расходы национальной экономики на вхождение молодежи в трудовую сферу
оценка экономических трансакционных издержек воспроизводственного процесса первичного ресурса труда1
Лобанова Елена Эдуардовна
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и организации отраслей химико-лесного комплекса, Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск, действительный член Академии социального образования
Писанкова Мария Михайловна
аспирантка, ассистент кафедры мировой экономики, Сибирский институт управления, психологии и бизнеса, г. Красноярск mahapi@mail.ru
_Аннотация
В статье приводится методологический подход к оценке экономических издержек при процессе воспроизводства первичного ресурса труда. Предложен авторский подход к оценке трансакционных издержек, связанных с вхождением выпускников образовательных учреждений в трудовую сферу.
Ключевые слова: воспроизводство ресурса труда, образовательная сфера, профессиональное образование, трудоустройство, первичный ресурс труда, выпускники, трансакционные издержки
Важнейшим условием эффективного развития экономики любой страны является обеспечение оптимального протекания процессов воспроизводства субъекта труда, которые в свою очередь во многом определяются показателями воспроизводства населения. Учитывая наличия множественности трактовок самого термина обозначения категории субъекта труда, являющегося частью населения (человеческие ресурсы, рабочая сила, экономически активное население, потенциальная рабочая сила, трудовые ресурсы, общие трудовые ресурсы и пр.), используемые различными авторами (К. Маркс, Р.Д. Эренберг, Р.С. Смит, С.Г. Струмилин, Павленков В.А., Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С., Лунева Н.К., С.В. Буланова, Н.А. Волгина, Г.Ф.
1 Статья публикуется в авторском варианте как дискуссионный материал. - Прим. ред.
Красноженова, П.В. Симонин, Н.А Горелов, А.П. Егоршин, И.В. Гуськова, Добрынин А.И., Кибанов А.Я., Добрынин А.И и др.), рассматривающих субъект труда с точки зрения отдельных его аспектов или в обобщенном виде, следует определиться со своей трактовкой этой категории с позиций реализации многообразия его воспроизводственного процесса. На наш взгляд, именно с этих позиций более точным может быть определение субъекта труда как «человеческого ресурса труда», а именно как части населения, обладающей трудоспособностью (полной или частичной), формирующейся и реализующейся в процессах профессиональной подготовки, распределения (обмена) и использования в трудовой сфере. Такая трактовка позволяет преодолеть обособление различных рыночных систем, связанных с воспроизводством населения и его части, задействованной в производственном процессе, и обеспечить комплексный и системный подход к регулированию этих процессов. Предлагаемый концептуальный подход позволяет более детально рассмотреть все стороны воспроизводства человеческого ресурса труда, как в целом, так и отдельных его категорий. В частности наиболее болезненные проявления противоречий воспроизводственного процесса человеческого ресурса труда, проходят в отношении той его части (молодежи), которая впервые проходит эти стадии. С этой позиции мы подразделяем «человеческий ресурс труда» на две категории: первичный и вторичный. Первичный ресурс труда (ПРТ) охватывает часть населения молодежного возраста, впервые вступающую последовательно в фазы первичной профессиональной подготовки, первичного распределения (обмена) и первичного использования в трудовой сфере [2].
Трансакционные издержки для первичного ресурса труда
С переходом к рынку четкая схема профессиональной подготовки и последующего перехода специалиста в трудовую сферу советского периода разрушилась, а субъекты, определяющие результативность этого процесса (учреждение профессионального образования (УПО), работодатель), оказались разобщены и слабо заинтересованы в процессах трудоустройства молодых специалистов.
..мы подразделяем «человеческий ресурс труда» на две категории: первичный и вторичный
_увеличение периода _поиска работы
первичного
_ресурса труда
„сверх нормального периода трансакций лсвидетельствует _о тенденции
хронической
безработицы
Все это предопределяет актуальность изучения возможностей решения проблем занятости ПРТ, в том числе и оценки трансакционных издержек «вхождения» ПРТ в трудовую сферу.
Понятие трансакция по отношению к реализации воспроизводственного процесса ПРТ включает последовательность (взаимосвязь) действий различных субъектов в процессах содействия перехода ПРТ из одного состояния в другое (с одного уровня профессионального образования на более высокий или из системы образования в трудовую сферу). Сопровождающие этот процесс издержки носят название «трансакционных».
Применяемые методологические подходы к оценке издержек от безработицы сводятся, в основном, к двум направлениям:
1) различные зарубежные и отечественные модификации применения известного закона А. Оукена,
ажающего количественную зависимость изменения уровня безработицы и производства ВВП;
2) вариации методик учета экономических изде-ек от безработицы посредством расчета их
составляющих: потерь от недопроизведенного ВВП, недоначисленной заработной платы и т.д. Относительно оценки трансакционных издержек безработицы ПРТ следует отметить, что первое направление (модификации закона А.Оукена) не подходит, так как эти методики оценивают отклонение уровня безработицы от естественной безработицы (безработные, уволенные по собственному желанию, в связи с сокращением штатов). ПРТ выходит на рынок труда впервые, поэтому рабочего места, которое он может потерять по указанным причинам, еще не имеет. В силу чего предпочтителен именно второй подход к оценке трансакционных издержек воспроизводственного процесса ПРТ.
Экономическая оценка трансакционных издержек для выпускников
Развивая направление методологической оценки потерь общества от безработицы автора А.И. Гуськовой [4, С. 140 - 147] применительно к ПРТ, предлагаем свой вариант оценки экономических трансакционных издержек ПРТ по статусу «выпускник» (формула 1).
ТАИбв = Чбв х Тпрв х (ВВПз + ЗПс х (100 + СП + ПН)/ / 100) + Пбм х (Чбвзп х Тпрв + Чбвзоб х Тобв) + + ЗП мин х Чбвзст х Тств , (1)
где
ТАИбв - трансакционные издержки безработных выпускников, тыс. руб.;
Чбв - численность безработных выпускников УПО, чел;
Тпрв - среднее время поиска работы выпускниками, мес.;
ВВПз - ВВП в расчете на 1 занятого произведенный в месяц , тыс. руб/чел;
ЗПс - среднемесячная заработная плата, тыс. руб.1; СП - страховые платежи (единый социальный налог2) на заработную плату, %; ПН - подоходный налог на заработную плату3, %; Пбм - минимальный размер пособия по безработице, тыс. руб.;
Чбвзп - численность зарегистрированных безработных выпускников УПО, получающих пособие, чел;
Чбвзоб - численность зарегистрированных безработных выпускников, направленных на переобучение, чел.;
Тобв - среднее время обучения безработных выпускников, мес.;
Чбвзст - численность зарегистрированных безработных выпускников, направленных на стажировку, чел.;
Тств - среднее время стажировки выпускников, мес. При определении трансакционных издержек (формула 1) с момента выхода ПРТ из УПО до момента его трудоустройства на предприятии (организа-
...трансакционные издержки первичного ресурса труда за период с 2000 по 2009 г. выросли в 6,7 раз, увеличившись с54 686,44млн руб. в 2000 г.
до 368926,533 млн руб. в 2009 г.
1 Авторы не уточняют, о какой заработной плате идет речь. Если зарплате самих безработных выпускников (а не служащих госорганов, тратящих бюджетные средства на мероприятия по трудоустройству безработных), то, не имея работы, они не могут иметь и зарплаты. Так же как с них не могут удерживаться налоги и работодатели не платят за них страховые взносы. - Прим. ред.
2 На сегодняшний день единый социальный налог отменен. - Прим. ред.
3 Речь, очевидно, идет о налоге на доходы физических лиц. Этот налог за безработных выпускников также никто не платит. - Прим. ред.
Литература
1. Динамика МРОТ за 1992-2009 гг. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dvsoft.ru/ §шёе/тго^ёупат1с.
2. Лобанова Е.Э. Российские проблемы взаимодействия субъектов фаз воспроизводства первичного ресурса труда // Российское предпринимательство. - 2010. -№2(2). - С. 34 - 39.
3. Размер пособия по безработице [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rg.ru/ sujetZ275.htm.
4. Методология управления трудовыми ресурсами: монография / Под ред. А.П. Егоршина, И.В. Гуськовой. - Н.Новгород, 2008. - 352 с. 5.Образование в России. 2003: Стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. -
414 с.
6. Российский статистический ежегодник, 2003: Стат.сб. / Госкомстат России. - М., 2003. - 705 с.
7. Российский статистический ежегодник, 2004: Стат.сб. / Росстат. - М., 2004. - 725 с.
8. Российский статистический ежегодник, 2010: Стат.сб. / Росстат. - М., 2010. - 813 с.
9. Социальное положение и уровень жизни населения России, 2010: Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 507 с.
ции) следует учитывать, что некоторая часть этих издержек является оправданной и необходимой в силу специфики трансформаций статусных позиций ПРТ в воспроизводственном процессе («студент», «выпускник», с последующей сменой статуса на «безработного выпускника» или «трудоустроенного выпускника»). Прохождение всех этих стадий воспроизводственного процесса не является одномоментным временным актом, а требует определенных затрат времени. Исходя из этого, на наш взгляд, оценивая издержки трансакций ПРТ при переходе из системы профессионального образования в трудовую сферу, было бы целесообразно выделить два периода трансакций ПРТ и соответственно два вида ее издержек. Первый период характеризуется как нормальный, связан с необходимостью отдыха после завершения обучения и поиска работы выпускником, востребованным на рынке труда. Продолжительность такого периода, на наш взгляд, в России может оцениваться в период 3 месяца. Увеличение периода поиска работы ПРТ сверх нормального периода трансакций («затянувшийся период трансакций») свидетельствует о тенденции хронической безработицы ПРТ.
Издержки периода «затянувшихся трансакций»
Издержки трансакций ПРТ при переходе из сферы образования в трудовую сферу, связанные с этим периодом не являются оправданными и обоснованными, ставят под сомнение целесообразность предыдущих издержек реализации фазы первичной профессиональной подготовки воспроизводственного процесса ПРТ. Поэтому помимо определения общих трансакционных издержек ПРТ (формула 1), на наш взгляд, необходимо выделять и определять трансакционные издержки периода «затянувшихся трансакций» (Ипзтв), которые рассчитываются по той же формуле, за исключением времени поиска работы для всех безработных выпускников (недополученный ВВП, зарплата, платежи, налоги), выпускников, получающих пособие по безработице. Этот показатель заменяется на период «затянувшихся трансакций», определяемый путем вычитания 3-х месяцев («нормальный период трансакций») из среднего времени поиска
работы. При расчете трансакционных издержек безработных выпускников, издержек периода «затянувшихся трансакций» выпускников использовались данные Росстата, Интернет-ресурса [1-9]. В целом трансакционные издержки ПРТ за период с 2000 г. по 2009 г. выросли в 6,7 раз, увеличившись с 54 686,44 млн руб. в 2000 г. до 368926,533 млн. руб. в 2009 г. Еще более высокими темпами возросли (в 7,8 раз) издержки периода «затянувшихся трансакций» выпускников с 27 723,18 млн руб. в 2000 г. до 215 676,44 млн руб. в 2009 г. Именно они формируют прямые потери общества от слабой востребованности выпускников УПО трудовой сферой. На рис. (см. ниже) представлена динамика относительных размеров издержек в процентах от ВВП. Если по абсолютным показателям издержек за рассматриваемый период прослеживается динамика к постоянному значительному увеличению их размеров, то по относительным показателям наблюдается меньший рост (по трансакционным издержкам ПРТ в 1,3 раза, по издержки периода «затянувшихся трансакций» выпускников в 1,5 раз). В 2009 г. в связи с финансово-экономическим кризисом и ухудшением ситуации на рынке труда в России издержки значительно увеличились, как по сравнению с 2008 г., так и относительно 2000 г.
-
Заключение
На наш взгляд, для обоснования определенных пропорций развития образовательной и трудовой сфер общества необходимо оценивать:
- во-первых, уровни трансакционных издержек «вхождения» ПРТ в трудовую сферу, в том числе и неоправданных в форме потерь;
- во-вторых, уровень результативности различных программ содействия занятости ПРТ сопоставлением затрат на реализацию программ и снижением неоправданно высоких трансакционных издержек ПРТ.
Elena E. Lobanova
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Chair of Economics and Organization of Chemical and Forestry Industries, Siberian State Technological University, Krasnoyarsk; Fellow of the Academy of Social Education Maria M. Pisankova
Postgraduate Student, Assistant, Chair of World Economy,
Siberian Institute of Management, Psychology and Business, Krasnoyarsk
Estimation of the Economic Transaction Costs in the Reproduction Process of the Primary Labor Resource
Abstract
The article presents a methodological approach for assessing the economic costs in the reproduction process of the primary labor resource. The authors suggest their own approach to the assessment of transaction costs associated with the entry of graduates of educational institutions in the labor sphere.
Keywords: reproduction of labor resource, educational sphere, vocational education, employment, primary labor resource, graduates, transaction costs