Научная статья на тему 'Методологические аспекты поддержания летной годности воздушных судов'

Методологические аспекты поддержания летной годности воздушных судов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ПОДДЕРЖАНИЕ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ / УРОВЕНЬ РИСКА АВИАЦИОННЫХ СОБЫТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большедворский Григорий Александрович, Дадобаев Хайдар Гафарович

В статье обосновывается концепция управления процессом поддержания летной годности воздушных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Большедворский Григорий Александрович, Дадобаев Хайдар Гафарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF AIRCRAFF’S MAINTANANCE AIRWARTHINESS«

Conception of process maintenance airworthiness’s control seriously validate.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты поддержания летной годности воздушных судов»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 197

УДК 629.7.017

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Г.А. БОЛЬШЕДВОРСКИЙ, Х.Г. ДАДОБАЕВ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Зубковым Б.В.

В статье обосновывается концепция управления процессом поддержания летной годности воздушных судов.

Ключевые слова: методологические аспекты, поддержание летной годности, уровень риска авиационных событий.

Российский авиатранспортный рынок в последние годы развивается быстрее, чем в мире (в среднем более, чем в два раза), несмотря на снижение темпов его роста вследствие возникновения мирового финансово-экономического кризиса в 2008 г. Пассажирооборот воздушного транспорта вырос на 129 % по сравнению с 2000 г., грузооборот на 46,5 % (рис. 1).

200

о

2008 2009 2010 2011

^^ Всего -МВЛ — — ВВЛ

Рис. 1. Динамика пассажирооборота (млрд. пасс. км) ГА РФ в 2008-2011 гг.

Это, прежде всего, связано с преимуществами воздушного транспорта, обусловленными высокой скоростью доставки, беспосадочной дальностью полета и высоким уровнем качества перевозок. Но наряду с имеющимися положительными сторонами существуют и недостатки данного вида транспорта: высокая стоимость перевозки, зависимость от метеоусловий и удаленность аэропорта от пользователей, а также наличие устойчивого комплекса отдельных категорий населения к высокой степени опасности авиаперевозок.

Следовательно, можно отметить, что развитие пассажирских авиаперевозок тесно связано с наличием трех социально-экономических факторов - это транспортная подвижность населения, наличие конкуренции между различными видами транспорта, а также безопасности и уровня надежности эксплуатируемой авиатехники.

В связи с этим возрастает степень ответственности авиакомпаний за конечный результат деятельности на всех уровнях управления, за эффективность использования имеющегося ресурсного потенциала, с целью удовлетворения потребности в авиаперевозках без ущерба для здоровья и жизни людей. Уровень безопасности полетов и поддержание летной годности воздушных судов гражданской авиации одна из главных проблем, которые с развитием гражданской авиации принимают все более актуальные значения.

Безопасность полетов (БП) воздушных судов (ВС) гражданской авиации характеризуется как свойство авиационной транспортной системы, заключающейся в ее способности осуществлять воздушные перевозки без угрозы для жизни и здоровья людей.

Летная годность (ЛГ) ВС - свойство ВС, определяемое предусмотренными и реализованными в его конструкции и летных качествах принципами, позволяющими осуществлять безопасный полет в ожидаемых условиях и при установленных методах эксплуатации.

Анализ опыта эксплуатации ВС показывает, оба эти понятия тесно взаимосвязаны при решении задач поддержания ЛГ и БП на протяжении всего жизненного цикла ВС. На рис. 2 представлена примерная структура жизненного цикла ВС.

Сертификация 2%

Рис. 2. Структура жизненного цикла ВС

Из анализа представленных данных следует, что состояние ЛГ формируется в момент проектирования и производства самолета, а реализуется в эксплуатационных условиях, на долю которых приходится 65 % жизненного цикла ВС. Этот период можно рассматривать с учетом двух аспектов: технической эксплуатации и летной эксплуатации. Причем соотношение времени на поддержание летно-технического состояния самолетов и времени на обеспечение полетов меняется под влиянием различных факторов, одним из которых является физический и моральный износ ВС (рис. 3).

Кроме этого, процесс обеспечения БП и ЛГ ВС является весьма динамичным, так как состоит из нескольких самостоятельных структур, включающих обязательное обеспечение ЛГ. Например, инженерно-авиационное обеспечение включает в себя:

- поддержание ВС в исправном состоянии в соответствии с установленными нормами;

- обеспечение своевременного и качественного обслуживания ВС;

- обеспечение высокого уровня безопасности полетов, регулярности перевозок и качества обслуживания пассажиров;

- анализ причин отказов и неисправностей авиационной техники, и реализация мероприятий по их предупреждению;

- совершенствование теоретических знаний и практических навыков у летного и инженерно-технического состава по вопросам технической эксплуатации авиационной техники;

- планирование использования ВС по налету, организация технического обслуживания, ремонта, специальных осмотров и конструктивных доработок.

Назначенный амортизационный ресурс

Рис. 3. Структура жизненного цикла ВС в эксплуатационных условиях в зависимости от назначенного амортизационного ресурса

Таким образом, организационно элементы структурной схемы можно объединить в последовательную цепь, выход из строя каждого из элементов которой может привести к невыполнению задачи всей системой, т.е. к сокращению жизненного цикла самолета (рис. 4).

Эффективное функционирование каждого из элементов схемы с точки зрения поддержания ЛГ и БП зависит от большого числа факторов, наиболее значимыми из которых являются:

- изменение системы государственного управления деятельностью эксплуатантов;

- высокий уровень износа отечественного парка ВС и отсутствие финансовых возможностей большого числа авиакомпаний для его обновления;

- низкий уровень готовности специалистов и руководителей воздушного транспорта к эксплуатации ВС иностранного производства;

- низкий уровень производственно-технической базы большинства эксплуатантов;

- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы гражданской авиации;

- отсутствие механизма, способного контролировать выполнение требований поддержания ЛГ ВС и обеспечения БП ВС, заложенных в авиационных правилах.

Под влиянием научно-технического прогресса происходит непрерывное совершенствование и усложнение конструкции ВС, что нередко снижает эффективность парирования возникновения неблагоприятных факторов и способности современных методов и систем прогнозировать состояние ЛГ ВС.

В связи с этим, совершенствование процесса поддержания ЛГ с учетом выявленных недостатков должно строиться на основе научно-обоснованных подходов и анализа опыта мировой практики эксплуатации ВС.

Проводимые ведущими специалистами и учеными отрасли исследования в этом направлении позволили решить ряд важных вопросов, таких как:

- проведение текущего контроля и анализа влияния состояния авиационной техники на обеспечение БП;

- проведение количественной оценки соответствия ВС и их систем требованиям ЛГ;

- осуществление анализа и учета влияния ошибок летного и инженерно-технического персонала, а также внешних условий на БП с учетом реализации мероприятий по их предупреждению;

- проведение оценки снижения ЛГ;

- повышение информационного обеспечения БП и ЛГ ВС.

Однако следует признать, что методы и разработки, направленные на поддержание ЛГ ВС, решают данную проблему лишь частично, преимущественно для отдельных элементов авиационной транспортной системы. Например, отказ авиационной техники и отдельных ее элементов; роль человеческого фактора; эффективность технического обслуживания и ремонта авиационной техники и т.д.

Научно-технический прогресс и совершенствование авиационной техники

1 к

Сертиф авиаци специа 1 икация онных листов к

Эффективность эксплуатации ВС

J к

Системы оценки и прогнозирования состояния ЛГ и уровня БП ВС

Системы оценки

возможностей парирования возникновения неблагоприятных факторов

Удовлетворение потребности населения в авиаперевозках

Рис. 4. Схема взаимосвязей основных этапов жизненного цикла ВС, определяющих эффективность процесса поддержания ЛГ

Чтобы разработки стали более эффективными, необходимо обоснование и разработка принципиально новой методологии процесса поддержания ЛГ ВС, основанной на анализе риска возникновения авиационных событий с учетом материального, экономического и социального ущерба в зависимости от тяжести их последствий (табл. 1).

Таблица 1

Концепция нового процесса поддержания ЛГ ВС

Действующие методы анализа риска возникновения авиационного события Разработка новых технологий и техническое обеспечение процесса поддержания ЛГ ВС Разработка механизма оценки состояния ВС с учетом требований обеспечения БП и риска материального, экономического и социального ущерба

Механизм непрерывного мониторинга (МНМ) ЛГ ВС

Методические основы эффективности использования новых технологий для оценки риска авиационных событий Методика определения степени ущерба от последствий и тяжести авиационного события Разработка требований к процессу подготовки и обеспечения ЛГ ВС нового поколения

Комплексный подход к решению данной проблемы включает в себя исследование четырех взаимосвязанных задач:

- исследование действующих методов сохранения ЛГ и обеспечения БП ВС;

- совершенствование организации системы контроля обеспечения БП и ЛГ с учетом требований Федеральных авиационных правил и Норм летной годности;

- выявление совокупных свойств, характеризующих эффективность комплексной системы обеспечения БП и ЛГ ВС с учетом материальных, экономических и социальных факторов;

- разработка механизма непрерывной оценки риска возникновения материального ущерба от уровня последствий авиационных событий.

Наибольшие трудности при реализации предлагаемой концепции вызывает создание механизма мониторинга летной годности ВС, планирования и управления процессом локализации отказов функциональных систем самолета. Ключевым элементом мониторинга летной годности является мониторинг полетной информации, включающий ряд функций:

- сбор и анализ полетной эксплуатационной информации;

- получение оперативной информации о полете;

- выявление ситуаций эксплуатации, в которых возрастает риск авиационного события.

Эффективность такого механизма обусловлена возможностью принимать корректирующие действия на ранней стадии до того, как риск приведет к авиационному происшествию или катастрофе.

Следует отметить, что система контроля полетной информации существует несколько лет. Впервые ее использовала авиакомпания British Airways в 1962 г. С годами концепция контроля полетной информации Programs - Normal Operations (FDM) расширялась. Восемь авиакомпаний мира применяют программы FDM уже более 25 лет. Эти программы переросли в современную систему FDM, ориентированную на безопасность, и в программы Flight Operations Quality Assurance (FOQA).

Внедрение новых технологий для оценки эффективности процесса поддержания ЛГ ВС позволит дополнить современную систему FDM методами, ориентированными на управление рисками БП с учетом жизненного цикла ВС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы Саммита. Внедрение Глобальной дорожной карты безопасности полетов, МАК. - М., 9-11 июня 2009 г., www.mak.ru.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF AIRCRAFF'S MAINTANANCE AIRWARTHINESS

Bolshedvorsky G.A, Dadobaev H.G.

Conception of process maintenance airworthiness's control seriously validate.

Key words: methodological aspects, aircraft's maintenance airworthiness, aviation events' risk's level.

Сведения об авторах

Большедворский Григорий Александрович, 1981 г.р., окончил МГТУ ГА (2003), кандидат технических наук, зам. начальника ПДС «Авиабизнесс групп», автор 6 научных работ, область научных интересов - повышение безопасности полетов, управление процессом поддержания летной годности воздушных судов.

Дадобаев Хайдар Гафарович, 1987 г.р., окончил МГТУ ГА (2009), аспирант МГТУ ГА, автор 1 научной работы, область научных интересов - оценка рисков и экономического ущерба от возникновения авиационных событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.