Научная статья на тему 'Методологическая основа теоретической подготовки психолога'

Методологическая основа теоретической подготовки психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / ПРИНЦИПЫ / ПСИХОЛОГ / СПЕЦИАЛИСТ / PARADIGM / PRINCIPLES / PSYCHOLOGIST / SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пошехонова Вера Адамашевна

Уровень подготовки характеризуется готовностью и умением психолога применить теоретические знания для решения практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basis of theoretical preparation of the psychologist

The level of training is characterized by the willingness and ability of the psychologist to apply theoretical knowledge to solve practical problems.

Текст научной работы на тему «Методологическая основа теоретической подготовки психолога»

ких формах осуществляются внешние экономические отношения между странами зарубежной Европы? (II) Наиболее трудные вопросы (III) нацелены на применение географических знаний при объяснении географических фактов, законов, закономерностей, на определение причинно-следственных связей. Приведите примеры «горячих точек» на современной политической карте мира, являющихся очагами международной напряженности и тер-

роризма (III). Самостоятельная работа студентов по географическим курсам призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и формировать умения ориентироваться в многообразии материала, умения обобщать, реферировать содержание, умения организовать свое время, способствовать развитию у студентов творческих навыков, умения выразить свою точку зрения на изученные проблемные вопросы и задания.

УДК: 159.922.7

Пошехонова Вера Адамашевна

кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический институт

[email protected]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГА

Уровень подготовки характеризуется готовностью и умением психолога применить теоретические знания для решения практических задач.

Ключевые слова: парадигма, принципы, психолог, специалист.

Принципиальный момент построения учебного процесса для студентов состоит в непрерывном обосновании высокой социальной значимости, их востребованности к будущей профессиональной деятельности; включение в учебную деятельность задач личностного роста молодых людей. Развитие нравственных качеств личности будущего специалиста приобретают в учебно-воспитательном процессе большое значение, поскольку психолог имеет дело с душой человека.

В психологии для подготовки специалиста сложились три ведущих методологических парадигмы - классическая (естественнонаучная), неклассическая (гуманитарная), культурно-историческая. Парадигма - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу новую модель постановки проблем и их решений (Г. Кун).

Она определяет: какие законы, закономерности, факты должны быть установлены (цель изучения); каковы должны быть методы, аппаратура, приёмы обработки материала (способы достижения цели); какие гипотезы должны быть сформулированы и каков их приоритет; статистические критерии, критерии валидности, надёжности.

Осознание парадигмы всегда есть показатель зрелости науки. Методология получения научного знания призвана обеспечить оптимальность и достоверность процесса познания научной истины. На этапах построения научной теории и проверки полученных результатов основная смысловая нагрузка ложится на движение в предметном содержании. Для успешного использования данных достижений необходимо сочетание творческого движения сверху вниз и снизу вверх.

Естественнонаучная парадигма наиболее распространена во всем мире. В ней много достовер-

ных фактов, требующих интерпретации, но они могут быть объяснены по-разному. В этой парадигме характерны: ценность объективного и предметного знания и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире.

В науке существует гуманитарная парадигма -познание природы, общества, самого человека с человековедческой позиции. Она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий [1].

Гуманитарная парадигма характеризует объект познания и оценивает всю информацию с позиции нравственных, культурных, религиозных, эстетических данных. Содержание гуманитарного знания связано с общественным бытием, культурой человека. Основная задача гуманитарной науки - описывать и интерпретировать феномены человеческой жизни, не претендуя на единственно «истинную» теорию, осмысляя динамические и развивающиеся системы традиций, представлений, репрезентаций мира (Глазерсфельд, 2001).

Для классической парадигмы: это подготовка подрастающего поколения к жизни и труду, где человек - простая система, а знания идут из прошлого (школа памяти). В новой образовательной парадигме основная миссия образования - обеспечение условий самоопределения и самореализация личности, а сам человек представляет собой сложную систему. Содержание традиционного обучения является главным образом дидактически преобразованным (упрощенным) содержанием соответствующих научных дисциплин. При этом главное не передача информации, а развитие способности личности компетентно выполнять все функции, решать проблемы и задачи, овладевать целостной профес-

52

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Пошехонова В.А., 2013

сиональной деятельностью. Содержание обучения в новой парадигме - пространственно-временной контекст: «прошлое-настоящее-будущее»; системность и межпредметность знания.

Благодаря контексту человек знает, что ему следует ожидать, и может его осмысленно интерпретировать; прежде чем действовать, он стремится собрать всю возможную контекстную информацию; знание о том, что произойдет в будущем, позволяет легче воспринимать настоящее.

Культурно-историческая парадигма могла возникнуть только в особое историческое время всеобщей революционности, которое делало и сознание революционным. Объективной необходимостью стало переосмысление проблемы движущих сил психического развития, его специфики у человека по сравнению с биологическим типом развития, центральной проблемой психологии на многие годы стали достижения отечественной науки.

В рамках культурно-исторической парадигмы для объяснения разных феноменов используется экспериментально-генетический метод: для того, чтобы понять явление, надо его построить. Л.С. Выготский утверждал, что высшие психические функции человека - или сознание, имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление.

Каждая форма культурного развития уже продукт исторического развития человечества. Куль-турио-историческая парадигма не просто провозглашается; но и является основой для экспериментальных исследований автора, которые продолжаются о сих пор. Конкуренция парадигм - следствие несопоставимости картин мира, лежащих в их основе, и сходства познавательных задач, стоящих перед ними.

Основой этого стали принципы отбора и изложения материала:

- принцип историзма - важные проблемы развития психики, существующие в разные века, исторические предпосылки возникновения психологии как науки;

- разработка и введение в науку новых методов исследования психического развития, определение его сильных и слабых сторон; определение правильного научного подхода к дальнейшему изложению важных проблем психологии в аспекте культурного развития [3].

Механизм данного преобразования можно условно представить как:

- ориентация на конкретные запросы профессиональной среды, а не на их конструкции, на основе общих положений психологической науки;

- установление соответствия между психологической и профессиональной (средовой) терминологией и проблематикой;

- выбор решения конкретно-профессиональных ситуаций таким способом, которые адекватны данной среде;

- «перевод» психологических терминов на язык конкретной профессиональной среды;

- анализ эффективности, действенности предложенных рекомендаций и способов решения профессиональной проблемы с целью выявления возможности их повторного использования, определения границ и условий применения и, при необходимости, коррекции.

Структурообразующий мотив профессиональной деятельности состоит в сохранении и развитии основополагающих принципов научной школы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эль-конина. В работе психолога утверждается система психолого-педагогических принципов, базирующихся на постклассической методологии науки.

1. Принцип естественнонаучной и гуманитарной парадигм в психологии, идеографического и номотетического исследовательского подходов, которые раскрываются через интеграцию в рамках отдельного исследования феноменологического анализа сложных явлений внутреннего мира, ценностно-смысловой и духовно-нравственной сферы личности.

2. Подготовка специалиста нового поколения реализуется через интегративный подход к научному, технологическому и методическому обеспечению процесса профессиональной подготовки сту-дентов-психологов, в качестве фундаментальной основы которого выступает развитие инновационной учебно-исследовательской парадигмы. Это изучение психики человека, создание комплексов учебных дисциплин, характеризующихся тесными межпредметными связями и выступающими как единый учебный модуль.

3. Принцип синтеза научно-исследовательской, воспитательной, учебной и практической работы, который реализуется по средствам организации самостоятельной работы, включающей поисковую активность, интеллектуальную инициативу респондентов.

4. Принцип полисубъектного подхода к обучению: образовательный процесс имеет диалогический, интерактивный характер, предполагает взаимодействие различных субъектов образовательной среды. Перспективным является такой подход к определению сформированности практико-ориен-тированных качеств и умений у психологов, который предполагает:

- усвоение теоретических положений психологической науки на уровне умения применить усвоенные теоретические положения для объяснения поведения людей и ситуаций, в которых они оказываются.

5. Проблема активности познающего субъекта и порождения им множества интерпретаций реаль-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2

53

ности, независимости последующих его состояний от начальных условий его существования, рассматривается в синергетике, или теории диссипативных структур (Пригожин, Хакен, 2005; Аршинов, 1997).

6. Реальность, в синергетическом подходе, есть совокупность саморазвивающихся систем, существующих в изменяющихся, нестабильных условиях. Системы характеризуются целостностью, устойчивостью структуры и процессов самоорганизации, нелинейностью. Синергетический подход связан с пониманием потенциальной множественности возможных путей развития, где актуально существующее есть только один из воплотившихся вариантов потенциально возможного (Петренко, 1997).

7. Важен системный подход в познании психической реальности, который в приложении к образованию способствует адекватной постановке проблем и учебных задач, ориентирует процесс обучения на раскрытие целостного образа Человека.

Развитие системы как целостности, приобретение новых системных свойств определяется как прохождение через точки бифуркации - ветвления эволюции, кризисные моменты, в которых совершается выбор дальнейшего пути развития.

Согласно принятой парадигме, учебный процесс обоснован подходами: деятельностным - освоение профессии позволяет структурировать обучение, определяет последовательность освоения учебных задач, их психологическое содержание. Действующим становится возрастно-психологическое изучение человека. Постижение тайны его роста и развития, начиная с пренатального периода, далее -через все возраста - к зрелости.

Молодые специалисты педагоги-психологи, приступающие к самостоятельной деятельности после окончания вуза, обладают в большей степени теоретической подготовкой, поэтому им трудно избежать разочарования, когда они не могут из-за недостатка опыта осуществлять деятельность, которая вызывала бы признание окружающих.

Возможно, причиной этого является поточный характер подготовки практических психологов, предполагающий равное усвоение ими одних и тех же знаний, формирование одних и тех же умений, навыков и рассчитанный на то, что сами по себе глубокие теоретические знания способны по мере необходимости реконструироваться и применяться в реальных условиях конкретной сферы деятельности. В организационном плане для решения этой проблемы есть такие возможности: освоение в условиях поточного обучения общих основ психологических знаний, которые нужно пополнять специализированной подготовкой, значимым материалом в условиях профессиональной среды.

Нужно говорить о необходимости самоопределения будущего психолога уже в процессе обучения на старших курсах. Конкретизация своеобразных задач конкретной сферы профессиональной

деятельности затруднена тем, что редко бывает совпадение профессиональных интересов преподавателей психологии с потребностями тех сфер профессиональной деятельности, которые предстоит осваивать психологам-выпускникам.

Выпускник кафедры - это специалист, умеющий вести научно-исследовательскую работу в области психологии развития и возрастной психологии. Он способен анализировать научную литературу, выявлять проблемы и актуальные направления исследований в современной психологии.

Компоненты портрета - своеобразные «точки роста» для всех учебных мероприятий. Они помогли сформулировать образовательную парадигму факультета: фундаментальная теоретико-практическая подготовка к профессиональной деятельности, с учетом практико-ориентированного характера обучения.

Психологу нельзя превратиться в узкого специалиста, способного проводить отдельные «методики» или умеющего читать конкретные «курсы» и «спецкурсы», но не понимающего, что происходит в окружающем его мире. Презумция превосходства «ученого» над «практиком» в том, что «ученые», начинают учить «практиков», хотя «практики» сами часто имеют более обобщенный опыт решения человеческих проблем, чем ученые.

Уровень профессионального мастерства - основной критерий работы теоретико-практического психолога:

- оценка возможности применения в учебновоспитательном процессе новых учебных курсов, методик, оборудования;

- участие в разработке инновационных проектов в учреждениях;

Теоретик может выделить принципиально новое, но окружающие его понимают плохо и его методами пользоваться трудно. Психолог-теоретик понимает другого человека, переводит и адаптирует разные методы работы.

Выделяются основные этапы деятельности пе-дагога-психолога в процессе решения ситуации: постановка и уточнение гипотезы решения проблемы; изучение проблемы; выбор и выполнение программы психологической помощи; рефлексия работы специалиста в процессе оказания психологической помощи; формулирование рекомендаций по дальнейшей работе.

Осмысление социальной действительности обязательно включает в себя историческую ситуацию, в которую погружен исследователь (Янчук, 2005). Исследователь в процессе познания не «открывает истины», а конструирует интерпретацию мира.

Методология конструктивизма основывается на идее относительности истинности научного познания, обусловленности теорий и представлений историко-социальным контекстом. В ней мышление человека формируется посредством интериориза-ции, социального опыта.

54

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

В институте используются разные формы пропаганды психологических знаний: лекции и семинары по психологии, выставки психологической литературы, систематическое информирование администрации института, факультетов и кураторов учебных групп о психологических проблемах студентов и результатах, полученных в социально-психологических исследованиях, проводимых совместно преподавателями кафедры психологии и студентами, беседы в академических группах, рекомендации по управлению и самоуправлению познавательной деятельности, психическим состоянием. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными способами ее получения и распространения, психолог обязан предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.

Ключевым вопросом для научно-теоретической подготовки психологов должна стать проблема подготовки кадров. Это первостепенная задача деятельности всех вузов. Психологов готовят педагогические вузы, классические университеты, различные негосударственные учреждения высшего образова-

ния. Солидная теоретическая основа сочетается с фрагментарной психологической практикой, которая нередко выходит за рамки одной - двух сфер профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования // Вопросы психологии. -2000. - № 6. - С. 26-37.

2. Битянова М.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. - М., 1995. - 127 с.

3. Любимова Г.Ю. Внутренняя картина процесса профессионального становления психологов // Вестник МГУ Серия 14: Психология. - 2011. -№ 4. - С. 28-36.

4. Рожкова А.П. Развитие личностных профессионально-важных качеств студентов-психологов средствами тренинга: Автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - Казань, 2004. - 22 с.

5. Ростунов А.Г. Психологические предпосылки формирования профессиональной пригодности специалистов // Психология профессиональной готовности в вузе. - Минск: Народная асвета, 1992. - С. 41-49.

УДК 37.02

Грязнова Елена Дмитриевна

кандидат педагогических наук, доцент Владивостокский филиал Российской таможенной академии

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ (ТАМОЖЕННИКОВ) КАК ОСНОВЫ ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается роль нравственно этической составляющей, развитие которой обеспечивает эффективную и высокопрофессиональную деятельность государственных служащих (таможенников). Формирование целостного представления о нравственно-этических регуляторах, является необходимым составным компонентом профессиональной деятельности сотрудника таможенных органов. Обоснованы основные условия и методы, обеспечивающие реализацию нравственного воспитания будущих сотрудников таможенных органов с учетом специфики образовательного процесса.

Ключевые слова: государственный служащий, нравственно-этические ценности, морально-нравственные принципы, профессиональная этика, профессиональная культура поведения, служебный долг.

Профессиональная деятельность таможенников как государственных служащих относится к особому виду деятельности и осуществляется людьми, призванными обществом для защиты экономических интересов страны.

Главным назначением сотрудников таможенных органов как государственных служащих является служение общественным интересам и интересам граждан, что предполагает в качестве приоритета в их деятельности следование морально-нравственным принципам и ценностям в процессе реализации профессиональных задач по предназначению.

Термин «этика» - древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова «этос» - жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает другой смысл - устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав человека. Термины «этика», «мораль», «нравственность» по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны, содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим - «этические правила», «моральные принципы», «нравственные нормы», придавая различные смысловые оттенки общему понятию [2, с. 23-28].

© Грязнова Е.Д., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.