Подводя итоги, можно констатировать, что в решении вопросов трудоустройства выпускников следует сделать акцент на повышение собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать активными субъектами на рынке груда, а также взаимодействие между предприятиями, заинтересованными в квалифицированных специалистах с одной стороны, и ВУЗами- с другой, должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в ВУЗах - более дифференцированным и адаптированным к интересам организации.
Список литературы 1. Воронина Е.Б. Проблемы безработицы в России // Территория науки. 2012. № 1. С. 41-44.
2. Михайловская Г.Н, Занин А.Н. Выпускник вуза и проблемы трудоустройства // Территория науки. 2012. № 1. С. 96-99.
3. Мычка С.Ю. Мотивация персонала в современных организациях // Совершенствование экономических и правовых отношений в современных российских условиях. Сборник материалов международной научно-практической заочной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2013. С. 74-77.
4. Мычка С.Ю. Проблемы экономики труда и управления персоналом // Перспективы инновационного развития современного мирового сообщества: экономико-правовые и социальные аспекты. Материалы Международной юбилейной научно - практической конференции ВЭПИ-ВГЛТА-2012 : в 5 - ти томах. Главный редактор С. Л. Иголкин, ответственный редактор Т. Л. Безрукова, А. Э. Ахмедова. 2012. С. 158-160.
Гатило В.Л.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Белгородский государственный университет, Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: социальное здоровье, методология здоровья, человек, психология, социология.
Аннотация: статья посвящены основным теоретическим аспектам социального здоровья, отражены ключевые характеристики и методология.
Keywords: social health, health methodology, people, psychology,
sociology.
Abstract: article focused on basic theoretical aspects of social health, reflects the key characteristics and methodology.
Используя системный подход к анализу социального здоровья на основании и исследований социальных детерминант здоровья, западными, российскими и отечественными учеными была разработана многомерная модель социальною здоровья.
С учетом поликаузальной обусловленности здоровья взаимодействие человека (социальной группы, сообщества) с разнообразными факторами окружающей среды представлено в виде сосудов, которые соединяются между собой.
Этот подход подчеркивает открытый характер взаимодействия человека с жизненной средой, который учитывает не только внешнюю детерминацию (технологические, экономические, культурные, политические факторы), но и особенности духовною мира личности, ее восприятия и понимания этих факторов.
Критериями нормативности социального здоровья в этой модели выступают [1]:
- Социально адаптивный критерий (адаптивность, социальная удовлетворенность, социальная пластичность).
- Социально динамический критерий (нормативность социального развития; соответствие возраста и ведущей деятельности).
- Социокультурный критерий (социальная готовность, социальные знания и социальный опыт, социальная культура, социальное благополучие).
- Общекультурный критерий (воспитанность; социально приемлемые ценностные ориентации и отношений положительная направленность личности).
- Нормативно-поведенческий критерий (социальность, стиль, клад, здоровый образ жизни, отсутствие человеческих расстройств).
- Личностно-акмеологический критерий (самоопределение, сформированность «Я образа»)
- Личностно-рефлексивный критерий (сформированность социально значимых личностных качеств: способность к самоконтролю, эмпатийность).
Иными словами, социальное здоровье определяется как личностными особенностями, так и социальной средой. Поэтому характеристики социального здоровья, отчасти опосредуются спецификой социальной среды.
Рассмотрим подходы к структуре социального здоровья, представленные различными исследователями.
Так, в структуре социального здоровья Е.Н. Приступа выделяет следующие компоненты [2]:
- Духовно-нравственный (следование социальным нравственным нормам, наличие социальных знаний, умений, навыков).
- Социально-поведенческий (устойчивость личности к социально неблагоприятным факторам среды и сформированность навыков саморегуляции поведения).
- Социально-спихологический (социальная направленность личности школьника, удовлетворительная социальная адаптивность).
- Социокультурный (высокий уровень социального развития, сформированная социальная готовность, социально полезный опыт).
Социальное здоровье студента имеет свои особенности поведения в зависимости от возраста, оценивается соответствующими критериями и показателями нормы и отклонений.
Уровни социального здоровья могут быть следующими [3]:
- социально приемлемый - (стандартный), который характеризуется соответствием социальным нормам, принимаемым большинством людей, вызывает одобрение, приводит к нормальной социально психологической адаптации (социальной готовности), сформированной базовой культуре личности.
- социально нейтральный уровень социального здоровья отмечается крайняя граница социальных норм, что вызывает напряжение у окружающих людей.
- социально неприемлемый (нестандартный) уровень социального здоровья характеризует наличие у него явных социальных отклонений.
Можно выделить следующие компоненты социального здоровья [4-5]:
- Когнитивный компонент характеризуется качеством знаний в контексте социального здоровья, проявляющихся в их полноте, глубине и системности Процесс формирования поля знаний, связанных с обучением здоровью и основам безопасности жизни человека, является органичным для методологических основ педагогической валеологии и призван оказывать влияние на когнитивно познавательную сферу личности индивида, актуализируя его потребности в здоровьесбережении.
- Социально-технологический компонент напрямую зависит от уровня вышеназванных компонентов валеологической культуры, отражающих спектр жизненных детерминант и установок и представляет собой качество отношения личности к видам
деятельности, направленным на ведение здорового образа жизни (позитивное, нейтральное, негативное).
- Габитуальный компонент представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации функции сохранения и укрепления индивидуального и общественного здоровья и требующих его особых отношений во взаимодействии с внешней средой.
Исходя из методологических аспектов компонентов социального здоровья и их характеристик, технология здоровьясбсрежения личности должна в широком смысле представлять собой совокупность философских психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и сочетание форм, методов, приемов образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих
оптимальное практикоориентированное погружение обучаемых в специально созданную научно-образовательную среду.
Список литературы
1. Сергеева Т.Б. Социальное здоровье философский аспект. -Ставрополь: СГМА. 2003. - 44 с.
2. Приступа Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва, 2008.
3. Приступа Е.Н. Воспитание социально здоровой личности как социально политическая и социально-педагогическая задача // Социальная политика и социология. 2006. № 1.(29). С. 107-119.
4. Гатило В.Л. Организация социального саногенеза студенческой молодежи // Территория науки. 2011. № 18 (19). С. 163-168.
5. Гатило В.Л. Показатели социального здоровья в вузе // Роль здорового образа жизни в формировании интеллектуального потенциала поколений сборник докладов международной научно-практической конференции "Развитие интеллектуального и инновационного потенциалов поколений регионов в трансформирующемся обществе", 25-26 ноября 2010 г., Губкин. М-во образования и науки Российской Федерации,...Харьковский нац. автомобильно-дорожный ун-т (Украина) [и др.]. Губкин, 2010. С. 136-141.