Научная статья на тему 'Роль вуза в формировании профессиональных ценностей на современном этапе'

Роль вуза в формировании профессиональных ценностей на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
950
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНЦИИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / PROFESSIONAL VALUES / PEDAGOGIC PROCESS / SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES / COMPETENCES / SELF-DETERMINATION / PROFESSIONALISM / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGIC CONDITIONS / PROFESSIONAL SKILLS / ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Дмитриевна

В статье рассматривается проблема формирования профессиональных ценностей у студентов таможенного вуза. На современном этапе высшее учебное заведение играет ключевую роль в формировании специалиста-профессионала. Педагогический процесс высшего учебного заведения, все его структурные компоненты ведут к внутренним изменениям личности: образованности, воспитанности, интеллектуального, нравственного, эмоционального развития, повышению профессионализма будущего специалиста. Вместе с тем, актуальным остается вопрос трансферта знаний в профессиональные навыки и умения, как одного из условий формирования профессиональных ценностей в высшем учебном заведении. Автор анализирует причины разрыва формируемых компетенций с требованиями, предъявляемыми социальными институтами к специалисту. Предлагаются новые подходы подготовки специалистов-профессионалов на основе совокупности аксиологического, когнитивного, ориентационного подходов в формировании профессиональных ценностей у студентов таможенного вуза. Автор акцентирует свое внимание на формировании у студентов духовно-нравственных основ личности, как условия зарождения профессиональноценностных ориентаций будущих специалистов. Дано определение профессиональным ценностям, профессиональным компетенциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of higher education institution in formation of professional values at the present stage

The article deals with the problem of formation of professional values at students of customs higher education institution. At the present stage the higher educational institution plays a key role in formation of the specialists and professional experts. Pedagogic process of a higher educational institution, all its structural components conduct to internal changes of the per-sonality: education, good breeding, intellectual, moral, emotional development, the increase of professionalism of future expert. At the same time, the question of a transfer of knowledge in professional skills and abilities, as one of conditions of formation of professional values in a higher educational institution is actual one. The author analyses the reasons of a discrepancy of the formed competences with requirements imposed by social institutes on the expert. New approaches of training of professional experts on the basis of set of axiological, cognitive, orientation approaches in formation of professional values at students of customs higher education institution are offered. The priority values of spiritual and moral qualities of the identity of the student necessary for successful professional activity are defined and proved. Definition to professional values, skill, to abilities is given.

Текст научной работы на тему «Роль вуза в формировании профессиональных ценностей на современном этапе»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.02

Грязнова Елена Дмитриевна

кандидат педагогических наук, доцент Владивостокский филиал Российской таможенной академии

baverd@yandex.ru

РОЛЬ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье рассматривается проблема формирования профессиональных ценностей у студентов таможенного вуза. На современном этапе высшее учебное заведение играет ключевую роль в формировании специалиста-профессионала. Педагогический процесс высшего учебного заведения, все его структурные компоненты ведут к внутренним изменениям личности: образованности, воспитанности, интеллектуального, нравственного, эмоционального развития, повышению профессионализма будущего специалиста. Вместе с тем, актуальным остается вопрос трансферта знаний в профессиональные навыки и умения, как одного из условий формирования профессиональных ценностей в высшем учебном заведении. Автор анализирует причины разрыва формируемых компетенций с требованиями, предъявляемыми социальными институтами к специалисту. Предлагаются новые подходы подготовки специалистов-профессионалов на основе совокупности аксиологического, когнитивного, ориентационного подходов в формировании профессиональных ценностей у студентов таможенного вуза. Автор акцентирует свое внимание на формировании у студентов духовно-нравственных основ личности, как условия зарождения профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов. Дано определение профессиональным ценностям, профессиональным компетенциям.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, профессиональные ценности, педагогический процесс, духовно-нравственные качества, компетенции, самоопределение, профессионализм, психолого-педагогические условия, навыки, умения.

Высшее образование является фундаментом человеческого развития и прогресса общества. Оно также выступает гарантом индивидуального развития, составляет интеллектуальный, духовный и производственный потенциал общества. Период обучения в высшем учебном заведении (далее ВУЗ) оказывает значительное влияние на процесс социализации молодых людей, выработку их жизненных планов и стратегий, а также реализацию приобретённых знаний. В связи с этим для студентов особую актуальность приобретают основополагающие задачи социального, личностного и профессионального самоопределения.

На современном этапе ВУЗ играет ключевую роль в становлении специалиста-профессионала. В зависимости от профиля подготовки, в большинстве высших учебных заведений существуют свои обычаи и традиции, нормы и правила, которые оказывают влияние на формирование профессиональных ценностей. В данной работе, мы рассмотрим проблему формирования профессиональных ценностей у студентов таможенного вуза.

Сегодня все чаще мы можем слышать мнение о том, что специалисты, недавние выпускники вузов, имеют знания по профессии, но не умеют реализовать их на практике. Многие ученые-педагоги причиной этому видят относительно легкий доступ к большому объему информации посредствам информационных технологий, которая необходима в той или иной области профессиональной деятельности, и недостаточной изученности методов перевода информации в навыки и умения, и не обоснованность подходов к формированию профес-

сиональных ценностей, как основы эффективной профессиональной деятельности.

В современной педагогической науке, несмотря на значительное количество упоминаний, и интерпретаций термина «профессиональные ценности» нет четкого определения этому понятию. Очень часто «профессиональные ценности» отождествляются с профессиональными компетенциями. Безусловно, эти два понятия неразрывно связанны друг с другом, но не всегда сформированность профессиональных компетенций свидетельствует о наличии профессиональных ценностей. Следовательно, в образовательном процессе должны быть учтены особенности их формирования.

Профессиональная компетенция таможенника - это круг полномочий какого-либо органа или должностного лица, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом. Ж. Йеннекенс описывает понятие «компетентность», как обязанность выполнять задачу как можно лучше [8, с. 542]. В современной практике термин «профессиональная компетенция» определяется, как единство теоретических и практических навыков для осуществления профессиональной деятельности. Тогда как «профессиональные ценности» - это свойства личности, сформированные в результате овладения теоретическими и практическими навыками, позволяющие удовлетворять личностные и социальные потребности человека.

По мнению Х. Лэйси [5, с. 304] ценность - это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу

© Грязнова Е.Д., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика №2

127

внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Ценности могут быть духовные, материальные, социальные (нравственные), и везде можно выделить их главную характеристику - признание значимости предмета. Отсюда следует, что «профессиональные ценности» позволяют не только удовлетворять профессиональные потребности личности, но и служат ориентирами ее социальной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Процесс формирования профессиональных ценностей может не иметь четко ограниченных временных рамок. Начало их формирования происходит при осознании индивида своей идентичности в рамках выбранной им профессии. Профессиональные ценности могут качественно изменяться с приобретением профессионального опыта, изменением социально-экономических и политических ситуаций в обществе.

Здесь возникает вопрос: почему необходимо в качестве конечной цели при подготовке специалиста-таможенника видеть сформированность профессиональных ценностей, а не только профессиональных компетенций? Ответом на этот вопрос может служить потребность государства в высокопрофессиональных кадрах, готовых к самоопределению, умению решать жизненно важные задачи, мотивированные на обучение в течение всей жизни.

Переход на двухуровневую систему подготовки в высшем учебном заведении, предполагает использование компетентностного подхода в обучении. Главной характеристикой компетентностного подхода в подготовке таможенников является формирование ценностей сферы личности будущего специалиста. Наличие определенных личностных качеств будет являться основой эффективной профессиональной деятельности таможенника. Профессиональные ценности позволяют личности выстроить правильный вектор развития не только в профессиональном, но и в нравственно-этическом самосовершенствовании.

В числе приоритетных целей для профессионального образования таможенников, как будущих государственных служащих, необходимо выделить следующие элементы: аксиологическое восприятие профессиональной деятельности; профессиональную честь и достоинство; уважение личности к другим людям; объективность в оценке людей, их действий, поступков, особенно в конфликтных ситуациях; принципиальность и доброжелательное отношение к сотрудникам; профессиональный оптимизм и гуманизм, основанный на эмпатии; готовность к преодолению трудностей в профессиональной деятельности.

Вслед за исследователями проблемы профессионального становления личности (С.Х. Асса-дулина, Л.И. Бершедова, А.А. Бодалев, Л.Ф. Вяз-никова, Н.А. Коваль, А.Б. Орлов, В.А. Сонин и др.) [7, с. 222] мы можем дать определение профессиональным ценностям таможенников. Профессиональные ценности таможенников - это наличие специальных знаний и широкой эрудиции, сформированность профессионального поведения в целом, включая эмпатию, психолого-социальную грамотность и профессиональную рефлексию.

Формирование готовности (психологической, теоретической, практической) личности молодого человека к деятельности по защите экономических интересов государства есть одна из определяющих задач таможенного вуза в современных условиях глобального экономического и политического кризиса. Такого рода готовность будущего специалиста есть проявление его профессиональных ценностей - личностного свойства, отражающего, в целом, готовность будущего специалиста ответственно относится к эффективному таможенному контролю в интересах обеспечения экономической безопасности России, защите здоровья и нравственности ее населения.

Ценностно-смысловая сфера личности формируется под влиянием различным факторов в ходе социализации, становления в профессиональном и личностном смыслах. Ценностные ориентиры студентов во многом формируются благодаря духовно-нравственному потенциалу ВУЗа, который способствует развитию у молодых людей познавательного интереса, профессиональных способностей и профессионального мастерства. Придерживаясь мнений А.Н. Леонтьева и В.Н. Мясищева [6, с. 347], под способностями мы понимаем индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием выполнения той или иной деятельности; они обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, на сколько индивид при прочих равных условиях быстро, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.

На основе теоретико-методологического подхода мы можем выделить психолого-педагогические условия развития профессиональных способностей студентов таможенного вуза:

- организация учебного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей и закономерностей развития личности юношеского возраста (студенческого);

- организация учебного процесса с учетом психологических особенностей развития разных компонентов будущей профессии;

- активные формы обучения как условие развития профессиональных способностей студентов (создание учебного полигона для проявления и развития способностей).

128

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

Роль вуза в формировании профессиональных ценностей на современном этапе

У студентов с самого начала обучения должно быть представление о значимых способностях, которые необходимо развивать в период обучения в высшем учебном заведении для успешной профессиональной деятельности в выбранной ими профессии.

Профессиональные ценности в контексте профессиональной деятельности будущего сотрудника таможенных органов, есть неотъемлемый компонент профессионализма личности, выраженный, прежде всего, в проявлении его профессиональной компетентности, что подразумевает мировоззренческий компонент, детерминирующий соответствующее поведение будущего специалиста - как в профессионально-проблемных, так и в обыденных ситуациях профессиональной деятельности.

В педагогике высшей школы можно выделить ряд научных работ таких авторов, как В.А. Сласте-нин, Б.С. Гершунский, А.М. Булынин, Б.З. Вульфов, посвященных поиску подходов к формированию профессиональных компетенций и профессиональных ценностей. Всех их объединяют аксеологиче-ские приоритеты, как основополагающие в формировании профессиональных ценностей.

«Аксеологический» подход основан на системе жизненных ценностей и духовно-нравственных качеств личности студента - будущего специалиста таможенного дела. Понятие «ценности» было впервые разработано немецким философом И. Кантом.

Согласно Д.А. Леонтьеву, существует определенная шкала системы жизненных ценностей человека:

- базовые ценности - те, которые значимы для человека сами по себе (моральные - доброта, справедливость, добродетель и другие нравственные качества);

- ценности-цели - убеждения в том, что какая-то конечная цель вашего существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- ценности-средства - убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации;

- универсальные - позволяет приобрести любые другие ценности (деньги, власть, любовь и т.д.) [4, с. 317].

Л.В. Разживина, Л.Х. Магомадова, Г.И. Чижа-кова предлагают «когнитивный» подход к формированию профессиональных ценностей. Когнитивный подход реализуется через познание индивидуума самого себя, основанный на прогнозировании и осмыслении человеком своей будущей профессиональной деятельности [3, с. 3-6].

В.Г. Пряникова, З.И. Равкин выделяют «ори-ентационный» подход к формированию профессиональных ценностей. Ориентационный подход в современной педагогической практике рассматривается как подход в обучении, основанный на определении ядра профессиональной ориентации

человека, его отношения к миру, другим людям, самому себе через призму профессиональной деятельности [2, с. 360].

М.М. Ахмеджанов, З.З. Болтаева, Н.М. Фрыгина определяют «процессуальный» подход в обучении, как специальную форму организации познавательной деятельности с конкретными и прогнозируемыми целями. Это усвоение профессиональной информации в процессе жизнедеятельности, где профессиональные ценности формируются и развиваются в различных видах деятельности, в результате разрешения внутренних и внешних противоречий, поступков, личностных свойств [1, т. 2, с. 98-100].

Мы считаем, что «когнитивный» и «процессуальный» подходы во многих аспектах совпадают и могут взаимозаменяться без снижения эффективности образовательного процесса.

На наш взгляд, процесс подготовки таможенников - будущих государственных служащих требует совокупности подходов к формированию профессиональных ценностей, так как не один из выше упомянутых подходов не является достаточным.

Анализ подходов к формированию профессиональных ценностей в вузе, их сопоставление позволили сделать вывод, что наиболее эффективным будет совокупность аксиологического, когнитивного, ориентационного подходов в формировании профессиональных ценностей у студентов таможенного вуза. Это обусловлено тем, что элементы аксиологического подхода необходимы для понимания и утверждения значимости личностного начала в человеке, как одно из условий саморазвития и самосозидания, что является основой честного и добросовестного несения службы государству. Когнитивный и ориентационный подходы дают возможность сформировать качества личности, позволяющие успешно проходить процесс интеграции в аспекте социальной и профессиональной деятельности, благодаря формирующихся при данных подходах способностях адекватно воспринимать, рефликсировать и оценивать различные профессиональные и социальные ситуации.

Библиографический список

1. Ахмеджанов М.М., Болтаева З.З. Технологический и процессуальный подходы обучения на примере предмета «Методика профессионального образования». - М.: Издательский центр «Молодой ученый». - 2010. - № 11. - Т. 2. - С. 98-100.

2. Гегер А.А. Школьники и студенты учатся говорить о себе всерьез // Тенденции развития образования: 20 лет реформ, что дальше? Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - М.: Университетская книга, 2009. - 360 с.

3. Жуйкова Т.П. Аксиологический подход к формированию профессиональной направленности студентов педагогических специальностей //

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2

129

Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 3-6.

4. Копорулина В.Н. Психологический словарь: авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова / под общей ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 317 с.

5. Лэйси ХСвободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание / под ред.

В.А. Яковлева. - М.: Логос, 2001.

6. Молодежь России: социальное развитие / под ред. В.И. Чупрова. - М.: Наука, 1992. - 347 с.

7. Ноженкина О.С. Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога. - Смоленск, 2012. - 222 с.

8. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном производстве: проблемы и перспективы. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. - 542 с.

УДК 378.018

Зникина Людмила Степановна

кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, профессор Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачёва, г. Кемерово

znikina@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ: ИДЕИ СИНЕРГЕТИКИ В ПЕДАГОГИКЕ

В статье обосновывается актуальность одной из проблем в современном образовании - необходимость формирования готовности студентов к самообразовательной деятельности. Рассматривая эту деятельность как педагогический объект в терминах самоорганизующихся систем, показано, что синергетическая парадигма приближает нас к возможности решения комплекса образовательных задач.

Ключевые слова: самообразовательная деятельность студентов, принципы синергетики, идеи синергетики в педагогике.

Эффективность формирования готовности студентов вуза учиться самостоятельно во многом зависит от выбора общей теоретико-методологической стратегии, включающей в себя комплекс научных подходов к решению этой важной задачи. То, что обсуждение этой темы в последнее время стало особенно актуальным -очевидно и обосновано, поскольку необходимость развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся стала ведущим тезисом в организации учебного процесса в вузе.

Существует ряд факторов, которые определяют ставшей очевидной тенденцию развития образовательной ситуации в современном высшем образовании.

Первым фактором, бесспорно, является изменение соотношения бюджета времени аудиторной и самостоятельной работы студентов в учебном процессе. Даже если и есть значимые аргументы в пользу целесообразности этого изменения, то снять основное противоречие между «количеством» и «качеством» (аудиторным временем учебного процесса и уровнем приобретенных знаний) невозможно без умений и желаний студентов работать самостоятельно. Социокультурные и соци-оэкономические условия определяют для будущих специалистов необходимость их непрерывного образования, совершенствования знаний, развития собственных идей. Но эти идеи и прирост знаний порождаются только мотивацией и желанием самообразования.

В связи с этим другим важным фактором, определяющим особенности современного образовательного процесса, становится смещение не-

которых акцентов обучения в субъект-субъектном отношении. Совершенно ясно, что педагогическая деятельность - это процесс обучения и воспитания в конкретной социальной ситуации, в целостной социокультурной структуре: центральное место занимает не преподаватель, а взаимодействие деятельности обучаемого, преподавателя и социальной структуры. Новые подходы к образовательному процессу изменяют обе ключевые фигуры - и преподавателя, и обучаемого. Если раньше знания рассматривались как объект передачи, то в современном процессе обучения и в личностно-значимой деятельности будущего специалиста знания - это объект усвоения. Процесс обучения собственно представляет собой два аспекта: приобретение знаний и применение знаний, поскольку сами знания без определенных навыков и условий их использования не решают проблемы образования человека.

Графическое представление объектов и целей обучения как соотношение деятельности преподавателя и обучаемого можно представить формулами, выражающими деятельность и отношение участников педагогического процесса:

TK + S-> SK + T (традиционный подход)

S = K —T—> SK (интерактивный подход) где T - преподаватель (teacher, tutor); S - студент (student); K - знания (knowledge). На первый план сейчас выходят следующие посылки:

- причастность участников обеих сторон обучения к процессу обучения в равной степени;

- преподаватель является помощником (консультантом) в обучении (tutor);

- общая стратегия занятий выстраивается на гибкой и дифференцированной основе в соответствии

130

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Зникина Л.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.