методологические аспекты взаимодействия рынка услуг профессионального образования и рынка труда
Е.Э. Лобанова,
доцент Красноярского государственного торгово-экономического института,
кандидат экономических наук [email protected]
Статья содержит краткий обзор трактовок понятийного аппарата, характеризующих процессы взаимодействия образовательной и трудовой сфер. Автором предложен новый концептуальный подход, снижающий издержки взаимодействия образовательной и трудовой сфер.
Ключевые слова: рынок услуг профессионального образования, рынок труда, учреждение профессионального образования.
УДК 331.5+331.103.224
Существующие проблемы взаимодействия сферы профессионального образования и рынка труда (РТ) России делают процессы поиска более эффективных моделей их взаимодействия особо актуальными. Рассмотрение предлагаемого в статье подхода к их взаимодействию требует некоторых терминологических пояснений и уточнений, касающихся методологических исследований в сферах образования и труда.
Анализ тематической литературы свидетельствует о том, что многие авторы не разделяют понятия «рынок образования», «образовательный рынок», «рынок образовательных услуг», используя их как синонимы (Корчакова Л.А, Макаров А.Н, Алиев Ш.М.и др.). Большинство авторов отмечают принадлежность реализуемой образовательной услуги (продукта, программы) только сфере образования. В то же время есть ряд авторов, указывающих на экономические отношения субъектов образовательной и трудовой сферы, связанных с опосредованной (через выпускника) реализацией образовательной программы.
О.В. Сагинова отмечает, что «вуз является производителем образовательной программы, которую он предлагает на рынке образовательных услуг и продукта. С этими программами вуз выходит и на рынок труда, но опосредованно, через своих выпускников» [11, с.26]. В то же время, указанный автор не рассматривает УПО как производителя еще одного (конечного) продукта своей деятельности в виде выпускника (молодого специалиста). При исследовании взаимодействия образовательной и трудовой сфер, на наш взгляд, наибольший интерес для экономики представляет та часть образовательной сферы, которая связана с профессиональной подготовкой субъекта труда (ресурса для труда). Поэтому в данном исследовании будем придерживаться рассмотренного понятия рынка услуг профессионального образования (РУПО) в трактовке Р. Джапарова [4, с.55].
Термины для определения рыночных элементов сферы труда в экономической литературе также различны: «рынок труда», «рынок рабочей силы», «рынок трудовых ресурсов», «рынок рабочих мест» и т.д. Применение различных терминов связано с разными трактовками авторов субъекта трудовой сферы. Как правило, расхождение в использовании авторами понятийного аппарата для характеристики субъекта труда связано с различной смысловой нагрузкой и подходами к его определению, сферой применения.
Многообразие терминов, определяющих субъект трудовой сферы порождает и множественность понятийного аппарата:
— «рынок труда» Б.Р. Корнейчук Б.Р. трактует как «общественный механизм, который регулирует уровень заработной платы наемных работников и совокупный объем используемого в экономике наемного труда, на который существенное влияние оказывают институциональные факторы, внешне-государственные и личностные качества работника» [5, с.8];
— «рынок рабочей силы» С.В. Буланов и К.А. Волгин определяют как совокупность товарно-денежных отношений, охватывающую спрос и предложение рабочей силы, ее найм (распределение работников по видам деятельности) и обмен на жизненные средства. Данные авторы считают, что обмену подлежат исключительно функционирующие способности к труду. Поэтому такой рынок рабочей силы они называют «рынок функ-
ционирующей рабочей силы» или рынком труда в узком смысле. Отсюда они делают вывод, что рынок рабочей силы выступает исходной формой существования рынка труда и характеризует его с количественной стороны;
— «рынок рабочих мест». По мнению З.А. Павленкова его сущность проявляется в том, что наемный работник помимо продажи своей рабочей силы одновременно покупает использование рабочего места, при этом рабочие места характеризуют овеществленный труд, а рабочая сила — живой труд. Таким образом, рынок труда рассматривается как совокупность двух образующих: рынка рабочей силы и рынка рабочих мест. Различия двух рынков состоят в правах собственности. На рынке рабочих мест собственником и продавцом выступает работодатель, а на рынке рабочей силы собственником и продавцом является работник [7, с.36].
С точки зрения автора статьи более точным может быть определение субъекта трудовой сферы как «человеческий ресурс труда». Под ним мы понимаем часть населения, обладающую трудоспособностью (полной или частичной), которая формируется и реализуется ею в процессах профессиональной подготовки, распределения (обмена) и использования на рынке труда. Такая трактовка позволяет преодолеть обособление различных рыночных систем, связанных с воспроизводством населения и его части, задействованной в производственном процессе, и обеспечить комплексный и системный подход к регулированию этих процессов. Предлагаемый автором концептуальный подход делает возможным более детально рассмотреть все стороны воспроизводства человеческого ресурса труда, как в целом, так и отдельных его категорий. В частности, на наш взгляд, наиболее болезненные проявления противоречий воспроизводственного процесса человеческого ресурса труда, проходят в отношении той его части, которая впервые проходит эти стадии. Речь идет о молодежи, вступающей в стадии первичной профессиональной подготовки, распределения (обмена) и использования.
Усиливающаяся мировая тенденция к сокращению доли молодежи в населении, старение рабочей силы делают особо актуальными исследования, связанные с более эффективным и рациональным использованием молодежного человеческого ресурса. Неблагоприятная демографическая ситуация в России требует от государства более бережного и стратегически рационального использования этого сокращающегося сегмента населения, который в то же время является основным фактором развития экономики страны на перспективу. Проблемы взаимодействия всех фаз его воспроизводства должны с особым вниманием изучаться с целью повышения их эффективности и профилактики издержек нерационального взаимодействия образовательной и трудовой сфер. С этой позиции, на наш взгляд, необходимо выделить в предлагаемом понятии «человеческий ресурс труда» составляющие его категории: первичный и вторичный ресурс труда. Первичный ресурс труда охватывает часть населения молодежного возраста, впервые вступающую последовательно в фазы первичной профессиональной подготовки, первичного распределения (обмена) и первичного использования в трудовой сфере. Выделение этой категории
связано с наибольшими издержками ее воспроизводства при насущной необходимости их снижения, особенно с учетом неблагоприятной демографической ситуации. Вторичный ресурс труда формируют: первичный ресурс труда в последующих повторяющихся фазах его воспроизводства, в том числе с учетом процесса непрерывной профессиональной подготовки; немолодежная часть населения, вступающая впервые в фазы профессиональной подготовки, распределения и обмена; немолодежная часть населения, проходящая повторяющиеся фазы профессиональной переподготовки (повышения квалификации), перераспределения (обмена), использования.
Учитывая значимость эффективного воспроизводства первичного ресурса труда, целесообразно не разделять фазы этого процесса на отдельные рыночные системы, а рассматривать их как единое пространство и процесс, вводя соответствующий термин для обозначения — рынок профессиональной подготовки, распределения (обмена) и использования первичного ресурса труда (РППРОИ ПРТ). Данный термин обозначает соответствующий сегмент взаимодействия РОП и РТ и отражает общую сферу воспроизводства первичного ресурса труда (ПРТ). Последовательно проходя стадии этого рынка, первичный ресурс
труда приобретает различные уровни: абитуриент, студент, выпускник УПО, молодой специалист. Каждая стадия, соответствующая этим уровням имеет свою специфику прохождения, как по технологии ее реализации, так и по роли и поведению первичного ресурса труда.
Обосновывая введение термина РППРОИ ПРТ, можно дать следующие его характеристики и определения:
а) это сфера воспроизводства первичного ресурса труда, включающая в себя фазы этого процесса;
б) это система социально-экономических отношений по поводу купли-продажи профессиональной образовательной программы;
в) это механизм, обеспечивающий куплю-продажу профессиональной образовательной программы для ПРТ.
При таком подходе появляется возможность планировать процесс использования первичного ресурса труда, его контроля, корректировки, поскольку изначально ставится цель обеспечения эффективной занятости молодого специалиста (т.е. первичного ресурса труда в конечной стадии его функционирования).
Литература
1. Алиев Ш.М. Рынок образовательных услуг и вопросы его регулирования [Электронный ресурс]: дис....канд.экон.наук:08.00.05. — М., 2005. — 215 с.
2. Алтухов В., Серебряков А. Вузы и работодатели 2009 [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.profcareer.ru/lib/ art_research_young_specialists2009.php?PHPSESSЮ=ohrd7s5hstuvbmhenvhgqp8d34
3. Вахрушева Д. Каждый десятый — безработный [Электронный ресурс]. — режим доступа: http:www.trud-ost.ru/?p=1659
4. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования // Маркетинг. — 2005. — № 4. — С.55-63.
5. Корнейчук, Б.В. Рынок труда: учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2007. — 287 с.
6. Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 159 с.
7. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник. — М.: Изд-во МГУ, 2004. — 368 с.
8. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: учеб. пособие. — М.: Интер-пракс, 1995 — 240 с.
9. Романов А.А., Тихомиров Н.В. Потребители и рынок образовательных услуг // Высшее образование сегодня. — 2006. — №9. — С. 14-18.
10. Савенкова Т. Конкурентоспособность специалистов как вектор движения образования на пути к прогрессу // Проблемы теории и практики. — 2006. — №9. — С.114-126.
11. Сагинова О.В. Стратегия маркетинга международных образовательных программ вуза [Электронный ресурс]: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — М., 1999. — 191с.
12. Экономика и социология труда: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 584 с.
13. Экономика труда. 2-е изд. / Под ред. Н.А. Горелова — СПб.: Питер, 2007. — 704 с.
об одной методике прогнозирования развития локальных экономических зон
Т.Р. Гареев,
проректор по инновационному развитию, заведующий кафедрой экономики фирмы и рынков Российского государственного университета им. Иммануила Канта,
кандидат экономических наук [email protected]; [email protected]
В статье рассматривается методика прогнозирования сценариев спроса на площади локальной экономической зоны на основе интерполяции. Суть методики заключается в разложении кумулятивного объема спроса на типовые сценарии для любого заданного периода времени. Предлагаемая методика прогнозирования легко автоматизируется и может быть адаптирована для более широкого круга задач, например, для анализа чувствительности при реализации инвестиционных проектов.
Ключевые слова: прогнозирование, интерполяция, локальная экономическая зона, спрос на недвижимость
УДК 332.1; 338.27
Экономические зоны в мировой практике весьма многооб- [4]. В последние годы в России происходит как реновация уста-разны [1], однако всех их объединяет ограниченность пространс- ревших промышленных зон, так и создание новых локальных твенных ресурсов для освоения предприятиями-резидентами экономических зон производственного, технико-внедренческого