Методологические аспекты модернизации экономики производственной инфраструктуры региона
Аннотация: В статье рассмотрены стратегические направления развития экономики инфраструктуры в условиях модернизационных процессов, а также определены приоритеты перехода инфраструктурной системы региона на инновационный путь развития. Особое внимание в работе уделено формированию рынка инфраструктурной сферы и разработке новых информационных технологий на основе построения модели инфраструктурных услуг. Ключевые слова: модернизация экономики, регион, направление развития, конкурентоспособность, окружающая среда, методология, критерии оценки, формирование рынка услуг
Gasanov MA, Magomedov AG. Methodological aspects of industrial infrastructure modernization of economic region
Abstract: Strategic directions(trends) of the development of the economy of the infrastructure are considered in article to condition modernization processes, as well as certain priorities of the system инфраструктурной transition of the region on innovazation a way of the development. Emphases to) work is spared shaping market инфраструктурной of the sulphur and development new information technology on base of the building to models инфраструктурных services
Key words: modernization of the economy, region, direction(trend) of the development, competitiveness, surrounding ambience, methodology, criteria of the estimation, shaping market services
Стратегия устойчивого функционирования экономики и социальной сферы в условиях модернизации определяется государственной политикой развития общества и представляет высший уровень руководства и направленного развития во всех сферах теоретической и практической деятельности с использованием всех достижений науки и практического опыта для формирования приоритетных целей и направлений их достижения.
В современный период инфраструктурная проблема является одной из приоритетных в числе макроэкономических вопросов. Инфраструктурная отрасль является сферой национальных интересов. В условиях перехода экономики в фазу роста, усиления интеграционных процессов возрастает роль производственной инфраструктуры, комплексного развития и взаимодействия подотраслей инфраструктуры, а также во взаимосвязи с другими составляющими экономики и социальной сферы страны и ее регионов.
Развитие экономики приводит к увеличению спроса на все виды инфраструктурных услуг, а это способствует развитию всей инфраструктуры. Предприятия Дагестана могут устойчиво функционировать только при условии своевременной и сохранной доставки продукции. Для республики, учитывая ее геоэкономическое положение, развитие всех видов производственной инфраструктуры в условиях модернизации - это не только экономическая задача, а прежде всего задача обеспечения единства Северо-Кавказского федерального округа и страны.
Учитывая важное значение в сфере функционирования и развития отраслей инфраструктуры, широкомасштабной и непротиворечивой цель её развития до 2025 года является формирование интегрированной инфраструктурной системы региона (ИИСР), которая обеспечивала бы потребности общества качественными и конкурентоспособными услугами при минимизации нагрузки на окружающую среду.
Только такая система может обеспечить максимальную коммуникационную способность гражданского общества. Достичь этого можно только при активной пропускной способности инфраструктурных сетей и максимальной провозной способности инфраструктурных средств всех его видов. Ни один из видов производственной инфраструктуры самостоятельно с этой стратегической проблемой не справится. Нужен комплексный подход к решению проблемы.
Такая цель модернизации экономики отраслей инфраструктуры сформулирована впервые и удовлетворяет потребности всего общества, а не отдельных групп, представляющих интересы определенного вида инфраструктуры.
Гасанов Магомед Алиевич
Д.э.н., проф., в.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН
Магомедов А.Г.
Соискатель МФ ФГБОУ ВПО МАДИ
Рассмотрим концептуальную схему построения ИИСР как организацию системной формы взаимодействия всех видов производственной инфраструктуры, наиболее эффективное использование геоэкономического и отраслевого ресурса за счет совместных инфраструктурных операций с наиболее рациональными вариантами структурно-поточных схем направления (грузопотоков, пассажиров и т.д.), обеспечивая качества инфраструктурных услуг.
Основная особенность построения системы заключается в том, что она не стремится к монополизации, давая возможность развивать каждому виду производственной инфраструктуры свое поле деятельности в инфраструктурном комплексе региона.
В числе новых подходов особо следует выделить такие направления, которые фактически являются основным стержнем формирования стратегии развития отрасли инфраструктуры в новых экономических условиях на значительный период с учетом многопланарности региональной производственной инфраструктуры и стремлением эффективного использования всех имеющихся ресурсов страны и ее регионов.
Одним из первоочередных направлений развития инфраструктуры является рациональная структурная организация отрасли, которая обеспечивала бы единство ее управления, координации и регулирования всех составных факторов, то есть определение такого структурного построения отрасли, которое позволяет с наименьшими затратами формировать рынок инфраструктурных услуг.
В настоящее время принципиально новой проблемой модернизации отрасли является формирование модели рынка сферы услуг на основе инфраструктурного баланса. Следующим принципиально новым для отрасли концептуальным направлением развития является рациональное взаимодействие всех видов производственной инфраструктуры с целью использования преимущества того или иного вида, обеспечивая интегральное обслуживание отраслей экономики региона.
Стратегически новым направлением для отрасли также является выработка характеристик и технологий, направленных на формирование высокого качества инфраструктурных услуг, определяющего их конкурентоспособность. К числу новых направлений для отрасли относится обеспечение минимизации нагрузки на окружающую среду от хозяйственной деятельности.
Вместе с тем необходимо осуществление принципиально нового подхода к безопасности инфраструктурной деятельности как интегральной характеристики, оценивающей все составляющие её компоненты (технологические, эксплуатационные, технические). Новые организации и техническая программа в условиях модерниации должны быть использованы при построении интегральной информационной системы для отрасли в целом, обеспечивающей единство представления и восприятия всей информации о функционировании производственной инфраструктуры что в настоящее время практически отсутствует.
Следовательно, отмеченные принципиально новые направления для развития региональной отрасли инфраструктуры требуют максимальной концентрации усилий на решении новых фундаментальных проблем. В первую очередь, реализация научно обоснованной стратегии развития инфраструктурных отраслей требует проведения комплекса исследований в виде программы фундаментальных и поисковых работ, которые позволяют им занимать лидирующие позиции в всероссийском пространстве инфраструктурных услуг.
Важнейшей задачей государственной политики в области производственной и социальной инфраструктуры на рассматриваемый период становится создание и развитие рациональной инфраструктуры, позволяющей решать задачи повышения конкурентоспособности региональной экономики и качества жизни населения, удовлетворения растущих потребностей экономики и населения в инфраструктурных услугах региона, соответствующих мировому уровню качества в условиях громадного дефицита отечественных инфраструктурных ресурсов.
В инфраструктурных отраслях экономики региона сфере модернизации связано с разрешением сложной и важной проблемы взаимодействия различных отраслей производственной сферы в рамках ИИСР. В данном случае необходима совокупность правовых и законодательных норм по определенному кругу взаимных отношений, образующих «институт согласия» между всеми видами инфраструктуры, участвующими в производственном процессе. Это позволит более рационально использовать перевозочную способность инфраструктурных средств и повысить качество представляемых услуг.
Основной задачей государственной политики в области производственной инфраструктуры на указанный период является ускоренное формирование соответствующей адекватной нормативно-
правовой базы функционирования инфраструктурной системы, обеспечивающей формирование рынка сферы услуг. Ясно, что, не имея соответствующего законодательного обеспечения, производственная сфера региона не станет конкурентоспособным сегментом глобального рынка услуг.
На современном этапе определяется переход инфраструктурной системы страны и ее регионов на инновационный путь развития. Такой переход требует пересмотра государственной политики в отношении научного обеспечения развития производственной инфраструктуры и подготовки современных кадров. Только внедрение и использование новых знаний и технологий позволит продвигаться по пути формирования инфраструктурной сферы страны и ее регионов, адекватной современным требованиям по безопасности и экологичности, качеству и конкурентоспособности, соответствующим наилучшим стандартам, и обеспечивающим растущие потребности региональной экономики и населения в целом.
Одной из первоочередных проблем направленного устойчивого развития отрасли является поиск научно-обоснованной структурной организации рационального построения системы управления отраслью - это сложнейшая фундаментальная проблема теории организации больших систем. При этом необходимо пользоваться принципом обеспечения рационального взаимодействия различных видов производственной инфраструктуры.
В настоящее время формируются принципиально новые положения общей теории безопасности отраслевых инфраструктурных систем, позволяющей определять интегральные критерии оценки обобщенной безопасности, включающие в себя все составляющие факторы, определяющие функционирование инфраструктуры (экономические, технологические, экологические, эргономические), то есть определяющие качество инфраструктурных услуг. Это направление также должно быть выделено в стратегии. Научно обоснованная организация инфраструктурных направлений, использование их в интересах государства позволит в условиях модернизации принципиально изменить эффективность работы инфраструктурного комплекса страны и ее регионов.
Из этого следует, что формирование качественного и конкурентоспособного рынка производственных услуг, полностью удовлетворяющего потребностям общества при условии минимизации нагрузки на окружающую среду, также является генеральным стратегическим направлением развития и повышения эффективной деятельности отрасли.
Известно, что качество услуг обеспечивается необходимыми постоянными целенаправленными комплексными исследованиями по разработке новых технологий, по внедрению инноваций. Поэтому направленное развитие инфраструктурного комплекса экономики страны, СКФО и республики требует опережающего проведения широкомасштабных исследований для решения крупных научно-практических проблем, фактически определяющих успех в достижении цели - формировании и эффективном функционировании отраслей инфраструктуры. Именно поэтому Россия и её регионы определили в числе шести гражданских приоритетов государственной научной политики производственные системы инфраструктуры.
На современном этапе для формирования таких систем необходимо предварительно её определить перспективный и прогнозный облик к 2025 году (инфраструктурные и геоэкономические ресурсы, грузо- и пассажиропотоки и т.д.) на имитационных моделях с учетом внешних и внутренних условий функционирования отрасли, а также принципов и приоритетов развития региональной и отечественной экономики в целом. Для этого необходима специализированная государственная комплексная программа фундаментальных и прикладных исследований в интересах развития инфраструктурного комплекса страны, СКФО и РД, позволяющая реализовать первоочередные проблемы стратегии развития отрасли научно обоснованными методами. В программе должны найти отражение важнейшие стратегические направления развития отрасли до 2025 года, а именно: рациональное развитие инфраструктурных отраслей в соответствии с потребностями экономики и общества.
Решения проблемы в сфере модернизации необходимо обосновать на модельно-предсказа-тельном уровне применительно на основе всестороннего анализа объемов и направлений, например перевозок продукции и пассажиров на обозримую перспективу, сравнения вариантов развития инфраструктурных сетей методом регрессионного моделирования процессов с использованием геоинформационных моделей в сочетании с современными экономическими методами.
Формирование рынка инфраструктурных услуг. Важное значение имеют формирования модели рынка производственного обеспечения, основывающейся на постоянном изучении потребностей общества, выработке четких представлений не только о количественных, но и качественных потреб-
ностях заказчика. Исследования стандартов на основные виды услуг, предусмотрев в них научно обоснованные требования к условиям обслуживания, позволяет обеспечить совершенствование форм и методов контроля качества представляемых услуг. Особое внимание следует уделить разработке и реализации новых информационных технологий, разработка новых принципов снижения влияния деструктивных факторов естественного и искусственного происхождения на основе построения модели рынка инфраструктурных услуг.
Развитие рационального взаимодействия видов производственной инфраструктуры: Решение проблемы в условиях модернизационных процессов предполагает формирование структуры управления и регулирования инфраструктурных сетей на маршрутах международных и внутренних на основе координации, связывающей всех участников рынка сферы услуг (грузовладельцы, грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, экспедиторы, таможенные брокеры, стивидоры, кредитно-финансовые и страховые кампании), а также создание общих взаимовыгодных инфраструктурных и оптимизационных проектов с грузовладельцами. Основой решения указанных проблем должно стать использование современных системных методов теории компромиссных решений, теории построения инфраструктурных сетей, теории создания интеллектуальных систем, позволяющих определить количественные оценки рационального взаимодействия участников рынка услуг в условиях модернизации экономики региона.