СВ.Жуков
Методологические и общетеоретические проблемы социологии права
Современный этап развития Российского государства характеризуется неопределенностью дальнейших направлений правового развития как на парадигмальном уровне, так и на уровне отраслевого и текущего законодательства. Созданная за последние два десятилетия нормативно-правовая база не только все еще является несовершенной с точки зрения юридической техники, но и зачастую не отвечает реальным общественным отношениям, интересам большинства населения. Особенностью современной концептуально-стратегической ситуации является то, что в Конституции РФ закреплена идеологическая база правовой реформы, которая должна развиваться по либеральным стандартам, однако реалии общественной жизни все настойчивее свидетельствуют о деструктивности избранного курса, о невозможности дальнейшего развития в условиях доктринерского либерального проекта, требующего доработки, приспособления к самобытности отечественной государственности.
В этой связи не вызывает сомнений, что современной юридической науке жизненно необходимы не только совершенствование уже существующих методов исследования и расширение круга научных изысканий, но и разработка принципиально новой методологической базы, интегрирующей достижения различных научных школ. Это предполагает и так называемый комплексный подход, характеризующийся взаимным проникновением тождественных исследований в праве, широким использованием универсальных методов исследования.
На наш взгляд, социологические исследования в праве могут выступить в качестве наиболее яркого примера упоминаемого комплексного подхода, который может оказать неоценимую услугу как в рамках выработки наиболее общих принципов государственного строительства, так и оказать существенную помощь отраслевым юридическим наукам.
Согласно наиболее распространенной точке зрения предметом социологических исследований в праве являются специфические социальные закономерности развития и функционирования права как социального института. Раскрывая эти закономерности, социология права объясняет переход социальных явлений в правовую сферу, воплощение правовых предписаний в деятельность субъектов, в реальные общественные отношения. При такой теоретико-методологической ориентации исследуется взаимосвязь права и общества, достигается познание права в жизни и действии.
Однако юридическую науку интересуют не только социальная обусловленность и социальное действие права в широком плане, ей необходимо знать социальное содержание конкретных правовых институтов и норм, соответствие общественным потребностям, эффективность их действия. Эти проблемы нельзя решить, оставляя вне поля зрения социологические аспекты правотворчества, применения права и соблюдения норм гражданами, без исследования форм индивидуального поведения.
Поэтому на основе социально-философских положений, в единстве теоретического и эмпирического (конкретно-социологического) анализа разрабатываются специальные социологические теории права, объясняющие более частные закономерности развития и функционирования правовой системы.
В этой связи представляется правильным положение о том, что целью социологических исследований в праве является рассмотрение связи между правом как социальным феноменом и обществом, социальных функций права и комплексных процессов трансформации юридических норм в социальное поведение на всех уровнях - общества, различных социальных слоев, коллективов, групп и личности [1, с. 242]. На этой основе и сформировалось такое научное направление, как социология права.
Таким образом, основная задача социологии права заключается в том, что проблемы формирования и действия права, его институтов и норм должны рассматриваться в процессе их функционирования и развития. Это предполагает, что предметом исследования будут общественные действия личности, т.е. социальные факторы.
Исходя из этого социология права изучает значение в реальном поведении субъекта таких социальных элементов права, как, например, уровень правовой информированности,
профессиональный статус, образование, пол и т.д. Социологические исследования в праве ведутся на границе социологии и права и представляют собой пример комплексного подхода к решению актуальных вопросов в праве. Среди этих вопросов: социальная обусловленность права, его институтов и норм; закономерности воздействия на право всей системы материальных и духовных факторов; механизм действия права в обществе; закономерности воздействия права и правоприменительной деятельности на различные стороны социальной жизни; эффективность действия права, его институтов и норм в регулировании общественных отношений [2, с. 236].
Для полноты раскрытия вопроса о предмете социологии права следует остановиться на рассмотрении соотношения теории, философии и социологии права: относятся ли эти понятия к одному и тому же предмету исследования или они выражают какое-то более сложное структурное и функциональное различие. Таким образом, терминологически по-разному определяется предмет одной и той же науки.
В литературе можно встретить, например, утверждение, что социология права «вытесняет» теорию права или что они являются двумя неразрывными частями одной общей науки. Существует и утверждение, отрицающее самостоятельность социологии права на основании ее «междисциплинарного» характера.
В литературе по общей теории права распространена точка зрения, в соответствии с которой «в рамках этой единой теории есть относительно обособившиеся группы проблем, которые могут быть обозначены как вопросы философии права, социологии права, специально-юридической теории, позитивной теории и др.» [3, с. 392]. При этом теория права и социология права - это взаимообусловленные и взаимосвязанные направления научного анализа, вместе с тем обладающие своей спецификой.
Особое место в этой дискуссии занимает философия права. По мнению некоторых ученых, если право социальное явление, то философия права есть в то же время и социальная философия, т.е. социология права [4, с. 17-19].
На наш взгляд, более корректна точка зрения Д.А. Керимова, который видит различие между философией и социологией права в том, что первая, являясь познавательной теорией, разрабатывает проблемы теоретико-мировоззренческого подхода к познанию государства и права, а вторая дает научную картину государственно-правовой реальности [5, с. 71-72].
Социология права представляет собой определенным образом структурированную систему социальных знаний о праве как особом социально-юридическом феномене в его генезисе, а также в действии, т.е. как социально детерминированном и социально действующем (социально направленном) явлении, процессе. Таким образом, социология права представляет собой направление общетеоретических исследований, формирующееся в относительно самостоятельную структуру знаний о праве как динамичном социально-юридическом феномене с точки зрения его генезиса и действия в обществе [6, с. 29-31].
Для того чтобы установить место социологии права в системе теоретического знания о праве следует обратить внимание на условия и причины ее выделения. Социология права в свое время позволила учесть найденные механизмы решения возникших в период раннего капитализма в XIX в. социальных конфликтов, в то время как «юриспруденция понятий» и юридический позитивизм оказались слабоприспособленными для динамичного решения целого комплекса новых задач. Как подчеркивает К. Кульчар, «одна из этих задач состояла в приспособлении правовой теории и практики к условиям монополистического капитализма, приспособлении юридической и политической надстройки к требованиям развития увеличивающегося денежного и хозяйственного оборота, роста классовых и национальных противоречий». В самом деле, либеральное развитие общества и рыночная экономика требовали больше свободы в принятии управленческих решений, а юридический позитивизм с его установкой на идеальные и совершенные законы не обеспечивал гибкости принимаемых решений, не позволял учесть индивидуальные особенности каждой конфликтной ситуации, не учитывал бесконечное разнообразие интересов субъектов экономических отношений.
Социальная критика правового развития буржуазных государств в конце XIX - начале XX вв. со стороны социалистов, а также авторов концепций солидаризма привела к упадку юридического позитивизма и уменьшению его сторонников среди правоведов, т.к. конфликты между социально
незащищенными слоями и буржуазией все нарастали. В юридических произведениях стали приниматься во внимание ценности «интересов трудящихся», «социального равенства», «социальной справедливости», «общественного блага», альтруизма и социального служения. Все это было дополнительным импульсом не только к разработке социальных концепций государственно-правового развития общества в трудах основателей социологии права Г. Гурвича, Л. Дюги, О. Гирке, А. Менгера, Е. Эрлиха, но и появлению социологического понимания права, в котором «живое», «реальное» право должно прийти на смену «идеальному закону».
Необходимо отметить, что в рамках социологического правопонимания право рассматривается как особый институт, позволяющий эффективно разрешать социальные конфликты. Соотношение «живого» социального и «искусственного» позитивного права многие исследователи определяют принципом: «Изданный государством закон - это всего лишь пустой сосуд, и лишь реальная жизнь наполняет его фактическим правовым содержанием».
При этом для юридической социологии формами права выступают не только юридические нормы, но и в большей степени непосредственно общественные отношения, лежащие в их основе. Социологический подход предполагает акцентирование внимания, прежде всего, на функциональной характеристике права. В рамках социологии права закон лишь тогда является правовым, когда с его помощью обеспечивается результативное правовое воздействие в регулятивной и правоохранительной сферах. Таким образом, проблема соотношения права и закона имеет в социологической юриспруденции свое разрешение.
Надо отметить, что дискуссия о принадлежности социологии права ведется до сих пор. Так как она зарождалась и развивалась в пограничных областях знания, нередко приходится читать, что социология права - «отрасль социологии»; еще чаще встречается упоминание, что социология права - «отрасль юридических наук», т.е. социологи считают эту дисциплину отраслью общей социологии, юристы же правоведы придерживаются другой точки зрения относительно дисциплинарной принадлежности данной науки.
Не менее дискуссионным также является вопрос о том, следует ли разграничивать термины «социология права», «юридическая социология», «социологический позитивизм», «правовой социологизм» и др. Существует точка зрения, что эти термины не равнозначны по смыслу и содержанию. Также используется термин «юридическая социология», который отражает взгляды юристов, стоящих на позициях, близких к социологии. В рамках данного термина отмечается сходство знаний о государственно-правовых явлениях в рамках юриспруденции [7, с. 97-103].
Мы считаем, что социология права представляет собой отрасль историко-теоретического знания о праве, опирающуюся на методы социологического познания. В целом социологические исследования в праве открывают большие перспективы для увеличения эффективности правоприменения и правового регулирования. Несоответствие между законом и юридической практикой - вот та важная проблема, решить которую призвана социология права, призвать свои методы для того чтобы право «на бумаге» и право «в действии» реже противопоставлялись друг другу. Вот почему представляется крайне важным исследование права в рамках социологии. Особенно важно это для России, т.к. именно в нашей стране наметился колоссальный разрыв между «писаным» и реальным правом, которое некоторые ученые предлагают называть по известным всем причинам «теневым правом» [8].
Литература
1. Кудрявцев В.Н. Избранные труды по социальным наукам. М., 2002. Т. 2.
2. Казимирчук В.П. Социологические исследования в праве // Методологические проблемы советской юридической науки. М., 1986.
3. Алексеев С.С. Проблемы теории права. М., 1973. Т. 1.
4. Явич Л.С. Характер философских проблем правовой науки // Советское государство и право. 1984. № 7.
5. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.
6. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М.: Юрист, 1995.
7. Саидов А.Х. Социология права: каков ее научный статус // Социологические исследования. 2006. № 7.
8. Баранов В.М. Теневое право. Н. Новгород, 2002.