УДК 339.544
DOI 10.54048/20727240_2021_03_127 МЕТОДИКА ВЫБОРА ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ С. В. Новиков1
1 Российская таможенная академия, г. Люберцы, Московская область, Россия
Аннотация. Статья посвящена вопросу выбора объектов проверочных мероприятий, осуществляемых после выпуска товаров. Проанализированы процессы определения объектов контроля в условиях ограниченной численности таможенных органов. На основе результатов проведенного анализа определена проблема высокой ошибочности выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров, которая характеризуется снижением эффективности деятельности таможенных органов, а также повышением дополнительной административной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности. Основное внимание уделено необходимости моделирования уровня риска с использованием специализированного пакета расширения программы MATLAB - Fuzzy logic toolbox в целях повышения эффективности выбора объектов проверочных мероприятий. Предложена инновационная методика, отличительной особенностью которой является определение как возможных последствий нарушения законодательства для государства и общества, рассчитываемых в настоящее время таможенными органами, так и вероятности нарушения с последующим моделированием уровня риска с использованием программы MATLAB.
Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, методика, выбор объектов, вероятность нарушения, последствия нарушения, уровень риска, нечеткие множества, моделирование, мониторинг, метод дефаззификации.
METHODOLOGY OF SELECTION OF OBJECTS OF CUSTOMS CONTROL AFTER RELEASE OF GOODS
S. V. Novikov1
1 Russian Customs Academy, Moscow region, Lyubertsy, Russia
Abstract. The article is devoted to an important scientific and practical problem of the choice of objects of verification activities carried out after the release of goods. The processes of determining the objects of control under the conditions of a limited number of customs authorities have been analyzed. Based on the results of the analysis, the problem of high error in the choice of objects of customs control after the release of goods is identified, which is characterized by a decrease in the efficiency of customs authorities, as well as an increase in the additional administrative burden on participants in foreign economic activity. The main attention is paid to the need to model the level of risk using a specialized extension package for the MATLAB program - Fuzzy logic toolbox in order to increase the efficiency of the selection of objects for verification activities. An innovative technique is proposed, a distinctive feature of which is the determination of both the possible consequences of a violation of legislation for the state and society, which are currently calculated by the customs authorities, and the probability of a violation, followed by modeling the level of risk using the MATLAB program.
Keywords: customs control after the release of goods, technique, selection of objects, the likelihood of a violation, the consequences of the violation, level of risk, fuzzy sets, modeling, monitoring, defuzzification method.
© Новиков С. В., 2021
ВВЕДЕНИЕ
Анализ мирового опыта осуществления таможенного контроля свидетельствует о необходимости формирования государством стратегического баланса, направленного, с одной стороны, на развитие внешнеторговой деятельности, а с другой -на повышение качества и результативности проведения таможенного контроля. В условиях ограниченной численности таможенные органы стремятся нивелировать сокращение времени контроля, а также количества необходимых документов для выпуска товаров применением принципа выборочности с использованием системы управления рисками (СУР) и таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ), снижающего риски несоблюдения таможенного законодательства. Этому процессу способствуют разрабатываемые и активно внедряемые в настоящее время таможенными органами информационные технологии, которые позволяют избежать ошибочных действий должностных лиц таможенных органов (ДЛТО) при проверке товаров, а также содействуют качественному осуществлению таможенного контроля. Основополагающим в этом процессе является выбор объектов контроля, от которого в дальнейшем зависит как эффективность всех проверочных мероприятий, так и результативность их осуществления.
Актуальность исследования процессов выбора объектов ТКПВТ обусловлена высоким процентом ошибочности таможенных органов при выборе проверяемых лиц. Так в 2019 г. значение данного показателя составило 26,5%, что свидетельствует о снижении эффективности использования ограниченных ресурсов таможенных органов, а также повышении административной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Совершенствование механизмов осуществления аналитической работы при выборе объектов контрольных мероприятий является одним из основополагающих направлений «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Актуальность разработки инновационной методики выбора объектов ТКПВТ подтверждается также значительным научно-практическим интересом к данному направлению исследования как таможенных органов, так и участников ВЭД.
Необходимо отметить, что использование таможенными органами комплекса программных средств «Постконтроль» позволяет проводить аналитические расчеты только по некоторым показателям, которые применяются СУР для выбора объектов проверочных мероприятий [1]. В связи с этим стратегически важным для таможенных органов является безошибочный выбор объектов таможенного контроля на основе моделирования уровня риска нарушения законодательства с целью снижения ограниченных ресурсов таможенных органов, а также финансовых потерь участников ВЭД. При повышении эффективности выбора объектов ТКПВТ необходимо учитывать основные проблемы, возникающие в данной сфере, а также перспективы использования новых информационных технологий. Поэтому основная цель статьи заключается в разработке инновационной методики выбора объектов ТКПВТ, базирующейся на моделировании уровня риска нарушения таможенного законодательства, позволяющей нивелировать риски ошибочных действий ДЛТО, в целях повышения эффективности определения объектов проверочных мероприятий. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач.
1. Анализ показателей, используемых таможенными органами в целях определения объектов проверочных мероприятий.
2. Выявление проблем, возникающих в процессе выбора объектов ТКПВТ, оказывающих негативное воздействие на деятельность таможенных органов.
3. Определение этапов, необходимых для выбора объектов проверочных мероприятий.
4. Определение возможностей специализированных программных средств в целях моделирования уровня риска нарушения таможенного законодательства.
В условиях перераспределения функций и полномочий таможенных органов в результате реформирования их структуры, развития процессов автоматизации и цифровизации всех этапов, видов и форм таможенного контроля [2] решаемые в статье задачи имеют особое значение для реализации одного из основных направлений «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» - формирование новых подходов к организации и проведению ТКПВТ [3].
ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ДЛЯ ВЫБОРА ОБЪЕКТОВ ПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Для выбора объектов проверочных мероприятий после выпуска предусмотрены только методические рекомендации по осуществлению ТКПВТ в отношении уполномоченных экономических операторов (УЭО) [4]. В соответствии с данными рекомендациями таможенными органами проводится мониторинг и анализ деятельности УЭО по 17 отдельным показателям, основные из которых приведены ниже.
1. Средний индекс уплаченных таможенных платежей (ИТП). Расчет показателя осуществляется по формуле (1):
п
1 Отп
Итп -, (1)
1ОТОВ
г=1
где ИТП - средний ИТП в ^й период;
ОТП - средний суммарный объем уплаченных таможенных платежей по декларируемым товарам в ^й период;
ОТОВ - средний весовой объем задекларированных товаров в ^й период.
2. Средний индекс таможенной стоимости (ИТС), который рассчитывается по формуле (2):
п
1 Ост
Итс -, (2)
1 ОтОВ
г=1
где ИТС - средний ИТС в ^й период;
ОСТ - средний стоимостной объем задекларированных товаров с учетом произведенных корректировок таможенной стоимости (КТС) в ^й период.
На основе рассчитанных значений индексов таможенными органами определяются суммы потенциальных потерь платежей по формуле (3):
Оотч - весовой объем товаров, задекларированных УЭО в отчетный период.
Следует отметить, что данные показатели оценивают только вероятность фискальных последствий УЭО, которые могут наступить в результате конкретного нарушения законодательства, что, безусловно, является важным. При этом упомянутые показатели не учитывают вероятность потенциального нарушения таможенного законодательства участником ВЭД, что также имеет стратегическое значение для таможенных органов. Следовательно, разработка данных показателей составляет важную научно-практическую задачу. С использованием таких показателей представляется возможным моделировать уровень риска нарушения таможенного законодательства участником ВЭД для более эффективного выбора проверочных мероприятий. Учитывая колоссальный потенциал моделирования оценки риска, целесообразно разработать инновационную методику выбора объектов ТКПВТ.
ЭТАПЫ ВЫБОРА ОБЪЕКТОВ ПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Предлагаемая методика выбора объектов ТКПВТ включает следующие этапы. На первом этапе осуществляется выбор показателей (ИНАР) по принципам репрезентативности (включены наиболее существенные показатели, которые оказывают влияние на выбор объектов контроля), достоверности (качественно отражают состояние объектов проверочных мероприятий) и информационной доступности (во время расчета используются официальные статистические данные). На втором этапе происходит формирование критериев (ЗОРГ) деятельности проверяемых лиц. На третьем этапе для выбранных показателей и критериев определяются соответствующие значения, а также рассчитывается интегральный показатель (Внар). На четвертом этапе рассчитываются ПНАР, которые выражены в сумме потенциальных потерь таможенных платежей. На пятом этапе осуществляется моделирование уровня риска нарушения законодательства участником ВЭД на основе рассчитанных последствий и вероятности нарушения с использованием пакета расширения программы MATLAB - Fuzzy logic toolbox, включающего инструментарий для моделирования систем с нечеткой логикой.
Переход от показателей к оценке основан на девяти сформулированных логических правилах перехода от входных переменных к результирующему показателю. Полученная величина уровня риска позволяет ранжировать участников ВЭД в соответствии с матрицей рисков.
По нашему мнению, выбор объектов ТКПВТ необходимо осуществлять информационно-программным средством Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов в автоматическом режиме на основе анализа показателей, содержащихся в Центральной базе данных (ЦБД) ЕАИС таможенных
(3)
органов. Предполагается, что в автоматическом режиме информационно-программное средство ЕАИС таможенных органов будет осуществлять расчет:
- показателей деятельности участников ВЭД с учетом критериев, свидетельствующих о нарушении законодательства;
- интегрального показателя вероятности нарушения таможенного законодательства участником ВЭД с последующим ранжированием критериев, примеры которых приведены в табл. 1;
- сумм причиненного ущерба, выраженного в условных непоступлениях таможенных доходов в федеральный бюджет с последующим их ранжированием.
Таблица 1
Система критериев риска в целях выбора объектов проверочных мероприятий
Наименование критерия деятельности организации (Порг) Значение, указывающее на нарушение права ЕАЭС (КНАР) Принимаемые значения критерия (ЗОРГ)
Отказ руководителя от руководства организацией Да/Нет 2/0
Отсутствие связи с организацией по адресу регистрации Да/Нет 2/0
Невозможность осуществления управления организацией руководителем Да/Нет 2/0
Неисполнение требования о представлении документов Да/Нет 2/0
Массовый адрес регистрации организации Да/Нет 2/0
Имеется массовый учредитель организации (юридическое или физическое лицо) Да/Нет 2/0
Имеется массовый руководитель (физическое лицо) Да/Нет 2/0
Недействительный паспорт руководителя организации Да/Нет 2/0
Недействительный паспорт учредителя организации Да/Нет 2/0
По нашему мнению, выбор объектов ТКПВТ необходимо проводить за последние пять лет, предшествующих дате выпуска товаров, из числа участников ВЭД, относящихся к высокому уровню риска, у которых интегральный показатель итоговой оценки достигает максимальных значений. Наибольшие значения интегрального показателя итоговой оценки деятельности участника ВЭД указывают на наличие высокого потенциального риска нарушения законодательства, а также возможного ущерба, причиненного государству.
На основе полученных значений критериев и показателей рассчитываются интегральные значения показателей деятельности для каждого участника ВЭД по формуле (4):
I ИНАр +Х Зс
___ -ЧСРГ
Внар = "-100^-' (4)
где ВНАР - интегральный показатель вероятности нарушения таможенного законодательства участником ВЭД;
ИНАР - суммарное значение показателей деятельности участника ВЭД в ¿-й период;
ЗОРГ - суммарное значение критериев деятельности участника ВЭД в ¿-й период.
Максимальное значение уровня вероятности (ВНАР) по разработанной методике может находиться в диапазоне от 0 до 1. Тогда при анализе выявленных потенциальных вероятностей нарушения законодательства балльные значения участников ВЭД, в зависимости от значения интегрального показателя, будут определяться следующим образом:
- низкий уровень вероятности, если ВНАР составляет менее 0,33;
- средний уровень вероятности, если ВНАР составляет от 0,33 до 0,66;
- высокий уровень вероятности, если ВНАР принимает значения от 0,66 до 1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РИСКА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАКЕТА РАСШИРЕНИЙ ПРОГРАММЫ MATLAB - FUZZY LOGIC TOOLBOX
На основе разработанных показателей и критериев деятельности участников ВЭД осуществляется моделирование уровня риска нарушения таможенного законодательства в целях выбора объектов проверочных мероприятий подразделениями ТКПВТ и использования пакета расширения программы MATLAB - Fuzzy logic toolbox, включающего инструментарий для моделирования систем с нечеткой логикой. Fuzzy logic toolbox обеспечивает графический пользовательский интерфейс функции для проектирования и моделирования систем на основе нечеткой логики. Система с нечеткой логикой находит широкое применение в научных исследованиях [5, 6] для решения задач управления, оценки, создания системы принятия решений в нечетких условиях. Применение данного пакета расширений является рациональным решением для выбора объектов ТКПВТ, характеризующихся многообразием различных особенностей и признаков. Уровень риска нарушения законодательства участником ВЭД зависит от вероятности наступления того или иного события (ВНАР), а также последствий для государства и общества (ПНАР) [7, с. 151]. Пример матрицы рисков для трехмерной шкалы оценки вероятности и последствий возможных нарушений представлен в табл. 2.
Таблица 2
Матрица рисков нарушения таможенного законодательства
Вероятность (ВНАР) Последствия (ПНАР)
незначительные умеренные значительные
Низкая Низкий риск Низкий риск Средний риск
Средняя Низкий риск Средний риск Высокий риск
Высокая Средний риск Высокий риск Высокий риск
Источник: составлено автором.
Поскольку уровень риска является величиной, зависимой от переменных ВНАР и ПНАР, примем для ее обозначения показатель ДУРИС, а переменные параметры используем в качестве «входных» для построения модели уровня риска
и дальнейшего выбора объектов проверочных мероприятий. Универсальным множеством для ДУРИС представляется целесообразным принять диапазон от 0 до 100.
Полученные входные переменные, оказывающие непосредственное воздействие на уровень риска нарушения законодательства, целесообразно отобразить в виде схемы (рис. 1).
X X
Р_нарушения
Е_нарушения
Вероятность (mamdani) АЛ
ДУ_риска
Рис. 1. Отображение схемы зависимости переменных на уровень риска в пакете Fuzzy logic toolbox
Для установления входной переменной ВНАР воспользуемся разработанным методическим аппаратом оценки уровня вероятности нарушения законодательства с заданными значениями лингвистических переменных. Принимая во внимание тот факт, что значения переменных вероятности в соответствии с формулой (4) лежат в пределах от 0 до 1, целесообразно соотнести значение величины вероятности с лингвистической переменной (табл. 3).
Таблица 3
Формализованное представление о величине потенциальной вероятности нарушения таможенного законодательства
Участник ВЭД Значение величины вероятности Лингвистическая переменная (ВНАР)
1 Менее 0,33 Низкая
2 От 0,33 до 0,66 Средняя
3 От 0,66 до 1 Высокая
Источник: составлено автором.
Для установления входной переменной ПНАР представляется рациональным рассчитывать ИТП с использованием формулы (1), а также значения условных потерь таможенных доходов по формуле (3). В результате расчетов для каждого участника ВЭД определяется величина последствий, выраженная в потенциальных потерях таможенных доходов (Птд), а также соответствующая лингвистическая переменная. Принимая в расчет, что средняя величина взыскания таможенных доходов по результатам одной таможенной проверки составляет от 2,4 до 4,4 млн руб. в 2018 г. и 2019 г. соответственно [8, 9], возможно установить шаг интервала, равный 0,4 млн руб., в целях включения данного диапазона величин в умеренный уровень последствий нарушения. Полученные соотношения представлены в табл. 4.
Таблица 4
Соответствие величины последствий риска потенциальным потерям и лингвистической переменной
Величина последствий риска, баллы Потенциальные потери таможенных платежей, млн руб. Лингвистическая переменная (Пнар)
0 Меньше 0,4 Незначительные
7,1 0,4-0,8
14,2 0,8-1,2
21,3 1,2-1,6
28,4 1,6-2
35,5 2-2,4 Умеренные
42,6 3,5-4
49,7 4-4,5
56,8 4,5-5
63,9 5-5,5
71 5,5-6 Значительные
78,1 6-6,5
85,2 6,5-7
92,3 7-7,5
100 7,5 и более
Источник: составлено автором.
Для определения уровня риска нарушения таможенного законодательства необходимо создать специальную базу правил в целях формального представления эмпирических данных, а также осуществления моделирования. Исходя из разработанной ранее матрицы рисков нарушения таможенного законодательства (см. табл. 2), возможно определить соответствующие правила. С помощью редактора правил Fuzzy logic toolbox преобразуем данные правила в вербальный формат отображения. Изображение с исчерпывающим перечнем правил представлено на рис. 2.
Рис. 2. Перечень правил для моделирования уровня риска нарушения таможенного законодательства, представленный в Fuzzy logic toolbox
Для определения принадлежности уровня риска нарушения законодательства представляется рациональным использовать математическую функцию Гаусса, которая подходит для нормального распределения и более плавно описывает множество всех возможных значений лингвистической переменной. В теории нечетких множеств данная совокупность обозначается термином «терм-множество».
Для осуществления численных расчетов используется метод дефаззифика-ции (англ. defuzzification) по центру тяжести, предусмотренный Fuzzy logic toolbox. Отметим, что под дефаззификацией понимается процедура преобразования нечеткого множества в четкое число [10, с. 107]. Для отображения полученных результатов моделирования построим трехмерную поверхность оценки уровня рисков нарушения таможенного законодательства. Изображение поверхности решений в трехмерном пространстве представлено на рис. 3.
File Edit View Options
Рис. 3. Трехмерное отображение поверхности модели оценки уровня риска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате осуществления необходимой последовательности действий в расширении программы MATLAB - Fuzzy logic toolbox, с учетом множества введенных оценок переменных ВНАР и ПНАР, а также разработанной базы правил, были получены определенные соотношения между входными переменными и уровнем риска нарушения таможенного законодательства. Например, при высокой вероятности нарушения законодательства участником ВЭД ВНАР = 0,85 и значительных последствиях нарушения ПНАР = 88,6 уровень риска принимает высокое значение ДУРИС = 0,67, что соответствует девятому правилу. При среднем уровне вероятности нарушения законодательства участником ВЭД ВНАР = 0,41 и умеренных последствиях нарушения ПНАР = 50,5 уровень риска принимает среднее значение ДУРИС = 0,49, что соответствует пятому правилу.
Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие выводы.
1. Разработанная трехмерная модель оценки уровня риска, предложенная в рамках методики выбора объектов ТКПВТ, полученная с использованием моделирования в программе MATLAB на основе применения метода дефаззификации, позволит повысить оперативность действий таможенных органов при проведении аналитической работы. В условиях изменчивого и динамического развития ВЭД
таможенным органам следует постоянно проводить мониторинг и актуализовать перечень показателей оценки деятельности участников ВЭД на основании полученных предложений от уполномоченных на осуществление ТКПВТ подразделений с указанием причин нецелесообразности применяемых показателей и (или) целесообразности установления новых показателей.
2. Предложенная методика выбора объектов ТКПВТ достаточно полно учитывает последовательность определения уровня риска нарушения законодательства таможенными органами с использованием визуализации процессов в интерактивной среде MATLAB. По результатам моделирования в режиме реального времени целесообразно оценивать уровень риска нарушения таможенного законодательства участником ВЭД в зависимости от вероятности нарушения и последствий, к которым данное нарушение может привести.
3. Последовательность определения уровня риска нарушения таможенного законодательства в сочетании с использованием моделирования позволит повысить эффективность выбора объектов ТКПВТ, снизить трудозатраты таможенных органов, а также административную нагрузку на участников ВЭД за счет возможности более точного определения уровня риска. Разработанная методика выбора объектов ТКПВТ учитывает организационные и информационные условия проведения таможенного контроля и может быть использована Главным управлением таможенного контроля после выпуска товаров Федеральной таможенной службы для эффективного выбора объектов проверочных мероприятий.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Немирова Г. И., Новиков С. В. Таможенный контроль после выпуска товаров как инструмент обеспечения экономической безопасности: монография. М.: Русайнс, 2019. 180 с.
2. Давыдов Р. В. Реформирование системы таможенных органов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 9-19.
3. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru.
4. Письмо ФТС России от 31.10.2013 № 23-20/49026 «О направлении методических рекомендаций».
5. Афонин П. Н., Топкова И. А. Механизм совершенствования таможенных инноваций, основанный на нечетко-множественном подходе при оценке уровня риска нарушения таможенных правил // Управленческое консультирование. 2015. № 2 (74). С. 115-125.
6. Гупанова Ю. Е. Разработка концептуальных, методологических и методических основ управления качеством таможенных услуг: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. Люберцы, 2013. 432 с.
7. Актуальные вопросы деятельности таможенных органов в условиях цифровой экономики: монография / под общ. ред. д-ра экон. наук Г. И. Немировой. М.: РИО Российской таможенной академии, 2020. 168 с.
8. Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году: справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru.
9. Таможенная служба Российской Федерации в 2019 году: справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru.
10. Оразбаев Б. Б., Курмангазиева Л. Т., Коданова Ш. К. Теория и методы системного анализа: учебное пособие. М.: Изд. дом Академии Естествознания, 2017. 248 с.
REFERENCES
1. Nemirova G. I., Novikov S. V. Customs control after the release of goods as a tool for ensuring economic security: monograph. Moscow, Rusays, 2019. 180 p.
2. Davydov R. V. Reforming the system of customs authorities of the Russian Federation. In: Vest-nic of Russian Customs Academy, 2020, no. 1, pp. 9-19.
3. Order of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2020 no. 1388-r "Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030" [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: pravo.gov.ru.
4. Letter of the Federal Customs Service of Russia dated October 31, 2013 no. 23-20/49026 "On the direction of methodological recommendations".
5. Topkova I. A., Afonin P. N. Mechanism of improving of customs innovations based on indistinct and multiple approach at an assessment of risk level of violation of customs rules. In: Administrative consulting, 2015, no. 2 (74), pp. 115-125.
6. Gupanova Y. E. Development of conceptual, methodological and methodological foundations of quality management of customs services: dis ... doctor's degree dissertation of economics. Sciences: 08.00.05. Lyubertsy, 2013. 432 p.
7. Topical issues of the activities of customs authorities in the digital economy: monograph / under total. ed. doctor of economics G. I. Nemirova. Moscow, Editorial and publishing department of Russian Customs Academy, 2020. 168 p.
8. Customs Service of the Russian Federation in 2018: reference materials for the meeting of the board of the Federal Customs Service of Russia [Electronic resource] // Official site of the Federal Customs Service of Russia. URL: http://www.customs.ru.
9. Customs Service of the Russian Federation in 2019: reference materials for the meeting of the board of the Federal Customs Service of Russia [Electronic resource] // Official site of the Federal Customs Service of Russia. URL: http://www.customs.ru.
10. Orazbaev B. B., Kurmangazieva L. T., Kodanova Sh. K. Theory and methods of systems analysis: text book. Moscow, Publishing house of the Academy of Natural Sciences, 2017. 248 p.
Информация об авторе
Новиков Сергей Владимирович - научный сотрудник отдела исследования проблем в теории и практике таможенного контроля, товарной номенклатуры, экспертизы и торговых ограничений Научно-исследовательского института, преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля, Российская таможенная академия, 140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4, e-mail: s.novikov@ customs-academy.ru, тел.: 8 (915) 284-75-88.
Information about the author
Novikov Sergey V. - researcher of the department of research of problems in theory and practice of customs control, commodity nomenclature, expertise and trade restrictions of the Research Institute, lecturer of the department of customs formalities and customs control, Russian Customs Academy, 140015, Russia, Moscow region, Lyubertsy, Komsomolsky prospect, 4, e-mail: [email protected].
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interests
The author declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. Для цитирования
Новиков С. В. Методика выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3. С. 116-138.
For citation
Novikov S. V. Methodology of Selection of Objects of Customs Control After Release of Goods. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2021, no. 3, p. 116-138.