ких формах осуществляются внешние экономические отношения между странами зарубежной Европы? (II) Наиболее трудные вопросы (III) нацелены на применение географических знаний при объяснении географических фактов, законов, закономерностей, на определение причинно-следственных связей. Приведите примеры «горячих точек» на современной политической карте мира, являющихся очагами международной напряженности и тер-
роризма (III). Самостоятельная работа студентов по географическим курсам призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и формировать умения ориентироваться в многообразии материала, умения обобщать, реферировать содержание, умения организовать свое время, способствовать развитию у студентов творческих навыков, умения выразить свою точку зрения на изученные проблемные вопросы и задания.
УДК: 159.922.7
Пошехонова Вера Адамашевна
кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический институт
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГА
Уровень подготовки характеризуется готовностью и умением психолога применить теоретические знания для решения практических задач.
Ключевые слова: парадигма, принципы, психолог, специалист.
Принципиальный момент построения учебного процесса для студентов состоит в непрерывном обосновании высокой социальной значимости, их востребованности к будущей профессиональной деятельности; включение в учебную деятельность задач личностного роста молодых людей. Развитие нравственных качеств личности будущего специалиста приобретают в учебно-воспитательном процессе большое значение, поскольку психолог имеет дело с душой человека.
В психологии для подготовки специалиста сложились три ведущих методологических парадигмы - классическая (естественнонаучная), неклассическая (гуманитарная), культурно-историческая. Парадигма - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу новую модель постановки проблем и их решений (Г. Кун).
Она определяет: какие законы, закономерности, факты должны быть установлены (цель изучения); каковы должны быть методы, аппаратура, приёмы обработки материала (способы достижения цели); какие гипотезы должны быть сформулированы и каков их приоритет; статистические критерии, критерии валидности, надёжности.
Осознание парадигмы всегда есть показатель зрелости науки. Методология получения научного знания призвана обеспечить оптимальность и достоверность процесса познания научной истины. На этапах построения научной теории и проверки полученных результатов основная смысловая нагрузка ложится на движение в предметном содержании. Для успешного использования данных достижений необходимо сочетание творческого движения сверху вниз и снизу вверх.
Естественнонаучная парадигма наиболее распространена во всем мире. В ней много достовер-
ных фактов, требующих интерпретации, но они могут быть объяснены по-разному. В этой парадигме характерны: ценность объективного и предметного знания и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире.
В науке существует гуманитарная парадигма -познание природы, общества, самого человека с человековедческой позиции. Она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий [1].
Гуманитарная парадигма характеризует объект познания и оценивает всю информацию с позиции нравственных, культурных, религиозных, эстетических данных. Содержание гуманитарного знания связано с общественным бытием, культурой человека. Основная задача гуманитарной науки - описывать и интерпретировать феномены человеческой жизни, не претендуя на единственно «истинную» теорию, осмысляя динамические и развивающиеся системы традиций, представлений, репрезентаций мира (Глазерсфельд, 2001).
Для классической парадигмы: это подготовка подрастающего поколения к жизни и труду, где человек - простая система, а знания идут из прошлого (школа памяти). В новой образовательной парадигме основная миссия образования - обеспечение условий самоопределения и самореализация личности, а сам человек представляет собой сложную систему. Содержание традиционного обучения является главным образом дидактически преобразованным (упрощенным) содержанием соответствующих научных дисциплин. При этом главное не передача информации, а развитие способности личности компетентно выполнять все функции, решать проблемы и задачи, овладевать целостной профес-
52
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Пошехонова В.А., 2013
сиональной деятельностью. Содержание обучения в новой парадигме - пространственно-временной контекст: «прошлое-настоящее-будущее»; системность и межпредметность знания.
Благодаря контексту человек знает, что ему следует ожидать, и может его осмысленно интерпретировать; прежде чем действовать, он стремится собрать всю возможную контекстную информацию; знание о том, что произойдет в будущем, позволяет легче воспринимать настоящее.
Культурно-историческая парадигма могла возникнуть только в особое историческое время всеобщей революционности, которое делало и сознание революционным. Объективной необходимостью стало переосмысление проблемы движущих сил психического развития, его специфики у человека по сравнению с биологическим типом развития, центральной проблемой психологии на многие годы стали достижения отечественной науки.
В рамках культурно-исторической парадигмы для объяснения разных феноменов используется экспериментально-генетический метод: для того, чтобы понять явление, надо его построить. Л.С. Выготский утверждал, что высшие психические функции человека - или сознание, имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление.
Каждая форма культурного развития уже продукт исторического развития человечества. Куль-турио-историческая парадигма не просто провозглашается; но и является основой для экспериментальных исследований автора, которые продолжаются о сих пор. Конкуренция парадигм - следствие несопоставимости картин мира, лежащих в их основе, и сходства познавательных задач, стоящих перед ними.
Основой этого стали принципы отбора и изложения материала:
- принцип историзма - важные проблемы развития психики, существующие в разные века, исторические предпосылки возникновения психологии как науки;
- разработка и введение в науку новых методов исследования психического развития, определение его сильных и слабых сторон; определение правильного научного подхода к дальнейшему изложению важных проблем психологии в аспекте культурного развития [3].
Механизм данного преобразования можно условно представить как:
- ориентация на конкретные запросы профессиональной среды, а не на их конструкции, на основе общих положений психологической науки;
- установление соответствия между психологической и профессиональной (средовой) терминологией и проблематикой;
- выбор решения конкретно-профессиональных ситуаций таким способом, которые адекватны данной среде;
- «перевод» психологических терминов на язык конкретной профессиональной среды;
- анализ эффективности, действенности предложенных рекомендаций и способов решения профессиональной проблемы с целью выявления возможности их повторного использования, определения границ и условий применения и, при необходимости, коррекции.
Структурообразующий мотив профессиональной деятельности состоит в сохранении и развитии основополагающих принципов научной школы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эль-конина. В работе психолога утверждается система психолого-педагогических принципов, базирующихся на постклассической методологии науки.
1. Принцип естественнонаучной и гуманитарной парадигм в психологии, идеографического и номотетического исследовательского подходов, которые раскрываются через интеграцию в рамках отдельного исследования феноменологического анализа сложных явлений внутреннего мира, ценностно-смысловой и духовно-нравственной сферы личности.
2. Подготовка специалиста нового поколения реализуется через интегративный подход к научному, технологическому и методическому обеспечению процесса профессиональной подготовки сту-дентов-психологов, в качестве фундаментальной основы которого выступает развитие инновационной учебно-исследовательской парадигмы. Это изучение психики человека, создание комплексов учебных дисциплин, характеризующихся тесными межпредметными связями и выступающими как единый учебный модуль.
3. Принцип синтеза научно-исследовательской, воспитательной, учебной и практической работы, который реализуется по средствам организации самостоятельной работы, включающей поисковую активность, интеллектуальную инициативу респондентов.
4. Принцип полисубъектного подхода к обучению: образовательный процесс имеет диалогический, интерактивный характер, предполагает взаимодействие различных субъектов образовательной среды. Перспективным является такой подход к определению сформированности практико-ориен-тированных качеств и умений у психологов, который предполагает:
- усвоение теоретических положений психологической науки на уровне умения применить усвоенные теоретические положения для объяснения поведения людей и ситуаций, в которых они оказываются.
5. Проблема активности познающего субъекта и порождения им множества интерпретаций реаль-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2
53
ности, независимости последующих его состояний от начальных условий его существования, рассматривается в синергетике, или теории диссипативных структур (Пригожин, Хакен, 2005; Аршинов, 1997).
6. Реальность, в синергетическом подходе, есть совокупность саморазвивающихся систем, существующих в изменяющихся, нестабильных условиях. Системы характеризуются целостностью, устойчивостью структуры и процессов самоорганизации, нелинейностью. Синергетический подход связан с пониманием потенциальной множественности возможных путей развития, где актуально существующее есть только один из воплотившихся вариантов потенциально возможного (Петренко, 1997).
7. Важен системный подход в познании психической реальности, который в приложении к образованию способствует адекватной постановке проблем и учебных задач, ориентирует процесс обучения на раскрытие целостного образа Человека.
Развитие системы как целостности, приобретение новых системных свойств определяется как прохождение через точки бифуркации - ветвления эволюции, кризисные моменты, в которых совершается выбор дальнейшего пути развития.
Согласно принятой парадигме, учебный процесс обоснован подходами: деятельностным - освоение профессии позволяет структурировать обучение, определяет последовательность освоения учебных задач, их психологическое содержание. Действующим становится возрастно-психологическое изучение человека. Постижение тайны его роста и развития, начиная с пренатального периода, далее -через все возраста - к зрелости.
Молодые специалисты педагоги-психологи, приступающие к самостоятельной деятельности после окончания вуза, обладают в большей степени теоретической подготовкой, поэтому им трудно избежать разочарования, когда они не могут из-за недостатка опыта осуществлять деятельность, которая вызывала бы признание окружающих.
Возможно, причиной этого является поточный характер подготовки практических психологов, предполагающий равное усвоение ими одних и тех же знаний, формирование одних и тех же умений, навыков и рассчитанный на то, что сами по себе глубокие теоретические знания способны по мере необходимости реконструироваться и применяться в реальных условиях конкретной сферы деятельности. В организационном плане для решения этой проблемы есть такие возможности: освоение в условиях поточного обучения общих основ психологических знаний, которые нужно пополнять специализированной подготовкой, значимым материалом в условиях профессиональной среды.
Нужно говорить о необходимости самоопределения будущего психолога уже в процессе обучения на старших курсах. Конкретизация своеобразных задач конкретной сферы профессиональной
деятельности затруднена тем, что редко бывает совпадение профессиональных интересов преподавателей психологии с потребностями тех сфер профессиональной деятельности, которые предстоит осваивать психологам-выпускникам.
Выпускник кафедры - это специалист, умеющий вести научно-исследовательскую работу в области психологии развития и возрастной психологии. Он способен анализировать научную литературу, выявлять проблемы и актуальные направления исследований в современной психологии.
Компоненты портрета - своеобразные «точки роста» для всех учебных мероприятий. Они помогли сформулировать образовательную парадигму факультета: фундаментальная теоретико-практическая подготовка к профессиональной деятельности, с учетом практико-ориентированного характера обучения.
Психологу нельзя превратиться в узкого специалиста, способного проводить отдельные «методики» или умеющего читать конкретные «курсы» и «спецкурсы», но не понимающего, что происходит в окружающем его мире. Презумция превосходства «ученого» над «практиком» в том, что «ученые», начинают учить «практиков», хотя «практики» сами часто имеют более обобщенный опыт решения человеческих проблем, чем ученые.
Уровень профессионального мастерства - основной критерий работы теоретико-практического психолога:
- оценка возможности применения в учебновоспитательном процессе новых учебных курсов, методик, оборудования;
- участие в разработке инновационных проектов в учреждениях;
Теоретик может выделить принципиально новое, но окружающие его понимают плохо и его методами пользоваться трудно. Психолог-теоретик понимает другого человека, переводит и адаптирует разные методы работы.
Выделяются основные этапы деятельности пе-дагога-психолога в процессе решения ситуации: постановка и уточнение гипотезы решения проблемы; изучение проблемы; выбор и выполнение программы психологической помощи; рефлексия работы специалиста в процессе оказания психологической помощи; формулирование рекомендаций по дальнейшей работе.
Осмысление социальной действительности обязательно включает в себя историческую ситуацию, в которую погружен исследователь (Янчук, 2005). Исследователь в процессе познания не «открывает истины», а конструирует интерпретацию мира.
Методология конструктивизма основывается на идее относительности истинности научного познания, обусловленности теорий и представлений историко-социальным контекстом. В ней мышление человека формируется посредством интериориза-ции, социального опыта.
54
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
В институте используются разные формы пропаганды психологических знаний: лекции и семинары по психологии, выставки психологической литературы, систематическое информирование администрации института, факультетов и кураторов учебных групп о психологических проблемах студентов и результатах, полученных в социально-психологических исследованиях, проводимых совместно преподавателями кафедры психологии и студентами, беседы в академических группах, рекомендации по управлению и самоуправлению познавательной деятельности, психическим состоянием. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными способами ее получения и распространения, психолог обязан предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.
Ключевым вопросом для научно-теоретической подготовки психологов должна стать проблема подготовки кадров. Это первостепенная задача деятельности всех вузов. Психологов готовят педагогические вузы, классические университеты, различные негосударственные учреждения высшего образова-
ния. Солидная теоретическая основа сочетается с фрагментарной психологической практикой, которая нередко выходит за рамки одной - двух сфер профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования // Вопросы психологии. -2000. - № 6. - С. 26-37.
2. Битянова М.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. - М., 1995. - 127 с.
3. Любимова Г.Ю. Внутренняя картина процесса профессионального становления психологов // Вестник МГУ Серия 14: Психология. - 2011. -№ 4. - С. 28-36.
4. Рожкова А.П. Развитие личностных профессионально-важных качеств студентов-психологов средствами тренинга: Автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - Казань, 2004. - 22 с.
5. Ростунов А.Г. Психологические предпосылки формирования профессиональной пригодности специалистов // Психология профессиональной готовности в вузе. - Минск: Народная асвета, 1992. - С. 41-49.
УДК 37.02
Грязнова Елена Дмитриевна
кандидат педагогических наук, доцент Владивостокский филиал Российской таможенной академии
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ (ТАМОЖЕННИКОВ) КАК ОСНОВЫ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается роль нравственно этической составляющей, развитие которой обеспечивает эффективную и высокопрофессиональную деятельность государственных служащих (таможенников). Формирование целостного представления о нравственно-этических регуляторах, является необходимым составным компонентом профессиональной деятельности сотрудника таможенных органов. Обоснованы основные условия и методы, обеспечивающие реализацию нравственного воспитания будущих сотрудников таможенных органов с учетом специфики образовательного процесса.
Ключевые слова: государственный служащий, нравственно-этические ценности, морально-нравственные принципы, профессиональная этика, профессиональная культура поведения, служебный долг.
Профессиональная деятельность таможенников как государственных служащих относится к особому виду деятельности и осуществляется людьми, призванными обществом для защиты экономических интересов страны.
Главным назначением сотрудников таможенных органов как государственных служащих является служение общественным интересам и интересам граждан, что предполагает в качестве приоритета в их деятельности следование морально-нравственным принципам и ценностям в процессе реализации профессиональных задач по предназначению.
Термин «этика» - древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова «этос» - жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает другой смысл - устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав человека. Термины «этика», «мораль», «нравственность» по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны, содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим - «этические правила», «моральные принципы», «нравственные нормы», придавая различные смысловые оттенки общему понятию [2, с. 23-28].
© Грязнова Е.Д., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
55