Научная статья на тему 'Методологические и историко-педагогические основы развития поликультурного образования'

Методологические и историко-педагогические основы развития поликультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шолудченко И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические и историко-педагогические основы развития поликультурного образования»

опыт классической и отечественной педагогики по созданию педагогических и ученических коллективов, в сочетании с достижениями мирового менеджмента.

Литература

1. Романов П.В. Социология менеджмента организации. Ростов н/Д., С. 216.

В начале XXI в. социально-культурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования. Особую актуальность приобретает проблема возникновения и развития поликультурного образовательного пространства в полиэтническом многонациональном российском обществе. Особенностью современного общества являются сближение стран и народов, усиление их взаимодействия, муль-тикультурализм, глобализация мира в целом, что обусловливает изменения в образовании.

Поликультурное образование является средством снижения напряженности в обществе, так как одна из важнейших его функций - это обучение людей принципиально новому отношению к совместной жизни в одном государстве представителей различных этносов.

На современном этапе развития общества в России, странах СНГ, как и во всем мире, складывается новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, повышение интереса к историческому наследию, традициям, актуализация идей народной педагогики. Усиливается развитие наряду с национально-русским русско-национальное двуязычие, растет влияние религии на формирование самосознания личности. Одновременно особую значимость приобретает становление и развитие поликультурного образовательного пространства.

Современное поликультурное образование призвано заложить гражданское начало в человеке, сформировать у него умение жить в гармонии с другими народами и нациями, пробудить в нем совесть, выработать стремление к самосовершенствованию и самообразованию, к обогащению своего духовного, морально-нравственного статуса современного человека, способного возродить культуру, экономику и изменить окружающую действительность к лучшему.

В настоящее время проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и привлекает внимание отечественных педагогов. В их работах обосновывается значимость проблемы поликультурности и полиментальности в отечественном образовании, требующей построения на уровне регионов, от-

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М., 1997. С. 277.

3. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Порш-нева. М., 2002. С. 163.

4. Виханский О.С., НаумовА.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М., 1995. С. 327.

5. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика.1999. № 3. С. 38.

2006 г.

дельных учебных заведений прогностической модели адаптационного поликультурного образовательного пространства с различным языковым, культурным и духовным полиэтническим составом. Важные выводы для обоснования поликультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С. Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре.

При этом поликультурное образование призвано учитывать целостную картину мира и быть направленным прежде всего на очеловечивание знаний, на формирование гуманистического мироощущения как основы нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом, природой, на выстраивание особых гуманных человеческих отношений, на оказание поддержки и помощи мигрантам в их культурной идентификации, а также помочь, точнее, учитывать особенности людей в их культурной идентификации, способствовать более успешной их адаптации в инокультурную среду посредством образования.

Поликультурное образование, как правило, сфокусировано на освоении культурно-образовательных ценностей в ситуации плюралистической культурной среды, и в его нынешнем состоянии содержание поликультурного образования нуждается в серьезном обновлении. Образование в своем традиционном классическом виде оказалось неприспособленным к новым экономическим отношениям, оно слабо увязано с национальными и региональными условиями, недостаточно учитывает народную духовную культуру, потребности национально-культурного развития этносов.

В раскрытии сущности поликультурного образовательного пространства базовым понятием выступает категория «культура». Отечественные культурологи М.С. Каган, Б.С. Ерасов и другие выделяют три компонента в общем понятии «культура»: материальный, художественный, духовный [1].

Современные педагогические реалии в понимании сущности поликультурного образования требуют, с одной стороны, учета в образовании этнокультурного фактора, с другой - создания условий для познания

Ростовский государственный педагогический университет 14 июня

© 2006 г. И.Е. Шолудченко

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к разным этносам, конфессиям, расам. При этом наблюдаются различные толкования учеными понятия «культура» (существует несколько сотен различных ее определений), что вызывает трудности и в раскрытии понятия «поликультурное образование». Так, в научной литературе, словарях это понятие трактуется как:

- система представлений о мире, ценностях, нормах и общих правилах поведения людей, связанных определенным образом жизни;

- стержень, вокруг которого складывается ценностная ориентация человека как система его ценностей;

- активная творческая жизнедеятельность людей по освоению мира;

- специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности.

В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в обществе. Необходимо подчеркнуть, что человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве ее главной функции. И именно из нее вытекают и ею определяются остальные функции - передача социального опыта, регулятивная, ценностная и знаковая.

Названные функции культуры способствуют объединению народов, развивают национальное самосознание и интернационалистические ориентации людей. Мы убеждены, что культура должна быть признана универсальным прогрессивным фактором в развитии многонационального общества отдельных народов, наций и отдельной личности.

Из лучших достижений всех национальных культур складывается мировая общечеловеческая культура. Но «общечеловеческое» - не значит безнациональное. Обогатив сокровищницу мировой культуры, Пушкин остается великим русским литератором, так же как Гете - немецким, а Марк Твен - американским. Одинаково ошибочно как «обезнационаливать» мировую культуру, так и замыкать ее в ограниченное пространство узконационального.

Культура России, как и любого иного региона, - это часть общечеловеческой культуры. И ее необходимо рассматривать в своеобразной духовной общности того культурного комплекса, который сложился на данной территории в результате исторического процесса взаимодействия и взаимопроникновения культур живущих здесь народов.

Таким образом, общее определение можно сформулировать следующим образом: культура - это совокупность всего того, что делает человека человеком. При этом «все» включает в себя и чисто природные объекты и предметы, созданные людьми, и духовные явления.

Участники Международной конференции «Образование и культура», организованной ЮНЕСКО (1995), считают духовный компонент наиболее значимым для сферы образования и трактуют культуру как совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации (этноса) [2]. Данная трактовка позволяет подойти к раскрытию сущности и особеннос-

тей поликультурного образовательного пространства. Рассмотрение этого феномена требует углубленного осмысления ментально-этнических характеристик личности. Так, понятие этнос в социологическом словаре трактуется как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Понятно, что ментальные проявления этноса затрудняют вхождение людей в новую этническую группу. Зачастую такой процесс сопровождается неприятными чувствами дискомфорта, отверженности, снижением уверенности в себе, тревожностью, депрессией. В то же время возникают и позитивные следствия перехода в новую культурную полиэтническую среду, которые связаны с принятием новых социальных установок, ценностей, иных моделей поведения, способствующих личностному росту, гармонизации человека с природой и обществом.

Понимание сущности менталитета, ее специфики, содержания, условий зарождения и развития способствует решению насущных вопросов национального самоопределения, гордости за национальную культуру, уважительного отношения к другим национальностям и народностям, пониманию неповторимости, необходимости сохранения равноправности всех наций на Земле.

Современное развитие мира, культуры выдвигает перед педагогической наукой новые задачи, касающиеся исследования менталеобразующих функций образования. Одним из стратегических направлений образования выступает передача из поколения в поколение и закрепление в каждом из них исторически сложившихся наиболее стабильных духовных, мировоззренческих и культурных ценностей соответствующего социума, предопределяющих глубинные основания его специфического менталитета, воспроизведение духовного наследия народа.

В имеющихся по данной проблеме публикациях менталитет трактуется как система образов, представлений (Ж. Дноби), уровень индивидуального и общественного сознания (А.Я. Гуревич), память народов прошлого (И.К. Пантин), национальный образ мира (Г.Д. Гачев), совокупность взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения (А.В. Петровский), человеческая активность, объективированная в памятниках культуры (В.А. Шкуратов), национальный способ видения мира и действительности (В.В. Коле-сов). Исследования менталитета приобретают гуманистическую направленность. Можно предположить, что раскрыв основные закономерности формирования менталитета, наука пополнится знаниями о передаче этнических кодов поколениям, что дополнит общую картину миропонимания, выстраиваемую учеными всего мира. Политическая острота проблемы поликультурного образования заставляет решать эти вопросы с особой деликатностью и корректностью.

В научной литературе описаны различные структуры менталитета, но его цельная конструкция и механизм функционирования на уровне образовательных

систем остаются нераскрытыми. Непосредственное отношение к данной проблеме имеют исследования психологических феноменов, в которых репрезентируется менталитет - стиль мышления, национальный характер, социальные установки, коллективное бессознательное, деятельность, общение и др. Мы же рассматриваем проблему менталитета в новом качестве: как значимого компонента поликультурного образования в мультикультурном обществе.

Исследовательская сложность в подходах к менталитету объясняется неоднозначностью его проявлений. Особенность проблемы менталитета в том, что она зародилась в лоне различных научных дисциплин и только на современном этапе развития психологии оформляется в качестве предмета психолого-педагогического исследования.

В различных областях знания используются понятия ментальность и менталитет. Термины имеют настолько обобщенный, гибкий характер, что это приводит к множественности смыслов, вкладываемых в них. До настоящего времени нет специальных исследований, центрированных на менталитете. Нет также однозначной трактовки данного понятия. Для каждой области знания он открывается новой невидимой гранью. В современном словаре «менталитет - это совокупность установок и предположений индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом» [3].

В исследованиях Б.С. Гершунского менталитет определяется как «глубинные основания индивидуального или коллективного мировосприятия, мироощущения, мировоззрения и поведения, которые и сами являются производными от культуры, религии, философии, образования и от тех объективных реалий жизни и субъективных наслоений духовного характера, которые избирательно актуализируют либо подавляют соответствующие социально-генетические предрасположенности ментальности личности, коллектива, общества или социума в целом» [4]. Следовательно, успешное решение проблем поликультурного образовательного пространства на мировом и региональном уровне невозможно без знания менталитета населяющих его народов.

Разнообразие взглядов на культуру, различные толкования и многогранность этого понятия в употреблении подтверждают выделение и внедрение в поликультурное образовательное пространство ментальных и этнических компонентов, служащих средством, с помощью которых выражается идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке».

Таким образом, методологическим основанием поликультурного образования выступает культура, которая:

- включает в себя все сферы деятельности человека;

- имеет свою национально-специфическую особенность, обусловленную этноландшафтными, природными, социальными условиями и уровнем развития производственных сил;

- формирует условия и средства человеческого общения;

- объединяет народы, социальные группы, государства;

- выступает главным отличительным признаком этнических особенностей, менталитета культурной специфики народа и его языка;

- обусловливает неодинаковое развитие этнокуль-тур в процессе их взаимодействия и взаимовлияния. Именно эти положения дают право говорить о поликультурном образовательном пространстве как о культурном феномене.

Раскрытие оснований, сущности поликультурного образовательного пространства в полиэтническом обществе связано с историко-педагогическим анализом идей поликультурного образования, теорий в классической философии и педагогике.

Великие гуманисты Т. Мор и Т. Кампанелла ратовали за такую школу, которая обеспечила бы включение детей в целостный мир общечеловеческой культуры с целью усвоения ими различных образцов культуры, языка, специфических культурных навыков поведения, ценностно-нормативной системы, культуры мышления и чувствования, деятельности и общения.

Подобные взгляды разделял и педагог-гуманист Я.А. Коменский, изучавший проблемы установления мира между народами в духе христианства. В своем труде «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» он попытался представить план реформы человеческого общества (социальной среды) [5]. Такая реформа должна была неизбежно привести к реформе образования, созданию международных организаций, которые бы заботились о сохранении мира во всем мире, распространении просвещения среди народов Земли.

Социокультурные детерминации воспитания К.Д. Ушинский сформулировал на основе определенных принципов, важнейшим из которых является принцип народности. На его основе, К.Д. Ушинский выдвигал следующие главные требования к поликультурному воспитанию:

- воспитание должно быть народным, т.е. охватить все подрастающие поколения в порядке обязательного обучения, и делом воспитания должен руководить сам народ;

- знания должны быть связаны с жизнью и использоваться в общенародных интересах;

- центральное место в формировании человека должен занимать родной язык. «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории»;

- воспитание должно формировать человека, для которого труд является первой потребностью, подлинного патриота своей Родины и народа [6].

В целом данные положения Ушинского остаются актуальными и сегодня, хотя в ситуации постоянного реформирования современного образования, когда все сильнее проявляются интеграционные процессы, многие из них претерпевают глубокие изменения. Показателями таких преобразований являются: совокупность общечеловеческих ценностей как неотъемлемая часть большинства современных национальных систем образования, а также общая научная проблематика, объединяющая педагогические теории разных стран и делающая возможным интеграционные подходы в проек-

тировании научных программ изучения поликультурного образования и воспитания.

В.А. Сухомлинский своей практической деятельностью доказал, что учет социокультурных условий в воспитании не только возможен, но и необходим для полноценного развития личности. Он хорошо знал традиции, обычаи, культуру и быт русского и многих других народов. Обосновывая необходимость использования традиций народной педагогики в практике школы, он отмечал, что духовное богатство личности является, прежде всего, частью духовного богатства народа, к которому непременно принадлежит человек. В целом, педагогический прогресс В. А. Сухомлинский ставил в зависимость от сокровищ народной педагогики [7].

Следовательно, культурологический подход способствует развитию личности в гармонии с общечеловеческой культурой. При этом стержнем гуманитаризации содержания образования выступает самоопределение личности в мировой культуре.

Национальное образование, готовящее к жизни в своей культуре, возможно только в интеграции с мировыми культурами с учетом освоения национальных и общече-

ловеческих ценностей. Именно соотнесенность народа

с мировой культурой, с культурой других народов, а не

замкнутость «на самого себя», делает его нацией.

Литература

1. КаганМ.С. Философия культуры. СПб., 1996.

2. Воловикова М.Л. Профессиональная подготовка студентов переводческого отделения, реализующая принципы культурологической парадигмы образования // Теория, практика и перспективы образования, поликультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире: Материалы междунар. конф., РГПУ, 8-10 апреля 2003 г. Ростов н/Д, 2003.

3. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. М., 2004.

4. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития: Пособие для самообразования. М., 2001.

5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. М., 1982.

6. Ушинский К.Д. Собрание соч. Т.9. М.; Л., 1950.

7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М., 1979.

14 июня 2006 г.

Ростовский государственный педагогический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.