Научная статья на тему 'Экономические и методологические аспекты тренажерной подготовки летного состава'

Экономические и методологические аспекты тренажерной подготовки летного состава Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ТРЕНАЖЕР / ЛЕТНЫЙ СОСТАВ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большедворская Людмила Геннадьевна, Мирошниченко Анастасия Александровна

В статье отражаются актуальные экономические проблемы подготовки и переподготовки летного персонала при эксплуатации воздушного судна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF SIMULATOR TRAINING OF AIRCRAFT CREW AIRCRAFT GREW MEMBERS

The article deals with vital economic problems of training and retraining crew members in operating aircraft.

Текст научной работы на тему «Экономические и методологические аспекты тренажерной подготовки летного состава»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№ 143

УДК 629.7.018.3:003.13

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА

Л.Г. БОЛЬШЕДВОРСКАЯ, А.А. МИРОШНИЧЕНКО Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

В статье отражаются актуальные экономические проблемы подготовки и переподготовки летного персонала при эксплуатации воздушного судна

Ключевые слова: экономика, методологические аспекты, тренажер, летный состав, воздушный транспорт, эффективность.

История развития авиации неразрывно связана с необходимостью создания гармоничного взаимодействия системы «человек - машина - среда». А существование и развитие этой системы требует комплексного подхода и является трудоемкой задачей, требующей серьезных финансовых и интеллектуальных вложений.

Приведем классификацию факторов (табл. 1), влияющих на организацию системы подготовки и переподготовки летного персонала.

Таблица1

Классификация факторов, влияющих на формирование профессиональной пригодности летного персонала

Комплекс факторов

Объективные Субъективные

Уровень научно-технического прогресса Уровень профессиональной подготовки экипажей

Ужесточение требований обеспечения безопасности полетов Рост функциональных обязанностей летного состава

Возрастающий поток информации, который перерабатывают бортовые системы и комплексы Эффективность процесса обучения

Психофизиологические особенности человека, влияние человеческого фактора

Комплекс факторов можно разделить на объективные и субъективные, среди которых одним из основных является повышение уровня квалификации авиационных специалистов. Профессиональная квалификация специалистов напрямую зависит от эффективности процесса обучения, а его высокое качество в современных условиях - от широкого комплекса технических средств подготовки и обучения (ТСПО).

Руководством по организации летной работы в гражданской авиации определены два основных направления подготовки летного персонала:

- первоначальная подготовка летного состава (или переучивание на новую технику), подготовка специалистов для самостоятельной работы в производственных условиях;

- повышение и поддержание профессионального уровня летного состава в процессе производственной деятельности (рис. 1).

Учебное заведение Первоначальная подготовка

------- + -----------------

Авиакомпании Повседневная подготовка

Т еоретическая Тренажерная Летная

1 г 1 і г

Техническая учеба

Поддержка проф. уровня Обучение в особых условиях

1 Г

Сдача зачетов и продление летного свидетельства

УТЦ

Повышение квалификации

I

Переучивание на новое ВС

Получение допуска к самостоятельной работе

Заключение о дальнейшей летной деятельности

Рис. 1. Структурная схема подготовки летного персонала гражданской авиации

В настоящее время основным видом подготовки летного состава является тренажерная подготовка. Так, в процессе переучивания летного состава на самолеты иностранного производства процесс тренировки на тренажерах (системном и подвижном) составляет около 70% от общего объема программы переучивания. Оставшиеся 30% приходятся на самостоятельную подготовку при помощи обучающих компьютерных программ (CBT - computer base training) - 27% и оставшиеся 3% приходятся на классно-урочные занятия (лекции, семинары и тесты). Для анализа взята Программа переучивания на самолет А320 авиакомпании Эрбас (Transition course A320).

Авиационный тренажер - техническое средство подготовки, реализующее физическую, функциональную и информационную модель системы «человек - машина- среда». Он позволяет отрабатывать у обучаемого (обучаемых) профессиональные навыки, которые вместе с полученными в процессе обучения знаниями составляют умение пилотировать освоенное ВС безопасно и эффективно. Также немаловажно, что тренировка на тренажере позволяет развивать профессионально важные психические качества, необходимые для управления системой «человек - машина - среда».

Аэродромная (летная) подготовка занимает всего 3-4% учебного времени.

При этом каждый из этих этапов и уровней имеет свою специфику, свои особенности, требования и учитывает:

- профессиональную подготовку летного состава, целью которой является выработка в реальных условиях практических навыков выполнения полета;

- профессиональную переподготовку (переучивание), включающую процесс профессиональной подготовки летного, инженерно-технического и другого авиационного персонала с целью освоения новых типов ВС;

- повышение и поддержание квалификации, целью которых является получение новых умений (допуск к полетам в новых условиях, новой должности и т.п.) и обновление и углубление знаний и навыков, направленных на совершенствование профессионального и методического мастерства.

Благодаря развитию компьютерных технологий, незаменимым средством обучения летного состава является авиационный тренажер (АТр). Современный комплексный тренажер оснащен системой визуализации, которая позволяет создавать любые условия «за бортом» и отражает весь земной шар на основе спутниковой картографии. В базе тренажеров содержится более тысячи аэродромов. Вид ландшафта воспроизводится с учетом времени года и суток, а навигационная база тренажера абсолютно идентична навигационной базе данных обычного воздушного судна. Это позволяет прокладывать на тренажере маршруты по реальным трассам, отрабатывать полеты (не только заходы на посадку, посадку, взлет и выход из района аэродрома, но даже и руление по аэродрому и даже заруливание на стоянку).

Основные плюсы тренажерной подготовки:

1. Повышение эффективности процесса обучения. Значительное сокращение временных затрат на обучение со столь же значительным повышением качества.

2. Существенное повышение уровня безопасности полетов в основном за счет улучшения качества подготовки экипажей к действиям в аварийных ситуациях. В решении этой задачи найти замену тренажеру невозможно. Проводить такую тренировку на реальном воздушном судне невозможно, так как это угрожает безопасности полета, а проведение теоретических занятий и розыгрышей полетов не дают возможности вырабатывать навыки действий в аварийной ситуации.

3. Повышение экономической эффективности эксплуатации ВС в связи с тем, что на тренажере можно отрабатывать более экономически-эффективные процедуры.

На рис. 2. представлена схема расположения авиационных тренажеров в ведущих учебных заведениях, согласно которой можно судить об отсутствии в настоящее время тренажеров для первоначальной подготовки и обучения летного состава для работы на самолетах иностранного производства.

Тренажерная база учебно-тренажерного центра № 21 (УТЦ-21) на сегодняшний день является одной из крупнейших на территории РФ и СНГ, уступая только Центру подготовки авиационных специалистов авиакомпании «Аэрофлот» в Шереметьево.

В УТЦ-21 эксплуатируются тренажеры самолетов Ту-154М, Ил-86, Ил-62М, навигационный тренажер «Двина-2», аварийно-спасательный тренажер.

ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский универ ситет гражданской авиации» КТС Ту-134А-2М, КТС Як-40, КТС Ан-26Б, ТП Ан-2, КТВ Ми-8, СНТ «Двина-4», СШТ-70, УПТЛ-5МА (Ил-18)

ФГОУ СПО «Сасовское имени Г ероя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации» ТЬ-410УВП, ТПО Як-18Т (2 шт.), ТП Ан-2 (5 шт.)

V

ФГОУ ВПО «Ульяновское высшее авиаци-оииое училище гражданской авиации (инсшт)»

КТС Ту-204, КТС Ил-86НП, КТС Ил-76ТД, КТС Ил-62М-3, КТС Ту-154Б-3, КТС Ту-154М, КТС Ан-24Н, КТС Як-42, КТС Як-40, ТПО Як-18Т, СНТ-42,

ФГОУ СПО «Красно-кутское летное училище гражданской авиации»

ФГЛУ СПО «Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени Г ероя Советского Союза П.Ф. Еромасова»

ТП Ан-2

.КТС.Як:40,

Летно-технический колледж КТВ Ми-8 (2 шт.)

технический колледж КТС Ту-154Б-3, КТС Ан-26Б, КТС Як-40, ТП Ан-2, СНТ «Двина-2», СШТ-70

Рис.2. Учебные заведения и крупнейшие центры, осуществляющие тренажерную подготовку

Деятельность УТЦ-21 осуществляется под контролем и надзором авиационной администрации Российской Федерации, которая в данной сфере деятельности руководствуется следующими нормативно-правовыми актами:

- Приложением № 1 «Выдача свидетельств авиационному персоналу» к Конвенции о международной гражданской авиации;

- «Руководством по критериям квалификационной оценки пилотажнык тренажеров» (Бос.9625-АК/938);

- «Нормами годности авиационнык тренажеров для подготовки авиационного персонала воздушного транспорта», утвержденными ФАС России 15.05.98г. с дополнением № 1 от 18.07.2000г.;

- Федеральными авиационными правилами «Сертификация авиационнык учебнык центров», введенными в действие приказом ФАС России от 29.01.1999г. № 23;

- Законодательством Российской Федерации.

Для повышения эффективности работы данного Центра было проведено исследование факторов, влияющих на систему подготовки летного состава. Для этого был проведен экспертный опрос летных экипажей, обучающихся в центре. Опрос позволил вымвить основные факторы и влияние этих факторов на безопасность полетов с позиции их значения для самих экипажей.

Группа опрошенный составляла 65 человек, в которую вошли пилоты (66% анкет). Задавались две группы вопросов, первая из них включала вопросы по экспертной оценке уровней значимости опасных факторов, влияющих на безопасное завершение полета. Вторая группа вопросов была направлена на оценку ожидаемой эффективности проведения различнык мероприятий по усовершенствованию системы подготовки летного состава. В табл. 2 представлены обрабо-

танные данные ответов по распределению уровней значимости (в баллах) опасных факторов, снижающих безопасность полетов.

Проведенный анализ позволит сделать вывод о том, что наиболее значимыми для экипажей являются проблема нарушений руководства по производству полетов и руководства по летной эксплуатации ВС (38%) и низкий профессиональный уровень летного состава (34%).

Повышение экономической эффективности использования авиационных тренажеров представляет собой комплексную экономическую задачу, решение которой тесно связано как с процессом производства тренажера, так и с процессом его эксплуатации.

На этапе эксплуатации повышение экономической эффективности использования авиационных тренажеров обусловлено:

- определением эксплуатационных расходов и себестоимости часа тренажерной подготовки;

- определением центра размещения тренажера;

- принятием решения либо о приобретении тренажера или о его аренде (лизинге), либо о выделении средств для обучения авиаперсонала в зарубежных центрах.

Таблица 2

Факторы, снижающие безопасность полетов и их значимость для авиационных специалистов

Наименование причин-факторов (%)

Выполнение полетных заданий экипажами с недостаточной профессиональной подготовкой, из них: - переоценка своего профессионального уровня и возможностей. 34,4

Сознательное пренебрежение летными ограничениями: по весу, центровке, параметрам полета, метеоминимуму 38

Несвоевременное принятие решений и действий по устранению ошибок в экстремальных ситуациях. 5

Нарушение порядка использования воздушного пространства, приводящее к опасным сближениям. 3

Недостатки в комплектовании экипажей; неблагоприятный психологический климат в авиационных коллективах и недостаточный уровень зрелости непосредственных руководителей. 10

Пренебрежение установленными нормами подготовки к полетам. 6

Отвлечение на деятельность, не связанную непосредственно с летным трудом. 1

Круговая порука в экипажах по сокрытию от официального учета недостатков в выполнении полетных заданий и фактов попадания в опасные ситуации. 3

На основе данных экспертной оценки проведен анализ значимости факторов, влияющих на БП по причине человеческого фактора (рис. 3).

Использование тренажера, кроме повышения безопасности полетов, несет еще немалую финансовую экономию российским авиакомпаниям, прежде всего, за счет отказа от тренировок пилотов в реальных полетах, что в условиях крайне высоких цен на авиатопливо очень неэффективно, а некоторые виды подготовки просто невозможно проводить в реальных условиях без угрозы для безопасности полета (например, отработка действий в аварийной ситуации). Повышение надежности эксплуатации авиационной техники является основой экономической эффективности любой авиакомпании, так как следует учитывать предотвращенный ущерб от авиапроисшествий - за счет повышения безопасности полетов. Наличие тренажера также позволяет снизить и тарифы при страховании воздушного флота компаний, что существенно снижает общую калькуляцию на предоставляемую услугу.

П пс» и с» пс» м/с» и \а с»

6%

1%

Не связанные

3%

Опасные

сближения

Психол

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кл

KOЛJ

Пренебрежение требованиями НПП

34,4%

Уровень

профессионализма

Время

принятия

решения

Рис. 3. Факторы, влияющие на снижение безопасности полетов по причине человеческого фактора

Расходы или себестоимость тренажерной подготовки экипажей являются основными показателями для экономической оценки целесообразности их приобретения и дальнейшей эксплуатации. Учет и анализ эксплуатационных расходов осуществляется в двух основных аспектах -по экономическим элементам и по калькуляционным статьям затрат. По экономическим элементам группируются затраты однородные по их экономическому содержанию, что позволяет определить объемы ресурсов каждого вида, необходимые для производства. По статьям группируются затраты по их функциональной роли в производственном процессе.

Себестоимость часа тренажерной подготовки является расчетной величиной. Ее показатель изменяется в зависимости от условий эксплуатации тренажера и современных условий работы центра подготовки авиационного персонала:

где З- совокупные эксплуатационные расходы;

Т- учебный налет часов в год.

При определении себестоимости определяются расходы, зависимые от технических характеристик тренажера, его стоимости, экономических условий использования. К ним относятся амортизация на полное восстановление тренажера, отчисления на капитальный ремонт, расходы на поддержание исправности и годности (запчасти, обновление программного обеспечения, сертификация), расходы на эксплуатацию, расходы на оплату труда инструкторского и инженерно-технического состава и т.д. Кроме этого определяются:

- прочие производственные и общехозяйственные расходы;

- накладные расходы;

- отчисления в специальные внебюджетные фонды;

- платежи по кредитам;

- затраты на командировки;

- плата посторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану;

N

С = ,

Т

- за подготовку и переподготовку кадров;

- оплата услуг связи;

- оплата услуг вычислительных центров;

- оплата услуг банков;

- отчисления в резерв на создание ремонтного фонда;

- расходы на оплату труда администрации;

- транспортные расходы и другие накладные расходы.

На рис. 4 представлена структура расходов, входящая в себестоимость летного часа обучения на тренажере.

Проведенные расчеты и полученные результаты показали, что при эффективной организации работ тренажер должен эксплуатироваться 3 840 часов в год (240 дней в году по 16 часов в сутки). Программа переобучения летного состава на тренажере предусматривает использование тренажера по 48 часов на 1 экипаж. За год, таким образом, можно переобучить 80 экипажей, обеспечив пилотами порядка 13 самолетов.

3% Затраты на материалы

13% _

Затраты на ТОиР

4% /

Затраты на кондиционирование 8%

Затраты на

электроэнергию

Рис. 4. Структура себестоимости одного часа обучения на тренажере

Ключевым моментом этой задачи является разработка научно-обоснованных методических положений оценки экономической эффективности приобретения и размещения авиационных тренажеров самолетов иностранного производства. В табл.3 представлены данные о затратах при эксплуатации тренажера самолета Воing-767.

Таблица 3

Эксплуатационные затраты при различных формах приобретения авиационного тренажера

Наименование затрат Покупка в кредит Финансовый лизинг Операционный лизинг

Время работы тренажера, час /год 3840 3840 3840

Себестоимость 1 часа, (тыс.руб.) 19,7 10,7 10,9

Цена продажи 1 часа тренажерного времени, (тыс.руб.) 25,6 13,8 14,0

Суммарные расходы за год (тыс.руб.) 75680,0 40966,2 41693,4

Доход от продажи времени за год (тыс.руб.) 97200,0 52650,0 54000,0

Прибыль 21520.0 11683,8 12306,6

40%

Амортизационные

отчисления

Отчисления на социальные нужды

21%

Заработная плата

Прочие

расходы

5%

Накладные

расходы

Стоит отметить и высокие рыночные перспективы тренажерной подготовки. Ежегодная потребность в России в летном составе ближайшие 10 лет составит примерно около 1000 пилотов, в зависимости от темпов развития авиаперевозок. Кроме того, Китай и Европа испытывают ежегодную потребность в два раза выше.

При столь высоком показателе дефицита летного персонала и при описанных выше показателях экономической эффективности эксплуатации тренажеров, как в международной, так и в отечественной практике рынок тренажерной подготовки становится инвестиционнопривлекательным. Кроме того, с решением проблемы дефицита летного состава ужесточатся требования при подборе к профессиональным навыкам пилотов, и тренажеры займут особое место в системе и методике подбора летного персонала, открывая все большие горизонты этому рынку. В свою очередь, при развитии авиапромышленного комплекса и появлении на рынке новых типов воздушных судов производство тренажеров также будет становиться экономически привлекательным сегментом авиапромышленной отрасли экономики.

ECONOMIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF SIMULATOR TRAINING OF AIRCRAFT CREW AIRCRAFT GREW MEMBERS

Bolshedvorskaya L.G., Miroshnichenko A.A.

The article deals with vital economic problems of training and retraining crew members in operating aircraft.

Сведения об авторе

Большедворская Людмила Геннадьевна, окончила МГТУ ГА (1984), кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ГА МГТУ ГА, автор свыше 20 научных работ, область научных интересов - экономические аспекты повышения эффективности деятельности авиапредприятий.

Мирошниченко Анастасия Александровна, окончила Московский юридический университет при МВД РФ (2007), генеральный директор консалтинговой компании «Авиаперсонал», область научных интересов - управление персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.