Научная статья на тему 'Методики психологического исследования здоровьесберегающей деятельности субъекта'

Методики психологического исследования здоровьесберегающей деятельности субъекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1501
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Н.В., Яковлев В.В.

В статье обоснована необходимость расширения психодиагностического инструментария исследования психологических феноменов здоровьесбережения. Представлено описание авторских психодиагностических методик здоровьесберегающей деятельности личности. Исследование осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительства Рязанской области (Проект регионального конкурса «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» № 13-16-62001 а(р)).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методики психологического исследования здоровьесберегающей деятельности субъекта»

УДК 159.9.072.5:613 © Яковлева Н.В., Яковлев В.В., 2014 МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЬЕКТА

© Yakovleva N.V., Yakovlev V.V., 2014 TECHNIQUES OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF HEALTH-HUMAN ACTIVITY OF THE SUBJECT

Аннотация. В статье обоснована необходимость расширения психодиагностического инструментария исследования психологических феноменов здо-ровьесбережения. Представлено описание авторских психодиагностических методик здо-ровьесберегающей деятельности личности. Исследование осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительства Рязанской области (Проект регионального конкурса «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» № 13-16-62001

а(р)).

Abstract. The paper substantiates the need for enhanced psychodiagnostic instruments for exploring a healthy lifestyle. It describes the author's psychodiagnostic techniques health-human activity of the person. The study was conducted with the financial support of the Russian Humanitarian Science Foundation (RHSF) and the Government of the Ryazan region (Project of the regional competition «Central Russia: Past, Present and Future» № 1316-62001 a(r)).

Ключевые слова: психология Key words: health psychology,

здоровья, здоровьесберегающая health-human activity, psycho-

деятельность, психодиагности- diagnostic techniques. ческие методики.

Психология здоровья является относительно новым и стремительно развивающимся научным направлением. Этим объясняется как неоднозначное понимание разными авторами самого предмета исследования, так и наличие значительных пробелов в методическом арсенале прикладных исследований в данной области. Именно ограниченность исследователей рамками традиционных интерпретаций понятия здоровья зачастую является ограничивающим фактором в разработке современного психодиагностического инструментария в работах по психологии здоровья.

Как мы неоднократно отмечали ранее, большинство исследователей подходит к здоровью, используя одну из трех распространенных парадигм. В рамках первой здоровье рассматривается как противоположность болезни, как отсутствие в состоянии, сознании и поведении человека. При использовании второй парадигмы здоровым считается человек, который согласно объективно измеренным параметрам состояния основных систем организма, соответствует групповой (как, правило, возрастно-половой) норме. Наконец, третий подход определяет здоровье как состояние оптимального взаимодействия с окружающей природной и социальной средой в сочетании с внутренней гармонией и чувством субъективного благополучия. Каждая из указанных парадигм подвергается весьма серьезной критике и имеет существенные ограничения в качестве методологической базы исследования, описание которых выходит за рамки настоящей статьи, однако во множестве используется в этом качестве при разработке и применении разнообразных методик. Так, при подготовке самого обширного в нашей стране методического сборника [1] авторы включили в его состав в основном методики на диагностику наличия или риска возникновения заболевания (например, методику экспресс-диагностики невроза, тест на алкоголизм, методику диагностики употребления наркотиков), методики оценки уровня психического, психомоторного и физического развития у представителей разных возрастно-половых групп и методики оценки социального и внут-

реннего благополучия личности (например, методики диагностики уровня тревожности, самоактуализации, отношений подростка с классом и т.п.)

Нам представляется, что в психологии здоровья более продуктивным подходом является выделение особой здоровьесберегающей деятельности, которая по своей структуре соответствует принятой в отечественной психологии дея-тельностной парадигме, а по содержанию имеет свои специфические по сравнению с другими видами целенаправленной активности субъекта особенности. Также как и в любой другой деятельности в ней необходимо исследовать процессы мотивации, оценки (в данном случае - оценки состояния здоровья), программирования и целеполагания, реализации действий и контроля результата. В то же время здоровьесбережение - это деятельность особого инструментального характера. Она включена в структуру любой деятельности и фоновые условия, необходимые для ее эффективной реализации , прежде всего, учебной и профессиональной [4]. Приняв за основу деятельностную парадигму, мы осознаем, что адекватного методического инструментария для системной диагностики текущего и перспективного уровня процессов здоровьесбережения оказывается явно недостаточно. В частности, «за бортом» исследования остаются мотивация здоровьесберегающей деятельности, компоненты оперативного образа здоровья, складывающиеся в совокупности в его индивидуальную модель, оценка перспектив реализации здоровьесберегающих действий и многое другое.

На протяжении ряда лет нами был разработан и апробирован на различных целевых выборках комплекс авторских методик исследования здоровьес-берегающей деятельности субьекта, в состав которого были включены структурированное интервью «Индивидуальная модель здоровья» (ИМЗ), методика незаконченных предложений (модифицированный вариант на тему отношения к здоровью», проективная методика «Лицо здорового человека» (ЛЗЧ) [5], скрининг-методика оценки уровня мотивации здоровьесберегающей деятельности и тест-опросник «Исследование здоровьесберегающей деятельности» (ЗСД).

К достоинствам комплекса в целом следует отнести возможность диагностики практических всех процессов, входящих в структуру здоровьесберегаю-щей деятельности, более того, некоторые из этих процессов, например, мотивация, исследуются посредством нескольких методик. В основу отдельных методик положены разные методические принципы и процедуры (проекция, выбор одного из вариантов ответа, прямая самооценка, шкалирование, свободный самоотчет, свободные ассоциации), что позволяет повысить достоверность данных, полученных от испытуемых. При этом каждая из методик комплекса является совершенно самостоятельным инструментом и может быть автономно использована для решения различных научно-исследовательских и прикладных задач.

В качестве «стержневой» методики психодиагностического комплекса предлагается структурированное интервью «Индивидуальная модель здоровья,». С использования данной авторской методики, которая относится к качественно-феноменологическим методам изучения смысловой сферы, мы рекомендуем начинать исследование особенностей здоровьесберегающей деятельности. Схема интервью включает четыре смысловых блока:

• общую оценку состояния своего здоровья;

• генезис индивидуальной модели здоровья;

• эталонные представления о параметрах здоровья,

• ценностно-смысловую характеристику индивидуальной модели здоровья.

Блоки были сконструированы по принципу нарастания сложности вопросов. Если первые вопросы в каждом блоке содержат закрытую форму ответов (дихотомия, либо выбор из перечня), то последние построены по принципу свободного ответа на заданную тему, либо техники предельных смыслов по Д.А.Леонтьеву [2]. Такая схема позволяет ситуативно заинтересовать и вовлечь респондента в анализ сложных и личностно значимых вопросов на тему индивидуального здоровья. Для получения достоверной информации исследователю

рекомендуется придать интервью личностную форму обращения к респонденту и использовать техники активного слушания и релаксационных воздействий [3].

Обработка данных интервью включает:

1) диагностику типа отношения к общему состоянию здоровья по данным первого блока;

2) контент-анализ данных второго блока и описание индивидуального генеза модели здоровья;

3) кластерный анализ данных третьего блока и выявление индивидуальной психосемантики здоровья;

4) построение пространственной семантической модели данных четвертого блока и описание ценностно-смысловой характеристики индивидуального здоровья.

Авторская модификация проективной методики незаконченных предложений на тему отношения к здоровью направлена на выявление особенностей индивидуальной концепции здоровья личности. Несмотря на компактность стимульного материала, включающего 10 незаконченных предложений, контент-анализ завершений позволяет оценить особенности четырех структурных компонентов индивидуальной модели здоровья самооценка уровня здоровья, критерии здоровья, технологии здоровьесбережения, смысловая характеристика здоровья.

В отличие от других составляющих комплекса методика «Лицо здорового человека» представляет собой не диагностический, а собственно исследовательский инструмент для изучения особенностей здоровьесберегающей деятельности. Цель ее применения - исследовать социальные стереотипы восприятия здорового человека в различных целевых выборках.

Исследование проводится в два этапа. Вначале испытуемым предлагается оценить по биполярной 7-балльной шкале уровень здоровья каждого из два-

дцати изображенных на фотографиях людей. На втором этапе анализируются критерии оценки здоровья и болезни. Оцениваются, в частности, гендерные, возрастные и иные групповые предпочтения при оценке здоровья и болезни, исследуются визуальные и социальные критерии здоровья.

Методика «Исследование здоровьесберегающей деятельности» ЗСД) представляет собой тест-опросник, состоящий из 82 пунктов, каждый из которых относится к одной из шести следующих шкал:

• мотивационно-ценностная сфера здоровьесберегающего поведения (10 пунктов),

• целеполагание в области здоровьесберегающего поведения (10 пунктов), эталоны здоровья (10 пунктов),

• самооценка уровня здоровья (22 пункта),

• здоровьесберегающее поведение (22 пункта),

• самоэффективность в области здоровьесберегающей деятельности (8 пунктов).

Скрининг-методика оценки уровня мотивации здоровьесберегающей деятельности состоит из десяти вопросов, ответ на каждый из которых предусматривает выбор одного из трех вариантов ответов. Оперативный подсчет баллов позволяет отнести мотивационные особенности здоровьесбережения испытуемого к одному из четырех уровней:

высокий уровень здоровьесберегающей мотивации средний уровень здоровьесберегающей мотивации низкая мотивация здоровьесбережения

негативное отношение к здоровьесбережению, авитальная мотивация.

К настоящему времени общее число испытуемых, которые участвовали в апробации методик комплекса исследования здоровьесберегающего деятельности, превысило 1200 человек в возрасте от 13 до 68 лет. В качестве целевых групп привлекались студенты медицинских и гуманитарных факультетов, па-

циенты ряда клиник и оздоровительных центров Рязани, профессиональные спортсмены и спортсмены-любители, специализирующиеся на игровых видах спорта, врачи, учителя общеобразовательных школ, старшеклассники, включая подростков с асоциальным поведением. Результаты обработки данных посредством различных статистических и качественных методов позволяют с высокой вероятностью оценить данный комплекс методик как универсальный и объективный инструмент диагностики особенностей здоровьесберегающей деятельности личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. 950 с.

2. Леонтьев Д.А. Методика смысложизненных ориентаций. М.: Изд-во МГУ, 1996. 23 с.

3. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. 234 с.

4. Яковлева Н.В. Витальная метакомпетентность личности: теория и практика психологических исследований здоровья. Рязань: Полином, 2012. 285 с.

5. Яковлева Н.В. Психодиагностический комплекс «Статус Пси». Рязань: РязГМУ, 2012. 135 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.