СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008
%
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
удк 374 : 338 46 е. Д. ЛИПКИНА
А. С. ЯСТРЕБОВ
Омский государственный педагогический университет
Институт развития образования
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ______________________
На основе проведенных исследований установлено, что формирование и функционирование рынка дополнительных профессиональных образовательных услуг, подчиняясь общим рыночным законам, обладает рядом специфических особенностей. Конкуренция на рынке дополнительных профессиональных образовательных услуг протекает по целому ряду самостоятельных, предопределяемых структурой рынка направлений. Учёт влияния конкуренции позволяет утверждать о её разноплановой роли и способности выполнять целый ряд взаимосвязанных функций.
Происходящие в России радикальные социальноэкономические преобразования, обусловленные переходом к рыночной экономике, предопределили изменение теоретических, методологических и практических подходов к системе дополнительного профессионального образования. Полномасштабное включение рыночных стимулов и механизмов привело к активному развитию соответствующего рынка. Именно в подобном контексте осуществляется непосредственное и экономически мотивированное
взаимодействие (в рамках общей системы рыночных отношений) потребителей дополнительных профессиональных образовательных услуг (ДПОУ) и предоставляющих подобные услуги специализированных учебных заведений, складываются и в полной мере проявляют себя многоаспектные конкурентные отношения.
В настоящее время в экономической науке исследование термина «рынок дополнительных профессиональных образовательных услуг» не получило
еще достаточного распространения, поэтому считаем необходимым дать собственное определение рассматриваемой категории.
Рынок дополнительных профессиональных образовательных услуг следует, понимать как систему экономического взаимодействия субъектов по поводу купли-продажи специфического товара ««дополнительная профессиональная образовательная услуга», позволяющую потребителям, быть конкурентоспособными на рынке труда и достигать соответствующего социального статуса, обеспечивая гибкость их ориентации в современных условиях.
Формирование и функционирование рынка ДПОУ, подчиняясь общим рыночным законам, обладает рядом специфических особенностей, отдельные аспектные составляющие которых выявлены и рассмотрены нами в ходе проведенного исследования.
Прежде всего, проведен анализ важнейший параметров рынка ДПОУ — его структура, сегментация и конъюнктура, характеризующие ситуацию, которая складывается на рынке в соответствии с уровнями спроса и предложения, а также динамикой производства и потребления.
• В целом сложилось достаточно устойчивое представление о субъектной структуре рынка ДПОУ, объединяющей производителей услуг, потребителей, отдельные элементы инфраструктуры самого рынка и государственные органы управления всех уровней. Причём именно отношения между системой разнопрофильных учебных заведений и потребителями их услуг составляют основу характеризуемого рынка, представляющего способ экономической координации продавцов-производителей и поку-пателей-потребителей.
В роли субъектов рынка ДПОУ, формирующих предложение, выступают образовательные учреждения и индивидуальные производители, в функции которых входят:
— производство ДПОУ в форме необходимых знаний, умений и навыков: по содержанию, объему, ассортименту и качеству;
— производство и оказание сопутствующих ДПОУ в виде материально-вещественных продуктов;
— оказание информационно-посреднических услуг всем субъектам рынка ДПОУ, включая согласование с ними условий взаимодействия, порядка, источников и размера финансирования.
Степень влияния рыночных факторов на поведение образовательного учреждения зависит от формы собственности, присущей данному образовательному учреждению, именно формы собственности определяют и зависимость образовательного учреждения от уровня государственного финансирования. С понижением доли государственного финансирования растет значение рыночных факторов, основным из которых в настоящее время является платежеспособный спрос индивидуальных потребителей образовательных услуг.
На рынке ДПОУ существуют две большие группы производителей.
Во-первых, это государственные (находящиеся на бюджетном и/или отраслевом финансировании) и негосударственные (коммерческие) высшие учебные заведения.
Деятельность этих учреждений осуществляется на рынке долгосрочных образовательных услуг. В настоящее время это рынок несовершенной конкуренции, на котором стремительно происходят изменения: появляются новые субъекты в лице негосу-
дарственных высших учебных заведений, коммерческих филиалов государственных вузов, диверсификация учебных программ приводит к однородности образовательных услуг, размывается локальность рынка с развитием дистанционных форм обучения.
Учитывая объемы внебюджетного финансирования, зависимость функционирования учебного заведения от коммерческой деятельности, представляется, что экономическое поведение государственных и негосударственных образовательных учреждений на рынке ДПОУ существенно не различается.
Кроме того, государственные учебные заведения, развивая многоканальность источников финансирования, дополнительно к платному обучению основным образовательным программам, стали развивать дополнительное образование по средне- и краткосрочным программам.
Во-вторых, производителями на рынке ДПОУ являются специализированные негосударственные структуры дополнительного профессионального образования.
Что касается этих субъектов рынка, то они обеспечивают среднесрочные и краткосрочные образовательные услуги, к ним относятся и различного рода профессиональные курсы, школы, и индивидуальные производители ДПОУ.
Таким образом, на рынке ДПОУ конкурируют государственные и негосударственные вузы, учреждения дополнительного образования, работающие только на коммерческой основе, и индивидуальные производители образовательных услуг.
Необходимо отметить, что рынок ДПОУ в настоящее время нельзя назвать зрелым и устойчиво сбалансированным из-за постоянно появляющихся новых образовательных учреждений, новых учебных программ. Причем существуют условия, когда появление новых образовательных учреждений не ограничивается в связи с выгодной конъюнктурой на рынке.
Среди потребителей ДПОУ выделяют три основные группы: индивидуальные; предприятия и
организации; общество в целом.
Потребители — это, прежде всего, те, кто является непосредственными получателями ДПОУ. К ним относятся все категории обучающихся. При этом необходимо иметь в виду, что они приобретают качества и характеристики, способные удовлетворить потребность предприятий в рабочей силе нужного уровня и квалификации. А сам производитель услуги получает отклик от целого сегмента рынка труда, нанимающего его выпускников, который проявляется в получаемых материальных и нематериальных выгодах (подъеме престижа, укреплении товарной марки, получении финансирования, роста спроса на предлагаемые ДПОУ и т.п.). Причем после повторного обращения выпускников (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) они вновь становится потребителями.
Поэтому, поскольку производители ДПОУ опосредованно через своих выпускников выходят на рынок труда, то потребителями также являются предприятия и организации, их нанимающие. Кроме того, производители ДПОУ разрабатывают методические комплексы, лекционные курсы, программы повышения квалификации, потребителями которых могут быть, наряду с персоналом самого производителя, также родители, работники других образовательных учреждений и предприятий различных отраслей.
В результате состав потребителей расширяется за счет тех, кто, во-первых, принимает решение о
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008
приобретении ДПОУ, выбирающих производителей в зависимости от целого ряда условий и параметров, и, во-вторых, тех, кто прямо или косвенно заинтересован в деятельности производителей, приобретая не сами ДПОУ, а сформированные в результате их потребления знания, умения, навыки и прочие характеристики, входящие в понятие рабочей силы. Сюда могут быть отнесены: предприятия, оплачивающие обучение детей сотрудников; предприятия и организации, посылающие сотрудников на переподготовку и повышение квалификации; органы государственного управления (всех уровней), заказывающие определенные программы подготовки и переподготовки руководителей; агентства по трудоустройству, сотрудничающие с производителями ДПОУ; поставщики учебной литературы; предприятия и организации, нанимающие тех, кто прошел дополнительное профессиональную подготовку и переподготовку.
При этом следует отметить, что среди специалистов, занимающихся исследованием маркетинга в системе образования и делающих акцент на том, что маркетинговая деятельность организована как процесс эффективной коммуникации, и важно иметь четкое представление о контактных аудиториях этого процесса, существует терминологический подход, в соответствии с которым в качестве самостоятельных групп выделяют:
— потребителей, как непосредственных получателей ДПОУ;
— покупателей, как тех, кто принимает решение о приобретении ДПОУ;
— клиентов, как наиболее широкий термин, включающий всех возможных потребителей и покупателей, а также иные контактные аудитории, прямо или косвенно заинтересованные в деятельности производителей ДПОУ.
Систему и структуру рынка ДПОУ охарактеризуем, используя критерии, выделенные К. Ховардом и Г. Журавлёвой [3, с. 197 — 200].
По объектам рынок ДПОУ представляет собой потребительский рынок образовательных услуг и продуктов.
По субъектам рынок ДПОУ следует отнести к рынку покупателей, т.к. спрос на ДПОУ диктуется платёжеспособностью покупателя, выбор достаточно широк, хотя качество образовательного продукта часто сложно проверить.
В пространственном разрезе рынок ДПОУ можно назвать внутренним и локальным, хотя предоставление профессиональных образовательных услуг иностранным гражданам выводит его и на мировой уровень.
По степени насыщения рынок ДПОУ является равновесным, избыточным и даже дефицитным в зависимости от набора предлагаемых специальностей, стоимости обучения, профиля и территориального расположения центров обучения, их престижности и некоторых других факторов.
В зависимости от ассортимента услуг рынок ДПОУ может быть насыщенным (широкий ассортимент предоставляемых услуг) и смешанным (предоставляются самые разные, не связанные между собой услуги).
Для современного рынка ДПОУ характерна возросшая неоднородность, отражающаяся в многообразии производителей и потребителей.
На состояние основных составляющих рынка ДПОУ — спроса и предложения — большое влияние оказывают такие факторы, как окружающая марке-
тинговая среда, основные группы потребителей, сегменты рынка, их характеристика, а также объёмы предлагаемых и потребляемых услуг, т.е. ёмкость рынка. Проведём сравнительный анализ этих факторов для рынка основных и рынка дополнительных ПОУ.
Все факторы, влияющие на спрос, подразделяются на ценовые и неценовые. Влияние ценового фактора на спрос, как известно, определяется двумя зависимостями: 1) чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей, 2) чем ниже цена, тем больше спрос.
К неценовым факторам, влияющим на спрос на ДПОУ, относятся следующие:
— демографический, то есть наличие в регионе наиболее восприимчивого к дополнительному профессиональному образованию контингента населения;
— психологический, этим фактором определяется ориентация на образование как на одну из конечных целей личности или лишь как средство получения иных благ;
— политический, то есть политическая стабильность;
— социально-экономический (доходы потребителей: при большем доходе потребители образовательной услуги могут расходовать больше денег на покупку образовательной услуги; влияние рынка труда).
Влияние экономической ситуации в целом на составляющую спроса проявляется, прежде всего, в том, что от нее во многом зависит стабильность доходов населения и, как следствие, возможность приобретения дополнительных благ.
Спрос на дополнительные образовательные услуги формируется под воздействием изменений на рынке труда и общественного мнения о престижности и выгодности профессий. Этими факторами объясняется инерционность спроса, то есть задержка действий потребителей ДПОУ по отношению к изменениям на рынке труда — временной лаг.
Спрос на дополнительные образовательные услуги находится в большой зависимости от социальнодемографического фактора, а также от экономических особенностей региона. Потребность в дополнительных знаниях и умениях, как правило, возникает у группы людей определённого уровня образования, возраста, социального статуса, уровня доходов. Кроме того, она зависит от востребованности специалистов с дополнительными знаниями на локальном рынке труда и от реальной возможности приобретения необходимой услуги.
Таким образом, спрос на рынке ДПОУ является функцией следующих факторов: экономическая ситуация, доходы потребителей образовательной услуги, количество ее потребителей, психология потребителей образовательной услуги, влияние рынка труда и прочие факторы.
Необходимо отметить, что спрос на рынке ДПОУ более подвержен социально-психологическому воздействию неценовых факторов. Эта его особенность. Именно более сильным воздействием неценовых факторов объясняется то, что характеризующие закон зависимости не всегда будут действовать на рынке ДПОУ. Первая зависимость — чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей — не всегда будет проявляться, так как потребители будут уменьшать другие расходы, отказывая себе во многом, но более дорогую образовательную услугу они будут оплачивать, так как считается, что она гарантирует качественное образование. Вторая зави-
симость — чем ниже цена, тем больше спрос — вызывает у потребителей подозрительность по поводу возможного низкого качества и может вызвать «запирание спроса».
Что же касается эластичности спроса относительно цены, то на рынке ДПОУ сложилась ситуация, когда эластичность зависит от производителей образовательной услуги и от самой образовательной услуги. Так, в частности, для элитных вузов, таких как МГУ, Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, МГИМО и др. спрос абсолютно неэластичен (нулевая эластичность). Значительное повышение цены не приводит к падению спроса. Это объясняется высоким престижем элитных вузов, то есть неценовым фактором. Эластичный спрос наблюдается у образовательных структур, использующих ценовую конкуренцию. Это негосударственные вузы и центры ДПО. Также спрос эластичен при подготовке специалистов «непрестижных» в определенный момент специальностей и направлений подготовки. Если потребитель образовательной услуги считает, что в сфере его интересов рынок ДПОУ насыщен или нет срочности в его удовлетворении, то спрос будет сформирован как эластичный. Повышение цены дополнительной образовательной услуги приведет к переключению интересов потребителей на других производителей, либо спрос перейдет из разряда реального в потенциальный.
В заключение подчеркнем, что потребитель дополнительной образовательной услуги приобретает ее в зависимости от того, в какой степени ему нужна та или иная ДПОУ, то есть от ее полезности. Отметим, что по теории предельной полезности принцип снижающейся предельной полезности на образовательные услуги не распространяется. Так как образовательные потребности наращиваются и развиваются непосредственно в процессе оказания образовательной услуги, в этом и заключается еще одна особенность действия закона спроса на рынке ДПОУ.
Закон предложения — это второй закон рынка выражает математическую зависимость предложения от цены: 1) чем выше цена, тем в большей мере растет предложение со стороны продавцов; 2) чем ниже цена, тем меньше предложение. Эти две закономерности характерны и для рынка ДПОУ.
Особенностью кривой предложения является ее неэластичность в краткосрочном периоде, так как при повышении или снижении цен предложение не изменяется. Что же касается долгосрочного периода, то производители дополнительной образовательной услуги, используя имеющиеся ресурсы, расширяют предложение при увеличении цены, то есть оно становится эластичным. Эластичность предложения в долгосрочном периоде вызывает увеличение численности производителей, а также специальностей и направлений подготовки. Факторы, влияющие на формирование предложения дополнительной образовательной услуги подразделяются на ценовые и неценовые. Влияние ценового фактора на формирование спроса определено нами выше. К неценовым факторам, оказывающим влияние на предложение дополнительной образовательной услуги, относятся следующие: издержки производителей ДПОУ и их число, уровень технологии, совокупность форм обучения и сложившихся дополнительных образовательных услуг и т.д.
Эффективное использование в процессе оказания образовательной услуги достижений научно-технического прогресса и новейших технологий приводит к снижению издержек производства дополнительной образовательной услуги и последующему увеличению ее предложения.
Таким образом, законы спроса и предложения позволяют прогнозировать поведение производителей и потребителей ДПОУ, представляя собой функции факторов, определяющих их изменение.
При сегментации рынка ДПОУ в зависимости от основной группы потребителей А. П. Панкрухин выделяет три типа рынков: 1) рынок личностей; 2) рынок предприятий и организаций; 3) рынок органов управления [2, с. 61—62]. Также предлагается проводить сегментацию рынка по следующим параметрам: профиль подготовки, длительность оказания услуги, фундаментальность подготовки, глубина специализации, качество услуг, уровень цены, условия оплаты, наличие сопутствующих услуг, конкурентоспособность услуг.
Дополнительные образовательные услуги имеют большее значение для отдельных личностей, чем для предприятий и организаций и не имеют значения для органов управления. Для ДПОУ выделяются как наиболее значимые такие параметры, как профиль подготовки, качество услуг, уровень цены, условия оплаты и наличие конкурентов.
Наиболее эффективной считается многофакторная сегментация, т.е. учёт всех возможных переменных, оказывающих влияние на субъекты рынка.
Подводя итог, следует отметить, что в ситуации рыночного реформирования основополагающим экономическим условием саморазвития системы ДПО и реализации ее миссии в конкретных экономических рамках выступает рынок ДПОУ, чье функционирование и прогнозируемое развитие обуславливает потребность в соответствующем механизме рыночного регулирования с учетом фактора и приоритетов конкуренции.
Библиографический список
1. Андреев С.Н., Мельниченко Л.Н. Основы некоммерческого маркетинга, М. : Прогресс-Традиция, 2000. — 256 с.
2. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании : учеб. пособие для студентов экон. и пед. вузов и фак-тов. — М. : Интерпракс, 1995. — 240 с.
3. Ховард К., Журавлев Г. Принципы экономики свободной рыночной системы (экономики). — М. : Изд-во «Злотоуст», 1995. — 230 с.
ЛИПКИНА Елена Дмитриевна, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Маркетинг» Омского государственного педагогического университета.
ЯСТРЕБОВ Александр Сергеевич, директор НОУ «Институт развития образования», г. Омск, соискатель кафедры «Экономика и менеджмент образования» Омского государственного педагогического университета.
Статья поступила в редакцию 28.02.08 г.
© Е. Д. Липкина, А. С. Ястребов
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ