Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
1
УДК 502.131:330.101+349.6
08.00.00 Экономические науки
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГОЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Возняк Г алина Николаевна
Старший преподаватель кафедры экономики
Юридического факультета.
Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Краснодар, Россия
Кошкаров Артем Александрович Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» г. Краснодар, Россия
В настоящее время возникла проблема экологической патологии, как следствия физических, химических и биологических факторов, большая часть из которых антропогенного происхождения. Экологическую патологию определяют появление новых необычных заболеваний, атипичность течения известных болезней, а также «омоложение» ряда заболеваний (сахарного диабета, гипертонической болезни, инфаркта миокарда и даже мозговых инсультов у детей). Примеры «новых» экологических болезней - диоксиновый синдром; «странная» болезнь Минаматы (параличи, умственная отсталость вследствие поражения центральной нервной системы метилртутью, накопленной в морских продуктах питания); общая иммунная депрессия («химический СПИД», вызываемый диоксинами, тяжелыми металлами, токсичными радикалами и другими). Экологические проблемы постепенно вызвали необходимость выделения самостоятельной сферы правового регулирования - общественных отношений, складывающихся в области использования природных ресурсов и охраны природы от негативных воздействий в процессе хозяйственной деятельности. Задача права в области регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу окружающего природного мира - определить такие правила поведения людей, которые будут основаны на знании законов природы. Мировые экологические проблемы, связанные с ухудшением состояния природных объектов, отдельных экосистем и окружающей среды в целом, способствовали формированию в российской правовой системе экологического права как самостоятельной отрасли права. Статья посвящена исследованию методологических аспектов совершенствования
UDC 502.131:330.101+349.6 Есопошю sciences
THE METHODOLOGICAL ASPECTS OF IMPROVING ECOLOGICAL-ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT IN THE SPHERE OF NATURE MANAGEMENT AND ENVIRONMENTAL PROTECTION
Voznjak Galina Nikolaevna
Senior lecturer at the Department of Economics of the faculty of Law
North Caucasian branch o f the FSBEIHE Russian State University of Justice, Krasnodar, Russia
Koshkarov Artem Aleksandrovich
Russian State University of Justice, Krasnodar, Russia
The current problem of environmental pathology has emerged because of physical, chemical and biological factors, most of which are of anthropogenic origin.
The environmental pathology is determined by appearance of new and unusual diseases, atypical course of known diseases, and "rejuvenation" of some diseases (diabetes mellitus, hypertension, myocardial infarction and even cerebral stroke among children). Examples of "new" diseases are environmental dioxin syndrome; " strange" disease Minamata (paralysis, mental retardation due to the damage to the Central nervous system of methyl mercury accumulated in marine food products); general immune depression -"chemical AIDS", caused by dioxins, heavy metals, toxic radicals, and others. Environmental issues gradually aroused the need to allocate separate spheres of legal regulation of public relations in the field of natural resources and environment from negative impacts in the course of economic activity. The task of the law in the field of regulation of public relations concerning the surrounding natural world - to define rules of behavior, which will be based on the knowledge of the natural laws. Global environmental problems associated with degradation of natural objects, separate ecosystems and the environment in General, contributed to the formation within the Russian legal system of environmental law as an independent branch of law. The article investigates methodological aspects of improvement of ecological-economic mechanism of management in the sphere of nature management and environmental protection. The legal framework of the state policy in the field of environment protection is to ensure balanced solution of socio-economic tasks, preservation of favorable environment, biological diversity and natural resources in order to meet the needs of present and future generations, strengthening the rule of law in the field of environmental protection and ensuring
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/108.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
2
эколого-экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Рассмотрены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социальноэкономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Установлена взаимосвязь между численностью населения и уровнем загрязнения биосферы, проанализированы официальные данные по Краснодарскому краю
Ключевые слова: ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ, ЭКОЛОГИЯ, ПРАВО
environmental security. The article defines the interrelation between the level of pollution and the amount of population, analyzes official data for the Krasnodar region
Keywords: NATURE MANAGEMENT, ECONOMIC MECHANISM, ECOLOGY, LAW
Одной из важнейших задач современного общества, требующей незамедлительного решения, является охрана окружающей среды и ее отдельных компонентов. Неблагоприятные изменения качества природных условий приводят к экологическим проблемам, таким как загрязнение атмосферы, водоемов и почвы опасными или вредными веществами, истощение природных ресурсов, в том числе возобновляемых, деградация природных объектов, выражающаяся в ухудшении плодородия почв, нарушение гидрологического режима, сокращение видового
биоразнообразия.
Компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы в соответствии с законодательством Российской Федерации [1] являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Система государственного управления охраной окружающей среды в Российской Федерации имеет трехуровневую структуру:
- на федеральном уровне государственное управление охраной окружающей среды в Российской Федерации осуществляет
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/108.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
3
непосредственно Правительство России или по его поручению федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны окружающей среды - Минприроды Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти. Межведомственная комиссия по охране окружающей среды во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, а также организациями Российской Федерации, осуществляет рассмотрение вопросов и подготовку предложений в области охраны окружающей среды, координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти. Отдельные функции управления охраной окружающей среды выполняют органы прокуратуры и Фонда социального страхования Российской Федерации;
- на отраслевом уровне управление охраной окружающей среды в отрасли или в определенной сфере деятельности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- на уровне субъекта Российской Федерации государственное управление охраной окружающей среды осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления осуществляют управление охраной окружающей среды на соответствующей территории в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Развитие системы управления природоохранной деятельностью происходило под воздействием исторических, политических,
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/108.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
4
этнокультурных и других факторов, что привело к использованию различных инструментов управления природоохранной деятельностью. Методы управления разделены на три основные группы:
административное регулирование, система экономических стимулов и формирование рыночных отношений в сфере природопользования.
Административные методы управления природоохранной деятельностью включают рычаги жесткого (экологические нормативы и стандарты) и мягкого (мониторинг) регулирования.
Экологические нормативы и стандарты - это комплекс взаимоувязанных ограничений и требований к качеству окружающей природной среды, к качеству и количеству воздействия на природные ресурсы и окружающую среду, а также требований к производственнотехнологическим и организационно-управленческим процессам,
производимой продукции и услугам. Нормативы применяют в целях:
- минимизации степени отрицательного воздействия различных видов человеческой деятельности и систем жизнеобеспечения на природную среду с учетом современного опыта, инновационных достижений и с учетом международных правил и стандартов;
- обеспечения экологической безопасности населения и сохранения благоприятной окружающей среды, генетического фонда;
- обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в условиях устойчивого развития экономики.
Мониторинг окружающей среды - определенная система наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей природной среды и ее ресурсов, служащая информационному обеспечению процесса подготовки и принятия управленческих решений. Как метод управления -это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды и изменениями, происходящими под влиянием, как естественных процессов, так и
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/108.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
5
антропогенного воздействия, включая природопользование, и их последствия.
Одним из ключевых звеньев информационно-аналитической деятельности, направленной на управление качеством окружающей среды является экологический мониторинг - информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов [2].
Организационные и финансовые усилия ведомственных систем мониторинга в России должны быть объединены в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга, которая входит состав глобального экологического мониторинга.
Мониторинг может быть классифицирован по характеру решаемых задач, по уровням организации, по природным средам, за которыми ведутся наблюдения. Классификация И.П. Герасимова [3], которая различает три ступени мониторинга, представлена в табл. 1.
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/108.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
6
Таблица 1. Уровни мониторинга
Ступени мониторинга Объекты мониторинга Характеризуемые показатели мониторинга
Биологический (санитарногигиенический) или локальный Приземный слой воздуха ПДК токсичных веществ
Поверхностные и грунтовые воды, промышленные и бытовые стоки и различные выбросы Физические и биологические раздражители (шумы, аллергены и др.)
Радиоактивные излучения Предельная степень радиоизлучения
Геосистемный (природнохозяйственный) Исчезающие виды животных и растений Популяционное состояние видов
Природные экосистемы Их структура и нарушения
Агроэкосистемы Урожайность с/х культур
Лесные экосистемы Продуктивность насаждений
Биосферный (глобальный) Атмосфера Радиационный баланс, тепловой перегрев, состав и запыление
Гидросфера Загрязнение рек и водоемов, круговорот воды на континентах
Растительный и почвенный покровы, животное население Глобальные характеристикисостояния почв, растительного покрова и животных
Кроме того, многие авторы выделяют также мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий на окружающую среду в особо опасных зонах и местах, называемый импактным [3].
Среди экономических рычагов и стимулов основное место занимают платежи и налоги за загрязнение. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражены в установлении платы на выбросы или сборы. Уровень платежа соответствует социально-экономическому ущербу от загрязнения. Отличие системы экономических стимулов от
административных методов управления природоохранной деятельностью заключено в том, что предприятие-загрязнитель не сковано жесткими
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/108.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
7
стандартами. Возможен выбор стратегии, опираясь на анализ затрат и результатов. Однако все экономические параметры (налоги, размер субсидий) жестко зафиксированы и являются объектами централизованного регулирования. Таким образом, экономические методы фиксируют желаемое состояние среды.
Появление человека является наивысшей ступенью биотической эволюции, которая привела к увеличению биологического многообразия и усложнению строения и функциональной организации живых существ и биосферы. Антропогенез - происхождение человека, становление его как вида в процессе формирования общества - социогенеза [4]. Развитие материальной культуры вместе с возникновением и развитием человеческого общества и человеческой цивилизации, повлекло за собой техногенез, а в последующем и появление техносферы.
Техногенез - процесс изменения природных комплексов под воздействием производственной деятельности человека [5]. Техногенез может быть рассмотрен как определенная последовательность переломных этапов экологической и энергетической истории развития человечества.
В свою очередь негативные факторы техносферы заметно снижают качество среды обитания и оказывают влияние на здоровье человека. В настоящее время возникла проблема экологической патологии, как следствия физических, химических и биологических факторов, большая часть из которых антропогенного происхождения.
Основным фактором, который обеспечивает увеличение объемов промышленности, возрастающее потребление природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, является рост населения планеты. Через научно-технический прогресс происходит развитие методов
удовлетворения новых человеческих потребностей. По России средняя численность населения остается стабильной. Однако для некоторых регионов РФ характерен демографический подъем. Рассмотрим данный
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/108.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
8
факт на примере Краснодарского края. На рис. 1 представлены схематические данные тенденции численности населения в Краснодарском крае на период 2002 - 2015 гг.
Рисунок 1 - Численность населения Краснодарского края на период 2002 -
2015гг.
По диаграмме можно судить о значительном приросте населения в регионе по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю.
Экологическое состояние целого ряда регионов России катастрофично. Краснодарский край не исключение. Большое количество выбросов в атмосферу наиболее распространенных загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, демонстрируют ухудшающееся положение окружающей среды. Статистическая информация [6] по данному вопросу содержится в табл. 2.
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/108.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
9
Таблица 2. Выбросы в атмосферу наиболее распространенных
загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников
2005 2009 2010 2011 2012 2013
Всего, тыс. т. 112,9 150,2 139,0 161,3 215,7 205,2
в том числе:
твердые вещества 7,7 10,6 9,6 8,9 11,0 11,0
газообразные и жидкие вещества 105,2 139,6 129,4 152,4 204,7 194,2
в том числе:
диоксид серы 3,6 4,3 4,4 6,3 5,1 5,7
оксиды азота (в пересчете на NO2) 13,7 18,6 18,6 19,0 22,1 26,0
оксид углерода 26,3 44,9 38,9 35,1 49,7 53,4
летучие органические соединения 46,8 54,2 50,3 55,2 62,6 39,7
прочие 14,8 17,6 17,2 36,8 65,2 69,4
Увеличение выбросов в атмосферу оказывает негативное воздействие на здоровье человека. В регионах растет заболеваемость и смертность от болезней крови, эндокринной системы, болезней системы кровообращения, органов дыхания, органов пищеварения, болезней кожи и подкожной клетчатки, врожденных аномалий (табл. 3).
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/108.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
10
Таблица 3. Заболеваемость населения по основным классам болезней
Заболевания 2008 2009 2010 2011 2012 2013
новообразования,тыс.чел. 1437 1525 1540 1586 1656 1629
болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, тыс. чел. 758 724 705 676 675 668
болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, тыс. чел. 1629 1481 1461 1475 1519 1527
болезни системы кровообращения, тыс. чел. 3781 3761 3734 3804 3814 4285
болезни органов дыхания, тыс. чел. 43221 48148 46281 48437 47381 48568
болезни органов пищеварения, тыс. чел. 4910 4902 4778 4767 4982 5055
болезни кожи и подкожной клетчатки, тыс. чел. 7056 6991 6886 6795 6876 6740
врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения, тыс. чел. 295 296 295 303 299 298
Для установления взаимосвязи между численностью населения и уровнем загрязнения биосферы проанализированы официальные данные по Краснодарскому краю. Положение окружающей среды в регионе за 2005 - 2013 годы рассмотрено в табл. 4.
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/108.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
11
Таблица 4. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников по видам экономической деятельности в
Краснодарском крае
2005 2009 2010 2011 2012 2013
Всего 112,9 150,2 139,0 161,3 215,7 205,2
из них по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4,6 4,5 4,1 6,0 6,1
добыча полезных ископаемых 17,7 40,9 29,2 46,6 89,7 89,0
обрабатывающие производства 47,3 47,6 48,6 53,3 55,9 57,8
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 11,5 11,3 11,1 11,5 11,3 9,1
транспорт и связь 36,3 44,7 44,5 29,7 17,9 26,7
Анализ численности населения Краснодарского края показал стабильный прирост населения в регионе (рис. 1). По официальной информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю максимальный уровень выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников в Краснодарском крае зафиксирован в 2012 году, в том числе таким видам экономической деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых. В 2013 году максимальный уровень выбросов в атмосферу загрязняющих веществ отмечался по таким видам деятельности как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспорт и связь (табл. 4).
Таким образом, анализ статистических данных в исследуемом регионе показал прямую зависимость загрязнения биосферы от роста численности населения в регионе. Из выше сказанного можно судить об
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/108.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
12
огромном влиянии человека и численности населения на загрязнение окружающей среды.
Литература
1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об охране окружающей среды».
2. Яковлева Н.Ф. «Социологическое исследование», учебное пособие, Флинта наука, 2014.
3. Горшков М.В. «Экологический мониторинг», Владивосток, Издательство ТГЭУ, 2010.
4. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров;
Редкол.: А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов.
Энциклопедия, 1986. - 864 с., ил., 30 л. ил.
5. Экологический словарь терминов, А. С. Боголюбов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/07referats/slovar/18t.php (05.12.2015).
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики
по Краснодарскому краю [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/krsdstat/ru/statistics/environment/
(05.12.2015) .
References
1. Federal'nyj zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ (red. ot 29.06.2015) «Ob ohrane okruzhajushhej sredy».
2. Jakovleva N.F. «Sociologicheskoe issledovanie», uchebnoe posobie, Flinta nauka, 2014.
3. 4. Gorshkov M.V. «Jekologicheskij monitoring», Vladivostok, Izdatel'stvo TGJeU, 2010.
4. Biologicheskij jenciklopedicheskij slovar' / Gl. red. M. S. Giljarov; Redkol.: A. A. Baev, G. G. Vinberg, G. A. Zavarzin i dr. - 2-e izd., ispravl. - M.: Sov. Jenciklopedija, 1986. - 864 s., il., 30 l. il.
5. Jekologicheskij slovar' terminov, A.S.Bogoljubov [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ecosystema.ru/07referats/slovar/18t.php (05.12.2015).
6. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Krasnodarskomu kraju [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/environment/
(05.12.2015) .
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/108.pdf