ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ВОРОНЕЖСКОЙ
ОБЛАСТИ Е.В. Шкарупета, канд. экон. наук, доцент Воронежский государственный технический университет
В настоящее время происходит переход от экономики массового производства к экономике знаний, где основной ценностью являются не средства производства, а навыки действия, в которой важнейшее значение приобретут научно-технический и интеллектуальный потенциал.
Из этого следует неизбежность серьезных изменений в системе экономических институтов и в механизмах управления хозяйственной деятельностью предприятий машиностроительного комплекса, когда необходимо эффективно использовать резервы и рычаги ускорения технического развития машиностроительных предприятий.
В статье рассматриваются методологические и методические основы технического развития предприятий машиностроительного комплекса Воронежской области. Рассмотрено соотношение понятий «техника» и «технология»; два подхода по отношению к понятию научно-технологического потенциала; практический опыт разработки методического подхода к оценке и прогнозу научно-технологического развития наукоемкого производства. Приведена анкета по оценке научно-технологического развития наукоемких производств
В настоящее время техническое развитие предприятий машиностроительного комплекса представляется возможным рассматривать с позиции категорий научного и технического, технологического потенциалов. Так, термин «потенциал» применяется для обозначения средств, запасов и источников, имеющихся в наличии и могущих быть использованными для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи, а также возможностей отдельного лица, общества, государства в какой-либо области.
При рассмотрении сходств и различий технического и технологического потенциалов стоит отметить, что термины «техника» и «технология» в русском языке не являются синонимами (рисунок).
Соотношение понятий «техника» и «технология»
Современное понятие «техника» - это совокупность средств, создаваемых для осуществления производственных и других потребностей. Под технологией понимается последовательность производственных операций, совокупность методов обработки и изготовления, осуществляемых в производственных процессах. В более широком смысле «техника» включает в себя технологию как способ соединения
человека и вещественных факторов производства, по их производству и эксплуатации [5].
Существует два понимания «техники». Первое состоит в том, что производственная техника - это совокупность всех вещественных факторов производства, в которых материализованы знания и умения человека. В таком смысле техника включает в себя машины и оборудование, сооружения и технологии, новые материалы и средства управления и т.п. Наряду с такой расширительной трактовкой «техники» существует и более узкая, когда под «техникой» понимается система средств труда и технологий, созданных в результате деятельности людей. В настоящем исследовании речь будет идти преимущественно о технике в узком смысле слова. Объединение в одно понятие этих факторов производства предопределяется их неразрывностью. Каждое средство труда представляет ту или иную технологию, и в равной мере технология реализуется посредством тех или иных средств труда. Нет средств труда вне определенных технологий и нет технологий вне совокупности средств труда [2].
Часто понятие «новая техника» отождествляются с понятием «инновация», однако «инновация» шире, чем «новая техника». Оно применяется ко всем новшествам в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, обеспечивающих получение максимального социально-экономического эффекта за счет использования интеллектуального потенциала [1].
Технологический потенциал является составляющей производственного потенциала предприятия. Необходимость определения категории «технологический потенциал» на уровне основного звена экономики - предприятия - очевидна, прежде всего, с по-
зиций повышения эффективности его использования на всех уровнях производства.
Термин «технологический потенциал» получил достаточно широкое распространение. Однако он нечетко определен и практически не включает обоснованной и взаимоувязанной системы показателей, характеризующих экономическое назначение технологического потенциала в комплексной системе элементов современного промышленного предприятия. Нет общей методики интегрированного расчета уровня использования технологического потенциала. Методические наработки представлены в виде фрагментарных разработок и не дают представления об общей системной методологии рассматриваемой сложной экономической категории Авторы чаще всего ограничиваются изложением понятия технологического потенциала, значимости улучшения его использования для повышения финансовых результатов деятельности предприятия.
Поддерживая точку зрения Клейнера Г.Б. [3], необходимо отметить, что технологический потенциал конкретного предприятия складывается из следующих компонент:
- технологическая подготовка производства;
- оборудование;
- технологии (технологические процессы).
Существуют два подхода по отношению к понятию научно-технологического потенциала:
1. Научный потенциал - это комплекс параметров, характеризующий способность научной системы решать вопросы научно-технологического развития (численность кадров и их квалификация, возрастная структура и подготовка).
2. Научный потенциал - система индивидуальных и материальных факторов, обеспечивающих кругооборот в народном хозяйстве научных знаний, создание высокотехнологичных систем и распространение их в массовом производстве.
К составляющим научно-технологического потенциала можно отнести кадровую, материально-технологическую и организационную составляющую науки, а также информационную составляющую научно потенциала.
Таким образом, научно-технологический потенциал наукоемкого производства - это совокупность научных наработок в виде научно-исследовательских работ (НИР), опытно-конструкторских работ (ОКР), патентов, лицензий - как созданных на предприятии, так и приобретенных и предназначенных для совершенствования производства. Их вовлечение в хозяйственный оборот опирается на имеющиеся кадровые, технологические, материальные, информационные, организационные и финансовые ресурсы. Иными словами, научно-технологический потенциал наукоемкого производства определяет не возможности в области производства продукции, а готовность его к улучшению технологии и обновлению производ-64 ЭКОНОМ
ственной программы с целью повышения конкурентоспособности и эффективности производства.
Материализация научно-технологического потенциала наукоемкого производства способствует развитию инновационного процесса создания продукции с новыми потребительскими качествами или выпуску прежней продукции, но с меньшими издержками, что позволяет снизить ее цену и занять новые ниши рынка.
Отличие научно-технологического потенциала от инновационного в том, что первый реализуется с целью улучшения производственных условий, включающих повышение эффективности использования всех ресурсов, а второй в большей степени предполагает создание продуктовых и технологических инноваций для внешних потребителей, т.е. нововведений, непосредственно обеспечивающих коммерческий результат.
Рассмотрим практический опыт разработки методического подхода к оценке и прогнозу научно-технологического развития наукоемкого производства.
Анкета по оценке научно-технологического развития наукоемких производств представлена ниже.
1. Охарактеризуйте возрастной состав технологического оборудования Вашего предприятия, определите удельный вес оборудования с возрастом: до 5 лет, от 6 до 10 лет, от 11 до 15 лет, свыше 15 лет.
2. Приведите данные об удельном весе прогрессивного оборудования в общем количестве технологического оборудования предприятия.
3. Определите удельный вес активной части основных фондов в общей стоимости основных производственных фондов предприятия.
4. Охарактеризуйте степень прогрессивности применяемых технологических процессов на предприятии (удельный вес).
5. Приведите сведения о применяемых заготовках и технологиях их изготовления. Какие виды заготовок, по Вашему мнению, позволяют минимизировать трудоемкость механической обработки?
6. Ваше предприятие самостоятельно изготавливает заготовки или получает их по кооперации? Назовите предприятия, поставляющие заготовки.
7. Какая работа проводится предприятием по совершенствованию применяемых технологий?
8. Охарактеризуйте степень инструментальной и технической оснащенности технологических процессов.
9. Существует ли на предприятии регламентированная система организации рабочих мест?
10. Считаете ли Вы, что применяемая на предприятии система организации и управления производством обеспечивает эффективность использования оборудования и рабочих?
11. Дайте характеристику реализуемой организационной формы и прогноз развития организационных форм по пятилетним периодам до 2030 года.
12. Дайте характеристику используемых ИКТ и прогноз развития информационных технологий на предприятии по пятилетним периодам до 2030 года (в %).
13. Дайте характеристику используемых организационных систем (методов организации производства) и прогноз развития организации ПП по пятилетним периодам до 2030 года (в %).
14. По каким направлениям предполагается осуществить оптимизацию парка технологического оборудования? С учетом анализа прогнозов намечаемого к производству выпуска оборудования отечественными предприятиями и зарубежными фирмами, какие конкретно виды оборудования предполагает приобретать Ваше предприятие?
15. В каких направлениях предполагается усовершенствование применяемых в настоящее время технологических процессов: интенсификация режимов обработки, применение малооперационных технологий, применение прогрессивных заготовок, применение инструмента с новыми режущими пластинами, концентрация операций с применением многоинструментальной обработки и т.п.?
16. Укажите, какие принципиально но-вые технологические процессы Вы предполагаете применять в заданный период времени: аддитивные технологии, управляемые технологические процессы, лазерные технологии, электротехнические и т.п. (см. Приложение Б «Перечень передовых технологий»).
17. Приведите перечень намечаемых к использованию энергосберегающих технологий и технологий, обеспечивающих требования экологии.
18. Охарактеризуйте данные, отражающие рост показателей, характеризующих результаты технологической модернизации (экономические показатели в данном пункте не рассматриваются):
- удельный вес прогрессивного оборудования в общем количестве технологического оборудования;
- удельный вес новых технологических процессов в общем количестве технологических процессов;
- удельный вес активной части основных фондов в общей стоимости производственных фондов (рекомендуемый показатель - 65%);
- удельный вес улучшенных технологических процессов в общем количестве технологических процессов;
- изменение возрастного состава оборудования и т.п.:
19. Поддерживаете ли Вы предложения о создании межотраслевых производств и какие виды продукции, по Вашему мнению, целесообразно изготавливать на предприятиях межотраслевых производств или в порядке производственной кооперации маши-
ностроительных предприятий отрасли? Например: литье, штампованные детали, крепежи и т.п.
20. Каковы намечаемые Вами мероприятия по улучшению технологической оснащенности процессов производства?
21. Охарактеризуйте меры, намечаемые предприятием по созданию модернизированных рабочих мест, и укажите, какое количество таких рабочих мест будет создано на предприятии.
22. Определите направления работы по совершенствованию организации и управления производством, обеспечивающих эффективное использование новых технологических средств, технологий и квалифицированных рабочих.
23. На ваш взгляд, что необходимо для достижения баланса «технологическая модернизация -образование»? Какие меры следует предпринять для обеспечения потребностей машиностроительных предприятий Воронежской области в квалифицированных кадрах? Какие специальности наиболее востребованы на вашем предприятии?
24. Существуют ли на вашем предприятии исследовательские лаборатории, опытно-конструкторские и экспериментальные подразделения? Какие?
25. Какие принципиально новые виды продукции планирует ваше предприятие производить в перспективе 15-20 лет?
26. Оцените важность для Воронежской области представленных групп технологий в долгосрочной перспективе по 4-балльной шкале:
4 - высокая важность технологии для Воронежской области
3 - средняя важность технологии для Воронежской области
2 - низкая высокая важность технологии для Воронежской области
1 - технология не актуальна для Воронежской области
27. Какова тематика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (перечислить наименования), проводимых на вашем предприятии?
28. Назовите конкретные результаты выполненных работ (раздельно НИР и ОКР).
29. Привлекаете ли вы для решения научно-практических задач подразделения инновационной инфраструктуры (инжиниринговые и консалтинговые фирмы, технопарки, научные центры и т.п.)? Назовите их.
30. Оказывали ли какую-либо помощь, содействие органы государственной власти всех уровней при проведении НИР и ОКР (укажите)?
31. Участвовало ли ваше предприятие (организация) в целевых научно-технических программах разных уровней (укажите)?
32. Приведите тематику планируемых вашим предприятием (организацией) НИР и ОКР на период до 2030 года (раздельно НИР и ОКР).
33. Укажите ожидаемый результат реализации намеченных работ.
34. Приведите потребные объемы финансирования намеченных к реализации работ, возможные источники их финансирования.
35. Какие предприятия и организации вы предполагаете привлекать в качестве соисполнителей намеченных работ?
36. Назовите те конкретные направления НИР и ОКР, которые могут оказать существенное влияние на развитие машиностроения (или отраслей машиностроения) и которые нуждаются в государственной поддержке. Обоснуйте свои позиции.
37. Приведите свои соображения о составе подразделений инновационной инфраструктуры машиностроения области, которые следует сформировать (инжиниринговые фирмы, консалтинговые организации, учебно-производственные компании, научные центры высоких технологий и т.д.).
38. Считаете ли вы целесообразным ввести в законодательство Воронежской области дополнения, обеспечивающие создание необходимых условий для развития отраслевой науки в машиностроении Воронежской области? Приведите свои соображения по этому вопросу.
Таким образом, в отраслях машиностроительного комплекса накоплен значительный опыт оценки технического, организационного, экономического уровней и производных от них организационно-технического и технико-экономического уровней производства. Вместе с тем, существующие методические подходы к оценке уровней производства не отвечают требованиям системного подхода, являющегося принципиальной отличительной особенностью современной теории развития производства и требует определенной адаптации для использования их в рамках стратегического управления организационно-техническим развитием предприятий [4].
При качественной оценке имеющейся в распоряжении организации информации изучению подвергается уровень новизны имеющейся информации, собственный научный задел организации, то есть разработанные методы и собственные научные результаты, по классу относящиеся к рассматриваемой проблеме, наличие которых характеризует высокую степень знакомства научных работников данной организации с поставленной задачей и свидетельствует о достаточно большой вероятности успешного до-
стижения целей в заданные сроки. В этих условиях представляется возможным с помощью представленных методических материалов провести качественную оценку научно-технологического развития предприятия, а также составить видение научно-технологического потенциала в будущем.
Литература
1. Асаул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул, Б.М. Капаров, В.Б. Перевязкин, М.К. Старовойтов -, 2008.- 606c.
2. Добрусин А.М. Техника и труд: вчера, сегодня, завтра / А. М. Добрусин, Е. Г. Ефимова -Москва, 1988. Вып. Наука- 176c.
3. Клейнер Г.Б. Производственные функции: теория, методы, применение / Г. Б. Клейнер -Москва: Финансы и статистика, 1986.
4. Кузякова Т.В. Совершенствование методов оценки технического уровня производства на машиностроительных предприятиях / Т. В. Кузякова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки - 2009. -Т. 2 - № 2.
5. Ямбуренко В.Н. Управление техническим развитием машиностроительного предприятия и формирование его программы в современных условиях. Дисс. ... канд.экон.наук / В. Н. Ямбуренко -Орел, 2001.- 186c.
6. Шотыло, Д.М. Организационно -экономические проблемы развития производственных систем на основе использования современных информационных технологий // Организатор производства. 2014. № 2 (61). С. 98-103.
7. Кретова Н.Н. Современные тенденции в области формирования и реализации научно-производственного потенциала [Текст] / Н.Н. Кретова, Е.С.Попова // Организатор производства -Воронеж: ВГТУ, 2008., №1.-с.45-49
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: техническое развитие, техническое переоснащение, техническое перевооружение, модернизация, управление техническим развитием, машиностроение