Научная статья на тему 'Принципиальные подходы к управлению качеством образовательного потенциала трудовых ресурсов машиностроительных предприятий, определяемые ориентацией на обеспечение конкурентоспособности'

Принципиальные подходы к управлению качеством образовательного потенциала трудовых ресурсов машиностроительных предприятий, определяемые ориентацией на обеспечение конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАЧЕСТВО / ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ / COMPETITIVENESS / ENTERPRISE / LABOR RESOURCES / EDUCATIONAL POTENTIAL / QUALITY / MANAGEMENT PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неживенко Елена Алексеевна

Статья посвящена проблеме конкурентоспособности российских машиностроительных предприятий. В условиях усиления конкуренции разрешение этой проблемы связано с оптимальным формированием и использованием трудовых ресурсов. Рассматривается один из способов решения этой задачи. Это создание образовательного потенциала, адекватного потребностям роста конкурентоспособности. Определяется понятие качества образовательного потенциала. Обосновываются принципы управления этим качеством. Описываются принципы эффективности, перспективности и непрерывности управления качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неживенко Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principled approaches to the management of quality of educational potential of trade resources of machine-building enterprises determined by the orientation on the support of competitiveness

The article deals with the problem of ensuring the competitiveness of Russian machine-building enterprises. Under the conditions of aggravation of competition, solution of this problem is connected with the optimal formation and use of labor resources. The author describes one of the ways of solving this problem. It is the creation of the educational potential equivalent to the requirement of growing competitiveness. The notion of quality of the educational potential is defined. The principles of effectiveness, prospective and continuity of quality management of educational potential of the machine-building enterprise are described.

Текст научной работы на тему «Принципиальные подходы к управлению качеством образовательного потенциала трудовых ресурсов машиностроительных предприятий, определяемые ориентацией на обеспечение конкурентоспособности»

Управление качеством товаров и услуг

УДК 331.101.264.22; 338.45:621 ББК 65.05

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ ОРИЕНТАЦИЕЙ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Е.А. Неживенко

Статья посвящена проблеме конкурентоспособности российских машиностроительных предприятий. В условиях усиления конкуренции разрешение этой проблемы связано с оптимальным формированием и использованием трудовых ресурсов. Рассматривается один из способов решения этой задачи. Это создание образовательного потенциала, адекватного потребностям роста конкурентоспособности. Определяется понятие качества образовательного потенциала. Обосновываются принципы управления этим качеством. Описываются принципы эффективности, перспективности и непрерывности управления качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятие, трудовые ресурсы, образовательный потенциал, качество, принцип управления.

Качество образовательного потенциала машиностроительного предприятия представляет собой совокупность свойств образовательного потенциала машиностроительного предприятия, относящихся к его способности удовлетворять требование обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия. Качество образовательного потенциала машиностроительного предприятия является комплексным понятием, включающим качество материально-технической, кадровой и научно-информационной составляющей. Качество материальнотехнической составляющей образовательного потенциала машиностроительного предприятия - совокупность свойств основных фондов и оборотных средств, обуславливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с целями формирования, поддержания и увеличения образовательного потенциала, обеспечивающего конкурентоспособность машиностроительного предприятия. Качество кадровой составляющей образовательного потенциала машиностроительного предприятия представляет собой совокупность образовательных характеристик промышленно-производственного персонала и непромышленного персонала машиностроительного предприятия, которые придают им способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности формирования, поддержания и увеличения образовательного потенциала, обеспечивающего конкурентоспособность машиностроительного предприятия. Качество научноинформационной составляющей - совокупность свойств этой составляющей, которые придают ей способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности формирования, поддержа-

ния и увеличения образовательного потенциала, обеспечивающего конкурентоспособность машиностроительного предприятия.

Управление качеством образовательного потенциала в современных условиях необходимо базировать на принципах обоснованности, комплексности, преемственности.

Принцип обоснованности управления качеством образовательного потенциала предполагает обязательность подкрепления доказательствами, подтверждения фактами и убедительными доводами решений в области обеспечения качества образовательного потенциала. Указанный принцип будет обеспечиваться на основе выполнения следующих требований: обязательности применения научных методов и подходов к управлению качеством образовательного потенциала; учета реальных условий формирования качества образовательного потенциала, существующих на предприятии и вне его; рационального распределения ответственности за качество образовательного потенциала; всестороннего анализа отклонений от требуемого уровня качества образовательного потенциала и выявления причин их возникновения; необходимости установления рациональных границ роста качества образовательного потенциала и обоснования требуемого уровня качества образовательного потенциала, необходимого и достаточного для обеспечения конкурентоспособности предприятия в настоящем и будущем. Этот уровень следует определять в рамках поля качества образовательного потенциала (рис. 1). Верхняя кривая графика, как правило, отражает прогнозные данные о качестве образовательного потенциала и

характеризует перспективную сторону развития образовательного потенциала. Качество такого образовательного потенциала позволяет вырабатывать технические, экономические и другие решения, основанные на принципиально новых научных фактах, изобретениях. Уровень качества образовательного потенциала при этом соответствует уровню качества образовательного потенциала предприятия-лидера либо превышает его, что создает предпосылки обеспечения высокой конкурентоспособности (Ооптах). Кривая, отражающая динамику показателя 0ОПт1П, характеризует тот уровень качества образовательного потенциала, который достигнут в предыдущий по отношению к данному период времени. Такой уровень качества образовательного потенциала позволяет поддерживать существующий уровень

Рис. 1. Поле качества образовательного потенциала машиностроительного предприятия

конкурентоспособности и не может создать условий для существенного повышения конкурентоспособности предприятия. Показатель рОПномин характеризует номинальный уровень качества образовательного потенциала, который может обеспечить предприятие в данный момент времени при полной мобилизации ресурсов, входящих в образовательный потенциал. Он может соответствовать уровню качества образовательного потенциала предприятия-лидера на отраслевом национальном или мировом рынке.

Современные машиностроительные предприятия могут обеспечивать высокую конкурентоспособность лишь на основе удовлетворения повышенных требований к качеству образовательного

потенциала (область ОоПномин ^ ОоПтр ^ 0 ОПтах). При этом выбор конкретного значения требуемого уровня качества (0ОПтр) в пределах обозначенной области осуществляется на основе следующих критериев:

0ОПТ

Э<2 =-

-> тах

I,

Роптр

> 1

где Эо - эффективность затрат, связанных с обеспечением требуемого уровня качества образова-

тельного потенциала; З - затраты на обеспечение требуемого уровня качества; 1К - планируемый темп роста конкурентоспособности предприятия; 1доптр - темп роста качества образовательного потенциала, который должен быть обеспечен для достижения требуемого уровня качества образовательного потенциала. Здесь

0ОПТР

оптр

РОПф

Необходимость обеспечения опережающих темпов роста качества образовательного потенциала по сравнению с темпами роста конкурентоспособности обусловлена наукоемким характером современного машиностроительного производства и потребностью в формировании задела научнотехнических идей и НИОКР, являющихся основой повышения конкурентоспособности (рис. 2).

Рис. 2. Требуемое соотношение прироста качества образовательного потенциала и конкурентоспособности машиностроительного предприятия

Обоснование конкретной пропорции между приростом качества конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия (АК1 : Д0Ь ДК2 : Д02 и т. д.) рекомендуется производить в соответствии со схемой, представленной на рис. 3, в следующей последовательности:

- во-первых, определяются приоритетные направления обеспечения конкурентоспособности машиностроительного предприятия в соответствии со сложившейся и прогнозируемой конъюнктурой рынка, на котором работает предприятие, и рассчитывается прирост конкурентоспособности по каждой характеристике (АК1 (1 = 1 ... п));

- во-вторых, определяется перечень свойств образовательного потенциала, который в наибольшей степени обеспечивает реализацию каждого из направлений обеспечения конкурентоспособности;

- в-третьих, определяются количественные характеристики этих свойств, требуемые для реализации выделенных направлений обеспечения конкурентоспособности;

Управление качеством товаров и услуг

- в-четвертых, предусматривается резерв качества образовательного потенциала, который может быть оперативно использован для обеспечения конкурентоспособности при изменении конъюнктуры рынка.

Рис. 3. Формирование пропорций между приростом конкурентоспособности машиностроительного предприятия и качеством его образовательного потенциала: ДК - общий прирост конкурентоспособности предприятия; ДК1 - прирост конкурентоспособности предприятия по 1-й характеристике конкурентоспособности (I = 1 ... п). Наиболее значимая для повышения характеристика конкурентоспособности располагается в основании треугольника; ДО - общий прирост качества образовательного потенциала; ДО1 -прирост качества образовательного потенциала, обеспечивающий реализацию 1-го направления повышения конкурентоспособности; ДО] - прирост показателя качества образовательного потенциала, характеризующего ]-е свойство образовательного потенциала 0 = 1 ... т)

Принцип комплексности управления качеством образовательного потенциала заключается в установлении единства взаимосвязанных элементов системы управления качеством образовательного потенциала. Соответствие данному принципу обеспечивается выполнением следующих требований: рассмотрения управления качеством образовательного потенциала как элемента системы управления качеством на предприятии; рассмотрения управления качеством образовательного потенциала как элемента системы управления конкурентоспособностью предприятия; осуществления управления всеми свойствами и составляющими образовательного потенциала; охвата всех управленческих функций.

Единство взаимосвязанных элементов системы управления качеством образовательного потенциала обеспечивается реализацией функций управления качеством на всех стадиях жизненного цикла образовательного потенциала. Учитывая положения современной экономической науки о сущности жизненного цикла различных экономических объектов и адаптируя их к образовательному потенциалу, жизненный цикл образовательного потенциала следует определять как период времени от создания образовательного потенциала до утраты им требуемых для обеспечения конкурентоспособности свойств.

Жизненный цикл образовательного потенциала машиностроительного предприятия целесообразно делить на стадии формирования, стабилизации, развития и упадка, каждой из которых должна соответствовать определенная совокупность задач управления качеством образовательного потенциала.

Данные стадии жизненного цикла выделены с учетом эмпирически установленных разными авторами стадий жизненного цикла товара, инновации, знания, закономерностей воспроизводства научной информации и формирования кадровой составляющей образовательного потенциала предприятий с наукоемким производством [1, 2], а также на основе зависимости эффективности НИОКР от структуры затрат.

Первая стадия жизненного цикла образовательного потенциала машиностроительного предприятия - формирование - связана с созданием образовательного потенциала и приданием ему свойств, обеспечивающих требуемый уровень конкурентоспособности предприятия. Эта стадия отличается высоким уровнем затрат на формирование материально-технической, научно-информационной и кадровой составляющих образовательного потенциала, которые начнут окупаться лишь с началом использования сформированного потенциала. На стадии формирования образовательный потенциал еще не является существенным фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия по причине отсутствия у него необходимых свойств. Образовательный потенциал проходит данную стадию жизненного цикла как при создании предприятия, так и в случае экономической неэффективности развития имеющегося образовательного потенциала при кардинальном изменении условий обеспечения конкурентоспособности (например, появление новых направлений деятельности предприятия, революционных изменений в технике и технологии).

Использование образовательного потенциала охватывается стадиями стабилизации, развития и упадка.

В отличие от жизненного цикла товара и инновации в жизненном цикле образовательного потенциала отсутствует стадия роста. Это объясняется тем, что товар и инновация (инновационный продукт) имеют отличный от образовательного потенциала характер взаимодействия с конкурентоспособностью. Для обеспечения конкурентоспособности предприятия товар и инновация должны характеризоваться приращением количественных характеристик (объема производства и сбыта), что составляет содержание стадии роста их жизненного цикла. Обеспечение конкурентоспособности в заданных пределах образовательным потенциалом не требует количественных изменений в последнем. Поддержание образовательного потенциала с заданными при его формировании количественными характеристиками позволит обеспечить тре-

буемый уровень конкурентоспособности, в том числе при конъюнктурных колебаниях. Таким образом, стабилизация как стадия жизненного цикла образовательного потенциала характеризуется поддержанием достигнутых количественных и качественных характеристик образовательного потенциала, соответствующих поставленным при его формировании задачам обеспечения конкурентоспособности. Образовательный потенциал на этой стадии становится решающим фактором обеспечения конкурентоспособности, в результате чего достигается окупаемость затрат на его формирование, а в дальнейшем - рост прибыли от использования образовательного потенциала.

Переход от стабилизации к стадии развития образовательного потенциала в ходе его жизненного цикла вызван появлением устойчивых тенденций к изменению конъюнктуры рынка, что обуславливает необходимость пересмотра требований к обеспечению конкурентоспособности. В связи с этим возникает потребность в дополнительном развитии материально-технической, научно-информационной и кадровой составляющих образовательного потенциала. При этом наиболее активно должны быть задействованы функции организации и регулирования, направленные на доведение качества образовательного потенциала до нового уровня требований.

На заключительной стадии жизненного цикла образовательного потенциала наблюдается постепенное снижение уровня его качества и утрата ранее накопленных свойств. Это происходит в условиях резкого изменения требований к конкурентоспособности, когда становится невозможным удовлетворить их достигнутым образовательным потенциалом. Накопленный образовательный потенциал не позволяет сделать качественного скачка в повышении конкурентоспособности, но за счет созданного задела позволит поддерживать достигнутый уровень конкурентоспособности в кратко- и среднесрочном периоде и получать положительные финансовые

результаты от его использования. Однако это свойство утрачивается в долгосрочном периоде, что вызывает необходимость своевременных управленческих воздействий на качество образовательного потенциала. Важным моментом в управлении качеством образовательного потенциала является предотвращение наступления стадии упадка. Для этого необходимо упреждающее воздействие на образовательный потенциал, заключающееся в формировании на стадии развития на базе имеющегося образовательного потенциала его нового качества, соответствующего новым требованиям, выявленным в результате анализа и долгосрочного прогнозирования. Такое управление качеством образовательного потенциала позволит совместить стадию развития текущего жизненного цикла с началом нового жизненного цикла образовательного потенциала. Этот подход в управлении качеством обеспечит поступательное развитие образовательного потенциала в соответствии с меняющимися целями обеспечения и повышения конкурентоспособности. При этом окажется возможным предотвратить излишние затраты, связанные с выводом образовательного потенциала из стадии упадка, и таким образом повысить эффективность управления качеством образовательного потенциала.

Управление качеством образовательного потенциала, построенное в соответствии с выделенными принципами, создаст условия для выявления и мобилизации резервов повышения качества образовательного потенциала.

Литература

1. Пространство циклов: Мир - Россия - регион / под ред. В.Л. Бабурина, П.А. Чистякова. -М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 320 с.

2. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монография / В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий, Л.В. Минтко, В.П. Тарови др. - М.: Изд-во «Машиностроение-1», 2007. - 284 с.

Поступила в редакцию 10 декабря 2011 г.

Неживенко Елена Алексеевна. Доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и бухгалтерского учета, МОУ ВПО «Южно-Уральский профессиональный институт» (г. Челябинск). Область научных интересов - теория конкурентоспособности, теория человеческого капитала. Тел.: 89127762436

Elena Alekseevna Nezhivenko is Doctor of Science (Economics), an associate professor, Head of Finance and Accounting Department of South Ural Professional Institute, Chelyabinsk. Research interests: theory of competitiveness, human capital theory. Tel: 89127762436. E-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.