Научная статья на тему 'Методологические аспекты изучения состояния психики людей, проживающих в регионе экологического неблагополучия'

Методологические аспекты изучения состояния психики людей, проживающих в регионе экологического неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ПСИХИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / РЕГИОН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ / PSYCHIC'S CONDITION / PSYCHOLOGICAL STATUS / REGION OF ECOLOGICAL TROUBLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панов В. И., Сараева Н. М.

Статья посвящена обоснованию необходимости системного анализа проблемы состояния психики (психологического статуса) людей, проживающих в регионе экологического неблагополучия. Психологический статус понимается как интегральная характеристика психической активности человека в соотношении с конкретными факторами жизненной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панов В. И., Сараева Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of study of psychic's condition of person living in a region of ecological trouble

The article is devoted to substantiation of the system analysis necessity condition of mental (of psychological status) of people living in a region of ecological trouble. Psychological status is referred to an integrated characteristic of person's mental activity in its correlation with specific factors of living environment.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты изучения состояния психики людей, проживающих в регионе экологического неблагополучия»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПСИХИКИ ЛЮДЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕГИОНЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ (1)

В.И. Панов

Психологический институт РАО Ул. Моховая, 9, Москва, Россия

Н.М. Сараєва

Российский университет дружбы народов Ул. Бабушкина, 129, Чита, Россия, 672007

Статья посвящена обоснованию необходимости системного анализа проблемы состояния психики (психологического статуса) людей, проживающих в регионе экологического неблагополучия. Психологический статус понимается как интегральная характеристика психической активности человека в соотношении с конкретными факторами жизненной среды.

Ключевые слова: состояние психики, психологический статус, регион экологического неблагополучия.

Главный ресурс развития любой страны, основа и гарантия ее социальной безопасности — это физические и психические силы людей, их возможности. Утрата или ослабление этих возможностей происходит не только в результате мощного «разового» поражения человека средовыми факторами экстремального характера во время природных или техногенных катастроф. Значительная часть населения России проживает в регионах экологического неблагополучия (РЭН), где естественные и антропогенные загрязнения, не являясь по интенсивности экстремальными, тем не менее настолько серьезны, что приводят к деформации природной (физической) среды. Она становится не вполне адекватной его генофенотипическим свойствам [8]. Последствия длительного воздействия на психику человека такой природной (физической) среды на территориях, экологическое неблагополучие которых связано с природно-климатическими условиями и профилем хозяйственной деятельности, нуждаются в специальном анализе.

Особенно подвержены влиянию экологически неблагополучной жизненной среды дети: психические функции в детском возрасте переживают период интен-

сивного становления, будучи особенно сенситивными к средовым воздействиям. Детское население в регионах (или на территориях) экологического неблагополучия оказывается в условиях повышенного риска. У детей нет контакта с производственными вредностями, но существует привязанность к месту проживания. Картина накопления в психике детской популяции страны дизадаптационных стигматов, о которой с тревогой говорят многие специалисты, должна быть конкретизирована в отношении категории детей, которые родились и живут в экологически неблагополучной, т.е. в изначально не вполне адекватной жизненной среде. В связи со сказанным эмпирическое обоснование основных положений работы проведено на детях.

Признание адаптационной сущности сдвигов в психике детей, коренных жителей экологически неблагополучных территорий, тем более требует тщательного изучения таких сдвигов и повышает значимость проблемы.

Эта проблема относительно давно осознана специалистами. Однако на сегодняшний день в достаточной мере разработаны лишь медико-биологические ее аспекты [1; 2; 3; 4]. Выводы медицинских и биологических исследований вполне определенны: разовые влияния экстремально загрязненной среды или длительные воздействия малых доз экологического загрязнения нарушают физическое и психическое здоровье человека, изменяют уровень активности функционирования его организма.

Выводы психологических исследований о влиянии экологически неблагополучной среды на психику здорового человека неоднозначны: сам факт влияния фиксируется, но факторы, «мишени», степень такого влияния и, соответственно, последствия его представляются исследователям по-разному. Причина этого заключается, на наш взгляд, в том, что при общем признании значимости задачи выяснения последствий влияния экологического неблагополучия на психику человека исследователи решают ее в рамках разных методологических подходов, определяющих и разные выводы исследований.

Первый подход, реализуемый преимущественно в психологической экологии, можно назвать монофакторным. Исследуется влияние отдельных загрязнителей физической среды (радиации различного генеза, сложных химических соединений и отдельных химических веществ, ряда металлов и т.д.) либо на отдельные сферы психики, либо на психику в целом. При этом в некоторых случаях обсуждается роль и социально-педагогических условий [5; 7].

В рамках другого — комплексного — подхода изучается влияние на отдельные сферы психики целостной неблагополучной природной (физической) среды, без выделения отдельных загрязнителей. В одних случаях вопрос о возможностях социальной составляющей жизненной среды в качестве фактора, компенсирующего негативное влияние природной среды, не рассматривается [6], а в других рассматривается [14].

Перечисленным подходам, в первую очередь монофакторному, присущ ряд ограничений, обусловленных методологическими предпосылками трактовки психики человека и ее отношений с окружающей средой. Монофакторный подход абстрагируется, во-первых, от того факта, что реальное воздействие природной среды

имеет целостный характер. Ее агенты (как вредные, так и не опасные для человека факторы) воздействуют на человека не изолированно друг от друга, в комплексном сочетании. Во-вторых, недостаточно учитывается возможность компенсирующего влияния социальной составляющей жизненной среды. Между тем реально жизнедеятельность человека протекает в условиях единой жизненной среды, в состав которой входят не только физико-химические компоненты и факторы природной среды, но и социальные условия жизнедеятельности. В-третьих, вследствие целостности психики в ней невозможно разграничить области, подверженные и не подверженные влиянию экологического неблагополучия. В силу системного своего характера вся она, на всех своих уровнях — непосредственный или опосредованный объект таких влияний.

По указанным причинам вопросы последствий воздействия на психику человека (в целом) экологически неблагополучной жизненной среды (в единстве ее природной и социальной составляющих) остаются за рамками исследований как монофакторного, так и комплексного подходов, характерных для психоло-го-экологических исследований. А ценные выводы исследований, выполненных в рамках обозначенных подходов, в силу существования названных ограничений, не в полной мере применимы к реальным условиям существования человека в регионах экологического неблагополучия.

Изложенное позволяет констатировать: существует серьезная социально-экологическая проблема (деформация жизненной среды человека в регионах и на территориях экологического неблагополучия). Она перерастает в крупную психологическую проблему — выяснение характера влияния экологически неблагополучной жизненной среды на психику людей, постоянно проживающих на данных территориях. Однако те локальные подходы, которые предлагаются сегодня психологической экологией, или исследовательские подходы психогенетики, социальной психологии не позволяют провести требуемый анализ, поскольку не соответствуют объекту и предмету исследования. Налицо противоречие между необходимостью изучения особой психологической реальности (состояния психики населения, постоянно проживающего в условиях регионального экологического неблагополучия) и недостаточной разработанностью в психологической экологии необходимого для этого научного обеспечения — адекватного исследовательского подхода, понятийного аппарата, метода анализа данных.

Поэтому, в отличие от указанных исследований, принадлежащих психологической экологии, предлагается использовать экопсихологический подход к развитию психики человека [11]. Его отличительной чертой выступает то, что психика (как предмет исследования) рассматривается не только как атрибут человека, но и как продукт системы «человек — окружающая среда (природная, социальная)», в данном случае — системы «население экологически неблагоприятного региона — жизненная среда этого региона». Жизненная среда при этом понимается как своеобразная среда развития (обретения) индивидуальности психики, которая не сводится только к индивидным свойствам человека и/или только к внешним природно-средовым и социально-средовым условиям (населения, родившегося и постоянно проживающего на экологически неблагополучных территориях Забайкальского края).

Система «население экологически неблагоприятного региона — жизненная среда этого региона» (далее «человек — жизненная среда») в этом смысле должна иметь системно-порождающий характер, системообразующим стержнем для которой выступает внешне-предметная и внутренне-предметная (ментальная) психическая активность населения данного региона, осуществляемая им в той мере, в какой ей позволяют проявиться жизненная среда на экологически неблагоприятной территории постоянного проживания. «Предметом» такой деятельности могут выступать не только внешние, вещные, природные и социальные объекты или их идеальные формы (образы, понятия), представленные в сознании субъекта, но и сам человек как субъект, объект и средство своей предметно-практической деятельности. Тогда каждый компонент системы «человек — среда», выступая как условие и как средство изменения и развития другого, тем самым всякий раз порождает иную конкретность взаимоотношений между собой, что феноменологически будет проявляться в показателях психической активности человека, т.е. его умственной работоспособности, интеллектуальных показателях и т.п.

В качестве объекта исследования выступает не анализ системы «индивид — агенты физической среды», как это принято в психологической экологии, а система «человек — жизненная среда», как того требует экопсихологический подход к развитию человека, поскольку вне социальных условий невозможна человеческая психика и невозможно без рассмотрения социальной составляющей среды установить роль именно природных влияний в ее состоянии.

Как было отмечено, экопсихологический подход к развитию человека представляет состояние психики как результат взаимодействия между компонентами системы «человек — жизненная среда». Каждый из указанных компонентов, в свою очередь, представляет собой сложноорганизованную систему (подсистему). Психика рассматривается как подсистема организации целостного человека [9], реализующего на психологическом и социальном уровнях этой организации (неразрывно связанных с биологическим уровнем) разные отношения со средой.

Особенность нашего исследования определяется тем, что оно изначально направлено на анализ состояния психики не отдельных индивидов, а совокупного ее субъекта — населения, которое постоянно проживает на экологически неблагополучных территориях. Это обусловлено тем, что выявить изменения в состоянии психики вследствие длительного влияния загрязненной природной среды по индивидуальным показателям психической деятельности отдельных людей достаточно трудно. Можно говорить о влиянии такого фактора, как экологическое загрязнение жизненной среды, только на популяционную изменчивость психической активности. Изучение состояния психики населения, проживающего на экологически неблагополучных территориях, потребовало применения особого метода работы с эмпирическими данными — метода популяционно-ориентированного анализа.

Состояние психики человека в условиях длительного влияния экологического неблагополучия целесообразно оценивать по уровню психической активности населения, которая проявляется во взаимодействии с жизненной средой. Изучение психической активности человека вызвало необходимость обоснования и приме-

нения понятия, которое позволило бы обозначить ее состояние. Состояние обозначается словом «статус» [10]. Для фиксации состояния биологической активности человека используется понятие «биологический (физиологический) статус» [16]. Для определения состояния и итогов социальной активности человека применяется понятие «социальный статус». Состояние психической активности человека целесообразно обозначить аналогичным понятием «психологический статус».

Будучи междисциплинарным, понятие «психологический статус» используется в медицине [12], психофизиологии [15], нейропсихологии [13], общей психологии [7]. Однако чаще всего применяется для обозначения состояния психики, рассматриваемой вне жизненной среды и вне принципа системности.

Вместе с тем понятно, что, характеризуя состояние психической активности, психологический статус не может быть отражением и результатом только внутренних процессов и состояний человека. Он не является также только функцией внешней среды. Психологический статус характеризует состояние психики человека, обусловленное влиянием конкретных условий жизненной среды. В этом смысле можно сказать, что психологический статус — системная характеристика конкретной системы «человек — жизненная среда». Благодаря этому психологический статус может быть использован в качестве интегрального показателя уровня психической активности человека (состояния его психики во взаимодействии с конкретными факторами среды). Такая трактовка психологического статуса позволяет применить его и для характеристики состояния психической активности населения, поскольку в этом случае значение понятия сохраняется.

В качестве основных параметров психологического статуса определены: 1) на психофизиологическом уровне — умственная работоспособность как интегральная характеристика общей активации психической деятельности; 2) на втором (психическом) уровне — развитие интеллекта, обеспечивающего внутрипсихиче-скую интеграцию, связи со средой, адаптацию к ней; 3) на личностном (высшем) уровне — некоторые эмоционально-личностные свойства. Показатели этих уровней отражают состояние психики в целом в условиях длительного влияния экологического неблагополучия.

Анализ системных связей психической активности детского населения с жизненной средой экологически неблагополучной территории позволил выявить возникающие под влиянием экологического неблагополучия изменения в состоянии психики. Существует тенденция к общему снижению психической активности детского населения, родившегося и постоянно проживающего на загрязненной территории.

Полученные данные позволяют предложить следующее теоретическое объяснение (обоснование) возникновению названной тенденции. Она возникает в результате:

— снижения общей активации психической деятельности людей в условиях длительного влияния загрязненной природной (физической) среды. Снижение вызвано недостаточностью энергетического обеспечения психологического и социального (личностного) уровней организации человека в силу того, что требуются

большие энергетические затраты, прежде всего на биологическом уровне для поддержания физических, физиологических процессов его жизнедеятельности;

— необходимости энергосбережения и минимизирующей адаптации, поскольку психика людей, родившихся и живущих в условиях экологического неблагополучия, формируется на основе изначально ослабленных филогенетических программ и пребывает в напряжении в связи с продолжающимися негативными сре-довыми воздействиями.

С увеличением градиента фактора загрязнения физической среды территории в соотношении влияния природного и социального факторов, системно детерминирующих состояние психики родившегося и постоянно проживающего здесь детского населения, усиливается значение природного фактора.

Эмпирически тенденция к изменению состояния психики — общему снижению психической активности детского населения, родившегося и постоянно проживающего на экологически неблагополучных территориях Забайкальского края, проявляется в том, что большая или даже преобладающая часть показателей психологического статуса данной категории детей смещена с границ так называемой средней нормы в нижненормативные диапазоны (в границы показателей «сниженной нормы», «ниже среднего уровня», «слабые», «пограничные»). Наиболее отчетливо данная тенденция проявляется в снижении показателей умственной работоспособности: практически все показатели умственной работоспособности детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, независимо от социального статуса последних, ниже, чем у их сверстников, проживающих на экологически чистых территориях. Тенденция проявляется и в таком интегральном параметре второго уровня психологического статуса, как развитие интеллекта. Детей с нижненормативными показателями развития всех видов интеллекта на загрязненных территориях (особенно при кризисной степени загрязнения) достоверно больше, чем на территориях чистых. С увеличением степени загрязнения природной (физической) среды территорий исследуемые показатели смещаются к нижним границам нормы. Кроме того, системный характер психики человека и системный характер его отношений с жизненной средой позволил обнаружить проявление названной выше тенденции и на личностном уровне психологического статуса, в некоторых эмоционально-личностных свойствах детей, живущих в условиях экологического неблагополучия. Тенденция обнаруживается в крайних показателях тревожности, сниженных значениях ряда личностных факторов (например, открытости, развития интеллекта, независимости, стремления к самоутверждению).

Определено, что социальная среда территорий экологического неблагополучия может компенсировать негативные влияния физической среды, но при значительной, особенно кризисной степени загрязненности природной (физической) среды социальные воздействия оказываются недостаточными для полной компенсации ее влияний.

Итак, реализация экопсихологического подхода к развитию человека дала возможность в русле психологической экологии провести теоретический и эмпири-

ческий анализ последствий влияния экологически неблагополучной жизненной

среды на состояние психики населения, родившегося и постоянно проживающего

на загрязненных территориях.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 09-06-00064а «Психологическая адаптация человека в осложненных условиях жизненной среды (на примере детского юношеского населения Забайкальского края)».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Агаджанян Н.А., Марачев А.Г., Бобков Г.А. Экологическая физиология человека. — М.: КРУК, 1998.

[2] Боев И.В. Пограничные психические расстройства, вызванные хроническим воздействием сложных химических композиций: Автореф. дисс. ... д-ра мед. наук. — Л.: Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 1990.

[3] Вельтищев Ю.Е., Фокеева В.В. Экология и здоровье детей. Химическая экопатология. — М.: Медицина, 1996.

[4] Гичев Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России). — Новосибирск: СО РАМН, 2002.

[5] Григорьев С.И., Демина Л.Д. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия. — Барнаул, 1995.

[6] Грищенко П.А. Интеллектуальный потенциал подростков, проживающих в различных экологических условиях [электронный ресурс]: Дисс. ... канд. психол. наук. — М.: РГБ, 2005.

[7] Екимова В.И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия [электронный ресурс]: Дисс. ... д-ра психол. наук. — М.: РГБ, 2003.

[8] Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980.

[9] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.

[10] Ожегов С.И. Словарь русского языка: Изд. 4-е. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1960.

[11] Панов В.И. Экологическая психология: системный анализ // Идея системности в современной психологии / Под ред. В. А. Барабанщикова. — М.: Институт психологии РАН, 2005.

[12] Ребров А.П., Кароли Н.А. Особенности психологического статуса больных бронхиальной астмой // Аллергология. — 2002. — № 2. — С. 18—25.

[13] Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005.

[14] Суханов А.А. Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей: Дисс. ... канд. психол. наук. — М.: ПИ РАО, 2005.

[15] Ушаков И.Б., Арлащенко Н.И., Должанов А.Я., Попов В.И. Чернобыль: радиационная психофизиология и экология человека. — М.: ГНИИ авиационной и космической медицины, 1997.

[16] Яковлева М.А. Физиологический статус студентов в динамике социальной адаптации в условиях Севера: Дисс. ... канд. биол. наук. — Сыктывкар, 2003.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF STUDY OF PSYCHIC’S CONDITION OF PERSON LIVING IN A REGION OF ECOLOGICAL TROUBLE

V.I. Panov

Psychological Institute RAE,

Mohovaya str., 9, Moscow, Russia.

N.M. Sarayeva

Transbaikalian State Humanitarian Pedagogical University

Babushkin’s str., 129, Chita, Russia, 672007

The article is devoted to substantiation of the system analysis necessity condition of mental (of psychological status) of people living in a region of ecological trouble. Psychological status is referred to an integrated characteristic of person’s mental activity in its correlation with specific factors of living environment.

Key words: psychic’s condition, Psychological status, region of ecological trouble.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.