Научно-практическая статья
УДК 159.9.072.52 © Николаев А. Н., 2024
doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-385-391
5.3.3. Психология труда, инженерная психология
5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
Методики определения коммуникативных умений инспекторов
дорожно-патрульной службы
Алексей Николаевич Николаев, доктор психологических наук, профессор кафедры технологии работы с лицами с особыми потребностями института образования и социальных наук 1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-8187-6546 1 Псковский государственный университет, 180000, Псков, площадь Ленина, 2, Россия
Реферат. Введение. Актуальность исследования определена высокой значимостью профессионального общения в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Эффективность общения зависит от владения соответствующими умениями и навыками. Цель — разработать и стандартизировать методики исследования коммуникативных умений и навыков инспекторов дорожно-патрульной службы. Материалы и методы. Методология исследования и разработки методик определения коммуникативных умений построена на концепции метода «скрытых самооценок» и экспертных оценок. Исследования проводились в Орловском юридическом институте МВД России. Отбор умений-маркеров осуществлялся с помощью 24 экспертов (16 инспекторов дорожно-патрульной службы со стажем не менее пяти лет и 8 вузовских преподавателей психологии). Результаты и обсуждение. Разработаны две методики: «Замаскированной самооценки коммуникативных умений инспекторов дорожно-патрульной службы», «Измерения коммуникативных умений инспекторов дорожно-патрульной службы». В качестве основного результата данной работы выступает не только факт разработки новых методик исследования коммуникативных умений, но и создания алгоритма разработки их для диагностики таких умений в сфере профессий «человек — человек». Методики отличаются высоким уровнем стандартизации по показателям точности, надежности и валидности. Выводы. Разработаны методики измерения коммуникативных умений, определен перечень важных умений общения служащих в Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: коммуникативные умения, признаки коммуникативных навыков, стандартизация методики, точность,
надежность, валидность
Для цитирования: Николаев А. Н. Методики определения коммуникативных умений инспекторов дорожно-патрульной службы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 4(99). С. 385-391. ^://Моге|/10. 24412/1999-6241-2024-499-385-391
Scientific and Practical Article
UDC 159.9.072.52 © Nikolaev A. N., 2024
doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-385-391
5.3.3. Psychology of Labour, Engineering Psychology, Cognitive Ergonomics
5.3.4. Pedagogical Psychology, Psychodiagnostics of Digital Educational Environment
Methods to Define Traffic Safety Inspectors' Communicative Skills
Аlexey N. Nikolaev, Doctor of Science (in Psychology), Professor at the chair of Technologies for working with persons with special needs, the Institute of Education and Social Sciences 1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-8187-6546 1 Pskov State University, 2 Lenin sq., Pskov, 180000, Russia
Abstract. Introduction. The relevance of the study is determined by the high importance of professional communication in the officers' activities. The effectiveness of communication depends on the appropriate skills and abilities. The aim is to develop and standardize methods of research of communicative skills of traffic safety inspectors. Materials and Methods. The methodology of research and development of methods for determining communicative skills is based on the concept of the method of «hidden self-assessments» and expert evaluations. The research was conducted at the Orel Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. The selection of skills — markers, was carried out with the help of 24 experts (16 traffic safety inspectors with at least 5 years of experience and 8 university teachers of psychology). Results and Discussion. Two methods were developed: «Disguised self-assessment of communicative skills of traffic safety inspectors» and «Measurement of communicative skills of traffic safety inspectors». The main result of this work is not only the fact of developing new methods to study communicative skills, but also the creation of an algorithm of their development for diagnostics of such skills in the sphere of professions «man — man». The methods are distinguished by a high level of standardization, in terms of accuracy, reliability and validity. Conclusions. The methods to measure communication skills are developed, the list of important communication skills of the officers in the State Traffic Safety Inspectorate is defined. Keywords: communicative skills, features of communicative skills, standardization of methods, accuracy, reliability, validity
Citation: Nikolaev A. N. Methods to Define Traffic Patrol Inspectors' Communicative Skills. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 4(99). Pp. 385-391 (In Russ.). https:// doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-499-385-391
Основные положения
1. В целях подготовки инспекторов дорожно-пат-рульной службы и психологического обеспечения их деятельности требуется предварительная диагностика характеристик общения. Коммуникативные умения и их профессиональная подготовка рассматриваются с позиции их функциональности и ценности этой службы.
2. К числу функционально-позитивных коммуникативных умений относятся: установление контакта; предотвращение конфликтов; убедительность в объяснении; умение слушать; самоконтроль; проявление гибкости; юмор; доброжелательность; сохранение предмета беседы; умение сдерживать эмоции; проявление симпатии; подчеркивание общности интересов; поощрительные высказывания; использование доброжелательных жестов; проявление интереса к собеседнику.
3. Измерение коммуникативных умений у инспекторов — стажеров дорожно-патрульной службы позволяет определить степень необходимости организации специального их обучения, а также содержательное наполнение программ такого обучения. Обучение и коррекция коммуникативных умений в случае необходимости могут быть одним из направлений работы по подготовке, повышению квалификации или переподготовки инспекторов дорожно-патрульной службы.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Актуальность данного исследования обусловлена высокой значимостью овладения обучающимися и служащими инспекторами дорожно-патрульной службы (далее — ДПС) умениями и навыками эффективного взаимодействия со всеми объектами общения, как во время их службы, так и вне нее. Обращение к методической и научной литературе показало, что, несмотря на важность проблемы эффективного общения, наблюдается недостаточность и даже отсутствие информации об этом. Кроме того, соответствующие методики не только востребованы для дальнейших научных исследований, но и могут широко применяться в практической деятельности инспекторов ДПС [1-3]. Сам факт определенного тестирования может дать эффект.
Объект исследования — методики исследования коммуникативных умений и навыков для эффективного взаимодействия инспекторов — стажеров ДПС в их профессиональной деятельности.
Цель — разработать методики исследования коммуникативных умений и навыков у инспекторов — стажеров ДПС.
Задачи — определить состав основных коммуникативных умений инспекторов — стажеров ДПС; разработать тексты методик и форму бланков для такого исследования; стандартизировать эти методики.
Теоретические предпосылки и степень изученности проблемы. Анализ научной и методической литературы по проблеме коммуникативных характеристик позволил выработать определение профессиональных коммуникативных умений как возможности эффективного общения, направленного на повышение успешности деятельности, по отношению к которой это общение используются.
Обращение к научной литературе показало, что по коммуникативным умениям проведено множество исследований, однако подавляющее большинство из них направлено на их формирование и проявление в педагогической деятельности, лишь незначительная часть из них — на деятельность в сфере других профессий. «Наиболее широко психологические факторы общения в научной литературе представлены в отношении педагогической деятельности» еще в 1990 г. [4, с. 57]. Вузовская подготовка любого будущего специалиста нуждается в развитии коммуникативных умений, однако наиболее она востребована в гуманитарных профессиях [5] и в подготовке специалистов, деятельность которых связана с экстремальными ситуациями. К числу таких профессий относится служба ГАИ. Что касается исследований коммуникативных умений в деятельности инспекторов ДПС, то они, вероятно, просто не проводились.
Основное внимание обращено нами на методики исследования коммуникативных умений, которые можно использовать позаимствовав из исследований педагогической деятельности. Однако сделать это нельзя по причине того, что в подавляющем числе имеющихся методик перечень умений имеет свою специфику. В данном же исследовании состав измеряемых умений определен самими респондентами.
Важно и то, что в реальной жизни как школьники, так и студенты не поставлены в условия необходимости получать определенный эффект от общения, часто они находятся в социальном пространстве без особых коммуникативных проблем и собираются, «чтобы побазарить». Кроме того, как отмечает Л. М. Перминова, «в цифровом образовательном пространстве кроются риски, связанные с угрозами для социализации личности, приобретением коммуникативных барьеров между субъектами образования» [6, с. 30; также см.: 7]. Будущие инспектора ДПС, в частности стажеры, находясь в образовательном пространстве, тоже могут попадать под цифровое образование, из-за чего развитие их коммуникативных умений может пострадать.
Основой эффективного общения, как известно, является владение коммуникативными умениями и навыками, а также их адекватное использование как в повседневной жизни, так и в деятельности. В настоящее время есть все основания утверждать, что владение коммуникативными умениями является основным фактором эффективности любого общения. Однако, как отмечают M. S. Corey и G. Corey, часто в процессе общения в социальной группе возникают сложные и даже не вполне прогнозируемые условия [8]. Это обстоятельство указывает на необходимость обладания большим числом прочно закрепившихся коммуникативных умений. При этом они должны быть подкреплены соответствующими коммуникативными психологическими качествами.
Для того чтобы коммуникативные умения эффективного общения достигали уровня коммуникативных навыков, желательно раннее их формирование, например в дошкольном возрасте, однако развитие этих умений не менее востребовано и в школьные годы, а в случае получения профессии типа «человек — человек» сенситивным периодом можно считать студенческий возраст [9]. Со-
ставление же программ обучения эффективному общению должно учитывать гуманистический принцип и принцип дифференцированного и/или индивидуального подхода. Это требует измерения степени владения коммуникативными умениями будущих инспекторов ДПС. Для этого и нужны адекватные методики, которые учитывали бы специфику коммуникативного взаимодействия. Однако, как показал анализ литературы, таких методик пока нет.
В число особенностей деятельности инспектора ДПС, как правило, включены коммуникативные взаимодействия с незнакомыми людьми. Важным фактором является статус инспектора, который в процессе разговора теряет ключевую составляющую эффективного общения — общения «на равных», что не способствует более эффективному диалогу [10-12], но, поскольку работник патрульной дорожной службы выполняет функцию контроля, его статус часто становится выше, что может препятствовать эффективности общения.
Эмоциональный аспект коммуникативных умений предполагает возможность строить деловое взаимодействие на основе принятия другого человека таким, каким он является [13]. Эту особенность эмоционального аспекта отмечает В. А. Якунин на примере педагогической деятельности [14]. Он полагает, что эмоциональный компонент коммуникативных умений проявляется в идентификации себя с собеседником в возможности видеть ситуацию «его глазами». Деятельность же инспекторов ДПС характеризуется определенной экстремальностью условий несения службы [15-17]. Уровень же этой экстремальности во многом зависит от коммуникативных характеристик инспекторов.
При разработке методики и, соответственно, при подборе коммуникативных умений для их исследования у служащих ГАИ необходимо ориентироваться на основные функции их профессиональной деятельности, а следовательно, и на их профессионально важные качества (далее — ПВК).
Обращение к ведущим функциям профессиональной деятельности инспекторов ГАИ позволяет предположить их взаимосвязи со следующими психологическими характеристиками.
Гностическая функция, включая в себя коммуникативный компонент, как и все остальные, связана с анализом проблемных профессиональных ситуаций; использованием в работе опыта своих коллег; изучением особенностей поведения собеседника; гибким структурированием, изменением характера своей деятельности в соответствии с целями и условиями; предвидением возможных сложностей и проблем перед началом общения и в его процессе; с творческим использованием инструкций и учебного материала в профессиональном диалоге с собеседниками.
Информативная функция предполагает проявление следующих профессиональных составляющих: интери-оризации для умений планирования формы и содержания коммуникативного процесса в соответствии со служебными задачами; экстериоризации для умений привлечения и владения вниманием собеседника, понимания его состояния и мотивов его поведения, а также для владения умением логично, просто и понятно излагать свои мысли.
Контролирующая функция требует проявления высокой познавательной активности; сосредоточения внимания; твердости собственных позиций; отсутствия стремления к компромиссам.
Побудительная функция связана с проявлением эффективного поиска методов и приемов воздействия на участников дорожного движения; убедительности и доказательности высказываний; понимания мотивов поведения участников дорожного движения.
Регулятивная функция требует видения и четкой постановки целей и задач общения; эффективного использования методов и приемов воздействия на участников дорожного движения; умелого управления поведением участников дорожного движения; выдержки и самообладания; инициативности; смелости и решительности; организации собственной деятельности.
Фасилитационная функция связана с эмпатией; альтруизмом; со стремлением к сотрудничеству; с рациональным распределением времени взаимодействия с участниками дорожного движения.
Выполнение фискальной функции, как можно с большой вероятностью предположить, связано с уверенностью в себе, с эмоциональной устойчивостью и с рациональным распределением собственного времени.
Выполнение функций инспектора ДПС требует проявления ряда психологических качеств, поскольку коммуникативные умения тесно связаны с профессионально важными качествами личности. Основу коммуникативных умений составляет такое качество, как общительность. Она включает в себя способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации, возможность легко вступать в контакты с разными людьми, желание находиться в обществе, среди других людей, чувство симпатии, расположения, уважения к собеседникам [18; 19].
Это, прежде всего, эмоциональные, волевые, коммуникативные, интеллектуальные, нравственные качества, опосредованные формально-динамическими свойствами, а также система мотивационно-смысловых установок, ценностных ориентаций, образующих профессиональную направленность личности [20-23]. А. В. Мудрик в число факторов качества общения включает свободное владение речью, которое представляет собой не что иное, как совокупность коммуникативных умений [24]. Важным коммуникативным качеством является уверенность в себе, или ассертивность [25-27].
Любое общение в профессиональной деятельности осуществляется посредством использования этих умений. Поскольку общение инспектора ДПС предполагает наличие разнообразных ситуаций как по форме, так и по содержанию, возникает необходимость использования таких ПВК, которые могут сгладить эмоциональное напряжение. Прежде всего, это эмоциональная устойчивость, креативность, высокая направленность на результат взаимодействия. Одним из базовых профессионально важных коммуникативных характеристик выступает эмпатия — эмоциональное сопереживание, понимание чувств и состояний собеседника, стремление помогать другому человеку. Эмпатия в педагогическом общении предполагает умение
понять собеседника, проявлять доброжелательность [28]. Несомненно, коммуникативные умения формируются и реализуются на базе волевых качеств личности, способности к саморегуляции и самоконтролю, проявлению выдержки и самообладания в сложных коммуникативных ситуациях [29-32].
Что касается самих умений и навыков, то, как показывает научная литература, имеется ряд вопросов, на которые пока нет определенного ответа. И главным из них выступает соотношение этих двух явлений [33-35].
Как известно, в большинстве случаев в зарубежной литературе понятие «умения» почти не используется. В России же наблюдаются некоторые расхождения в понимании умений и навыков у психологов и педагогов: первые считают, что навык — это умение, доведенное до автоматизма, а вторые — вначале формируется навык, который по мере осознания его индивидом можно назвать умением. Есть больше оснований для согласия с тем, что вначале человек овладевает умением, которое может превратиться в навык, а может не превратиться.
Пороги же перехода от умений к навыкам скрыты, поэтому можно сказать, что в общении используются и умения, и навыки, и при этом доля того и другого может быть различной во всякой реплике.
Было определено, что проблема коммуникативных умений как в России, так и за рубежом широко исследовалась. Однако исследования проводились главным образом в педагогической деятельности. Исследований коммуникативных умений инспекторов — стажеров дорожно-патрульной службы в литературе не обнаружено.
Отметим, что при проведении исследований этих умений у представителей других профессий использовались методики, имеющие два существенных недостатка: состав этих умений не был привязан к специфике профессий; респонденты знали, что у них исследуется, и не все и не всегда могли ставить невысокие баллы, часто подсознательно. В связи с этим разработка такой методики была необходима и подсказана самой научной деятельностью. Кроме того, можно предположить, что авторы, исследующие коммуникативные умения, просто не знали, как преодолеть эти два недостатка. Поэтому созрела необходимость создания такой методики — методики определения коммуникативных умений инспекторов дорожно-патрульной службы. Есть основание полагать, что она может служить алгоритмом для создания методик в сфере других профессий. Особенно важно учитывать это при определении коммуникативной готовности инспекторов-стажеров и лиц, начинающих выполнять эту служебную деятельность.
Таким образом, анализ литературы по проблеме коммуникативных характеристик позволил выявить недостаточность изученности проблемы и выработать определение профессиональных коммуникативных умений, возможности эффективного общения, направленного на повышение успешности деятельности, по отношению к которой это общение используется * [36; 37].
Материалы и методы
Методологической базой исследования явились концепции умений и навыков, методы их исследования для инспекторов ДПС.
Процедура измерения коммуникативных умений. Первоначально проводились отбор и составление списка коммуникативных умений, а также отбор наиболее информативных из них с точки зрения их профессиональной ценности. Методики создавались в отношении инспекторов дорожно-патрульной службы как специалистов в сфере профессий «человек — человек». Вначале был составлен список таких умений на основе контент-анализа специальной научной литературы [17; 38-40].
Все эмпирические исследования проводились в Орловском юридическом институте МВД России.
Вначале было выявлено 45 умений. Поскольку процедура ранжирования затруднена, а ранжировать необходимо не более 30 элементов, то их число подверглось сокращению. Экспертами проводилась оценка значимости каждого из умений. Использовалась 5-балльная оценка: 1 балл — использование умения не оказывает влияния на успешность общения; 2 балла — проявление умения имеет определенную ценность; 3 — проявление умения определенно имеет ценность; 4 — проявление умения весьма ценно; 5 — проявление этого умения необходимо для успешного общения. Между оценками каждого из шести экспертов получены достоверные (на уровне не ниже 95%) корреляционные взаимосвязи.
В дальнейшем отбор умений, которые обозначаются как маркеры, проводился с помощью экспертов. В их число вошли 24 человека (16 инспекторов дорожно-патрульной службы со стажем не менее пяти лет и 8 преподавателей психологии в вузах). Опрос проводился в форме ранжирования 30 коммуникативных умений на предмет их влияния на качество и эффективность общения. Мнения в отношении ценности коммуникативных умений в профессиональной деятельности инспекторов дорожно-патрульной службы оказались очень похожими. Так, средний коэффициент ранговой корреляции между данными обеих групп экспертов достиг 99,9% достоверности (п=по 30 умений в обеих группах; г=0,51).
Результаты и обсуждение
Разработка методики для скрытой самооценки коммуникативных умений. Процедура создания методики включала в себя два этапа: составление текста методики и ее стандартизация. Методика скрытого измерения коммуникативных умений (МИКУ) представляет собой результат модификации методики С. А. Цыценко для диагностики коммуникативных умений у студентов и специалистов по физической культуре и спорту [35].
Методика построена на самооценке коммуникативных умений инспекторов — стажеров ДПС в общении с пешеходами и водителями. Однако методика сконструирована таким образом, что испытуемые даже не догадываются, что измеряется выраженность их коммуникативных умений. Суть методики заключается в том, что испытуемые
* Николаев А. Н. 7 ответов на 7 вопросов. Энциклопедия психологических знаний и практических умений. СПб., 1996. 28 с. 388 ISSN 1999-6241 Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Том 29, № 4(99)
ранжируют психологические качества, среди которых есть умения-маркеры (наиболее ценные из них), но есть и умения «буферные», которые «разбавляют» оценку выраженности исследуемых умений.
К числу умений-маркеров относятся умения, наиболее высоко оцененные экспертами, инспекторами ДПС.
Коммуникативные умения, набравшие меньшее число баллов при их оценивании, были удалены из списка. Ими оказалось большинство умений невербального общения. Для включения в текст методики были оставлены 30 коммуникативных умений. Далее выполнялось разделение отобранных умений на наиболее ценные (умения-маркеры) и наименее ценные (буферные умения).
Инструкция: Уважаемый начинающий инспектор! Для выяснения роли некоторых особенностей личности в Вашей профессиональной деятельности просим выполнить два приведенных ниже задания.
1. Внимательно прочтите все признаки общения и оцените каждый из них на предмет его полезности для эффективности общения в период дежурств и в столбике № 1 (табл. 1) поставьте самому ценному из них число 1. Число 2 поставьте тому признаку, который наиболее более ценен из числа оставшихся 29, и т. д. Ранжируйте эти признаки общения и проследите, чтобы ни одна Ваша оценка не повторялась; напротив каждого признака было поставлено число, показывающее его ранг по мере его полезности.
После выполнения 1-го задания закройте поставленные Вами ранги так, чтобы поставленные Вами оценки не были Вам видны.
2. В графе № 3 поставьте оценку «1» тому признаку общения, который более всего присущ Вам. Оценку «2» поставьте тому признаку из числа оставшихся, который более всех характерен для Вас. И так ранжируйте все признаки общения вплоть до ранга «30» — признаку, который в наименьшей степени наблюдается у Вас, при этом ни один из рангов не должен повторяться.
Коммуникативные умения на бланке размещены случайным образом.
Показателем выраженности того или иного коммуникативного умения-маркера явилось его место среди других коммуникативных умений. Значения выраженности отдельных умений определялись по разнице между максимально возможным рангом (30-м) и рангом измеряемого умения.
Коммуникативная умелость в целом определялась числом, полученным умением-маркером по сумме баллов (которые целесообразно перевести в стандартные баллы — в стэны, например, с десятичной разрядностью).
При стандартизации методики ее точность обеспечивалась полученными коэффициентами вариации, которые не превышают 21%, и нормальностью распределения полученных данных.
Для определения надежности методики использовался ретестовый метод. Он заключался в повторном (через 4 месяца) исследовании коммуникативных умений будущих инспекторов ДПС (56 человек). Были получены статистически достоверные коэффициенты корреляции
рангов (по Ч. Спирмену) по всем 15 шкалам методики (не менее 95%; г=0,32).
Для определения валидности методики проводилось исследование этих же 15 умений путем определения коэффициентов корреляции с данными, полученными с помощью другой методики, похожей на методику экспертных оценок, но с очевидными оценками, где в качестве экспертов выступали эти же 56 курсантов — инспекторов — стажеров ДПС. И хотя они уже открыто оценивали собственные коммуникативные умения, было использовано определенное смешение этих умений по объектам общения, в качестве которых выступали коллеги, руководители (наставники), водители и пешеходы.
Разработка методики для измерения коммуникативных умений инспекторов дорожно-патрульной службы. Методика представляет собой балльную самооценку проявления коммуникативных умений в профессиональной деятельности служащих Госавтоинспекции. Использование этой методики сводится к заполнению бланков, представляющих собой репертуарные решетки Ч. Осгуда, в которых
Таблица 1. Бланк методики замаскированной самооценки коммуникативных умений инспекторов дорожно-патрульной службы (ТаЬ1е 1. Methodology form for traffic safety officers' disguised self-assessment of communication skills)
№ Особенности поведения № d d2
Искренность появления улыбки
Установление контакта
Использование пауз для снижения накала
Открытость в эмоциональных реакциях
Предотвращение конфликтов
Убедительность в объяснении
Отсутствие «боевой стойки»
Умение слушать
Отсутствие угроз
Самоконтроль в процессе общения
Применение специальных приемов общения
Проявление гибкости в собеседовании
Проявление собственной компетентности
Умение информировать собеседника
Применение юмора в общении
Доброжелательность к собеседнику
Умение побуждать к позитивным действиям
Сохранение предмета беседы
Организация собственной речи
Умение сдерживать эмоции
Принятие «начальственной» позы
Проявление симпатии к собеседнику
Подчеркивание общности интересов
Подмигивание собеседнику
Высокая активность в беседе
Поощрительные высказывания
Проявление терпения к речи собеседника
Использование жестов
Приведение интересных примеров
Проявление интереса к собеседнику
Испытуемый №: _. Спасибо за помощь!
Примечание: жирным шрифтом выделены коммуникативные умения-маркеры, но только для читателя, в бланке для испытуемых выделений нет.
конструктами являются объекты общения (в столбцах), а элементами — характеристики общения (в строчках) (табл. 2).
Инструкция: Вам предлагается список умений эффективного общения служащих Госавтоинспекции, которые проявляются в процессе Вашего профессионального общения. Оцените, пожалуйста, меру их выраженности, пользуясь следующей шкалой: 1 — умение практически не проявляется; 2 — умение проявляется иногда; 3 — умение проявляется часто.
Таблица 2. Бланк методики измерения коммуникативных умений инспекторов дорожно-патрульной службы (ТаЬ1е 2. Methodology form for measuring communication skills of traffic safety officers)
Обработка данных заключается в подсчете суммы баллов по каждому из конструктов и по каждому из элементов. Однако для определения валидности методики скрытого измерения коммуникативных умений использовались лишь конструкты: «Водители» и «Пешеходы». По сути, валид-ность методики скрытой оценки коммуникативных умений определялась согласием респондентов с результатом тестирования, т. е. с помощью метода интроспекции. За индекс валидности принимался коэффициент корреляции между результатами данной методики и самооценкой каждого из умений в баллах.
Был получен коэффициент ранговой корреляции, достигающей 99% достоверности (п=56; г=0,38).
Это обстоятельство еще раз указывает на высокую валидность обеих методик и позволяет использовать любую из них.
Попутно с помощью данной методики определяется еще один показатель: самооценка как свойство личности, но лишь по критерию коммуникативных умений.
Определение самооценки:
1) записать в столбике 4 различия между данными столбиков 1 и 3, т. е. в каждой строке, из оценки, стоящей
слева (столбик 1), вычитается оценка, стоящая справа (столбик 3);
2) заполнить столбик 5, т. е. возвести в квадрат полученную разницу;
3) найти сумму d2 (столбик 5).
Далее по формуле ранговой корреляции нужно определить ее коэффициент.
Формула корреляции рангов: г=1-бМ2/п(п2-п); где п=число умений, включенных в методику, т. е. 30; поскольку в числителе и знаменателе есть постоянные числа (6 и 30), то формулу ранговой корреляции можно упростить: г=1-0,00022247хЫ2.
Коэффициент корреляции (г) может иметь числовое значение от +1 до -1 и выражать тесноту связи между ценностью умений в Вашем представлении и их оценкой у самого себя. Самооценка личности по параметрам коммуникативной сферы деятельности тем выше, чем ближе коэффициент корреляции больше к +1.
Почему приводится не одна методика? На этот вопрос имеется четыре ответа. Во-первых, для повышения точности измерения иногда целесообразно использовать две методики. Во-вторых, одна из них представляет собой экспертный опрос, осуществление которого не всегда возможно. В-третьих, у всякого исследователя появляется возможность проверить валидность той или другой методики. В-четвертых, для повышения точности исследования можно использовать обе методики.
Выводы
1. Разработана методика «Скрытой самооценки коммуникативных умений инспекторов дорожно-патрульной службы». С ее помощью можно получить самооценку этих умений, что особенно важно, поскольку при обучении наиболее ценным коммуникативным умениям инспекторов-стажеров целесообразно создать условия для рефлексивного их восприятия и, соответственно, для эффективного запоминания. Все это не может не способствовать научно обоснованной как разработке программы подготовки инспекторов ДПС, так и ее реализации.
2. Разработана методика «Измерения коммуникативных умений инспекторов дорожно-патрульной службы». Коммуникативные умения, которые легли в основу подготовки и разработки методики измерения коммуникативных умений для инспекторов дорожно-патрульной службы, построенной на методе открытых оценок, позволяют достаточно точно оценить меру выраженности основных умений и навыков для эффективного общения, особенно если общение осуществляется в экстремальных условиях.
Область применения и перспективы. С помощью любой из двух представленных методик можно научно обоснованно подбирать и разрабатывать программы по формированию, развитию и коррекции коммуникативных умений. В дальнейшем исследования могут быть направлены на психодиагностику специалистов — инспекторов дорожно-патрульной службы и формирования у них профессионально важных коммуникативных умений и качеств.
Признаки общения Объект общения
Коллеги Руководители Водители Пешеходы Число контактов дежурства X среднее
Установление контакта
Предотвращение конфликтов
Убедительность в объяснении
Умение слушать
Самоконтроль в общении
Гибкость в процессе собеседования
Применение юмора в общении
Благосклонность к собеседнику
Сохранение предмета беседы
Умение сдерживать эмоции
Показ симпатии к собеседнику
Отмечание общности интересов
Поощрительные слова собеседнику
Оптимальность жестикуляции
Проявление интереса к собеседнику
Итого
Список источников / References
1. Барахович И. И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа : автореф. дис ... канд. психол. наук. М., 2000. 18 с.
2. Браун О. А. Исследование взаимосвязей коммуникативных свойств старшеклассников и особенностей современной городской культуры // Сибирский психологический журнал. 2007. № 23. С. 137-142.
3. Долгополова А. В. Проблема формирования коммуникативных умений у студентов университета // Вестник Самарского государственного университета. 2000. № 1. С. 10-21.
4. Дубов И. Г. Эффекты индивидуально-личностного влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 56-64.
5. Щипицина Л. Ю., Воробьева Е. И. Информационно-коммуникационное пространство гуманитарного образования : учеб. пособие. М., 2019. 238 с.
6. Перминова Л. М. Цифровое образование: ожидания, возможности, риски // Педагогика. 2020. № 3. С. 28-37.
7. White W. F., Burke C. M. Effictive Teaching and Beyond. Journal Instructional Psychology. No. 2. V. 20, 1993. Рр. 167-175.
8. Groups: Process and Practice. 4th ed. Broocs. Cole Pub. Co: Pacific Grove, CA. 1992. P. 274.
9. Храмцова А. Б. Формирование коммуникативной компетентности студентов — будущих юристов в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2009. 20 с.
10. Горянина В. А. Психология общения : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002. 416 с.
11. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии. М., 2007. 256 с.
12. Edmonds R. R. On School Improvement: A Conversation with Ronald Edmonds. Educational Leadership. 1982. No. 40(3). Pр. 13-15.
13. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. М., 1995. 272 с.
14. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998. 639 с.
15. Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2000. 433 с.
16. Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и коррекция дезадаптивных нервно-психических состояний специалистов экстремального профиля. СПб., 2000. 205 с.
17. Якушев И. В. Сотрудники органов внутренних дел как макропсихологическая общность // Ежегодник Российского психологического общества : мат-лы 3-го Всерос. съезда психологов. 25-28 июня 2003 г, Т. 8. СПб., 2003. С. 656-660.
18. Каган М. С. Мир общения. М., 1988. 315 с.
19. Douglas T. A. Handbook of Common Groupwork Problems. London, 1991. 363 р.
20. Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 74-80.
21. Леви Т. С. Психолог и педагогический коллектив. М., 1995. 114 с.
22. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
23. Ромек В. Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник Ростовского государственного университета. 1996. № 1. С. 132-146.
24. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. 106 с.
25. Алберти Р., Эмонс М. Самоутверждающее поведение. СПб., 1998. 188 с.
26. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., 2000. 215 с.
27. Смит М. Как научиться говорить «Нет». СПб., 1996. 315 с.
28. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2001. 304 с.
29. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. 469 с.
30. Рогов Е. И. Личностно-профессиональное развитие педагога в педагогической деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 1999. 37 с.
31. Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. 131 с.
32. Стернин И. А. Русское коммуникативное поведение и толерантность // Проблема национальной идентичности в культуре и образовании России и Запада : мат-лы науч. конф. : в 2 т. Воронеж, 2000. Т. 1. С. 52-62.
33. Николаева Л. А. Формирование коммуникативной толерантности студентов — будущих юристов (на примере университетского образования в России и Германии) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2007. 10 с.
34. Амплеева В. В., Сурнин Д. И. Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в вузе // Молодой ученый. 2012. № 3. С. 399-405.
35. Цыценко С. А. Методика исследования коммуникативных умений у будущих учителей физической культуры // Физическая культура и здоровье студентов вузов : мат-лы III междунар. науч.-практ. конф., 25 декабря 2006 г. СПб., 2006. С. 86-90.
36. Кривокора Е. И. Деловые коммуникации : учеб. пособие. М., 2010. 133 с.
37. Козьяков Р. В. Упражнения для развития компетентности в общении. Тула, 2000. 83 с.
38. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. СПб., 2002. 256 с.
39. Стернин И. А. Русское коммуникативное поведение и толерантность // Проблема национальной идентичности в культуре и образовании России и Запада : мат-лы науч. конф. : в 2 т. Воронеж, 2000. Т. 1. С. 52-62.
40. Профилактика самоубийств среди сотрудников органов внутренних дел : метод. пособие. М., 2004. 107 с.
Поступила 16.06.2024; одобрена после рецензирования 20.07.2024; принята в печать 30.09.2024.