ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ МОНИТОРИНГА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ВЫПУСКАЮЩИХ НАУКОЕМКУЮ ПРОДУКЦИЮ
Е.А. Неживенко, Е.В. Трофимова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Мониторинг конкурентоспособности машиностроительных предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию, прежде всего, следует осуществлять с учетом отраслевых особенностей машиностроения.
Применительно к машиностроительным предприятиям отраслевыми особенностями, определяющими специфику мониторинга конкурентоспособности предприятия, являются следующие (см. таблицу).
Рассмотрим подробнее представленные в таблице особенности и их влияние на специфику мониторинга конкурентоспособности машиностроительных предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию.
Особенности первой группы вытекают из специфики наукоемкой машиностроительной продукции.
Под наукоемкой нами понимается продукция с высоким удельным весом затрат на научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки (НИОКР) в структуре затрат на создание и реализацию продукции. К наукоемкой принято относить продукцию, для которой удельный вес затрат на НИОКР составляет не менее 10% [2].
Особенности производимой машиностроительными предприятиями наукоемкой продукции состоят в следующем.
1. Сложность конструкции наукоемкой машиностроительной продукции. Данная особенность обуславливает:
- во-первых, высокую трудоемкость мониторинга конкурентоспособности продукции из-за наличия большого числа объектов, параметров и показателей, подлежащих мониторингу. В таких условиях для обеспечения качественного и эффективного мониторинга необходимо предъявлять высокие требования к профессионально-квалификационному уровню участников (субъектов) мониторинга;
- во-вторых, необходимость выявления при осуществлении мониторинга конкурентных преимуществ в области организации производства. Четко организованный процесс производства позволяет сокращать непроиз-
водительные затраты, что приводит к снижению общих затрат на производство продукции, и, при прочих равных условиях, повышать эффективность производственно-хозяйственной деятельности и, следовательно, конкурентоспособность предприятия.
2. Высокие удельные цены продукции, что связано с высоким уровнем издержек ее производства по причине сложности конструкции и технологии изготовления. С учетом этой особенности при проведении мониторинга конкурентоспособности особое внимание следует уделять отслеживанию приемлемости цен на продукцию предприятия для потребителей, соотношения «качество-цена» продукции, эффективности маркетинговой деятельности по разработке и реализации ценовой политики предприятия.
3. Возможность длительного использования наукоемкой продукции машиностроительного предприятия предопределяет необходимость мониторинга спроса на запасные части, а также уровня развития предпродажного и послепродажного обслуживания продукции. Результаты мониторинга позволят предприятию разработать комплекс мер по повышению качества сервисного обслуживания продукции; обеспечить продукцию, находящуюся в эксплуатации, необходимым количеством запасных частей, комплектующих изделий. Это, в свою очередь, облегчит продвижение товаров на рынке, их эффективную эксплуатацию потребителями, а, следовательно, конкурентоспособность машиностроительной продукции и предприятия в целом.
4. Опережение темпов морального износа наукоемкой продукции над темпами ее физического износа. При появлении новой более совершенной продукции на рынке потребители могут отказаться от ее приобретения ввиду того, что имеющаяся у них в эксплуатации морально устаревшая техника еще физически не изношена и может использоваться далее достаточно долго. Поэтому обеспечение конкурентоспособности машиностроительного предприятия с учетом такой отраслевой осо-
Отраслевые особенности машиностроения, определяющие специфику мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия, выпускающего наукоемкую продукцию
Группа особенностей Состав группы Специфика мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия, выпускающего наукоемкую продукцию
1 2 3
Особенности, вытекающие из специфики производимой наукоемкой продукции Сложность конструкции наукоемкой машиностроительной продукции Высокая трудоемкость мониторинга конкурентоспособности продукции из-за наличия большого числа объектов, параметров и показателей, подлежащих мониторингу. Высокие требования к профессионально-квалификационному уровню участников (субъектов) мониторинга. Необходимость выявления при осуществлении мониторинга конкурентных преимуществ в области организации производства
Высокие удельные цены продукции Особое внимание при проведении мониторинга уделяется отслеживанию приемлемости цен на продукцию предприятия для потребителей, соотношения «цена-качество» продукции, эффективности маркетинговой деятельности по разработке и реализации ценовой политики
Возможность длительного использования продукции Необходимость мониторинга спроса на запасные части, уровня развития предпродажного и послепродажного обслуживания продукции
Опережение темпов морального износа наукоемкой продукции над темпами ее физического износа Ориентация мониторинга на своевременное выявление нарождающихся изменений в требованиях к конкурентоспособности, на отслеживание новых научно-технических знаний, патентов на новые изобретения, тенденций в развитии техники, технологий и т.п.
Частая сменяемость продукции по причине появления изделий со все более высокими потребительскими свойствами Необходимость мониторинга изменения свойств продукции, соответствия их потребностям потребителей. Необходимость унификации методики мониторинга в целях снижения его трудоемкости
Превышение длительности цикла разработки наукоемкой продукции над длительностью цикла ее производства Превышение продолжительности (времени проведения) мониторинга на этапе разработки продукции над продолжительностью мониторинга на этапе ее производства. Особое внимание в процессе мониторинга на стадии разработки наукоемкой продукции уделяется отслеживанию оптимальности структуры затрат на НИОКР, научно-техничес-кого уровня НИОКР, мониторингу показателей качества разрабатываемой продукции
Высокая доля затрат на НИОКР в общей сумме затрат, связанных с выведением наукоемкой продукции на рынок Потребность в мониторинге распределения трудоемкости НИОКР по стадиям разработки наукоемкой продукции
Существенная доля затрат на НИР в затратах на НИОКР Преимущественное внимание уделяется мониторингу эффективности затрат на НИОКР. Высокие требования к качеству мониторинга на стадии НИОКР
Жесткие требования к обеспечению таких свойств наукоемкой продукции как надежность, эргономичность, уровень стандартизации и унификации, патентная защищенность, безопасность Необходимость мониторинга качества наукоемкой продукции по перечисленным показателям и ее обслуживания
Продолжение таблицы
1 2 3
Особенности, вытекающие из единства экономического назначения производимой наукоемкой продукции Нацеленность на обеспечение экономии живого труда и материальных ресурсов при использовании наукоемкой машиностроительной продукции в сфере производства При проведении мониторинга усиленное внимание уделяется отслеживанию затрат на эксплуатацию производимой наукоемкой продукции с целью их минимизации, выявлению степени соответствия свойств разрабатываемых товаров потребностям потребителей в экономии живого труда и увеличению свободного времени
Нацеленность на обеспечение нового качества жизни и увеличение свободного времени потребителей
Особенности, вытекающие из однородности потребляемого сырья и материалов Высокая металлоемкость продукции Ориентация мониторинга на отслеживание безотходных технологий, новых методов производства, позволяющих использовать более экономичные материалы, изучение качественных характеристик использования материальных ресурсов; выявление возможностей переработки отходов, их утилизации
Особенности, вытекающие из общности технической базы и технологических процессов Высокий удельный вес активной части основных производственных фондов в их общей стоимости, а в ее составе машин и оборудования Необходимость отслеживания в процессе мониторинга состояния и степени совершенства техники, прогрессивности технологий, их мобильности, соответствия профессионально-квалификационного уровня персонала предприятия требованиям, предъявляемым к обслуживанию механизированного и автоматизированного оборудования; выявления возможностей диверсификации производства, участия предприятия в интеграционных группировках
Высокая фондоемкость производства Особое внимание в процессе мониторинга уделяется изучению эффективности использования основных производственных фондов, выявлению факторов и резервов ее роста
Высокая сложность технологических процессов и их организации. Прерывность технологического процесса. Преимущественная опора на поточный принцип производства с осуществлением технологических операций на последовательно расположенных рабочих местах. Большой удельный вес незавершенного производства в затратах на производство машиностроительной продукции. Длительный цикл производства технически наиболее сложных и габаритных товаров Сложность работ по организации и проведению мониторинга. Высокая трудоемкость мониторинга. Высокие требования к профессионально-квалификационному уровню субъектов мониторинга. Преобладание процедур, связанных с выявлением возможностей создания и использования машиностроительным предприятием технико-технологических и организационно-экономических конкурентных преимуществ (низкий уровень износа ОПФ, высокий удельный вес прогрессивного оборудования, высокий уровень автоматизации производства и управления, использование современных информационных технологий, высокий профессионально-квалификационный уровень персонала, научная организация труда, система менеджмента, ориентированная на достижение конкурентоспособности, эффективность маркетинговой деятельности и др.)
Окончание таблицы
1 2 3
Особенности, вытекающие из профессионально-квалификационного состава кадров Высокий уровень квалификации работников Опережение темпов роста численности инженерно-технических работников, специалистов, по сравнению с темпами роста численности рабочих Необходимость ориентации мониторинга на отслеживание научно-технического уровня НИОКР, структуры затрат на НИОКР, уровня научной организации труда, профессионально-квалификационного уровня персонала предприятия, культуры и образования работников. Возможность автоматизации мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия (использование современных информационных технологий при проведении мониторинга конкурентоспособности на машиностроительном предприятии)
Особенности, вытекающие из специфических условий работы Высокий уровень механизации и автоматизации труда. Сложность управления большим коллективом Потребность в организации многоуровневой системы мониторинга, основанной на дифференциации функций мониторинга по различным подразделениям предприятия и обеспечении их скоординированной деятельности
бенности требует ориентации мониторинга на своевременное выявление нарождающихся изменений в требованиях к конкурентоспособности, на отслеживание новых научно-технических знаний, патентов на новые изобретения, тенденций в развитии техники, технологии и т.п. В целях повышения результативности такого мониторинга высокие требования должны предъявляться к уровню квалификации и профессионализма субъектов, участвующих в проведении мониторинга.
5. Частая сменяемость продукции по причине появления изделий со все более высокими потребительскими свойствами. Эта особенность влечет за собой необходимость мониторинга изменения свойств продукции, соответствия их потребностям потребителей. Результаты мониторинга будут способствовать формированию спроса в объемах, необходимых и достаточных для окупаемости дополнительных производственных и маркетинговых затрат, связанных с частой сменяемостью продукции. С другой стороны, данная особенность вызывает необходимость унификации методики мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия, что позволит снизить его трудоемкость.
6. Превышение длительности цикла разработки наукоемкой продукции над длительностью цикла ее производства. Недооценка этой особенности при осуществлении мониторинга конкурентоспособности машиностроительных предприятий может привести к тому, что к производству принимаются либо уже морально устаревшие товары, либо това-
ры, которые могут морально устареть к моменту их выхода на рынок. Статистика по машиностроению свидетельствует о том, что лишь около 70% созданных машин и оборудования рекомендуются к производству. Из них только 20% начинают выпускать в год создания образца, 30% - во втором году, 18% - на третий год. Производство остальных откладывается на более длительные сроки [1, с. 34]. При этом новшества устаревают еще до начала их серийного выпуска, что делает уровень конкурентоспособности наукоемкой продукции машиностроительных предприятий заведомо низким. В то же время, мировой опыт показывает, что выход на рынок с изделиями, которые лишь частично удовлетворяют его требованиями или вообще не соответствуют им, приводит к существенным прямым экономическим потерям. В частности подсчитано, что несоответствие уровня качества предлагаемого на рынок товара на 10% по сравнению со среднемировым уровнем приводит к снижению цены на 15-20%; несоответствие уровня качества на 15-20% приводит к снижению цены на 40-50%; продукт, качество которого не соответствует требованиям внешнего рынка на 40-50% вообще невозможно продать [1, с. 37]. Исходя из данной особенности при организации мониторинга конкурентоспособности наукоемкой машиностроительной продукции следует ориентироваться на то, что продолжительность его проведения на этапе разработки продукции будет превышать продолжительность проведения на этапе производства продукции. При этом в
процессе мониторинга конкурентоспособности на стадии разработки наукоемкой продукции необходимо, прежде всего, отслеживать оптимальность структуры затрат на НИОКР, научно-технический уровень НИОКР; в целях обеспечения соответствия разрабатываемой продукции к моменту ее выхода на рынок требованиям потребителей особое внимание следует уделять мониторингу показателей качества продукции.
7. Высокая доля затрат на НИОКР в общей сумме затрат, связанных с выведением наукоемкой продукции машиностроительных предприятий на рынок. Ориентация на эту особенность в процессе мониторинга конкурентоспособности наукоемкой машиностроительной продукции позволяет оптимизировать распределение трудоемкости НИОКР по стадиям ее разработки.
8. Существенная доля затрат на НИР в затратах на НИОКР. Современное положение в области разработок новой машиностроительной продукции характеризуется невысокой (не более 17%) долей затрат на НИР в затратах на НИОКР [3-5].
Это влечет за собой снижение уровня результатов НИР, неготовность к своевременному выбору оптимальной стратегии предстоящей разработки, неотработанность проектных решений и выдачу недостаточно обоснованных технических заданий для ОКР, что приводит к замедлению темпов разработки, увеличению затрат на последующих стадиях НИОКР.
Многократные изменения конструкторской документации, возникающие в ходе технического и рабочего проектирования по причине неоптимальной структуры затрат на создание продукции, повторные разработки, переделки при испытаниях образцов ведут к увеличению нагрузок на стадиях ОКР и опытно-экспериментальной обработки.
Оптимизация распределения трудоемкости НИОКР может быть достигнута путем осуществления дополнительных затрат на стадии НИР, что позволит снизить общие затраты на НИОКР в структуре затрат на маркетинг наукоемкой машиностроительной продукции. Это, в свою очередь, позволит повысить эффективность сбыта, всей производственно-хозяйственной деятельности при выводе продукции на рынок, и, следовательно, конкурентоспособности машиностроительного предприятия в целом. Исходя из этого, при осуществлении мониторинга конкурентоспо-
собности машиностроительного предприятия преимущественное внимание следует уделять мониторингу эффективности затрат на НИОКР в процесс разработки наукоемкой продукции.
9. Более жесткие требования к обеспечению таких свойств наукоемкой продукции как надежность, эргономичность, уровень стандартизации и унификации, патентная защищенность, безопасность, эффективность, которые определяют качество и цену продукции, а, следовательно, ее конкурентоспособность. Данная особенность обуславливает необходимость проведения мониторинга качества наукоемкой машиностроительной продукции по перечисленным показателям и ее обслуживания.
Вторая группа отраслевых особенностей машиностроительных предприятий, определяющих специфику мониторинга их конкурентоспособности, вытекает из единства экономического назначения производимой наукоемкой продукции. Особенности этой группы включают следующее.
1. Нацеленность на обеспечение экономии живого труда и материальных ресурсов при использовании наукоемкой машиностроительной продукции в сфере производства.
2. Нацеленность на обеспечение нового качества жизни и увеличения свободного времени потребителей наукоемких товаров народного потребления.
Исходя из содержания этих особенностей машиностроительным предприятиям, выпускающим наукоемкую продукцию, при проведении мониторинга конкурентоспособности усиленное внимание следует уделять отслеживанию затрат на эксплуатацию производимой продукции с целью их минимизации, выявлению степени соответствия свойств разрабатываемых товаров потребностям потребителей в экономии живого труда и увеличении свободного времени, и на этой основе добиваться минимизации усилий по формированию спроса на свою продукцию, обеспечению ее конкурентоспособности.
Третья группа отраслевых особенностей машиностроительных предприятий обусловлена однородностью потребляемого сырья и материалов. Наиболее типичным проявлением этих особенностей является высокая металлоемкость продукции машиностроительных предприятий. Учет этой особенности требует ориентации мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия на
отслеживание безотходных технологий, а также новых методов производства, позволяющих использовать более экономичные материалы; на изучение качественных характеристик использования материальных ресурсов (процент потерь, выход годного, коэффициент удельного расхода и др.); на выявление возможностей переработки отходов, их утилизации.
Четвертая группа отраслевых особенностей машиностроительных предприятий определяется общностью технической базы и технологических процессов. Данные особенности проявляются в том, что машиностроительным предприятиям присущи:
- высокий удельный вес активной части основных производственных фондов в их общей стоимости, а в ее составе машин и оборудования. Исходя из этого в ходе мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия необходимо отслеживать состояние и степень совершенства используемой техники; прогрессивность применяемых технологий, их мобильность; соответствие профессионально-квалификационного уровня персонала предприятия требованиям, предъявляемым к обслуживанию механизированного и автоматического оборудования; выявлять возможности диверсификации производства, участия предприятия в интеграционных группировках;
- высокая фондоемкость производства, влияющая на уровень затрат, связанных с формированием амортизационных отчислений, налога на имущество, ремонтного фонда, а также затрат на содержание и эксплуатацию оборудования и других объектов основных производственных фондов. Это может обусловить снижение эффективности производственно-хозяйственной деятельности в результате роста затрат на содержание ОПФ, и, следовательно, конкурентоспособности машиностроительного предприятия в целом. В таких условиях особое внимание в процессе мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия следует уделять изучению эффективности использования основных производственных фондов, выявлению факторов и резервов ее роста;
- высокая сложность технологических процессов и их организации, прерывность технологического процесса и преимущественная опора на поточный принцип производства, длительный цикл производства технически наиболее сложных и габаритных товаров, ко-
торые обуславливают сложность работ по организации и проведению мониторинга, высокую его трудоемкость, высокие требования к профессионально-квалификационному уровню субъектов мониторинга, а также преобладание процедур, связанных с выявлением возможностей формирования и использования машиностроительным предприятием технико-технологических и организационно-экономических конкурентных преимуществ для обеспечения его конкурентоспособности.
Пятая группа отраслевых особенностей машиностроительных предприятий определяется профессионально-квалификационным составом кадров, например, высоким уровнем квалификации работников и опережением темпов роста численности инженерно-технических работников, специалистов по сравнению с темпами роста численности рабочих. Учет этих особенностей при управлении конкурентоспособностью машиностроительного предприятия делает необходимым ориентацию мониторинга на отслеживание научно-технического уровня НИОКР, структуры затрат на НИОКР, уровня научной организации труда, профессионально-квалифика-ционного уровня персонала предприятия, культуры и образования работников. Кроме того, данные особенности создают условия (предпосылки) для использования современных информационных технологий в производстве и управлении, что делает возможным автоматизацию мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия.
Последняя группа отраслевых особенностей машиностроительных предприятий вытекает из специфических условий работы. К этой группе следует относить высокий уровень механизации и автоматизации труда, сложность управления большим коллективом. Данные особенности определяют целесообразность организации многоуровневой системы мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия, которая проявляется в дифференциации функций мониторинга по различным подразделениям предприятия и обеспечении скоординированной деятельности этих подразделений по осуществлению мониторинга, что позволит повысить его качество и эффективность.
Раскрытие основных особенностей мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия, выпускающего наукоемкую продукцию, связано с формули-
рованием принципов такого мониторинга. Под принципами мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия, выпускающего наукоемкую продукцию, необходимо понимать фундаментальные правила, лежащие в основе мониторинга конкурентоспособности предприятия и устанавливающие постоянное соотношение элементов, процедур, составляющих его сущность.
Принципами мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия, выпускающего наукоемкую продукцию, должны явиться: научная обоснованность, системность, комплексность, преемственность, эффективность, непрерывность, оперативность, перспективность, специфичность, динамичность и гибкость.
Принцип научной обоснованности мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия, выпускающего наукоемкую продукцию, предполагает обязательность применения научных методов и подходов к организации и проведению мониторинга, а также учета реальных условий формирования системы мониторинга конкурентоспособности предприятия, существующих на машиностроительных предприятиях, выпускающих наукоемкую продукцию. Соответствие данному принципу можно обеспечить при соблюдении таких требований, как:
- необходимость учета при разработке методов и инструментальных средств выполнения мониторинга принятой в машиностроительной отрасли методологии и технологии прогнозирования и планирования исследований, разработок и производства на основе полных жизненных циклов создания сложной наукоемкой продукции;
- опора на выводы и положения теории мониторинга в различных областях (сферах) деятельности людей;
- учет концептуальных подходов к обеспечению конкурентоспособности машиностроительного предприятия, а именно критериев конкурентоспособности машиностроительного предприятия, требований к обеспечению конкурентоспособности машиностроительного предприятия, а также факторов, ее определяющих.
Принцип системности заключается в рассмотрении мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия как части системы управления конкурентоспособностью предприятия и как обособленной
системы с присущей ей внутренней структурой. Содержание данного принципа раскрывается требованиями:
- необходимости системного подхода к определению понятия «мониторинг конкурентоспособности машиностроительного предприятия»;
- рассмотрения сущности мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия как определенной целостности ряда функций управления, таких, как анализ, контроль, регулирование, прогнозирование;
- взаимосвязи подсистем системы мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия и элементов (составляющих) конкурентоспособности машиностроительного предприятия.
Принцип комплексности заключается в установлении единства взаимосвязанных элементов системы мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия, выпускающего наукоемкую продукцию. Соответствие данному принципу обеспечивается выполнением следующих требований:
- осуществления мониторинга всех составляющих конкурентоспособности машиностроительного предприятия;
- охвата всех функций мониторинга;
- реализацией функций мониторинга конкурентоспособности на всех этапах жизнедеятельности машиностроительного предприятия и стадиях жизненного цикла производимой им наукоемкой продукции.
Принцип преемственности в мониторинге конкурентоспособности машиностроительного предприятия означает необходимость установления связи между новым и старым в процессе поступательного развития системы мониторинга. Соответствие мониторинга данному принципу возможно при соблюдении следующих требований:
- критического отношения к достижениям прошлого при недопустимости нигилистического отрицания предыдущего опыта формирования системы мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия;
- взаимосвязи этапов развития системы мониторинга с этапами развития систем управления предприятием, в рамках которых формировалась система мониторинга;
- учета индивидуальных условий и тенденций формирования системы мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия, выпускающего наукоемкую
продукцию, при адаптации опыта других предприятий;
- постепенности, поэтапности становления и реформирования системы мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия.
Принцип эффективности мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия следует трактовать как необходимость обеспечивать наилучшее соотношение результатов мониторинга (требуемый уровень конкурентоспособности машиностроительного предприятия или приращение этого уровня) и затрат на его организацию и проведение (максимально допустимый уровень затрат или его снижение).
Соответствие мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия данному принципу может быть обеспечено соблюдением следующих требований:
- удовлетворения критерию эффективности, заключающемуся в минимизации затрат на осуществление мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия при максимизации результатов такого мониторинга;
- обеспечения эффективности мониторинга как отдельных составляющих (элементов) конкурентоспособности машиностроительного предприятия, так и конкурентоспособности машиностроительного предприятия в целом;
- эффективного осуществления отдельных функций мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия и мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия в целом;
- учета всех видов результатов и затрат, определяющих эффективность мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия, выпускающего наукоемкую продукцию;
- необходимости учета фактора времени в случае, если затраты и результаты мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия относятся к разным периодам времени.
Поскольку мониторинг конкурентоспособности машиностроительного предприятия является сложной информационной системой управления, для обеспечения его эффективности важным также нредставляется ряд требований, которым должна удовлетворять информация, полученная в ходе проведения мониторинга. Этими требованиями являются:
полнота, релевантность, адекватность, объективность, точность, своевременность, непрерывность, структурированность, специфичность для каждого уровня мониторинга. Все перечисленные требования рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими определяются и различные организационные формы мониторинга.
Принцип непрерывности в мониторинге конкурентоспособности предприятия означает, что мониторинг проводится постоянно, пока существует объект мониторинга. Кроме того, соответствие данному принципу предполагает необходимость ориентации на взаимосвязь проблем обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятия в настоящем и будущем. Мониторинг конкурентоспособности машиностроительного предприятия, соответствующий данному принципу, должен удовлетворять следующим требованиям:
- наличия постоянной цели мониторинга, связанной с созданием информационных условий для формирования целостного представления о конкурентоспособности машиностроительного предприятия на рынке, выработки рекомендаций и принятия обоснованных управленческих решений по улучшению (укреплению) конкурентных позиций предприятия и повышению его конкурентоспособности в меняющейся конкурентной среде;
- последовательности и преемственности решения задач, обеспечения требуемого уровня конкурентоспособности машиностроительного предприятия;
- постоянного совершенствования системы мониторинга;
- поступательного развития системы мониторинга с последовательным прохождением этапов мониторинга.
Данные требования вызваны природой конкуренции, базирующейся на постоянном стремлении к лидерству на рынке и постоянном движении в направлении повышения конкурентоспособности предприятия. Остановка или нарушение поступательного движения в этом направлении являются угрозой потери конкурентных преимуществ предприятия и снижения конкурентоспособности. Следование принципу непрерывности позволяет получать информацию об актуальных изменениях объекта мониторинга.
Принцип оперативности мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия, выпускающего наукоемкую
продукцию, выражается не столько в технической стороне дела - оперативности переработки и выдачи информации, сколько в оперативности принятия решений в критических ситуациях.
Принцип перспективности мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия указывает на необходимость ориентации мониторинга на выполнение не только тактических, но и стратегических целей и задач управления конкурентоспособностью.
Для обеспечения соответствия данному принципу мониторинг конкурентоспособности машиностроительного предприятия должен отвечать следующим требованиям:
- необходимости выбора приоритетных направлений мониторинга;
- обоснованного опережения конкурентов по уровню конкурентоспособности, обеспечивающему лидерство предприятия на рынке;
- ориентации на долгосрочный резуль-
тат мониторинга конкурентоспособности, прежде всего, за счет получения прогнозных оценок развития конкурентоспособности
предприятия на перспективу;
- целостности (неразрывности) триады управление - мониторинг - прогноз.
Принцип специфичности предполагает обязательный учет при формировании системы мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия, выпускающего наукоемкую продукцию, отраслевых особенностей машиностроения, выявленных в настоящем исследовании.
Принцип динамичности и гибкости мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия означает необходимость учета при формировании системы мониторинга (в частности, его организационной структуры) динамики изменения внешних и внутренних условий работы предприятия для придания системе мониторинга способности к своевременной перестройке и совершенствованию.
Формирование системы мониторинга конкурентоспособности машиностроительного предприятия, выпускающего наукоемкую продукцию, осуществляемое в соответствии с выделенными принципами, будет способствовать повышению как эффективности мониторинга, так и управления конкурентоспособностью такого предприятия в целом.
Литература
1. Бобровников, Г.Н. Деятельность международных организаций по преодолению технических барьеров в торговле / Г.Н. Бобровников, Л.Д. Гаврилова. -М.: Академия нар. хоз-ва, 1991. - 60 с.
2. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг. - 2-е изд., перераб. и доп /П.С. Завьялов, B.C. Демидов. - М.: Междунар. отношения, 1991. - 416 с.
3. Неживенко, Е.А. Взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия / Е.А. Неживенко. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2003. - 305 с.
4. Неживенко, Е.А. Некоторые аспекты состояния взаимодействия конкурентоспособности машиностроительного предприятия с его образовательным потенциалом / Е.А. Неживенко // Вестн. Оренб. гос. ун-та. - 2003. -№ 3. - С. 78-84.
5. Turner В.Т. Management of Engineering Change // Chartered Mechanical Engineer. -1991.