I EN I
Транспорт
Снижение общих объемов перевозок пассажиров ГПТОП в дальней перспективе до 2030 года представляется также маловероятным даже при росте уровня автомобилизации. Более того, даже при нынешнем его уровне пропускная способность улиц в центральной части крупных городов практически исчерпана (как и возможности парковки). Выход из создавшегося положения сейчас и в особенности в перспективе возможен при условии опережающих темпов развития ГПТОП, что и запланировано в Транспортной стратегии России.
Вполне вероятен даже некоторый парадокс: рост автомобилизации в условиях ограниченной пропускной способности улиц и улучшения качества работы ГПТОП может привести к снижению среднегодовых пробегов легковых автомобилей в городе. В этом случае спрос на использование ЛА сместится, очевидно,
Библиографический список
в область загородных поездок. При неизбежном росте автомобилизации в перспективе вполне вероятны (а в некоторых городах - неизбежны) административные и (или) экономические (платный въезд) ограничения на использование ЛА в некоторых городских районах. Это, однако, возможно (и скорее всего это придется делать властям некоторых городов) только при опережающем росте качества услуг ГПТОП, когда он станет достойной альтернативой использованию ЛА [6]. Для сглаживания неизбежной в этом случае социальной напряженности (хорошо известен опыт Лондона [7]) необходимо проводить перспективную долговременную РР политику, направленную на то, чтобы граждане поняли, осознали и в массе своей поддержали необходимость некоторых самоограничений на использование ЛА.
4. http://www.ked.len.ru/actiones/pro_trans_communi/ ProEtContra.html
5. http://www.moscowlrt.ru/dresden_decl.html
6. http://www.garage-parking.ru/gip_03/gip_03_012.htm
7. http://www.omnibus.ru/N4.2005/page1.html
1. Доклад Министра транспорта РФ И. Левитина на заседании Правительства РФ 20 апреля 2006 г. // www.mintrans.ru
2. Vukan R. Vuchic. Urban Transit. Operational, planning and economics. John Wiley & Sons inc. Hoboken, New Jersey, 2005. 664 p.
3. Колганов С.В. Полномочия органов местного самоуправления по организации перевозок пассажиров в городах // Автотранспортное предприятие. 2008. № 2. C. 22-24.
УДК 656.073.
МЕТОДИКА ВЫБОРА ПЕРЕВОЗЧИКА ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ О.С.Прокофьева1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
В современных условиях выбор целесообразного перевозчика оказывает все большее влияние на эффективность результатов деятельности производственных и торгово-посреднических предприятий. Зачастую эти предприятия недостаточно хорошо владеют информацией о перевозчиках. Выбор перевозчика представляет для них сложную проблему, поскольку стоимость услуги одного и того же вида, наименования и уровня качества у разных перевозчиков может существенно различаться. Выбор перевозчика заключается в поиске и отборе потенциальных перевозчиков с точки зрения обеспечения доставки товара. Существенно повышает эффективность проектирования доставки предлагаемая методика поиска перевозчика, которая позволяет провести оценку качества обслуживания по заранее разработанной шкале оценок различных параметров с дальнейшим установлением рейтинга перевозчика. Табл. 3. Библиогр. 2 назв.
Ключевые слова: система доставки товара; потребитель; перевозчик; транспортно-экспедиционные организации; качество обслуживания.
METHODS TO SELECT A CARRIER BY TRANSPORT SERVICE CONSUMERS O.S. Prokofieva
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
In modern conditions the choice of appropriate carrier has an increasing influence on the performance efficiency of industrial and trade and intermediary businesses. It is quite common for these businesses to have insufficient information about the carrier. To choose a carrier is a challenge for them, since the cost of the service of the same type, denomination and quality level can considerably vary with different carriers. The choice of the carrier consists in searching and selection of potential carriers in relation to ensuring goods delivery. The proposed methods of carrier search significantly increase the efficiency of delivery designing. It also allows to carry out the assessment of service quality according to the
Прокофьева Оксана Сергеевна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента на автомобильном транспорте, тел. (3952) 405135.
Prokofieva Oksana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management in Automobile Transport, tel. (3952) 405135.
pre-developed rating scale of different parameters in order to establish the carrier's rating in future. 3 tables. 2 sources.
Key words: system of goods delivery; consumer; carrier; freight forwarding organizations; quality of service.
Отечественная и зарубежная практика организации транспортного обслуживания свидетельствует о нецелесообразности прямых хозяйственных связей промышленных предприятий с транспортными или экспедиторскими организациями. Дело в том, что грузовладельцы, как правило, слабо осведомлены о конъюнктуре рынка транспортных услуг (т.е. о наличии потенциальных партнеров, об уровне спроса и предложения на отдельные услуги, об уровне тарифов на перевозки, осуществляемые различными транспортными предприятиями). Поэтому грузовладельцам трудно самостоятельно отследить информацию о состоянии этого рынка и правильно выбрать перевозчика или рациональный вариант товародвижения. Если же задачу выбора возложить на транспортную или экспедиторскую организацию, то она неизбежно будет склонять потребителя пользоваться только ее услугами, что ограничивает возможности грузовладельцев в поиске резервов снижения себестоимости товаров.
С другой стороны, и транспортным предприятиям во многих случаях необходимы услуги посредника: при поиске вида груза, поиске грузовладельцев для длительной совместной работы, а также для целей планирования своей деятельности, рационализации парка подвижного состава, изучения конъюнктуры рынка и др.
Проблема выбора оптимального варианта транспортного обслуживания с особой остротой встает на рынке междугородной и международной доставки товаров. Существуют услуги, которые необходимы покупателю, но сами по себе в отдельности не представляют никакой ценности. Только посредники (фирмы -операторы), объединив эти услуги, выставляют на продажу систему услуг, которая в состоянии удовлетворять реальные потребности покупателя.
К политике предоставляемых услуг относятся все решения и действия, направленные на комплексное осуществление транспортного процесса. Это означает, что организация перевозок с учетом расстояния транспортировки, количества и сроков доставки планируется наряду с оказанием дополнительных услуг клиентам. Из 70% предприятий различных отраслей экономики США передали транспортным фирмам функции по выполнению и оформлению расчетов за перевозку, примерно 20-22% предприятий отказались в пользу транспортников от работы, связанной с определением цены за перевозку, складскими операциями и выбором оптимального маршрута доставки товаров. Фирмы-перевозчики сочли выгодным переключиться на выполнение функций контроля за грузами, находящимися в пути следования. Они стали заниматься также организацией электронного обмена данными между всеми участниками логистического процесса и хранения информации. В результате около 12-15% фирм освободились от выполнения указанных функций. И, наконец, от 7 до 11% фирм передали перевозчикам функции по осуществлению контроля за товаро-
материальными запасами, выполнению заказов и эксплуатации парка транспортных средств.
На сегодняшний день задача выбора перевозчика является составной частью общей задачи - доставки груза от производителя потребителям. Выбор и оценка перевозчика заключается в поиске и отборе потенциальных перевозчиков с точки зрения обеспечения доставки товаров с необходимым уровнем качества, в требуемые сроки, по приемлемой цене и т.д. Для этого нередко объявляется конкурс среди потенциальных перевозчиков, изучаются соответствующие фирменные каталоги, анализируются рекламные объявления, организуются посещения выставок, ярмарок и т.д. В результате формируется перечень потенциальных перевозчиков, по которому ведется дальнейшая работа.
Параметры отбора могут быть различными в различных сферах производства и деятельности, однако важнейшими остаются надежность доставки и приемлемая цена предоставляемого обслуживания. К другим параметрам относятся сроки выполнения перевозок, наличие резервных мощностей у перевозчиков, организация управления качеством обслуживания у перевозчиков, психологический климат персонала перевозчика, кредитоспособность и финансовое положение перевозчика. Надежность обслуживания понимается как соблюдение перевозчиком обязательств по срокам доставки и соответствие условиям договора, т.е. надежность обслуживания выступает как гаранти-рованность обслуживания потребителя с соответствующим качеством.
Несмотря на то что окончательный выбор перевозчика является в той или иной степени волевым актом принимающего решение лица, при выборе и оценке перевозчика используются следующие методы исследования операций:
- матричный;
- стоимостной оценки;
- абстрактного перевозчика;
- учитывающий технологические параметры;
- элиминирования по параметрам.
Существенно повышает эффективность проектирования доставки предлагаемая методика поиска перевозчика, которая позволяет провести оценку качества обслуживания по заранее разработанной шкале оценок различных параметров с дальнейшим установлением рейтинга перевозчика.
Расчет рейтингов компаний осуществляется на основе весов критериев и значений критериальных показателей по следующей формуле:
кк % , k = 1,К,
I
где Як - рейтинг к- го перевозчика; Д- удельный вес критериев; 1кк- значение /'-го критериального показателя для к-го перевозчика.
Потребитель транспортных услуг может осуществлять выбор перевозчика по множеству критериев. Каждый критерий будет иметь определенный удельный вес при определении рейтинга компаний. Чем больше критериев будет учтено при осуществлении выбора перевозчика, тем точнее будет этот выбор. Однако излишне большое количество критериев может привести только к потере времени, поскольку многие критерии будут оказывать минимальное (практически несущественное) влияние на результат. Поэтому следует учитывать критерии, которые могут оказать существенное влияние на рейтинг перевозчика и на принятие решения потребителям.
В табл. 1 приведена краткая характеристика этих критериев, а также критериальных показателей, с помощью которых они могут быть измерены. Информацию о критериальных показателях потребители транспортных услуг получают в ходе опроса при проведении маркетинговых исследований рынка. Если предприятиям затруднительно найти приведенную информацию для расчета критериальных показателей, то можно ограничиться только тем набором критериев, для расчета которых она может быть получена.
Удельный вес каждого критерия определяется с учетом коэффициентов относительной важности одно-
Таблица 1
Критерии выбора перевозчика_
№ п/п Критерий выбора перевозчика Критериальный показатель Расчетная формула
1 Стоимость услуг Стоимость услуг к С = 2 • /• (1 -100), где 0 - объем перевезенного груза, т; 1 - тариф на перевозку 1т груза, руб.; к -скидка к тарифу на перевозку 1т груза, %
2 Прод олжительность доставки Время оборота 1об = + 1п-Р, где (дв - время движения подвижного состава, ч; 1„.р - время простоя подвижного состава при погрузо-разгрузочных операциях за оборот, ч.
3 Современность подвижного состава Срок эксплуатации парка подвижного состава р X Вр В = ——, где Вр - срок эксплуатации р-го под- Асс вижного состава, лет; Асс - среднесписочное количество подвижного состава, ед.
4 Качество предоставляемых услуг Случаи несохранной доставки груза X О (1 - г)" 1 = —-, где Оп - число полученных за- X 1 казов; г - доля отложенных заказов; п - количество номенклатурных позиций.
5 Опыт работы Время работы на рынке Время работы на рынке
6 Своевременность доставки Случаи несвоевременной доставки груза Х°п (1 - Р)" г = —-, где Оп - число полученных за- X ои 1 казов; р - доля несвоевременных заказов; п -количество номенклатурных позиций.
7 Эффективность деятельности предприятия Общая рентабельность предприятия Д - я Р = —--100 %, где Д - доходы предприятия, я руб.; - расходы предприятия, руб.
8 Финансовая независимость Коэффициент автономии КЗ Кает = сс ' гДе КЗ - кредиторская задолженность предприятия, руб.; СС - собственные средства предприятия, руб.
9 Производственные мощности Общая грузоподъемность подвижного состава ЧобЩ = Ас • Чн, где Асс - среднесписочное количество подвижного состава, ед.; цИ - номинальная грузоподъемность подвижного состава, т.
10 Популярность предприятия Оценка потребителей Средняя оценка потребителей по десятибалльной системе
го критерия по сравнению с другим, для этого составляется табл. 2, для которой характерно свойство обратной симметричности.
деляются по формулам, представленным в табл. 1. Результаты расчетов необходимо представить по форме табл. 3.
Таблица 2
Относительная важность критериев
К1 К2 К3 К4 К5 Кб К7 К8 К9 К10
К1
К10
Коэффициент относительной важности определяется по шкале:
• 1 - равная важность критериев;
• 3 - умеренное превосходство одного критерия над другим;
• 5 - существенное превосходство;
• 7 - значительное превосходство;
Поскольку все критериальные показатели имеют различную размерность, осуществляется процедура нормирования, которая заключается в том, что:
- показателям, для которых оптимальным является минимальное значение, единица присваивается минимальному показателю, а остальные вычисляются путем деления значения минимального показателя на соответствующий показатель;
Таблица3
Критериальные показатели
аи вн оа
ь
н тс, о ,и
о н О
л с
а с
е р
яс
е р
В
в
о д
& -
те сл
а р
з о В
ани
:т й
^ а и с X Е?
ам
че ур
Сое о
в с е
с о н ь л а б а
е Р
И
ио
£ °
о го К
ыт
те
ол
б,
ае
рк
рмя ынк
ра Вн
аа
С
е
2 5 з
еил
О
• 9 - очень сильное превосходство;
• 2,4,6,8 - промежуточные (компромиссные) суждения.
На основе проведенного сравнения осуществляется расчет искомых весов критериев. Для этого сначала определяется средняя геометрическая из чисел, записанных в строках:
ьг = Пал • ап ■ ■■■■ аш , | = 1,n,
где п - количество критериев.
С использованием полученных данных для каждого критерия определяются удельные веса по формуле
у. = -Ь—, I = 1,п.
/г п
IЬ
г=1
При этом должно выполняться условие: удельный вес всех критериев выбора перевозчиков должен быть равен 1.
10
1,= 1.
г=1
Критериальные показатели, с помощью которых могут быть измерены критерии выбора перевозчика, опре-
- показателям, для которых наилучшим является максимальное значение, единица присваивается максимальному показателю, а остальные вычисляются путем деления их значения на значение максимального показателя.
Результаты расчетов по всем критериальным показателям (нормирование их величины) необходимо представить по форме, аналогичной табл. 3.
После определения удельного веса критериев и осуществления процедуры нормирования критериальных показателей определяется рейтинг перевозчика. Полученные результаты будут свидетельствовать о том, что компания, имеющая наибольший рейтинг с точки зрения выдвинутых критериев, является лучшим перевозчиком по доставке груза.
Описанная методика выбора перевозчика позволяет определять степень соответствия перевозчиков целевой функции системы доставки путем их оценки с применением как количественных, так и качественных критериев. Данный метод достаточно прост и удобен, его можно предложить для практического использования многим компаниям.
Библиографический список
1. Бураков В.И., Колодин В.С. Основы коммерческой логи- 2. Основы логистики: учебник для вузов / под ред. В.А. Гуд-стики: учеб. пособие. Иркутск: БГУЭП, 2002. 432 с. кова. М.: Горячая линия - Телеком, 2004. 351 с.