ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Е. В. ПОПОВА,
аспирант кафедры экономики и предпринимательства, специалист отдела организации научных исследований E-mail: [email protected] Магнитогорский государственный университет
В связи с изменением условий функционирования профессионального образования становится актуальной проблема определения подходящей методологической основы для изучения рынка образовательных услуг. В статье уточняется понятие «образовательная услуга», разрабатывается институциональная модель рынка образовательных услуг.
Ключевые слова: образование, услуга, экономический агент, социальный институт, рынок, институциональная модель.
С 1990-хгг. в России формируется рынок образовательных услуг, спецификой которого является зависимость от государства. А политика государства направлена на интеграцию в мировое образовательное пространство. Это ужесточает конкурентные условия, в которых приходится функционировать образовательным учреждениям, качественное развитие для которых становится жизненно важной задачей. При этом наиболее подходящую методологию моделирования рынка образовательных услуг предлагает институциональный подход, использующий понятия «институт» и «агенты». Однако, как отмечают исследователи, взгляд на систему образования как на рынок образовательных услуг, где встречаются продавец и покупатель, еще находится в стадии формирования. Столь популярные сейчас количественно-статические методы не позволяют учесть наличия двух условий: институтов и институциональных эффектов, а также психологических моделей экономических агентов и их изменение. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть возможность представления рынка образовательных услуг с точки зрения институциональной теории.
В настоящий момент нет устоявшегося определения понятия «образовательная услуга». Различные
подходы к определению этого понятия представлены в табл. 1. Обобщенное определение предлагается в следующей интерпретации: образовательная услуга— это экономическое благо в виде духовного продукта, который способен удовлетворить человеческую потребность в приобретении знаний, умений и навыков, т. е. — это продукт, которым можно располагать для достижения этих целей.
Как видно из приведенных определений, образовательные услуги направлены на удовлетворение
Таблица 1
Подходы к определению понятия «образовательная услуга»
Автор Определение
А. 0. Ченцов Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося в свою очередь разновидностью научного труда. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт — это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательныхуслуг [133]
А. М. Стрижов Целенаправленная деятельность, характеризуемая взаимодействием участников образовательного процесса и направленная на удовлетворение образовательных потребностейличности [10]
Р. Джапарова Деятельностная передача системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым [1]
Е. Д. Липкина Совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профес-сиональныхумений и навыков [6]
Окончание табл. 1
Автор Определение
С. А. Зайчикова Система знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей индивида, общества и государства и направлены на приращение человеческого капитала [3]
Н. Н. Терещенко Комплекс действий воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребностей индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретенных навыков [11]
Т А. Сон Образовательная услуга есть результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации [9]
И. Б. Романова Трудовая деятельность экономической единицы, направленная на удовлетворение потребности некоторого субъекта в образовании (т. е. в приобретении систематизированных знаний, умений и навыков), осуществляемая с предварительного согласия данного субъекта [8]
В.П. Щетинин Система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многочисленных потребностей человека, общества и государства [14]
Т А. Половова, О. С. Баталова Образовательная услуга — это комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, с целью удовлетворения и развития личных, групповых и общественных потребностей [7]
потребностей, и в этом проявляется институциональная структура образования.
Социальные институты являются конкретным механизмом, обеспечивающим устойчивость и стабильность общества. Они представляют собой ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах: экономике, политике, образовании, семье и др. Система образования функционирует на основе ряда государственных законов и других нормативных актов. Образование, по сути, является ценностью, и в то же время получение образования сопровождается
формированием системы ценностных ориентаций у обучаемого.
Социальные институты представляют собой тип социальной организации, деятельность которой направлена на осуществление фундаментальных потребностей общества, таких как воспроизводство и социализация своих членов, создание материальных благ, координация совместной деятельности людей, осуществление социального контроля над их поведением и др. Социализация личности — одна из первоочередных задач, стоящих перед образованием, особенно перед высшим. В условиях высокотехнологичного общества создание материальных благ немыслимо без образования, при этом эффективность производственного процесса напрямую зависит от уровня образованности личности. Высшее образование формирует новую социальную группу — студенчество, координирует ее деятельность и в определенной степени контролирует поведение ее членов.
Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий:
- наличия социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института (в нашем случае — образовательная нормативно-правовая база, включая уставы и внутренние документы самих образовательных учреждений);
- интеграции его в социально-политическую и ценностную структуры общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой — позволяет осуществить социальный контроль над соответствующими типами поведения;
- наличия материальных средств и условий, обес-печивающихуспешное выполнение институтами нормативных предписаний и осуществление социального контроля (материально-техническая и информационно-техническая база вузов). Обладая ценностно-нормативной структурой
с соответствующими ей социальными позициями, образование как социальный институт может быть рассмотрено как самостоятельная социальная система, точнее, подсистема социального целого, деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности большой социальной системы (общества). Таким образом, между образованием в качестве подсистемы и социальной системой в целом существуют определенные функциональные зависимости, благодаря которым обеспечиваются стабильность и развитие общества.
%Ястшпуты и иЯстшнщио-ЯлльЯме и^жеЯеНий-
33 (198) - 2010
Институты воздействуют на индивидов и организации с помощью нисходящей причинной связи, т. е. они изменяют функции предпочтения экономических акторов, включенных в сферу их влияния. Один из видных теоретиков экономической науки Д. М. Ходжсон вводит более общее понятие «преобразовывающей нисходящей причинной связи», которая охватывает и индивидов, и население, не только ограниченных определенными факторами, но также изменившихся в результате действия сил причинных связей, имеющих отношение к высшим уровням. Таким образом, институты, которые относятся к высшим уровням социальной регуляции, можно рассматривать как социальные структуры, которые обладают свойством преобразовывающей нисходящей причинной связи и действуют на укоренившиеся привычки к определенному образу мышления и поведения [122].
Ведущая роль в механизмах нисходящей причинной связи принадлежит обучению, которое представляет собой нечто большее, чем просто открытие или получение информации: преобразование индивидуальных качеств и предпочтений, что равносильно изменению отдельной личности. Следовательно, обучение не только определяет познавательные возможности индивида, но и задает вектор качественного изменения институтов в рамках обратной, уже восходящей причинной связи. Институциональная инерция в такой системе будет приводить к тому, что любые изменения могут производить кумулятивный эффект вследствие закрепления сравнительно неэффективных институтов, которые детерминируют функции предпочтения у акторов, не позволяющие создать во взаимодействиях последних сигналов для изменения сложившегося положения дел.
С другой стороны, институциональная инерция является защитной реакцией системы на разрушающие ее институциональные и технологические инновации.
В развитии любого социального института выделяют три взаимосвязанных процесса:
- жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
- функционирование зрелого института, т. е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;
- эволюция института — изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций. Меняющиеся социально-экономические
условия оказывают влияние на развитие соци-
альных институтов. Можно отследить изменение роли профессионального образования. В средние века производство брало на себя функции профессионального образования, обучая людей созданию материальных ценностей в заданной сфере. Образование как институт было тесно связано с наукой, прикладным аспектом которой является разработка новых средств производства. Постепенно с усложнением технологий, а значит, с увеличением объема необходимых для жизни знаний, образование отделяется от производства и превращается в сложный социальный институт, обеспечивающий реализацию функции по передаче знаний и подготовке специалистов. Эта функция очень быстро становится многоуровневой. Вместе с этим развивается технократизм — метод мышления и принцип деятельности индустриального общества, при котором человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это проявлялось в том, что школа свою главную функцию видела в подготовке к трудовой деятельности, при этом ценился работник, а не личность, неповторимая индивидуальность, самоцель общественного развития. А поскольку работника, выполнявшего определенный набор функций, можно заменить, появился антигуманный тезис о том, что незаменимых людей нет. В результате такого обучения образование формировало личностей, которым сложно адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Кроме того, заведомо неполноценными в силу невозможности выполнения трудовых функций считались такие категории, какдети, старики и инвалиды.
В условиях информационного общества скорость появления новых знаний увеличивается многократно, поэтому образование опять тесно объединяется с производством. Более того, развитие и повседневное применение информационных и информационно-педагогических технологий повышает доступность образования для человека. В образовательный процесс могут включиться все социальные группы, что содействует реализации такой социальной функции, как гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов. Доступность образования способствует активизации социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Адаптационные возможности информационно-коммуникационных технологий способствуют
преодолению барьеров в получении информации для образования, интеллектуального развития, повышения квалификации инвалидов. В результате классовая структура становится более открытой, социальная жизнь — более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.
Под функциями социальных институтов обычно понимают различные последствия их деятельности, влияющие определенным образом на сохранение и поддержание стабильности социальной системы в целом. Сам термин «функция» часто трактуется в положительном смысле, т. е. имеются в виду благоприятные последствия деятельности социального института, его позитивный вклад в интеграцию и сохранение общества. Поэтому деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Эта деятельность может расцениваться как дисфункциональная, если она мешает выполнению социальных потребностей системы, работает не на ее сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации, неустойчивости социальной системы, что характерно для нынешнего состояния России, где ряд основных институтов, в первую очередь, экономика и политика (государство) своей деятельностью порождают множество дисфункциональныхпоследствий [5].
Негативным фактором, замедляющим модернизацию образования, является также институциональная инерция, которая проявляется в периодическом возвращении к отжившим институциональным схемам, не соответствующим сложившимся экономическим условиям. Одним из таких негативных факторов, относящихся к институциональной инерции, можно назвать возрождение (пока только в проектах) системы распределения выпускников вузов.
Образование как социальный институт выполняет следующие функции:
- трансляция и распространение культуры в обществе;
- передача существующих знаний;
- социализация — формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентации, жизненных идеалов, господствующих в обществе;
- социальная селекция (выделение наиболее талантливых и одаренных детей);социальное и культурное изменение за счет научных иссле-
дований и тесной связи с экономикой, наукой
и культурой.
Образовательные услуги имеют определенную стоимость, обусловленную необходимостью осуществления интеллектуальной деятельности по их передаче. Образовательные услуги могут выступать в качестве товара. С точки зрения классического подхода под рынком образовательных услуг понимается система экономических взаимоотношений участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организаций, оплачивающих эти услуги. С точки зрения институциональной теории под рынком образовательных услуг следует понимать совокупность экономических отношений и институциональных ограничений формального и неформального характера, в рамках которых осуществляется деятельность хозяйствующих субъектов по поводу оказания и потребления образовательных услуг.
Кроме покупателей и продавцов образовательных услуг, вступающих в непосредственные отношения, в процесс функционирования образовательного рынка вмешивается государство как субъект, разрешающий проблемы социально-общественного характера и регулирующий отношения между основными участниками рынка. Государство как субъект рыночных отношений требует от продавцов образовательных услуг установления государственных стандартов, аттестации и лицензирования учебных заведений, сертификации документов, удостоверяющих получение образования. Кроме этого, существование образовательной системы в любом обществе поддерживается государственным финансированием, которое можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Государство определяет и правовые нормы, т. е. «правила игры», в рамках которых строят свои отношения остальные участники рынка образовательных услуг. Роль государства на рынке образовательных услуг обусловлена и специфической чертой самой образовательной услуги как общественного блага.
Главной проблемой российского образования является его хроническое недофинансирование. В современных условиях рыночной экономики государство берет на себя повышенные и часто финансово не обеспеченные обязательства по бесплатному образованию, что приводит к возникновению институциональных ловушек на образовательных рынках. Институциональная ловушка представляет собой неэффективную устойчивую норму или институт [7]. В российской сфере образования наблю-
дается следующая институциональная ловушка: высокий спрос на образование ведет к постоянному повышению ожидаемого уровня образования. При этом государство, домохозяйства и предприятия предпочитают не вкладывать в образование средства, необходимые для обеспечения его качества. Возникает ситуация перманентного недофинансирования образовательных программ.
Инерционная структура профессионального образования ведет к неизбежным растратам бюджетных средств в размере до 35—40 % соответствующих ассигнований. Сохраняющаяся возможность получить за счет государства высшее образование наряду с отсрочкой от призыва в Вооруженные Силы ведет к тому, что около половины студентов педагогических, медицинских, инженерных, сельскохозяйственных вузов даже не собираются искать работу по специальности.
Рынок образовательных услуг является специфичным по сравнению с другими видами рынков. Его отношения и взаимосвязи детерминированы особенностями системы образования как важнейшей отрасли народного хозяйства и производимых в ней интеллектуальных продуктов, предназначенных для удовлетворения многообразных культурных потребностей населения, воспроизводства и развития кадрового потенциала. Исходя из этого, объектом отношений, по поводу которого складываются взаимосвязи между субъектами на исследуемом рынке, выступает образовательная услуга.
В настоящее время рынок образовательных услуг включает в себя следующие компоненты:
- рынок услуг по обучению;
- рынок новых образовательных технологий;
- рынок инфраструктурных элементов системы образования (технических средств обучения, учебно-методической литературы, учебно-программной документации и др.);
- рынокнаучно-педагогическихидей;
- рынок образовательных консалтинговых услуг;
- рынок образовательного аудита;
- рынок педагогического труда и др. Специфичность товара «образовательная
услуга» в форме услуг по обучению определяется следующими характеристиками:
- существование образовательной услуги как смешанного блага;
- они невещественны, т. е. не могут накапливаться и осязаться, ачеловек, потребляя их, накапливает определенные знания, навыки и умения;
- они неотделимы от своего источника (производителя), который имеет право продавать ту
же самую услугу любое количество раз другому лицу;
- они производятся и потребляются одновременно, но это, как правило, не одномоментный процесс;
- потребитель участвует сам в производстве услуги, так как без его участия процесс теряет смысл;
- соответствие возрастных особенностей потребителя количественно-качественному уровню образовательных услуг;
- их стоимость постоянно изменяется и не всегда может быть сопоставлена со стоимостью подобной услуги, предоставляемой другим производителем (трудность нормирования оплаты предоставления образовательной услуги);
- всеобщность образовательных услуг и общественное потребление;
- покупая образовательную услугу, потребитель повышает стоимость товара «рабочая сила» на рынке труда [2].
Одновременность процесса производства и потребления образовательных услуг должна привести к тому, что процесс оказания услуг как деятельность совпадает с ее результатом, полезным эффектом. Полезный эффект, в свою очередь, характеризует степень удовлетворения потребителя услугой. Так как существует многосубъектность потребления образовательной услуги, то к ее характеристике можно отнести сложность потребительского выбора. Это связано с тем, что не каждый из субъектов потребителей образовательных услуг владеет полной информацией о потребительских свойствах этих услуг.
Кроме этого, в силу слабой изученности структуры потребителей, структуры самого образования и образовательной услуги, потребители зачастую не имеют возможности даже косвенной оценки полезности образовательных услуг. Поэтому следует разделять потребителей образовательных услуг на первичных, вступивших во взаимодействие с производителями в процессе их производства, и конечных массовых потребителей, представляющих собой учреждения культуры и культуру в целом, общественные ассоциации и учреждения, государственные учреждения.
Механизм рынка образовательных услуг предполагает взаимодействие спроса, предложения, цены и конкуренции, в результате чего происходит вовлечение людей в процесс образовательного производства, получение образовательных услуг и удовлетворение потребностей в них. Организа-
ционная структура рынка образования выступает формой взаимодействия различных субъектов, которая проявляется в изменении соотношений между спросом со стороны потребителей и предложением образовательных услуг учебными заведениями.
Вместе с тем услуги по обучению, как и образовательные услуги, создаваемые в образовательной отрасли, обладают потребительской стоимостью, т. е. удовлетворяют определенные, в данном случае — образовательные, потребности личности, потребности работодателя и государства в повышении качества рабочей силы.
Образовательные услуги никогда не являлись бесплатными, так как обладают всеми атрибутами производимого товара и услуг. Иллюзия бесплатности образования возникает из-за факта непрямого обмена производителя и потребителя: расходы на образование в государственных, муниципальных образовательных учреждениях покрываются из бюджетных средств, т. е. средств налогоплательщика (взрослого работающего населения), а потребителем является, как правило, молодежь.
В настоящее время стоимость образовательных услуг определяется самими образовательными учреждениями. К сожалению, немногие из них для установления оптимальной стоимости проводят анализ потребностей рынка. Между тем критерии отбора образовательных услуг диктуются законами маркетинговой деятельности и включают в себя:
- масштаб спроса на данную образовательную услугу;
- наличие конкурентов — производителей аналогичных услуг;
- уровень платежеспособности предполагаемых потребителей услуги (покупателей) и возможность установления цены на уровне рентабельности;
- наличие у образовательного учреждения необходимых ресурсов — материальных, людских, временных, финансовых (в случае, если нельзя получать плату авансом).
Под спросом на рынке образовательных услуг понимается платежеспособная потребность покупателей в образовательных услугах определенного количества и качества. Спрос на этом рынке имеет общие и специфические черты, отличающие его от спроса на других рынках. Так, спрос на образовательные услуги находится под воздействием неценовых и ценовых факторов. К неценовым факторам относятся следующие:
- вкусы и предпочтения потребителей к тому или иному виду образовательных услуг, которые, в
свою очередь, формируются под воздействием общественно-экономической ситуации в стране, регионе, социальных, исторических и психологических факторов, традиций семьи ит. д.;
- доход потребителя образовательных услуг. Уменьшение дохода приводит к ограничению потребления благ. Если приоритетом ставится получение престижного образования, то потребитель вынужден сократить объем расходов на другие товары и услуги в пользу удовлетворения потребности в получении образовательных услуг;
- ожидания потребителей. Ожидание будущего в отношении трудоустройства с имеющимся уровнем квалификации может повлиять на текущий спрос в отношении образовательных услуг;
- количество покупателей на рынке образовательных услуг. Конкуренция между потребителями образовательных услуг может повлиять на изменение спроса на них. Чем больше людей приходят на рынок с целью приобретения той или иной специальности, т. е. чем больше желающих вовлечься в образовательный процесс, тем больший спрос они предъявляют и тем труднее будет им удовлетворить свои потребности в конкурентной борьбе.
Ряд неценовых факторов, оказывающих влияние на спрос, присущ лишь рынку образовательных услуг. К этим факторам можно отнести, во-первых, наличие образовательных учреждений в данном регионе. Чем больше учебных заведений в регионе, чем больше идентичных специальностей они предлагают на рынке, тем меньше будет объем спроса в отдельно взятом учреждении. Во-вторых, престиж и статус образовательного заведения. Каждый потребитель на рынке образовательных услуг пытается получить качественную услугу, которая во многом определяется статусом вуза, положением учебного заведения среди других образовательных учреждений, качеством профессорско-преподавательского состава и т.д. Таким образом, чем выше престиж института образования, тем выше спрос на него со стороны потребителей образовательных услуг.
Под предложением на рынке образовательных услуг понимается то количество образовательных услуг определенного качества, которые могут предоставить производители — образовательные учреждения по определенной цене в течение определенного периода времени. Предложение образовательных услуг показывает потребность образовательных учреждений в заполнении учебных мест.
Предложение образовательных услуг, прежде всего, формируется под воздействием ценовых факторов, отражающих прямую связь между ценой и количеством предлагаемых услуг: чем выше цена на образовательные услуги, тем выше и величина их предложения. К неценовым факторам также относятся:
- цены на ресурсы. Существует самая тесная связь между издержками производства образовательных услуг и их предложением. Если зарплата преподавательского состава, цены на учебную литературу и пособия, аренду зданий и т. д. возрастают, то следует ожидать сокращения предложения образовательных услуг;
- цены на образовательные услуги со стороны других вузов. К примеру, повышение цены на получение образования по юридической специальности в рамках престижного образовательного заведения может привести к сокращению предложения по выпуску специалистов по математическому направлению у вуза-конкурента.
К неценовым детерминантам, имеющим свои особенности, можно отнести следующие:
- педагогические технологии. Совершенствование актуальных технологий преподавания, что означает открытие новых методов преподавания и позволяет более эффективно с меньшими затратами ресурсов производить образовательную услугу, а следовательно, и увеличивать ее предложение;
- ожидания производителей образовательных услуг. Ожидания производителей относительно повышения спроса на те или иные виды образовательных услуг могут оказать влияние на их предложение в будущем;
- количество образовательных учреждений. Чем больше продавцов образовательных услуг, тем больше рыночное предложение. Особенность предложения на рынке образовательных услуг заключается и в том, что предложение учебными заведениями своих образовательных услуг конкретным потребителям взаимосвязано и переплетается с предложением, адресованным федеральным и региональным органам государственного управления для получения необходимого финансирования из бюджета.
Существует мнение, что институциональная организация производства образовательных услуг включает в себя:
- отношения домохозяйств, фирм, образовательных учреждений, общественных организаций и
государства по поводу распределения инвестиционных затрат на производство услуг общего и профессионального образования; - совокупность институтов, способствующих формированию экономического выбора и ответственности самих хозяйствующих субъектов в данном процессе.
Такая множественность в определении акторов существенно затрудняет понимание механизма функционирования рынка образовательных услуг. Для облегчения этой задачи построим институциональную модель, которая отражает взаимосвязи между субъектами рынка образовательных услуг, которые реализуются через материальные и информационные потоки. По мнению С. Г Кирдиной, в отличие от институциональной структуры, институциональная модель описывает не всю совокупность тех или иных институтов, а систему основополагающих, внутренне взаимосвязанных и взаимообусловленных правил игры, составляющих остов, скелет всей институциональной структуры [4].
В общем виде институциональную модель рынка образовательных услуг можно представить как схему информационных и материальных потоков между четырьмя группами экономических субъектов: потребителями образовательных услуг, работодателями, образовательными учреждениями и государством (см. рисунок).
Структура институтов рынка образовательных услуг представлена в табл. 2.
Таким образом, рынок образовательных услуг имеет институциональную природу. В ней отчетливо выделяются экономические агенты и правила, которые ограничивают их поведение и упорядочивают взаимодействия между ними. Несмотря на
Потребители
обр ,1 .юн л и1 л I, ни ч услуг
Государство
Образовательные учреждении
Работцдатели
Акторы рынка образовательных услуг
Таблица 2
Институциональная модель рынка образовательных услуг
Характер ограничений Ihn связей
Общие Индивидуальные
Формальный Законодательство в области образования. Нормативные документы, принятые на уровне образовательных учреждений. Соглашение между образовательным учреждением и работодателем Контракт между потребителем образовательных услуг и образовательным учреждением
Неформальный Неформальные правила, регулирующие отношения между потребителем образовательных услуг и образовательным учреждением. Неформальные правила, регулирующие отношения между работодателями и образовательным учреждением Соглашение между потребителем образовательных услуг и образовательным учреждением, заключаемое на неформальной основе. Соглашение между работодателем и образовательным учреждением, заключаемое на неформальной основе
большое количество работ, посвященных рынку образовательных услуг, исследователи не предпринимают попыток представить институциональную модель этого понятия. Во многом это связано с тем, что рынок образовательных услуг меняется вслед за государственной образовательной политикой:
Список литературы
меняются законы, а значит, меняются и институты. Модель, представленная автором, концептуально обозначила дальнейшие направления исследования институтов рынка образовательных услуг, в том числе для выявления и разработки предложений по устранению институциональных ловушек.
1. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования // Маркетинг, 2005. № 4.
2. Ерошин В. И. Организация экономической деятельности общеобразовательных школ. М.: ИУО РАО, 1994.
3. Зайчикова С. А., Маяцкая И. ^.Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования. М.: РГСУ, 2006.
4. Кирдина С. Г. Институциональная модель политической системы России. URL: http://www.kirdina. ru/public/intercenter/index.shtml.
5. Комаров М. С. Образование как социальный институт. URL: http://student.km.ru/ref_show_frame. asp?id=8F7C899286C948E48A9C12DElB57862C.
6. Липкина Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: Монография. Омск: ОмГПУ, 2006.
7. Половова Т. А., Баталова О. С. Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования //Научные записки НГУЭУ, 2009. № 2
8. Романова И. Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2005.
9. Сон Т. А. Формирование рынка образовательныхуслуг. URL: http://www. marketing.spb.ru.
10. Стрижов А. М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений// Стандарты и мониторинг в образовании, 1999. № 3.
И. Терещенко H.H. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005.
12. ХоджсонД. М. Скрытые механизмы убеждения: институты и индивиды в экономической теории // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2003. № 4.
13. ЧенцовА. О. О бизнесе образовательных услуг //Высшее образование в России, 1999. № 2.
14. Щетинин В. П., Хроменков H.A., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М.: РЦЭО МПУ, 1995.