Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КРИЗИСА УТРАТЫ ПРОФЕССИИ'

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КРИЗИСА УТРАТЫ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кризис утраты профессии / ресурсы преодоления / предикторы / переживание кризиса / crisis of loss of profession / resources to overcome / predictors / crisis experience

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сыманюк Эльвира Эвальдовна, Борисов Георгий Игоревич

Статья посвящена рассмотрению кризиса утраты профессии в зарубежных исследованиях. В статье рассматривается кризис утраты профессии, его предикторы, особенности переживания и ресурсы преодоления кризиса. В целом кризис можно представить детерминированным как психологическими, так и социально-экономическими факторами, он имеет культурную специфику, и способность его преодоления связана как с внутренними, так и с внешними ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сыманюк Эльвира Эвальдовна, Борисов Георгий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FOREIGN STUDY OF CRISIS LOSS OF PROFESSION

The article is devoted to the examination of the crisis of loss of profession in foreign studies. The article examines the crisis of the loss of a profession, its predictors, peculiarities of experience and resources for overcoming the crisis. In general, the crisis can be imagined as determined by both psychological and socio-economic factors, it has a cultural specificity, and the ability to overcome it is associated with both internal and external resources.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КРИЗИСА УТРАТЫ ПРОФЕССИИ»

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КРИЗИСА УТРАТЫ ПРОФЕССИИ1

Сыманюк Эльвира Эвальдовна (Екатеринбург, Россия), доктор психологически наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет. E-mail: e.e.symaniuk@urfu.ru

Борисов Георгий Игоревич (Екатеринбург, Россия), старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет. E-mail: georgy.borisov@urfu.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению кризиса утраты профессии в зарубежных исследованиях. В статье рассматривается кризис утраты профессии, его предикторы, особенности переживания и ресурсы преодоления кризиса. В целом кризис можно представить детерминированным как психологическими, так и социально-экономическими факторами, он имеет культурную специфику, и способность его преодоления связана как с внутренними, так и с внешними ресурсами.

Ключевые слова: кризис утраты профессии, ресурсы преодоления, предикторы, переживание кризиса.

ANALYSIS OF FOREIGN STUDY OF CRISIS LOSS OF PROFESSION

Symanyuk Elvira Evaldovna (Yekaterinburg, Russia), Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of General and Social Psychology, Ural Federal University. E-mail: e.e.symaniuk@urfu.ru

Borisov Georgy Igorevich (Yekaterinburg, Russia), Senior Lecturer of Department of General and Social Psychology, Ural Federal University. E-mail: georgy.borisov@urfu.ru

Abstract. The article is devoted to the examination of the crisis of loss of profession in foreign studies. The article examines the crisis of the loss of a profession, its predictors, peculiarities of experience and resources for overcoming the crisis. In general, the crisis can be imagined as determined by both psychological and socio-economic factors, it has a cultural specificity, and the ability to overcome it is associated with both internal and external resources.

Keywords: crisis of loss of profession, resources to overcome, predictors, crisis experience.

Завершение профессиональной деятельности является одним из самых значимых событий жизни человека. От того, как происходит уход из профессии, зависит благополучие дальнейшей жизни и успешность процесса старения. В реалиях современной России проблема выхода на пенсию связана с трансформацией требований, предъявляемых профессионалу, которые в условиях психовозрастных изменений не могут быть быстро освоены. Также это касается изменения возраста выхода на пенсию, что в условиях потери мотивации проводит к снижению эффективности профессиональной деятельности.

Эти проблемы актуализируются в исследованиях позднего возраста, в том числе психологических. Так, кризис утраты профессии рассматривается в работах Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк, Н.Е. Пряжникова, А.В. Рыбинской, М.А. Бендюкова и др., однако закономерности его преодоления практически на обсуждаются.

Если обращаться к опыту других стран, то можно увидеть иную ситуацию. Обсуждаемый феномен может быть представлен как крайне разнообразное явление. С одной стороны, его рассматривают как миф, с другой стороны, как сугубо отрицательный процесс. В ряде исследований отмечаются положительные стороны в переживании кризисных моментов.

Наше исследование направленно на рассмотрение кризиса утраты профессии в зарубежных исследованиях. Мы рассмотрим взгляды на кризис утраты профессии, его предикторы, особенности переживания кризиса и ресурсы его преодоления.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-013-00790 «Преодоление кризиса утраты профессиональной деятельности у педагогов в период поздней зрелости».

Сам кризис утраты профессии в зарубежных исследованиях рассматривается как кризис выхода на пенсию. Изначально кризис выхода на пенсию рассматривают как миф, поскольку было обнаружено, что психически, физиологически и социально люди остаются благополучны. Однако есть факторы, которые не позволяют полностью принять данную позицию: это состояние здоровья, социоэкономический статус и структура личности. Выход на пенсию имеет как плюсы (свободное время), так и минусы (ухудшение материального положения, изменение социального статуса), но в целом позволяет сохранять благополучие [14].

Рассмотрим предикторы кризиса выхода на пенсию. Одним из ключевых проявлений кризиса является тревога. В исследовании K. Gana и коллег [9] рассматриваются предикторы тревоги людей, выходящих на пенсию. Результаты показали, что предикторами тревоги людей, выходящих на пенсию, являются возраст, чувство связанности, нейротизм, сознательность, конкретизация и построение личностных целей, маскулинность, время выхода на пенсию, диалектический консенсус.

В другом исследовании изучаются предикторы изменения профессионального статуса. Так, переменные, связанные с работой (достижение карьерных целей и необходимость выхода на пенсию), а также переменные, не связанные с работой (психологический стресс и традиционная гендерно-ролевая ориентация), определяли смену работы, но регрессионный анализ показал, что только переменные, не связанные с работой, имели уникальные эффекты. Переменные, не связанные с работой, играли важную роль при принятии решения о выходе на пенсию, и временная занятость содержательно больше похожа на полную пенсию, чем на карьерную занятость [3].

В литературе также рассматривают прогнозирование дальнейшей работы после выхода на пенсию. Результаты показали, что пол, здоровье и удовлетворенность пенсией больше связаны с волонтерской работой, а образование — с оплачиваемой работой [10]. Кроме того, изучалось влияние предпенсионного планирования на сбережения после выхода на пенсию. Результаты показали, что ясность целей выхода на пенсию является важным показателем практики планирования, а планирование, в свою очередь, предсказывает тенденции сбережений [13].

Кризисы не являются универсальными для всех явлениями, они имеют культурный, социальный, и индивидуальный характер. Это находит отражение и в кризисе утраты профессии. Рассмотрим, как переживается кризис утраты профессии в зарубежных исследованиях.

В данной проблематике широко представлен кросскультурный аспект. Культурные особенности выхода на пенсию были исследованы в J. Cho и коллегами, они рассматривали как происходят выходы на пенсию в Южной Корее, Германии, США. Авторы в исследовании делают акцент на уровне образования и социальную поддержку, объем пенсии. В Германии пожилые люди с более высоким уровнем образования с большей вероятностью продолжат работу после выхода на пенсию с относительно хорошо развитой системой социальной поддержки, в то время как в Корее пожилые люди с более низким уровнем образования почти во всех сферах занятости обычно продолжают работать после выхода на пенсию. В Соединенных Штатах государственная пенсия и условия взаимодействия не имеют статистически значимого влияния на работу после выхода на пенсию. И в Германии, и в Корее получение более высокой пенсии уменьшало вероятность работы после выхода на пенсию, но влияние пенсии в Корее было намного больше, чем в Германии. В Южной Корее пожилые работники с более низким уровнем образования, как правило, постоянно подрабатывают из-за отсутствия должной безопасности как на рынке труда, так и в пенсионной системе [5].

Также в рамках культурной специфики рассматривались детерминанты удовлетворенности пенсией у недавно завершивших профессиональную деятельность представителей

стран Европы. Первичные результаты показали, что бельгийские, британские, финские, французские и испанские пенсионеры имеют очень похожие оценки удовлетворенности жизнью, в то время как португальские пенсионеры показывают более низкий уровень удовлетворенности. Другим результатом стало то, что универсальными детерминантами являются здоровье и ресурсы, а также ожидаемое удовлетворение. В целом как результат исследования отмечается, что культурный контекст объясняет небольшое количество различий в удовлетворенности [8]. Кроме того, есть исследование, где сравнивается добровольный и вынужденный уход на пенсию в Америке. Так, недобровольная потеря работы ухудшает психическое здоровье, но повторное трудоустройство восстанавливает состояние психического здоровья. В то же время добровольной уход на пенсию улучшает психическое здоровье американцев [12].

В качестве фактора, который непосредственно определяет переживание кризиса утраты профессии, рассматривают состояние здоровья. В исследовании N.G. Choi изучается здоровье при выходе на пенсию, предпенсионный и пенсионный период в двухлетний период. Авторы анализировали самовосприятие изменений и актуальных изменений объективных условий здоровья с демографическими данными, эмоциональным здоровьем, изменением рабочего статуса, привычек, влияющих на здоровье. Обнаружено, что существующие или увеличивающиеся нарушения функциональных способностей вносят свой вклад в самооценку ухудшений. Однако получение нового диагноза хронического заболевания и переживание новой медицинской ситуации не всегда способствует самовосприятию ухудшений. Самовосприятие улучшения среди людей с серьезными проблемами со здоровьем, скорее всего, было связано с медицинским вмешательством и снижением симптомов и отражало выборочную оптимизацию и устойчивость субъектов [6].

Часто на переживание кризиса утраты профессии влияет мнение общества, которое отражено в негативных стереотипах о старении и пожилых работниках. В исследовании P.M. Bal и коллег рассматривалось влияние отрицательных стереотипов (отрицание способности работать у пожилых) работников и отрицательных метастереотипов (убеждение, что большинство коллег отрицательно относятся к пожилым работникам) на отношение к выходу на пенсию (перспектива профессионального будущего и намерение выйти на пенсию), а также влияние на самоопределение работника как «пожилого» человека. Отрицательные метастереотипы были связаны с более сильным намерением выйти на пенсию. Самоопределение моделирует отношение между негативными возрастными стереотипами, метастереотипами и перспективой профессионального будущего. Однако, вопреки ожиданиям, отношения были сильнее среди работников с низким самоопределением к пожилым людям по сравнению с работниками с высокой самокатегоризацией в этом отношении [1].

Естественно, рассматривая кризис утраты профессии, необходимо делать особый акцент на ресурсах его преодоления. Данные ресурсы рассматриваются как позволяющие конструктивно разрешать кризис утраты профессии, способствуют благополучному процессу старения и психологическому самосохранению.

Прежде всего рассмотрим детерминанты позитивного ухода на пенсию, где уделяется внимание конструктивной адаптации к новым жизненным обстоятельствам.

В исследовании I. Hannson и коллег рассматривалось влияние индивидуальных ресурсов на благополучие в процессе выхода на пенсию. Данная цель достигалась при помощи оценки удовлетворенности жизнью и воспринимаемых ресурсов (самооценка, автономия, социальная поддержка, самооценка физического здоровья, самооценка когнитивных особенностей, финансовой удовлетворенности) в течение четырех лет выхода на пенсию у людей в возрасте 60—66 лет.

Результаты показали слабую, но устойчивую связь между изменениями в предполагаемых ресурсах и изменениями в удовлетворенности жизнью при переходе на пенсию. Самооценка, самооценка физического здоровья и общая ресурсность имеют положительную связь с удовлетворенностью жизнью, в то время как удовлетворенность жизнью положительно влияет на изменение самооценки, автономии, самооценки физического здоровья и когнитивных способностей [11]. Кроме того, личные ценности, здоровье и финансовое положение были изучены как детерминанты аффективного благополучия людей пожилого возраста. Результаты показали, что позитивный аффект предопределяется женским полом, хорошим финансовым положением, меньшим количеством болезней и высокой самотрансцендентностью, открытостью изменениям, ценностью сохранения. Более высокий негативный эффект предсказывается женским полом, более низким финансовым положением, большим количеством болезней, более высокой самотрансцендентостью и более низкими показателями ценностями сохранения [4].

В другом исследовании рассматривается как разные виды активности опосредуют связь между индивидуальными личностными различиями, ресурсами и психическим и физиологическим благополучием. Рассматривались такие виды активности, как продуктивная, физическая, социальная и досуг. Также в качестве переменной рассматривалось разнообразие видов деятельности, представленное как количество различных категорий деятельности в течение определенного периода времени. Корреляционный анализ показал, что личностные особенности имеют небольшую, но сильную связь с участием в деятельности, в большей степени личность влияет на разнообразие деятель-ностей. Личностные особенности также значимо коррелировали с благополучием и ожиданиями выхода на пенсию, как и разнообразие видов деятельности [2].

При определении ресурсов кризиса утраты профессии изучался также гендерный аспект. Так, рассматривалась связь между работой после выхода на пенсию с удовлетворенностью жизнью у женщин. Исследование проводилось путем сравнения женщин, которые продолжают или заново стали заниматься профессиональной деятельностью после выхода на пенсию, и не работающими, которые получают пособия. Результаты исследования показали, что работа на пенсии сама по себе не способствует удовлетворенности жизнью, но финансовые ресурсы и особенно обеспокоенность пожилых женщин своим финансовым положением являются мощными детерминантами их удовлетворенности [7].

В целом кризис утраты профессии можно представить как детерминированный психологическими, физиологическими и социально-экономическими факторами, которые имеют свою специфику из-за культурно-социальных особенностей, что сказывается на материальном статусе и получаемой поддержке и готовности уйти из профессии. На способность преодоления кризиса влияют самооценка, способность к автономии, состояние здоровья, ценности, особенности личности и материальная и социальная поддержка.

Литература

1. Bal P.M. et al. Young at heart, old at work? Relations between age, (meta-) stereotypes, self-categorization, and retirement attitudes // Journal of Vocational Behavior. 2015. Vol. 91. P. 35—45.

2. Beier M.E., Torres W.J., Gilberto J.M. Activities matter: Personality and resource determinants of activities and their effect on mental and physical well-being and retirement expectations // Work, Aging and Retirement. 2018. Vol. 4. Is. 1. P. 67—78.

3. Bennett M.M., Beehr T.A., Lepisto L.R. A longitudinal study of work after retirement: examining predictors of bridge employment, continued career employment, and retirement // The International Journal of Aging and Human Development. 2016. Vol. 83. Is. 3. P. 228—255.

4. Burr A., Santo J.B., Pushkar D. Affective well-being in retirement: The influence of values, money, and health across three years // Journal of Happiness Studies. 2011. Vol. 12. Is 1. P. 17—40.

5. Cho J., Lee A., Woo K. A comparative study on retirement process in Korea, Germany, and the United States: Identifying determinants of retirement process // The International Journal of Aging and Human Development. 2016. Vol. 83. Is. 4. P. 441-467.

6. Choi N.G. Determinants of self-perceived changes in health status among pre-and early-retirement populations // The International Journal of Aging and Human Development. 2003. Vol. 56. Is. 3. P. 97-222.

7. Choi N. G. Relationship between life satisfaction and postretirement employment among older women // The International Journal of Aging and Human Development. 2001. Vol. 52. Is. 1. P. 45-70.

8. Fouquereau E. et al. Perceptions of and satisfaction with retirement: A comparison of six European Union countries // Psychology and Aging. 2005. Vol. 20. Is. 3. P. 524.

9. Gana K. et al. Study of several anxiety determinants in retirement // Canadian Journal Of Behavioural Science. 2009. Vol. 41. Is. 4. P. 260-271.

10. Griffin B., Hesketh B. Post-retirement work: The individual determinants of paid and volunteer work // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2008. Vol. 81. Is. 1. P. 101-121.

11. Hansson I. et al. Disentangling the Mechanisms of Retirement Adjustment: Determinants and Consequences of Subjective Well-Being // Work, Aging and Retirement. 2020. Vol. 6. Is. 2. P. 71-87.

12. Mandal B., Roe B.E. Job loss, retirement and the mental health of older Americans // Retirement and the Mental Health of Older Americans. 2007. Vol. 11. Is. 4. P. 167-176.

13. Stawski R.S., Hershey D.A., Jacobs-Lawson J.M. Goal clarity and financial planning activities as determinants of retirement savings contributions // The International Journal of Aging and Human Development. 2007. Vol. 64. Is. 1. P. 13-32.

14. Symanyuk E. et al. Profession loss crisis at an old age: Specific features, factors, and mechanisms of coping // Behavioral Sciences. 2019. Vol. 9. Is. 12. P. 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.