УДК 338.22 ББК 65.290-2 Л-72
Вострокнутов Александр Евгеньевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры системного анализа и обработки информации ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»; тел.: 8(861) 2215858;
Лойко Валерий Иванович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой компьютерных технологий и систем ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина»; тел.: 8(861) 2215858
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА*
(рецензирована)
В статье обоснована необходимость разработки метода формирования и стратегического развития бизнес-модели для организаций малого бизнеса и был проведен сравнительный анализ существующих методологических подходов. В результате был осуществлен выбор базовых методов (подход А. Остервальдера, SWOT-анализ и метод построения стратегической карты) и разработана структурная схема предлагаемого метода.
Ключевые слова: метод, бизнес-модель, методика формирования, стратегическое развитие, малый бизнес.
Vostroknutov Alexander Evgenievich, Candidate of Economics, an associate professor of the Department of System Analysis and Information Processing of FSBEI HE "Kuban State Agrarian University"; tel: 8 (861) 2215858;
Loyko Valery Ivanovich, Doctor of Technical Sciences, professor, head of the Department of Computer Technologies and Systems of Kuban State Agrarian University; tel.: 8 (861) 2215858.
METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION AND STRATEGIC DEVELOPMENT OF A BUSINESS MODEL OF SMALL BUSINESS
ORGANIZATIONS
(reviewed)
The article substantiates the need to develop a method for the formation and strategic development of a business model for small business organizations and a comparative analysis of the existing methodological approaches has been carried out. As a result, basic methods (A. Osterwalder's approach, SWOT-analysis and the method of constructing a strategic map) have been selected and a block diagram of the proposed method developed.
Keywords: method, business model, method of formation, strategic development, small business
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект №18-010-00817 А).
Проблемам функционирования и развития организаций малого бизнеса посвящен большой пласт современных научных исследований, затрагивающий вопросы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, развитию финансовых инструментов, правовому регулированию деятельности, налоговому планированию и т.д. Это труды Филюшина Н.В., Байдукова В.А., Артемовой О.В., Рахманова О.М., Андиева С.В., Вышегородцева М.М., Глинского В.В., Беликова И.П., Костыгова С.О., Нурмухаметова А.В., Илюхиной Ю.Ю., Манукян С.П., Михайлюк О.Н., Ахметова А.Р. и др. [7, 12, 17] Однако, на наш взгляд, необходимо сместить фокус научных исследований в сторону создания инструментов проектирования и развития малого бизнеса, потому что адекватная ресурсная база уже создана и функционирует. Тогда как вопросам проектирования структуры бизнеса (бизнес-модели) и его стратегического развития уделено недостаточное внимание. Этот факт подтверждается основными тенденциями развития малого бизнеса, в частности в Краснодарском крае (таблица 1) [8, 10, 11]. Из приведенных данных видно, что число организаций малого бизнеса сокращается, а показатели деятельности имеют нестабильные темпы роста.
Таблица 1. Основные тенденции развития организаций малого бизнеса
в Краснодарском крае
Показатели развития малого бизнеса Годы
2014 2015 2016 2017 2018 (прогноз)
Количество организаций, тыс. ед. 282,2 282,9 323,5 326,8 327,5
Темпы роста, % 100 100,2 114,4 101,0 100,2
Средняя численность работников в организациях, тыс. чел. 602,5 572,3 553,8 556,5 557,7
Темпы роста, % 100 95,0 96,8 100,5 100,2
Выручка организаций, млрд. руб. 1605,8 1754,4 2004,3 2089,3 2189,4
Темпы роста, % 100 109,3 114,2 104,2 104,8
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости разработки для организаций малого бизнеса метода формирования и стратегического развития их бизнес-модели.
Исследование научной и методической литературы показал, что на сегодня для формирования бизнес-модели используется шесть основных подходов (методов), опубликованные в трудах М. Льюиса, П. Тиммерса, Дж. Магретта, П. Друкера, К.
Кристенсена, А. Остервальдера [1-5]. Результаты проведенного анализа методологических подходов к разработке бизнес-модели организаций приведен в таблице 2.
Таблица 2. Анализ методологических подходов к разработке бизнес-модели
Наимено- Возможность
вание Достоинства метода Недостатки метода использования
метода организациями
малого бизнеса
Подход Подход основывается на Подход Подход может
Питера учете и анализе факторов рассматривает быть
Друкера внешней среды и их бизнес-модель использован
(1994 г.) влияния на организации только в только при
эффективность бизнеса. аспекте изменения решении
Основной идеей подхода ценностного отдельных
является диверсификация предложения, т.е. с проблем на
ценностного предложения позиции спроса и этапах
бизнес-модели в предложения. Тогда развития
зависимости от как вопросы организации
изменений параметров реализации
внешней среды предложенных изменений отсутствуют.
Подход Подход основывается на Подход Подход может
Пола моделировании ориентирован только быть применен
Тиммерса информационных потоков на системы только при
(1998 г.) между покупателем и электронной торговли (интернет-магазин, аукцион, архитектурном
продавцом, разработке проектировании
архитектурной концепции социальная сеть, как отдельного
продуктов и услуг в поставщик услуг, канала сбыта,
системах электронной тематическая так и в целом
торговли. Позволяет платформа, всей бизнес-
рассчитать потоки информационный модели
брокер и др.) и не
поступления доходов.
Выделено 11 моделей рассматривает
ресурсную
зарождающихся систем (затратную) и
электронной торговли и рисковую
коммуникации составляющие бизнес-модели
Подход Подход Майкла Льюиса Подход Подход может
Майкла развивает идею Пола ориентирован быть применен
Льюиса Тиммерса в части только на системы для
(1999 г.) разработки бизнес-моделей электронной проектирования
для систем электронной торговли. Основной бизнес-модели
торговли и заключается в фокус исследования систем
сведении понятия бизнес- направлен на электронной
моделирования к расчету оптимизацию торговли
прибыли ценовой политики организаций и проблем привлечения клиентов
Подход Метод, предложенный Дж. Несмотря на Подход и
Джоан Магретта обобщает подходы развитие идей предложенные
Магретта в разработке бизнес-моделей бизнес- инструменты
П. Тиммерса, П. Друкера, М. моделирования, можно
(2002 г.) Льюиса. Метод предложенный использовать
ориентирован на клиента и подход только на
ценностного предложения, а специализируется этапе развития
сама бизнес-модель на бизнеса.
разделяется на два блока: совершенствовани Представленн
создание ценности и и существующих ые «бизнес-
доведение созданного бизнес-моделей истории»
предложения до клиента. (бизнес-истории ориентирован
Кроме того, метод организаций)с ы на сегмент
закладывает предпосылки использованием крупного
для проектирования бизнес- информационных бизнеса
моделей проектов Start Up. технологий
Метод предполагает
активное использование
электронных таблиц
Подход Метод предусматривает Метод Подход можно
Александра концептуальное бизнес- предусматривает использовать
Остервальде моделирование как только для
ра существующих концептуальное проектировани
(2004 г.) организаций, так и проектирование я структуры
проектов Start Up. бизнес-модели, при бизнес-идеи.
Вводится понятие этом расчет Разработаны
шаблона бизнес-модели, в численных методические
котором выделяется значений таких рекомендации
девять блоков, которые категорий как цена, по заполнению
охватывают основные издержки, доходы и блоков
подсистемы организации: др. опускаются. шаблона
ценностное предложение, Также следует бизнес-модели
потребительские отметить, что
сегменты, каналы сбыта, шаблон бизнес-
технологии модели не
взаимоотношений с предусматривает
клиентами, ключевые описание
виды деятельности,
конкурентной
ключевые ресурсы,
среды
партнеры, доходы и
издержки. При этом
концентрация усилий
разработчика
осуществляется на
ключевых моментах.
Подход Метод укрупняет блоки Созданные Сложность
Клейтона шаблона бизнес-модели, проекты являются расчетов и
Кристенсена что приводит их к сложно ориентация на
(2008 г.) сокращению. Выделяются тиражируемыми, сегмент
следующие блоки: так как созданный крупного
ценностное предложение, проект бизнес- бизнеса делает
бизнес-процессы, ресурсы модели будет невозможным
и «формула получения неадекватен для использование
дохода». Учет затрат использования в данного
(расчет и учет другой подхода
амортизации ресурсов) организации организациями
осуществляется в блоке малого бизнеса
ресурсы. По итогам
разработки бизнес-
модели осуществляется
расчет маржи и выручки
Как видно из данных таблицы 2, подход, предложенный А. Остервальдером впервые охватывает описание структуры бизнеса всей организации, путем выделения в шаблоне бизнес-модели девяти блоков [2, 3]. Однако, данный подход специализируется на концептуальном проектировании бизнес-модели, т.е. игнорирует численные расчеты цены, выручки, затрат, прибыли и др. Кроме того, в шаблоне не предусмотрен блок описания конкурентной среды.
Современные исследования отечественных авторов по формированию бизнес-моделей рассматривают вопросы реализации подхода А. Остервальдера для различных отраслевых организаций: связь, сетевая торговля, агрофранчайзинг и др., обобщающий опыт организации бизнеса (Навальная Е.Г., Чернов Д.В., Мельникова Е.В., Бердников В.В., Курочкин П.А., Корешков О.В., Уколова Е.Г., Вергуненко Н.В., Котельников В.Ю., Козлова О.А., Беляев Ю.К., Андреев А.В. и др. [14, 15]). Тогда как предлагаемый к разработке метод будет направлен на разработку инструментов проектирования и развития бизнеса, ориентированных для любого предпринимателя.
Однако, разработав бизнес-идею, необходимо иметь стратегию ее развития. Под стратегией развития обычно понимается план действий или мероприятий, направленный на достижение миссии и целей организации.
Анализ экономической литературы позволил выделить следующие методы разработки стратегии: SWOT-анализ, пять сил конкуренции, стержневые компетенции, система сбалансированных показателей и др. [9, 13, 16]. Сравнительный анализ подходов к разработке стратегии развития организации приведены в таблице 3.
Таблица 3. Сравнительный анализ методов разработки стратегии
развития организации
Наименование метода Краткая характеристика Достоинства Недостатки
SWOT-анализ (К. Эндрюс) Метод основан на исследовании сильных и слабых Метод учитывает, как внутренние, так и внешние факторы, Использует методы оценки, основанные на
сторон организации, прост в интуиции
а также ее использовании. эксперта, в т.ч. и
возможностей и Позволяет при определении
угроз. Основная разработать сильных и
цель - установить стратегию на основе слабых сторон,
связи между использования ее возможностей и
сильными сильных сторон угроз
сторонами и ее организации
возможностями,
сильными
сторонами и
угрозами, а также
возможностями и
слабыми сторонами.
Пять сил Подход позволяет Позволяет Метод позволяет
конкуренции определить как определить анализировать
(М. Портер) сильные, так и конкурентоспособну уже
слабые места ю позицию на рынке сложившиеся
организации на и разработать отношения на
рынке и увидеть стратегические рынке без учета
области, изменение мероприятия по ее их изменений; не
которых может достижению учитывает
привести к регулирующего
повышению влияния
эффективности всей государства
организации
Стержневые Метод направлен на Метод позволяет Не учитывает
компетенции разработку определить требования и
(Г. Хэмел, уникальных уникальные влияние внешней
К. Прахалад) (стержневых) свойства как самой среды
компетенций, организации, так и
которые обеспечат ее конечных
лидерские позиции продуктов
организации среди
конкурентов
Система Метод системы Предусматривает Трудоемкий в
сбалансирован сбалансированных разработку реализации на
ных показателей стратегической этапе
показателей направлен на карты, отражающей планирования и
(Р. Каплан и формирование взаимовлияние требует
Д. Нортон) стратегической карты целей организации мониторинга
развития организации разработанной
и разработки системы
ключевых сбалансированны
показателей х показателей
эффективности,
используемых для
конкретизации и
управления
стратегическими
мероприятиями
Кроме того, в разрабатываемом методе предполагается использовать модель жизненного цикла И. Адизеса [6] в сочетании с методом когнитивного моделирования и системного подхода, подход к построению бизнес-модели организации А. Остервальдера в совокупности с методами экономического анализа, теории массового обслуживания и математического моделирования, методику проведения SWOT-анализа и методику построения стратегических карт, предложенную Р. Капланом и Д. Нортоном. Структурная схема предлагаемого метода представлена на рисунке 1.
Формирование бизнес-модели
Сформированная бизнес-модель и стратегия ее развития
Рис. 1. Структурная схема метода формирования и стратегического развития бизнес-модели организаций малого бизнеса
Основным недостатком метода А. Остервальдера, как уже говорилось выше, является концептуальное моделирование структуры бизнеса, т.е. игнорирование численных расчетов таких как цена, выручка, затраты, прибыль и др., кроме того, в шаблоне бизнес-модели не предусмотрен блок описания конкурентной среды. Однако, используя данный подход в сочетании с методами экономического анализа, будет разработана методика, позволяющая рассчитать основные показатели эффективности.
Ключевым моментом доработки подхода будет являться разработка модели интегральной оценки ценностного предложения, основанной на методе математического моделирования и расчете количества клиентов, потребительского сегмента,
намеревающихся приобрести ценностное предложение, основанное на использовании теории массового обслуживания.
Разработка системы показателей эффективности бизнес-модели будет базироваться на модели жизненного цикла организации И. Адизеса. Для определения ключевых факторов риска наступления кризиса управления на различных этапах будут разработаны их когнитивные модели. В результате разработанная система показателей эффективности бизнес-модели будет использоваться не только для определения этапа жизненного цикла организации, но и для определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз организаций малого бизнеса.
Для построения стратегии развития бизнес-модели организаций малого бизнеса будет использована методика SWOT-анализа, в которой в качестве исходных данных для определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз будут выбираться факторы по результатам оценки бизнес-модели организации с использованием предложенной системы показателей.
Для разработки стратегических инициатив, отражающих процесс реализации стратегии будет использована методика построения стратегических карт, предложенная Р. Капланом и Д. Нортоном, дополненная этапом целеполагания, предусматривающим выделение четырех категорий пространств инициирования целей (вышестоящими системами, подведомственными системами, внешней средой, самой исследуемой системой) и определение ключевого направления в разработанной стратегической карте за счет использования методологии когнитивного анализа.
Таким образом, обоснована необходимость разработки метода формирования и стратегического развития бизнес-модели для организаций малого бизнеса и был проведен сравнительный анализ существующих методологических подходов. В результате был осуществлен выбор базовых методов (подход А. Остервальдера, SWOT-анализ и метод построения стратегической карты) и разработана структурная схема предлагаемого метода.
Литература:
1. Joan Magretta, 2002. Why business models matter. Harvard Business Review.
2. Value proposition design: how to create products and services customers want / Osterwalder A. [etc]. John Wiley & Sons, 2014.
3. Osterwalder A., Pigneur Y., Clark T. Business model generation. John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey, 2010.
4. Paul Timmers. Business Models for Electronic Markets. Journal on Electronic Markets, 1998
5. Peter F. Drucker, The Theory of the Business. Harvard Business Review, 1994.
6. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпораций. Организационный и производственный менеджмент. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 512 с.
7. Артемова О.В., Осипова Т.Н. Малый и средний бизнес: ограничения, возможности и перспективы: монография. Челябинск: Сити Принт, 2010. 238 с.
8. Барановская Т.П., Вострокнутов А.Е. Оценка развития малого бизнеса Краснодарского края // Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: поиск модели эффективного социохозяйственного развития: сборник статей международной научно-практической конференции. Краснодар, 2016. С. 10-16.
9. Воган Э. Ключевые стратегические инструменты / пер. с англ. Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2015. 456 с.
10. Барановская Т.П., Вострокнутов А.Е., Кубрак Ю.О. Оценка развития малого бизнеса Краснодарского края и анализ проблем их функционирования и управления [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). Краснодар: КубГАУ, 2016. № 08(122). С. 1217-1232. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2016/08/pdf
11. Вострокнутов А.Е., Кубрак Ю.О. Современное состояние малого бизнеса Краснодарского края и инструменты его развития // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам Х Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 120-летию И.С. Косенко / отв. за вып. А.Г. Кощаев. Краснодар, 2017. С. 408-409.
12. Глинский В.В., Серга Л.К. О государственном регулировании малого предпринимательства в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №19. С. 2-8.
13. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / пер. с англ. Москва: Олимп-Бизнес, 2005. 512 с.
14. Корешков О.В. Теоретические и инструментально-методические аспекты разработки аутсорсинговой бизнес-модели современных предпринимательских структур // Науковедение. 2013. №3 (16). С. 31.
15. Курочкин П.А. Анализ основных бизнес-моделей, используемых разработчиками программного обеспечения // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. №18. С. 166-167.
16. Портер Е. Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
17. Рахманов А.М. Региональные особенности развития малого бизнеса и частного предпринимательства // Молодой ученый. 2014. №12(71). С. 179-182.
Literature:
1. Joan Magretta, 2002. Why business models matter. Harvard Business Review.
2. Value proposition design: how you want to create products and services. Want / Osterwalder A. [etc]. John Wiley & Sons, 2014.
3. Osterwalder A., Pigneur Y., Clark T. Business model generation. John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey, 2010.
4. Paul Timmers. Business Models for Electronic Markets. Journal on Electronic Markets, 1998
5. Peter F. Drucker, The Theory of the Business. Harvard Business Review, 1994.
6. Adizes I.K. Corporate Lifecycle Management. Organizational and production management. Moscow: Mann, Ivanov andFerber, 2015. 512 p.
7. Artemova O.V., Osipova T.N. Small and medium business: limitations, opportunities and prospects: a monograph. Chelyabinsk: City Print, 2010. 238p.
8. Baranovskaya T.P., Vostroknutov A.E. Assessment of the development of small business in the Krasnodar Territory // Economic and legal aspects of the implementation of Russia modernization strategy: the search for a model of effective social development: a
collection of articles of the international scientific-practical conference. Krasnodar, 2016. P. 1016.
9. Vogan E. Key strategic tools / transl. from English Moscow: Binom. Laboratory of Knowledge, 2015. 456p.
10. Baranovskaya T.P., Vostroknutov A.E., Kubrak Yu.O. Assessment of the development of small business in the Krasnodar Territory and analysis of the problems of their functioning and management [Electronic resource] // Polytematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University (Scientific journal of KubSAU). Krasnodar: KubSAU, 2016. No. 08 (122). P. 1217-1232. Access Mode: http://ei.kubasro.ru/2016/08/vd1
11. Vostroknutov A.E., Kubrak Yu.O. The current state of small business in the Krasnodar Territory and the tools for its development // Scientific support of the agro-industrial complex: a collection of articles on the materials of the 10th All-Russian Conference of Young Scientists dedicated to the 120th anniversary of I.S. Kosenko / resp. for issue A.G. Koshchaev. Krasnodar, 2017. P. 408-409.
12. Glinsky V.V., Serga L.K. On state regulation of small business in Russia // National interests: priorities and security. 2011. No. 19. P. 2-8.
13. Kaplan R., Norton D. Strategic maps. Transformation of intangible assets into tangible results / tr. from English. Moscow: Olimp-Business, 2005. 512p.
14. Koreshkov O.V. Theoretical and instrumental and methodological aspects of the development of an outsourced business model of modern business structures. Naukovedenie. 2013. № 3 (16). P. 31.
15. Kurochkin P.A. Analysis of main business models used by software developers // University Bulletin (State University of Management). 2011. No. 18. P. 166-167.
16. Porter E. Michael Competitive Strategy: A Methodology for Analyzing Industries and Competitors / tr. from English Moscow: Alpina Business Books, 2005. 454p.
17. Rakhmanov A.M. Regional features of the development of small business and private entrepreneurship // Young scientist. 2014. No. 12 (71). P. 179-182.