УДК 797.2
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ПЛОВЦОВ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
А.В. Каргин
Изучена ассоциация полиморфных вариантов гена рецептора эритропоэтина у спортсменов. Установлено, что гомозиготы по (GGAA)n 185-Ъраллелю гена EPOR влияют на проявление выносливости. Сформированы группы пловцов по критерию генетической предрасположенности, для которых разработаны методики построения тренировочного процесса в соревновательном периоде, подобраны проверочные тесты для определения ее эффективности.
Ключевые слова: спортсмены, плавание, ген EPOR, тренировочный процесс, выносливость, соревновательный период.
Непрерывный рост спортивных результатов в плавании и в других циклических видах спорта, высокая конкуренция на международной спортивной арене требуют эффективных методических, организационных и управленческих решений в многолетней подготовке спортсменов. Важное место занимает процесс совершенствования комплексного отбора, прогнозирования и контроля перспективных спортсменов на всех этапах многолетней подготовки. В настоящее время признано аксиомой, что высоких спортивных результатов может достичь лишь талантливый человек, обладающий определённым комплексом генетических предпосылок к данной деятельности [1, 2]
Физические качества человека в разной степени детерминированы и передаются по наследству. В частности, вклад в развитие физического качества - выносливость - составляет 60 % [3]. За последние 20 лет были установлены 93 генетических маркера, связанных с проявлением выносливости [4].
EPOR - ген рецептора эритропоэтина. Основой полиморфизма (GGAA)n гена EPOR в гене являются повторы четырех пар нуклеотидов, при электрофоретическом разделении обнаруживаются два фрагмента длиной 185 п.о. (GG) и 165 п.о. (AA). На основании сравнения распределений частот генотипов гена EPOR у спортсменов различной специализации и квалификации обнаружены ассоциации GG генотипа с предрасположенностью к проявлению и развитию выносливости, а ассоциации АА генотипа с предрасположенностью к проявлению и развитию скоростно-силовых качеств [5, 6].
Результаты исследования. В педагогическом эксперименте принимали участие юные спортсмены-пловцы Спортивного центра подготовки по плаванию «Касатка» Санкт-Петербурга. Количество юных спортсменов составило 93 чел. (15 девочек и 78 мальчиков). Все дети
проходили генетическое исследование. У каждого ребенка был обнаружен его индивидуальный генотип. Затем все дети были разбиты на три группы в соответствии с их индивидуальным генотипом. В первую, экспериментальную группу, вошли дети, у которых был обнаружен генотип ОО гена БРОЯ. Во вторую, экспериментальную группу, были включены дети с генотипом АА гена БРОЯ. В третью, контрольную группу, вошли дети, у которых был обнаружен генотип ОА гена БРОЯ. Каждая группа имела свою направленность: экспериментальная группа №1 - акцент на развитие выносливости; экспериментальная группа №2 -акцент на развитии скоростно-силовых качеств; контрольная группа -акцент на смешанной работе. В каждой учебно-тренировочной группе с 1-го по 5-й годы обучения (УТГ1, УТГ2, УТГ3, УТГ4, УТГ5), начиная с этапов начальной подготовки 3-го года обучения (НП3), использовались разная методика тренировочного процесса и проверочный тест, который проводился на каждом этапе подготовки в условиях зимнего и летнего сборов. Контрольным тестом для всех групп являлся отбор на Всероссийские соревнования «Веселый дельфин» (возраст на момент соревнований: девочки 11-12 лет, мальчики 13-14 лет). Спортсмены должны были проплыть дистанции: 800 м кроль на груди, 200 м комплексное плавание и 100 м основным способом плавания (кроль на груди).
Соревнования «Веселый дельфин» - это первые всероссийские соревнования, которые являются началом плавательной карьеры юных спортсменов-пловцов. Отборочные соревнования на финальный этап «Веселого дельфина» в Санкт-Петербурге, проходят в феврале-марте в бассейне длиной 50 м. Возраст участия спортсменов на этих соревнованиях: у девочек 11-12 лет, у мальчиков 13-14 лет. Результаты соревновательного теста по дистанциям у девочек и мальчиков представлены в таблице.
У девочек соревнования «Веселый дельфин» проходят на этапе подготовки УТГ1 в младшем возрасте, а на этапе подготовки УТГ2 - в основном. Возраст девочек при проплывании соревновательного теста 11 -12 лет. Уровень спортивной подготовленности девочек в данном возрасте - 2-й разряд.
У мальчиков соревнования «Веселый дельфин» проходят на этапе подготовки УТГ3 в младшем возрасту, а на этапе подготовки УТГ4 - в основном. Возраст мальчиков при проплывании соревновательного теста 13-14 лет. Уровень спортивной подготовленности мальчиков в данном возрасте - 1-й разряд.
В таблице представлены дистанции, на которых выступали юные спортсмены, данные представлены в секундах и средних значениях. Разные значения по этапам подготовки говорят об отчислении спортсменов и более качественном показателе при проплывании в основном возрасте.
Соревновательный тест по дистанциям у девочек и мальчиков
Группы п УТГ3 Р1 п УТГ4 Р2
800 м кроль 200 м комплекс 100 м кроль 800 м кроль 200 м комплекс 100 м кроль
Девочки
Э. №1 - оо 4 644,18 161,55 75,22 1,000 4 607,16 155,88 68,90 1,000
Э. №2 -АА 5 682,87 168,09 73,05 0,014 4 639,08 157,90 62,80 0,016
К. - ОА 5 659,16 165,16 77,85 0,019 4 624,54 158,90 68,44 0,026
Мальчики
Э. №1 -ОО 8 628,16 148,16 63,16 1,000 7 578,17 142,43 58,77 1,000
Э. №2 -АА 8 635,90 144,22 59,70 0,034 8 610,18 144,82 57,20 0,018
К. - ОА 4 642,88 146,08 62,94 0,028 2 604,52 144,80 59,96 0,021
Примечание: Р1<0,05 - статистически значимые различия в генотипе GG между
контрольной группой и генотипом АА; Р2<0,05 - статистически значимые различия в генотипе GG между контрольной группой и генотипом АА.
Методика тренировочного процесса у юных спортсменов-пловцов на примере генетического исследования заключалась в следующем. При поступлении в спортивную школу все дети проходили генетический анализ. Каждый ребенок обладает своим индивидуальным генотипом. По генотипам дети были разделены на три группы (две экспериментальные и одна контрольная). В каждой группе были свои методические указания при построении тренировочного процесса. Базой являлась контрольная группа, а две экспериментальные группы имели разную направленность в преимущественном развитии физических качеств. В одной группе акцент делался на развитие выносливости, в другой - на скоростно-силовую направленность.
С этапа НП3 до этапа УТГ4 проходил педагогический эксперимент. Контрольными тестами на зимнем и летнем сборах были: 6*200 м кролем на груди с отталкивания, интервал отдыха между отрезками 30 с и 6*50 м кролем на груди со старта, интервал отдыха между отрезками 1 мин. Контрольным тестом и показателем эффективности, как мы указывали ранее, являлись отборочные соревнования «Веселый дельфин», где спортсмены проплывали три зачетные дистанции: 800 м кролем на груди, 100 м - основным способом плавания (кроль на груди) и 200 м -комплексное плавание.
Выводы
1. После проведения генетического тестирования юных спортсменов-пловцов были выявлены индивидуальные генотипы и по этим данным все спортсмены были разбиты на три группы.
2. Во всех трех группах была разработана методика построения тренировочного процесса, а также подобраны проверочные тесты для определения эффективности и результативности спортсменов.
3. Проверочные тесты показали, что распределение юных спортсменов-пловцов в соответствии с их индивидуальным генотипом по группам оказалось верным. Так, в стайерском тесте результаты спортсменов с генотипом GG значимо выше, чем в контрольной группе. В спринтерском тесте результаты спортсменов с генотипом AA значимо выше, чем в контрольной группе [7].
4. В соревновательный период на стайерской дистанции: 800 м -кроль на груди - показатели в экспериментальной группе №1 по генотипу GG значительно ниже показателей в контрольной и экспериментальной группе №2 по генотипу AA.
5. В соревновательный период на спринтерской дистанции: 100 м -кроль на груди - показатели в экспериментальной группе №2 по генотипу AA значительно ниже показателей в контрольной и экспериментальной группе №1 по генотипу GG.
Список литературы
1. Каргин A3. Прогнозирование спортивного результата в плавании по красным клеткам крови // Студенческая наука физической культуре и спорту: тезисы докл. открытой регионал. межвуз. науч. конф. молодых учёных «Человек в мире спорта». Вып. 6. СПб., 2010. С. 148-151.
2. Яроцкий Г.В., И.П. Волков. Как формируется личность спортсмена-победителя в плавании? // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. СПб.: Питер, 2002. С. 323-332.
3. Heritability estimates of endurance releted phenotypes: a systematic review and meta-analysis / E. Miyamoto-Mikami [et al.] // Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 2018. № 28(3). P. 834-845.
4. Aхметов И.И. Молекулярная генетика спорта. M.: Советский спорт, 2009. 267 c.
5. Association between a tetranucleotide (GGAA)n repeat in the erythropoietin receptor gene and endurance performance / B. Wolfarth [et al.] // Medicine. Science in Sports. Exercise. 1997. Vol. 29. Iss. 5. P 51
6. Каргин A3. Полиморфизм (GGAA)n гена EPOR и его ассоциация с физическим качеством выносливость // Спорт: медицина, генетика, физиология, биохимия, педагогика, психология и социология: материалы I Междунар. школы-конф. молодых ученых. Уфа: БГПУ, 2011. С. 56-60.
7. Каргин A3. Методика тренировочного процесса юных спортсменов-пловцов с учетом их индивидуальной генетической предрасположенности, на примере гена (GGAA)n гена EPOR // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 8(172). С. 80-83.
Каргин Алексей Валентинович, тренер, [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по плаванию «Радуга», Спортивный центр подготовки «Касатка»
METHODS OF THE TRAINING PROCESS OF YOUNG SWIMMERS IN THE COMPETITIVE PERIOD.
A. V. Kargin
The association of polymorphic variants of the erythropoietin receptor gene in athletes was studied. It was established that homozygotes for (GGAA) n 185-bp allele of the EPOR gene affect endurance. Formed groups of swimmers by the criterion of genetic predisposition. Methods for constructing the training process in the competitive period were developed and verification tests were selected to determine its effectiveness for each group.
Key words: athletes, swimming, EPOR gene, training process, endurance, training process, competitive period.
Kargin Aleksey Valentinovich, trainer, shateleno87 a mail.ru, Russia, St. Petersburg, Specialized Children and Youth Sports School of the Olympic Reserve for Swimming "Rainbow", Sports Training Center "Killer Whale"
References
1. Kargin A.V. Prognozirovanie sportivnogo rezul'tata v plavanii po krasnym kletkam krovi [Prediction of sports results in swimming through red blood cells] // Student Science of Physical Culture and Sports: abstract. doc. open regional. interuniversity. scientific conf. young scientists "Man in the world of sports." Vol. 6. SPb., 2010. P. 148-151.
2. Yarockij G.V., I.P. Volkov. Kak formiruetsya lichnost' sportsmena-pobeditelya v plavanii? [How is the personality of the winning athlete in swimming formed?] // Sportivnaya psihologiya v trudah otechestvennyh specialistov [Sports psychology in the works of domestic specialists]. SPb.: Piter, 2002. P. 323-332.
3. Heritability estimates of endurance releted phenotypes: a systematic review and meta-analysis / E. Miyamoto-Mikami [et al.] // Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. 2018.No 28(3). P. 834-845.
4. Ahmetov I.I. Molekulyarnaya genetika sporta [Molecular genetics of sports]. M .: Soviet Sport, 2009. 267 p.
5. Association between a tetranucleotide (GGAA)n repeat in the erythropoietin receptor gene and endurance performance / B. Wolfarth [et al.] // Medicine. Science in Sports. Exercise. 1997. Vol. 29. Iss. 5. P 51
6. Kargin A.V. Polimorfizm (GGAA)n gena EPOR i ego associaciya s fizicheskim kachestvom vynoslivost' [Polymorphism (GGAA) n of the EPOR gene and its association with physical quality endurance] // Sports: medicine, genetics, physiology, biochemistry, pedagogy, psychology and sociology: mater. I Intern. school conf. young scientists. Ufa: BSPU, 2011. P. 56-60.
7. Kargin A.V. Metodika trenirovochnogo processa yunyh sportsmenov-plovcov s uchetom ih individual'noj geneticheskoj predraspolozhennosti, na primere gena (GGAA)n gena EPOR [Methods of training process of young swimmers based on their individual genetic predisposition for example gene (GGAA) n EPOR gene] // Scientific notes of the name PF University Lesgaft. 2019. No 8(172). P. 80-83.