Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ZOO FITNESS С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ZOO FITNESS С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ФИТНЕС / ZOO FITNESS / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимова Ольга Сергеевна, Морозова Алина Юрьевна, Бабарикина Евгения Алексеевна, Мазуренко Евгений Анатольевич

В статье представлены результаты работы по использованию методики занятий Zoo Fitness с детьми младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 25 детей младшего школьного возраста МАОУ СОШ № 11 ст. Нижнебаканская Краснодарского края. Цель исследования -разработать и экспериментально обосновать методику занятий Zoo Fitness с детьми младшего школьного возраста. Предполагалось, что применение экспериментальных занятий Zoo Fitness со школьниками младших классов позволит повысить уровень их физического развития и физической подготовленности, представлений о здоровом образе жизни, что может существенно улучшить эффективность процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста. В работе представлена структура и содержание занятий в экспериментальной группе. Результаты педагогического эксперимента подтвердили правильность гипотезы исследования. В итоге проведенного педагогического эксперимента, мы можем утверждать, что использование разработанной нами методики положительно воздействует на развитие физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Показатели теста, оценивающего силу кисти, за период экспериментальной работы показали достоверные изменения. Также только в этом тесте были выявлены достоверные внутригрупповые изменения в экспериментальной группе. Методика занятий Zoo Fitness оказала воздействие на развитие и формирование силовой выносливости, скоростносиловых способностей, быстроты и гибкости у детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофимова Ольга Сергеевна, Морозова Алина Юрьевна, Бабарикина Евгения Алексеевна, Мазуренко Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ZOO FITNESS CLASSES WITH PRIMARY SCHOOL CHILDREN

This article presents the results of work on the use of Zoo Fitness with primary school children. The study involved 25 primary school-age children of Nizhnebakanskaya village school № 11 in the Krasnodar region. The aim of the study was to develop and experimentally justify the methods of Zoo Fitness classes for primary school children. It is supposed that using of experimental lessons Zoo Fitness with primary school children will allow raising the level of their physical development and physical fitness, ideas about healthy lifestyle, which can significantly improve the effectiveness of physical education of primary school children. The article presents the structure and content of the classes in the experimental group. The results of the pedagogical experiment confirmed the correctness of the research hypothesis. As a result of the pedagogical experiment, we can say that the use of the developed methodology has a positive impact on the development of physical development and physical fitness of primary school children. The indicators of the test assessing hand strength showed reliable changes during the period of experimental work. Also only this test showed significant within-group changes in the experimental group. The method of Zoo Fitness exercises had an impact on the development and formation of strength endurance, speed and strength ability, agility and flexibility in primary school children.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ZOO FITNESS С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

5. Ovsyannikova, E.S. and Sagitov, A.A. (2018), "Physical culture at the university", Modern scientific research and development, Vol. 2. No. 5 (22), pp. 426-427.

Контактная информация: delphin87@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 11.07.2022

УДК 373.3

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ZOO FITNESS С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Ольга Сергеевна Трофимова, кандидат педагогических наук, доцент, Алина Юрьевна Морозова, магистрант, Евгения Алексеевна Бабарикина, студентка, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Евгений Анатольевич Мазуренко, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

В статье представлены результаты работы по использованию методики занятий Zoo Fitness с детьми младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 25 детей младшего школьного возраста МАОУ СОШ № 11 ст. Нижнебаканская Краснодарского края. Цель исследования -разработать и экспериментально обосновать методику занятий Zoo Fitness с детьми младшего школьного возраста. Предполагалось, что применение экспериментальных занятий Zoo Fitness со школьниками младших классов позволит повысить уровень их физического развития и физической подготовленности, представлений о здоровом образе жизни, что может существенно улучшить эффективность процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста. В работе представлена структура и содержание занятий в экспериментальной группе. Результаты педагогического эксперимента подтвердили правильность гипотезы исследования. В итоге проведенного педагогического эксперимента, мы можем утверждать, что использование разработанной нами методики положительно воздействует на развитие физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Показатели теста, оценивающего силу кисти, за период экспериментальной работы показали достоверные изменения. Также только в этом тесте были выявлены достоверные внутригрупповые изменения в экспериментальной группе. Методика занятий Zoo Fitness оказала воздействие на развитие и формирование силовой выносливости, скоростно-силовых способностей, быстроты и гибкости у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: физическое воспитание школьников; фитнес; Zoo Fitness; физическое развитие; физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p373-377

METHODS OF ZOO FITNESS CLASSES WITH PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Olga Sergeevna Trofimova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Alina Yurievna Morozova, the master student, Evgeniya Alekseevna Babarikina, the student, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar; Evgeny Anatolyevich Ma-zurenko, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

This article presents the results of work on the use of Zoo Fitness with primary school children. The study involved 25 primary school-age children of Nizhnebakanskaya village school № 11 in the Krasnodar region. The aim of the study was to develop and experimentally justify the methods of Zoo Fitness classes for primary school children. It is supposed that using of experimental lessons Zoo Fitness with primary school children will allow raising the level of their physical development and physical fitness, ideas about healthy lifestyle, which can significantly improve the effectiveness of physical education of primary school children. The article presents the structure and content of the classes in the experimental group. The results of the pedagogical experiment confirmed the correctness of the research hypothesis. As

a result of the pedagogical experiment, we can say that the use of the developed methodology has a positive impact on the development of physical development and physical fitness of primary school children. The indicators of the test assessing hand strength showed reliable changes during the period of experimental work. Also only this test showed significant within-group changes in the experimental group. The method of Zoo Fitness exercises had an impact on the development and formation of strength endurance, speed and strength ability, agility and flexibility in primary school children.

Keywords: physical education of schoolchildren, fitness, Zoo Fitness, physical development, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время весьма актуальными являются вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. В исследованиях Т.В. Пономаревой, Ю.К. Чернышенко говорится, что для решения задачи всестороннего развития личности ребенка актуальным является организация доступного образования школьников, способствующая повышению уровня их физической подготовленности с учетом индивидуальных предпочтений детей заниматься различными видами оздоровительной деятельности [3].

Неблагоприятные факторы внешней среды, плохая экология, гиподинамия способствуют росту заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей младшего школьного возраста. Данные факты указывают на актуальность проблемы поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, совершенствования физического состояния и повышения их двигательной активности с помощью современных средств фитнеса [1, 2]. На сегодняшний день существует достаточное количество направлений детского фитнеса, среди которых в последнее время особой популярностью пользуются занятия Zoo Fitness.

Zoo Fitness - это инновация, программа интересна как педагогам, так и детям, а это значит, что данная форма позволяет решать проблемы по - новому, уходя от старых не интересных современному поколению методов, с учетом требований ФГОС. Это направление основывается на естественных движениях животных, птиц, насекомых и может положительно сказаться на физическом состоянии детей младшего школьного возраста [2]. Также огромную роль в физическом воспитании детей младшего школьного возраста играет игровая деятельность. Игровая деятельность позволяет развивать психические, физические и познавательные особенности детей, и положительно влияет на учебную деятельность, что позволяет снизить эмоциональное напряжение школьника.

Итак, вышесказанное позволяет заключить, что сложившиеся социальные условия и предпосылки обуславливают актуальность данного исследования, а социальные запросы общества, связанные с разработкой, научным теоретическим обоснованием и внедрением в практику работы с детьми младшего школьного возраста занятий Zoo Fitness могут быть удовлетворены решением данной проблемы. Это и послужило основанием для определения направления нашего исследования.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику занятий Zoo Fitness с детьми младшего школьного возраста.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился на базе МАОУ СОШ № 11 ст. Нижнеба-канская Краснодарского края. Было сформировано две группы - контрольная - 12 и экспериментальная - 13 школьников младших классов. Школьники экспериментальной и контрольной групп занимались по программе физического воспитания в школе, которая включает два обязательных урока физической культурой в неделю и один факультативный. Дети контрольной группы занимались на факультативном уроке и дополнительно два раза в неделю на секционных занятиях, практический материал которых включает средства общей и специальной физической подготовки, изучение техники и тактики

спортивных игр, судейскую практику. Экспериментальная группа занималась по разработанной методике занятий Zoo Fitness в течение шести месяцев три раза в неделю по 40 минут на одном факультативном и двух секционных занятиях в СОШ. Практическое экспериментальное занятие Zoo Fitness состояло из трех частей - подготовительной, основной и заключительной (таблица).

Подготовительная часть, с которой начиналось занятие, включала выполнение об-щеразвивающих упражнений, подготавливающих мышечно -связочный аппарат ребенка к дальнейшей работе. Использовали различный инвентарь - мячи, гимнастические палки, обручи, скакалки, завершали подготовительный блок дыхательными упражнениями.

В основной части использовались следующие игровые комплексы: насекомые, домашние животные, дикие животные, птицы. А также применяли подвижные игры с превращениями «Лесная звероаэробика». Главной целью основной части занятия было развивать познавательную активность школьников. Воображая себя медвежатами, зайчатами, лягушатами, котятами у детей развивается фантазия, творческая инициатива, любознательность. Обязательным на занятии Zoo Fitness было музыкальное сопровождение, использовались композиции, имитирующие звуки животных, - песенка белочек (И. Якушина), жил в лесу колючий ежик (И. Бодраченко, Н. Зарецкая), дед мороз и зайцы (М. Раухвергер, Е. Дубянская), зайка (Л. Абелян, В. Викторова), кошка и котята (М. Раухвер-гер), корова (М. Раухвергер, О Высоцкая) и др.

Таблица - Структура и содержание построения занятия в экспериментальной группе

ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЕ

1. Подготовительная (5-7 мин) Приветствие, сообщение задач, Краткой инструктаж по технике безопасности, Построения, перестроения, повороты, ходьба, бег, Ору с мячами, гимнастическими палками, обручами, скакалками, Дыхательные упражнения.

2. Основная (25-30 мин) Игровые комплексы: Насекомые, Домашние животные, Дикие животные, Птицы. Подвижные игры с превращениями «Лесная звероаэробика».

3. Заключительная (7-10 мин) Успокаивающие упражнения - элементы релаксации, дыхательные упражнения, упражнения на растягивание различных мышечных групп, Упражнения на восстановление дыхания, Подведение итогов занятия.

Приведём пример игрового комплекса упражнений Zoo Fitness. Тема «насекомые»:

1. Насекомое «Червячок на ветке» - и. п. - о. с., наклоны вправо-влево.

2. Насекомое «Муравей с усами» - и. п. - о. с., вытяжение рук от плеч вверх.

3. Насекомое «Стрекоза в полете» - и. п. - о. с., вытяжение прямых рук наверх и при наклоне вперёд - вытяжение прямых рук сзади за спиной.

4. Насекомое «Гусеница» - и. п. - о. с., наклоны вперед всем телом и обратное плавное выпрямление.

5. Насекомое «Муха моет лапки» - позиция на четвереньках, поочередное вытяжение прямой ноги назад.

6. Насекомое «Жучок» - позиция на четвереньках, прогиб в спине вниз и округление спины вверх.

7. Насекомое «Бабочка» - и. п. - о. с., при разведенных прямых руках в стороны. Наклоны вперед, касаясь правой рукой левой ноги и наоборот.

8. Насекомое «Богомол» - и. п. - о. с., руки скрещены перед лицом, при вытяжении прямых рук наверх соединяем ладони.

В заключительной части экспериментального занятия постепенно снижали физическую и эмоциональную нагрузку, использовали успокаивающие упражнения — элементы релаксации, упражнения на растягивание различных мышечных групп, упражнения, повышающие эмоциональное состояние занимающихся, упражнения на восстановление дыхания. Затем подводили итоги занятия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

До начала эксперимента обе группы школьников младших классов были протестированы для выявления уровня физического развития, физической подготовленности на начало исследования. Первичный этап тестирования не выявил достоверных различий в оценке результатов показателей физического развития и физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп.

При сравнении показателей физического развития младших школьников контрольной и экспериментальной групп - длина тела, вес тела и окружность грудной клетки за период исследования не выявлено существенных изменений, и результаты были не достоверны (р>0,05). Результаты теста, оценивающего силу кисти, за период экспериментальной работы показали достоверные изменения (Р <0,001). Также только в этом тесте были выявлены достоверные внутригрупповые изменения в экспериментальной группе (Р<0,001).

В итоге проведенного исследования мы наблюдаем положительные результаты во всех исследуемых показателей физической подготовленности, но достоверные изменения были выявлены только в тестах - прыжок в длину с места, наклон вперед стоя, 6-минутном беге и челночном беге 3х10, оценивающем скоростно-силовые способности, гибкость, выносливость и координационные способности соответственно (<0,05).

Изучение показателей внутригрупповых изменений были следующими. Младшие школьники из контрольной группы имели достоверные изменения в одном тесте из шести - прыжок в длину с места. В экспериментальной группе из шести тестов в четырех были отмечены положительные достоверные изменения - в тестах сгибание-разгибание рук в висе на перекладине, прыжок в длину с места, бег 30 м, наклон вперед стоя, что говорит о правильно организованном процессе физического воспитания в экспериментальной группе.

ВЫВОДЫ

Следовательно, мы можем сделать заключение, что экспериментальная методика занятий Zoo Fitness оказала воздействие на развитие и формирование силовой выносливости, скоростно-силовых способностей, быстроты и гибкости у детей младшего школьного возраста, занимающихся по данной методике шесть месяцев.

Таким образом, экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанной нами методики занятий Zoo Fitness, что делает ее дальнейшее внедрение в процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста актуальным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дворкина Н.И. Возрастная динамика морфологической зрелости школьников 7-16 лет, занимающихся различными видами двигательной активности / Н.И. Дворкина, Л.С. Дворкин, А.И. Попов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 3. - С. 5-8.

2. Ончукова Е.И. Эффективность занятий танцевальным фитнесом на физическое состояние детей 6-8 лет / Е.И. Ончукова, Я.А. Манакова, В.Ю. Фролкова // Материалы научной и научно-методической конференции ППС КГУФКСТ. - Краснодар, 2021. - № 1. - С. 196-198.

3. Пономарева Т.В. Состояние программно-нормативной базы процесса физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных учреждений / Т.В. Пономарева, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2019. - № 3. - С. 3-8.

REFERENCES

1. Dvorkina, N.I., Dvorkin, L.S. and Popov, A.I. (2017), "Age dynamics of morphological maturity of schoolchildren 7-16 years old engaged in various types of motor activity", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3, pp. 5-8.

2. Onchukova, E.I., Manakova, Ya.A. and Frolkova, V.Yu. (2021), "Effectiveness of dance fitness classes on the physical condition of children 6-8 years old", Materials of scientific and scientific-methodical conference of Faculty of Physical Education of KSUFKST, Krasnodar, No 1, pp. 196-198.

3. Ponomareva, T.V. and Chernyshenko, Yu.K. (2019), "State of program-normative base of physical education process of pupils of junior classes of general educational institutions", Physical Education, Sport - Science and Practice, No. 3, pp. 3-8.

Контактная информация: trofimova@kgufkst.ru

Статья поступила в редакцию 16.07.2022

УДК 796.011.3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВУЗОВ

ФСИН РОССИИ

Андрей Андреевич Трунтягин, доцент, Академия права и управления ФСИН России, г.

Рязань; Иван Владимирович Елохов, старший преподаватель, Пермский институт ФСИН России, г. Пермь; Виталий Иванович Макаров, аспирант, Московская государственная Академия физической культуры, пос. Малаховка; Олег Владимирович Крапивин, доцент, Академия права и управления ФСИН России, г. Рязань; Владимир Владимирович Орлов, доцент, Омская Академии МВД России, г. Омск; Роман Валентинович

Пузыревский, доцент, Академия права и управления ФСИН России, г. Рязань

Аннотация

В статье рассматриваются различные аспекты педагогического контроля физической подготовки курсантов. Дана характеристика психолого-педагогических функций педагогического контроля, подробно рассмотрены отдельные его виды в ведомственных образовательных организациях. Целью исследования выступает оценка педагогического контроля как наиважнейшей формы проверки качества преподавания дисциплины «Физическая подготовка и спорт». К методам исследования необходимо отнести: анализ, анкетирование, классификация и формализация. К основным результатам исследования можно отнести подтверждение гипотезы исследования о том, что педагогический контроль является важной составляющей при развитии спортивных навыков курсантов образовательных организаций ФСИН России. Выводом по данному исследованию следует считать положение о том, что психолого-педагогические аспекты педагогического контроля способствуют раннему выявлению нарушений в преподавании дисциплины «Физическая подготовка и спорт», их устранению и корректировке образовательной программы.

Ключевые слова: физическая подготовка, контрольно-оценочная деятельность, педагогический контроль, курсанты, текущий контроль, предварительный контроль, промежуточная аттестация, индивидуальный, групповой, фронтальный контроль.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p377-380

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PEDAGOGICAL CONTROL OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIAN

FEDERATION

Andrei Andreevich Truntyagin, the docent, Academy of Law and Administration of the Federal

Penitentiary Service of Russia, Ryazan; Ivan Vladimirovich Yolokhov, the senior teacher, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm; Vitaliy Ivanovich Makarov,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.