МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА
М. А. ЕВСТЮХИНА
Данная статья затрагивает проблему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Методы выхода из кризисной ситуации, когда рынок образовательных услуг не соответствует реальным потребностям региона, становятся приоритетными как для высших учебных заведений, так и для бизнес-инкубаторов, общественных организаций, молодежного парламента, администрации и т. д. В работе даются рекомендации к деятельности бизнес-инкубаторов по улучшению состояния рынка труда региона на основе проведенных исследований.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, рынок труда, бизнес-инкубатор, повышение квалификации.
Образование как система - это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социальнозначимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Образование, таким образом, - это система проектирования будущего [2].
Высшие учебные заведения все сильнее ощущают влияние рынка и потребность адаптации к диктуемым им условиям. Система высшей школы сегодня функционирует в условиях жесткой конкуренции. Очевидно, что для завоевания позиции на рынке необходимо производить продукцию, качество которой соответствует запросам потребителей. Для вузов встает задача удовлетворения потребностей потребителей на рынке образовательных услуг и рынке труда. Очевидно, что обе группы потребителей заинтересованы в результатах деятельности вуза по выпуску качественных специалистов.
Специалисты с высоким качеством подготовки обладают повышенной способностью к восприятию и использованию на практике новых научных идей, технических орудий и методов производства и управления, т. е. они не только работают производительнее с использованием более сложных средств труда, но и лучше распоряжаются имеющимися ресурсами. Именно поэтому качественно подготовленные специалисты имеют особую значимость как для деятельности отдельной организации, так и для экономики государства и благосос-
тояния общества в целом. Современный вуз, подготавливая высококачественных специалистов, соответствующих требованиям рынка труда, может получить дополнительные доходы и повысить уровень эффективности функционирования.
Возникает вопрос: как оценить эффективность деятельности вуза по подготовке специалистов? Проблемой является отсутствие комплексного системного подхода к оценке эффективности деятельности вуза по подготовке специалистов и отсутствие методики, которая давала бы возможность определить уровень эффективности деятельности [3].
Процессы глобализации и интеграции экономики России в систему мирохозяйственных связей требуют коренной перестройки систем управления рыночной инфраструктурой. Это обусловливает, с одной стороны, совершенствование системы государственного регулирования экономики, с другой - создание системы управления качеством кадрового обеспечения и воспроизводства интеллектуального капитала компании. С этих позиций образование, обеспечивая всестороннее развитие общества, выступает предпосылкой устойчивого экономического роста России. Выбор инновационного типа развития, создание и внедрение наукоемких технологий, растущая роль знаний и информации в социально-экономическом развитии страны порождают массовый спрос на подготовку высококвалифицированных специалистов в системе бизнес-образования. Это требует новых форм интеграции науки, образования и производства и актуализирует задачу создания стратегических образова-
тельных альянсов как основы развития системы корпоративной переподготовки и повышения квалификации специалистов. Снижение инновационной активности российских промышленных предприятий, замедление темпов модернизации производства объясняются не только действием общеэкономических факторов, но и качеством управления человеческими ресурсами. Изучение тенденций становления и развития отечественной и международной практики управления человеческими ресурсами позволило сформулировать следующее:
1) увеличение скорости устаревания знаний требует построения адекватной системы управления и воспроизводства интеллектуального капитала компании;
2) конкурентоспособность компании определяется, прежде всего, качеством человеческих ресурсов;
3) повысился статус непрерывности в системе профессионального образования, что требует предоставления индивидууму возможности обучения на протяжении всей жизнедеятельности.
Сложность и многоплановость проблем подготовки конкурентоспособного специалиста, связанные с изменением роли и места личности в техносреде, нарастанием процессов информатизации всех сфер общественного производства и, как следствие, увеличением скорости устаревания знаний, актуализировали вопросы построения системы управления знаниями.
Сигналы, побуждающие высшую школу менять структуру подготовки специалистов, поступают от рынка труда. Безусловно, эта связь должна усиливаться [4].
Она означает, прежде всего, преодоление проблемы невостребованности профессионализма. Естественно, это возможно при условии, что спрос на рынке труда на профессиональный труд возрастет. Об этом сегодня можно только мечтать.
В настоящее время в Российской Федерации сформировался слой малых предприятий, основная деятельность которых носит инновационный характер. Наукоемкий бизнес все более концентрируется по функциональному назначению и размещается на территориях, имеющих энерготехническую вооруженность.
В России по состоянию на конец 2005 г. общее количество объектов инфраструктуры, связанных с созданием и развитием малых предприятий, включало около 100 бизнес-инкубаторов, более 50 инновационно-технологических центров, более 50 технопарков. В 2004-2006 гг. идея развития системы бизнес-инкубирования с разветвленной сетью услуг для начинающих предпринима-
телей получила поддержку со стороны Министерства экономического развития и торговли РФ в рамках объявленного федерального конкурса на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов). В результате многие субъекты РФ получили государственную финансовую поддержку в виде субвенций или субсидий.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов на региональном рынке труда - одно из основных направлений деятельности бизнес-инкубаторов, в том числе и БИ ГОУ ВПО ТГТУ «ИННОВАТИКА».
В процесс бизнес-инкубирования входит также полноценная работа по организации и проведению конкурсов (международного и всероссийского уровней), семинаров, тренингов, круглых столов и курсов повышения квалификации с последующей выдачей по их окончании благодарственных писем, дипломов и почетных грамот на фирменных бланках БИ ГОУ ВПО ТГТУ «ИННОВАТИКА».
Организация и проведение курсов повышения квалификации с последующей выдачей по их окончании сертификата установленного образца на фирменном бланке БИ ГОУ ВПО ТГТУ «ИННОВАТИКА», а при наличии диплома о высшем образовании - удостоверения повышения квалификации государственного образца - также входят в план работы бизнес-инкубатора [1].
В начале 2009 г. в Тамбовской области проходило областное исследование рынка труда как результат получения гранта Профкомом ТГТУ на II Открытом конкурсе проектов некоммерческих неправительственных организаций, имеющих социальное значение, в сфере проведения социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества «Проблемы развития современного российского общества». В ходе исследования было опрошено 700 студентов основных учебных заведений области, 105 крупнейших работодателей региона, работники кадровых агентств и эксперты в сфере рынка труда. В ходе реализации гранта была достигнута основная цель проекта - выявлены несоответствия ожиданий выпускников вузов реальным экономическим потребностям региона по различным параметрам и в различных сферах.
На основе полученных данных были разработаны также и методы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, способствующие их эффективному трудоустройству. Большую роль в их реализации играет бизнес-инкубатор, особенно если он является непосредственным подразделением вуза.
Для изменения ситуации в сфере кадровой политики Тамбовской области необходима разработка комплекса мер, а также проведение регулярного ежегодного мониторинга для владения новейшей и актуальной информацией для наиболее точного реагирования. Далее более подробно остановимся на мероприятиях, возможных для реализации при помощи бизнес-инкубаторов региона.
1. Развитие системы стажировок на предприятии с выдачей сертификата, где указывалось бы
время их прохождения и должность студента, результаты, достигнутые за этот период, - одно из кропотливых направлений работы бизнес-инкубатора. Стажировки следует также систематично и повсеместно закрепить в учебных планах высших учебных заведений. Актуальность этой деятельности можно показать в диаграмме: отсутствие опыта работы по специальности - одна из основных проблем при трудоустройстве выпускников (рис. 1).
□ Отсутствие возможности работать полный рабочий день
□ Отсутствие опыта работы по специальности
□ Отсутствие полного высшего образования
□ Возраст
□ Нет прав на вождение автомобиля
□ Недостаточное знание компьютерных программ
□ Семейное положение
Рис. 1. Наиболее часто встречаемые причины отказа студентов при приеме на работу
2. Необходимо внедрение системы переподготовки студентов на другую специальность или поиска работы в других областях страны, обмена соседствующих регионов необходимыми специалистами.
3. На базе бизнес-инкубаторов возможно введение дополнительных курсов и тренингов, направленных на развитие качеств и навыков студентов, наиболее востребованных работодателями.
4. Взаимодействуя с Центром занятости населения, бизнес-инкубаторы в силах организовывать мероприятия, в том числе и в области, в ходе которых студентам прививались бы навыки написания резюме, прохождения собеседования, правильной речи, чему в данный момент практически не учат ни в одном учебном заведении.
5. Организация круглых столов с уже трудоустроенными студентами и бывшими выпускниками - нынешними руководителями организаций и подразделений - возможно, взаимодействуя также с молодежными общественными организациями области, а также политическими партиями.
6. Проведение исследований, направленных на выявление потребностей регионального рынка труда - задача, возможная для осуществления совместно с профкомом или отделом молодежных
программ Управления по связям с общественностью администрации Тамбовской области.
7. Необходимо различными методами увеличивать взаимодействие между кадровыми агентствами, вузами и работодателями, чтобы целенаправленно заранее подготавливать выпускников к предстоящему трудоустройству, тем самым будет снижаться необходимость в доподго-товке специалиста уже на рабочем месте.
8. Направленная помощь во внедрении на предприятиях Тамбовской области системы кадрового резерва - одно из перспективных направлений работы бизнес-инкубаторов. В резерв будут попадать студенты, уже проходившие стажировку на предприятиях области, и результаты их стажировки помещаются в областную базу кадрового резерва молодых специалистов, где будут указаны направления и проекты, в которых работал, участвовал и реализовывал себя выпускник во время учебы. Доступ к базе данных должен быть обеспечен всем работодателям. Это позволит студентам быть уверенными в своем будущем при активной работе во время учебы, когда лишь 8,1 % выпускников четко знают, где будут работать и что вообще будут работать точно после окончания вуза (рис. 2):
□ Уже твердо знаете, где будете работать
20,9%
8,1%
4,2%
□ Есть несколько вариантов трудоустройства, но без четких гарантий
□ Вероятнее всего, после окончания ВУЗа будете какое-то время безработным
□ Никаких перспектив, по специальности устроиться невозможно
□ Еще не задумывались об этом
Рис. 2. Оценка студентами перспектив своего трудоустройства после окончания университета
33,1%
13,5%
9. Взаимодействуя с Комитетом по делам молодежи г. Тамбова и отделом молодежных программ администрации Тамбовской области, необходимо разработать и подготовить к изданию методические рекомендации по созданию и эффективному функционированию органов ССУ в учебных заведениях региона с выявлением методик, позволяющих создать алгоритм успешного трудоустройства и адаптации участников ССУ на региональном рынке труда.
10. Актуальна систематическая организация форумов, конференций и круглых столов по установлению тесного контакта между кадровыми службами и работодателями. Нужно перейти к подбору специалиста не по качественным характеристикам, а по количественным, т. е. исходя из того, что конкретно необходимо работодателю. Целью работы круглых столов должна являться разработка нового типа анкет, которые будут заполнять соискатели при обращении в кадровое агентство. Классифицируя способности выпускников на уровне кадровых агентств, тем самым мы достигаем повышения эффективности их работы и увеличиваем процент работодателей, удовлетворенных подбором кадров.
11. Необходимо взаимодействие работодателей с четырьмя региональными бизнес-инкубаторами и учебными заведениями региона, разрабатывающими специализированные программы до-подготовки и переподготовки работников. Одной из методик реализации взаимодействия между предприятиями региона, попавшими в кризисную ситуацию и наметившими пути выхода за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции, модернизации производства, либо за счет смены профиля выпускаемой продукции, и бизнес-инкубаторами и учебными заведениями может являться финансирование программ для по-
вышения квалификации и переобучения в этих учреждениях за счет средств федерального, областного и муниципального бюджета или при их участии.
12. Необходимо расширить целевую аудиторию, на которую направлена деятельность тамбовских региональных бизнес-инкубаторов и работать не только с молодыми выпускниками, но и с более старшим поколением, оказавшимся в сложных ситуациях в изменившихся экономических условиях, а также привлекать к своей деятельности всех желающих попробовать свои силы в организации своего бизнеса, что, несомненно, положительно скажется не только на экономике региона, но и на увеличении количества рабочих мест. Данная задача может быть решена только при внесении изменений в уставы региональных бизнес-инкубаторов и при создании администрацией области тамбовской региональной целевой программы развития малого предпринимательства.
13. При подготовке грамотных специалистов важно введение курсов по ознакомлению с основами работы в соответствующем секторе экономики, что позволит уже на стадии обучения выявить студенту все сильные и слабые стороны его будущего планируемого места работы, а также познакомиться с типовыми требованиями, предъявляемыми работодателями к соискателям в учреждениях и предприятиях этого сектора. Подобная диверсификация учебных программ подготовки специалиста за счет разных региональных компонент должна сопровождаться в проведении грамотного социологического опроса среди студентов в каждом вузе отдельно, так как предпочтения у учащихся в процессе обучения могут изменяться. В данный момент предпочтения студентов к будущему месту работы распределяются следующим образом (табл. 1):
Таблица 1
Распределение желаемого места работы студентов от их пола
14. Работа со школьной скамьи поможет взрастить будущего бизнесмена. Подход к поступлению в вуз выпускников школ должен быть комплексным и продуманным. Начиная от проведения в школе тестирования для предоставления информации учащимся об их предрасположенности к профессии, что позволит им более-менее обдуманно поступать при выборе будущей специальности, заканчивая информированием службой статистики родителей и поступающих об изменении на рынке труда региона, ЦФО, о тенденциях в экономике (согласно региональному плану развития) и востребованных в будущем сферах деятельности, для чего, несомненно, им следует проводить ежегодный мониторинг данной проблемы [5]. Иначе поступление в университет в конечном счете превращается в строгое указание родителей, когда желания будущих студентов не учитываются вовсе. Данные таблицы 2 приведены в порядке убывания значений суммарных ответов «пожалуй, важно» и «очень важно».
Таблица 2
Мотивы поступления студентов в университет
Методов для решения проблем, выявленных в исследовании, может быть великое множество, в зависимости от структур, которые их будут реализовывать. Главное - это понимание необходимости принятия мер, способствующих урегулированию экономического равновесия, соблюдению пропорций между работниками: требующимися и имеющимися на рынке труда. Только системный подход способен содействовать стабилизации в сфере трудоустройства.
Литература
1. Информационно-аналитический отчет по результатам социологического исследования в рамках II Открытого конкурса проектов некоммерческих неправительственных организаций, имеющих социальное значение, в сфере проведения социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества «Проблемы развития современного российского общества». Тамбов, 2009.
2. Ипатова Н. Р. Построение системы корпоративной переподготовки и повышения квалификации специалистов в условиях бизнес-образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2004.
3. Кельчевская Н. Р., Попова М. А. Качество подготовки специалистов - основа эффективной деятельности высшей школы в условиях новых экономических отношений. Екатеринбург, 2001.
4. Овсянников А. А. Социальные реальности и социальные миражи системы образования в России и образование России // Мир России. 1999. № 3. С. 3-18.
5. Положение о бизнес-инкубаторе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет» «ИННОВАТИКА». Тамбов, 2008.
* * *
TECHNIQUES OF TRAINING, RETRAINING AND IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF SPECIALISTS AT THE REGIONAL LABOUR MARKET
M. A. Evstyukhina
This article is about the problem of training, retraining and improvement of professional skill of specialists. Methods of rehabilitation in crisis situation when the market of educational services does not correspond to real requirements of region, become priority both for higher educational institutions and for business incubators, public organizations, youth parliament, administration and etc. Recommendations for business incubators concerning the improvement of condition of regional labour market are made on the basis of done researches.
Key words: market of educational services, labour market, business incubator, improvement of professional skill.
№ Обстоятельства %
1 Получить диплом о высшем образовании 91,5
2 Получить хорошую профессию, пользующуюся спросом на рынке труда 82,7
3 Престижность университета 63,3
4 Приятно провести время, почувствовать атмосферу студенчества 53,5
5 Мнение родителей 41,1
6 Приемлемая цена за обучение 33,3
7 Встретить «вторую половинку» 26,9
8 Место расположения университета 22,6
9 Наличие влиятельных знакомых и связей при поступлении в университет 21,7
10 Получить отсрочку от армии 19,9
11 Советы друзей 19,0
12 На эту специальность меньше конкурс 12,4
Мужчины (%) Женщины (%) Итого (%)
Г осударственная организация 43,6 56,4 100,0
Г осударственное предприятие 52,2 47,8 100,0
Коммерческая организация 44,1 55,9 100,0
Собственная фирма 51,6 48,4 100,0
Не имеет значения 49,5 50,5 100,0
Не собираются работать 0,0 100,0 100,0