ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АГРАРНОГО ПРОТЕКЦИОНИЗМА: ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ
A.B. дудник,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и рынка, Курганская ГСХА
Ключевые слова: аграрный протекционизм, системный подход, структура системы, доходность национального производства, продовольственная независимость.
В настоящее время особенную актуальность приобретают вопросы построения и развития эффективной системы аграрного протекционизма в России. Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы наглядно демонстрирует определённое смещение центра тяжести протекционизма в область государственной поддержки, в то время как меры по сдерживанию импортной экспансии на рос-
сийский агропродовольственный рынок практически не оговариваются [1].
Агарный протекционизм - явление масштабное и сложное. Чтобы получить оптимальный результат от его применения, необходимо рассматривать его как сложную систему, последовательно применяя системный подход к его исследованию.
Методология системного анализа основана на количественном сравнении альтернативных вариантов; оптимальный вариант обладает наилучшими значениями отслеживаемых параметров и
Й>1
641300, Курганская обл., Кетовский р-н, с. Лесниково; тел. 8-9128380875; e-mail: [email protected]
принимается к осуществлению [2, С. 105]. Аграрный протекционизм выступает, в свою очередь, как подсистема системы государственного регулирования экономики. Формирование протекционизма как системы включает решение следующих основных задач:
■ определение состава элементов системы, их качества, количества и про-
Agriculture protectionism, system approach, system’s configuration, in-border production profitability, food independence.
странственного расположения;
■ определение взаимосвязей элементов системы;
■ регламентация процессов, происходящих в системе, и воплощение основных положений регламентов в нормативной и организационно-плановой документации.
Международный опыт свидетельствует, что как в экономически развитых, так и в развивающихся странах аграрный протекционизм как система отвечает следующим фундаментальным принципам.
■ Принцип интеграции (целостности). Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве, что позволяет добиться синергетического эффекта в системе.
■ Принцип иерархии. В общем случае систему можно представить как многоуровневую совокупность подсистем, характеризуемую упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Обычно чем выше уровень иерархии, тем больше на нём сосредоточено функций координации и интеграции.
■ Принцип структурности. Все элементы системы находятся во взаимодействии и взаимной зависимости [2, С. 139-141].
Однако ни одна из существующих за рубежом систем аграрного протекционизма не соответствует полностью экономическим, социальным и правовым условиям России. Создание эффективной системы аграрного протекционизма осложняется, с одной стороны, разнообразием факторов, влияющих на конкурентные преимущества агропродо-вольственной продукции, с другой - распространением либеральных
экономических идей в кругах, причастных к разработке экономической политики нашей страны [3, С. 4, 6].
При изучении вопроса о количестве уровней иерархии системы аграрного протекционизма целесообразно обратиться к опыту существующей трёхуровневой системы управления АПК. Трёхуровневая структура соответствует федеральному, региональному и местному уровням. По мере движения к нижним уровням системы аграрного протекционизма возрастает удельный вес мероприятий по поддержке национального производства, в то время как меры по защите внутреннего рынка в подавляющем большинстве сконцентрированы на федеральном уровне.
Определить систему - значит, задать элементы системы, а также их связи и свойства. Сочетание процессного и системного подходов позволяет выделить вход системы, процесс, выход системы, обратную связь и ограничение. Вход системы - это то, что преобразуется процессом, чтобы получить необходимый результат. В нашем случае в качестве входа системы служат конкурент-
ные преимущества импортной и национальной продукции. С одной стороны, мерами торговой политики (пошлины, квоты, технические и санитарные барьеры) нейтрализуются конкурентные преимущества импортной продукции, с другой - меры государственной поддержки в той или иной степени компенсируют высокие издержки национального производства либо гарантируют сбыт отечественной продукции.
На выходе системы находится результат, или конечное состояние процесса. В системе аграрного протекционизма выходом служит уровень доходности национального аграрного производства, уровень самообеспеченности страны и её регионов важнейшими видами продовольствия.
Характерной особенностью системы аграрного протекционизма в современных российских условиях является наличие комплекса жёстких ограничений, призванных избежать ситуации, когда локальный оптимум системы или неоправданно быстрый переход к такому оптимуму приводит к недопустимым отклонениям в функционировании над-системы (АПК) либо смежных систем экономики и общества. Так, важнейшим ограничителем воздействия процесса протекционизма на вход системы является требование учитывать сложившуюся зависимость России от ввоза некоторых видов продовольствия и, следовательно, требование поддерживать совокупное потребление продовольствия не ниже физиологически обусловленного минимума в расчёте на душу населения. Не менее важным ограничением является и учёт возможностей АПК по эффективному освоению дополнительно полученного дохода за счёт протекционистских мер: очевидно, существует некоторая пороговая величина дохода, сверх которой предприятия не успеют эффективно инвестировать дополнительный доход в производство; это может привести к активизации инфляционных процессов, ослабить стимулы для повышения эффективности производства, к бесхозяйственному отношению к избыточному доходу.
Формализованная модель системы аграрного протекционизма приведена на рисунке 1.
Экономика
Если подойти к структурированию аграрного протекционизма по функциональному признаку, то в его составе можно выделить следующие подсистемы: содействия развитию экспорта национальной продукции на внешние рынки; компенсации негативных последствий импортной экспансии на внутренний рынок страны; обеспечения продовольственной независимости и безопасности, для чего, очевидно, необходимо обеспечить требуемый объём производства агропродовольственной продукции и необходимую для развития АПК доходность.
Систему аграрного протекционизма мы определяем следующим образом: это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организаций, предназначенных для решения задач по достижению необходимого уровня конкурентоспособности национального агропромышленного производства, функционально объединённых в единую систему, но институционально принадлежащих к различным органам государственной власти, таким как Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли и др. Таким образом, специфической особенностью системы аграрного протекционизма является то, что некоторые её подсистемы одновременно являются элементами других систем управления экономикой.
Приоритетной целью системы аграрного протекционизма в современных российских экономических условиях является достижение расширенного воспроизводства в АПК. Важнейшим условием для этого является достаточный уровень доходности отечественных товаропроизводителей.
В качестве первоочередных задач развития системы аграрного протекционизма в России нами выделяются:
■ совершенствование протекционистской политики за счёт развития федерального и регионального уровней системы, улучшение координации и укрепление связей между отдельными звеньями системы, в т.ч. разделёнными институционально;
■ создание условий для замещения импорта национальным предложением,
Аграрныи протекционизм
Рисунок 1. Функциональные подсистемы аграрного протекционизма
Экономика
для чего необходимо активизировать деятельность подсистемы защиты внутреннего рынка;
■ создание условий для освоения инноваций в АПК, особенно в сельском хозяйстве; для этого, в частности, необходима достаточная доходность производства;
■ повышение эффективности протекционистской помощи национальному производству; не только внедрение новых прогрессивных методов и форм защиты внутреннего рынка и поддержки производства, но и развитие новой специализированной подсистемы аграрного протекционизма, направленной на стимулирование защищаемых отраслей к всемерному повышению эффективности и реинвестированию возможных сверхдоходов в производство, а не в конечное потребление;
■ постепенное уменьшение бюджетных расходов на всех уровнях на осуществление протекционистской политики, переход к принципу «покупатель платит», когда бремя поддержки национального производства общество несёт не опосредованно, через расходы бюджета, а косвенно, через установление новой, более высокой, равновесной цены на внутреннем рынке;
■ определение стратегии протекционизма на перспективу, учитывая необходимость восстановления АПК после увлечения либеральной моделью экономики, а также важность сохранения рыночных стимулов для повышения эффективности национального производства;
■ подготовка к функционированию системы аграрного протекционизма в соответствии с требованиями ВТО, а, следовательно, уменьшение роли таможенных тарифов и ряда субсидий (меры так называемой «красной корзины») в
обеспечении требуемого уровня защиты национального производства, переход к боле активному использованию скрытых барьеров для импорта, воплощённых прежде всего в комплексе технических, санитарных и ветеринарных требований к агропродовольственной продукции [5, 6].
При формировании системы аграрного протекционизма необходимо руководствоваться принципами построения и функционирования сложных социально-экономических систем. Данные принципы целесообразно объединить в три группы: общие принципы построения систем; частные принципы, применимые для отдельных элементов подсистемы (организационные, организационно-технические, экономические и социальные); принципы, отражающие особенности процесса аграрного протекционизма и взаимоотношения между субъектами протекционизма и национальными товаропроизводителями.
В соответствии с принципом иерархичности компоненты системы аграрного протекционизма относятся к федеральному, региональному и местному (районному) уровням. С точки зрения институционального подхода структуру системы аграрного протекционизма можно представить следующим образом (рис. 2).
Основными функциями федерального уровня системы являются организация государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; организация мероприятий по защите внутреннего аграрного рынка от конкуренции со стороны импорта; формирование единого нормативно-правового и информационного пространства для субъектов протекционизма; разработка единой методологии, стратегии и приоритетных направлений развития системы;
организация подготовки кадров для функционирования системы; координация и согласование в рамках действия системы действий государственных институтов, содержащих отдельные подсистемы; координация и согласование действий различных уровней системы.
На уровне отдельных регионов и районов концентрируются функции государственной поддержки производства: исполнения принятых на федеральном уровне программ, разработки и реализации региональных программ поддержки, функции аккумулирования, обработки и передачи данных на верхний уровень системы о состоянии отечественных товаропроизводителей для осуществления обратной связи и управления системой аграрного протекционизма.
Немаловажное значение в системе аграрного протекционизма имеют горизонтальные координационные связи, которые направлены на обмен опытом, информацией и согласование действий элементов. Горизонтальные связи зачастую приобретают решающее значение на федеральном уровне, поскольку эффективность системы аграрного протекционизма зависит от согласованности действий и взглядов на проблему поддержки национального производства в различных ведомствах, способных управлять конкурентоспособностью отечественных и иностранных товаров и организаций на российском рынке. Взаимная согласованность элементов системы - необходимое условие её целостности, функциональности, дальнейшего поступательного развития.
Субъекты системы аграрного протекционизма, действуя в объективно существующей и заданной извне экономической и политической среде, прямо или опосредованно зависят от данной
Министерство Министерство Министерство Министерство
экономического промышлен- финансов РФ: сельского хозяй-
развития: ности и торговли таможенные ства РФ: регули-
долгосрочные РФ: политика в платежи, опре- рование рынка
целевые области внеш- деление тамо- агропродоволь-
программы ней и внутрен- женной стои- ственной
развития ней торговли мости товаров продукции
Министерство здравоохранения и социального развития РФ: Роспотребнадзор
Министерство промышленности и торговли РФ: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Скрытые барьеры для импорта: санитарные и технические барьеры
Федеральный уровень
Региональный уровень
Органы законодательной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции
Органы управления АПК субъектов Федерации
Органы, осуществляющие санитарный, технический и ветеринарный контроль в субъектах РФ
Местный (районный) уровень: районные органы управления АПК
Рисунок 2. Структура системы аграрного протекционизма
Экономика
среды. Характеристики аграрного протекционизма также находятся в зависимости от внешней среды.
Для анализа влияния внешней среды на систему аграрного протекционизма необходимо вначале выявить наиболее важные факторы, взаимодействующие с объектом. Целесообразно вести поиск базовых факторов в таких важнейших областях внешней среды, как политика, экономика, технология и социокультурная сфера. Далее на этапе качественного анализа необходимо определить причинно-следственные связи между факторами. Для каждого объекта можно выделить индивидуальный набор факторов, влияющих на него в наибольшей степени. Следовательно, необходимо учитывать действия существенных факторов в окружении системы аграрного протекци-
онизма, способных повлиять на её состояние и развитие.
Выявленные внешние факторы, наиболее сильно воздействующие на систему аграрного протекционизма, позволяют сделать ряд выводов о желательности изменения отдельных параметров внешней среды, в которой развивается система. В частности, необходимо:
■ создать единое информационное пространство по вопросам аграрного протекционизма;
■ совершенствовать взаимодействие различных органов государственной власти по вопросу протекционистской защиты национального производства, улучшить координацию усилий министерств и ведомств в сфере протекционизма;
■ совершенствовать организацию
аграрного протекционизма, находить новые формы и методы защиты и поддержки с учётом экономической и социальной ситуации в стране и регионах, с учётом вновь изменяющихся конкурентных преимуществ отечественного и иностранного производства;
■ осуществить диверсификацию финансирования системы протекционизма, что особенно важно в условиях нехватки бюджетных средств;
■ внедрить в отечественную систему аграрного протекционизма принцип «покупатель платит».
Последовательное изучение практики и развитие теории функционирования системы аграрного протекционизма позволит в дальнейшем более рационально решать задачу развития данной системы в конкретных экономических условиях.
Литература
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы : постановление Правительства Рос. Федерации от 14 июля 2007 г. № 446. ЫРЬ : http://www.kurganobl.ru/assets/files/news/2007/urfo_071109_gosprogramma.pdf (дата обращения: 12.12.2009).
2. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа : учеб. пособие. СПб. : Бизнес-пресса, 2000. 326 с.
3. Милосердов В. В. Либеральный капитализм теряет свою значимость // Аграрный вестник Урала. 2009. № 2. С. 4-7.
4. Буздалов И. Н. Аграрный протекционизм как инструмент государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях. ЫРЬ : http://www.agroacadem.ru/science/e-library (дата обращения: 11.12.2009).
5. Дудник А. В. Оптимизация показателей безопасности сельхозпродукции: эконометрический подход // Проблемы современной экономики. 2007. № 2. С. 360-362.
6. Дудник А. В. Поиск перспективных направлений защиты внутреннего рынка продукции животноводства с помощью технических и санитарных барьеров // Аграрный вестник Урала. 2007. № 3. С. 21-23.