Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГАНДБОЛИСТОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ'

МЕТОДИКА ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГАНДБОЛИСТОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
324
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ГАНДБОЛИСТКИ / РУЧНОЙ МЯЧ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тукмачев В.Ю., Кузнецов А.С.

Тактическая подготовка - процесс овладения теоретическими основами тактики и навыками их использования. Основой тактической подготовки игрока является овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями. Тактические навыки, автоматизированные компоненты сознательного действия гандболисток во время игры, вырабатываются в процессе упражнения. Будучи применен в стандартных условиях, тактический навык отличается прочностью, точностью и соответствующим ритмом. Однако ситуации в игре быстро меняются, и их множество. Причем одна тактическая задача может решаться разными средствами, а разные задачи - одними и теми же решениями. Способность гандболисток быстро ориентироваться в выборе самого подходящего способа борьбы называется тактическим мышлением. Базой тактического мышления является способность игроков быстро и правильно воспринимать складывающуюся игровую ситуацию и те основы тактических знаний, которые они приобретают в процессе тренировки. Материалы . В данной статье рассматривается разработанная методика тактико-технической подготовки и эфективность ее применения в тренировочном процессе гадболисток на этапе спортивной специализации. Методы исследования . Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, видеоанализ и тактический протокол, математико-статистическая обработка полученных результатов исследования. Результаты . В результате проведенного исследования нами был выявлен прирост по всем технико-тактическим показателям. Мы считаем, что на данный прирост оказали воздействие упражнения на ловкость, быстроту перемещений, а также бросковые упражнения, выполняемые из различных стоек, в различные части ворот, в опорном и безопорном положении, упражнения, выполняемые по неожиданно появляющимся целям, и упражнения, выполняемые в сочетании с другими технико-тактическими действиями. Для оценки влияния применения комплекса специальных упражнений на уровень тактической подготовленности гандболисток нами был проведен видеоанализ игр по гандболу. В результате внедрения тренировочный процесс гандболисток разработанного нами комплекса специальных упражнений были получены положительные результаты игр. Заключение . Внедренный комплекс специальных упражнений оказал положительное влияние на показатели соревновательной деятельности гандбольной команды «СШОР 5-Университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тукмачев В.Ю., Кузнецов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF TACTICAL-TECHNICAL TRAINING OF FEMALE HANDBALL PLAYERS AT THE STAGE OF SPORTS SPECIALIZATION

Tactical training is the process of mastering theoretical principles of tactics and the skills of their use. The base of tactical training of a player is mastering individual, group and team actions. Tactical skills, automized components of a realized action of female handball players during the game, are developed during the exercise. Being used in standard conditions, tactical skill is characterized by strength, accuracy and the corresponding rhythm. However, the situations in the game change quickly and they are different. At the same time, one tactical objection can be solved by different means and different objectives can be solved by the same solutions. The ability of handball players to orient themselves quickly choosing the most suitable way of struggle is called tactical thinking. The base of tactical thinking is the ability of players to perceive current game situation quickly and correctly and the basis of tactical knowledge. It they gain during the training. Materials . This article is about the created methodology of tactical-technical training and the effectiveness of its use in the training process of female handball players at the stage of sports specialization. Research methods . Information sources analysis and summarizing, pedagogical experiment, video analysis and tactical protocol, mathematical-statistical research results handling. Results . As a result of the held research we revealed the increase according to all technical-tactical indices. We think that the presented increase is conditioned by the influence of exercises for dexterity, quickness of movements and also throwing exercises, fulfilled from different stands, into different part of the goal, in supporting and unsupported position, exercises, fulfilled according to unexpectedly appearing goals and the exercises, fulfilled in combination with other technical-tactical actions. In order to estimate the influence of the special exercises complex use on the level of tactical readiness of female handball players we organized video analysis of handball games. As a result of created by us complex of special exercises introduction into the training process of female handball players we received positive results of the games. Conclusion . The introduced complex of special exercises had a positive influence on the indices of competitive activity of handball team “Sports school of the Olympic reserve 5-University”.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГАНДБОЛИСТОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ»

УДК 796.322 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-28-34

Методика тактико-технической подготовки гандболисток на этапе

спортивной специализации

Тукмачев В.Ю.*, Кузнецов А.С.

Набережночелнинский филиал УВО «Университет управления «ТИСБИ» г. Набережные Челны, Россия vitaliy_tukmachev@rambler.ru* ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru

Аннотация: Тактическая подготовка - процесс овладения теоретическими основами тактики и навыками их использования. Основой тактической подготовки игрока является овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями. Тактические навыки, автоматизированные компоненты сознательного действия гандболисток во время игры, вырабатываются в процессе упражнения. Будучи применен в стандартных условиях, тактический навык отличается прочностью, точностью и соответствующим ритмом. Однако ситуации в игре быстро меняются, и их множество. Причем одна тактическая задача может решаться разными средствами, а разные задачи - одними и теми же решениями. Способность гандболисток быстро ориентироваться в выборе самого подходящего способа борьбы называется тактическим мышлением. Базой тактического мышления является способность игроков быстро и правильно воспринимать складывающуюся игровую ситуацию и те основы тактических знаний, которые они приобретают в процессе тренировки. Материалы. В данной статье рассматривается разработанная методика тактико-технической подготовки и эфективность ее применения в тренировочном процессе гадболисток на этапе спортивной специализации. Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, видеоанализ и тактический протокол, математико-статистическая обработка полученных результатов исследования. Результаты. В результате проведенного исследования нами был выявлен прирост по всем технико-тактическим показателям. Мы считаем, что на данный прирост оказали воздействие упражнения на ловкость, быстроту перемещений, а также бросковые упражнения, выполняемые из различных стоек, в различные части ворот, в опорном и безопорном положении, упражнения, выполняемые по неожиданно появляющимся целям, и упражнения, выполняемые в сочетании с другими технико-тактическими действиями. Для оценки влияния применения комплекса специальных упражнений на уровень тактической подготовленности гандболисток нами был проведен видеоанализ игр по гандболу. В результате внедрения тренировочный процесс гандболисток разработанного нами комплекса специальных упражнений были получены положительные результаты игр. Заключение. Внедренный комплекс специальных упражнений оказал положительное влияние на показатели соревновательной деятельности гандбольной команды «СШОР 5-Университет».

Ключевые слова: тактическая подготовка, техническая подготовка, спортивная специализация, гандболистки, ручной мяч.

Для цитирования: Тукмачев В.Ю.*, Кузнецов А.С. Методика тактико-технической подготовки гандболисток на этапе спортивной специализации. Педагогкико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 28-34. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-4-28-34

Methodology of tactical-technical training of female handball players at the

stage of sports specialization

Vitaliy Yu. Tukmachev*, Aleksandr S. Kuznetsov

Naberezhnye Chelny branch Management University of'TISBI" Naberezhnye Chelny, Russia vitaliy tukmachev@rambler.ru* ORCID: 0000-0003-4294-3755, kuznetsov-as@mail.ru

Abstract: Tactical training is the process of mastering theoretical principles of tactics and the skills of their use. The base of tactical training of a player is mastering individual, group and team actions. Tactical skills, automized components of a realized action of female handball players during the game, are developed during the exercise. Being used in standard conditions, tactical skill is characterized by strength, accuracy and the corresponding rhythm. However, the situations in the game change quickly and they are different. At the same time, one tactical objection can be solved by different means and different objectives can be solved by the same solutions. The ability of handball players to orient themselves quickly choosing the most suitable way of struggle is called tactical thinking. The base of tactical thinking is the ability of players to perceive current game situation quickly and correctly and the basis of tactical knowledge. It they gain during the training. Materials. This article is about the created methodology of tactical-technical training and the effectiveness of its use in the training process of female handball players at the stage of sports specialization. Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical experiment, video analysis and tactical protocol, mathematical-statistical research results handling. Results. As a result of the held research we revealed the increase according to all technical-tactical indices. We think that the presented increase is conditioned by the influence of exercises for dexterity, quickness of movements and also throwing exercises, fulfilled from different stands, into different part of the goal, in supporting and unsupported position, exercises, fulfilled according to unexpectedly appearing goals and the exercises, fulfilled in combination with other technical-tactical actions. In order to estimate the influence of the special exercises complex use on the level of tactical readiness of female handball players we organized video analysis of handball games. As a result of created by us complex of special exercises introduction into the training process of female handball players we received positive results of the games. Conclusion. The introduced complex of special exercises had a positive influence on the indices of competitive activity of handball team "Sports school of the Olympic reserve 5-University". Keywords: tactical training, technical training, sports specialization, female handball players, handball.

For citation: Vitaliy Yu. Tukmachev*, Aleksandr S. Kuznetsov. Methodology of tactical-technical training

of female handball players at the stage of sports specialization. Russian Journal of Physical Education and

Sport. 2021; i6(4):28-34 . DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-28-34

АКТУАЛЬНОСТЬ

Современный гандбол - игра атлетическая, предъявляющая высокие требования к двигательным и функциональным возможностям спортсмена. Гандбол - игра коллективная, она объединена общей целью забросить в ворота противника как можно больше мячей и не пропустить в свои. Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды, подчинение своих действий выполнению общей задачи. Деятельность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, соответственно которой гандболистов различают по амплуа [2].

Специалистами отмечается отставание игроков российских профессиональных команд по гандболу от зарубежных в технике владения мячом при выполнении индивидуальных технических действий, выражающееся в неточных передачах, нереализованных голевых моментах. Индивидуальное мастерство

игрока складывается из таких компонентов, как физическая, техническая, тактическая, теоретическая и волевая подготовленность, но основой спортивного мастерства гандболистов по праву является техническая подготовленность [8,9].

На протяжении многолетнего процесса занятий гандболом происходит совершенствование выполнения отдельных элементов тактико-технических действий, которое строится на достаточно высоком уровне развития тактико-технической подготовки, заложенной на начальном этапе обучения. В связи с этим особый интерес вызывает проблема технико-тактической подготовки гандболисток [1]. Тактико-техническая подготовка включает совокупность способов выполнения гандболистками разнообразных движений, применяемых в игре. Техника игры в гандбол включает передвижения, остановки, повороты и прыжки, передачи мяча, броски, ведение,

финты, отбор мяча, а также специфические технические приемы [10,11,12,13].

Цель данной работы - теоретически обосновать, разработать, экспериментально апробировать и оценить эффективность применения методики тактико-технической подготовки гандболисток на этапе спортивной специализации.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования, определить проблемы тактико-технической подготовки гандболисток на этапе спортивной специализации.

2. Теоретически обосновать и разработать методику тактико-технической подготовки гандболисток.

3. Экспериментально апробировать и оценить эффективность методики тактико-технической подготовки гандболисток этапа спортивной специализации.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Анализ научно-методической

литературы был применен с целью получения информации о состоянии вопроса, касающегося тренировочного процесса гандболисток, в теории и практике физической культуры и спорта. Изучались также вопросы, связанные со спортом высших достижений и спортивной подготовкой, конституциональными и возрастными особенностями гандболистов.

Педагогическое тестирование - это специально организуемое исследование. В нашем случае педагогический эксперимент носил линейный характер.

Для выявления уровня технической подготовленности гандболисток мы использовали следующие тесты: ведение мяча «змейкой» 30 метров, ведение мяча по прямой 30 метров, выполнение за 30 секунд бросков мяча в стену с последующей их ловлей, выполнение 5 бросков мяча в ворота с линии свободных бросков.

Видеоанализ игр. Нами осуществлялся видеоанализ игр женской команды СШОР 5-Университет 2, участвующей в студенческой гандбольной лиге. Было проанализировано

восемь игр.

Математическая обработка полученных данных проводилась согласно общепринятой методике [6]. Определение достоверности различий производилось между зависимыми результатами. Полученные в ходе эксперимента данные фиксировались в сводных протоколах.

Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (сентябрь 2020 - ноябрь 2020) осуществлялся анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, выбор средств и методов исследования. Определена экспериментальная база исследования, разработан комплекс специальных упражнений.

На втором этапе (декабрь 2020 - март 2021) проведен педагогический эксперимент, осуществлялось начальное и итоговое тестирование с целью определения уровня технической подготовленности гандболисток.

На третьем этапе (апрель 2021 - май 2021) выполнялись обработка и анализ полученных результатов исследования, уточнялись выводы и практические рекомендации, оформлялась выпускная квалификационная работа.

В педагогическом эксперименте приняли участие гандболистки СШОР 5-Университет 2 в составе 14 человек, из них два разыгрывающих игрока, три линейных, четыре крайних, четыре полусредних и один вратарь. Тренировочные занятия проводились согласно требованиям Федерального спортивного стандарта по виду спорта «гандбол» и рабочей программы по виду спорта «гандбол» [7].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Для определения уровня технической подготовленности гандболисток в начале эксперимента было проведено тестирование с использованием общепринятых в практике гандбола стандартных тестов. По завершении сдачи контрольных нормативов на первом этапе эксперимента мы ввели в тренировочный процесс комплекс специальных упражнений, направленных на совершенствование тактико-технической подготовленности гандболисток.

Затем было проведено повторное тестирование подготовленности гандболисток. Полученные для определения уровня технической результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Техническая подготовленность гандболисток

№ Спортсмен Ведение мяча «змейкой» 30 м. (секунд) Ведение мяча по прямой 30 м. (секунд) Выполнение за 30 секунд бросков мяча в стену с последующей их ловлей (кол-во раз) Выполнение 5 бросков мяча в ворота с линии свободных бросков (сек)

До После До После До После До После

1 А 7,2 7,1 6,0 5,7 32 36 18,0 17,5

2 Б 7,1 7,0 6,0 5,6 34 38 17,5 17,2

3 В 7,3 7,1 6,0 5,6 32 36 17,4 17,0

4 Г 7,0 6,9 5,8 5,4 33 39 17,0 16,8

5 Д 7,3 7,2 5,7 5,3 36 40 17,0 16,7

6 Е 7,4 7,2 6,0 5,6 33 38 17,1 16,5

7 Ж 7,3 7,1 5,6 5,2 37 40 17,5 17,0

8 З 7,1 6,9 6,0 5,6 32 36 16,7 16,4

9 И 7,3 7,2 5,6 5,2 36 41 17,8 17,4

10 К 7,5 7,3 5,8 5,3 38 42 18,0 17,6

Среднее 7,25 ±0,15 7,1 ±0,13 5,86 ±018 5,45 ±0,19 34,3 ±2,26 38,6 ±2,17 17,4 ±0,45 17,01 ±0,41

Средний показатель в тесте «Ведение мяча «змейкой» 30 м.» составил 7,1 сек. Лучший результат (6,9 сек.) показали испытуемые Г., З. В начале эксперимента лучший результат (7,0 сек.) показала лишь испытуемая Г. Худшие результаты показали спортсменки Д., Е., И. (7,2 сек.) и спортсменка К (7,3 сек.). Худший результат в начале эксперимента (7,5 сек.) показала спортсменка К.

Лучший результат (5,2 сек.) в тесте «Ведение мяча по прямой 30 м» показала испытуемая И. В начале эксперимента лучшие результаты (5,6 сек.) показали испытуемые Ж. и И. Худший результат (5,7 сек.) в данном тесте показала спортсменка А. Средний показатель группы составил 5,45 сек.

Лучший результат (42 кол/раз.) в тесте «Выполнение за 30 сек бросков мяча в стену с последующей их ловлей» показала испытуемая К. В начале тестирования данная спортсменка также показал лучший результат,

но он был равен 38 кол/раз. Худший результат (36 кол/раз.) показали спортсменки А., В., З. Среднийпоказатель в данном тесте составил 38,6 кол/раз.

Лучший результат (16,4 сек.) в тесте «Выполнение 5 бросков мяча в ворота с линии свободных бросков» показала испытуемая З. В начале тестирования данная спортсменка также показала лучший результат, но он был равен 16,7 сек. Худший результат (17,6 сек.) показала спортсменка К. Средний показатель составил 17,01 сек.

Из вышесказанного видно, что по результатам всех испытаний наблюдается положительная динамика во всех тестах. Также нами выявлено, что худшие результаты, показанные спортсменками во всех тестах, стали равны лучшим результатам, показанным в начале эксперимента.

Для более детального представления о влиянии применения комплекса специальных

упражнений на уровень технической конце эксперимента. Полученные результаты подготовленности спортсменок мы представлены в таблице 2.

проанализировали разницу между результатами тестирования, показанными в начале и в

Таблица 2 - Изменения показателей технической подготовленности гандболисток в процессе исследования

Название теста До исследования После исследования Прирост %

Ведение мяча «змейкой» 30 м (сек) 7,25 ±0,15 7,1 ±0,13 0,15 2,07

Ведение мяча по' прямой 30 м (сек) 5,86 ±0,18 5,45 ±0,19 0,41 7,0

Выполнение за 30 сек бросков мяча в стену с последующей их ловлей 34,3 ±2,26 38,6 ±2,17 4,3 12,54

Выполнение 5 бросков мяча в ворота с линии свободных бросков 17,4 ±0,45 17,01 ±0,41 0,39 2,24

По данным таблицы 2 видно, что наиболее значимый прирост выявлен в тестах «Ведение мяча по прямой 30 м» и «Выполнение за 30 сек. бросков мяча в стену с последующей их ловлей». Он составил 7,0 % и 12,54 % соответственно. Мы считаем, что на данный прирост оказали влияние упражнения на ловкость, быстроту перемещений, а также бросковые упражнения, выполняемые из различных стоек, в различные части ворот, в опорном и безопорном положении; упражнения, выполняемые по неожиданно появляющимся целям, и упражнения, выполняемые в сочетании с другими технико-тактическими действиями.

У всех занимающихся нами выявлена положительная динамика во всех контрольных тестах. Результаты характеризуются широким диапазоном. В данном случае нельзя исключать такие факторы, как заболевания, полученные

Таблица 3 - Показатели соревновательной

травмы и некачественное выполнение упражнений в ходе тренировки.

Для оценки влияния применения комплекса специальных упражнений на уровень тактической подготовленности гандболисток нами был проведен видеоанализ игр по гандболу среди команд молодежных составов в сезоне 2020-2021 гг. с участием гандбольной команды СШОР 5-Университет 2, а также проведён сравнительный анализ показателей соревновательной деятельности с показателями данной команды СШОР 5-Университет 2 в сезоне 2019-2020 гг.

Были проанализированы восемь игр с участием команды СШОР 5-Университет 2 в сезоне 2020-2021 гг. Результаты представлены в таблице 3.

деятельности гандболисток команды СШОР

5-Университет 2 в сезонах 2019-2020 гг. и 2020-2021 гг.

№ игры Броски Голы 7 метров броски 7 метров голы Потеря мяча Ошибка

сезон 19-20 2021 19-20 20-21 1920 20-21 19-20 20-21 1920 20-21 19-20 20-21

1 35 40 21 20 4 4 2 2 10 10 26 25

2 43 45 25 21 3 4 3 3 12 12 22 28

3 34 44 18 19 5 6 3 3 15 14 25 24

4 38 38 23 19 3 4 1 2 14 14 26 29

5 35 36 17 18 4 4 2 2 14 14 28 28

6 34 40 15 20 5 6 3 3 18 16 30 23

7 38 40 17 19 3 5 2 3 14 14 32 20

8 40 43 19 23 2 6 2 2 15 14 29 24

всего 297 326 155 159 29 39 18 20 112 108 218 201

Анализ данных, представленных в таблице 4, показал, что игроки команды стали выполнять больше бросков мяча по воротам и, как следствие, увеличилось количество голов. В сезоне 2019-2020 гг. было забито 155 голов, а в сезоне 2020-2021 гг. - 159 голов. Также в сезоне 2020-2021 гг. снизилось число потерь мяча и количество ошибок по сравнению с таковыми в сезоне 2019-2020 гг. Число потерь мяча в среднем сократилось на 4, а количество ошибок - на 17.

Таблица 4 - Достоверность показателей общей и

Мы считаем, что внедренный комплекс специальных упражнений оказал положительное влияние на показатели соревновательной деятельности гандбольной команды СШОР 5-Университет 2 в сезоне 20192020 гг.

Следуя третьей задаче исследования, выявили достоверность различий по Т-критерию Стьюдента для зависимых результатов, результаты представлены в таблице 4.

хнической подготовленности гандболисток

Статистический показатель t (граничное) t (расчетное) р

Ведение мяча «змейкой» 30 м (сек) 2,1 2,5 < 0.05

Ведение мяча по прямой 30 м (сек) 5,1 < 0.05

Выполнение за 30 сек бросков мяча в стену с последующей их ловлей 4,3 < 0.05

Выполнение 5 бросков мяча в ворота с линии свободных бросков 2,7 < 0.05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из таблицы 4, достоверность различий отмечена во всех показателях.

Наиболее значимый прирост в показателях технической подготовленности нами выявлен в тестах «Ведение мяча по прямой 30 м» и «Выполнение за 30 сек. бросков мяча в стену с последующей их ловлей». Он составил 7,0% и 12,54% соответственно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Анализ научно-методической литературы показал, что на первом этапе подготовительного периода особое внимание уделяется тактико-технической подготовленности гандболисток.

Систематическое выполнение упражнений с постепенным повышением нагрузки оказывает положительное воздействие на функциональные возможности организма. Это, в свою очередь, способствует улучшению

спортивных результатов.

2. Для повышения уровня тактико-технической подготовленности гандболисток нами были разработаны и внедрены комплексы специальных упражнений, направленных на совершенствование тактико-технической подготовленности гандболисток.

3. В результате внедрения разработанного нами комплекса специальных упражнений в тренировочный процесс гандболисток нами были получены следующие результаты:

- в тесте «Ведение мяча «змейкой» 30 м» результат улучшился в среднем на 0,15 сек. (2,07%);

- в тесте «Ведение мяча по прямой 30 м»результат улучшился в среднем на 0,41 сек. (7,0%);

- в тесте «Выполнение за 30 сек бросков мяча в стену с последующей их ловлей» результат

улучшился в среднем на 4,3 кол/раз (12,54%);

- в тесте «Выполнение 5 бросков мяча в ворота с линии свободных бросков» результат улучшился в среднем на 10,39 сек. (2,24%).

Снизилось число потерь мяча и количество ошибок по сравнению с сезоном 2019-2020 гг. Число потерь мяча в среднем сократилось на 4 потери, а количество ошибок - на 17.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айрапетянц Л.Р. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). 3-е изд. Изд-во им. Ион- Сины. 2010: 156.

2. Игнатьева В.Л. Физическая, техническая, тактическая подготовка гандболиста: учеб.-метод. Пособие. М. 2008:

54.

3. Коновалов И.Е. Рабочая программа дисциплины «Профессионально-спортивное совершенствование: гандбол». Казань. 2020:

23.

4. Минабутдинов Р.Р. Особенности развития физических качеств у гандболисток высокой квалификации по этапам подготовительного периода: учеб.-метод. Пособие. М. 2010; 12: 66.

5. Минабутдинов Р.Р. Структура подготовленности гандболисток высокой квалификации в соревновательном периоде: учеб.-метод. Пособие. М. 2011; 7: 45.

6. Петров П.К. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий: учеб.-метод.

Пособие. Ижевск: Изд-во УдГУ. 2013: 147.

7. Программа спортивной подготовки по виду спорта гандбол: программа на основе федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта гандбол. 2017: 27.

8. Соловьёв В.Н. Прогнозирование спортивных способностей и профессиональный отбор в гандболе: учеб.- метод. пособие. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет». 2008: 725.

9. Соловьев В.Н. Методика обучения и совершенствования технико-тактического мастерства гандболистов. Психолого-педагогические и медицинские средства восстановления спортивной работоспособности: учеб. пособие. Ижевск : Издательский дом «Удмуртский университет». 2007: 479.

10. Цапенко В.А. Техника игры в гандбол: учеб. для вузов. 8-е изд. Запорожье: ЗГУ. 2014: 21.

11. Сысоев А.В. О рисках несоблюдения принципа преемственности при разработке проекта концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации. Наука и спорт: современные тенденции. 2021; 9(2): 111-125. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-111-125.

12. Davis C.L., Tomporowski P.D., Boyle C.A., Waller J.L., Miller P.H., Naglieri J.A., Gregoski M. Effects of aerobic exercise on overweight children's cognitive functioning: a randomized controlled trial. Research Quarterly for Exercise and Sport. 2007; 78: 510-519.

13. Delas S., Miletic A., Miletic D. The influence of motor factors on performing fundamental movement skills - the differences between boys and girls. Facta Universitatis - Series: Physical Education and Sport. 2008; 6: 31-39.

Статья поступила в редакцию: 10.10.2021

Тукмачев Виталий Юрьевич - магистр, Набережночелнинский филиал УВО «Университет управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail:vitaliy tukmachev@rambler.ru

Кузнецов Александр Семенович — доктор педагогических наук, профессор; Набережночелнинский филиал УВО «Университет управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: kuznetsov-as@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.