Научная статья на тему 'Методическая система организации работы студентов над портретом в учебной постановке по живописи'

Методическая система организации работы студентов над портретом в учебной постановке по живописи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / ПОРТРЕТ / УЧЕБНАЯ ПОСТАНОВКА / ЖИВОПИСЬ МАСЛОМ / PAINTING / PORTRAIT / EDUCATIONAL SETTING / OIL PAINTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломова Елена Станиславовна

В статье рассматривается методическая система организации работы студентов над портретом в учебной постановке по живописи. Автором выделены основные этапы деятельности в процессе работы над портретом, в частности: замысел, эскизы и этюды, подготовительный рисунок на холсте, раскрытие холста в цвете, проработка деталей, акценты и обобщение. В исследовании подробно рассмотрена последовательность работы студентов над портретом на каждом из каждом из определенных этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SYSTEM OF ORGANIZATION OF STUDENT WORK ON THE PORTRAIT IN THE EDUCATIONAL SETTING IN PAINTING

The article deals with the methodical system of organization of students ' work on the portrait in the educational setting of painting. The author highlights the main stages of activity in the process of working on a portrait, in particular: the idea, sketches and sketches, preparatory drawing on canvas, canvas opening in color, elaboration of details, accents and generalization. The study describes in detail the sequence of students ' work on the portrait at each of the specific stages.

Текст научной работы на тему «Методическая система организации работы студентов над портретом в учебной постановке по живописи»

Согласно сравнению результатов констатирующего и контрольного экспериментов мы выявили, что работа по коррекции диалогической речи, дошкольников с ОНР III уровня, которая была проведена в экспериментальной группе посредством игр-драматизаций, была эффективной. После проведения с дошкольниками с ОНР III уровня формирующего эксперимента, у дошкольников отмечался достаточный диапазон артикуляционных движений, дошкольники не пропускали и не смешивали звуки, лишь иногда отмечались искажения свостящих, шипящих и соноров. Таким образом, после проведения формирующего эксперимента средний уровень повысился на 40%. Дошкольников с низким уровнем выявлено не было. Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующего эксперимента уровень развития звукопроизношения у дошкольников с ОНР III уровня заметно вырос и качественно изменился.

Выводы. Благодаря систематическому использованию игр-драматизаций в коррекции диалогической речи, речь дошкольников с ОНР III уровня стала более интересной для слушателей, пополнился словарь, дошкольники стали меньше допускать грамматические ошибки, используя в речи разные типы предложений. Дошкольники вполне самостоятельно могут пересказать небольшую сказку, более подробно и интересно описывают состояние и действия персонажей, используя при этом разнообразные виды связей. Испытуемые начали чаще включать в свою речь разнообразные синтаксические конструкции, стараясь подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, которые соответствуют содержанию текста.

Литература:

1. Ахунджанова, С. Формирование диалогической речи дошкольников-дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание 1983 г. № 6,—126 с.

2. Гончарова О.В., др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. -М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у дошкольников / Н.С. Жукова. М.: Союз, 2008. 142 с. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у дошкольников / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - С. 67 - 85.

4. Жулина Е.В., Шамов А.Н. Внешняяя речь и её влияние на становление психики ребенка/ Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 12.

5. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк.учреждений - М.:ТЦ "Сфера", 2001. - с. 9-16, 76-121.

6. Нищева, Н.В. Развивающие сказки / Н.В.Нищева.— СПб: Детство-пресс, 2004,— 139 с.

7. Самоукина Н.В. Игры в школе, дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. М., 1995.

8. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.Ф. Коррекционное обучение, воспитание дошкольников-дошкольников пятилетнего возраста при условии наличия общего недоразвития речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.— Москва: Знание, 1991, — 365 с.

9. Чурилова Э.Г. Методика, организация театральной функциональной деятельности дошкольников-дошкольников, младших школьников. М., 2001.

10. Швайко, С.Н. Игры, игровые упражнения посредством формирования диалогической речи/ С.Н.Швайко. — Москва, 1988, — 124 с.

Педагогика

УДК 371

ассистент кафедры живописи, член творческого союза художников России Ломова Елена Станиславовна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва)

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НАД ПОРТРЕТОМ В УЧЕБНОЙ ПОСТАНОВКЕ ПО ЖИВОПИСИ

Аннотация. В статье рассматривается методическая система организации работы студентов над портретом в учебной постановке по живописи. Автором выделены основные этапы деятельности в процессе работы над портретом, в частности: замысел, эскизы и этюды, подготовительный рисунок на холсте, раскрытие холста в цвете, проработка деталей, акценты и обобщение. В исследовании подробно рассмотрена последовательность работы студентов над портретом на каждом из каждом из определенных этапов.

Ключевые слова: живопись, портрет, учебная постановка, живопись маслом.

Annotation. The article deals with the methodical system of organization of students ' work on the portrait in the educational setting of painting. The author highlights the main stages of activity in the process of working on a portrait, in particular: the idea, sketches and sketches, preparatory drawing on canvas, canvas opening in color, elaboration of details, accents and generalization. The study describes in detail the sequence of students ' work on the portrait at each of the specific stages.

Keywords: painting, portrait, educational setting, oil painting.

Введение. Искусство создания портрета насчитывает несколько тысячелетий. Художественно-образное изображение внешних черт человека всегда привлекало мастеров изобразительного искусства. В учебных программах специальных дисциплин профессиональной и практической подготовки педагогов-художников, таких как рисунок, живопись, композиция, теме портретного изображения человека отводится весомое место.

Создание портрета требует сформированной системы теоретических знаний и практических навыков, в связи с чем реализация учебно-практической деятельности по созданию студентами портретных работ в контексте обучения живописи осуществляется только после изучения будущими специалистами основ пропорции, анатомических особенностей строения человека, специфики конструктивного построения головы и т.п.

Изучение техники портрета является одной из самых сложных и интересных тем в живописной подготовке студентов. В рамках данной темы студентам открываются принципы построения реалистичного изображения человека цветом на плоскости, формируются основные компоненты образного мышления.

Целью всех постановок в академической живописи является не изучение средств изображения, а овладение системой построения художественной формы, создание образа. С точки зрения задач живописи большой разницы между учебными постановками (натюрморт, портрет и др.) нет. В учебной работе по живописи решаются задачи цвето-тональных отношений, композиции, колорита. При работе с портретом к ним добавляется линейно-конструктивное построение головы, знание анатомии и характер модели.

Для решения поставленных в учебном портрете задач сформировалась определенная поэтапная методика ведения работы, позволяющая последовательно разобраться с каждой из них. Верная методика ведения учебной работы позволяет научиться применять теоретические знания по живописи в практической работе и избежать ошибок, встречающихся при освоении нового материала. Работу над портретом принято делить на несколько этапов: замысел, эскизы, этюды, перенос на холст и подготовительный рисунок, раскрытие холста в цвете, проработка деталей, акценты и обобщение. В рамках данной статьи речь пойдет об особенностях создания портрета в технике масляной живописи, однако, стоит уточнить, что описанная ниже обобщенная общая последовательность работы характерна и для других живописных техник.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение поэтапной методики обучения портретной живописи будущих педагогов-художников в рамках учебной постановки по живописи.

Изложение основного материала статьи. Как было отмечено выше, обучение созданию портретного изображения - это методическая система, отличающаяся собственной спецификой и реализующаяся в несколько этапов.

По мнению исследователей А.И. Сухарева и О.В. Шаляпина, «обучение портретной живописи включает в себя как сознательное освоение теоретических знаний, практических умений и навыков, так и стремление будущего художника понять закономерности создания художественного образа в портрете, которые и формируют эстетическую и художественную ценность произведения» [4, с. 203].

По определению Е.В. Шорохова, «художественный образ - это сгусток эмоционального и рационального в познании, который призван воздействовать на чувства и умы людей» [7, с. 112].

Итак, создание портрета - это, прежде всего, создание целостного образа, что является необходимым условием художественной ценности изображения.

Первым этапом методики аудиторной работы над портретом является постановка. В большинстве случаев постановку для учебного задания ставит преподаватель. Для живописи головы можно выбрать прямое рассеянное освещение из окна. Модель помещается на фоне драпировок, которые задают цветовое состояние. Как и в натюрморте, постановка может быть на сближенные или контрастные отношения. Прежде чем приступить к практической работе, необходимо осмыслить постановку. Первые яркие впечатления от натуры, могут помочь в создании выразительного живописного образа.

По мнению исследователей А.И. Сухарева и О.В. Шаляпина, «в портретном искусстве художники не только показывают внешний облик конкретного человека, но и, используя особые выразительные средства, создают художественные образы, которые возникают лишь тогда, когда натура пропущена через творческую фантазию художника и преобразована в ней в соответствии с его замыслом» [4, с. 202].

Воплощение замысла прорабатывается в нескольких эскизах и этюдах. Фиксируются первые впечатления от натуры. Можно выполнить 2-3 небольших этюда на одном холсте. Желательно брать для этюдов такой же холст, как и для будущей картины. Это связано с тем, что на разных основах с разным грунтом одни и те же краски меняются, и подобранные сочетания могут исказиться. При работе над этюдом с отступом от края обозначается планируемый формат холста, чтобы можно было свободно корректировать границы в зависимости от композиционного решения.

На этом этапе художник прорабатывает общие задачи колорита, больших цвето-тональных отношений, ищет выразительное композиционное решение и подходящий формат для будущей постановки.

По словам А.И. Сухарева и О.В. Шаляпина, «успешность воплощения замысла в конкретную композиционную форму зависит от волевого и сознательного усилия художника убрать все случайное, не связанное с замыслом, подчеркнуть детали усиливающие идею композиции. В конечном счете, логика развития замысла художника диктует логику восприятия зрителя: от общего эмоционального впечатления к сопоставлению отдельных образных элементов, образующих основу для понимания гармонической целостности образа» [4, с. 205].

Основным средством выразительности в живописи является цвет, который усиливает эмоциональность изображение, помогает выразить мысли и чувства. Так, все живописные средства работают на создание образа. Выполняя несколько этюдов, художник пробует по-разному решить поставленную задачу, может немного отличаться колорит и композиция [6].

«Воспринимая сложный образ человека как объект для изображения, необходимо упрощать «технический» процесс реализации этого образа на холсте, т.е., прежде всего, приводить сложную модель к простейшим пропорциональным отношениям, ясными цветовыми характеристиками, и на этом уровне решать композиционные, цветовые, колористические проблемы, а затем уже пространственные задачи» [5, с. 215].

На анализируемом этапе реализуется поиск наиболее выразительного решения для своего замысла. В процессе работы может незначительно меняться освещение и состояние натуры, поэтому важно поймать в этюде нужное вам состояние, чтобы можно было обращаться к нему в процессе длительной работы на большем формате.

Выбрав из этюдов один, лучше всего отвечающий изначальной задумке, художник проверяет пропорции и уточняет композицию. На данном этапе проверяется положение головы в формате холста. Натуру не компонуют строго по центру, смещая от геометрического центра чуть правее или левее. Обычно большее расстояние оставляют перед взглядом. В принятом для учебной постановки формате 50х40 от верхнего края листа оставляют примерно 3-4 сантиметра. Голова по отношению к формату не должна быть слишком большой или слишком маленькой, планируется, что при перенесении рисунка на холст она будет изображена или в натуральную величину, или чуть меньше.

В большинстве случаев размер головы в учебном этюде берется меньше натурального размера. При работе над портретом в рамках учебного этюда также пока не требуется решения сложных задач, раскрытия психологической индивидуальности натуры. Основной задачей данного этапа обучения - правильное определение основных цветовых и тональных отношения света, полутонов, формы головы по отношению к фону и друг к другу, поиск связей между ними с целью, чтобы они создавали общее цветовую единство.

На данном этапе также продумывается, что будет главным, а что второстепенным. Часто в портрете акцент делается на глазах, при этом фон, волосы и одежды обобщаются. Соотношение выбранного этюда с работой должно быть максимально точное.

По желанию, перед работой на холсте можно выполнить картон - точный рисунок будущей картины, возможно, с разбором по тону, формат в формат. И затем перенести его по клеткам или обведя углем. Однако этот способ чаще используется при выполнении сложных композиций. Предварительный рисунок делается с целью научиться передавать форму головы с помощью светотеневых отношений, понять распределение тона в глубину от самых светлых частей головы до темных и затем перейти к изображению цветом [1].

Если художник намечает рисунок сразу на холсте, как и при выполнении других построений, в соответствии с этюдом задаются габаритные размеры в формате холста, определяются основные пропорции, далее идет разработка и уточнение элементов меньшего размера. Подготовительный рисунок может вестись разными материалами, нежелательно выполнять его карандашом, или другими травмирующими поверхность холста способами.

При написании портрета можно переносить композицию сразу краской на холст. Рисующий цвет должен попадать в полутона, чтобы затем раствориться в живописи. Для каждой постановки будет свой рисующий цвет. Как универсальный можно рекомендовать волконскоит. При этом можно выбрать любое связующее (масло, разбавитель, лак, «тройник», «двойник»). При нанесении рисунка письмо с разбавителем позволит легче всего редактировать очертания [2].

При выполнении учебного задания в подготовительном рисунке подробно прорабатывается конструкция головы, шеи и плечевого пояса, выполняется построение, находятся парные точки, особое внимание уделяется анатомии. Хорошо, если удается передать индивидуальные черты модели. Подробный рисунок может вестись достаточно долго, идет анализ натуры, уточнение пропорций, анатомии, можно предвосхищать разбор касаний. Подготовительный рисунок может выполняться не только линией, но и пятном. Чтобы не сбить рисунок при раскрытии холста в цвете его необходимо хорошо просушить. После просушки перед следующим этапом необходимо сделать межслойную обработку тройником или ретушным лаком, чтобы улучшить их связь.

По просушенному рисунку можно смело раскрывать холст в цвете, возможно, иногда нарушая и перекрывая рисунок. Нужно грамотно воспользоваться рисунком, чтобы он участвовал и работал на образ. Где-то рисунок, входящий в полутона, может сохраниться. Точная раскраска по изначально заданным контурам может сделать работу сухой и безжизненной. Главной задачей на данном этапе является найти большие цвето-тональные отношения, которые выстраиваются в единую цветовую гармонию. Живопись на этом этапе лучше вести без белил широкими кистями. Можно выполнить цветной подмалевок лессировками, вспоминая приемы акварели, чтобы использовать цвет грунта. Постепенно вводятся белила на светах. При этом тени могут оставаться без белил.

Когда большие отношения взяты верно, переходят к прописке деталей. Скорее всего на этом этапе потребуется меньший размер кисти. Корпусные прописки можно вести на «двойнике» или «тройнике». Цветом «лепится» форма, в больших отношениях находятся меньшие нюансы, рефлексы, проверяются касания. Работая над формой, не следует забывать, что живопись строится на взаимоотношениях теплых и холодных цветов. Например, при работе с дневным освещением из окна, освещенные части кажутся чуть холоднее, а теневые чуть теплее. Борьба теплых и холодных цветов есть как в больших отношениях, так и в деталях. Большие и малые контрасты делают цвет звучным. Важную роль играют рефлексы, демонстрирующие влияние цвета одного предмета на другой и объединяющие все элементы постановки. Рефлексы также задают дополнительную игру теплых и холодных цветов. Проверяются силуэты пятен характерные для данной постановки. Прорабатывается фактура живописного полотна. Фон, одежды и тени пишутся обобщенно широким мазком или даже остаются в подмалевке. Освещенные части при этом прорабатывается тщательнее, фактура мазка становится выразительнее. Тщательная проработка останавливает внимание зрителя на главном в работе. Прорабатывая детали, стоит помнить, что все второстепенное подчиняется главному. Можно перепроверять свою работу, отходя от нее на расстояние или прищуриваясь, чтобы расфокусировать зрение и увидеть картину в целом. Уточняя, постоянно сравниваем между собой все отношения.

На последнем этапе обобщаются все второстепенные детали и расставляются акценты. Еще раз проверяются касания, некоторые смягчаются, чтобы натура плавно вписывалась в среду и казалась объемной. После проработки деталей очень важно вновь посмотреть на картину в целом, восстановить колористическое единство. В процессе длительной работы часто теряется первое впечатление от натуры [3]. При необходимости, на этом этапе можно вернуться к подготовительным этюдам, отражающим первоначальный замысел. Сравнить, отвечает ли итоговая работа изначальному замыслу.

Выводы. Таким образом, методика работы над портретом, приведенная выше, является достаточно общей. Некоторые опытные художники сразу приступают к письму на холсте или могут вести работу от детали. Для освоения портрета в учебной постановке по живописи подходят описанные этапы работы: замысел, эскизы и этюды, перенос на холст и подготовительный рисунок, раскрытие холста в цвете, проработка деталей, акценты и обобщение.

Литература:

1. Живопись: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Н. Бесчастнов, В. Кулаков, И. Стор [и др.] - М.: ВЛАДОС, 2003. - 224 с.

2. Киплик Д.И. Техника живописи - М.: Сварог и К, 2002. - 357 с.

3. Могилевцев В.А. Основы живописи - СПб.: АйМех, 2007. - 72 с.

4. Сухарев А.И., Шаляпин О.В. Пути развития педагогики портретного искусства // Омский научный вестник. - 2011. - № 1. - С. 202-205.

5. Шаляпин О.В., Сухарев А.И. Теория повышения эффективности обучения в портретной живописи // Омский научный вестник. - 2010. - № 6. - С. 213-215.

6. Шашков Ю.П. Живопись и ее средства - М.: Трикста, Академический проект, 2006. - 142 с.

7. Шорохов Е. В. Композиция : учеб. для студентов худож.-граф. пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Мазанюк Елена Федоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Аннотация. Статья посвящена определению педагогических условий формирования экологической культуры обучающихся колледжей Республики Крым, в частности анализу сущности процесса создания предметно-развивающей среды для проведения элементарной поисковой, научно-исследовательской и природоохранной деятельности с учетом индивидуальных потребностей, интересов, склонностей обучающихся в процессе формирования у них экологических умений и экологического сознания как важного педагогического условия.

Ключевые слова: среда, развивающая среда, предметно-развивающая среда, формирование экологической культуры, экологическое воспитание, окружающая природная среда, экологические умения, экологическое сознание, педагогические условия, обучающиеся колледжей.

Annotation. The article is devoted to the definition of pedagogical conditions for the formation of environmental culture of students of colleges of the Republic of Crimea, in particular, the analysis of the essence of the process of creating a subject-developing environment for the elementary search, research and environmental activities, taking into account the individual needs, interests, inclinations of students in the formation of their environmental skills and environmental consciousness as an important pedagogical conditions.

Keywords: environment, developing environment, subject-developing environment, the formation of environmental culture, environmental education, the environment, environmental skills, environmental awareness, pedagogical conditions, College students.

Введение. Формирование культуры как сложного интегративного качества требует теоретического базиса, однако в целом культура является продуктом процесса воспитания. В таком контексте процесс формирования экологической культуры обучающихся колледжей является результатом многокомпонентного процесса экологического образования, в системе которого важнейшей составляющей является экологическое воспитание.

В процессе экологического воспитания обучающихся колледжей важно построить систему успешного функционирования всех компонентов образовательной системы, зависящей от целей, задач, форм и методов этой системы, и обеспечить необходимые педагогические условия эффективного процесса формирования экологической культуры [2].

Реализация какой-либо педагогической концепции, идеи, новшества, или осуществление конкретного процесса в рамках образовательной системы требует создания ряда педагогических условий.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение педагогических условий реализации процесса формирования экологической культуры обучающихся колледжей Республики Крым, в частности создания предметно-развивающей среды как одного из важнейших условий.

Изложение основного материала статьи. В контексте данного исследования целесообразно обратиться к обоснованию самого понятия «педагогические условия».

В широком смысле педагогические условия представляют собой совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов.

По словам Ю.К. Бабанского, педагогические условия представляют собой факторы или обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы [1]. О.Ф. Федорова определяет термин «педагогические условия» как совокупность объективных возможностей содержания образования, методов, организационных форм и материальных возможностей, которые способствуют решению поставленных задач [6].

На основании вышеизложенных авторских позиций в рамках данного исследования под понятием педагогических условий будем понимать совокупность объективных возможностей содержания, методов, организационных форм и материальных возможностей осуществления педагогического процесса, обеспечивающих успешное достижение поставленной цели.

Определив сущность понятия «педагогические условия», обратимся к решению непосредственных задач данного исследования.

При разработке педагогической модели системы экологического воспитания обучающихся колледжей Республики Крым нами были определены педагогические условия обеспечения указанного процесса. Они были сформулированы на основании концептуальных положений исследования и результатов анализа научной литературы.

Итак, к основным педагогическим условиям формирования экологической культуры обучающихся колледжей нами отнесены следующие:

- устойчивая мотивация к природоохранной деятельности и осознание значимости личного участия каждого человека в сохранении природных богатств;

- создание предметно-развивающей среды для проведения элементарной поисковой, научно-исследовательской и природоохранной деятельности с учетом индивидуальных потребностей, интересов, склонностей обучающихся в процессе формирования у них экологических умений и экологического сознания;

- обеспечение целостности и системности в организации процесса формирования у обучающихся экологической культуры в единстве трех направлений: изучение дисциплин «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», воспитательная и научно-исследовательская деятельность и проведение полевых практик;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.