Научная статья на тему 'Формирование социально здоровой личности как главного субъекта социального управления'

Формирование социально здоровой личности как главного субъекта социального управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ САНОГЕНЕЗ / PERSONALITY / SOCIAL MANAGEMENT / SOCIAL HEALTH / SOCIAL SANOGENESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатило В. Л.

В статье рассматриваются возможности социального саногенеза с целью формирования социально здоровой и развитой личности, которая способна на основе реализации своего творческого потенциала и социально ответственной целесообразной деятельности гармонизировать состояние сложных социальных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the feasibility of social sanogenesis to create the fully socially involved and meaningful personality, whose creativeness fulfillment and socially responsible and viable activities allow him to harmonize the state of complex social systems.

Текст научной работы на тему «Формирование социально здоровой личности как главного субъекта социального управления»

рекомендации для разработки оптимальной образовательной программы можно получить высокие образовательные и научные результаты обучения магистров. Для этого необходимо учитывать организационные принципы массовых открытых дистанционных курсов и каждый из блоков учебно-методических комплексов дисциплин в массовых открытых дистанционных курсах.

Список литературы

1. Андрющенко Я.Э. Анализ педагогических технологий, используемых в процессе профессиональной подготовки магистров физико-математических специальностей в открытых образовательных ресурсах // Синергия. 2016. № 3. С. 26-30.

2. Бацуровская И.В. Организационные принципы научной подготовки магистров в условиях массовых открытых дистанционных курсов // Синергия. 2016. № 2. С. 18-26

3. Жданкина И.Ю., Шамин Е.А. Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 12-18.

4. Зайцева К.Н. Противоречия между профессиональной подготовкой педагога и современными требованиями к обучению // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 4. С. 113-116

5. Комаров К.Ю. Особенности реализации модели инновационного образовательного пространства на примере подготовки агропедагогов // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 4. С. 26-29

6. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проведение онлайн-лекций (вебинаров) в рамках стратегии инновационного развития образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1 (3). С. 1189-1193.

Гатило В.Л.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ КАК

ГЛАВНОГО СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: личность, социальное управление, социальное здоровье, социальный саногенез.

Аннотация: в статье рассматриваются возможности социального саногенеза с целью формирования социально здоровой и развитой личности, которая способна на основе реализации своего творческого

потенциала и социально ответственной целесообразной деятельности гармонизировать состояние сложных социальных систем.

Key words: personality, social management, social health, social sanogenesis.

Abstract: The article discusses the feasibility of social sanogenesis to create the fully socially involved and meaningful personality, whose creativeness fulfillment and socially responsible and viable activities allow him to harmonize the state of complex social systems.

Сегодня становится всё более очевидным, что в центре решения проблем устойчивого развития и управления оказался каждый человек. Особое значение имеет изучение человека как субъекта управления, хотя он в определенной мере является и объектом управленческого воздействия, потому что объектом управления выступают люди, социальные организации.

Понятие личности отражает цельного человека в единстве его индивидуальных способностей и социальных функций, которые он выполняет. Личность характеризуется разнообразием функций и ролей, целостность которых в значительной степени определяет структуру личности. В обществе личность находится в зависимости от других индивидов, от социального пространства, в частности, от типа государства, которое на сегодняшний день является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.

Однако крайне важно подчеркнуть, что личность - не только продукт общественных отношений, впитавшая нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, она реализует себя всякий раз в специфической форме в зависимости от творческого потенциала; во-вторых, впитывая социальное влияние и актуализируя свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями.

Личность - главный субъект управления социальными процессами. Только развитая личность на основе реализации своего творческого потенциала, целесообразной деятельности и использования данных науки может преодолеть хаотическое состояние сложных социальных систем, гармонизировать окружающий мир, упорядочить его в соответствии с выработанными человечеством духовными принципами.

Однако жизненные силы личности на сегодняшний день подавлены, творческий потенциал остается нереализованным в полной

мере, в массовом масштабе формируется «одномерная личность», склонная к разрушениям, конфликтам, деструктивному поведению. Следствием этого сегодня выступают такие угрозы как терроризм, мировые войны, экологическая катастрофа и т.д.

Выход из этой ситуации один - освободить творческие силы каждой личности для решения вновь возникших неординарных проблем, сделать каждого ответственным за их решения. Всё это требует, в первую очередь, коренного оздоровления той социально-экономической и духовной среды, которая разрушает творческий потенциал живущих сегодня людей. В условиях обостряющегося давления социальной, экономической, экологической среды каждый человек должен осознавать свое предназначение в этом мире и в полной мере использовать свой потенциал, чтобы стать подлинным субъектом социального управления.

На сегодняшний день в социальном управлении приоритетными направлениями должны быть духовно-нравственные ценности общества, его культура, коллективный разум.

Способность учитывать общественное мнение сегодня является важнейшей функцией социального управления, которая наряду с целеполаганием определяет его эффективность и рациональность. Поэтому, формируя цели управления, создавая его организационные структуры, накапливая информацию для принятия управленческих решений, коллективные субъекты управления, отдельно взятые управляющие не должны забывать, что их деятельность, в итоге, должна быть ориентирована на благо общества, человека, на утверждение гуманизма и высших жизненных ценностей - защиты жизни, чести и достоинства каждой личности. В противном случае управленческое воздействие теряет всякий смысл, лишается своего общественного содержание и выходит за рамки социального поведения, возвращаясь к истокам и принципам поведения в животном мире.

Одним из этапов целенаправленного формирования личности, как ответственного за последствия своих действий и как личности, занимающейся экологичным социальным творчеством, которое позволяет социальному субъекту «помыслить и за счёт этого спроектировать и осуществить то, чего ещё нет, но должно появиться» в социальной действительности, представляется серьёзная работа по социальному оздоровлению каждого отдельно взятого человека и всего общества в целом.

Для реализации этой цели предстоит перестройка системы образования с внедрением в школы и высшие учебные заведения

системы социального саногенеза, в рамках которого у личности сформируются такие социально здоровые компоненты, как социальная адаптация, социальная самореализация, социальное творчество, социальная ответственность и социальная миссия.

Построение системы социального саногенеза, исходя из его специфических задач как социального института и его возможностей, должно определяться его потенциалом.

Программа социального саногенеза должна включать следующие направления:

1. Коррекционное - реализация совокупности мер по социальной адаптации. Меры должны быть направлены на приспособление личности к содержанию и условиям учебной.

2. Профилактическое - предупреждение социальных болезней. Это направление предполагает интеграцию обучающихся в культурно-досуговую среду, которая будет стимулировать их к проявлению инициативы.

3. Развивающее - стимулирование социального творчества и социальной самореализации, т.е. предполагается создание системы заинтересованности каждого ученика в максимальном использовании своего творческого потенциала.

4. Воспитательное - формирование параметров социально эффективной и социально ответственной личности. Работа данного направления предполагает поэтапное включение школьников и студентов с различным уровнем активности в полезную деятельность, тем самым, обеспечивая преодоление социальной пассивности.

Все эти направления социального саногенеза должны оказывать соответствующее социально-психологическое воздействие на личность. Применение на практике программ социального саногенеза позволит изменить в лучшую сторону социальное здоровье общества -повысить социальную адаптацию, стремление к социальной самореализации и социальному творчеству и формированию социально ответственной миссии, что в итоге поспособствует устойчивому развитию в социальном управлении.

Список литературы

1. Гатило В. Л., Сербай И. Н. Потенциал социального саногенеза вуза [Электронный ресурс] // Сборник международной нучно-практической конференции «Теоретические и практические инновации». - 2013. - Режим доступа: http://конференция.com.ua/files/image/konf_13/doklad_13_2_14.pdf.

2. Гатило В.Л. Теоретические проблемы определения понятия

социального здоровья // Территория науки. 2012. № 4. С. 181-190.

3. Колпина Л.В. Некоторые аспекты информационного обеспечения социальной инклюзии населения старших возрастных групп в муниципальных образованиях (результаты мониторинга официальных сайтов администраций органов МСУ) // Синергия. 2016. № 4. С. 93-103.

4. Сердюк И. И. Личность как объект и субъект управления // Сборник «Экономика и управление: ключевые проблемы и перспективы развития». Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е. В. Королюк. -2015. - С. 226-229.

5. Социальное управление: теория и методология: Учеб. пособие. В 2-х частях [Текст] / А. Г. Гладышев, А. В. Иванов, В. Н. Иванов и др. Под ред. В. Н. Иванова. Акад. наук социал. технологий и мест. самоуправления. Ч. II - 2-е изд. - М.: Муниципальный мир, 2004. -312 с.

6. Сысоева Ю.Ю., Шамин Е.А. Повышение эффективности деятельности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 119-124.

Горбатенко С.А., Даценко Н.В.

ПРИМЕНЕНИЕ АДАПТИВНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Воронежский экономико-правовой институт, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

Ключевые слова: повышение качества подготовки специалистов, индивидуализация обучения гуманитарным дисциплинам, адаптация диалога пользователя и автоматизированной системы.

Аннотация: Предлагается эффективный способ повышения качества подготовки специалистов при изучении гуманитарных дисциплин - разработка и использование в учебном процессе адаптивной автоматизированной системы обучения, позволяющей осуществлять хранение, пополнение и модификацию большого объема данных, формировать знания и умения с учетом индивидуальных особенностей студентов, проводить систематический фронтальный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.