Научная статья на тему 'Методологические аспекты компонентов социального здоровья и их характеристики'

Методологические аспекты компонентов социального здоровья и их характеристики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
327
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / МЕТОДОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / ЧЕЛОВЕК / ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / SOCIAL HEALTH / HEALTH METHODOLOGY / PEOPLE / PSYCHOLOGY / SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гатило В.Л.

Статья посвящены основным теоретическим аспектам социального здоровья, отражены ключевые характеристики и методология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article focused on basic theoretical aspects of social health, reflects the key characteristics and methodology.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты компонентов социального здоровья и их характеристики»

Подводя итоги, можно констатировать, что в решении вопросов трудоустройства выпускников следует сделать акцент на повышение собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать активными субъектами на рынке груда, а также взаимодействие между предприятиями, заинтересованными в квалифицированных специалистах с одной стороны, и ВУЗами- с другой, должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в ВУЗах - более дифференцированным и адаптированным к интересам организации.

Список литературы 1. Воронина Е.Б. Проблемы безработицы в России // Территория науки. 2012. № 1. С. 41-44.

2. Михайловская Г.Н, Занин А.Н. Выпускник вуза и проблемы трудоустройства // Территория науки. 2012. № 1. С. 96-99.

3. Мычка С.Ю. Мотивация персонала в современных организациях // Совершенствование экономических и правовых отношений в современных российских условиях. Сборник материалов международной научно-практической заочной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2013. С. 74-77.

4. Мычка С.Ю. Проблемы экономики труда и управления персоналом // Перспективы инновационного развития современного мирового сообщества: экономико-правовые и социальные аспекты. Материалы Международной юбилейной научно - практической конференции ВЭПИ-ВГЛТА-2012 : в 5 - ти томах. Главный редактор С. Л. Иголкин, ответственный редактор Т. Л. Безрукова, А. Э. Ахмедова. 2012. С. 158-160.

Гатило В.Л.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Белгородский государственный университет, Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: социальное здоровье, методология здоровья, человек, психология, социология.

Аннотация: статья посвящены основным теоретическим аспектам социального здоровья, отражены ключевые характеристики и методология.

Keywords: social health, health methodology, people, psychology,

sociology.

Abstract: article focused on basic theoretical aspects of social health, reflects the key characteristics and methodology.

Используя системный подход к анализу социального здоровья на основании и исследований социальных детерминант здоровья, западными, российскими и отечественными учеными была разработана многомерная модель социальною здоровья.

С учетом поликаузальной обусловленности здоровья взаимодействие человека (социальной группы, сообщества) с разнообразными факторами окружающей среды представлено в виде сосудов, которые соединяются между собой.

Этот подход подчеркивает открытый характер взаимодействия человека с жизненной средой, который учитывает не только внешнюю детерминацию (технологические, экономические, культурные, политические факторы), но и особенности духовною мира личности, ее восприятия и понимания этих факторов.

Критериями нормативности социального здоровья в этой модели выступают [1]:

- Социально адаптивный критерий (адаптивность, социальная удовлетворенность, социальная пластичность).

- Социально динамический критерий (нормативность социального развития; соответствие возраста и ведущей деятельности).

- Социокультурный критерий (социальная готовность, социальные знания и социальный опыт, социальная культура, социальное благополучие).

- Общекультурный критерий (воспитанность; социально приемлемые ценностные ориентации и отношений положительная направленность личности).

- Нормативно-поведенческий критерий (социальность, стиль, клад, здоровый образ жизни, отсутствие человеческих расстройств).

- Личностно-акмеологический критерий (самоопределение, сформированность «Я образа»)

- Личностно-рефлексивный критерий (сформированность социально значимых личностных качеств: способность к самоконтролю, эмпатийность).

Иными словами, социальное здоровье определяется как личностными особенностями, так и социальной средой. Поэтому характеристики социального здоровья, отчасти опосредуются спецификой социальной среды.

Рассмотрим подходы к структуре социального здоровья, представленные различными исследователями.

Так, в структуре социального здоровья Е.Н. Приступа выделяет следующие компоненты [2]:

- Духовно-нравственный (следование социальным нравственным нормам, наличие социальных знаний, умений, навыков).

- Социально-поведенческий (устойчивость личности к социально неблагоприятным факторам среды и сформированность навыков саморегуляции поведения).

- Социально-спихологический (социальная направленность личности школьника, удовлетворительная социальная адаптивность).

- Социокультурный (высокий уровень социального развития, сформированная социальная готовность, социально полезный опыт).

Социальное здоровье студента имеет свои особенности поведения в зависимости от возраста, оценивается соответствующими критериями и показателями нормы и отклонений.

Уровни социального здоровья могут быть следующими [3]:

- социально приемлемый - (стандартный), который характеризуется соответствием социальным нормам, принимаемым большинством людей, вызывает одобрение, приводит к нормальной социально психологической адаптации (социальной готовности), сформированной базовой культуре личности.

- социально нейтральный уровень социального здоровья отмечается крайняя граница социальных норм, что вызывает напряжение у окружающих людей.

- социально неприемлемый (нестандартный) уровень социального здоровья характеризует наличие у него явных социальных отклонений.

Можно выделить следующие компоненты социального здоровья [4-5]:

- Когнитивный компонент характеризуется качеством знаний в контексте социального здоровья, проявляющихся в их полноте, глубине и системности Процесс формирования поля знаний, связанных с обучением здоровью и основам безопасности жизни человека, является органичным для методологических основ педагогической валеологии и призван оказывать влияние на когнитивно познавательную сферу личности индивида, актуализируя его потребности в здоровьесбережении.

- Социально-технологический компонент напрямую зависит от уровня вышеназванных компонентов валеологической культуры, отражающих спектр жизненных детерминант и установок и представляет собой качество отношения личности к видам

деятельности, направленным на ведение здорового образа жизни (позитивное, нейтральное, негативное).

- Габитуальный компонент представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации функции сохранения и укрепления индивидуального и общественного здоровья и требующих его особых отношений во взаимодействии с внешней средой.

Исходя из методологических аспектов компонентов социального здоровья и их характеристик, технология здоровьясбсрежения личности должна в широком смысле представлять собой совокупность философских психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и сочетание форм, методов, приемов образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих

оптимальное практикоориентированное погружение обучаемых в специально созданную научно-образовательную среду.

Список литературы

1. Сергеева Т.Б. Социальное здоровье философский аспект. -Ставрополь: СГМА. 2003. - 44 с.

2. Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва, 2008.

3. Приступа Е.Н. Воспитание социально здоровой личности как социально политическая и социально-педагогическая задача // Социальная политика и социология. 2006. № 1.(29). С. 107-119.

4. Гатило В.Л. Организация социального саногенеза студенческой молодежи // Территория науки. 2011. № 18 (19). С. 163-168.

5. Гатило В.Л. Показатели социального здоровья в вузе // Роль здорового образа жизни в формировании интеллектуального потенциала поколений сборник докладов международной научно-практической конференции "Развитие интеллектуального и инновационного потенциалов поколений регионов в трансформирующемся обществе", 25-26 ноября 2010 г., Губкин. М-во образования и науки Российской Федерации,...Харьковский нац. автомобильно-дорожный ун-т (Украина) [и др.]. Губкин, 2010. С. 136-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.