Экономические и гуманитарные науки
УДК 308:91(471)
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ Н.В. Молоткова1, Л.Н. Родина2
Кафедры: «Технология и организация коммерческой деятельности» (1), «Бухгалтерский учет и аудит» (2), ТГТУ
Представлена членом редколлегии профессором В. И. Коноваловым
Ключевые слова и фразы: адаптация профессиональной подготовки специалистов экономического профиля; национально-региональное содержание образования; регионализация; региональный рынок труда; экономическая география и регионалистика.
Аннотация: Рассмотрены современные тенденции формирования регионального рынка труда в условиях регионализации экономики и вопросы адаптации профессиональной подготовки специалистов экономического профиля в новых условиях.
Развитие рыночных отношений в России и активизация процессов регионализации экономики обуславливают повышение требований к уровню подготовленности выпускников вузов, поскольку специалисты с высшим образованием составляют весомую часть системы кадрового обеспечения регионального рынка труда, выступая стратегическим ресурсом и интеллектуальным потенциалом хозяйствующих субъектов. В этих условиях повышается роль региональной системы высшего профессионального образования, призванной осуществлять всестороннюю подготовку специалистов с учетом реальных и перспективных потребностей экономической системы региона.
Анализ ситуации и изучение потребностей регионального рынка труда в специалистах с высшим профессиональным образованием показали необходимость дальнейшего совершенствования системы профессиональной подготовки экономистов.
Следует отметить, что требуют отдельного изучения вопросы адаптации профессиональной подготовки специалистов экономического профиля в условиях регионализации экономики с точки зрения развития как общетеоретической составляющей данного направления, так и частнометодических вопросов.
Исследование и опыт практической работы показали значимость подготовленности в сфере экономической географии и регионалистики в структуре профессиональной деятельности экономиста, поскольку специалист данного профиля в своей профессиональной деятельности обязательно сталкивается с необходимостью решения профессиональных задач, касающихся вопросов современного и будущего жизнеобеспечения региона и страны в целом.
В условиях регионализации экономики необходим дифференцированный подход к решению конкретных экономических вопросов в зависимости от возможностей и особенностей каждого региона. Понимание географических закономерностей и решение проблем на любом территориальном уровне позволяет спе-
циалисту быстро адаптироваться в меняющихся условиях современной рыночной экономики.
За 90-е годы изменился характер спроса на экономические знания, что, в свою очередь, вызвало необходимость проведения реформы экономического образования. Реформирование системы подготовки экономистов является важным компонентом социально-экономических преобразований России.
Анализ ситуации показывает, что проблема российского образования заключается в обеспечении равновесия между нововведениями и традициями, причем многообразие практического опыта требует теоретического осмысления, обобщения, анализа и выявления общих тенденций. Как отмечают многие российские исследователи, современное высшее образование на достаточно высоком уровне выполняет традиционную функцию передачи социального опыта и пока не овладело превентивной функцией - подготовки человека к жизни в эпоху кризисов. Оно характеризуется недостаточной гибкостью образовательно-профессиональных программ, не обеспечивает требуемого уровня мотивации и активизации работы студентов [1 - 4].
По мнению Л. Шипилиной, «среди своих достоинств наша «знаниецентриче-ская» высшая школа всегда чтила фундаментальность подготовки, стабильность и основательность программ и как-то совсем упустила из виду, что в мире главным конкурентноспособным ресурсом давно уже стала не информация, а способность производить знания. Технократическое мышление - это взгляд на человека как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству, - исчерпало свои возможности» [3].
В настоящее время идеи регионализации приобретают особое значение и проникают во все сферы деятельности: политику, экономику, науку, образование. Переход России к устойчивому экономическому развитию способствовал выделению региональных аспектов экономических и социальных проблем. В региональной политике разрабатываются меры, направленные на регулирование развития регионов, перераспределение ресурсов между регионами в целях сглаживания территориальных различий и на этой основе оптимизации территориальной структуры общества.
Как подчеркивают исследователи, процессы регионализации, имеющие характер объективной необходимости, устойчиво развиваются и в сфере образования. Выделилась новая область практической и научно-исследовательской деятельности - региональная политика в образовании, которая юридически обосновывается в статьях Закона РФ «Об образовании». Закон закрепил право субъектов Федерации определять и осуществлять политику в области образования. В ведение регионов передана разработка и реализация программ развития образования с учетом национальных и региональных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей [5].
Регионы как субъекты Федерации впервые получили возможность через развитие образования, через конструирование национально-регионального содержания образования влиять на развитие регионов. Принятие закона создает благоприятные предпосылки для того, чтобы сфера образования стала предметом самостоятельной творческой активности региона, как на уровне субъекта управления, так и на уровне непосредственных участников образовательного процесса.
Однако недостаточная концептуальная проработанность методологических и научно-теоретических основ регионализации сферы образования сказывается на сложности протекания этого процесса и, как следствие, проявляется в проблемах кадрового обеспечения экономических региональных систем.
Качество трудовых ресурсов является центральным фактором экономического развития, значимость которого неуклонно возрастает с повышением степени знаниеемкости современной экономики. Об этом свидетельствует прямая зависимость общественной производительности труда от накопленных работником общих теоретических познаний и уровня профессиональной квалификации.
Новая ситуация на рынке труда России - когда в большинстве регионов, людей, ищущих работу, больше, чем свободных рабочих мест - приводит к конкуренции между работниками. Работодатель теперь имеет гораздо большую возможность выбора и предъявляет более высокие требования к работникам: к их знаниям, умениям, дисциплине и организованности. Появляются рабочие места в малых предприятиях, где уже недостаточно быть простым исполнителем, а требуется принятие самостоятельных решений. Все это значительно меняет приоритеты личности, в первую очередь, потребности в профессиональном образовании, обеспечивающего устойчивую конкурентную позицию на региональном рынке труда.
Условия жизни и требования к работникам быстро меняются, поэтому необходимо получать не узкое, а широкое профессиональное образование, развивающее личность человека и готовящее его к работе в любых условиях. Чем больше современный молодой человек осваивает новые знания и умения, тем увереннее и устойчивее он чувствует себя на рынке труда.
Анализ информации по образовательной структуре занятого населения дает возможность выявить потенциальные возможности для создания перспективных рабочих мест, требующих высокого уровня квалификации. Эти данные позволят разрабатывать реальные планы по профессиональной подготовке кадров.
Особое внимание, на наш взгляд, в условиях изменяющейся экономической ситуации в нашей стране должно уделяться вопросам профессиональной подготовки специалистов экономического профиля. Кадровый потенциал российской экономики является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимых экономических реформ. Поэтому необходимо обновление содержания знаний и навыков будущих специалистов.
В настоящее время промышленность является ведущей отраслью материального производства Тамбовской области. Ее современный территориальнопроизводственный комплекс представляет собой сочетание межотраслевых и отраслевых комплексов: машиностроительного, химического, агропромышленного, легкой промышленности, строительных материалов и стройконструкций, обслуживающих производств, связанных между собой топливно-энергетическим комплексом.
По объему промышленной продукции Тамбовская область занимала среди регионов Центрального федерального округа 11-е место в 2001 г. В промышленной продукции области лидирует пищевая индустрия (31 %), затем идут машиностроение и металлообработка (24 %), химическая промышленность (18 %), легкая (4 %), электроэнергетика (15 %). Главные промышленные центры - Тамбов (316), где размещены различные производства: заводы по производству оборудования для промышленности полимеров, гальванического и кузнечно-прессового оборудования, подшипников скольжения, холодильников, анилиновых красителей, ас-бо- и резинотехнических изделий; Мичуринск (108) - приборы, в том числе авиационные, автоагрегаты; Моршанск (50,5) - химическое оборудование, комвольно-суконные ткани, табачные изделия; Рассказово (50) - низковольтная аппаратура, сукно, трикотаж, меховые изделия; Уварово (34,8) - удобрения; Кирсанов (20,1) -текстильные машины; во многих городах и поселках расположены сахарные, маслоэкстракционные, маслодельные заводы, птицекомбинаты [7].
Таким образом, можно сказать, что исходя из структуры экономики области потребности в трудовых ресурсах остаются на достаточно высоком уровне.
Сложная демографическая ситуация в Тамбовской области усугубляет проблемы, связанные с пополнением трудовых ресурсов. Сокращение населения наиболее стремительно наблюдалось с 1996 г. (на 1000 человек родилось 8, умерло вдвое больше - 17), что связано с преобладанием русского населения, для которого характерны невысокие темпы естественного прироста; со спецификой экономики области (большинство предприятий работают на привозном сырье, что повлекло за собой спад в производстве с разрывом экономических связей). За последние годы 1999 - 2002 демографическое положение в области немного улучшилось, повысилась рождаемость и наблюдается небольшой рост в некоторых отраслях [8].
В 2001 г. по сравнению с 2000 г. физический объем производства увеличился по полному кругу предприятий, включая малые предприятия и подсобные производства при непромышленных организациях, на 6,3 % , по крупным и средним предприятиям - на 7,1 %. Прирост объемов производства по сравнению с 2000 г. наблюдался в большинстве важнейших отраслей: электроэнергетике (9,1 %), машиностроении и металлообработке (16,1 %), лесной и деревообрабатывающей (0,7 %), легкой (8,1 %), пищевой (3,2 %) [7].
Таблица 1
Индексы физического объема производства продукции по важнейшим отраслям промышленности
Отрасли Фактически произведено за январь -декабрь 2001 г., млн.руб. Январь-декабрь 2001г., в % к январю -декабрю 2000 г. Декабрь 2001 г., в % Справочно
декабрь 2000 г. в % к декабрю 1999 г. январь -декабрь 2000 г. в % к январю -декабрю 1999 г.
к декабрю 2000 г. к ноябрю 2001 г.
Электроэнергетика 2503,5 109,1 114,3 120,1 77,7 97,9
Химическая и нефтехимическая промышленность 2260,7 91,8 47,3 77,0 125,7 114,0
Машиностроение и металлообработка 5067,4 116,1 108,0 99,5 115,8 128,0
Лесная и деревообрабатывающая промышленность 304,9 100,7 92,9 111,3 84,1 92,4
Промышленность строительных материалов 290,8 94,0 108,8 102,8 83,4 83,1
Легкая промышленность 542,5 108,1 101,0 97,4 116,4 112,0
Пищевая промышленность 3725,6 103,2 105,2 105,8 99,0 89,7
Мукомольнокрупяная комбикормовая промышленность 272,4 94,6 70,5 102,7 118,0 69,3
Наибольший удельный вес в общем объеме производства приходится на машиностроение и металлообработку (2,5 %). По сравнению с 2000 г. наблюдается увеличение доли отраслей электроэнергетики - на 1,1; машиностроение и металлообработка - на 4,5; лесной и деревообрабатывающей - на 0,3 процентного пункта. В то же время сократился удельный вес химической и нефтехимической -на 2,9; легкой - на 0,1; пищевой - на 2,6; мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности - на 0,6 процентного пункта. Таким образом, данные свидетельствуют о том, что в 2001 г. по сравнению с 2000 г. отмечен рост производства продукции во всех важнейших отраслях промышленности, кроме химической и нефтехимической, промышленности строительных материалов, мукомольнокрупяной и комбикормовой.
Экономический рост, в свою очередь, вызывает увеличение потребности промышленности в квалифицированных кадрах. Поэтому одной из основных задач регионального планирования нашей области является подготовка высококвалифицированных экономистов для всех отраслей народного хозяйства. Таким образом, современное состояние регионального рынка труда подтверждает возросший спрос на специалистов.
Так, в Тамбовской области численность экономически активного населения на конец 2001 г, по оценкам специалистов, составило 608,4 тыс. человек (с учетом лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации). В их числе 544,9 тыс. человек заняты в экономике, и 3,5 тыс. человек не имеет занятия, но активно искали его и в соответствии со Стандартами Международной организации труда классифицировались как безработные [7].
Среди безработных области значительная доля слабозащищенных в социальном плане людей, в частности женщин, на них приходится 65,3 % безработных, каждый третий безработный - молодой человек до 30 лет.
Заявленная предприятиями и организациями в службы занятости потребность в работниках на конец 2000 г. составила 2859 человек, что на 41,3 % больше, чем на конец 1999 г. Нагрузка занятого населения на одну заявленную вакансию в среднем по области составила 5 человек, против 8 человек на конец 1999 г.
Соотнесем вышеизложенные данные с состоянием региональной системы образования.
В 2001 - 2002 учебном году в высших учебных заведениях обучалось в Тамбовской области 26 тысяч человек, то есть на 10 тысяч населения приходилось 212 студентов. В этом же учебном году было выпущено специалистов 3687 человек. Таким образом, на 10 тысяч человек населения области было выпущено 30 специалистов, что на 25 % больше предыдущего учебного года [7].
Таблица 2
Численность студентов государственных высших учебных заведений на 10000 человек населения по Российской Федерации и областям Центрально-Черноземного района (на начало учебного года)
Российская Федерация 1998/1999 1999/2000 2000/2001 Рейтинг
229 256
Центрально-Черноземный район Белогородская область 212 233 248 2
Воронежская область 234 258 302 1
Курская область 161 177 192 4
Липецкая область 131 147 169 5
Тамбовская область 173 187 199 3
Таблица 3
Распределение высших учебных заведений по отраслевой специализации учебных заведений (на начало учебного года)
1998/1999 1999/2000 2000/2001
Число высших учебных заведений - всего 5 5 5
в том числе учебные заведения:
промышленности 1 1 1
сельского хозяйства 1 1 1
просвещения 3 3 3
Численность студентов в них - всего, человек 22240 23673 25008
в том числе обучающихся в учебных заведениях:
промышленности 5996 6544 6838
сельского хозяйства 4271 4361 4682
просвещения 11973 12768 13488
Эти статистические данные говорят о том, что с каждым годом увеличивается число студентов и, соответственно, увеличивается число специалистов, выходящих на рынок труда Тамбовской области. Однако на предприятиях и организациях области растет потребность в специалистах, так как большинство работающих предпенсионного и пенсионного возраста. Кроме того, научно-технический прогресс и реструктуризация экономики также требуют специалистов высокого уровня, владеющих новыми знаниями и технологиями.
Анализ статистики занятости и движения рабочей силы, данных о выпуске и трудоустройстве специалистов подтверждает, что разрушились прежние административно закрепленные связи между учебными местами вузов и рабочими местами в трудовой сфере, и в последние годы усилиями вузов и производства они начинают постепенно восстанавливаться, но в меньших масштабах, чем раньше. Выбор будущей профессии стал серьезной жизненной проблемой для большинства обучающихся, однако отметим, что за последние годы статистические данные подтверждают повышенный интерес к экономическому образованию.
Рынок труда молодых специалистов с высшим образованием имеет ряд особенностей. Увеличение выпуска молодых специалистов при общем падении производства не может не сказаться на их востребованности. Уже сейчас, по данным Академии труда и социальных отношений, 5 % выпускников сразу после окончания обращаются на биржу труда, только 53 % на момент окончания вуза знают место своей будущей работы, а каждый пятый не имеет никаких реальных предложений.
Соглашаясь с мнением М. Вражновой и В. Хандамирова, отметим, что в отличие от рынка труда вообще, рынку труда молодых специалистов присущ ряд противоречий. Приведем некоторые из них, имеющие в контексте нашего исследования наибольшую значимость. К таким противоречиям можно отнести противоречия между:
- социальными и профессиональными ориентациями молодежи и потребностями предприятий, организаций и фирм в персонале;
- задачей подготовки вузами молодых специалистов в соответствии с требованиями заказчиков и существующей системой вузовского образования;
- преобладанием теоретической подготовки выпускников и необходимостью владения навыками практического использования полученных знаний в условиях региональной экономики;
- жизненными и профессиональными притязаниями выпускников и реальными возможностями их осуществления в современных экономических отношениях.
В условиях рынка молодой человек, получающий профессиональное образование, должен иметь свободу выбора в соответствии со своими возможностями и желаниями, но ему необходима квалифицированная помощь заинтересованных в его знаниях людей. Наиболее активные, целеустремленные студенты, ориентированные на поиск места в жизни, уже во время учебы отдают себе отчет, что работа по специальности во время учебы - это залог будущей успешной карьеры. Это порождает необходимость решения ряда задач:
- повышения защищенности молодых специалистов на рынке труда;
- оказания содействия выпускникам и молодым специалистам в трудоустройстве;
- поддержки инициатив предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест;
- создания условий для формирования элиты специалистов, возможности отслеживать развитие их карьеры.
Спрос на высококвалифицированных специалистов экономического профиля в нашем регионе остается высоким, несмотря на ежегодный выпуск экономистов вузами Тамбовской области. Существовавшая система подготовки и переподготовки кадров не отвечает новым требованиям, что значительно уменьшает шансы трудоустройства молодежи, впервые входящей на рынок труда на престижные должности в новых секторах экономики.
По данным статистики лидером в сфере найма молодежи оказался частный сектор - 24,9 %, за ним с отрывом в два с лишним раза следуют кооперативы и товарищества. Государственные предприятия занимают последнее место - 5,9 %. Однако, в госсекторе доля предприятий, где молодежи отдается предпочтение при найме в квалификационные группы специалистов и ИТР в заводоуправлении, а также специалистов среднего звена, равна 13,2 % [6].
Реформы в области труда и занятости ликвидировали бронирование рабочих мест для молодежи, это имеет положительный и отрицательный результаты, поскольку свободный диплом позволяет сделать выбор интересующего места работы, а с другой стороны, ограниченность вакансий, вызванная как рыночными факторами, так и отсутствием целевых государственных программ содействия занятости молодежи, приводит к росту безработицы среди лиц, окончивших вузы даже по востребованным «престижным» специальностям.
Материальные претензии молодежи, впервые входящей на рынок труда, находятся посередине между прожиточным минимумом и средней заработной платой в регионе, их нельзя называть чрезмерно завышенными. Но, как свидетельствуют данные исследования, они значительно выше, чем у тех, кто имел работу до обращения в службы занятости. Мы видим, что существует разрыв между ориентацией на высокооплачиваемую работу и своими собственными возможностями.
На II Всероссийской научно-практической конференции «Молодой специалист века» ректор МГУ В. Садовничий говорил о взаимоотношениях между молодыми специалистами и их потенциальными работодателями как об одном из наиболее действенных механизмов решения проблемы трудоустройства молодежи России.
Президент фонда «Содействие» Санкт-Петербурга, Н. Семенов, выделил три блока задач по трудоустройству молодых специалистов:
- работа с абитуриентами;
- фундаментальные знания и обучение в вузе;
- специальная подготовка и практическая деятельность студента [9].
Российские исследователи предлагают в каждом вузе создать банк данных
выпускников, провести их анкетирование по специально разработанной форме, причем при обработке анкет в базу данных вносить изменения в соответствии с требованиями службы трудоустройства. Рекомендуется также восстановить связи с организациями-заказчиками и отношения оформлять в виде договоров на условиях, удовлетворяющих обе стороны. Эта практика проводится в российских вузах, в том числе и в ТГТУ.
Проанализировав данные таблиц, можно сделать вывод, что число неработающих от общего числа выпускников составляет лишь 7,5 - 8,2 %, а большинство из них быстро находят работу по специальности на различных предприятиях и организациях Тамбовской области (рис. 1).
Многие исследователи считают, что комплексными целенаправленными мерами необходимо поддержать систему образования и снять напряжение на молодежном рынке труда, чтобы тем самым увеличить интеллектуальный потенциал общества.
По нашему мнению, ситуация на рынке образовательных услуг заставляет вузы задумываться о востребованности своих выпускников, поскольку их обеспеченность работой - показатель конкурентоспособности, качества профессиональной подготовки в данном конкретном учебном заведении, следовательно, показатель престижности самого образовательного учреждения. Таким образом, решение проблемы занятости выпускников-экономистов заключается в обеспечении их конкурентоспособности. Качественные изменения в системе профессионального образования должны обеспечивать возможность адаптации молодежи к потребностям рынка труда, поскольку изменения в структуре учебного процесса, реализующие интегрированные программы, способствуют повышению уровню знаний, умений и навыков будущих специалистов.
Процесс регионализации в России затронул большинство сфер общественноэкономической жизнедеятельности, поскольку на сегодняшний день регионы как субъекты Федерации получили возможность через совершенствование образовательных структур, конструирование национально-регионального компонента содержания образовательных стандартов влиять на различные аспекты развития и структуру региональных рынков труда.
100%
80%
60%
40%
20%
1 2 3
Рис. 1 Трудоустройство выпускников экономического факультета
^ - работают не по специальности; [[[[[ - работают по специальности; ПТП - в декретном отпуске; ^ - не работают
С этих позиций нами проанализирована проблема формирования регионального рынка труда молодых специалистов на примере Тамбовской области и выявлены задачи, стоящие перед высшей школой при подготовке конкурентоспособного специалиста, в частности:
- подготовка вузом молодых специалистов в соответствии с требованиями заказчиков (фирм-работодателей);
- повышение защищенности молодых специалистов и укрепление их конкурентной позиции за счет адаптивности подготовки экономистов к потребностям экономической системы региона;
- приближение характера обучения студентов через решение профессиональных задач к требованиям современного уровня социально-экономических отношений хозяйствующих субъектов;
- формирование высококвалифицированных специалистов, имеющих активную жизненную и профессиональную позицию, способных к дальнейшему профессиональному совершенствованию и развитию карьеры после трудоустройства.
Исследование показало, что современное состояние регионального рынка труда подтверждает стабильно высокий спрос на специалистов экономического профиля. Однако существовавшая система подготовки и переподготовки кадров не в полной мере отвечает новым требованиям регионализации экономики, что значительно уменьшает шансы трудоустройства молодежи, впервые выходящей на рынок труда на престижные должности в новых секторах экономики.
Сегодня существует большой спрос на профессии менеджеров, бухгалтеров, экономистов. Ежегодно конкурс на эти специальности остается высоким среди абитуриентов. Со стороны работодателей также наблюдается спрос на эти специальности, но, как правило, имеются существенные требования, такие как «со стажем практической деятельности», автоматически выводящих вузовских выпускников за круг претендентов на занятие соответствующих вакансий.
Обобщая изложенное, можно сформулировать систему требований к специалисту экономического профиля, которые в контексте исследования рассматриваются как социальный заказ, формируемый исходя из требований профессиональной среды, потребностей регионального рынка труда и самой личности будущего специалиста:
• сформированность целостного мировоззрения, мировидения и миропонимания;
• диалектический опыт мышления на основе принципов множественности, многомерности, плюрализма, интегративности и синергичности;
• способность к самостоятельному творческому поиску;
• компетентность и профессионализм;
• адаптивность к условиям профессиональной среды;
• знание экономико-социального положения регионов, их потенциала и проблем для разработки программ развития регионов;
• знание особенностей регионов для принятия решений, отвечающих интересам предприятий, региона и страны в целом;
• знание внешнеэкономических связей России с другими государствами для разработки предложений по повышению эффективности использования природных богатств и товаров страны.
В соответствии с этими требованиями знания о современной экономике следует передавать будущим специалистам не в отрыве от профессиональных задач, определяемых сферой будущей деятельности, а исходя из таковых.
С учетом выявленных особенностей позиционирования специалиста экономического профиля на региональном рынке труда необходимо провести анализ существующей системы профессионального образования с позиции возможности удовлетворения разработанной системы требований к уровню организации и содержания профессиональной подготовки экономистов.
1. Бондаренко Н. Образовательная стратегия: вопросы и проблемы / Н. Бондаренко, Ю. Ветров // Высшее образование в России. - 2001. №3. - С. 15 - 22.
2. Вифлеемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе / А. Вифлеемский // Вопросы экономики. - 2002. №8. - С. 115 - 116.
3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 348 с.
4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. За-гвязинский. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 192 с.
5. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / Под ред. А.Я. Найн, Ф.Н. Клюев - Челябинск: Изд.-во Челябинского института развития профессионального образования, 1999. - 114 с.
6. Ракинская Г. Взаимоотношения работников и работодателей в современной России (1987 - 2000) / Г. Ракинская // Вопросы экономики. - 2002. № 11. - С. 46.
7. Статистический ежегодник: В 2 ч. Тамбов: Тамбовский областной комитет государственной статистики, 2002. 305 с.
8. Тамбовская область в цифрах: Крат. стат. сб. - Тамбов, 2001.
9. Трудоустройство и рейтинг // Вузовские вести. - 2002. № 11, июль. - С. 15.
Modern Tendencies for Labour Market Creation in Conditions of Regionalization
N.V. Molotkova1, L.N. Rodina2
Departments: «Technology and Organization of Commercial Activity» (1),
«Book Keeping and Audit» (2), TSTU
Key words and phrases: regionalization; regional labour market; adapting of experts vocational training in economic profile; national-regional contents of education; economic geography and region study.
Abstract: Modern tendencies for creation of regional labour market in conditions of regional economy and questions of adapting of experts vocational training in economic profile in new conditions are considered.
Gegenwärtige Tendenzen der Formierung des Arbeitsmarktes unter den Bedingungen der Regionalisierung
Zusammenfassung: Es sind die gegenwärtigen Tendenzen der Formierung des regionalen Arbeitsmarktes unter den Bedingungen der Wirtschaftsregionalisierung und die Fragen der Anpassung der Berufsausbildung der Fachleute des ökonomischen Profils in den neuen Bedingungen untersucht.
Tendances modernes de la formation du marché du travail dans les conditions de la régionalisation
Résumé: Sont examinés les tendances modernes de la formation du marché du travail dans les conditions de la régionalisation ainsi que les problèmes de l’adaptation de la formation professionnelle des spécialistes du profil économique dans de nouvelles conditions.