Научная статья на тему 'Мeтодика выполнения портрета в технике федоскинской лаковой миниатюры по дисциплине "исполнительское мастерство" на примере копии с работы О. А. Кипренского "портрет О. А. Рюминой", для студентов федоскинского филиала вшни'

Мeтодика выполнения портрета в технике федоскинской лаковой миниатюры по дисциплине "исполнительское мастерство" на примере копии с работы О. А. Кипренского "портрет О. А. Рюминой", для студентов федоскинского филиала вшни Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
500
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
LACQUER MINIATURE PAINTING FEDOSKINO / POLYART INTEGRATIVE APPROACH OF TRAINING / REALISTIC / ACADEMIC STYLE OF PAINTING / PORTRAIT / PICTURE TONE / "UNDERPAINTING" / "PEREMALЁVOK" BLIKOVKA "

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Головченков Олег Владимирович, Кабашова Людмила Владимировна

В статье рассматривается методика поэтапного выполнения копии портрета в технике лаковой миниатюрной живописи Федоскино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мeтодика выполнения портрета в технике федоскинской лаковой миниатюры по дисциплине "исполнительское мастерство" на примере копии с работы О. А. Кипренского "портрет О. А. Рюминой", для студентов федоскинского филиала вшни»

УДК 37. 377377

Искусствоведение и культурология

Головченков Олег Владимирович, преподаватель

общепрофессиональных дисциплин Кабашова Людмила Владимировна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин ФГБОУ ВО Высшая школа народных искусств (институт)

Федоскинский филиал e-mail: oleg26-11@yandex. ru

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОРТРЕТА В ТЕХНИКЕ ФЕДОСКИНСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО» НА ПРИМЕРЕ КОПИИ С РАБОТЫ О. А. КИПРЕНСКОГО «ПОРТРЕТ О. А. РЮМИНОЙ», ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФЕДОСКИНСКОГО ФИЛИАЛА ВШНИ

Аннотация: В статье рассматривается методика поэтапного выполнения копии портрета в технике лаковой миниатюрной живописи Федоскино.

Ключевые слова: лаковая миниатюрная живопись федоскино, полихудожественный интегративный подход обучения, реалистичная, академическая манера письма, портрет, рисунок в тоне, «подмалёвок», «перемалёвок», бликовка».

Abstract: The article discusses the technique of the phased implementation of a copy of the portrait in the art of lacquer miniature painting Fedoskino.

Keywords: lacquer miniature painting Fedoskino, polyart integrative approach of training, realistic, academic style of painting, portrait, picture tone, "underpainting", "perematevok" blikovka ».

В основе лаковой миниатюрной живописи Федоскино лежит реалистичная, академическая манера письма масляными красками на папье-маше. Федоскинская портретная миниатюра развивалась своим особым путем, не имеющим аналогов в отечественном искусстве. Главной причиной возникновения федоскинского портрета было желание ответить на запросы демократического потребителя федоскинских изделий, как бы продолжить традиции той «народной газеты», которые создавались при основании коробовско-лукутинского производства. Отсюда широкий диапазон изображаемых в федоскинском портрете лиц — от знаменитых, до ничем не примечательных, которые, однако, по выражению С. Т. Аксакова, были такие же «действующие лица великого всемирного зрелища, с незапамятных времен, представляемых человечеством. Уже в начале развития в России миниатюрного портрета не было четкой границы между «станковой» миниатюрой и миниатюрным портретом, украшавшим декоративную вещь или ювелирное изделие. И в том и в другом случае художник, как единое целое решал миниатюру и её «окружение» - оправу, рамку, сам декоративный предмет, на котором помещалась миниатюра [3. стр.42].

Слово портрет происходит от французского «portrait» - изображение или описание человека, или группы людей, в изобразительном искусстве один из жанров, в котором воссоздается облик какой-либо человеческой индивидуальности. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели), создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи.

Крупнейший исследователь русского искусства А. А. Федоров - Давыдов не раз повторял, что портрет— это всегда «объяснение в любви художника к модели» [2].

Являясь, как бы эстетической формулой эпохи, портрет сосредоточивает в себе всю многогранность, духовную сложность и неповторимую особенность своего времени. Портрет — биография, портрет — характеристика, наконец, психологический портрет — привилегия живописного портрета [1].

В основе обучения лаковой миниатюрной живописи на Федоскинском филиале ВШНИ лежит полихудожественный интегративный подход обучения, который проводится в рамках дисциплины «Исполнительское мастерство». Процесс обучения базируется на сумме знаний и навыков, получаемых студентами в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин, таких как «Рисунок» и «Живопись», а также «История русских художественных лаков», «История искусств» и «Декоративно-прикладное искусство и Народные Художественные промыслы», то есть происходит комплексное взаимодействие разных видов искусств (дисциплин) их психолого-педагогических средств и особенностей в процессе обучения с целью формирования всесторонне развитой личности.

Главной учебной целью выполнении данного задания является изучение индивидуальных особенностей портрета, обращая внимание на характерные черты лица и окружения, выработать навыки моделирования формы головы человека, а также освоение техники письма «по-плотному» с использованием лессировок, воспитания аккуратности и миниатюрности в выполнении работы. Выполнение задания подразумевает не просто копирование с иллюстрации, но по возможности знакомство с оригиналом и другими работами О.А. Кипренского, а также с исторической справкой о художнике, техникой живописного исполнения, и эпохой создания портрета портрета [4]. Полихудожественный подход здесь проявляется, как интеграция, синтез

художественного воздействия и интегрированное преподавание.

Рисунок 1. тональный рисунок портрета

Темы заданий дисциплины выстроены по принципу от простого к сложному; структура занятий предполагают практические типы занятий. Практический метод обучения студентов, является основным в процессе производственного обучения, и заключается в поэтапной подготовке будущих мастеров-миниатюристов. Обучение ведётся по

принципу от простого к сложному, с каждым новым заданием студент приобретает навыки, необходимые для выполнения последующих заданий, которые со временем помогут ему стать художником-мастером. В процессе обучения большое внимание уделяется копированию. Вначале копии орнаментов, образцов животного мира, потом натюрморта, пейзажа, драпировок и наконец портретов. Большое значение играет последовательность выполнение каждого задания. Так вначале студент делает тональный рисунок ( рисунок 1), потом приступает к живописному исполнению выбранной копии на шкатулке или панно. Готовая работа оформляется, либо в багетную раму если это пластина, или с использованием традиционного декоративного оформления, таких как орнамент, приёмы под черепаху, скань и т.д. если работа выполняется на шкатулке. Во время выполнения задания преподаватель объясняет студенту, как вести работу, и показывает на практике приёмы письма характерные для выбранного сюжета, далее студент выполняет задание самостоятельно.

К теме портрета студенты обращаются на втором курсе обучения в четвёртом семестре. В качестве примера мы предлагаем рассмотреть выполнение копии с работы О. А. Кипренского «портрет О. А. Рюминой».

Орест Адамович Кипренский русский художник, выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, замечательный портретист. Портреты Кипренского проникнуты особой сердечностью, простотой, они напоены его высокой и поэтичной любовью к человеку. В портретах Кипренского всегда ощутимы черты его эпохи. Неоспоримое мастерство, с которым выполнен портрет, неоднократно отмечали современники. В портрете Рюминой написанном художником в 1826 году, особенно чувствуется способность художника проникать в мир человеческих чувств.

На первом этапе студент должен выполнить тональный рисунок портрета, который впоследствии он будет копировать в цвете на пластине или шкатулке из папье-маше. В рисунке большое внимание уделяется верности построения и тональному решению портрета, а также тщательной проработке деталей.

В лаковой миниатюрной живописи Федоскино, так же, как и в академической живописи, художник перед тем как приступить к живописному оформлению сначала подготавливает изделие - наносит на него грунт. Грунт в живописи, от немецкого - основа, это слой, который является основой

для живописного слоя. В зависимости от того какую технику будет использовать художник, выбирается и грунт, который больше всего подходит для выполнения выбранного сюжета. В федоскинской миниатюре для определённых задач используются разные грунты, для сквозного письма как правило используются металлические грунты, бронзовые или алюминиевые, для плотного письма белильные или цветные грунты.

Живопись ведётся в три этапа: «подмалёвок» - раскладка цвета и тона, «перемалёвок» - прописка деталей, уточнение объёмов, используя более насыщенные цвета, и заключительный этап «бликовка» - прописка самых мелких деталей и объединение всей работы лессировками.

Приступая к копированию портрета, так как мы планируем вести работу только в технике плотного письма, наносим на изделие из папье-маше белильный грунт. Прежде всего, белильный грунт придаёт красочному слою яркость и сочность, позволит на долгое время сохранить насыщенный, яркий первоначальный цвет красочного слоя, под лаком только усиливая его, а также используя такой грунт, можно вести работу в технике лессировочного письма сквозными красками в подмалёвке при написании волос, меха, а также намечая

тени на лице и драпировках.

После того, как изделие в нашем случае пластина, было загрунтовано, оно покрывается лаком в два слоя, и после высыхания прочищается наждачной бумагой до идеально ровной матовой поверхности.

Далее на изделие переводится припорох (рисунок 2).

Припорох - тонкий линейный рисунок,

Рисунок 2. припорох

выполняется на кальке по размеру изделия, промасленной с двух сторон и тщательно вытертой ветошью и просушенной в сушильном шкафу. Это делается для того чтобы лишнее масло не попало на репродукцию с которой будем переводить линейный рисунок. После просушки калька стала более прозрачной и теперь через нее видны все детали, которые необходимы при переводе выбранного портрета. Далее прикладываем прозрачную кальку к репродукции, фиксируем и переводим тонко оточенным карандашом основные детали портрета: глаза, веки, брови, нос, губы, подбородок, шею, обозначим ключицу, плечи, линию волос, характер прически, общую линию меха. Переворачиваем кальку, с обратной стороны мы отчетливо видим контурный рисунок, и его необходимо обвести аккуратно тонкой колонковой кистью используя льняное масло и масляную краску. Краски и масла не должно быть много, иначе контур при отпечатывании либо будет толстым и повлечет за собой искажение портрета, либо останутся кляксы что также не благоприятно отразится на цвете портрета. Линия контура должна быть очень тонкой, но достаточной для того чтобы контур отпечатался на изделии. Цвет краски подбирается, основываясь на колорите копируемого сюжета это могут быть цвета - умбра натуральная, умбра жженая, английская красная. В нашем случае для перевода припороха, используем «сажу газовую» по нескольким причинам, прежде всего цвет этой краски имеет холодный оттенок что придаст при смешивании красок приятный серебристый цвет в полутонах, а также сажа является долго сохнущей краской, что позволит выполнить подмалёвок по сырому припороху. Припорох прикладываем к изделию той стороной на которую нанесли краску и аккуратно прижимаем, и отпечатываем его на пластину.

После этого можно приступать к выполнению «подмалёвка». «Подмалевок» является начальным живописным этапом работы. Начиная работу воспользуемся спокойной цветовой гаммой, без ярких акцентов и прорисовки деталей, подмалевок должен быть светлее по тону чем изображение на репродукции, что бы в дальнейшем можно было воспользоваться лессировками для углубления теней, и проще усиливать световую часть. Света

Рисунок 3. подмалёвок-уточнение рисунка

и тени тоже берём не в полную силу, световая часть темнее, а теневая часть

светлее чем на репродукции. Пишем мазком, стараясь вылепить форму, в тенях

используем полу лессировки, свет пишем плотно. При хорошей лепке и

пастозности красочного слоя необходимо смягчить все границы соединения

цветов - списать мазки, для этого мы

используем флейц - беличью кисть, это

делается для того что бы в следующем слое

было проще усилить света, и использовать

лессировки в тенях, частично оставляя

подмалёвок, что в свою очередь придаст

теням дополнительный объём и свечение.

Вначале проверяем и уточняем рисунок

( рисунок 3) , акцентируя внимание на

характерных чертах портретируемого, подчеркнем форму глаз используя

«умбру жженую», цвет которой более коричневый чем у «умбры натуральной».

Не смотря на сложный колорит радужной оболочки, подбираем обобщенный

средний цвет, используя белила, кобальт синий, индиго и умбра натуральная,

выполняя растяжку от темного к светлому и намечаем зрачок. Обозначаем

кончик носа, ноздри используя смесь краплака темного и английской красной в

растирку (полу лессировка). Передаем характерную форму губ. Голова модели

освещена немного с верху и слева, поэтому нижняя губа светлее верхней, при

написании губ используем смесь краплака темного с кадмием красным светлым

или английской красной, в свету добавляем

титановые белила. Так же можно провести линию

середины губ используя краплак темный и капут-

мортум. Намечаем характерную форму бровей,

подчёркивая надбровные дуги, для этого

используя сиену натуральную с умброй

натуральной к переносице, а ближе к височной

части добавляем немного титановых белил и

чуть-чуть сажи газовой.

Сам портрет складывается из теневой и

рисун°к 4. Подмалёв°к-цвето- световой части ( рисунок 4). Так как подмалёвок тональные отношения -волосы,

лицевая часть, фон. ведётся по светлому грунту, работу продолжим с

прокладки теней. Прежде всего тени подчёркивают форму и характер поворота головы, а также помогут не разбелить цвета световой части лица. На лицевой части тень от виска холодная, её пишем, используя английскую красную и сажу газовую с белилами. Тень на челюсти более тёплая этого добиваемся, добавляя сиену натуральную. Скулы пишем, используя английскую красную, кадмий красный тёмный и белила. Лицевая часть с правой стороны немного темнее левой, особенно это относится к теням и полутонам. Намечая полутени на носу и нижнее веко используем английскую красную и сажу газовую с белилами, что придаёт теням холодный оттенок. Сразу пишем правую и левую части лица, что бы сохранялась цельность восприятия. Далее постараемся разобраться с цветовыми и тональными отношениями между лицевой частью, волосами и фоном. Фон служит для того что бы подчеркнуть главное в работе, в нашем случае это лицо. Волосы также темнее фона. Таким образом подчеркиваем форму головы. Подмалёвывая волосы используем сиену и умбру жжёные в растирку, что бы просвечивался грунт, а также умбру натуральную и кобальт зелёный тёмный, на свету добавляем кобальт зелёный светлый и охру, намечаем локоны. Назначение фона, выделение главного объекта композиции, в данном случае головы портретируемой, поэтому фон пишется нейтрально, темнее светов на лицевой части и светлее теней на волосах, и элементах одежды. Цвет фона холоднее чем лицо и голова в целом, он серо-зелёный, с правой стороны светлее, поэтому голова смотрится силуэтной на таком фоне.

Для фона берём кобальт зелёный тёмный, английскую красную, сиену натуральную и охру светлую. Мех пишется темнее волос, для этого берём тио индиго коричневую и индиго, на свету кобальт зелёный тёмный, и мягко списываем флейцем. Подмалёвывая платье и накидку используем кадмий красный тёмный, английскую красную и индиго. В процессе работы активно

пользуемся флейцем, мягкость письма - залог правильного подмалёвка ( рисунок 5).

Следующий этап работы, в лаковой миниатюрной живописи называется «перемалёвком» ( рисунок 6). Данный этап в лаковой миниатюрной живописи,

-

Рисунок 5. Завершённый подмалёвок.

является основным этапом в процессе работы, и требует тщательной проработки деталей портрета, внимательного анализа в моделировке форм и передаче характера портретируемого. В подмалёвке мы начинали работу с раскладки теней и намечали света, мягко списывая переходы от тени к свету лишь намечая формы, и не акцентировали на деталях портрета. Приступая к перемалёвку, определяем самые светлые места на портрете. Прорабатывая света и углубляя тени, мы создаём по - настоящему объёмное изображение, уделяя большое внимание деталям.

И так, начнем с самого светлого места

на лице портретируемой. Источник

освещения в данной работе располагается

сверху и слева, поэтому самым светлым

местом на портрете является лоб, в частности

его верхняя часть.

При написании световой части

используем кадмий красный, кадмий

оранжевый в разбеле, белила используем

титановые, свет пишется плотно и

корпусными мазками по форме. Для начала Рисунок 6.«Перемалёвок» -

раскладка света намечаем свет на лбу, освещаем надбровные

дуги, скулы, нос, носогубную складку, подбородок. Пишем лоб, подчёркивая объём прокладываем полутон добавляя в перечисленные краски умбру натуральную, которая придаст полутону холодный оттенок и послужит мягким переходом к тени. Прописывая лицевую часть, щёки, используем кадмий красный тёмный, в полутонах, светлый на свету. Возвращаемся к лобной части. Списываем свет и полутон моделируя форму лба. Границу лба и волос необходимо мягко списать, для этого используем сажу газовую и умбру натуральную в разбеле.

Далее, продолжая работу прописываем брови, контур бровей очень мягкий, его необходимо списать с надбровными дугами, усиливая цвет подмалевка лессировками, используя сиену натуральную и умбру натуральную смягчая контур.

После этого переходим прописке глаз и век, работу ведём так же лессировками в тенях и плотно прорабатывая полутона ( рисунок 7).

же намечаем и ресницы умброй жжёной. Использование лессировок помогает достичь двойного эффекта, тени светятся изнутри, позволяя работать предыдущему слою - подмалёвку, и по этой же причине достигается эффект глубины. После этого пишем плотно, мазком моделируя форму века. Добиваемся объёмного изображения тем, что свет пишем теплее используя кадмий оранжевый, кадмий красный и белила, а полутона холоднее, добавляя сажу газовую. Подчёркиваем верхнее веко умброй натуральной, а ближе к слезнику добавляем английскую красную, зрачок обозначаем так же умброй натуральной мягко списывая с радужной оболочкой. Для того что бы написать радужную оболочку используем ультрамарин и сажу газовую, выполняем растяжку от зрачка к краю радужки, в свет добавляем кобальт синий светлый в разбеле. Контур радужной оболочки холодный сине чёрный, мягко списываем с белком глаза, используя смесь титановых белил и сажи газовой со стороны света, а с теневой стороны радужки добавить немного умбры натуральной. Зрачок пишем умброй натуральной и сажей газовой, можно добавить индиго, мягко намечаем блики, на левом зрачке со световой стороны блик ярче, на правом в полутени темнее - мягче, блики пишем белилами добавляя немного сажи газовой, что придаёт им холодный оттенок. Также мягко пишем слезник используя английскую красную в разбеле, и аккуратно списываем с белком, намечаем блик-свет на слезнике и свет рядом с внешней стороны, пишем нижнее веко, ближе к переносице похолоднее, сажа газовая и немного английской красной, а далее потеплее возьмём английскую красную и умбру натуральную. Осветим нижнее веко под радужной оболочкой линией, это поможет подчеркнуть её объём. Перемалёвывая глаза, и вообще всё лицо,

Рисунок 7. «Перемалёвок» глаз

Нижнее веко, а также боковые стенки носа пишем смесью красок английской красной и сажи газовой с белилами. Прописываем и стараемся лепить форму верхнего века. Сначала лессировками намечаем тени, подчёркивая веко для этого воспользуемся сиеной жжёной, сразу

нужно в первую очередь помнить, что вся работа ведётся одновременно по принципу симметрии, левая и правая части пишутся одновременно, написали один глаз - пишем второй. Если этого не соблюдать глаза будут разными, как будто написанные с разных людей- нарушается принцип цельности.

Уделяем внимание тональному решению, учитываем освещение. В данном случае левый глаз ближе к источнику света, а правый находится в полутени. Также и в отношении цвета правый глаз, более насыщенный по цвету, левый смотрится спокойнее, цвета приглушённые, тоже касается и бликов. По возможности стараться тени писать лессировками, а света плотно, это придаёт дополнительный объём. В противном случае живопись будет смотреться более плоской. Тем более копируя работу желательно увидеть и рассмотреть оригинал, или другие портреты художника, там все эти нюансы можно рассмотреть, и постараться понять, как автор писал свою картину.

После этого пишем нос, подчеркиваем объём, углубляем тень на переносице, добавляя в смесь немножко сажи газовой, и списывая её с полутоном на носу, далее на подготовленном самом светлом месте ставим блик и также его списываем ( рисунок 8).

Крылья носа теплее и на полтона темнее чем кончик носа, чтобы подчеркнуть ноздри берём краплак

Рисунок 8. «Перемалёвок» носа

тёмный и лессируем подмалёвок, от кончика в сторону крыла носа - за счёт лессировки тень светится. Кончик носа со стороны носогубной складки подчёркивается тёплым рефлексом, который отеняет более холодная падающая тень от носа. Также подчеркиваем собственной тенью крыло носа, которую мягко списываем с носогубной складкой.

Прописывая детали нужно помнить о том, что левую и правую стороны лица нужно писать одновременно, чтобы сохранить цельность восприятия портрета. Тёплый свет на левой скуле списываем с полутоном, холодный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 9. «Перемалёвок» губ.

оттенок полутона переходит в световую часть скулы далее переходящий в теплый красновато охристый полутон щеки, ближе к носу полутон холоднее. После этого пишем противоположную сторону. Световую часть, щёку и скулу пишем так же, как ранее левую, со стороны фона правая щека темнее фона и смотрится силуэтом, для этого смешиваем английскую красную с умброй жжёной, добавляя немного сажу газовую.

Прописывая губы акцентируем на разделение верхней и нижней губ используя английскую красную и краплак тёмный ( рисунок 9).

Верхняя губа темнее чем нижняя, так как свет падает сверху, подчёркиваем линию губ и стараемся передать фактуру. Уголки губ холоднее и мягко списываются с щекой, подчеркиваем нижнюю губу тенью и не забываем о рефлексе всё это придаёт губам объём.

Шея темнее чем само лицо портретируемой, так как находится дальше источника света ( рисунок 10). Наносим тень на шею по форме не забываем про теплый рефлекс с права, списывая мягким полутоном границы шеи и челюстной части. Далее намечаем ключицу, холодные оттенки кобальт зеленый светлый и сажа газовая в разбеле, подчёркивают ключичную впадину, также холодная и видимая грудинная часть, световая часть ключицы более тёплая, используем английскую красную и лимонную жёлтую в разбеле.

Волосы пишем умброй жженой, для того чтобы осветить локоны и тем самым придать им объём смешиваем умбру жжёную и кадмий жёлтый, чтобы подчеркнуть тени используем умбру натуральную. Рисунок 11. «Перемалёвок» волос

Рисунок 10. «Перемалёвок» шеи.

«Подмалевок» волос получился яркий за счет белильного грунта, который подсвечивает краску, и его можно использовать как полутон, лишь лессируя умброй ( рисунок 11). Лессировки использовал в своей работе и Орест Кипренский, и многие другие мастера портретной живописи.

Параллельно ведем раскладку цветовых отношений фона и меха ( рисунок 12). Мех пишем марсом коричневым прозрачный и умброй натуральной, используя ультрамарин и кобальт зеленый светлый в свету. Максимально используем подмалевок усиливая его цвет лессировкой и полу лессировкой.

В данной работе присутствует фрагмент

бардового платья. Для того что бы написать

складки бархатного платья в тени используем

краплак и ультрамарин немного индиго, тени

пишем лессировками, максимально используя

п ю тт подмалевок. На свету смешиваем краплак и

Рисунок 12. «Перемалёвок» меха, ^

платья, фона. кадмий красный светлый, белилами не

пользуемся. При написании руки используем те же краски, которые

использовали, когда писали шею.

Фон объединяет работу и подчёркивает лицо. Когда пишем фон, используем живописный прием перехода из цвета в цвет. С правой стороны тени светлее и теплее и подчёркивают тень на лицевой части, со стороны волос слева, и к краям композиции темнее и холоднее. Флейц в «перемалёвке» используем только, когда пишем фон и частично мех, все остальные фрагменты просто списываем кистью, мазочки, особенно на свету придают всей работе «живости», помогают избежать излишней зализанности ( рисунок 13).

Рисунок 13. Перемалёвок» завершённый.

4

Приступая к заключительному, финишному этапу живописи «бликовке», мы ставим задачу добиться завершённости работы. Для этого лесировками углубляем тени в волосах, ресницы, брови, слегка подчёркиваем губы, тень на шее, также углубляем тень меховой накидки, чем добиваемся общего теневого рисунка. Краски берём те же что и в «перемалёвке». Света, на лбу и скуловых частях пишем корпусно, плотно, усиливаем объём, также делаем ярче, намеченные в предыдущем слое блики на носу и в глазах, на губах мягко, и Рисун°к 14. Завершённая работа. подчёркиваем белую ткань. Фон, тени

и полутона стараемся не трогать, света мягко вписываем с полутонами. В «бликовке» так же, как и в предыдущем слое мазочки обрабатываем кистью. Завершённую работу можно оформить золотой отводкой, пластину вставить в багетную раму ( рисунок 14).

Портрет - это один из самых сложных жанров в искусстве, и в лаковой миниатюрной живописи в частности, именно поэтому перед тем как приступить к этому жанру студенты должны в совершенстве освоить рисование геометрических фигур, натюрмортов, приобрести опыт рисования частей лица, черепа в разных ракурсах, делать множество набросков и этюдов головы с натуры, на занятиях по рисунку и живописи. Это является частью полихудожественного интегративного подхода обучения.

В процессе работы над копией портрета важно соблюдать последовательность выполнения заданий. Начинать надо обязательно с рисунка. Копируя карандашом, прорисовывая детали портрета, студент получает возможность проанализировать рисунок, формы, фактуру, почувствовать пропорции и тональные соотношения. Далее приступая к живописному исполнению следует так же придерживаться принципа

последовательного выполнения задания. Стараться быть внимательным к деталям, постоянно сверяясь с оригиналом, соблюдать принцип симметрии, сразу писать левую и правую части лица, что позволяет добиваться правильной передачи рисунка и цветового решения. Лишь в этом случае возможно добиться высокой степени схожести, и качества исполнения при копировании портрета. Иллюстративный материал:

Пластины - образцы: копия с работы О.А. Кипренского «Портрет О. А. Рюминой» - исполнитель преподаватель исполнительского мастерства, композиции, рисунка и живописи - Л.В. Кабашова.

Библиографический список:

1. Алешина Л. С. Русское искусство XIX - начала ХХ века - М., «Искусство» 1972.

2. Малахов Н. Я. Федоскино. - М.: Изобразительное искусство, 1990г.

3. Супрун Л. Я. Лаковая миниатюра Федоскино. - Легпромбытиздат,

1987г.

4. Чижов М. С. Среди миниатюристов / Записки федоскинского мастера. -Л.: Художник РСФСР, 1982г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.