ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.02
Грязнова Елена Дмитриевна
кандидат педагогических наук, доцент Владивостокский филиал Российской таможенной академии
РОЛЬ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье рассматривается проблема формирования профессиональных ценностей у студентов таможенного вуза. На современном этапе высшее учебное заведение играет ключевую роль в формировании специалиста-профессионала. Педагогический процесс высшего учебного заведения, все его структурные компоненты ведут к внутренним изменениям личности: образованности, воспитанности, интеллектуального, нравственного, эмоционального развития, повышению профессионализма будущего специалиста. Вместе с тем, актуальным остается вопрос трансферта знаний в профессиональные навыки и умения, как одного из условий формирования профессиональных ценностей в высшем учебном заведении. Автор анализирует причины разрыва формируемых компетенций с требованиями, предъявляемыми социальными институтами к специалисту. Предлагаются новые подходы подготовки специалистов-профессионалов на основе совокупности аксиологического, когнитивного, ориентационного подходов в формировании профессиональных ценностей у студентов таможенного вуза. Автор акцентирует свое внимание на формировании у студентов духовно-нравственных основ личности, как условия зарождения профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов. Дано определение профессиональным ценностям, профессиональным компетенциям.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, профессиональные ценности, педагогический процесс, духовно-нравственные качества, компетенции, самоопределение, профессионализм, психолого-педагогические условия, навыки, умения.
Высшее образование является фундаментом человеческого развития и прогресса общества. Оно также выступает гарантом индивидуального развития, составляет интеллектуальный, духовный и производственный потенциал общества. Период обучения в высшем учебном заведении (далее ВУЗ) оказывает значительное влияние на процесс социализации молодых людей, выработку их жизненных планов и стратегий, а также реализацию приобретённых знаний. В связи с этим для студентов особую актуальность приобретают основополагающие задачи социального, личностного и профессионального самоопределения.
На современном этапе ВУЗ играет ключевую роль в становлении специалиста-профессионала. В зависимости от профиля подготовки, в большинстве высших учебных заведений существуют свои обычаи и традиции, нормы и правила, которые оказывают влияние на формирование профессиональных ценностей. В данной работе, мы рассмотрим проблему формирования профессиональных ценностей у студентов таможенного вуза.
Сегодня все чаще мы можем слышать мнение о том, что специалисты, недавние выпускники вузов, имеют знания по профессии, но не умеют реализовать их на практике. Многие ученые-педагоги причиной этому видят относительно легкий доступ к большому объему информации посредствам информационных технологий, которая необходима в той или иной области профессиональной деятельности, и недостаточной изученности методов перевода информации в навыки и умения, и не обоснованность подходов к формированию профес-
сиональных ценностей, как основы эффективной профессиональной деятельности.
В современной педагогической науке, несмотря на значительное количество упоминаний, и интерпретаций термина «профессиональные ценности» нет четкого определения этому понятию. Очень часто «профессиональные ценности» отождествляются с профессиональными компетенциями. Безусловно, эти два понятия неразрывно связанны друг с другом, но не всегда сформированность профессиональных компетенций свидетельствует о наличии профессиональных ценностей. Следовательно, в образовательном процессе должны быть учтены особенности их формирования.
Профессиональная компетенция таможенника - это круг полномочий какого-либо органа или должностного лица, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом. Ж. Йеннекенс описывает понятие «компетентность», как обязанность выполнять задачу как можно лучше [8, с. 542]. В современной практике термин «профессиональная компетенция» определяется, как единство теоретических и практических навыков для осуществления профессиональной деятельности. Тогда как «профессиональные ценности» - это свойства личности, сформированные в результате овладения теоретическими и практическими навыками, позволяющие удовлетворять личностные и социальные потребности человека.
По мнению Х. Лэйси [5, с. 304] ценность - это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу
© Грязнова Е.Д., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика №2
127
внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Ценности могут быть духовные, материальные, социальные (нравственные), и везде можно выделить их главную характеристику - признание значимости предмета. Отсюда следует, что «профессиональные ценности» позволяют не только удовлетворять профессиональные потребности личности, но и служат ориентирами ее социальной активности, направленной на достижение гуманистических целей.
Процесс формирования профессиональных ценностей может не иметь четко ограниченных временных рамок. Начало их формирования происходит при осознании индивида своей идентичности в рамках выбранной им профессии. Профессиональные ценности могут качественно изменяться с приобретением профессионального опыта, изменением социально-экономических и политических ситуаций в обществе.
Здесь возникает вопрос: почему необходимо в качестве конечной цели при подготовке специалиста-таможенника видеть сформированность профессиональных ценностей, а не только профессиональных компетенций? Ответом на этот вопрос может служить потребность государства в высокопрофессиональных кадрах, готовых к самоопределению, умению решать жизненно важные задачи, мотивированные на обучение в течение всей жизни.
Переход на двухуровневую систему подготовки в высшем учебном заведении, предполагает использование компетентностного подхода в обучении. Главной характеристикой компетентностного подхода в подготовке таможенников является формирование ценностей сферы личности будущего специалиста. Наличие определенных личностных качеств будет являться основой эффективной профессиональной деятельности таможенника. Профессиональные ценности позволяют личности выстроить правильный вектор развития не только в профессиональном, но и в нравственно-этическом самосовершенствовании.
В числе приоритетных целей для профессионального образования таможенников, как будущих государственных служащих, необходимо выделить следующие элементы: аксиологическое восприятие профессиональной деятельности; профессиональную честь и достоинство; уважение личности к другим людям; объективность в оценке людей, их действий, поступков, особенно в конфликтных ситуациях; принципиальность и доброжелательное отношение к сотрудникам; профессиональный оптимизм и гуманизм, основанный на эмпатии; готовность к преодолению трудностей в профессиональной деятельности.
Вслед за исследователями проблемы профессионального становления личности (С.Х. Асса-дулина, Л.И. Бершедова, А.А. Бодалев, Л.Ф. Вяз-никова, Н.А. Коваль, А.Б. Орлов, В.А. Сонин и др.) [7, с. 222] мы можем дать определение профессиональным ценностям таможенников. Профессиональные ценности таможенников - это наличие специальных знаний и широкой эрудиции, сформированность профессионального поведения в целом, включая эмпатию, психолого-социальную грамотность и профессиональную рефлексию.
Формирование готовности (психологической, теоретической, практической) личности молодого человека к деятельности по защите экономических интересов государства есть одна из определяющих задач таможенного вуза в современных условиях глобального экономического и политического кризиса. Такого рода готовность будущего специалиста есть проявление его профессиональных ценностей - личностного свойства, отражающего, в целом, готовность будущего специалиста ответственно относится к эффективному таможенному контролю в интересах обеспечения экономической безопасности России, защите здоровья и нравственности ее населения.
Ценностно-смысловая сфера личности формируется под влиянием различным факторов в ходе социализации, становления в профессиональном и личностном смыслах. Ценностные ориентиры студентов во многом формируются благодаря духовно-нравственному потенциалу ВУЗа, который способствует развитию у молодых людей познавательного интереса, профессиональных способностей и профессионального мастерства. Придерживаясь мнений А.Н. Леонтьева и В.Н. Мясищева [6, с. 347], под способностями мы понимаем индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием выполнения той или иной деятельности; они обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, на сколько индивид при прочих равных условиях быстро, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.
На основе теоретико-методологического подхода мы можем выделить психолого-педагогические условия развития профессиональных способностей студентов таможенного вуза:
- организация учебного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей и закономерностей развития личности юношеского возраста (студенческого);
- организация учебного процесса с учетом психологических особенностей развития разных компонентов будущей профессии;
- активные формы обучения как условие развития профессиональных способностей студентов (создание учебного полигона для проявления и развития способностей).
128
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
Роль вуза в формировании профессиональных ценностей на современном этапе
У студентов с самого начала обучения должно быть представление о значимых способностях, которые необходимо развивать в период обучения в высшем учебном заведении для успешной профессиональной деятельности в выбранной ими профессии.
Профессиональные ценности в контексте профессиональной деятельности будущего сотрудника таможенных органов, есть неотъемлемый компонент профессионализма личности, выраженный, прежде всего, в проявлении его профессиональной компетентности, что подразумевает мировоззренческий компонент, детерминирующий соответствующее поведение будущего специалиста - как в профессионально-проблемных, так и в обыденных ситуациях профессиональной деятельности.
В педагогике высшей школы можно выделить ряд научных работ таких авторов, как В.А. Сласте-нин, Б.С. Гершунский, А.М. Булынин, Б.З. Вульфов, посвященных поиску подходов к формированию профессиональных компетенций и профессиональных ценностей. Всех их объединяют аксеологиче-ские приоритеты, как основополагающие в формировании профессиональных ценностей.
«Аксеологический» подход основан на системе жизненных ценностей и духовно-нравственных качеств личности студента - будущего специалиста таможенного дела. Понятие «ценности» было впервые разработано немецким философом И. Кантом.
Согласно Д.А. Леонтьеву, существует определенная шкала системы жизненных ценностей человека:
- базовые ценности - те, которые значимы для человека сами по себе (моральные - доброта, справедливость, добродетель и другие нравственные качества);
- ценности-цели - убеждения в том, что какая-то конечная цель вашего существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- ценности-средства - убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации;
- универсальные - позволяет приобрести любые другие ценности (деньги, власть, любовь и т.д.) [4, с. 317].
Л.В. Разживина, Л.Х. Магомадова, Г.И. Чижа-кова предлагают «когнитивный» подход к формированию профессиональных ценностей. Когнитивный подход реализуется через познание индивидуума самого себя, основанный на прогнозировании и осмыслении человеком своей будущей профессиональной деятельности [3, с. 3-6].
В.Г. Пряникова, З.И. Равкин выделяют «ори-ентационный» подход к формированию профессиональных ценностей. Ориентационный подход в современной педагогической практике рассматривается как подход в обучении, основанный на определении ядра профессиональной ориентации
человека, его отношения к миру, другим людям, самому себе через призму профессиональной деятельности [2, с. 360].
М.М. Ахмеджанов, З.З. Болтаева, Н.М. Фрыгина определяют «процессуальный» подход в обучении, как специальную форму организации познавательной деятельности с конкретными и прогнозируемыми целями. Это усвоение профессиональной информации в процессе жизнедеятельности, где профессиональные ценности формируются и развиваются в различных видах деятельности, в результате разрешения внутренних и внешних противоречий, поступков, личностных свойств [1, т. 2, с. 98-100].
Мы считаем, что «когнитивный» и «процессуальный» подходы во многих аспектах совпадают и могут взаимозаменяться без снижения эффективности образовательного процесса.
На наш взгляд, процесс подготовки таможенников - будущих государственных служащих требует совокупности подходов к формированию профессиональных ценностей, так как не один из выше упомянутых подходов не является достаточным.
Анализ подходов к формированию профессиональных ценностей в вузе, их сопоставление позволили сделать вывод, что наиболее эффективным будет совокупность аксиологического, когнитивного, ориентационного подходов в формировании профессиональных ценностей у студентов таможенного вуза. Это обусловлено тем, что элементы аксиологического подхода необходимы для понимания и утверждения значимости личностного начала в человеке, как одно из условий саморазвития и самосозидания, что является основой честного и добросовестного несения службы государству. Когнитивный и ориентационный подходы дают возможность сформировать качества личности, позволяющие успешно проходить процесс интеграции в аспекте социальной и профессиональной деятельности, благодаря формирующихся при данных подходах способностях адекватно воспринимать, рефликсировать и оценивать различные профессиональные и социальные ситуации.
Библиографический список
1. Ахмеджанов М.М., Болтаева З.З. Технологический и процессуальный подходы обучения на примере предмета «Методика профессионального образования». - М.: Издательский центр «Молодой ученый». - 2010. - № 11. - Т. 2. - С. 98-100.
2. Гегер А.А. Школьники и студенты учатся говорить о себе всерьез // Тенденции развития образования: 20 лет реформ, что дальше? Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - М.: Университетская книга, 2009. - 360 с.
3. Жуйкова Т.П. Аксиологический подход к формированию профессиональной направленности студентов педагогических специальностей //
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2
129
Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 3-6.
4. Копорулина В.Н. Психологический словарь: авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова / под общей ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 317 с.
5. Лэйси ХСвободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание / под ред.
В.А. Яковлева. - М.: Логос, 2001.
6. Молодежь России: социальное развитие / под ред. В.И. Чупрова. - М.: Наука, 1992. - 347 с.
7. Ноженкина О.С. Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога. - Смоленск, 2012. - 222 с.
8. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном производстве: проблемы и перспективы. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. - 542 с.
УДК 378.018
Зникина Людмила Степановна
кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, профессор Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачёва, г. Кемерово
ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ: ИДЕИ СИНЕРГЕТИКИ В ПЕДАГОГИКЕ
В статье обосновывается актуальность одной из проблем в современном образовании - необходимость формирования готовности студентов к самообразовательной деятельности. Рассматривая эту деятельность как педагогический объект в терминах самоорганизующихся систем, показано, что синергетическая парадигма приближает нас к возможности решения комплекса образовательных задач.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность студентов, принципы синергетики, идеи синергетики в педагогике.
Эффективность формирования готовности студентов вуза учиться самостоятельно во многом зависит от выбора общей теоретико-методологической стратегии, включающей в себя комплекс научных подходов к решению этой важной задачи. То, что обсуждение этой темы в последнее время стало особенно актуальным -очевидно и обосновано, поскольку необходимость развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся стала ведущим тезисом в организации учебного процесса в вузе.
Существует ряд факторов, которые определяют ставшей очевидной тенденцию развития образовательной ситуации в современном высшем образовании.
Первым фактором, бесспорно, является изменение соотношения бюджета времени аудиторной и самостоятельной работы студентов в учебном процессе. Даже если и есть значимые аргументы в пользу целесообразности этого изменения, то снять основное противоречие между «количеством» и «качеством» (аудиторным временем учебного процесса и уровнем приобретенных знаний) невозможно без умений и желаний студентов работать самостоятельно. Социокультурные и соци-оэкономические условия определяют для будущих специалистов необходимость их непрерывного образования, совершенствования знаний, развития собственных идей. Но эти идеи и прирост знаний порождаются только мотивацией и желанием самообразования.
В связи с этим другим важным фактором, определяющим особенности современного образовательного процесса, становится смещение не-
которых акцентов обучения в субъект-субъектном отношении. Совершенно ясно, что педагогическая деятельность - это процесс обучения и воспитания в конкретной социальной ситуации, в целостной социокультурной структуре: центральное место занимает не преподаватель, а взаимодействие деятельности обучаемого, преподавателя и социальной структуры. Новые подходы к образовательному процессу изменяют обе ключевые фигуры - и преподавателя, и обучаемого. Если раньше знания рассматривались как объект передачи, то в современном процессе обучения и в личностно-значимой деятельности будущего специалиста знания - это объект усвоения. Процесс обучения собственно представляет собой два аспекта: приобретение знаний и применение знаний, поскольку сами знания без определенных навыков и условий их использования не решают проблемы образования человека.
Графическое представление объектов и целей обучения как соотношение деятельности преподавателя и обучаемого можно представить формулами, выражающими деятельность и отношение участников педагогического процесса:
TK + S-> SK + T (традиционный подход)
S = K —T—> SK (интерактивный подход) где T - преподаватель (teacher, tutor); S - студент (student); K - знания (knowledge). На первый план сейчас выходят следующие посылки:
- причастность участников обеих сторон обучения к процессу обучения в равной степени;
- преподаватель является помощником (консультантом) в обучении (tutor);
- общая стратегия занятий выстраивается на гибкой и дифференцированной основе в соответствии
130
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Зникина Л.С., 2016