Научная статья на тему 'Методологическая основа теоретической подготовки психолога'

Методологическая основа теоретической подготовки психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / ПРИНЦИПЫ / ПСИХОЛОГ / СПЕЦИАЛИСТ / PARADIGM / PRINCIPLES / PSYCHOLOGIST / SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пошехонова Вера Адамашевна

Уровень подготовки характеризуется готовностью и умением психолога применить теоретические знания для решения практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS OF THEORETICAL PREPARATION OF THE PSYCHOLOGIST

The level of training is characterized by the willingness and ability of the psychologist to apply theoretical knowledge to solve practical problems

Текст научной работы на тему «Методологическая основа теоретической подготовки психолога»

УДК: 378 ББК: 74.58

Пошехонова В.А.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ПСИХОЛОГА

Poshehonova V.A.

METHODOLOGICAL BASIS OF THEORETICAL PREPARATION OF THE

PSYCHOLOGIST

Ключевые слова: парадигма, принципы, психолог, специалист.

Keywords : paradigm, principles, psychologist, specialist.

Аннотация: уровень подготовки характеризуется готовностью и умением психолога применить теоретические знания для решения практических задач.

Abstract: the level of training is characterized by the willingness and ability of the psychologist to apply theoretical knowledge to solve practical problems.

Принципиальный момент построения учебного процесса для студентов состоит в непрерывном обосновании высокой социальной значимости, их востребованности к будущей профессиональной деятельности; включение в учебную деятельность задач личностного роста молодых людей. Развитие нравственных качеств личности будущего специалиста приобретают в учебновоспитательном процессе большое значение, поскольку психолог имеет дело с душой человека.

В психологии для подготовки специалиста сложились три ведущих методологических парадигмы - классическая (естественнонаучная), неклассическая (гуманитарная), культурно-историческая. Парадигма -признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу новую модель постановки проблем и их решений (Г. Кун).

Она определяет: какие законы, закономерности, факты должны быть установлены (цель изучения); каковы должны быть методы, аппаратура, приёмы обработки материала (способы достижения цели); какие гипотезы должны быть сформулированы и каков их приоритет; статистические критерии, критерии валидности, надёжности.

Осознание парадигмы всегда есть показатель зрелости науки. Методология получения научного знания призвана обеспечить оптимальность и достоверность процесса познания научной истины. На этапах

построения научной теории и проверки полученных результатов основная смысловая нагрузка ложится на движение в предметном содержании. Для успешного использования данных достижений необходимо сочетание творческого движения сверху вниз и снизу вверх.

Естественнонаучная парадигма наиболее распространена во всем мире. В ней много достоверных фактов, требующих интерпретации, но они могут быть объяснены по-разному. В этой парадигме характерны: ценность объективного и предметного знания и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире.

В науке существует гуманитарная парадигма - познание природы, общества, самого человека с человековедческой позиции. Она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретации индивидуальных, общественных или исторических событий. 1

Гуманитарная парадигма характеризует объект познания и оценивает всю информацию с позиции нравственных, культурных, религиозных, эстетических данных.

Содержание гуманитарного знания связано с общественным бытием, культурой

1 Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования [Текст] / А.Ф. Ануфриев // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 26-37.

человека. Основная задача гуманитарной науки - описывать и интерпретировать феномены человеческой жизни, не претендуя на единственно «истинную» теорию, осмысляя динамические и развивающиеся системы традиций, представлений, репрезентаций мира (Глазерсфельд, 2001).

Для классической парадигмы: это подготовка подрастающего поколения к жизни и труду, где человек - простая система, а знания идут из прошлого (школа памяти). В новой образовательной парадигме основная миссия образования - обеспечение условий самоопределения и самореализация личности, а сам человек представляет собой сложную систему. Содержание традиционного обучения является главным образом дидактически преобразованным (упрощенным) содержанием соответствующих научных дисциплин. При этом главное не передача информации, а развитие способности личности компетентно выполнять все функции, решать проблемы и задачи, овладевать целостной профессиональной деятельностью. Содержание обучения в новой парадигме - пространственно-временной контекст: «прошлое-настоящее-будущее»; системность и межпредметность знания.

Благодаря контексту человек знает, что ему следует ожидать, и может его осмысленно интерпретировать; прежде чем действовать, он стремится собрать всю возможную контекстную информацию; знание о том, что произойдет в будущем, позволяет легче воспринимать настоящее.

Культурно-историческая парадигма могла возникнуть только в особое историческое время всеобщей революционности, которое делало и сознание революционным. Объективной необходимостью стало переосмысление проблемы движущих сил психического развития, его специфики у человека по сравнению с биологическим типом развития, центральной проблемой психологии на многие годы стали достижения отечественной науки.

В рамках культурно-исторической парадигмы для объяснения разных феноменов используется экспериментально-генетический метод: для того, чтобы понять явление, надо его построить. Л.С. Выготский утверждал, что высшие психические функ-

ции человека - или сознание, имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное

внимание, логическое мышление.

Каждая форма культурного развития уже продукт исторического развития человечества. Культурно-историческая парадигма не просто провозглашает, но и является основой для экспериментальных исследований автора, которые продолжаются до сих пор. Конкуренция парадигм - следствие несопоставимости картин мира, лежащих в их основе, и сходства познавательных задач, стоящих перед ними.

Основой этого стали принципы отбора и изложения материала:

- принцип историзма - важные проблемы развития психики, существующие в разные века, исторические предпосылки возникновения психологии как науки; -разработка и введение в науку новых методов исследования психического развития, определение его сильных и слабых сторон; определение правильного научного подхода к дальнейшему изложению важных проблем психологии в аспекте культурного развития .

Механизм данного преобразования можно условно представить как:

- ориентация на конкретные запросы профессиональной среды, а не на их конструкции, на основе общих положений психологической науки;

- установление соответствия между психологической и профессиональной (сре-довой) терминологией и проблематикой;

- выбор решения конкретнопрофессиональных ситуаций таким способом, которые адекватны данной среде;

- «перевод» психологических терминов на язык конкретной профессиональной среды;

- анализ эффективности, действенности предложенных рекомендаций и способов решения профессиональной проблемы с целью выявления возможности их повторного использования, определения границ и

1 Любимова, Г.Ю. Внутренняя картина процесса профессионального становления психологов [Текст] / Г.Ю. Любимова // Вестн. МГУ. - Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 28-36.

условий применения и, при необходимости, коррекции.

Структурообразующий мотив профессиональной деятельности состоит в сохранении и развитии основополагающих принципов научной школы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина. В работе психолога утверждается система психо-лого-педагогических принципов, базирующихся на постклассической методологии науки:

1. Принцип естественнонаучной и гуманитарной парадигм в психологии, иде-огрфического и номотетического исследовательского подходов, которые раскрываются через интеграцию в рамках отдельного исследования феноменологического анализа сложных явлений внутреннего мира, ценностно-смысловой и духовно-нравственной сферы личности.

2. Подготовка специалиста нового поколения реализуется через интегративный подход к научному, технологическому и методическому обеспечению процесса профессиональной подготовки студентов-психологов, в качестве фундаментальной основы которого выступает развитие инновационной учебно-исследовательской парадигмы. Это изучение психики человека, создание комплексов учебных дисциплин, характеризующихся тесными межпредметными связями и выступающими как единый учебный модуль.

3. Принцип синтеза научно-исследовательской, воспитательной, учебной и практической работы, который реализуется по средствам организации самостоятельной работы, включающей поисковую активность, интеллектуальную инициативу респондентов.

4. Принцип полисубъектного подхода к обучению: образовательный процесс имеет деологический, интерактивный характер, предполагает взаимодействие различных субъектов образовательной среды. Перспективным является такой подход к определению сформированности практико-ориен-тированных качеств и умений у психологов, который предполагает:

- усвоение теоретических положений психологической науки на уровне умения

применить усвоенные теоретические положения для объяснения поведения людей и ситуаций, в которых они оказываются;

- способность найти решение создавшейся на практике проблемной ситуации и выработать рекомендации, обеспечивающие оптимальное ее решение.

5. Проблема активности познающего субъекта и порождения им множества интерпретаций реальности, независимости последующих его состояний от начальных условий его существования, рассматривается в синергетике, или теории диссипативных структур (Пригожин, Хакен, 2005; Аршинов, 1997).

6. Реальность в синергетическом подходе есть совокупность саморазвивающихся систем, существующих в изменяющихся, нестабильных условиях. Системы характеризуются целостностью, устойчивостью структуры и процессов самоорганизации, нелинейностью. Синергетический подход связан с пониманием потенциальной множественности возможных путей развития, где актуально существующее есть только один из воплотившихся вариантов потенциально возможного (Петренко, 1997).

7. Важен системный подход в познании психической реальности, который в приложении к образованию способствует адекватной постановке проблем и учебных задач, ориентирует процесс обучения на раскрытие целостного образа Человека.

Развитие системы как целостности, приобретение новых системных свойств определяется как прохождение через точки бифуркации - ветвления эволюции, кризисные моменты, в которых совершается выбор дальнейшего пути развития.

Согласно принятой парадигме, учебный процесс обоснован подходами: деятельностным - освоение профессии позволяет структурировать обучение, определяет последовательность освоения учебных задач, их психологическое содержание. Действующим становится возрастно-психологическое изучение человека. Постижение тайны его роста и развития, начиная с перинатального периода, далее - через все возрасты - к зрелости.

Молодые специалисты педагоги-психологи, приступающие к самостоятель-

ной деятельности после окончания вуза, обладают в большей степени теоретической подготовкой, поэтому им трудно избежать разочарования, когда они не могут из-за недостатка опыта осуществлять деятельность, которая вызывала бы признание окружающих.

Возможно, причиной этого является поточный характер подготовки практических психологов, предполагающий равное усвоение ими одних и тех же знаний, формирование одних и тех же умений, навыков и рассчитанный на то, что сами по себе глубокие теоретические знания способны по мере необходимости реконструироваться и применяться в реальных условиях конкретной сферы деятельности. В организационном плане для решения этой проблемы есть такие возможности: освоение в условиях поточного обучения общих основ психологических знаний, которые нужно пополнять специализированной подготовкой, значимым материалом в условиях профессиональной среды.

Нужно говорить о необходимости самоопределения будущего психолога уже в процессе обучения на старших курсах. Конкретизация своеобразных задач конкретной сферы профессиональной деятельности затруднена тем, что редко бывает совпадение профессиональных интересов преподавателей психологии с потребностями тех сфер профессиональной деятельности, которые предстоит осваивать психологам-выпускникам.

Выпускник кафедры - это специалист, умеющий вести научно-исследовательскую работу в области психологии развития и возрастной психологии. Он способен анализировать научную литературу, выявлять проблемы и актуальные направления исследований в современной психологии.

Компоненты портрета - своеобразные «точки роста» для всех учебных мероприятий. Они помогли сформулировать образовательную парадигму факультета: фундаментальная теоретико-практическая подготовка к профессиональной деятельности, с учетом практико-ориентирован-ного характера обучения.

Психологу нельзя превратиться в узкого специалиста, способного проводить

отдельные «методики» или умеющего читать конкретные «курсы» и «спецкурсы», но не понимающего, что происходит в окружающем его мире. Презумпция превосходства «ученого» над «практиком» в том, что «ученые», начинают учить «практиков», хотя «практики» сами часто имеют более обобщенный опыт решения человеческих проблем, чем ученые.

Уровень профессионального мастерства - основной критерий работы теоретикопрактического психолога:

- оценка возможности применения в учебно-воспитательном процессе новых учебных курсов, методик, оборудования;

- участие в разработке инновационных проектов в учреждениях;

Теоретик может выделить принципиально новое, но окружающие его понимают плохо и его методами пользоваться трудно. Психолог - теоретик понимает другого человека, переводит и адаптирует разные методы работы.

Выделяются основные этапы деятельности педагога-психолога в процессе решения ситуации: постановка и уточнение гипотезы решения проблемы; изучение проблемы; выбор и выполнение программы психологической помощи; рефлексия работы специалиста в процессе оказания психологической помощи; формулирование рекомендаций по дальнейшей работе.

Осмысление социальной действительности, обязательно включает в себя историческую ситуацию, в которую погружен исследователь (Янчук, 2005). Исследователь в процессе познания не «открывает истины», а конструирует интерпретацию мира.

Методология конструктивизма основывается на идее относительности истинности научного познания, обусловленности теорий и представлений историкосоциальным контекстом. В ней мышление человека формируется посредством инте-риоризации, социального опыта.

В институте используются разные формы пропаганды психологических знаний: лекции и семинары по психологии, выставки психологической литературы, систематическое информирование администрации института, факультетов и курато-

ров учебных групп о психологических проблемах студентов и результатах, полученных в социально-психологических исследованиях, проводимых совместно преподавателями кафедры психологии и студентами, беседы в академических группах, рекомендации по управлению и самоуправлению познавательной деятельности, психическим состоянием. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными способами ее получения и распространения, психолог обязан предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.

Ключевым вопросом для научнотеоретической подготовки психологов должна стать проблема подготовки кадров. Это первостепенная задача деятельности всех вузов. Психологов готовят педагогические вузы, классические университеты, различные не государственные учреждения высшего образования. Солидная теоретическая основа сочетается с фрагментарной психологической практикой, которая нередко выходит за рамки одной - двух сфер профессиональной деятельности.

Психика непосредственно не наблюдаема. Психологу приходится по внешним проявлениям и высказываниям, по анализу различных обстоятельств составлять правдивый образ другого человека, и часто он опирается не только на свои «методики» (тесты, опросники), но и на данные бесед, наблюдений, а то и просто на свою способность понять и прочувствовать проблемы данного человека.

В этой ситуации для более быстрого профессионального становления важным моментом является сертификация, то есть официальное подтверждение не только знаний, но и практических навыков по конкретным видам деятельности. Получение сертификата будет свидетельствовать о достаточно высокой специальной квалификации специалиста и это будет своего рода пропуск в мир профессионалов.

Это позволяет предположить, что учет

и использование практико-ориентирован-ных знаний, способов действия, ситуаций и типичных решений в процессе подготовки психологов помогает сформировать качества, ускоряющие и облегчающие адаптацию психологов в условиях различных профессиональных средах и, в конечном итоге, способствует их профессиональному самоутверждению.

Подготовка практико-ориентирован-ного психолога во многом зависит от создания условий для целенаправленного формирования важных профессиональных качеств: готовности к восприятию и освоению данной «производственной» среды, характера интеллектуальной активности, коммуникативности - умения говорить на языке профессионала, стремлении к реализации и проявлению себя вне зависимости от профессиональной среды.

Целесообразным представляется проведение учебной практики на предприятиях выбранной сферы профессиональной деятельности. Практика по дисциплинам специализации хронологически должна следовать за практикой общепсихологического плана.

При этом место прохождения практики может впоследствии стать и местом трудоустройства; выбор тематики аттестационных работ определяться проблематикой и спецификой предстоящей профессиональной деятельности, отражающей специализацию,

В нормативных документах многих стран предусмотрено обязательное прохождение практики (500-600 часов) под руководством опытных психологов (в рамках обучения в магистратуре), а также достижение определенного возраста (27-29 лет).

Примером зарубежного опыта использования аналогичного подхода к оцениванию профессионализма специалиста является оформление паспорта профессиональной карьеры - «портфолио». Он выдается выпускникам вузов в США и представляет собой индивидуальный «портфель» официальных документов, отражающих знания, умения и навыки выпускника, которые могут быть востребованы на рынке труда.

Основное назначение портфолио -

помочь выпускникам совершить переход от учебы к трудовой деятельности и предоставить работодателям сведения о квалификации молодых специалистов. Особо следует отметить, что внимание в портфолио уделяется и оцениванию «навыков подготовки к занятости», которые являются общими для всех профессий и представляют собой общетрудовые и социально-психологические характеристики выпускника.

Портфолио молодого специалиста включает как формальные документы (копии профессионального диплома, трудовой книжки, удостоверений о курсах повышения квалификации, дипломы участия в конкурсах и пр.), так и коллекцию работ молодого специалиста, демонстрирующих его усилия, прогресс или достижения в определенной области, а именно набор кейсов (описаний рабочих ситуаций и их профессиональных решений).

Американский социолог Р. Миллс писал, что общественные проблемы часто лежат в основе личных забот и трудностей многих людей, поэтому задача либеральных институтов, как и задача широкообразованных людей, заключается в том, чтобы постоянно превращать личные невзгоды людей в общественные проблемы и рассматривать общественные проблемы под углом зрения их значимости для жизни индивидуума.

В США первая ступень подготовки психолога представлена двухгодичными колледжами, осуществляющими подготовку кадров среднего звена. Выпускникам двухгодичного колледжа присуждается степень младшего специалиста.

К высшим учебным заведениям второй ступени относятся четырехгодичные колледжи, самостоятельные или входящие в состав университета. Выпускникам четырехгодичного колледжа присуждается степень бакалавра. Высшими учебными заведениями третьей ступени, ориентированными на подготовку специалистов высокого класса и дающими право на получение степени магистра и доктора наук, являются в основном университеты.

В рамках университета функционируют исследовательские школы, готовящие

научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования, и профессиональные школы, ведущие подготовку специалистов-практиков. Следует отметить, что законодательство европейских стран и США достаточно жестко регулирует правовую сторону профессиональной деятельности психологов.

В качестве иллюстраций к описываемым рабочим ситуациям могут прилагаться видеоматериалы по проведению отдельных рабочих мероприятий (диагностики, консультации, коррекционно-развивающего занятия). Видеоматериалы сопровождаются комментариями, которые показывают умение анализировать работу, отражают факты эффективности проводимой работы.

Для оценки представленного материала выделены критерии, созданы оценочные листы и правила оценивания. Существует алгоритмический подход для оценивания результата решения специалистом задач, представленных в виде проблемных психологических ситуаций, содержание которых - краткое описание случая из практики педагога-психолога.

Для этого требуется осознание выбора данной профессиональной сферы, готовность и стремление к самостоятельному освоению её специфики. Это обеспечит высокий уровень профессиональной компетентности практического психолога.

Следует проводить такую подготовку психолога, когда акцент делается на формирование личностных качеств, обеспечивающих адаптацию к любой среде: производственной, педагогической, медицинской, предпринимательской.

Обеспечение разнообразных внешних связей разных служб с социальной средой и превращение его в общность, которая становится значимым социально-педагогическим элементом этой среды. Целям пропаганды психологических знаний служит проведение различных тематических вечеров, клубных мероприятий, олимпиад по психологии.

Помимо тесных связей с областными молодежными центрами, сотрудничество с коллективами школ осуществляется преимущественно через участие в организации психологического просвещения среди

школьников, знакомство с непосредственной работой психолога в школе и неформальное общение с членами школьных подростково-юношеских клубов.

Одним из важнейших событий в жизни клуба является ставшая уже традиционной подготовка и проведение его участниками совместно с преподавателями кафедры психологии ежегодного «День психологии». В этот день вся воспитательная работа проходит под знаком психологии. Одним из результатов такого сотрудничества может быть создание в одной из школ по инициативе самих учащихся и психолога этой школы психологического клуба.

Обеспечение разнообразных внешних связей разных служб с социальной средой и превращение его в общность, которая становится значимым социально-педагогическим элементом этой среды. Целям пропаганды психологических знаний служит проведение различных тематических вечеров, клубных мероприятий, олимпиад по психологии.

Психологический вечер» включает в себя выступления преподавателей кафедры психологии и студентов по наиболее актуальным психологическим проблемам и результатам собственных исследований, проведение психологических опытов и творческие выступления студентов — членов клуба. Можно говорить о том, что участие в подготовке и проведении мероприятия формирует осознанное отношение к такой деятельности.

Так, на факультете «Коррекционной педагогики и психологии» Шадринского государственного педагогического института разработана и апробируется комплексная программа подготовки психологов по специальности 020400. Выпускник владеет методами и методиками проведения эксперимента и способен проводить экспериментальные исследования с различными возрастными группами.

Это специалист, способный принимать участие в разработке и осуществлении воспитательно-образовательных программ. Он умеет разрабатывать новое содержание, методические и психолого-педагогические средства, направленные на полноценное развитие личности.

Это специалист-консультант, который способен работать с семьей с целью повышения родительской компетентности, с детьми для преодоления трудностей обучения, с подростками, молодежью и людьми зрелых возрастов для решения проблем личностного роста.

Это специалист в области коррекционной работы: зависимости, акцентуации, задержки психического развития, работать с беспризорными и безнадзорными, одаренными детьми. Он владеет основами социально-психологического тренинга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Он специалист в области современного детства и умеет организовать деятельность формальных и неформальных детских и подростковых групп, направленную на развитие активной социальной позиции и освоение гуманистических, нравственных ценностей. В центре этой программы -«портрет выпускника».

Студенты факультета приступают к освоению и решению «задач возраста» уже в шестом семестре, что со всей очевидностью отвечает запросам молодых людей о более раннем начале профессиональной специализации и тем требованиям, которые выдвигает современный рынок труда. На изучение каждого возраста отведен целый семестр.

Учебный план включает в себя часы теоретического обучения, самостоятельной работы и практики. Так в целом выглядит схема образовательного маршрута будущего специалиста. Создается школа профессионального становления - это практика на разных курсах. В образовательных учреждениях студенты организуют досуги, праздники, занятия для детей.

Под руководством зам. декана по воспитательной работе студенты разрабатывают психолого-педагогические проекты, при реализации которых решаются возрастные задачи и индивидуальные проблемы детей и педагогов. Завершает практику конференция, на которой группы студентов представляют отчетные материалы: видеофильмы, записанные на CD результаты мониторинга и фрагменты занятий.

Конференция - это всегда эмоционально насыщенное и показательное мероприятие. Студенты «погружаются» в мир

детских проблем и переживаний, им оказывается доступна для рефлексии такая сложная область профессиональных отношений как взаимодействие с педагогическим коллективом и родителями.

На второй ступени профессиональной подготовки психологов (7-10 семестры) практическая составляющая усиливается, что отражено в учебном плане факультета как перераспределение продолжительности теоретического и практического обучения в сторону увеличения последнего.

Профессиональная стажировка организуется центром трудоустройства факультета на пятом курсе очной формы обучения. Квалификационная практика - это действительная трудовая деятельность студентов в должности педагога-психолога образовательного учреждения.

Заведующая кафедрой «Психология развития и педагогическая психология» определяет цель кафедральной специализации студентов, обладающих широкой ориентацией, способных видеть актуальные проблемы науки и практики, ставить задачи, вести исследование, анализировать и обобщать факты, выявлять закономерности, понимать особенности психического развития в современной социокультурной ситуации.

Работая в составе психологической службы вуза, студенты-психологи приобретают ряд полезных для практического психолога умений и навыков: составление психологических характеристик личности и студенческой группы, выработка рекомендаций по формированию и коррекции благоприятной развивающей среды, оформление и ведение документации, дневников наблюдения, отчетов о проведении психодиагностических исследований.

Важной является и возможность непосредственного включения будущих психологов в сферу практической профессиональной деятельности, позволяющей им обогатить свои знания, навыки и умения, проверить на практике то, что изучалось в теории, познакомиться с актуальными для современной молодежи проблемами, ее запросами и ожиданиями.

В концепции кафедры приведены квалификационные характеристики, которыми должен обладать выпускник для решения

этих задач:

- умение вести активную систематическую работу по достижению конечных целей не только в плане просвещения учителей, но и через выдвижение проектов, предполагающих собственное участие в реализации психологической составляющей конкретной образовательной идеи;

- анализ явлений, происходящих на макро - и микроуровнях в области общего образования, в частности, понимание умонастроений современного образовательного сообщества (педагогов, методистов, родителей);

- подбор, а при необходимости само-

стоятельная разработка дидактических методик, посредством которых можно оценивать и совершенствовать учебно-

воспитательный процесс (прежде всего по конкретным дисциплинам), исходя из существенного содержания;

- конкретные рекомендации по корректировке учебно-воспитательного процесса, определение баланса различных учебных дисциплин;

- разработка и осуществление собственной программы, связанной с психологической поддержкой образовательной деятельности, в том числе индивидуальной образовательной траектории.

Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого или ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с медико-психологической или судебно-медицинской экспертизой, определенных законом.

Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или лиц, их заменяющих. Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьи лицам лишь при согласии на это самих детей. Ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.

Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспита-

тельных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.

Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить. Уровень профессионального мастерства - основной критерий работы практического психолога:

- учёный-проектировщик (творческий уровень). Придумывает новые методы и приёмы работы для специалистов

- практик - сам составляет программы и новые приёмы работы, но всё подстраивает под себя.

- психолог-лаборант: может работать по составленной программе; психолог-

- практик: может хорошо провести

методику по инструкции.

У психолога-выпускника должна быть ориентировка в существенных особенностях дидактических систем, образовательных

технологий, таких деталях образовательной среды, как: учебный план, учебные программы, методические пособия, учебники, школьное оборудование, взятые, конечно, в их психологической сути по отношению к конкретной образовательной идее.

Подготовка специалиста нового поколения реализуется через интегративный подход к научному, технологическому и методическому обеспечению процесса профессиональной подготовки студентов-психологов, в качестве фундаментальной основы которого выступает развитие инновационной учебной-исследовательской парадигмы.

Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными способами ее получения и распространения, психолог обязан предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования [Текст] / А.Ф. Ануфриев // Вопросы психологии. - 2000. -№ 6. - С. 26-37.

2. Битянова, М.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению личностного роста психологов, педагогов, социальных работников [Текст] / М.Р. Битянова. - М., 1995. - 127 с.

3. Любимова, Г.Ю. Внутренняя картина процесса профессионального становления психологов [Текст] / Г.Ю. Любимова // Вестн. МГУ. - Сер. 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 28-36.

4. Рожкова, А.П. Развитие личностных профессионально-важных качеств студентов-психологов средствами тренинга: автореф. дис. ... канд. психолог. наук. - Казань, 2004. - 22 с.

5. Ростунов, А.Г. Психологические предросылки формирования профессиональной пригодности специалистов [Текст] / А.Г. Ростунов // Психология профессиональной готовности в вузе. - Мн.: Народная асвета, 1992. - С. 41-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.