Серия «Психология»
2012. Т. 1, № 1. С. 69-75
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Иркутского
государственного
университета
И З В Е С Т И Я
УДК 152.22
Состояние проблемы влияния на психику человека экологически неблагополучной среды и новые методологические позиции ее разработки
в экологической психологии
Н. М. Сараева
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический Университет им. Н. Г. Чернышевского, г. Чита e-mail: [email protected]
Аннотация. Дан теоретический анализ состояния проблемы влияния на психику человека (в границах нормы) экологически неблагоприятной среды. Выделены направления изучения проблемы в психологии и основные подходы к ее разработке, названы ограничения существующих подходов. Обоснована необходимость изучения проблемы на основе принципа системности в рамках экопсихологиче-ского подхода к развитию психики.
Ключевые слова: экологическое неблагополучие; влияние на психику; направления анализа в психологии; подходы к изучению; принцип системности.
Экологическое неблагополучие разной степени, от низкой до высокой и кризисной, отчетливо проявляется во многих регионах России. Ю. П. Ги-чев со ссылкой на ряд источников утверждает, что в настоящее время более 100 крупных городов и регионов страны характеризуются неблагоприятной для человека экологической обстановкой. Причем общая численность проживающего в них населения составляет почти 40 %. Если к этому добавить население средних и малых городов, а также сельскохозяйственных территорий с экологическим неблагополучием, то названная цифра может быть увеличена до 60-65% [1]. В ряде РЭН - регионов экологического неблагополучия - антропогенные нагрузки давно превысили установленные нормативы и сложилась критическая ситуация, при которой возникают значительные изменения ландшафтов, происходит истощение и утрата природных ресурсов, значительно ухудшаются условия проживания населения.
Эта проблема относительно давно осознана специалистами. Она относится к числу многоаспектных и потому междисциплинарных. Наиболее
* Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3657.2011, при поддержке РГНФ (проект № 12-06-00025 «Снижение показателей психологической адаптации как следствие длительного проживания населения в регионе экологического неблагополучия».
разработан медико-биологический ее аспект. Установлено, что экологическое «загрязнение» природной (физической) среды вызывает негативные изменения в состоянии здоровья человека (физической средой в экологической психологии называется совокупность физико-химических свойств окружающей среды (радиационный фон, степень загрязненности воздуха или воды, уровень освещенности и т.п. факторы непсихологической природы [9]). Особое место среди заболеваний занимает радиационно обусловленная патология. Данные клинической радиобиологии говорят о высокой чувствительности организма на всех его уровнях к воздействию больших и малых доз радиации [13 и др.]. Фиксируется особая картина радиационного поражения мозга [7 и др.].
Установлено, что при воздействии на человека и других «загрязнений» физической среды возникает риск формирования патологических процессов [1; 6; 13 и др.].
Выявлена прямая зависимость между «загрязненностью» окружающей среды и нервно-психическим здоровьем населения [4 и др.].
Выводы медицинских и биологических исследований вполне определенны: разовые влияния экстремально «загрязненной» среды или хронические воздействия малых доз экологического «загрязнения» нарушают физическое и психическое здоровье человека.
Единство организма и психики означает, что и она подвержена воздействию экологического неблагополучия, и аномалии не исчерпывают диапазон возможных изменений в состоянии психики людей, проживающих на «загрязненных» территориях. Но психологических работ, в которых специально исследуются показатели психической деятельности (в границах нормального развития) людей, проживающих на территориях экологического неблагополучия, явно недостаточно. Они разрознены. Порой данные о влиянии «загрязненной» природной (физической) среды на психику человека включены в контекст рассуждений об общих экологических или эколого-медицинских проблемах. Нередко исследователи вводят эти данные в работы, посвященные социальным проблемам [8].
При общем признании значимости задачи выяснения последствий влияния экологического неблагополучия на психику человека исследователи решают ее на разных методологических основаниях, определяющих и разные, порой противоречивые выводы исследований.
В разработке проблемы влияния на психику человека экологически неблагополучной среды можно условно выделить три направления. Самым «насыщенным» является то, которое изучает воздействие массивных и малых доз радиации различного генеза на психику человека [3; 12-14 и др.].
Второе направление составляют работы, исследующие влияние других конкретных «загрязнителей» или целостной (без выделения отдельных вредных агентов) экологически неблагополучной природной (физической) среды на:
а) психические процессы, состояния человека, а также на интегральные психические образования, например интеллект [10];
б) личностные проявления и характеристики [2; 11 и др.].
Работы третьего направления посвящены изучению социальнопсихологических последствий проживания на экологически неблагополучной территории, в том числе и радиационно зараженной [12 и др.].
Отдельно можно назвать работы, выполненные на стыке биологии и психологии, медицины и психологии [5].
Наиболее изученными являются последствия воздействия на психику неблагоприятной радиационной среды. Установлено, что краткое интенсивное или длительное малодозовое радиационное воздействие негативно сказывается на различных видах психической активности человека. Но вопрос о природе изменения психофизиологических показателей людей на радиационно зараженных территориях вызывает дискуссии. Отмечаемые изменения одни исследователи рассматривают как преимущественно психогенно-функциональные. Основными в их возникновении называют социально-экономические факторы [12]. Другие авторы настаивают на преимущественно органическом, а не функциональном генезе психологических расстройств у ликвидаторов и населения зараженных территорий [13]. Но и при признании непосредственного негативного влияния на человека радиа-ционно зараженной среды нет единого мнения о степени подверженности ему различных сфер психики. Так, особенности познавательного развития, личностные характеристики детей на зараженных территориях одни исследователи [3] склонны считать обусловленными социально-педагогическими условиями. Другие (см., например, исследования под руководством Е. Д. Хомской [14]) - именно влиянием экологического «загрязнения». Третьи [13] говорят о комплексном влиянии ряда факторов, в том числе о непосредственном воздействии радиации. Общее и тем более единое представление о характере и механизмах влияния малых доз радиации на психику человека на сегодня отсутствует.
Воздействие других естественных или антропогенных «загрязнителей» на психику человека изучено крайне мало, главным образом на основе мо-нофакторного подхода.
Данные о влиянии целостной, без выделения отдельных «загрязнителей», экологически неблагополучной природной (физической) среды на психику человека представлены также лишь в единичных исследованиях. Фиксируется изменение показателей психической деятельности людей, в том числе детей, живущих в РЭН: достоверное снижение интеллектуальных возможностей, минимальные мозговые дисфункции, сниженные показатели поисковой активности [например, 2]. Но в названной работе не обсуждался вопрос о компенсирующих социальных воздействиях.
В рамках второго направления выделены исследования личностных, характерологических особенностей людей, живущих в регионах экологического неблагополучия. В отличие от В. И. Екимовой [3], считающей, что личностные свойства детей являются эколого-независимыми, специалисты Ставрополья [11 и др.] успешно доказывают, что личностные свойства подвержены влиянию химически агрессивной среды.
В рамках первых двух названных направлений исследователи применяют разные подходы к анализу влияния экологического неблагополучия на психику человека, определяемые различными методологическими основаниями.
Первый подход, реализуемый преимущественно в психологической экологии, можно назвать монофакторным. Исследуется влияние отдельных «загрязнителей» физической среды (радиации различного генеза, сложных химических соединений и отдельных химических веществ, ряда металлов и т. д.) на отдельные сферы психики [5].
Другой подход - комплексный - имеет несколько вариантов:
1) анализируется влияние отдельных «загрязнителей» природной (физической) среды на отдельные сферы психики, при этом рассматривается также роль социально-педагогических условий [11 и др.];
2) изучается влияние целостной, без выделения отдельных «загрязнителей», неблагополучной природной (физической) среды, но на отдельные сферы психики, и вопрос о возможностях его социальной компенсации не обсуждается [2];
3) анализируется влияние отдельных «загрязнителей» природной (физической) среды, при повышенной радиации, на целостную психику в контексте социально-педагогических условий [3];
4) исследуется влияние целостной, без выделения отдельных «загрязнителей», неблагополучной природной (физической) среды на отдельные сферы психики, учитываются социальные влияния [10].
Перечисленным подходам, в первую очередь монофакторному, присущ ряд ограничений, обусловленных методологическими предпосылками трактовки психики человека и ее отношений с окружающей средой. Моно-факторный подход абстрагируется, во-первых, от того факта, что природная (физическая) среда целостна, в ней не выделяются отдельные физикохимические составляющие, и вредные агенты никогда не действуют на человека изолированно (это ограничение присуще также первому и третьему вариантам комплексного подхода). Во-вторых, не рассматриваются влияния среды социальной (как и во втором варианте комплексного подхода). Между тем в реальной жизнедеятельности человек испытывает влияние единой жизненной среды, в которой не только не выделяются отдельные физико-химические составляющие, но и основным компонентом которой является среда социальная. В-третьих, вследствие целостности психики в ней невозможно разграничить области, подверженные и не подверженные влиянию экологического неблагополучия. В силу системного своего характера вся она, на всех своих уровнях - объект таких влияний.
Выводы исследований о влиянии экологически неблагополучной среды на психику человека в пределах нормы неопределенны, противоречивы. Фиксируя влияние эмпирически, исследователи по-разному говорят о его факторах, «мишенях» и последствиях. «Разноголосица» во многом определяется разнородностью реализуемых подходов, которые по своим методологическим основаниям являются принципиально сходными (локальными),
имеющими ряд существенных ограничений, названных выше, что не позволяет составить общего представления о состоянии психики людей на территориях экологического неблагополучия.
Не подвергая сомнению значимость проведенных исследований, отметим, что требуется расширение «ограниченного теоретического горизонта» (Д. А. Ошанин). Назрела необходимость в обобщении, объяснении имеющихся фактов, в создании общего представления о состоянии психики человека и ее характеристиках на территориях экологического неблагополучия. Новые перспективы открываются за рамками как монофактор-ного, так и комплексного подходов - в реализации принципа системности при изучении последствий длительного воздействия на психику в целом экологически неблагополучной жизненной среды, т. е. среды, сочетающей в себе и природные (физико-химические), и социальные факторы и условия.
Работ с такой постановкой проблемы в отечественной психологической экологии не проводилось. А ценные выводы исследований, выполненных в рамках вышеобозначенных подходов, имеют, как было показано, локальный характер.
Попытка с системных позиций проанализировать состояние психики человека, родившегося и постоянно проживающего на экологически неблагополучной территории, была предпринята нами и другими сотрудниками лаборатории региональных исследований психики ЗабГГПУ. Работа выполнена в рамках общей психологии как реализация экопсихологического подхода к развитию психики человека (В.И. Панов [9]). Отличительной чертой этого подхода является то, что в качестве исходного методологического основания исследования выступает анализ системы «человек - окружающая среда». В контексте данного исследования - «человек - жизненная среда». Вне социальных условий невозможна человеческая психика, и невозможно без рассмотрения социальной составляющей среды установить роль именно природных влияний в ее состоянии.
Состояние психики рассматривается как результат отношений между компонентами системы «человек - жизненная среда». Каждый из указанных компонентов, в свою очередь, представляет собой сложноорганизованную систему (подсистему). Психика рассматривается как подсистема организации целостного человека (А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов), реализующего на психологическом и социальном уровнях этой организации (неразрывно связанных с биологическим уровнем) разные отношения со средой. Жизненная среда - как комплекс природных и социальных условий проживания человека на экологически неблагополучной или «чистой» территории.
Представление психики как объекта исследования в рамках системы «человек - жизненная среда» предполагает неизбежность изменения состояния психики человека вследствие экологической деформации природной составляющей жизненной среды. Тем самым снимается дискуссионный вопрос о том, «влияют/не влияют» вредные агенты экологически неблагополучной среды на состояние психики человека, изменяется ли психика в результате таких влияний вслед за деформацией природной (физи-
ческой) среды. Остается вопрос о характере (направленности) изменений в состоянии психики, возникающих вследствие длительного влияния на людей экологически неблагополучной природной (физической) среды, и о возможностях компенсации этого влияния за счет социального компонента жизненной среды.
Ответ на этот вопрос не может быть дан вне системного анализа, реализуемого в рамках экопсихологического подхода к развитию психики человека.
Реализация обозначенных выше методологических позиций позволила теоретически обосновать и эмпирически подтвердить существование тенденции к изменению состояния психики - общему снижению психической активности детского населения, родившегося и постоянно проживающего на экологически неблагополучных территориях Забайкальского края. Тенденция отражает состояние психики в целом у людей, постоянно проживающих на экологически неблагополучных территориях. Забайкальский край мы рассматриваем как модель многих экологически неблагополучных территорий России, где длительные влияния деформированной жизненной среды приводят к ухудшению природного обеспечения оптимального состояния психики человека. Выявленный дрейф показателей психической деятельности названной категории людей к границам сниженной нормы нуждается в углубленном анализе.
Литература
1. Гичев Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России). Новосибирск: СО РАМН, 2002. 230 с.
2. Грищенко П. А. Интеллектуальный потенциал подростков, проживающих в различных экологических условиях: дис. ... канд. психол. наук. М.: РГБ, 2005. 165 с.
3. Екимова В.И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия: дис. ... докт. психол. наук. М.: РГБ, 2003. 281 с.
4. Зимина И. А. Состояние психического здоровья подростков в зоне экологического неблагополучия Забайкалья: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2004. 24 с.
5. Ибрагимова Г.Р. Психофизиологический мониторинг чувствительности подростков к химическим загрязнителям атмосферы: дис. . канд. биол. наук. М.: РГБ, 2005. 151 с.
6. Исаева Р. Б. Особенности сочетанной хронической патологии у детей в экологически неблагополучных регионах Приаралья: автореф. . докт. дис. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2007. 48 с.
7. Исследование функционального состояния головного мозга после общего облучения малыми дозами / Т.Д. Кузнецов, Н.Б. Холодова, А.Т. Сельский, В.Ч. Полечник // Экология человека. 1999. № 2. С. 84—88.
8. Мозговая А.В. Риск и качество жизни // Риск в социальном пространстве. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2001. С. 221—233.
9. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.
10. Суханов А. А. Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей: дис. ... канд. психол. наук. М.: ПИ РАО, 2005. 150 с.
11. Терещенко Э.В. Психологическая оценка влияния эколого-химических факторов на личностно-характерологические особенности подростков: автореф. дис. . канд. психол. наук. Ставрополь, 2002. 21 с.
12. Хащенко Н.Н. Социально-психологические факторы жизнедеятельности личности на экологически неблагоприятных территориях (Чернобыльский след): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 2002. 21 с.
13. Чернобыль: радиационная психофизиология и экология человека / И.Б. Ушаков, Н.И. Арлащенко, А.Я. Должанов, В.И. Попов. М.: ГНИИ авиационной и космической медицины, 1997. 247 с.
14. Чернобыльский след. Психологические последствия Чернобыльской катастрофы. М.: МГП «ВОТУМ — ¥», 1992. 253 с.
The Problem of Ecologically Unfavorable Environment and Its Influence on Man’s Psyche: the State of the Problem in Psychological Science
N. M. Sarayeva
Annotation. The article gives a theoretical observation of the problem and its actual state concerning ecologically unfavorable environment and its influence (within the admissible norms) on man’s psyche. There have been pointed out in psychology different aspects to study the problem and the main approaches to its elaboration. The limitations of these approaches have been mentioned as well. The necessity to study the problem based on the systemic principle within eco-psychological approach to mental evolution has been grounded too.
Key words: ecologically unfavorable environment; influence on mental health; trends in psychological analysis; study approaches; systemic principle.
Сараева Надежда Михайловна Sarajeva Nadezhda Mikhailovna
доктор психологических наук, доцент Doctor of Psychological Sciences,
Забайкальский государственный Associate Professor
гуманитарно-педагогический университет Zabaikalsky State Humanitarian-Pedagogical
им. Н. Г. Чернышевского University N. G. Chernyshevskogo
672007 г. Чита, ул. Бабушкина, 129 129, Babushkina str., Chita, 672007
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]