Научная статья на тему 'Инновационная стратегия предприятий горнодобывающей отрасли'

Инновационная стратегия предприятий горнодобывающей отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ МОНИТОРИНГ / AUTOMATED MONITORING / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVE / SCIENCE-INTENSIVE MACHINE-BUILDING PRODUCTION / НАУКОЕМКАЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тащиян Григорий Олегович

Рассмотрена инновационная стратегия предприятия напрямую связанная с концепцией автоматизированного мониторинга конкурентоспособности наукоемкой машиностроительной продукции (АМК НМП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE STRATEGY OF THE MINING INDUSTRY

An innovative strategy of enterprise directly connected with the concept of the automated monitoring of the competitive ability of the science-intensive machine-building production (AMC SMP) is analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Инновационная стратегия предприятий горнодобывающей отрасли»

© Т.О. Ташиян, 2012

Г.О. Ташиян

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

Рассмотрена инновационная стратегия предприятия напрямую связанная с концепцией автоматизированного мониторинга конкурентоспособности наукоемкой машиностроительной продукции (АМК НМП). Ключевые слова: автоматизированный мониторинг, конкурентоспособность, наукоемкая машиностроительная продукция

Систематизация информации о состоянии и развитии наукоемкой машиностроительной продукции (НМП) на всех этапах ее жизненного цикла связано с разработкой концепции и практической реализацией технологий автоматизированного мониторинга конкурентоспособности наукоемкой машиностроительной продукции (АМК НМП).

Концепция АМК НМП, а также научный подход к определению многих понятий базируется на их системном анализе. Системный анализ возник в ответ на требования практики, поставившей людей перед необходимостью изучать и проектировать сложные системы, управлять ими в условиях неполноты информации, ограниченности ресурсов, дефицита времени. Многие авторы анализировали понятие системы, развивая ее определение до различной степени формализации.

Основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка методами прикладного системного анализа и маркетинга, что позволит не только определить некоторый абстрактный «базовый образец», но и правильно оценить его место на данном рынке в сопоставлении с аналогичными оценками реальных и возможных объектов рынка.

Оценка конкурентоспособности предприятия более сложная задача. Существуют определенные экономические, финансовые показатели, например прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловая активность, ликвидность, которые характеризуют результативность деятельности фирмы. Однако они не дают однозначного ответа о

конкурентоспособности предприятия на рынке. Для этого автор в работе [1] ввел новое понятие — «мониторинг конкурентоспособности предприятия», который должен проводиться постоянно.

Сам по себе мониторинг не является отдельной управленческой функцией. Он выступает, скорее, как составляющая компонента таких управленческих функций, как анализ и контроль, система измерения динамики качественных и количественных изменений объекта. Это — «градусник», позволяющий измерить «температуру» объекта. В качестве рабочего определения мониторинга можно принять следующее. Мониторинг — это систематическое наблюдение за каким-либо процессом.

Экономический мониторинг — это систематическое наблюдение за процессом целенаправленных качественных и количественных изменений в рамках экономической системы, а также оценка и прогноз ее состояния.

Измерение динамики качественных и количественных показателей, отражающих характеристики НМП и состояние внутренней и внешней среды предприятия при реализации мониторинга конкурентоспособности возможно на основе следующих двух подходов.

Первый подход базируется на данных статистической отчетности, на жестко закрепленных показателях государственной статистической отчетности и регламентированной системе сбора информации. Несмотря на высокую структурированность процесса, он недостаточно учитывает специфику отдельных видов продукции, практически не позволяет сравнивать существенно различающиеся виды продукции (например, угольный комбайн и стреловой самоходный кран) по причине отличающейся структуры параметров, совершенно не обеспечивает сравнение аналогов-конкурентов, находящихся на разных этапах жизненного цикла. Этот подход естественно назвать статистическим.

Второй подход базируется на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях и соответственно уникальных шкалах измерения этих показателей со специально заданной частотой их измерения и его предлагается определить как нестатистический мониторинг конкуренто-

способности. Данный мониторинг позволяет компенсировать указанные недостатки первого подхода и предлагается в качестве основного.

Мониторинг непосредственно связан с его объектом, предметом, субъектом и функцией. Объектом мониторинга выступает система показателей конкурентоспособности предприятия и наукоемкой продукции.

Предметом мониторинга выступает состояние данной системы в определенные периоды времени и конкретные изменения в рамках этой системы. Это означает, что важным является не только анализ отдельных количественных и качественных показателей измерения состояний системы через определенные промежутки времени, но и сама динамика, выявляемая в итоге сравнения происходящих изменений.

Под субъектами мониторинга имеются в виду носители мониторинговых функций в данной системе. Субъекты мониторинга можно условно разделить на две большие группы: предоставляющих информацию и тех, кто ее собирает и обрабатывает.

Функции мониторинга могут иметь общий смысл и частные проявления в зависимости от уровня и классификации показателей конкурентоспособности предприятия и НМП.

Вместе с тем его основными функциями являются:

• интегративная — мониторинг представляет собой комплекс показателей НМП и является системообразующим фактором в определении группового показателя конкурентоспособности продукции;

• диагностическая — сканирование состояния управляемого объекта по показателям конкурентоспособности НМП и происходящих изменений, что позволяет дать оценку данному процессу;

• компаративистская — функция, создающая условия для сравнения НМП по системе показателей конкурентоспособности, как во времени, так и в пространстве, т.е. возможность сравнения с аналогами;

• экспертная — в рамках мониторинга возможна непосредственная экспертиза состояния управляемого объекта;

• информационная — мониторинг является способом регулярного получения информации о текущем состоянии

управляемого объекта и ее продукции, а также прогноза НМП на основе группового показателя конкурентоспособности;

• прагматическая — использование мониторинговой информации при принятии обоснованных и адекватных требованиям ситуации управленческих решений.

Система управления конкурентоспособностью НМП для обеспечения обоснованности принимаемых решений нуждается в объективной картине управляемой системы и ее трансформации. Это становится возможным при организации постоянного потока соответствующей, сопоставимой во времени информации о данной системе.

Таким образом, основная цель мониторинга — это создание информационных условий для формирования целостного представления о конкурентоспособности предприятия и НМП на рынке.

Основные задачи мониторинга сводятся к следующему:

• Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии рынка НМП, об его качественных и количественных изменениях.

• Систематизация информации о состоянии и развитии предприятия и НМП на всех этапах ее жизненного цикла.

• Обеспечение регулярного и наглядного представления информации о конкурентоспособности предприятия и НМП в виде отчетов.

• Информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития предприятия и НМП, выработка управленческих решений.

Сформулированные основная цель и задачи мониторинга превращают его в универсальный по своим исследовательским и практическим возможностям механизм влияния и коррекции деятельности субъектов управления предприятием на конкурентоспособность наукоемкой продукции.

Экономический мониторинг является сложной задачей, так как требует наблюдения за множеством показателей. Поэтому требуется создание последовательной системы анализа показателей и факторов конкурентоспособности, как продукции, так и предприятия.

Система показателей мониторинга экономического состояния предприятия представлена на рис. 1.

Мониторинг конкурентоспособности предприятия

Мониторинг уровня маркетинговой работы предприятия

Мониторинг имиджа организации

Мониторинг конкурентоспособности наукоемкой продукции

Мониторинг финансового положения предприятия

_ Показатели коммерческой деятельности

Чувствительность финансовых результатов коммерческой деятельности к изменениям цены и структуры затрат

_ Рентабельность коммерческой деятельности

Предельная прибыль

Рис. 1. Схема мониторинга конкурентоспособности предприятия

Таким образом, экономический мониторинг конкурентоспособности предприятия определяется как совокупность мониторинговых мероприятий по показателям уровня маркетинговой работы предприятия и его финансового положения.

Концепция АМК напрямую связана с инновационной стратегией предприятия. Многообразие конкурентных стратегий и организационных форм предприятий создает множество стратегических позиций и вариантов конкурентных стратегий инновационного характера. Предприятие должно четко представлять себе, насколько внутренние научно-производственные, технологические, кадровые и организационные ресурсы соответствуют текущим рыночным потребностям. Поэтому первой задачей руководства является идентификация организации и типа ее стратегического конкурентного поведения, чтобы использовать в процессе принятия решения богатый арсенал методических наработок и практического опыта.

В работе [2] предложена методология проектирования конкурентоспособных промышленных структур, которую ав-

тор предлагает применить для решения названных выше проблем. В основе методологии лежит так называемый «биологический» подход к классификации конкурентного поведения, используемый специалистами для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое конкурентное поведение можно подразделить на четыре вида:

• виолентное, характерное для крупных предприятий, осуществляющих массовое производство, выходящих на мировой рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба;

• патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;

• эксплерентное, означающее выход на рынок с новым, радикально инновационным продуктом и захватом части рынка;

• коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.

Концепция и технология АМК НМП зависит от вида используемой предприятием инновационной конкурентной стратегии. Автором предлагается справочная таблица с основными характеристиками экспертного оценивания, имеющая свои значения в соответствии с видами предприятий (см. табл. 1).

Таким образом, предприятие корректирует концепцию и технологию мониторинга конкурентоспособности своих инноваций и аналогов-конкурентов с целью оптимизации соотношения затрат финансово-временных ресурсов и качества полученных результатов оценивания. Особое значение адаптации технологии оценки имеет для предприятий-эксплерентов. Это, как правило, небольшие и средние организации, главная задача которых — инновационная, состоящая в создании радикаль-

Таблица 1

Соответствие характеристик процесса МК НМП виду инновационной стратегии

Характеристика процесса МК НМП Инновационная стратегия (вил предприятия)

Виолент Патиент Экспле-рент Коммутант

Количество экспер- Свыше 20 — 30 15 — 20 10 — 15

тов, чел 30

Степень стабиль- Низкая Высокая Средняя Низкая

ности состава ста- стабиль- стабиль- стабиль-

экспертов бильность ность ность ность

Уровень Средний Высокий Очень Выше

профессионализма высокий среднего

экспертов

Периодичность Ежемесяч 2 раза в Еженедель 2 раза в

экспертного опроса но месяц но месяц

Количество туров 3 4 5 2

экспертного опроса

Длительность тура Большая Выше Средняя Малая

экспертного опроса среднего

Количество оцени- 10 — 20 5 — 10 Свыше 40 20 — 40

ваемых альтернатив

Вид главного кри- Масштаб Время Качество Качество

терия в мультипли-

кативной группе

Степень Очень Высокая Высокая Средняя

автоматизации высокая

экспертного опроса

ных, «прорывных» нововведений, новых продуктов и новых технологий во всех отраслях экономики. Как создатели радикальных нововведений предприятия-эксплеренты, или так называемые «хитрые лисы», отличаются своей целеустремленностью, преданностью идее, высоким профессиональным уровнем сотрудников и лидера, большими расходами на НИОКР. Предприятие-эксплерент в своем развитии сначала создается или существует как компания-пионер, которая ничем, кроме одержимости идей, не отличается от множества других мелких и средних предприятий. Однако она ведет настойчивый поиск принципиально новых технических решений.

Все средства, по большей части привлеченные, тратятся на НИОКР. Однако руководство этого предприятия помнит, что инновационный бизнес — это не занятие чистой наукой или изобретательством. Деятельность предприятия подчинена главной задаче — подготовке конкурентоспособного нового товара.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьева A.A., Ташиян Г.О. Система поддержки принятия решений о конкурентоспособности наукоемкой машиностроительной продукции. // Научное издание — Томск: Изд. ТПУ, 2008, с.204.

2. Осипов Ю.М., Быков С.Н., Ташиян Г.О. Мониторинг конкурентоспособности наукоемкой машиностроительной продукции // Маркетинг — М., 2003. №3. С. 22-30. ШШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Ташиян Григорий Олегович — gtashiyan@mail.ru, Юргинский технологический институт (филиал) Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.