Научная статья на тему 'Методологические аспекты формирования протекционизма в аграрной сфере'

Методологические аспекты формирования протекционизма в аграрной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПК / конкурентоспособность АПК / Протекционизм / доходность производства / продовольственная независимость / расширенное воспроизводство / agro-industrial complex / competitiveness of the agro-industrial complex / Protectionism / profitability of production / alimentary independence / broadened reproduction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудник А. В.

В статье рассматривается проблема формирования и развития эффективной системы аграрного протекционизма в России, с которой непосредственно связано повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses formation and development of the effective system of agrarian protectionism in Russia, which is immediately connected with the increasing of competitiveness of Russian agricultural production

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты формирования протекционизма в аграрной сфере»

/

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОТЕКЦИОНИЗМА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ

А.В. Дудник,

доцент Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С. Мальцева,

кандидат экономических наук dudnik.83@mail.ru.

В статье рассматривается проблема формирования и развития эффективной системы аграрного протекционизма в России, с которой непосредственно связано повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции.

Ключевые слова: АПК, конкурентоспособность АПК, протекционизм, доходность производства, продовольственная независимость, расширенное воспроизводство

УДК 338.43(339.13.025.4+339.5.012.435); ББК 65.32

В настоящее время все больший интерес научного сообщества вызывают вопросы построения и развития эффективной системы аграрного протекционизма в России. Реализация государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. демонстрирует определенное смещение «центра тяжести» протекционизма в область государственной поддержки, в то время как меры по сдерживанию импортной экспансии на российский агропродовольственный рынок практически не оговариваются. Так, доля российского мяса на рынке должна возрастать, согласно Программе, на 1 процентный пункт в год [1]. Это позволяет заключить, что уменьшение доли импорта в общих ресурсах предусматривается исключительно за счет прироста собственного производства, в то время как дополнительные меры защиты внутреннего рынка не планируются.

Известно, что аграрный протекционизм, в зависимости от характера воздействия на конкурентоспособность участников рынка, может проявляться в форме государственной поддержки либо защиты внутреннего рынка. Мировой опыт показывает, что данные взаимодополняющие формы целесообразно сочетать, чтобы добиться синергетического эффекта, [2,3] чего в настоящее время в России не наблюдается. Напротив, отмечается разнонаправленность действий таких ключевых в деле аграрного протекционизма ведомств, как Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития и Министерство промышленности и торговли. [4]

Процесс повышения конкурентоспособности национального производства (его даже можно назвать «завышением» конкурентоспособности, поскольку он осуществляется внешними по отношению к субъекту конкуренции средствами) за счет мер аграрного протекционизма происходит двояко. С одной стороны, мерами торговой политики (пошлины, квоты, технические и санитарные барьеры) нейтрализуются конкурентные преимущества импортной продукции, в результате чего уменьшается конкурентоспособность импорта; с другой стороны, меры государственной поддержки в той или иной степени компенсируют высокие издержки национального производства, либо гарантируют сбыт отечественной продукции, что приводит к повышению конкурентоспособности национального АПК (рис. 1).

Агарный протекционизм — явление масштабное и сложное. Чтобы получить оптимальный результат от применения протекционистской политики, необходимо рассматривать протекционизм как сложную систему, последовательно применяя системный подход к его исследованию.

Для обеспечения надлежащей степени защиты и поддержки национального рынка и производства необходимо комплексное обеспечение процесса: институциональное, организационное, методическое, информационное и материально-техническое.

Методология системного анализа в своей основе опирается на количественное сравнение альтернативных вариантов по ряду определенных критериев. Осуществлению подлежит оптимальный вариант, обладающий наилучшими значениями отслеживаемых параметров. [5] Аграрный протекционизм явля-

Рис. 1. Воздействие мер аграрного протекционизма на конкурентоспособность импорта и национального производства

ЇЇ

ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

ется, в свою очередь, подсистемой более крупной системы — системы государственного регулирования экономики. Исходя из основных положений системного подхода, формирование политики протекционизма предусматривает решение следующих основных задач:

— определение состава элементов системы, их качества, количества и пространственного расположения;

— выявление (проектирование) взаимосвязей элементов системы;

— регламентация процессов, происходящих в системе, и воплощение основных положений регламентов в нормативной и организационно-плановой документации.

Международный опыт свидетельствует, что как в экономически развитых, так и в развивающихся странах аграрный протекционизм развивается как система, отвечающая следующим фундаментальным принципам:

— принцип целостности (интеграции). Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве, за счет чего и достигается, в частности, синергетический эффект в системе;

— принцип иерархии. В общем случае систему можно представить как многоуровневую совокупность подсистем, характеризуемую упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Обычно, чем выше уровень иерархии, тем больше на нем сосредоточено функций согласования и интеграции;

— принцип структурности. Все элементы системы находятся во взаимодействии и взаимозависимости. [5]

Однако ни одна из существующих за рубежом систем аграрного протекционизма не соответствует полностью тем экономическим, социальным, правовым условиям, которые сложились в нашей стране. Для России с ее территориальной протяженностью и разнообразием уровней факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества агропродовольс-твенной продукции, создать эффективную систему аграрного протекционизма намного сложнее. Создание подобной системы осложняется еще и распространением либеральных эко-

номических идей в кругах, причастных к разработке торговой политики нашей страны.

При изучении вопроса о количестве уровней иерархии системы аграрного протекционизма, целесообразно обратиться к опыту существующей трехуровневой системы управления АПК. Трехуровневая структура соответствует федеральному, региональному и местному уровню. По мере движения к нижним уровням системы аграрного протекционизма, возрастает удельный вес мероприятий по поддержке национального производства, в то время как меры по защите внутреннего рынка в подавляющем большинстве сконцентрированы на федеральном уровне. Данное распределение форм аграрного протекционизма по уровням иерархии системы обусловлено требованиями единства надсистемы (российского государства), которое включает в себя такие понятия, как единое экономическое и политическое пространство, единое правовое поле, отсутствие внутренних барьеров в торговле, которые бы способствовали фрагментации экономической жизни в стране.

Применение системного подхода при организации системы аграрного протекционизма позволяет добиться существенной экономии на ресурсах. Это объясняется преимуществами централизации, позволяющей дифференцировать уровень задач и распределять их затем между федеральным и региональным уровнями, а также наладить обмен опытом. Кроме того, системный подход способствует исключению дублирования действий, приводящего к перерасходу ресурсов. Анализ структуры системы позволяет выделить «узкие места» и конфликты интересов между элементами, что в дальнейшем дает возможность разработать пути решения данных проблем и повысить общую эффективность системы. Системный подход, кроме того, позволяет под новым углом посмотреть на уже знакомую проблему. Так, в случае аграрного протекционизма, благодаря наличию единого системообразующего критерия, в качестве которого выступает возможность влиять на конкурентоспособность национальной и импортной продукции, становится принципиально возможным выявить и ввести в состав системы новые, ранее не рассматривавшиеся отечественной теорией и практикой в подобном качестве элементы, такие, как техническое регулирование, защита

ВНЕШНЯЯ СРЕДА Попити зеках, правовая среда: социальная ситуация: агроклиматические условия;

ОГРАНИЧЕНИЯ:

Недопущение конфликта интерес об системы и над системы. б частности:

- обеспеченна фншологической потребности населения е продукции:

- сбалансированность межотраслевого обмена;

- возможность эффективного освоения дополнительного дохода

гЛ Г

Конкурентные преимущества импортной и отечественной продукции:

ур оеєнь пен на внутреннем рынке Б режиме свободной Енешней торговли;

объем и структура импорта и национального прошво детва в условиях свободной внешней торговли.

вход

я

Аграрный протекционизм

Подсистема поддержки Подсистема зашиты внутренне-

го рынка

Подсистема националь- Подсистема компенсации

ной импортной экспан- иностранной ►

сии экспансии

Подсистема поддержания продовольственной независимости

Ш

Подсистема поддержания Подсистема поддержания до-

ооъема производства ходности (цель - безопас-

(цель - текущая безопас- ность в средне- и долгосроч-

ность) ной перспективе)

Подсистема предотвращения оппортунистического поведения объектов протекционизма

выход

повышенная конкурентоспосооность отечественной продукции на ЕНЄШНЄМ и внутреннем рынке: уменьшенная конкурентоспособность импортной продукции на национальном рынке; возросшая доходность национального аграрного производства; увеличение объема национального аграрного производства; достижение продовольственной независимости страны

Рис. 2. Модель функционирования системы протекционизма в аграрной сфере

прав потребителей, ветеринарные нормы, а также подсистему долгосрочного (стратегического) планирования и другие. Особый интерес представляет поиск и выделение новых элементов системы аграрного протекционизма, институционально распределенных в иных системах государственного регулирования и официально не нацеленных на управление конкурентоспособностью отечественной и импортной агропродовольственной продукции. Данные элементы приобретают особое значение в условиях присоединения России к ВТО: с одной стороны, их вовлечение в организованное использование не только в официально декларируемых, но и в протекционистских целях способствует увеличению совокупных возможностей системы; с другой стороны, позволяет сделать протекционизм менее заметным и трудно доказуемым, а также более гибким и сложным для преодоления.

Определить систему — значит задать элементы системы, а также выявить их связи и свойства. Сочетание процессного и системного подходов позволяет выделить следующие компоненты: вход системы, процесс, выход системы, обратную связь и ограничение. Вход системы — это то, на что воздействует процесс, чтобы получить необходимый результат, то, что преобразуется процессом. В нашем случае в качестве входа системы служат конкурентные преимущества импортной и национальной продукции и в целом их конкурентоспособность, а также тесно с нею связанная эффективность национального аграрного производства.

Протекционистские процессы происходят на всех уровнях управления АПК и регулирования внешней торговли с привлечением необходимых институтов и ресурсов — материальных, финансовых, информационных и т.д.

На выходе системы находится результат или конечное состояние процесса. В системе аграрного протекционизма выходом является уровень доходности национального аграрного производства, объем и динамика производства агропродовольственной продукции, уровень самообеспеченности страны и ее регионов важнейшими видами продовольствия.

Характерной особенностью системы аграрного протекционизма в современных российских условиях является наличие комплекса жестких ограничений, призванных избежать ситуации, когда локальный оптимум системы или неоправданно быстрый переход к такому оптимуму приводит к недопустимым отклонениям в функционировании надсистемы (АПК) либо смежных систем экономики и общества.

Так, важнейшим ограничителем воздействия процесса протекционизма на входе системы является требование учитывать сложившуюся зависимость России от ввоза некоторых видов продовольствия и, следовательно, требование поддерживать совокупное потребление продовольствия не ниже физиологически обусловленного минимума в расчете на душу населения. Не менее важным ограничением является и учет возможностей АПК по эффективному освоению дополнительно полученного дохода за счет протекционистских мер: очевидно, что существует некоторая пороговая величина дохода, за которой предприятия, даже при первоначальном отсутствии намерений к оппортунистическому поведению, просто не успеют должным образом реинвестировать дополнительный доход в производство; это может привести к активизации инфляционных процессов, бесхозяйственному отношению к избыточному доходу и другим негативным последствиям.

Формализованная модель функционирования системы протекционизма в аграрной сфере приведена на рис. 2.

Систему аграрного протекционизма мы определяем следующим образом: это совокупность институционально разделенных, но функционально взаимосвязанных и взаимодействующих организаций, предназначенных, наряду с другими задачами, поддерживать национальное аграрное производство и защищать его от нежелательной конкуренции со стороны импорта, добиваясь устойчивого расширенного воспроизводства в агропромышленном комплексе страны.

Взаимосвязь и взаимодействие элементов и целых подсистем аграрного протекционизма должны, по нашему мнению, обеспечиваться наличием единого «управляющего центра», представляющего собой либо некий межведомственный специализированный орган (комиссия, комитет, рабочая группа), либо конкретный орган государственной власти, в котором были бы сконцентрированы полномочия по управлению элементами системы аграрного протекционизма, в том числе и разделенными

институционально. В настоящее время, очевидно, существует определенная двойственность в данном вопросе, негативно сказывающаяся на общей эффективности системы: вопросы регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия находятся в ведении Министерства сельского хозяйства; вопросы регулирования внешней торговли распределены между Министерством промышленности и торговли и Министерством финансов РФ (в частности, таможенно-тарифное регулирование импорта), и, наконец, вопросы разработки государственных целевых программ относятся к компетенции Министерства экономического развития. В подобных условиях, когда отдельные элементы протекционистской системы принадлежат к различным министерствам и ведомствам, сложнее добиться согласованной протекционистской экономической политики, экономии на ресурсах и оптимального сочетания защитных и поддерживающих мероприятий. Кроме того, в силу наблюдающейся разобщенности, потенциал некоторых элементов системы протекционизма в настоящее время сложно или практически невозможно эффективно реализовать: так, еще явно недостаточно используется такой мощный инструмент сдерживания импорта на российский рынок, как технические и санитарные барьеры в торговле агропродовольственной продукцией. На внешних рынках российские товары встречают более «жесткий прием» именно по линии качества и безопасности; симметричное реагирование отечественной практики технического и санитарного регулирования пока оставляет желать лучшего именно в силу отсутствия целостного, интегрированного подхода к аграрному протекционизму, при котором, например, техническое регулирование рассматривается не только с точки зрения выполнения «профильных» функций — соблюдения единства измерений, безопасности продукции для потребителей и выполнения технических требований,но и с точки зрения «скрытых», но оттого не менее важных задач, в частности, регулирования импорта, а как следствие, доходности национального производства и темпов его развития.

Таким образом, рационально было бы нивелировать негативные следствия институциональной раздробленности российской системы аграрного протекционизма. Это можно осуществить двумя путями: по «мягкому» сценарию — усиливая процессы координации действий органов государственной власти, либо по более «жесткому», проведя централизацию системы и сформировав специализированный орган управления ею.

Относительно того, какую из целей аграрного протекционизма следует рассматривать в качестве важнейшей, в настоящее время существует несколько точек зрения. Так, по мнению академика РАСХН И.Н. Буздалова, в качестве подобной цели выступает поддержание необходимой доходности товаропроизводителей [2]; видный исследователь вопросов регулирования внешней торговли И.И. Дюмулен в качестве генеральной цели системы протекционизма называет защиту страны от односторонней экономической зависимости [3, С.12]. По нашему мнению, наиболее оправданной в случае с агропромышленным комплексом является нацеленность системы протекционизма на всемерное обеспечение расширенного воспроизводства во всех трех сферах АПК, и, в первую очередь, в наиболее пострадавшей за годы экономических реформ (а также наиболее уязвимой в условиях открытой экономики) сфере — сельском хозяйстве.

Если положить в основу структурирования аграрного протекционизма как системы функциональный подход, то с каждой подсистемой можно соотнести тот или иной набор функций. В качестве основных из них можно выделить:

— содействие развитию экспорта национальной продукции на внешние рынки;

— компенсацию негативных последствий импортной экспансии на внутренний рынок страны и сдерживание нежелательного импорта в страну;

— обеспечение продовольственной независимости и безопасности;

— обеспечение прироста производства агропродовольс-твенной продукции;

— достижение необходимой для развития АПК доходности;

— «воспитание» национальных производителей, подготовка их к будущей интеграции в мировое разделение труда с его жесткой конкуренцией;

— предотвращение оппортунистического поведения получателей выгод от осуществления защитной экономической

Рис. 3. Структура системы протекционизма в аграрной сфере

политики; дополнительный доход должен использоваться на расширение, интенсификацию и модернизацию производства, но не как средство увеличить конечное потребление, при котором прибыль сверх нормальной «проедается» или переводится за рубеж; в лучшем случае, «перетекает» в виде инвестиций в другие отрасли.

При формировании системы аграрного протекционизма необходимо руководствоваться принципами построения и функционирования сложных социально-экономических систем. Данные принципы целесообразно сгруппировать в три группы: общие принципы построения систем; частные принципы, применимые для отдельных элементов подсистемы (организационные, организационно-технические, экономические и социальные); третью группу формируют принципы, отражающие особенности процесса аграрного протекционизма и взаимоотношения между субъектами протекционизма и национальными товаропроизводителями.

Следование данным принципам не является делом исключительно системы аграрного протекционизма. Для их эффективной реализации необходима согласованная работа органов государственного управления соответствующих ведомств на всех уровнях, поскольку только их активное участие поможет создать действительно эффективную систему протекционизма в аграрной сфере, решить задачу повышения роли данной системы в развитии и преобразовании агропромышленного комплекса страны.

Анализируемая система тесно связана с другими системами, образующими АПК. Прежде всего, речь идет о системе управления, о научной и информационной системе. В указанных системах постоянно происходят какие-либо изменения, в том числе пересечение систем, вхождение компонентов одной системы в другую, в результате элементы данных систем задействуются и как элементы системы аграрного протекционизма.

Чтобы научно подойти к исследованию протекционизма в аграрной сфере, целесообразно разработать соответствующие модели, позволяющие выявить существенные взаимосвязи составных частей системы и осуществить их качественный анализ. В соответствии с принципом иерархичности компоненты системы аграрного протекционизма относятся к федеральному, региональному и местному (районному) уровням. Структура системы протекционизма в аграрной сфере представлена на рис. 3.

Основными функциями федерального уровня системы являются: организация государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; организация мероприятий по

защите внутреннего аграрного рынка от конкуренции со стороны импорта; формирование единого нормативно-правового и информационного пространства для субъектов протекционизма; разработка единой методологии, стратегии и приоритетных направлений развития системы; организация подготовки кадров для функционирования системы; координация и согласование в рамках действия системы действий государственных институтов, содержащих отдельные подсистемы; координация и согласование действий различных уровней системы.

На уровне отдельных регионов и районов концентрируются функции государственной поддержки производства: исполнения принятых на федеральном уровне программ, разработки и реализации региональных программ поддержки, функции аккумулирования, обработки и передачи данных на верхний уровень системы о состоянии отечественных товаропроизводителей для осуществления обратной связи и управления системой аграрного протекционизма.

Наряду с функциональными моделями, раскрывающими взаимосвязи различных уровней системы, немаловажное значение в системе аграрного протекционизма имеют горизонтальные, координационные связи, которые направлены на обмен опытом, информацией и согласование действий элементов. Горизонтальные связи зачастую приобретают решающее значение на федеральном уровне, поскольку эффективность системы протекционизма в аграрной сфере зависит от согласованности действий и взглядов на проблему поддержки национального производства в различных ведомствах, способных управлять конкурентоспособностью отечественных и иностранных товаров и организаций на российском рынке.

Взаимная согласованность элементов системы — необходимое условие ее целостности, функциональности, дальнейшего поступательного развития.

Субъекты системы аграрного протекционизма, действуя в объективно существующей и заданной извне экономической и политической среде, прямо или опосредованно зависят от данной среды. Под влиянием факторов внешней среды меняются качественные и количественные характеристики протекционизма в аграрной сфере.

Для анализа влияния внешней среды необходимо вначале выявить наиболее важные факторы, взаимодействующие с объектом. Целесообразно вести поиск базовых факторов в таких важнейших областях внешней среды, как политика, экономика, технология и социокультурная сфера. Далее, на этапе качественного анализа, необходимо определить причинно-

следственные связи между факторами. Для каждого объекта можно выделить индивидуальный набор факторов, влияющих на него в наибольшей степени. Следовательно, необходимо учитывать действия существенных факторов в окружении системы аграрного протекционизма, способных повлиять на ее состояние и развитие.

Выявленные внешние факторы, наиболее сильно воздействующие на систему аграрного протекционизма, позволяют сделать ряд выводов о желательности изменения отдельных параметров внешней среды, в которой развивается система. В частности, необходимо:

— создать единое информационное пространство по вопросам аграрного протекционизма;

— совершенствовать взаимодействие различных органов государственной власти по вопросу протекционистской защиты национального производства, улучшить координацию усилий министерств и ведомств в сфере протекционизма;

— совершенствовать организацию протекционизма в аграрной сфере, находить новые формы и методы защиты и подде-

/

ржки с учетом экономической и социальной ситуации в стране и регионах, с учетом вновь изменяющихся конкурентных преимуществ отечественного и иностранного производства;

— осуществить диверсификацию финансирования системы протекционизма, что особенно важно при необходимости строгой экономии бюджетных средств, вызванной финансовым и экономическим кризисом. Предпочтительными протекционистскими мероприятиями следует считать те, которые не требуют для своего осуществления дополнительных бюджетных затрат;

— внедрить в отечественную систему протекционизма в аграрной сфере принцип «покупатель платит».

Дальнейшее развитие теории построения и функционирования национальной системы протекционизма в аграрной сфере позволит в будущем более рационально подходить к решению задач развития данной системы в конкретных экономических условиях. Это, несомненно, станет важным шагом на пути к ускоренному развитию отечественного АПК, восстановлению продовольственной независимости России и достижению сбалансированного состояния национальной экономики.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kurganobl.ru/assets/files/news/2007/urfo_071109_gosprogramma.pdf. (дата обращения 2.11.2009).

2. Буздалов И.Н. Аграрный протекционизм как инструмент государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях. [Электронный ресурс]. URL: http://www.agroacadem.ru/science/e-library (дата обращения: 4.11.2009).

3. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: учебное издание. — М.: ВАВТ, 2004. — 529 с. — (Модульная серия «экономист-международник»).

4. Милосердов В.В. Без крепкого сельского хозяйства кризис не преодолеть // Аграрный вестник Урала. — 2009. — №5. — С.10-13.

5. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: учебное пособие. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. — 326 с.

6. Ушачев И.Г. Продовольственная безопасность России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2008. — № 11. — С.1-5.

7. Шапошников Н. Н. Протекционизм и свобода торговли. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sotsium.ru/?link=BOOK&id=118 (дата обращения 15.10.2009).

8. Никольский С. А. Аграрный курс России. [Электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/page51136735.htm (дата обращения 19.10.2009).

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

О.В. Вибе,

преподаватель кафедры финансов и кредита Оренбургского государственного аграрного университета

olga-mt@list.ru

В статье рассматриваются основные проблемы агрострахования с государственной поддержкой. Проводится анализ причин низкой эффективности данного вида страхования в России.

Ключевые слова: агрострахование, риск, страхование посевов, страховой рынок.

УДК 631.157:368.5; ББК 65.271

Согласно Указа Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», продовольственная безопасность России является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельско-

хозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения будет стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов [1, С. 2].

Роль страхования в обеспечении продовольственной безопасности России сложно переоценить, поскольку это мощный финансовый стабилизатор, позволяющий компенсировать убытки, возникающие вследствие наступления неблагоприятных событий техногенного и природного характера. В полной мере это относится к страхованию сельскохозяйственных рисков.

На сегодняшний день страхование сельскохозяйственных рисков в России — сложнейшая проблема в агропромышленном

45 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.