женщинами, полученные выводы целесообразно распро-
странить на данную категорию учителей.
Определение используемых педагогами позднего возраста стратегий преодоления кризиса утраты профессии осуществлялось при помощи психобиографического метода. Данный метод позволяет рассматривать динамический процесс профессионального развития личности на всех ее стадиях и создает условия для выявления критических периодов в этом процессе. Кроме того, при применении данного метода создаются условия для самопознания испытуемых, они подводятся к проблеме реализации своего «Я». Отвечая на вопросы формализованной биографической анкеты, человек заново исследует свое профессиональное прошлое, критически осмысливает этапы своего профессионального становления. Рефлексивное исследование кризисов профессионального развития способствует более успешному их преодолению в дальнейшем. Поэтому использование психобиографического метода в контексте данного исследования нам представляется наиболее продуктивным.
В исследовании использовалась авторская биографическая анкета, направленная на изучение способов преодоления кризисов профессионального становления. Анкета состояла из инструкции и перечня открытых вопросов, на которые участникам надо было дать развернутый ответ. Анкета содержала вопросы, направленные на выявление:
- Общей социально-профессиональной информации.
- Пережитых профессиональных кризисов и способов их преодоления.
- Удовлетворенности профессиональными ожиданиями.
- Возраста выхода на пенсию.
- Переживания профессиональных ограничений, связанных с возрастом.
- Планов на ближайшие 2-3 года.
- Желания что-либо изменить в своей жизни.
- Восприятия своих профессиональных успехов.
Объем ответов не ограничивался.
Обработка полученных психобиографий проводилась с использованием контент-анализа - метода выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации. Категориями в контент-анализе служат ключевые понятия, составляющие концепцию, на которую опирается исследование.
Целью контент-анализа было выявление стратегий преодоления кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста. В процессе интерпретации данных учитывалась активная роль субъекта при анализе своего профессионального опыта.
Элементами в текстах психобиографий
считались все высказывания, характеризующие стратегии преодоления кризиса утраты профессии. При этом учитывались как собственно оценочные суждения, так и простые описания. При определении категорий анализа мы исходили из цели исследования и содержания исследуемых текстов.
Было построено развернутое описание категорий в терминах исследуемых текстов. Также была составлена кодировочная ин-
струкция. Были выделены следующие категории: А - профессиональные ожидания; Б - профессиональные трудности; В - планы на 2-3 года; Г - желание изменить свою жизнь; Д - возраст профессиональных успехов. На основании полученных данных мы судили об уровне выраженности выделенных для исследования смысловых единиц. Индикаторы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Индикаторы конструктивной и деструктивной стратегий преодоления кризиса утраты профессии педагогами позднего возраста
Категории Индикаторы конструктивной стратегии Индикаторы деструктивной стратегии
A - Профессиональные ожидания - Ожидания оправданы. - Хорошие ожидания. - Лучше, чем ожидала. - Люблю работу. - Хочу воспитывать детей, заниматься с ними, творить чудеса вместе с ними, помогать познавать мир. - Подготовить учащихся, чтобы достойно сдали ЕГЭ, и самой подготовиться к очередной аттестации - Не оправдались ожидания. - Со временем снизились. - Иллюзий не было. - Не вижу смысла работать в школе с таким к нам отношением. - Отсутствие признания заслуг государством. - Отсутствуют ожидания
Б - Профессиональные трудности - Адаптация проходила хорошо. Меняла профессию один раз. - Труден переход от должности учителя к должности заместителя директора. - Работала ветврачом на мясокомбинате, а затем учителем биологии в школе. - Место работы приходилось менять в связи с переездами, работала по своей специальности - Несколько раз думал о военной службе. - Три раза меняла профессию. - Нехватка денег, меняла профессию. - Было много профессий, специальностей
В - Планы на 2-3 года - Мои ученики сейчас в 6 классе. Будем вместе расти. - Совершенствоваться и развиваться. - У меня в кабинете очень больший зооуголок, требует особенного внимания - Выжить. - Не сдохнуть. - Сохранить здоровье. - Не знаю. - Доработать до пенсии. - Нет
Г - Желание изменить свою жизнь - Ничего. - Мне нравится моя жизнь. - Я счастлива - Изменить профессию, специальность. - Боюсь подумать об изменениях. - Все поменять
Д - Возраст профессиональных успехов - Сейчас. - Приходит с возрастом. - На протяжении всей жизни - Ни в каком. - Не знаю. - Не строила карьеру
В категории «Профессиональные ожидания» к конструктивной стратегии относятся высказывания, связанные с наличием ожиданий и их позитивной оценкой, их предметная направленность. К деструктивной стратегии относятся высказывания, свидетельствующие об отсутствии ожиданий, разочарованность в них или обесценивание их, перенос ожиданий на внешние факторы.
В категории восприятия профессиональных трудностей к конструктивной стратегии относятся высказывания, которые характеризуют позитивную адаптацию к сложностям и переменам, смену профес-
сии не больше одного раза (причем в области педагогической деятельности), сложности, связанные с продвижением по карьерной лестнице. Деструктивная стратегия связана с высказываниями, связанными с желанием перейти в другую профессию, со сменой профессии несколько раз, с материальным неблагополучием.
Планы на 2—3 года в конструктивной стратегии выражались в высказываниях, связанных с конкретными планами на будущее, отражающие личностный смысл, планы касаются профессиональной деятельности, присутствует желание к развитию и повышению квалификации. В де-
структивной стратегии планы отсутствуют или связаны с сохранением только индивидного существования, стремлением доработать до времени выхода на пенсию.
Желание переделать свою жизнь в конструктивной стратегии выражается в высказываниях об удовлетворенности своей жизнью, представлении, что человек счастлив. Деструктивная стратегия отражается в высказываниях о желании изменить все в своей жизни, изменить профессию, о разочарованности жизнью.
Для определения специфики проявления той или иной стратегии использовался ряд психодиагностических методик:
- тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Е. Н. Осина, Е. И. Рассказовой. Содержит интегральный показатель жизнестойкости и ее субшкал: вовлеченность, контроль, принятие риска;
- новый опросник толерантности к неопределенности Т. В. Корниловой. Содержит шкалы: толерантность к неопределенности, интолерантность к неопределенности, межличностная интолерантность к неопределенности;
- шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленко-вой, П. П. Фесенко. Содержит интегральный показатель психологического благополучия и ее субшкал: позитивные отношения, автономия, управление средой, личностный рост, цели в жизни, самопринятие;
Установлено, что конструктивная стратегия преодоления кризиса утраты профессии встречается у 60% педагогов позднего возраста. Данная стратегия выражается в осмысленном построении планов и ожиданий на будущее, причем не только в профессиональной сфере, что обладает личностным смыслом для педагога. Для педагогов данной группы характерным является стремление к саморазвитию и самообразованию, позитивной оценке собственной профессиональной биографии и сложностей, с которыми приходится сталкиваться, а также достижений, которые были недавно или происходят сейчас.
Деструктивная стратегия преодоления кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста встречается у 40% участ-
- опросник К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» в модификации А. А. Реана. Содержит шкалы: внутренняя мотивация, внешняя положительная мотивация, внешняя отрицательная мотивация;
- методика качества жизни SF-з6. Содержит две шкалы: физический компонент здоровья (физическое функционирование; ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием; интенсивность боли; общее состояние здоровья); психологический компонент здоровья (психическое здоровье; ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием; социальное функционирование; жизненная активность).
Сравнение групп педагогов с конструктивной и деструктивной стратегиями преодоления кризиса утраты профессии осуществлялось при помощи ^критерия Уэлча. Расчеты производились с помощью статистического языка программирования Я.
Результаты исследования. Первоначально определялся тип стратегии преодоления кризиса утраты профессии у участвующих в исследовании педагогов позднего возраста. Это позволило сформировать две группы - группу педагогов с конструктивной стратегией преодоления кризиса утраты профессии и группу педагогов с деструктивной стратегией преодоления кризиса утраты профессии (табл. 2).
ников. Деструктивная стратегия выражается в обесценивании и разочаровании профессией учителя и педагогической деятельности в целом, отсутствии профессиональных планов или сужении их до выживания и доживания до времени выхода на пенсию.
Далее для выделения и детализации специфики переживания выделенных стратегий мы сравнили между собой группы педагогов, придерживающихся конструктивной стратегии преодоления кризиса утраты профессии и педагогов, придерживающихся деструктивной стратегии преодоления данного кризиса.
Установлены различия между сравниваемыми группами по показателям теста жизнестойкости С. Мадди (табл. 3).
Таблица2
Характеристика выборки респондентов по группам проявления стратегий преодоления кризиса утраты профессии педагогами позднего возраста
Показатель Деструктивная стратегия Конструктивная стратегия
Число респондентов 155 232
Процент мужчин 11% 6%
Средний возраст 57,0 58,4
Таблица 3
Различия по показателям теста жизнестойкости С. Мадди в адаптации Е. Н. Осина, Е. И. Рассказовой
Переменная Критерий Уэлча Р-значение Среднее (SD). Деструктивные стратегии Среднее (SD). Конструктивные стратегии Нормативные показатели
Жизнестойкость -8,41 <0,001*** 53,4 (8,07) 59,7 (5,95) 50,8 (11,32)
Вовлеченность -8,86 <0,001*** 23,7 (3,64) 26,8 (2,7) 22,3 (4,95)
Контроль -6,48 <0,001*** 16,4 (2,76) 18,1 (2,13) 16,7 (4,06)
Принятие риска -6,62 <0,001*** 13,3 (2,6) 14,9 (2,01) 11,8 (3,36)
*** - значимо на уровне 0,001.
Сравнительный анализ показал, что все показатели жизнестойкости в группе педагогов с деструктивной стратегией значимо ниже, чем в группе педагогов с конструктивной стратегией. Однако при этом средний балл жизнестойкости у педагогов с деструктивной стратегией практически не отличается от нормативных показателей. Данный результат свидетельствует о более высокой жизнестойкости педагогов с конструктивной стратегией преодоления кризиса утраты профес-
сии. Также можно говорить о том, что конструктивная стратегия связана с высокой, сверхнормативной жизнестойкостью, что позволяет субъективно рассматривать кризисную ситуацию как возможность развития, проявлять экзистенциальное мужество и успешно справляться со стрессом.
По показателям опросника толерантности к неопределенности Т. В. Корниловой также установлены значимые различия в сравниваемых группах (табл. 4).
Таблица 4
Различия по показателям нового опросника толерантности к неопределенности Т. В. Корниловой
Переменная Критерий Уэлча Р-значение Среднее (SD). Деструктивные стратегии Среднее (SD). Конструктивные стратегии Нормативные показатели
Толерантность к неопределенности -1,97 0,05* 49,4 (8,02) 50,9 (6,99) 11-35 - низкий 36-60 - средний 61-84 - высокий
Интолерантность -1,66 0,10 56,1 (10,15) 57,7 (8,38) 13-38 - низкий 39-65 - средний 66-91 - высокий
Межличностная интолерантность к неопределенности 2,77 0,01** 35,1 (7,58) 32,9 (7,55) 8-23 - низкий 24-40 - средний 41-56 - высокий
* - значимо на уровне 0,05. ** - значимо на уровне 0,01.
Установлено достоверное различие по показателям «толерантность к неопределенности» и «межличностная интолерантность к неопределенности». У педагогов позднего возраста с конструктивной стратегией преодоления кризиса утраты профессии показатель «толерантность к неопределенности» выше, чем у педагогов позднего возраста с деструктивной стратегий. Данный результат указывает на то, что преодоление кризиса утраты профессии происходит через стремление к изменениям и развитию, готовность использовать новое и выходить за рамки
ограничений. У педагогов позднего возраста с деструктивной стратегией преодоления кризиса утраты профессии выше показатель межличностной интолерантности к неопределенности, что указывает на преобладание контроля в межличностных отношениях и дискомфорту в случае неопределенности отношений с другими.
По показателям шкалы психологического благополучия К. Рифф также обнаружены различия между группами сравнения (табл. 5).
Таблица 5
Различия по показателям шкалы психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко
Переменная Критерий Уэлча Р-значение Среднее (SD). Деструктивные стратегии Среднее (SD). Конструктивные стратегии Нормативные показатели
Позитивные отношения -4,47 <0,001*** 59,4 (9,32) 63,3 (6,85) 58 (7,59)
Автономия -1,37 0,17 57,5 (7,75) 58,6 (6,88) 57 (5,61)
Управление средой -5,96 <0,001*** 57,9 (8,27) 62,6 (6,28) 59 (8,32)
Личностный рост -6,41 <0,001*** 58,5 (7,09) 63 (6,34) 63 (7,90)
Цели в жизни -5,50 <0,001*** 60,5 (8,43) 65 (6,97) 59 (6,14)
Самопринятие -6,16 <0,001*** 55,9 (8,84) 61 (6,46) 57 (6,14)
Психологическое благополучие -6,21 <0,001*** 349,7 (40,29) 373,5 (30,9) 351 (23,93)
*** - значимо на уровне 0,001.
Отметим, что по всем показателям данного теста (кроме показателя «автономия») группа педагогов с деструктивной стратегией преодоления кризиса утраты профессии показывает значимо более низкие результаты, чем группа педагогов с конструктивной стратегией.
При этом все показатели в группе педагогов с деструктивной стратегией преодоления кризиса утраты профессии укладываются в нормативные значения, за исключением показателя «личностный рост», который значимо ниже нормативного. Показатели в
группе педагогов с конструктивной стратегией преодоления кризиса утраты профессии значимо выше нормативных, кроме показателей «автономия» и «личностный рост». Полученный результат указывает на то, что педагоги, использующие конструктивную стратегию преодоления данного кризиса, обладают психологическим благополучием и сверхнормативной активностью.
Обратимся к различиям по показателям теста «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана (табл. 6).
Таблица 6
Различия по показателям опросника К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» в модификации А. А. Реана
Переменная Критерий Уэлча Р-значение Среднее (SD). Деструктивные стратегии Среднее (SD). Конструктивные стратегии
Внутренняя мотивация -5,47 <0,001*** 3,7 (0,91) 4,2 (0,58)
Внешняя положительная мотивация -0,20 0,84 3,0 (0,76) 3,0 (0,66)
Внешняя отрицательная мотивация 2,50 0,01** 5,0 (1,40) 4,7 (0,96)
** - значимо на уровне 0,0. *** - значимо на уровне 0,001.
Установлено, что у педагогов позднего возраста с выраженной конструктивной стратегией преодоления кризиса утраты профессии показатели внутренней мотивации значимо выше, чем у педагогов с деструктивной стратегией преодоления кризиса. Это указывает на важность нахождения внутреннего смысла деятельности и его роли в преодолении кризиса. У педагогов с
деструктивной стратегией преодоления кризиса утраты профессии значимо более высокими являются показатели внешней отрицательной мотивации, что указывает на ярко выраженное стремление к избеганию критики и неодобрения.
Обратимся к выявленным различиям по показателям методики качества жизни БР-з6 (табл. 7).
Таблица 7
Различия по показателям методики качества жизни SF-з6 (ж-шкала)
Переменная Критерий Уэлча Р-значение Среднее (SD). Деструктивные стратегии Среднее (8Б). Конструктивные стратегии
РБ^ (Физическое функционирование) -4,27 <0,001*** -0,24 (0,93) 0,12 (0,55)
ЯР^ (Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием) -3,72 <0,001*** -0,36 (1,12) 0,04 (0,91)
ВР^ (Интенсивность боли) -4,74 <0,001*** -0,17 (1,19) 0,36 (0,9)
ОН^ (Общее состояние здоровья) -6,94 <0,001*** -0,65 (0,87) -0,05 (0,78)
УТ^ (Жизненная активность) -7,10 <0,001*** 0 (0,98) 0,66 (0,76)
(Социальное функционирование) -5,18 <0,001*** -0,63 (1,19) -0,02 (1,05)
ЯЕ^ (Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием) -4,29 <0,001*** -0,25 (1,1) 0,19 (0,81)
МН^ (Психическое здоровье) -7,50 <0,001*** -0,67 (1,09) 0,11 (0,84)
Р№ит (Физический компонент здоровья) -4,42 <0,001*** -0,24 (0,88) 0,13 (0,67)
М№ит (Психологический компонент здоровья) -6,64 <0,001*** -0,48 (1,1) 0,22 (0,86)
*** - значимо на уровне 0,001.
Педагоги позднего возраста с деструктивной стратегией преодоления кризиса утраты профессии демонстрируют значимо более низкие значения по всем показателям здоровья, нежели педагоги с конструктивной стратегией, при этом большая часть показателей находятся в районе нижней границы нормы, что показывает, что конструктивная стратегия преодоления кризиса утраты профессии обладает более высокими показателями физического и психологического здоровья, однако эти показатели тоже снижены. Это показывает, что педагоги с конструктивной стратегией лучше расценивают свое психическое и физическое состояние здоровья, социальное и физиологическое функционирование, ролевое функционирование, обусловленное физическим и эмоциональным состоянием, выше оценивают свою жизненную активность и меньше испытывают болевых ощущений.
Выводы. Кризис утраты профессии педагогами является нормативным явлением и выступает необходимым условием прежде всего успешного профессионального развития. Вместе с тем данные исследований указывают на то, что переживают его педагоги по-разному.
В рамках данного исследования установлено, что педагоги позднего возраста для преодоления кризиса утраты профессии используют две стратегии - конструктивную или деструктивную.
Теоретический анализ показал, что конструктивная стратегия связана с рефлексивными механизмами самопознания, самосовершенствования, принятия ценно-
стей самоактуализирующейся личности, предполагает стремление к профессиональному самоутверждению и связана с копин-гами решения проблем. Деструктивная стратегия предполагает использование неадекватных способов реализации деятельности, нарушения в операционном, мотива-ционно-ценностном и смысловом компонентах профессионализма, снижение саморегуляции деятельности и связана с копин-гами избегания, конфронтации, религиозности и эмоциональности.
Опытно-поисковое исследование позволило определить конструктивную и деструктивную стратегии преодоления кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста.
Конструктивная стратегия наблюдается у 60% педагогов позднего возраста и характеризуется осмысленным построением профессиональных целей и планов, стремлением к профессиональному развитию и повышению квалификации, позитивной оценкой своего профессионального пути, рефлексией собственных профессиональных достижений.
Деструктивная стратегия выявлена у 40% педагогов позднего возраста и характеризуется обесцениванием собственной профессиональной деятельности, отсутствием профессиональных планов и ярко выраженным стремлением к выживанию.
Также установлено, что педагоги позднего возраста с конструктивной стратегией преодоления кризиса утраты профессии демонстрируют более высокие показатели жизнестойкости, толерантности к неопределенности, психологического благополу-
чия, психического и физического здоровья, от педагогов с деструктивной стратегией
а также внутренней мотивации, в отличие преодоления данного кризиса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антоновский, А. В. Механизмы психологической защиты и стратегии совладания у педагогов средних школ: «цена» и «стоимость» психической адаптации / А. В. Антоновский // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2010. - № 1. - C. 89-98.
2. Зеер, Э. Ф. Стратегии и технологии преодоления конфликтующих реальностей в жизнедеятельности людей в возрасте поздней зрелости / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, Т. Д. Буковей // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 4. - C. 152-161.
3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учебное пособие / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. - Москва : Издательство «Юрайт», 2021. 234 с.
4. Малышко, С. В. Педагогические трудности современного учителя и стратегии их преодоления / С. В. Малышко // Наука. Инновации. Технологии. - 2008. - № 6. - C. 175-180.
5. Сыманюк, Э. Э. Профессиональные кризисы педагогов : практико-ориентированная монография / Э. Э. Сыманюк. - Екатеринбург : Издательство УрГПУ, 2006. - 254 с.
6. Чеснокова, Г. С. Нарастание профессиональных трудностей как фактор проявления кризиса развития учителя / Г. С. Чеснокова // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 4. - C. 82-85.
7. Эриксон, Э. Г. Идентичность: юность и кризис / Э. Г. Эриксон. - М. : Прогресс, 1996. - 344 с.
8. Aulén, A. M. Teacher coping profiles in relation to teacher well-being: A mixed method approach / A. M. Aulén et al. // Teaching and Teacher Education. - 2021. - Vol. 102. - P. 103323.
9. Baloglu, M., Balgalmi§ E. A multivariate investigation of coping strategies among school administrators / M. Baloglu, E. Balgalmi§ / / Hacettepe Üniversitesi Egitim Fakültesi Dergisi. - 2014. - Vol. 29, Is. 29-1. - P. 35-46.
10. Chen, Y. Age differences in stress and coping: Problem-focused strategies mediate the relationship between age and positive affect / Y. Chen et al. // The International Journal of Aging and Human Development. -2018. - Vol. 86, Is. 4. - P. 347-363.
11. Datan, N. Life-span developmental psychology: Normative life crises / N. Datan, L. H. Ginsberg. - Elsevier, 2013. - 332 p.
12. Halloran, D. F. The retirement identity crisis - and how to beat it / D. F. Halloran // Personnel Journal. -1985. - Vol. 6, № 5. - P. 38-40.
13. Meléndez, J. C. Personality and coping. What traits predict adaptive strategies? / J. C. Meléndez, E. Satorres, I. Delhom // Anales de Psicología. - 2020. - Vol. 36, Is. 1. - P. 39.
14. Murayama, Y. Chronic stressors, stress coping and depressive tendencies among older adults / Y. Murayama et al. // Geriatrics & gerontology international. - 2020. - Vol. 20, Is. 4. - P. 297-303.
15. Sargent, L. D. et al. Metaphors for retirement: Unshackled from schedules / L. D. Sargent et al. // Journal of Vocational Behavior. - 2011. - Vol. 79, No. 2. - P. 315-324.
REFERENCES
1. Antonovsky, A. V. (2010). Mehanizmy psikhologicheskoi zashchity i strategii sovladaniya u pedagogov srednikh shkol: «tsena» i «stoimost'» psikhicheskoi adaptatsii [Mechanisms of Psychological Defense and Coping Strategies among Secondary School Teachers: "Price" and "Cost" of Mental Adaptation]. In Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. No. 1, pp. 89-98.
2. Zeer, E. F., Symanyuk, E. E., Bukovei, T. D. (2020). Strategii i tekhnologii preodoleniya konfliktuyush-chikh real'nostei v zhiznedeyatel'nosti lyudei v vozraste pozdnei zrelosti [Strategies and Technologies for Overcoming Conflicting Realities in the Life of People at the Age of Late Maturity]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 4, pp. 152-161.
3. Zeer, E. F., Symanyuk, E. E. (2021). Psikhologiya professional'nogo razvitiya [Psychology of Professional Development]. Moscow, Izdatel'stvo «Yurait». 234 p.
4. Malyshko, S. V. (2008). Pedagogicheskie trudnosti sovremennogo uchitelya i strategii ikh preodoleniya [Pedagogical Difficulties of the Modern Teacher and Strategies for Overcoming Them]. In Nauka. Innovatsii. Tekhnologii. No. 6, pp. 175-180.
5. Symanyuk, E. E. (2006). Professional'nye krizisy pedagogov [Professional Crises of Teachers]. Ekaterinburg, Izdatel'stvo UrGPU. 254 p.
6. Chesnokova, G. S. (2014). Narastanie professional'nykh trudnostei kak faktor proyavleniya krizisa razvitiya uchitelya [Increasing Professional Difficulties as a Factor in the Manifestation of the Teacher's Development Crisis]. In Sibirskiipedagogicheskiizhurnal. No. 4, pp. 82-85.
7. Eikson, E. G. (1996). Identichnost': yunost' i krizis [Identity: Adolescence and Crisis]. Moscow, Progress. 344 p.
8. Aulén, A. M. et al. (2021). Teacher Coping Profiles in Relation to Teacher Well-Being: A Mixed Method Approach. In Teaching and Teacher Education. Vol. 102, pp. 103323.
9. Baloglu, M., Balgalmi§, E. (2014). A Multivariate Investigation of Coping Strategies among School Administrators. In Hacettepe Üniversitesi Egitim Fakültesi Dergisi. Vol. 29. Issue 29-1, pp. 35-46.
10. Chen, Y. et al. (2018). Age Differences in Stress and Coping: Problem-Focused Strategies Mediate the Relationship Between Age and Positive Affect. In The International Journal of Aging and Human Development. Vol. 86. Issue 4, pp. 347-363.
11. Datan, N., Ginsberg, L. H. (2013). Life-Span Developmental Psychology: Normative Life Crises. Elsevier. 332 p.
12. Halloran, D. F. (1985). The Retirement Identity Crisis - and How to Beat It. In Personnel Journal. Vol. 6. No. 5, pp. 38-40.
13. Meléndez, J. C., Satorres, E., Delhom, I. (2020). Personality and Coping. What Traits Predict Adaptive Strategies? In Anales de Psicología. Vol. 36. Issue 1, p. 39.
14. Murayama, Y. et al. (2020). Chronic Stressors, Stress Coping and Depressive Tendencies among Older Adults. In Geriatrics & gerontology international. Vol. 20. Issue 4, pp. 297-303.
15. Sargent, L. D. et al. (2011). Metaphors for Retirement: Unshackled from Schedules. In Journal of Vocational Behavior. Vol. 79. No. 2, pp. 315-324.