Научная статья на тему 'Методика тренировочного процесса юных спортсменов-пловцов с учетом их индивидуальной генетической предрасположенности, на примере (GGAA)n гена EpoR'

Методика тренировочного процесса юных спортсменов-пловцов с учетом их индивидуальной генетической предрасположенности, на примере (GGAA)n гена EpoR Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EPOR / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ГЕН / ПЛАВАНИЕ / МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / ENDURANCE / GENE / SWIMMING / METHOD OF TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каргин Алексей Валентинович

Изучена ассоциация полиморфных вариантов гена рецептора эритропоэтина у спортсменов. Установлено, что гомозиготы по (GGAA)n 185-bp аллелю гена EPOR ассоциируются с проявлением выносливости. На основании генетической предрасположенности и выявленного генотипа у юных спортсменов-пловцов, было сформировано три группы, для проведения дальнейшего педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of training process for the young swimmers taking into account their individual genetic predisposition on the example (GGAA)n of the gene EPOR

Association of polymorphic variants of erythropoietin receptor gene in athletes was studied. It is established that homozygotes for the (GGAA)n 185-bp allele of the gene are associated with the manifestation of physical quality endurance. On the basis of genetic predisposition and revealed genotype in young swimmers, three groups were formed for further pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «Методика тренировочного процесса юных спортсменов-пловцов с учетом их индивидуальной генетической предрасположенности, на примере (GGAA)n гена EpoR»

physical education and sports. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. with int. participation dedicated to the 85th anniversary of St. Petersburg Research Institute of Physical Culture, Vol. 1, St. Petersburg, pp. 117-122.

4. Sergeev, G.A., Zlydnev, A.A. and Yakovlev, A.A. (2013), Methodology for developing comprehensive targeted training programs for regional teams of qualified athletes for a four-year training cycle (for example, the Russian double-breasted skiers), Lesgaft University, St. Petersburg.

5. Muyller, W., Platzer, D. and Schmoylzer, B. (1996), "Dynamics of human flight on skis: improvements in safety and fairness in ski jumping", Journal of Biomechanics, No. 29, pp. 1061-1068.

6. Remizov, L.P. (1984), "Biomechanics of optimal flight in ski jumping", J. Biomech., No. 17 (3), pp. 167-171.

7. Virmavirta, M. and Komi, P. V. (2010), "Kinetics and muscular function in ski jumping", Neuromuscular Aspects of Sport Performance, Vol. 17, pp. 91-102.

Контактная информация: zaharov-grigori@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.08.2019

УДК 797.21:575

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ПЛОВЦОВ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ, НА ПРИМЕРЕ (GGAA)n ГЕНА EPOR

Алексей Валентинович Каргин, Спортивная школа олимпийского резерва по плаванию «Радуга», Спортивный центр подготовки «Касатка», Санкт-Петербург

Аннотация

Изучена ассоциация полиморфных вариантов гена рецептора эритропоэтина у спортсменов. Установлено, что гомозиготы по (GGAA)n 185-bp аллелю гена EPOR ассоциируются с проявлением выносливости. На основании генетической предрасположенности и выявленного генотипа у юных спортсменов-пловцов, было сформировано три группы, для проведения дальнейшего педагогического эксперимента.

Ключевые слова: EPOR, выносливость, ген, плавание, методика тренировочного процесса.

METHODOLOGY OF TRAINING PROCESS FOR THE YOUNG SWIMMERS TAKING INTO ACCOUNT THEIR INDIVIDUAL GENETIC PREDISPOSITION ON

THE EXAMPLE (GGAA)n OF THE GENE EPOR Aleksey Valentinovich Kargin, "Raduga" Olympic Reserve Swimming Sports School, "Ka-satka" Sports training center, St. Petersburg

Annotation

Association of polymorphic variants of erythropoietin receptor gene in athletes was studied. It is established that homozygotes for the (GGAA)n 185-bp allele of the gene are associated with the manifestation of physical quality - endurance. On the basis of genetic predisposition and revealed genotype in young swimmers, three groups were formed for further pedagogical experiment.

Keywords: EPOR, endurance, gene, swimming, method of training process.

ВВЕДЕНИЕ

Физические качества человека в разной степени детерминированы и передаются по наследству. В частности, вклад в развитие физического качества - выносливость, составляет 60% [4]. В последние 20 лет, было установлено 93 генетических маркера, связанных с проявлением выносливости [1].

EPOR - ген рецептора эритропоэтина, отвечает за функции гормона эритропоэтина и различные сигнальные системы и процессы в организме человека. Редкие мутации в гене EPOR ассоциированы с семейным эритроцитозом, одним из проявлений которого является высокий уровень гемоглобина (в связи с нарушением негативной регуляции экспрессии

EPOR [5]. Основой полиморфизма (GGAA)n гена EPOR в гене являются повторы четырех пар нуклеотидов, при электрофоретическом разделении обнаруживаются два фрагмента длиной 185 п.о. (GG) и 165 п.о. (AA). На основании сравнения распределений частот генотипов гена EPOR у спортсменов различной специализации и квалификации, обнаружены ассоциации GG генотипа с предрасположенностью к проявлению и развитию выносливости, а ассоциации АА генотипа с предрасположенностью к проявлению и развитию ско-ростно-силовых качеств [3].

В большинстве упражнений в плавании результат зависит в основном от специальной выносливости - способности спортсмена поддерживать высокую скорость, высокую работоспособность, главным образом при нагрузках в зоне субмаксимальной мощности, то есть при плавании на дистанциях 50-400 метров [2].

Задачи исследования:

1. Распределить юных спортсменов-пловцов по частоте встречаемости генотипа по группам.

2. Обосновать методику тренировочного процесса у юных спортсменов-пловцов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. На этапе начальной подготовки (1, 2 год обучения) в период с 2011 по 2015 год, поступившие дети проходили генетическое обследование. Исследование проходило на базе Спортивного центра подготовки по плаванию «Касатка» города Санкт-Петербург. Всего в эксперименте принимало участие 93 ребенка (15 девочек и 78 мальчиков), возраст 7 лет. У каждого ребенка был обнаружен индивидуальный генотип. Для проведения дальнейшего педагогического эксперимента, все дети были разбиты на три группы. В первую, экспериментальную группу, попали дети, у которых был обнаружен генотип GG гена EPOR. Во вторую, экспериментальную группу, попали дети, у которых был обнаружен генотип АА гена EPOR. В третью, контрольную группу, попали дети, у которых был обнаружен генотип GA гена EPOR. Каждая группа имела свою направленность: экспериментальная группа №1, акцент на развитии выносливости; экспериментальная группа №2, акцент на развитии скоростных качеств; контрольная группа, акцент на смешанной работе. В каждой группе, начиная с этапов НП3, УТГ1-5 (начальная подготовка 3 года обучения, учебно-тренировочные группы с 1 по 5 год обучения) давалась разная методика тренировочного процесса и проверочный тест (который проходил на каждом этапе подготовки на зимнем и летнем сборе). Контрольным тестом для всех групп, являлся отбор на Всероссийские соревнования «Веселый дельфин» (возраст на момент соревнований: девочки 11-12 лет, мальчики 1314 лет). Спортсмены должны были проплыть дистанции: 800 метров вольный стиль, 200 метров комплексное плавание и 100 метров основным способом плавания.

2. В каждой из трех групп, спортсмены, на протяжении пяти лет тренировочного процесса, работали по разработанной методике, с более выраженным акцентом на развитие, того или иного физического качества, согласно индивидуальному генотипу ребенка.

Тренерским составом Спортивного центра подготовки по плаванию «Касатка» СПб, была разработана программа подготовки, рассчитанная на 8 лет (НП1-3, УТ1-5). На этапах НП1-2, нагрузка и методика во всех 3-х группах, была одинаковая, направленная на развитие физических качеств, обучение техники плавания. Начиная с НП3 и на этапах УТ1-5, спортсмены перешли на групповой этап, по их индивидуальному генотипу. Основой программы, была контрольная группа, с генотипом GA гена EPOR. В первой экспериментальной группе, относительно группы контрольной, было увеличено количество тренировочных часов. Тренировочное занятие строилось на больших объемах, меньшей интенсивности, большими отрезками в заданиях режимного и интервального способов проплывания заданий, а режимы и интервалы между дистанциями, были минимальные.

Противоположной была работа, во второй экспериментальной группе. Где тренировочная работа строилась, на упражнениях с короткими отрезками проплывания, с

проплыванием ускорений на «ногах» и «руках». Интервалы и режимы в заданиях были большие, объемы были маленькие. Проверочными тестами, которые показывали, правильно ли строится работа в группах, а также являлись критерием оценки, проходили на летнем и зимнем сборе в течении сезона.

На летнем сборе, спортсмены проплывали тест 6x200 метров кролем на груди с отталкивания, с интервалом отдыха 30 секунд между отрезками. Учитывается чистое время, без интервалов Результаты, показанные спортсменами, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Средние значения стайерского проверочного теста

Группы (Генотип) п НП3 п УТ1 п УТ2 п УТ3 п УТ4 Р1

Девочки

Э. №1 - ОО 4 1330.90 4 1190.88 4 1008.90 3 960.90 2 882.10 1.000

Э. №2 - АА 6 1444.88 5 1350.69 4 1180.66 1 988.44 1 898.90 0.042

К. - ОА 5 1448.94 5 1354.78 4 1166.80 3 1036.15 2 960.44 0.008

Мальчики

Э. №1 - ОО 11 1141.83 11 1091.77 10 965.18 8 880.78 7 804.33 1.000

Э. №2 - АА 32 1362.88 19 1244.15 11 1100.87 8 988.90 8 876.90 0.011

К. - ОА 35 1349.30 20 1238.90 9 1018.27 4 978.60 2 846.98 0.033

Р1<0,05 - статистически значимые различия в генотипе ОО между контрольной группой и генотипом АА.

На зимнем сборе, спортсмены проплывали тест 6x50 метров кролем на груди со старта, с интервалом отдыха 1 минута между отрезками. Учитывается чистое время, без интервалов. Результаты, показанные спортсменами, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Средние значения спринтерского проверочного теста

Группы (Генотип) п НП3 п УТ1 п УТ2 п УТ3 п УТ4 Р1

Девочки

Э. №1 - ОО 4 256.22 4 234.60 4 222.04 3 212.89 2 196.56 0.044

Э. №2 - АА 6 244.44 5 229.17 4 216.80 1 198.04 1 180.86 1.000

К. - ОА 5 248.90 5 238.91 4 228.90 3 216.34 2 204.88 0.023

Мальчики

Э. №1 - ОО 11 220.07 11 208.77 10 190.56 8 180.16 7 168.17 0.044

Э. №2 - АА 32 214.56 19 198.89 11 184.56 8 176.54 8 164.32 1.000

К. - ОА 35 214.88 20 196.18 9 183.22 4 174.54 2 166.88 0.047

Р1<0,05 - статистически значимые различия в генотипе ОО между контрольной группой и генотипом АА.

ВЫВОДЫ

1. После проведения генетического тестирования юных спортсменов-пловцов, были выявлены индивидуальные генотипы и по этим данным, все спортсмены были разбиты на три группы.

2. Во всех трех группах была разработана методика построения тренировочного процесса, а также, подобраны проверочные тесты, для определения эффективности и результативности спортсменов.

3. Проверочные тесты показали, что распределение юных спортсменов-пловцов в соответствии с их индивидуальным генотипом по группам, оказались верными. Так в стайерском тесте, результаты спортсменов с генотипом вв, значимо выше, чем в контрольной группе. Так и в спринтерском тесте, результаты спортсменов с генотипом АА, значимо выше, чем в контрольной группе.

4. На протяжении этапов подготовки, количество спортсменов в группе уменьшалось. Более качественные спортсмены, в экспериментальных группах, проходили по этапам подготовки дальше, чем спортсмены контрольной группы, показывая лучшие результаты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметов, И.И. Молекулярная генетика спорта / И.И. Ахметов. - М. : Советский спорт, 2009. - 268 с.

2. Вайцеховский, С.М. Физическая подготовка пловца / С.М. Вайцеховский. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 142 с.

3. Спорт: медицина, генетика, физиология, биохимия, педагогика, психология и социология : материалы I Международной школы-конференции молодых ученых (21-25 ноября 2011 г.). - Уфа : Башкирский гос. пед. ун-т, 2011. - 182 с.

4. Heiitability estimates of endurance releted phenotypes: A systematic review and meta-analysis / E. Miyamoto-Mikami, H. Zempo, N. Fuku [et al.] // Scand J Med Sci Sports. - 2018. - № 28 (3). - P. 834-845.

5. Association between a tetranucleotide (GGAA)n repeat in the erythropoietin receptor gene and endurance performance / B. Wolfarth, J.A. Simoneau, E. Jakob, M.R. Boulay, Y.C. Chagnon, L. Perusse, F.T. Dionne, J. Gagnon, J. Keul, C. Bouchard // Med Sci Sports Exerc. - 1997. - Volume 29. - Issue 5. - P. 51.

REFERENCES

1. Akhmetov, I.I. (2009), Molecular genetics of sport, Soviet sport, Moscow.

2. Vaitsehovsky, S.M. (1976), Physical preparation of the swimmer, Physical education and sports, Moscow.

3. Sports: medicine, genetics, physiology, biochemistry, teacher, psychology and sociology: Proceedings of the 1st International school-conference ofyoung scientists (21-25 November 2011 year), Bashkir state pedagogical university, Ufa.

4. Miyamoto-Mikami, E., Zempo H., Fuku, N. [et al.] (2018), "Heritability estimates of endurance related phenotypes: A systematic review and meta-analysis", Scand J Med Sci Sports, No. 28 (3), pp. 834-845.

5. Wolfarth, B., Simoneau, J.A., Jakob, E., Boulay, M.R., Chagnon, Y.C., Perusse, L., Dionne, F.T., Gagnon, J., Keul, J. and Bouchard, C. (1997), "Association between a tetranucleotide (GGAA)n repeat in the erythropoietin receptor gene and endurance performance", Med Sci Sports Exerc, Vol. 29, Issue 5, pp. 51.

Контактная информация: shateleno87@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.08.2019

УДК 796.01

СПОРТ КАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В ПОЛИТИКЕ

Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Лада Владимировна Морозова, старший преподаватель, Татьяна Игоревна Мельникова, старший преподаватель, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрен один из элементов «мягкой силы» как инструмент внешнеполитического влияния - спорт. Выявлены три типа отношения между спортом и правительствами, а также обозначены особенности спорта как «мягкой силы». На основании исследования авторами определено отношение респондентов к существующей проблеме, значимости «мягкой силы» в спортивной дипломатии и имиджа страны в международных отношениях.

Ключевые слова: спорт; спортивные организации; политика «мягкой силы»; политический инструмент; международные отношения; манипуляция; бойкот; допинговый скандал.

SPORT AS INSTRUMENT OF "SOFT POWER" IN POLICY

Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lada Vladimirovna Morozova, the senior teacher, Tatiana Igorevna Melnikova, the senior teacher, North-West Institute of Management of Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, St. Petersburg

Annotation

This article deals with one of the elements of "soft power" as a tool of foreign policy impact-sport. It identified three types of relationships between sports and governments, as well as it outlines the features

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.