Научная статья на тему 'Условия и факторы, побуждающие федеральные университеты к развитию предпринимательской деятельности'

Условия и факторы, побуждающие федеральные университеты к развитию предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ (ВУЗ) / РЫНОК ТРУДА / ВНУТРИСИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / UNIVERSITY (INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION) / REGIONAL POLICY / MARKET ECONOMY / HIGHER EDUCATION / LABOR MARKET / INTRASYSTEM FACTORS / QUALITY OF EDUCATION / ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY OF INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / STATE POLICY IN THE FIELD OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивинская И. В.

В статье освещаются основные направления и примеры взаимодействия федеральных университетов (вузов) РФ с социально-экономическими показателями региона. Совершенствование механизма взаимодействия приводит к необходимости государственного вмешательства через образовательную политику в области высшего профессионального образования, формирующую условия и факторы, ведущие к развитию предпринимательской деятельности федеральных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS AND FACTORS MOTIVATING FEDERAL UNIVERSITIES TO DEVELOP ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY

This paper is reports the main lines and instances of interaction of federal universities of Russia with socio-economic characteristics of the region. Improvement of a mechanism of the interaction lead to necessity of state interference through educational policy in the field of the higher vocational education, which forms conditions and factors leading to the development of entrepreneurship activity of federal institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «Условия и факторы, побуждающие федеральные университеты к развитию предпринимательской деятельности»

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ПОБУЖДАЮЩИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ К РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. В. ИВИНСКАЯ

В статье освещаются основные направления и примеры взаимодействия федеральных университетов (вузов) РФ с социально-экономическими показателями региона. Совершенствование механизма взаимодействия приводит к необходимости государственного вмешательства через образовательную политику в области высшего профессионального образования, формирующую условия и факторы, ведущие к развитию предпринимательской деятельности федеральных вузов.

Ключевые слова: региональная экономика, рыночная экономика, высшее образование, университет (вуз), рынок труда, внутрисистемные факторы, качество образования, предпринимательская деятельность вуза, государственная политика в сфере образования.

Система высшего образования в России продолжает развиваться на волне социальных, культурных и экономических изменений, начиная с 1990-х гг. В России в настоящее время существует несколько типов вузов: классические, технические, гуманитарные, педагогические университеты,

а также академии и институты. Все большую роль в региональном развитии играют классические университеты, чей высокий рейтинг изначально был завоеван именно их принадлежностью к централизованной научно-образовательной системе. Классические университеты являются основными претендентами на лидирующие позиции в университетских округах. Как отмечает И. Мозес, одним из основных принципов высшего образования заключается в следующем: «Университеты должны способствовать процветанию, обогащению общества, культуры и экономики. Выполняя свою роль хранителей, создателей и распространителей знания, университеты способствуют обогащению людей и общества, частью которого они являются. Они должны стремиться поставить свой интеллектуальный потенциал на службу общества» [4]. Это высказывание подтверждает, что университеты вносят свой вклад в развитие экономики региона не только как работодатели, покупатели материальных благ, но и как организации, обогащающие социальную и культурную жизнь, обеспечивающие полезные навыки и инфраструктуру, возможности взаимодействия с другими регионами.

Основное население страны находится в регионах, где и происходит реализация конститу-

ционных прав гражданина России. Здесь же должны быть созданы социальные условия, гарантирующие эту реализацию. В частности, должно быть обеспечено право на получение высокого уровня профессионального образования. Природные ресурсы, население и созданное предыдущими поколениями общественное производство определяет экономическую роль регионов в жизни страны. Ведущий сектор рыночной экономики, малый и средний бизнес естественным образом может развиваться именно в регионах, так как требует для своей реализации значительные людские ресурсы. Именно поэтому возрастание социальноэкономической роли регионов предопределено выбором Россией рыночной экономики. С этим должны быть согласованы приоритетные направления развития образовательной системы России.

Взаимодействие региона и университета происходит в четырех направлениях: политическое, экономическое, социальное, технологическое. Модели взаимодействия с соответствующими регионами складываются под влиянием комплекса внутрисистемных и внешнесистемных факторов, каждый из которых (как вместе, так и по отдельности) создает особые условия для функционирования вуза и его взаимодействия с внешней средой. Внутрисистемные факторы - факторы, связанные с особенностями и характеристиками развития системы образования в регионе, определяющие ее возможности и ограничения в решение стоящих перед регионами задач и возможный вклад создаваемых вузов в решении этих задач.

К числу внутрисистемных факторов относятся:

- количество вузов, в том числе вузов-лидеров (прежде всего классические);

- степень развития взаимосвязи вузов, а также связей высших учебных заведений с образовательными учреждениями другого уровня;

- численность студентов и темпы роста студенческого контингента;

- численность различных категорий работников сферы высшего образования, в том числе профессорско-преподавательского;

- наличие региональных стратегий и концепций развития образования;

- уровень поддержки происходящих в регионе образовательных реформ академической общественностью и студентами [2].

Участие в развитии экономики, в свою очередь, подразумевает содействие развитию малого и среднего бизнеса, развитие рынка труда (вуз как работодатель, кузница кадров, центр профессиональной подготовки) и комплексное развитие территорий (экология, инфраструктура, транспортное сообщение). Все вышеперечисленные факторы являются экономическими. Для того

чтобы понять действительно взаимосвязь каждого из них друг с другом и показать экономическую сущность, попробуем доказать их влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе.

Согласно административно-территориальному делению в РФ выделяется семь федеральных округов: Центральный - площадь, которого составляет 602,5 тыс. км2, а численность населения -37 122 тыс. чел.; Северо-Западный - 1687 тыс. км2, численность - 13 462 тыс. чел.; Южный -592,3 тыс. км2, численность - 22 902 тыс. чел.; Уральский - 1818,5, население - 12255 тыс. чел.; Сибирский - 5145, население 19 545 тыс. чел.; Дальневосточный - 6169,3, население - 6460 тыс. чел.; Приволжский - 1037, население - 30158 тыс. чел., каждый из которых имеет свои особенности и специфику развития системы высшего образования [3]. Отметим, что географически высшие образовательные учреждения на территории РФ сегодня расположены неравномерно: в Центральном федеральном округе в 2008/09 г. всего насчитывалось 440 вузов, в Северо-Западном - 132, Южном -150, Приволжском - 170, Уральском - 75, Сибирском - 117, Дальневосточном - 50 (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика образовательных учреждений высшего профессионального образования по федеральным округам РФ

(на начало учебного года) [3]

1995/96 2000/01 2004/05 2007/08 2008/09 Темпы роста (%)

Центральный 250 321 367 415 440 76

Северо-Западный 88 119 132 132 132 50

Южный 104 144 154 149 150 44

Приволжский 129 151 176 172 170 32

Уральский 53 68 76 73 75 41

Сибирский 92 111 116 117 117 27

Дальневосточный 46 51 50 50 50 8,7

Всего 762 965 1071 1108 1134 49

Из таблицы 1 мы видим, что общее количество высших учебных заведений в Российской Федерации, начиная с 1995/96 г. по 2008/09 учебный год, увеличилось в 1,5 раза. Третья часть их находится в Центральном и Северо-Западном экономических районах, концентрируясь в Москве и Санкт-Петербурге. Анализируя цифры, отметим, что темп роста высших учебных заведений каждого федерального округа разный: самый высокий показатель в ЦФО и С-ЗФО - 76 % и 50 %, а самый низкий в ДФО - 8,7 %. Такая разница в количестве зависит, прежде всего:

- от плотности населения рассматриваемого региона: так в ЦФО - 61,6 чел/км2, С-ЗФО -8 чел/км2, ЮФО - 38,7 чел., УФО - 6,7 чел., СФО

- 3,8 чел., ДФО - 1 чел., ПФО - 29,1 чел.;

- от площади территории самого региона;

- от финансового состояния региона, так как является фактором, определяющим уровень доходов населения региона, в основе которых лежит региональный валовой продукт1, от которого зависит способность населения приобретать (покупать) образовательные услуги по сложившимся рыночным ценам.

Так как количество вузов в РФ с каждым годом увеличивается, возникает вопрос об урегулировании их деятельности, который решается путем государственной политики в области образования,

1 ВРП - показатель, измеряющий валовую добавленную

стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления на национальном уровне. ВРП соответствует ВНП, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов [5].

ориентированной, прежде всего, на федеральные вузы. Федеральные университеты играют большую роль в улучшении рынка труда регионов, поскольку являются не основным, но все же заметным работодателем в регионе. В ряде стран Европы вузы, например, формируют почти половину рабочих мест в городе. И федеральные университеты тоже будут способствовать созданию регионального рынка труда и для выпускников, и для местных жителей.

В рамках государственной политики России, в сфере высшего образования, начиная с 2005 г., проводится масштабное квотирование целевых мест в ведущих государственных вузах РФ для абитуриентов из регионов, в том числе из Тамбовской области. Обучение студентов-целевиков ведется на основе договоров с потенциальными работодателями. Так, в Тамбовской области, начиная с 2007 г., между ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» и Здравоохранением Тамбовской области заключен договор о подготовке медицинских работников, общая сумма которого в 2008 г. составила 4,5 млн руб. Причина этому - острая нехватка врачей в регионе.

Одна из важнейших задач образовательной политики России, решение которой должно улучшить взаимодействие образования и рынка труда, -создание системы профессиональных стандартов, т. е. систематизирование требований к компетенциям работников, выработанных с позиций работодателей и профессиональных сообществ. Новые производственные технологии требуют привлечения специалистов новой волны, которых сейчас катастрофически не хватает, особенно в промышленности. Без подготовки кадров рабочих профессии и повышения уровня начального профессионального образования невозможно будет обеспечить развитие промышленности отдельного региона. Производственные предприятия, потерявшие за прошедшее десятилетие наиболее квалифицированные кадры, не в состоянии самостоятельно проводить эту работу. Оптимизация производства требует формирования новых форм научного сотрудничества производства с ведущими федеральными вузами, которым удалось сохранить высокий научный потенциал. К таким формам можно отнести создание совместных учебно-научных центров, подготовку студентов по индивидуальным планам и др. В рамках учебно-научно-производственных центров (УНПК) возможно проведение совместной научно-исследовательской работы сотрудников предприятий и вузов, подготовка специалистов для предприятий по индивидуальным планам, повышение уровня практических знаний студентов вузов. Эта форма сотрудничества промышленных

предприятий с вузами стала популярной в последние годы. От эффективности УНПК можно судить на примере сотрудничества УНПК Воронежского государственного технического университета с различными предприятиями Воронежа в области разработки совместных научных и инновационных проектов, целевой подготовке специалистов под заказ предприятия и др. ВГТУ постоянно поддерживает тесные связи с учебными заведениями региона. Так, Воронежский государственный технический университет оказывает помощь металлургическим и машиностроительным предприятиям г. Старый Оскол в подготовке кадров и решении технических вопросов. На основании договора между ВГТУ и оскольским политехническим колледжем ВГТУ ежегодно принимает 30-40 чел. на подготовку специалистов машиностроительных специальностей по ускоренной форме обучения для имеющих среднетехническое образование. Для успешной подготовки специалистов колледжем и университетом согласованы учебные планы и рабочие программы, специалисты ВГТУ регулярно посещают колледж, участвуют в работе его методических объединений. С 2002 г. молодые специалисты, закончившие ВГТУ, распределяются на предприятия г. Старый Оскол, в частности, на завод тракторных агрегатов, Стойленский и Лебедянский ГОКи. Практика показала, что на производстве они достаточно быстро адаптировались и многие из них имеют карьерный рост [6].

Проблема нехватки квалифицированных кадров разного профиля - одна из самых животрепещущих в отдельных федеральных округах. Существует перечень предприятий и учебных заведений, планирующих заниматься обучением специалистов для производства. Для тесной завязки всех трех субъектов трудовых отношений в округе ведется работа по созданию единой информационной базы о состоянии рынка труда наиболее востребованных и перспективных профессий, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства молодых специалистов; происходит постоянное изучение и прогнозирование профессионально-образовательных потребностей молодежи, мотивов и стимулов выбора сферы будущей трудовой деятельности, периодическое информирование молодежи, высвобождаемых работников, незанятого населения, учебных заведений, работодателей о положении в сфере занятости и на рынке труда, спросе и предложении рабочей силы; налаживается социальное партнерство между организациями, предприятиями и учебными заведениями по целевой подготовке и переподготовке кадров, а также раз-

витие контрактной системы подготовки молодых специалистов; организована совместная деятельность служб занятости и органов образования по приведению структуры объемов и профилей подготовки кадров в учебных заведениях в соответствии с потребностями экономики регионов; развивается в каждом учебном заведении система профессиональной ориентации населения, в том числе молодежи, службы маркетинга и трудоустройства выпускников профессиональных учреждениях.

В результате государственной политики в сфере высшего образования в каждом регионе складываются свои лидеры, и таковыми в Росийской Федерации на сегодняшний день являются федеральные вузы. Лидерство университета в регионе формируется, прежде всего, не только за счет специальностей, предложенных населению для выбора, а также за счет его квалифицированных кадров. В высших учебных заведениях неоднороден профессорско-преподавательский состав (ППС), их квалификационные характеристики, возраст. Разнообразны и значительно отличаются системы стимулирования ППС, многообразны направления научных исследований и инновационная активность образовательных учреждений. Как правило, вузу выгодно иметь в составе профессорско-преподавательского состава преподавателей со степенями, которые могут больше знаний передать каждому студенту. Но даже в одном регионе с приблизительно равными финансовыми возможностями эффективность деятельности вузов может быть совершенно различна. Основная причина - количество студентов, аспирантов и докторантов в самом вузе. Причем наиболее престижные специальности (экономисты, юристы, психологи) далеко не всегда самые востребованные региональной экономикой.

Кроме того, можно отметить различия и в содержании, и в уровне, и в качестве образования, осуществляемого в разных вузах, хотя при этом соблюдено формальное единство специальностей и направлений подготовки, единообразие учебных планов и образовательных программ в соответствии с Государственными образовательными стандартами. Различия в условиях функционирования учреждений высшего профессионального образования приводят к различию цены на образовательные услуги вузов, зачастую независимо от качества этих самых услуг. В свою очередь, при расчете себестоимости образовательных услуг включают и затраты на кадры, т. е. затраты на заработную плату работников1, поэтому можно

1 В себестоимость (затраты по элементам) входят: материальные затраты + затраты на оплату труда + отчисления на соц. нужды + амортизация основных фондов + прочие затраты.

сказать, чем выше остепененность преподавателей вуза, тем выше стоимость, отсюда следует увеличение цены договора на образовательные услуги.

Мы понимаем, что совершенствование механизма взаимодействия рынка труда любого региона и профессионального образования зависит от политики органов государственной власти. Она направлена: на укрепление высшего и дополнительного профессионального образования, их ориентацию на потребности работодателей и изменение спроса и предложения на рынке труда; постоянную корректировку структуры, объемов и профилей подготовки кадров в образовательных учреждениях, снижение риска безработицы среди выпускников учебных заведений региона; совершенствование системы внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров; опережающее обучение высвобождаемых работников и лиц, находящихся под угрозой увольнения, для новых сфер приложения труда; развитие гибкой и ориентированной на трудоустройство системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения республики; развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; непрерывное образование населения.

В условиях рыночной экономики и политики государства финансирование федеральных вузов из бюджетов РФ ориентировано на план приема абитуриентов. Тогда возникает вопрос: от чего зависит план приема? А он, в свою очередь, зависит от количества выпускников школ в том или ином регионе, а количество выпускников зависит от регионального показателя рождаемости.

Начиная с 2004 г., страна находится в так называемой демографической яме, что повлечет за собой сокращение числа выпускников средней школы, а следовательно, абитуриентов 17-18 лет. В настоящее время основная доля обучающихся в университетах - это выпускники средних школ нескольких последних лет, т. е. молодые люди в возрасте от 17 до 23 лет (максимум - 27 лет). Число выпускников школ сокращается, а, следовательно, необходимо искать новые потоки абитуриентов. Ими могут быть выпускники профессиональных средних технических училищ, военнослужащие, сокращенные из армии, лица среднего и старшего возраста, стремящиеся получить высшее или второе высшее образование (табл. 2).

Анализируя таблицу 2 отметим, что, не смотря на демографический кризис, количество студентов в государственных высших учебных заведениях увеличивается. Основной причиной увеличения является рост числа высших учебных за-

ведений, так, в Центральном округе насчитывалось в 1995/06 167 государственных университетов, в 2000/01 - 183, а в 2008/09 году - уже 212. Сегодня в России высшее образование имеют 20,6 % экономически активного населения, тогда как в США - 33 %, а в будущем, по прогнозам специалистов, в экономике потребуется 60-90 % граждан с высшим образованием.

Таблица 2

Численность студентов в государственных и муниципальных учреждениях (тыс. чел.) [4]

Годы

1995 2000 2008/09

Центральный 830,3 1273,3 1772,5

Северо-Западный 534,9 303,3 646,6

Южный 317,4 513,2 840,1

Приволжский 509,5 824,7 1261,7

Уральский 189,9 346,2 541,14

Сибирский 388,4 642,5 866,2

Дальневосточный 116,0 190,0 486,2

Следовательно, количество студентов не должно сокращаться. Тогда встает вопрос о качественном их составе. Рассматривая сложившуюся ситуацию в высшем образовании необходимо отметить, что вузы вынуждены принимать слабых абитуриентов, что в итоге должно привести к увеличению их стоимости обучения, а соответственно финансирование Министерства образования РФ должно увеличиваться, однако на практике наоборот, что и приводит к возникновению факторов снижающих качество образования:

- это низкая заработная плата ППС, текучесть и старение этой категории (заработная плата в сфере высшего образования одна из самых низких - средняя заработная плата по Российской Федерации в 2008 г. составила 11 316,8 руб., поэтому большая часть студентов, окончившие вузы не стремятся дальше идти учиться в аспирантуру или же идти преподавать в школы, согласно своей квалификации, а многие отрабатывают только 2 года для сохранения своей квалификации, поэтому обновления категории ППС не происходит; это подтверждают статистические показатели. Так в 2000 г. в сфере образования было занято 9,3 % от всей численности занятых в экономике, уже в 2004 г. этот показатель составлял 9,2 %, а в 2005 г. - 9,0 %, уже в 2008 г. этот показатель составляет 8,7 %);

- это изношенная и слабая материальнотехническая база вузов и недостаточное финансирование коммунальных услуг, затраты на текущий и капитальный ремонт (однако Минобразованию России с августа 1995 г. почти не выделялись средства для оплаты коммунальных услуг,

учебных расходов, ремонта, приобретения оборудования и наглядных пособий);

- это низкие стипендии студентам и недостаточная материальная поддержка.

Практика показывает, что даже в сегодняшних сложных социально-экономических условиях население готово оплачивать свое образование. Так, размеры платного приема в государственные вузы страны в 2007 г. составило свыше 40 % от общих размеров приема. Отметим, что высокий образовательный уровень означает лучшее социальное положение, а с подъемом экономики спрос на образовательные услуги высших учебных заведений будет расти, т. е. большое количество людей будет стремиться получить высшее образование, хотя численность школьных выпускников сокращается. В основе увеличения количества студентов в вузах происходит в основном за счет увеличения количества студентов-договорников, так как высшее образование открывает больше возможности при выборе места работы (табл. 3).

Таблица 3

Распределение численности занятых в экономике РФ по уровню образования, % [3]

Образование

Высшее Непол- ное высшее Среднее Основ- ное общее Не имеют основного общего

1995 18,4 1,5 33,2 12,0 1,8

2000 21,7 4,6 28,6 8,7 2,0

2005 24,7 1,9 25,4 6,3 0,7

2008 27,9 1,6 26,5 4,1 0,5

По статистическим данным на сегодняшний день люди, имеющие высшее образование, занимают лидирующее место среди занятых в экономике РФ. Так в 1995 г. процент активного населения, занятого в экономике, имеющего высшее образование, составлял 18,4 %, в 2000 г. - 21,7, 2005 г. - 24,7, а уже в 2008 г. - этот показатель достигает 27,9 % - сформировалась тенденция роста. В то же время показатель активного населения, имеющего неполное профессиональное, среднее профессиональное, среднее, основное и не имеющего образования, снижается. Основная причина увеличения одного и снижения других заключатся в том, что работодатель делает свой выбор в пользу высшего образования; подтверждается и другой вывод, сделанный нами ранее, что экономике каждого региона и стране в целом необходимо увеличивать количество высококвалифицированных работников в сфере экономике до 60 %. Основная причина сложившейся ситуации - экономический кризис, последствиями которого являются рост

безработицы, низкая заработная плата в отдельных регионах страны и ее задержка.

Ориентация на рыночные отношения ведет к тому, что в Российской Федерации уже сегодня вузы зарабатывают практически столько же, сколько выделяется бюджетом, и все это за счет средств полученных от научных фондов, программ, образовательных услуг, хозяйственных договоров, предпринимательской деятельности (в среднем по РФ доля бюджетного финансирования вузов в 2009 г. в среднем составила 35 %, а средства от предпринимательской деятельности составляют 38,2 %, гранты и хоздоговора - 4 %). Основная причина - это снижение бюджетных мест, что и ведет к уменьшению бюджетного финансирования со стороны Министерства образования РФ. В результате федеральные вузы вынуждены сами зарабатывать, развивая предпринимательскую деятельность. Возможность предоставления образовательных услуг на платной основе является значительным импульсом для развития регионального образования. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимся уровня и вида образования, с другой -в условиях ограниченности бюджетных средств позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансовые ресурсы для их развития.

Анализируя сложившуюся ситуацию, сегодня необходимо отметить, что государственные вузы вынуждены искать новые средства существования. Как отмечалось уже выше, в данный момент - это предпринимательская деятельность вуза, в основе которой лежит обучение абитуриентов на договорной основе. Тем не менее, количество студентов сокращается, поэтому университеты вынуждены принимать абитуриентов сначала на бюджетные места и только потом на договорной основе. Если же количество студентов сокращается, значит и количество договорников тоже сокращается, а это невыгодно с финансовой точки зрения для вуза. В то же время бюджетное финансирование настолько мало, что не позволяет вузам даже осуществлять в полном объеме свою основную деятельность, а средства от предпринимательской деятельности используют для улучшения материально-технического оснащения, осуществления материальной поддержки как преподавателям, так и студентам в виде различных выплат (материальной мощи, премий, увеличения заработной платы и т. п.).

Становясь участниками рыночных отношений, вузы должны, в первую очередь, ориентироваться на наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей, в качестве которых выступает государство, работодатели (предприятия

и организации, принимающие на работу выпускников), студенты и их семьи, общество в целом и другие заинтересованные стороны. Поэтому необходимо понимать их текущие и будущие потребности и представлять им разнообразные образовательные услуги высокого качества.

Внутрисистемные факторы взаимодействия региона и вуза являются показателями социальноэкономического развития самого региона. Так социальная политика региона оказывает прямое воздействие на экономическую составляющую самого региона и наоборот. Вузы оказываются заложниками сложившихся условий, поэтому улучшение или ухудшение ситуации напрямую зависит и определяет деятельность самого учреждения.

Литература

1. Административно-территориальное деление России на 1 января 2008 г. по экономическим районам; 2008 год (переработанные и дополненные расчетными показателями данные Росстата по федеральным округам (1,2,3 - 3). URL: www.terrus.ru

2. Медведев Д. А. Создание федеральных университетов должно привести не к сложению потенциалов вузов, а к их умножению // Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации». 14.12.2006. URL: http://ligazn.ru

3. Российский статистический сборник. М., 2009. С. 41, 139, 244-249.

4. Moses I. The University - a Permanent Factor in the Development and the Advancement of Society: Views from Institutions of Higher Education and Academic Organizations // Higher Education in Europe. 2003. Vol. XXVIII, № 3. P. 87-92.

5. URL: www.businessvoc.ru

6. URL: www.eed.ru/education/index.html

* * *

CONDITIONS AND FACTORS MOTIVATING FEDERAL UNIVERSITIES TO DEVELOP ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY

I. V. Ivinskaya

This paper is reports the main lines and instances of interaction of federal universities of Russia with socio-economic characteristics of the region. Improvement of a mechanism of the interaction lead to necessity of state interference through educational policy in the field of the higher vocational education, which forms conditions and factors leading to the development of entrepreneurship activity of federal institutions of higher education.

Key words: regional policy, market economy, higher education, university (institution of higher education), labor market, intrasystem factors, quality of education, entrepreneurship activity of institution of higher education, state policy in the field of higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.