Научная статья на тему 'Приоритетные направления эффективного использования геоотраслевого ресурса в экономике приграничного региона'

Приоритетные направления эффективного использования геоотраслевого ресурса в экономике приграничного региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
145
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЭКОНОМИЧСЕКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / GEOEKONOMICHSEKY POTENTIAL / STABILITY / PREDICTION / PARAMETERS OF DEVELOPMENT / AN INTEGRATED APPROACH / THE BORDER REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гасанов М. А., Ахмедова Д. С.

В статье рассмотрены тенденции и прогнозные параметры развития отрасли с использованием геоэкономического потенциала. При этом особое внимание уделено приоритетным направлениям рационального использования отраслевого ресурса в экономике приграничного региона. Приводится анализ факторов, влияющих на рост эффективности экономики региона с использованием геоотраслевого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES FOR THE EFFICIENT USE OF RESOURCES IN ECONOMICS GEOOTRASLEVOGO CROSS-BORDER REGION1ISEIDNZ RAN

The article deals with trends and forecast parameters of the industry with the use of geo-economic potential. Particular attention is paid to the primacy of the rational use of branch lines in the resource economy of the border region. The analysis of factors influencing the growth of effective STI-region economy with geootraslevogo building.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления эффективного использования геоотраслевого ресурса в экономике приграничного региона»

Заключение. Комплексность и технологическая сложность выполнения работ по наземному обслуживанию обуславливают экономическую целесообразность управления данным видом деятельности как основным, но не вспомогательным. Таким образом, развитие наземного обслуживания авиаперевозок, как неотъемлемой части конкурентного сегмента авиатранспортного рынка и самостоятельного компонента отрасли Воздушного транспорта, должно являться приоритетным направлением в развитии указанной отрасли. Представленные в настоящей статье модель стратегического анализа рынка наземного обслуживания авиаперевозок и рекомендации в области регулирования конкуренции на данном рынке в РФ, выступают элементами предлагаемого автором научно -методического обеспечения практического решения данной задачи.

Литература:

1. Андреев А.В. Особенности формирования мировой отрасли наземного обслуживания воздушных перевозок как самостоятельной подотрасли воздушного транспорт // Бюллетень транспортной информации 2011, № 12

2. Портер Майкл. Конкурентная стратегия // М.: Альпина бизнес букс, 2005. ISBN 5-9614-0143-0

3. Barrett S.D. Airport competition in the deregulated European aviation market. An uprising in the theory of industrial structure. //Journal of Air Transport Management, 2002, № 6(1)

4. EU Council Directive 96/67/EC of 15 October 1996 «Access to the ground handling market at Community airports»

5. IATA Ground Handling International conference, Marrakesh 2009.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕООТРАСЛЕВОГО РЕСУРСА В ЭКОНОМИКЕ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА

Гасанов М.А., д.э.н., ведущий научный сотрудник ИСЭИДНЦ РАН, профессор Ахмедова Д.С., аспирант Института СЭИ ДНЦ РАН

В статье рассмотрены тенденции и прогнозные параметры развития отрасли с использованием геоэкономического потенциала. При этом особое внимание уделено приоритетным направлениям рационального использования отраслевого ресурса в экономике приграничного региона. Приводится анализ факторов, влияющих на рост эффективности экономики региона с использованием геоотраслевого потенциала.

Ключевые слова: геоэкономичсекий потенциал, устойчивость, прогнозирование, параметры развития, комплексный подход, приграничный регион.

PRIORITIES FOR THE EFFICIENT USE OF RESOURCES IN ECONOMICS GEOOTRASLEVOGO CROSS-BORDER REGION

Hasanov M., Doctor of Economics, Professor, Senior Researcher, ISEIDNZ RAN,

Akhmedov D., the post-graduate student, Institute ISEI DNZ RAN

The article deals with trends and forecast parameters of the industry with the use of geo-economic potential. Particular attention is paid to the primacy of the rational use of branch lines in the resource economy of the border region. The analysis offactors influencing the growth of effective STI-region economy with geootraslevogo building.

Keywords: geoekonomichseky potential, stability, prediction, parameters of development, an integrated approach, the border region.

Развитие экономики страны и ее регионов во многом достигается за счет научного обеспечения, отвечающего современным требованиям. Это требует от экономической науки разработки и внедрения современных технологий и техники нового поколения на основе получения новых знаний и переводе отраслей экономики на инновационный путь развития. Эти перспективные задачи призваны решать научно-исследовательские организации, имеющие ресурсный потенциал и крупные интеллектуальные силы для научного обеспечения развития экономики, в том числе экономики транспортно-дорожной сети с учетом использования геоотраслевого ресурса.

Геоэкономический ресурс как фактор устойчивого функционирования транспортной системы, отражает специфику транспортного комплекса, подтверждает необходимость сохранения части инфраструктурных объектов в государственной собственности и важность государственного регулирования транспортной деятельности.

Необходимо отметить, что на ближайшее время приоритетное значение придается структурным экономическим преобразованиям транспортной системы, повышению их результативности. В связи с этим в сложившихся условиях целесообразно ускорить разработку законодательно-правовой базы и усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективный механизм и структуру управления транспортной инфраструктуры с учетом геоэкономического ресурса каждого региона страны.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что при современном состоянии транспортной системы модернизационные преобразования в ней могут принести существенный эффект лишь при формировании эффективного механизма управления, при значительном повышении технического уровня этой отрасли, модернизации и обновлении производственной базы всех её составляющих, учитывающих геоэкономический по-

тенциал для повышения эффективности транспортной инфраструктуры региона.

Выделенные в работе приоритеты и направления развития рационального использования геоэкономического потенциала для повышения эффективности транспортной инфраструктуры страны и регионов формулируются с учетом состояния и роли этой отрасли в решении общеинфраструктурных и социальных задач. На их реализацию потребуются большие капитальные вложения, поэтому они должны осуществляться с учетом требований экономической эффективности и целесообразности.

Реализовать направления развития транспортного комплекса с учетом использования геоэкономического ресурса позволит разумная инвестиционная политика, предусматривающая участие государства в финансировании в первую очередь тех транспортных объектов, которые имеют государственную значимость. При этом важную роль играет и повышение инвестиционного потенциала за счет самих предприятий и объектов, а также и частных инвесторов.

Проблемы геоэкономического потенциала как фактора устойчивого развития транспортного комплекса могут быть решены путем совершенствования организации управления его объектами. Это имеет значение для всех уровней хозяйственной иерархии, но особенно на региональном уровне, где реально происходит стыковка федеральных и региональных интересов. При совершенствовании организации управления транспортной инфраструктурой с учетом использования геоэкономического ресурса необходимо шире использовать положительный опыт экономики развитых стран. Так, анализ опыта показал, что в промышленно развитых районах европейской части страны основная задача развития производственной базы транспортной инфраструктуры заключается в повышении технического уровня существующей магистральной и местной инфраструктурной сети.

Прогнозирование этой отрасли с учетом геоэкономического потенциала в Республике Дагестан необходимо осуществлять комплексно, как одно целое, имеющее единое функционально-целевое назначение, которое включает развитие всех составляющих транспортной инфраструктуры и смежных производств. Именно на это нацелена стратегия социально-экономического развития СКФО на период до 2025 года.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости увеличения объемов капвложений в развитие транспортной сети на территории Северного Кавказа с целью выравнивания уровней развития и обеспеченности основными фондами инфраструктуры.

Данные сравнительного анализа полезны региональным органам управления для разработки и реализации инвестиционных программ развития транспортной инфраструктуры с учетом геоэконо-мического ресурса как в производственной, так и в социальной сферах экономики в условиях развития рыночных механизмов. Они важны для разработки основных положений концепции социально-экономического развития территориальных подразделений региона в XXI веке.

Приоритетным направлением совершенствования транспортной инфраструктуры с учётом использования геоэкономического ресурса является усиление комплексности, переход к взаимосвязанной системе прогнозных расчетов. Это станет основой и инструментом разработки и реализации программы развития комплекса производственной сферы инфраструктуры в целом. Дальнейшее существование этой отрасли экономики зависит от того, насколько быстро будут реализованы меры для обеспечения условий использования геоэкономического ресурса как фактора устойчивого развития путей сообщения региона (см. табл. 1).

Развивающиеся рыночные механизмы должны сыграть существенную роль в структурной перестройке экономики транспортной инфраструктуры приграничного региона, в результате которых в складывающихся постиндустриальных структурах составляющие производственной инфраструктуры наряду с прочими вторичными и третичными секторами экономики (обрабатывающая промышленность, строительство, интеллектуальная деятельность) займут одну из ведущих позиций в народнохозяйственном комплексе региона и страны.

В исследовании отмечается, что непременным условием рационального использования геэкономического ресурса как фактора

комплексного развития транспортной инфраструктуры в экономическом развитии приграничного региона должны стать научные исследования, которые обеспечивают высокий уровень эффективности функционирования инфраструктурных составляющих Республики Дагестан и всего Северного Кавказа.

Повышение организационно-технического уровня управления транспортной инфраструктурой непременно потребует создания специального фонда для финансирования актуальных научных исследований и разработок государственной поддержки для развития научного потенциала и проведения фундаментальных исследований в приграничном регионе по проблеме использования геоэко-номического ресурса.

Содержащиеся в работе основные выводы могут быть использованы при формировании региональной геоинфраструктур-ной политики, совершенствовании законодательной базы в этой области, разработке федеральных и региональных целевых программ по развитию транспортной инфраструктуры с учетом использования геоэкономического ресурса, так как это связано с решением социально-экономических проблем и структурными преобразованиями в экономике региона.

Координация на основе положений концепции действий всех ветвей и уровней власти, бизнеса, различных слоев общества обеспечит наиболее эффективное использование геоэкономического потенциала для развития транспортной системы в интересах стабилизации социально-экономического положения производства.

Для организации и развития производства приграничного региона необходимо располагать ресурсами, среди которых особо выделяют:

природные ресурсы - естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, минералы, руды, сырье и т.д.);

человеческие ресурсы - физические и умственные усилия работников, затрачиваемые ими в процессе производства;

капитальные ресурсы - фабрики, машины, инструменты, а также деньги, расходуемые на их приобретение;

предпринимательские ресурсы - управленческие знания бизнесменов, необходимые для организации доходного производства и др.

Однако «ресурсы» - это потенциальная производительная мощь общества; на практике же в производство всегда вовлечена только часть геоэкономических ресурсов, и эта вовлеченная часть ресурсов

Таблииа 1. Протяженность путей сообщения ггоигоаничного пегиона

Годы 2010 г.

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 в % к 2000 г. в % к 2005 г. в % к 2009 г.

Железнодорожные пути сообщения - км 513,1 515,6 515,6 515,6 515,6 515,6 515,6 100,5 100,0 100,0

Автомобильные дороги -всего, км 10617,3 9841,9 9966,4 9941,6 9271,9 9549,7 9640,8 90,3 97,9 101,0

в том числе: общего пользования 7982 8149,9 8156,7 8160,6 8165,6 8130,2 8130,4 101,9 99,8 100,0

необщего пользования 2635,3 1692,0 1809,1 1781,0 1106,3 1419,5 1510,4 57,3 89,3 106,4

Из общей протяженности автомобильных дорог -дороги с твердым покрытием - всего 9009 8604,7 8743,7 8848,7 8302,2 8357,5 8645,8 96,0 100,5 103,4

в том числе: общего пользования 7217 7662.9 7644,7 7648,9 7653,9 7671,1 7680,7 106,4 101,7 100,1

в том числе: федерального значения 649 644,1 644,1 644,1 644,1 644,1 644,1 99,2 100,0 100,0

республиканского значения 2018 2025,8 2405,1 2426,2 2397,2 2507,8 2515,6 124,7 124,2 100,3

местного значения 4550 4883 4595,5 4578,6 4612,6 4519,2 4521,0 99,4 92,6 100,0

необщего пользования 1792 1051,8 1099,0 1199,8 648,3 686,4 965,1 53,9 91,8 140,6

Троллейбусные линии, км 91,9 91,9 91,9 91,9 91,9 91,9 91,9 100,0 100,0 100,0

Магистральные трубопроводы, км: в том числе: нефтепродукты 282 282 282 282 282 282 282 100,0 100,0 100,0

газопроводы 1163,5 1424,7 1424,7 1424,7 1424,7 1424,7 1424,7 122,4 100,0 100,0

называется «факторы производства» и развития хозяйства приграничного региона. Каждый фактор производства способен принести своему собственнику определенный вид дохода (см. схему 1).

Особое место в работе отводится приоритетным направлениям рационального использования отраслевого ресурса для повышения устойчивости функционирования транспортной инфраструктуры в стратегии экономического развития приграничного региона. Авторами определены тенденции (2000-2010 гг.) и прогнозные параметры возможного развития транспортной системы на период до 2025 года и регулирования производственной деятельности, обоснованы перспективы совершенствования рынка инфраструктурных услуг на этапе модернизации экономики. Исследованы факторы влияющих на рост эффективности, выявлены пути рационального использования геоэкономического потенциала для повышения устойчивости функционирования транспортной инфраструктуры Республики Дагестан.

Для региона проблема выбора приоритетов развития экономики, по мнению авторов, особенно актуальна ввиду той роли, которую играет инфраструктура в её становлении, ослаблении социальной напряженности и улучшении благосостояния населения.

В исследовании рассмотрены вопросы не только теории, но и практики формирования эффективной системы управления транспортной инфраструктурой в регионе на этапе рыночных преобразований. При этом особое внимание уделено проблемам обеспечения комплексной реструктуризации инфраструктуры, исследованы особенности осуществления и приоритеты модернизационных процессов.

В настоящее время, когда исследования в области экономических проблем развития инфраструктуры на основе модернизации только начинаются, работа представляет интерес и в теоретическом, и в практическом плане, так как автором рассмотрен широкий спектр проблем развития инфраструктуры региона на перспективу с использованием геоэкономического потенциала.

В ходе исследования осуществлена разработка геоэкономичес-ких механизмов повышения эффективности функционирования транспортной инфраструктуры, проведен сравнительный анализ функционирования и тенденций развития инфраструктуры РД в сопоставлении с другими субъектами РФ, в том числе Северо-Кавказского федерального округа. При этом, по мнению авторов, важная роль принадлежит техническому перевооружению и повышению эффективности работы всех подотраслей транспортной сферы, а высокий уровень её устойчивого функционирования позволя-

ет полно и комплексно использовать производственный потенциал, сокращает время нахождения материальных благ в сфере обращения, повышает мобильность производственных ресурсов.

При исследовании проблем развития транспортной инфраструктуры авторами сделан акцент на то, чтобы она работала прежде всего на внутрирегиональные нужды. Ввиду невозможности решения целого ряда насущных проблем инфраструктуры в рамках традиционных методов управления целесообразна разработка и реализация региональных проблем развития отдельных ее составляющих с учетом геоэкономического потенциала. Наряду с этим необходима разработка и реализация программы развития комплекса производственной инфраструктуры в экономическом развитии с учётом особенностей каждого региона страны.

Практическое использование концепции авторов, считаю, будет способствовать: ускорению рыночных преобразований в отраслях транспортной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для развития бизнеса, производства и экспорта инфраструктурных услуг; сбалансированному развитию различных видов инфраструктуры, оптимальному распределению геоэкономических ресурсов между ними, предотвращению «отраслевого лоббирования»; максимальному отражению особенностей региона в развитии инфраструктурной системы; формированию и приоритетному развитию рационального использования геоэкономического потенциала национальной транспортной инфраструктуры; обеспечению её эффективного функционирования; эффективной интеграции региона в мировую инфраструктурную систему; содействию реализации экспортного потенциала национальной инфраструктурной отрасли; надежному и эффективному инфраструктурному обеспечению геоэкономических связей со странами СНГ, ближневосточного рынка и гарантированному использованию их инфраструктуры для транзита региональных внешнеторговых потоков.

Некоторые предложения авторов по совершенствованию и устойчивому развитию подотраслей производственной инфраструктуры с использованием геоэкономического потенциала сводится к следующему:

обустроить транспортный коридор «Север-Юг» для развития международного транзита и экспортных перевозок продукции, где ключевыми субъектами станут Дагестан и Астраханская область;

завершить формирование современной транспортной инфраструктуры курортно-рекреационной зоне, в первую очередь речь идет о реконструкции федеральной дорожно-транспортной сети М29 «Кавказ»;

Схема 1. Ресурсы приграничного региона

128 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

создавать дорожные фонды на муниципальном уровне и решать проблемы внутрирегиональных дорог. Это будет определенная новация. Проведенный анализ показал, что есть проблемы с наполне-ниемдорожных фондов, но мы рекомендовал бы в ряде муниципалитетов региона с этим вопросом поэкспериментироваться;

объем ремонта инфраструктурной сети в стране и ее регионах к 2015 году довести до девяти-десяти тысяч километров в год. Чтобы решить проблему устойчивого развития и функционирования транспортной инфраструктуры необходимо постепенно увеличивать объем капитальных вложений и к 2020 году привести всю инфраструктурную сеть в соответствие с нормативами;

приоритетными должны стать внутригородские и внутрипосел-ковые дороги - в Северо-Кавказском регионе сотни малых населенных пунктов имеют сложности с круглогодичным доступам к автотрассам, а перспективный прогноз авторов развития отрасли выходят за географические границы приграничного региона. К примеру, появление новых современных дорожно-транспортной сети позволит сделать реальностью идею доступности главных курор-

тов Юга России - Кавминвод, Домбая, Приэльбрусья, Черноморского побережья, что позволит резкое увеличение числа туристов;

среди перспективных, приоритетных задач, по мнению авторов, - создание в составе международных транспортных коридоров современных автомагистралей, которые будут справляться с растущим потоком машин и т.д.;

ускорить разработку законодательно-правовой и нормативной базы, усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективный механизм и структуру управления производственной инфраструктурой с учетом геоэкономического ресурса каждого региона и страны в целом.

Таким образом, полученные результаты исследования вносят существенный вклад в развитии науки, ускорение экономического и социального развития хозяйства приграничного региона с учетом геоотраслевого потенциала в условиях модернизации экономики. Сформулированные выводы и предложения, направленные на повышение эффективности и устойчивого функционирования инфраструктуры экономики с учетом использования геоотраслевого ресурса.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ МУНИЦИПАЛИТЕТАМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Терентьева О.В., соискатель Института экономики РАН

Статья посвящена важнейшей форме взаимодействия государственной и муниципальной власти - передаче государственных полномочий на муниципальный уровень. Практика осуществления передачи соответствующих полномочий свидетельствует о несовершенстве законодательства, неотработанности механизмов отбора государственных полномочий и их передачи муниципалитетам, что приводит к ряду проблем и противоречий в этой сфере.

Ключевые слова: государственная власть, муниципальная власть, государственные полномочия, местное самоуправление, муниципальные образования, местное сообщество, муниципальные работники.

CURRENT PROBLEMS IN THE TRANSFER OF STATE POWERS OF THE MUNICIPALITY

Terenteva O., The applicant, Institute of Economics RAN

Paper is devoted to the most important form of interaction between state and municipal authorities - the transfer of state powers to the municipal level. The practice of the transfer of authority demonstrates the imperfection of legislation, by insufficient take-offs of state powers and their transfer to municipalities, which leads to a number of problems and contradictions in this area.

Keywords: government, municipal authorities, state authorities, local government, municipalities, local community, municipal workers.

Согласно российской Конституции, местное самоуправление в современной России построено на разграничении функций местного самоуправления и государственной власти. Сферы ведения государственных управленческих структур и местного самоуправления являются различными (отдельными) видами публичной власти. Местное самоуправление самостоятельно решает проблемы местного значения, при этом под вопросами местного значения понимается особая категория компетенций, отделенных от государственных. Законодательно установлено, что органы государственной власти не могут вмешиваться в решение вопросов местного значения. Органы местного самоуправления должны самостоятельно решать и непосредственно реализовать закрепленные за ними полномочия. Они не имеют права передавать свои полномочия органам государственной власти.

В то же время, согласно статьи 2 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», городским округам и муниципальным районам могут быть переданы отдельные государственные полномочия. Органам местного самоуправления городских и сельских поселений такие полномочия передаваться не могут. Передающиеся полномочия, как правило, выходят за рамки решения вопросов местного значения и являются дополнительными для местного самоуправления. В данном случае важно, чтобы был соблюден принцип разграничения полномочий, а государственные полномочия не были подменены самоуправленческими, а оставались бы именно государственными.

Передача полномочий должна носить достаточно ограниченный характер, как в количественном (с точки зрения объема делегированных полномочий), так и в качественном (с точки зрения

видов передаваемых полномочий), отношениях. В данном случае важно централизовано определить, какие виды государственных полномочий могут быть переданы на муниципальный уровень. Сложность состоит в том, что пока на законодательном уровне четко не сформулированы принципы выделения передаваемых полномочий, хотя самой процедуре наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями посвящена статья 4 Федерального Закона 131-Ф3.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наделение же органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, соответственно, законами этих субъектов. Сроки наделения могут быть неограниченными или иметь определенный временной отрезок действия, зависящий как от характера полномочий, так и перемен, происходящих в субъекте Российской Федерации (его объединения с другим, например).

Наиболее важным и ответственным в этом процессе является финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Оно может осуществляться только за счет предоставления местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В то же время органы местного самоуправления имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для реализации переданных им государственных полномочий, исходя и опираясь на устав муниципального образования.

Федеральный закон 131-Ф3 (часть 6 статьи 19.) разъясняет положения, которым должен следовать субъект Федерации при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.