Научная статья на тему 'Приоритетные цели и задачи комплексного развития экономики производственной инфраструктуры региона'

Приоритетные цели и задачи комплексного развития экономики производственной инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
749
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ УСЛУГИ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСПОДДЕРЖКА / ОБОЗРИМАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ECONOMIC EFFICIENCY / MODERNIZATION / SYSTEM ANALYSIS / COMPETITIVENESS / REGIONAL ECONOMY / INFRASTRUCTURE SERVICES / INVESTMENTS / STATE SUPPORT / FORESEEABLE PROSPECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов Магомед Алиевич

В статье исследованы приоритетные направления комплексного развития экономики производственной инфраструктуры в условиях инновационных преобразований. В результате научно-практического анализа определены цели и задачи устойчивого функционирования инфраструктурной сферы в развитии экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY GOALS AND OBJECTIVES OF COMPREHENSIVE DEVELOPMENT ECONOMIC REGION IND STRIAL INFRASTRUCTURE

In the article the priority directions of complex development of economy of production infrastructure in the conditions of innovative transformations are investigated. As a result of the scientific and practical analysis definite purposes and problems of steady functioning of the infrastructure sphere in development of economy of the region.

Текст научной работы на тему «Приоритетные цели и задачи комплексного развития экономики производственной инфраструктуры региона»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

ГАСАНОВ М.А.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

В статье исследованы приоритетные направления комплексного развития экономики производственной инфраструктуры в условиях инновационных преобразований. В результате научно-практического анализа определены цели и задачи устойчивого функционирования инфраструктурной сферы в развитии экономики региона.

Ключевые слова: экономическая эффективность, модернизация, системный анализ, конкурентоспособность, региональная экономика, инфраструктурные услуги, инвестиции, господдержка, обозримая перспектива.

HASANOV МЛ.

PRIORITY GOALS AND OBJECTIVES OF COMPREHENSIVE DEVELOPMENT ECONOMIC REGION INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE

In the article the priority directions of complex development of economy of production infrastructure in the conditions of innovative transformations are investigated. As a result of the scientific and practical analysis definite purposes and problems of steady functioning of the infrastructure sphere in development of economy of the region. Keywords: economic efficiency, modernization, system analysis, competitiveness, regional economy, infrastructure services, investments, state support, foreseeable prospect.

Стратегической целью развития производственной инфраструктуры Дагестана должно стать формирование единого инфраструктурного пространства республики на базе сбалансированного развития эффективной производственно-социальной инфраструктуры, обеспечение доступности и качества инфраструктурно-логистических услуг на уровне потребностей развития населения и экономики.

В настоящее время инфраструктурная проблема является одной из приоритетных в числе макроэкономических вопросов. Инфраструктурная отрасль — это сфера национальных интересов. В условиях перехода экономики в фазу модернизации и усиления интеграционных процессов возрастает роль производственной инфраструктуры, комплексного развития и взаимодействия подотраслей инфраструктуры, а также их взаимосвязи с другими составляющими экономики и социальной сферы Дагестана.

Развитие экономики на обозримую перспективу приведет к увеличению спроса на все виды инфраструктурных услуг, а это способствует развитию всей инфраструктуры. Предприятия и организации региона могут устойчиво функционировать только при условии своевременной и сохранной доставки продукции. Для республики, учитывая ее геоэкономическое положение, развитие всех видов производственной инфраструктуры в условиях модернизации — это не только экономическая задача, это прежде всего задача обеспечения единства СевероКавказского федерального округа и страны.

Учитывая значение в сфере функционирования и развития отраслей инфраструктуры, широкомасштабной и непротиворечивой целью ее развития до 2025 года является формирование устойчивой интегрированной инфраструктурной системы региона (ИИСР), которая обеспечивала бы потребности населения в качественных и конкурентоспособных услугах при минимизации нагрузки на окружающую среду.

Только такая система может обеспечить максимальную коммуникационную способность гражданского общества. Достичь этого можно только при активной пропускной способности инфраструктурных сетей и максимальной провозной способности инфраструктурных средств всех видов. Ни один из видов производственной инфраструктуры самостоятельно с этой стратегической проблемой не справится. Нужен комплексный подход к решению проблемы.

Такая цель модернизации экономики отраслей инфраструктуры сформулирована впервые и

удовлетворяет потребности всего общества, а не отдельных групп, представляющих интересы определенного вида инфраструктуры.

Предлагаем концептуальную схему построения ИИСР как организацию системной формы взаимодействия всех видов производственной инфраструктуры, наиболее эффективное использование геоэкономического и отраслевого ресурса благодаря совместным инфраструктурным операциям с наиболее рациональными вариантами структурно-поточных схем направления (грузопотоков, пассажиров и т. д.), при обеспечении качества инфраструктурных услуг.

Основная особенность построения системы заключается в том, что она не стремится к монополизации, давая возможность развивать каждому виду подотраслей производственной инфраструктуры свое поле деятельности в инфраструктурном комплексе региона.

В числе новых подходов особо следует выделить такие направления, которые фактически являются основным стержнем формирования стратегии развития отрасли инфраструктуры в новых экономических условиях на значительный период с учетом многоплановости региональной производственной инфраструктуры и стремления эффективного использовать все имеющиеся ресурсы.

Одним из первоочередных направлений развития инфраструктуры является рациональная структурная организация отрасли, которая обеспечивала бы единство ее управления, координации и регулирования всех составных факторов, то есть определение такого структурного построения отрасли, которое позволяет с наименьшими затратами формировать рынок инфраструктурных услуг.

В современный период принципиально новой проблемой модернизации отрасли является формирование модели рынка сферы услуг на основе инфраструктурного баланса. Следующим принципиально новым для отрасли концептуальным направлением развития становится рациональное взаимодействие всех видов производственной инфраструктуры с целью использования преимущества того или иного вида при использовании интегрального обслуживания отраслей экономики региона.

Стратегически новым направлением для отрасли также является выработка характеристик и технологий, направленных на формирование высокого качества инфраструктурных услуг, определяющего их конкурентоспособность. К числу новых направлений для отрасли относится обеспечение минимизации нагрузки на окружающую среду от хозяйственной деятельности.

Вместе с тем необходимо осуществление принципиально нового подхода к безопасности инфраструктурной деятельности как интегральной характеристики, оценивающей все составляющие ее компоненты (технологические, эксплуатационные, технические). Новые организации и техническая программа в условиях модернизации должны быть использованы при построении интегральной информационной системы для отрасли в целом, обеспечивающей единство представления и восприятия всей информации о функционировании производственной инфраструктуры, что в настоящее время практически отсутствует.

Следовательно, отмеченные принципиально новые направления для развития региональной отрасли инфраструктуры требуют максимальной концентрации усилий на решении новых фундаментальных проблем. В первую очередь, реализация научно обоснованной стратегии развития инфраструктурных отраслей требует проведения комплекса исследований в виде программы фундаментальных и поисковых работ, которые позволяют им занимать лидирующие позиции во всероссийском пространстве инфраструктурных услуг.

Важнейшей задачей государственной политики в области производственной и социальной инфраструктуры на рассматриваемый период становится создание и развитие рациональной инфраструктуры, позволяющей решать задачи повышения конкурентоспособности региональной экономики и качества жизни населения, удовлетворения растущих потребностей экономики и населения в инфраструктурных услугах региона, соответствующих мировому уровню качества в условиях громадного дефицита отечественных инфраструктурных ресурсов.

В инфраструктурных отраслях экономики региона модернизация связана с разрешением сложной и важной проблемы взаимодействия различных отраслей производственной сферы в рамках ИИСР. В данном случае необходима совокупность правовых и законодательных норм по определенному кругу взаимных отношений, образующих «институт согласия» между всеми видами инфраструктуры, участвующими в производственном процессе. Это позволит более рационально использовать перевозочную способность инфраструктурных средств и повысить качество представляемых услуг.

Данные по объему платных услуг инфраструктуры Республики Дагестан в первом полугодии 2013 года в сравнении с СКФО приведены в таблице 1. Основной задачей государственной политики в области производственной инфраструктуры является ускоренное формирование соответствующей адекватной нормативно-правовой базы функционирования инфраструктурной системы, обеспечивающей формирование рынка сферы услуг. Ясно, что в отсутствии соответствующего законодательного обеспечения производственная сфера региона не станет конкурентоспособным сегментом глобального рынка услуг.

Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013

Таблица 1

Параметры платных услуг инфраструктуры Дагестана в сопоставлении с субъектами СКФО

Всего, млн рублей Индекс физического объема, в % к I полугодию 2012 года

Республика Дагестан 33 484,8 103,8

Республика Ингушетия 4 574,1 115,4

Кабардино-Балкарская Республика 9 618,5 104,5

Карачаево-Черкесская Республика 5 248,8 102,6

Республика Северная Осетия — Алания 10 203,6 99,6

Чеченская Республика 9 611,8 136,9

Ставропольский край 52 783,5 113,4

На современном этапе определяется переход инфраструктурной системы страны и ее регионов на инновационный путь развития. Такой переход требует пересмотра государственной политики в отношении научного обеспечения развития производственной инфраструктуры и подготовки современных кадров. Только внедрение и использование новых знаний и технологий позволит продвигаться по пути формирования инфраструктурной сферы Дагестана, адекватной современным требованиям по безопасности и экологичности, качеству и конкурентоспособности, соответствующим наилучшим стандартам и обеспечивающим растущие потребности региональной экономики и населения в грузопассажирских перевозках. Так, например, грузооборот субъектов хозяйственной деятельности, занимающихся автоперевозками продукции, за первое полугодие 2013 года составил 2 446,0 млн ткм, что на 5,1 % больше аналогического периода предыдущего года, а пассажирооборот — 2274,7 пасс.-км, что на 6,5 % выше, чем в 2012 году.

Одной из первоочередных проблем направленного устойчивого развития отрасли является поиск научно-обоснованной структурной организации рационального построения системы управления отраслью. Это сложнейшая фундаментальная проблема теории организации больших систем. При этом необходимо пользоваться принципом обеспечения рационального взаимодействия различных видов производственной инфраструктуры.

В настоящее время формируются принципиально новые положения общей теории безопасности отраслевых инфраструктурных систем, позволяющей определять интегральные критерии оценки обобщенной безопасности. Эти критерии включают в себя все составляющие факторы, определяющие функционирование инфраструктуры (экономические, технологические, экологические, эргономические), то есть качество инфраструктурных услуг. Данное направление также должно быть выделено в стратегии. Научно обоснованная организация инфраструктурных направлений и использование их в интересах государства позволят в условиях модернизации принципиально изменить эффективность работы инфраструктурного комплекса региона.

Из этого следует, что формирование качественного и конкурентоспособного рынка производственных услуг, полностью удовлетворяющего потребностям общества при условии минимизации нагрузки на окружающую среду, также является генеральным стратегическим направлением развития и повышения эффективной деятельности отрасли. Производственную инфраструктуру в процессе материального воспроизводства можно представить следующим образом (схема 1).

Известно, что качество услуг обеспечивается необходимыми постоянными, целенаправленными комплексными исследованиями по разработке новых технологий и внедрению инноваций. Поэтому направление развития инфраструктурного комплекса экономики страны, СКФО и республики требует опережающего проведения широкомасштабных исследований для решения крупных научно-практических проблем, фактически определяющих успех в достижении цели — формировании и эффективном функционировании отраслей инфраструктуры. Именно поэтому Россия и её регионы определили в числе шести гражданских приоритетов государственной научной политики производственные системы инфраструктуры.

Схема 1. Производственной инфраструктуры в процессе материального воспроизводства

На современном этапе для формирования таких систем необходимо предварительно определить их перспективный и прогнозный облик к 2025 году (инфраструктурные и геоэкономические ресурсы, грузо- и пассажиропотоки и т. д.) на имитационных моделях с учетом внешних и внутренних условий функционирования отрасли, а также принципов и приоритетов развития региональной и отечественной экономики в целом. Для этого необходима специализированная государственная комплексная программа фундаментальных и прикладных исследований в интересах развития инфраструктурного комплекса страны, СКФО и Республики Дагестан, позволяющая реализовать первоочередные проблемы стратегии развития отрасли научно обоснованными методами. В программе должны найти отражение важнейшие стратегические направления развития отрасли до 2025 года, а именно рациональное развитие инфраструктурных отраслей в соответствии с потребностями экономики и общества.

Решение проблемы в сфере модернизации необходимо обосновать на модельно-предсказательном уровне — на основе всестороннего анализа объемов и направлений, например, перевозок продукции и пассажиров на обозримую перспективу, сравнения вариантов развития инфраструктурных сетей методом регрессионного моделирования процессов с использованием геоинформационных моделей в сочетании с современными экономическими методами.

Формирование рынка инфраструктурных услуг. Важное значение имеет формирование модели рынка производственного обеспечения, основывающейся на постоянном изучении потребностей общества, выработке четких представлений не только о количественных, но и о качественных потребностях заказчика. Исследования стандартов на основные виды услуг, предусматривая в них научно обоснованные требования к условиям обслуживания, позволяют обеспечить совершенствование форм и методов контроля качества представляемых услуг. Особое внимание следует уделить разработке и реализации новых информационных технологий, новых принципов снижения влияния деструктивных факторов естественного и искусственного происхождения на основе построения модели рынка инфраструктурных услуг.

Развитие рационального взаимодействия видов производственной инфраструктуры. Решение проблемы в условиях модернизационных процессов предполагает формирование структуры управления и регулирования инфраструктурных сетей на международных и внутренних маршрутах на основе координации, связывающей всех участников рынка сферы услуг (грузовладельцы, грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, экспедиторы, таможенные брокеры, стивидоры, кредитно-финансовые и страховые кампании), а также создание общих

_Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013_

взаимовыгодных инфраструктурных и оптимизационных проектов с грузовладельцами. Основой решения указанных проблем должно стать использование современных системных методов теории компромиссных решений, построения инфраструктурных сетей, создания интеллектуальных систем, позволяющих определить количественные оценки рационального взаимодействия участников рынка услуг в условиях модернизации экономики региона.

В результате научно-практического анализа определена роль и тенденции функционирования производственной инфраструктуры в развитии экономики региона в современных условиях хозяйствования, а также исследованы теоретические и методологические основы комплексного социально-экономического развития инфраструктуры в условиях инновационных преобразований. В этой связи в работе рассматриваются стратегические направления и приоритеты инновационного развития экономики производственной инфраструктуры в условиях модернизации. На базе аналитического материала разработана новая многофакторная экономико-статическая модель подотрасли инфраструктурного комплекса региона.

Таким образом, состояние производственной инфраструктуры требует приведения ее в соответствие с потребностями социально-экономического развития региона, а реализация предложенных мероприятий позволит сформировать инфраструктурную систему, обеспечивающую конкурентное преимущество республики на международном рынке производственно-инфраструктурных услуг, переориентировать транзитные перевозки продукции на дагестанские инфраструктурные коридоры, увеличить доходы экспорта.

Литература

1. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Аналитический обзор территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан за I полугодие 2013 года. — Махачкала, 2013.

2. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. — М.: Инфра-М., 2006.

3. Авраамов А. И., Авсеенко А. А. и др. Экономика дорожного хозяйства / под ред. Е. Н. Гарманова. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.