Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ГАНДБОЛИСТОК 12-13 ЛЕТ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ГАНДБОЛИСТОК 12-13 ЛЕТ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ГАНДБОЛИСТКИ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лунькова Елизавета Валентиновна, Савинова Нина Борисовна, Давыдова Яна Владимировна

В статье авторами представлены результаты исследования, целью которого является анализ технической подготовленности гандболисток 12-13 лет в учебно-тренировочном процессе. В исследованиях использовались методы: анализ литературных источников по проблеме исследования, тестирование технической подготовленности гандболисток, методы математической статистике по Стьюденту. Исследование проходило на базе СШОР № 10 г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие две группы гандболисток 12-13 лет, занимающиеся в группах УТ-1. Было сформировано две группы: контрольная и экспериментальная, по 12 человек в каждой группе. Результаты исследования показали, что увеличение часов технической подготовки в подготовительном периоде гандболисток 12-13 лет приводит к повышению успешности выступления на соревнованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лунькова Елизавета Валентиновна, Савинова Нина Борисовна, Давыдова Яна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL PREPARATION OF HANDBALL PLAYERS 12-13 YEARS OLD FOR THE TRAINING PROCESS

AIn the article, the authors present the results of the study, the purpose of which is to analyze the technical readiness of handball players of 12-13 years old in the educational and training process. In the research, the following methods were used: analysis of literary sources on the research problem, testing the technical readiness of handball players, methods of mathematical statistics according to Student’s t. The study took place on the basis of the school № 10 g. Tolyatti. The study involved two groups of handball players 12-13 years old, engaged in groups UT-1. Two groups were formed: control and experimental, 12 people in each group. The results of the research showed that with an increase in the hours of technical training in the preparatory period for handball players of 12-13 years old, it leads to an increase in the success of their performance in competitions.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ГАНДБОЛИСТОК 12-13 ЛЕТ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 796.322+796.015 ББК 75.576+75.12

DOI 10.47475/2500-0365-2022-17114

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ГАНДБОЛИСТОК 12—13 ЛЕТ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Е. В. Лунькова, Н. Б. Савинова, Я. В. Давыдова

Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия

В статье авторами представлены результаты исследования, целью которого является анализ технической подготовленности гандболисток 12—13 лет в учебно-тренировочном процессе.

В исследованиях использовались методы: анализ литературных источников по проблеме исследования, тестирование технической подготовленности гандболисток, методы математической статистике по Стьюденту. Исследование проходило на базе СШОР № 10 г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие две группы гандболисток 12—13 лет, занимающиеся в группах УТ-1. Было сформировано две группы: контрольная и экспериментальная, по 12 человек в каждой группе.

Результаты исследования показали, что увеличение часов технической подготовки в подготовительном периоде гандболисток 12—13 лет приводит к повышению успешности выступления на соревнованиях.

Ключевые слова: подготовительный период, гандболистки, техническая подготовка.

Актуальность. На современном этапе развития спорта мировая арена с каждым годом выставляет более жесткие требования к мастерству спортсменов, что вынуждает тренеров искать новые средства и методы для совершенствования тренировочного процесса спортсменов.

Обучение технике осуществляется в тесной взаимосвязи с воспитанием физических качеств. Обучение движениям и воспитание физических качеств имеют общие истоки, так как лежащие в их основе закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей едины. Воспитывая физические способности, ускоряют процесс освоения двигательных навыков. Выполняя приемы техники, проявляют физические качества, ускоряют их развитие [8].

Проблема исследования заключается в том, что при организации тренировочного процесса в учебно-тренировочных группах в подготовительном периоде не уделяется должного внимания технической подготовке спортсмена [1].

Цель исследования

Целью исследования является изучение динамики технической подготовленности гандболи-сток 12—13 лет в условиях совершенствования учебно-тренировочного процесса.

Задачи исследования:

1. Определить уровень технической подготовленности гандболисток в начале исследования.

2. Разработать упражнения для повышения уровня технической подготовленности и

включить их в учебно-тренировочных процесс гандболисток 12—13 лет.

3. Оценить эффективность предложенных упражнений и сделать выводы.

Материалы и методы исследования

В данном исследовании приняли участие спортсменки 12—13 лет, занимающиеся гандболом на базе СШОР № 10 г. о. Тольятти спортивной команды «Лада». Участвующие в исследовании спортсменки были разделены на две группы, контрольную и экспериментальную, по 12 человек в каждой группе.

Методы, применяемые в исследовании: анализ литературных источников; педагогический эксперимент; тестирование технической подготовленности; математическая статистика.

Метод тестирования технической подготовленности включал в себя следующую батарею тестов:

1. Ведение мяча 30 м (с).

2. Обводка стоек 30 метров — 6 стоек (с).

3. Бросок на точность квадрат (50^50) (кол-во).

4. Передачи в парах за 30 с на расстоянии 6м (кол-во передач).

Организация исследования

Исследование проходило в подготовительном периоде годичного цикла подготовки и включало в себя несколько этапов:

На первом этапе в августе проходил анализ литературных источников по проблеме исследования. Были сформированы цель и задачи исследования. На данном этапе были отобраны спортсменки, которые в дальнейшем участвовали в педагогическом эксперименте.

На втором этапе в сентябре-декабре проводился непосредственно педагогический эксперимент, целью которого было совершенствование технической подготовленности гандболисток 12—13 лет. На данном этапе в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы были включены упражнения, для совершенствования технической подготовленности. контрольная группа спортсменок продолжали занятия по программе тренера-преподавателя.

На третьем этапе в январе проводилась математическая обработка данных, оформлялись результаты и формировались выводы. Результаты и их обсуждение Показатели входного тестирования уровня развития технической подготовки юных гандболи-сток контрольной и экспериментальной группы не показали достоверных различий, а, следовательно, гандболистки имеют один уровень технической подготовленности (табл. 1).

2. Передачи мяча в цель (стену)

В течение 30 с передавать мяч одной рукой в круглую мишень диаметром 30 см, расположенную на стене на расстоянии 3 м и на высоте 2 м, с последующей ловлей его двумя руками.

3. Упражнения на развитие техники:

Для ведения: ведение двух мячей одновременно и попеременно; ведение одного мяча рукой об пол, а второй ведем ногами; один мяч ведем рукой об пол, второй мяч подбрасываем свободной рукой; одним мячом, удерживая хватом сверху, ведем второй мяч.

Передачи мяча: передачи в парах трех мячей, в тройках четырех мячей различными способами (с отскоком от пола, по воздуху).

Броски мяча на точность: броски по цели с увеличением дистанции, со сменой дистанций броска (ближе-дальше-ближе); броски в цель из различных положений (стоя, с шага, сидя, с разворота и т. д.)

После входного тестирования в учебно-тренировочном процессе экспериментальной группы изменилось соотношение часов технической и физической подготовки. В данной группе спортсменок увеличилось количество тренировок направленные на развитие технической подготовленности. Контрольная группа спортсменок продолжила заниматься по общей программе, утвержденной школой.

В тренировочные занятия экспериментальной группы были включены следующие специально разработанные нами упражнения, направленные на повышение уровня технической подготовленности спортсменок:

1. Броски мяча на точность В течение не более 2 мин, с расстояния 6м от центра ворот, в мишени 40^40 м, установленные в верхнем углу ворот, производятся 12 бросков мяча с места из опорного положения. Выполняется 6 бросков в одну и 6 бросков в другую мишень.

Обводка стоек: на прямой 30 м, с дистанцией 4—5 м располагаются защитники. Нападающий выполняет обводку между игроками, ведя мяч мимо игрока дальней рукой и закрывая туловищем. Защитники стараются выбить мяч у нападающего на ведении используя один шаг.

Для оптимизации учебно-тренировочного процесса были проведены изменения в учебно-тренировочном плане, за счет урезания 1 часа из общей физической подготовки и 1 часа специальной физической подготовки.

После проведения повторного тестирования было установлено, что результаты экспериментальной группы гандболисток превосходят показатели контрольной по всем тестам, при этом полученные результаты являются статистически достоверными при р < 0,05 (табл. 2.)

В тесте ведение мяча 30 м (с) экспериментальная группа в начале исследования показала результат 6,5 сек, а при повторном тестировании

Таблица 1

Результаты технической подготовленности в начале исследования

Тесты Экспериментальная групяпа Контрольная группа t p

M m M m

Ведение мяча 30 м (с) 6,5 0,15 6,3 0,11 0,03 > 0,05

Обводка стоек 30 метров — 6 стоек (с) 12,2 0,32 11,5 0,28 0,24 > 0,05

Бросок на точность квадрат (50x50) (кол-во) 6,5 0,09 7,1 0,11 0,16 > 0,05

Передачи в парах за 30 с на расстоянии 6 м (кол-во передач) 26,1 2,1 25,6 2,02 0,13 > 0,05

Таблица 2

Результаты технической подготовленности в конце исследования

Тесты Экспериментальная группа Контрольная группа 1 P

М m М m

Ведение мяча 30 м (с) 5,3 0,09 6,2 0,11 2,01 < 0,05

Обводка стоек 30 метров — 6 стоек (с) 10,2 0,25 11,4 0,27 2,18 < 0,05

Бросок на точность квадрат (50*50) (кол-во) 9,8 0,19 7,3 0,13 2,43 < 0,05

Передачи в парах за 30 с на расстоянии 6 м (кол-во передач) 31,7 2,45 27,1 2,38 2,13 < 0,05

5,3 сек, улучшив свой по казательна 1,2 се к, чт о является еЧ,5ЬТ прироста пьзультатоз. 3а этот же период контрольная группа гандболисток уве-лачиларезунттавеунаь е а 0,1 з, все го 1,6 %, рв-зз^е^ь^т^аз нямея илсе с с,- сзп до 2,2 яак. Реае^ч^наьты являются статистически достоверными, так как

- я 3^(-5 (рте. 1).

Рис. 1. Показателипо тесту ведение мяча 30 м (с) в процессе исследования

Анализ данных по тесту обводка стоек 30 метров — 6 стоек (с) показал, что результаты экопечимтыталаной граапы апозаячеьн амлегн уынзе, нвтеени лытульазаы пннапольной гптппьв В процессе исследования показатели эксп еримен-зальпал тыт^^яы я^мвярпаыт с 1п,2 оекдо ^М 1у ел-пшив еиой воказотьпа нт Ь6,Н 1Т, в ко нтровь-ной группе спортсменки улучшили показатель с П,р до 5 1,н и, пpиpc>знетcтaвял 0,9 %• Ревуло -таты явлчюныт ттатистическы ыссызитянымп ыпв р < 0,05, подтверждая тем самым эффектив-нывав узтаичтря трсом технической пoдгчoа6яи 0^.2).

В тесте бросок на точность квадрат (50*50) (кол-во) экспериментальная группа за период исследования изменила свой результат на 3,3 раза, улучшив результат на 33,7 % от первичного, а контрольная группа спортсменок всего на 0,2 разе за весь период исследования, что является 2,7 %. Математический анализ показал достоверность результатов при р < 0,05. Столь значительная раз-

аица ы ариросте показателей связана с занятиями по разнымпрограмм ам (рис. 3).

12,2

12,5 11, 5 11,4

/

11,5 11 10,5 1к 9,5 10,2

л

9

7 мичисе 7 зомце лььседоуислр

лььседоуьмлр

■ Эзьн емлпемеисамир группа Ломемосамир группа

Рис. 2. Показатели по тесту обводка стоек ИОметров — О стоез(М)в пролепсе исследовамия

9.8

А 7,3

10 6,5 у

1 1

0

7 сачите 7 зомце лььседоуислр

лььседоуислр

■ Эзьпемлпесеаласар ярунни Лuсемuсасир ярунни

Рис. 3. Показатези аз тесту Оросок на тоазосте квадрат (50*50) (кол-во) в процессе исследования

В последнем тесте передачи в парах за 30 сек на расстоянии 6м (кол-во передач) в эксперимен-а алиной группе показатель улучшился с 26,1 раз д к 31,7 раз, прирост составил 4,4 раза, что является 16,7 %, т в контрольной всего и ЛР,6 раз до 27,1 ]льь, улучши в всего в 1,5 раза, прирост в даннойемлппе вемгр 5,2%. Поломеннасе данные являются достоверными при р < 0,05 (рис. 4).

2 тооцзказ песлеасвалио, преолсженные намо упражнения, поспособствовали повышению уровня техничрскио поптоткнненности. Ссзтистиче-ская обработка результатов показала достоверные

6,5 6,3 _ , 6,2 "I I

В атитна В нпаца

усснтзлвтаяа усснтзлвтауа

Энсптяумтаытнаата грчппт Кпаырпннатя грчппт

8

о

о

е

о

различия между контрольной и экспериментальной группой.

Рис. 4. Показатели по тесту передачи в парах за 30 с на расстоянии 6 м (кол-во передач) в сроцессе иппледсаасия

Таким образом, за счет увеличения количества часов с пемиальной физической паугоромки и оео-нической подготовки гандболисток, произошли существенные изменения в уровне технического мастерства, ори ртом иолическвр чаеак, выделяемых на общую физическую подготовку не уменьшилось. Увеличение количества часов техниче-скойоем-мчотки пронпитгоро за счатпавышения треннросоииан заноянИ в нечрмю.

Выводы и заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ иитератур ных изаоннхков показал, что диз уснешногоовладвоготехомвог б сондболе тренер-преподаватель должен обладать высоким уртаобп оооретачбскичзчанийи практочесогих игрового опыта, а также прибегать к творческому подходу, для поиска наиболее эффективных путей ьс решению рашых з адач подготовки гандболисток.

Полученные результаты показали, что при увеличении в подготовительном периоде часов технической подготовкипр иводит к повышению успешности выступления на соревнованиях. После проведения исследования экспериментальная группа спортсменок участвовала в чемпионате России по гандболу и заняла 5-е место. Анализ результатов соревновательной деятельности показывает, что при систематическом применении предложенных нами средств повышается успешность выступления на соревнованиях. Разработанные упражнения доказали свою эффективность на практике, в дальнейшем были включены программу подготовки гандболистов на подготовительном этапе подготовки на систематической основе.

Список литературы

1. Амплеева, В. В. Анализ соревновательной деятельности юных гандболисток на различных

возрастных этапах / В. В. Амплеева, О. В. Ро-менская, И. Ю.Близнова // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 61-2. — С. 16-21.

2. Бурчуладзе, К. В. Классификация ошибок в технике выполнения юными гандболистами бросков мяча по воротам на этапе начальной подготовки / К. В. Бурчуладзе, М. М. Шестаков // Тезисы докладов ХЬУ научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. — Кубань, 2018. — С. 114—115.

3. Бурчуладзе, К. В. Состав и типологизация ошибок в технике выполнения юными гандбо-листками 9—11 лет бросков мяча по воротам / К В. Бурчуладзе, М. М. Шестаков // Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития : сборник ма-оертаоов Всероссийской научно-практической зяиМбОенции, Санкт-Петербург, 22 апреля 2020 года. — Санкт-Петербург, 2020. — С. 130—134.

4. Виленский, М. Я. Социокультурный потенциал образовательного процесса по физической культуре в высшей школе / М. Я. Виленский, А. Н. Пиянзин // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном простран-розр физической культуры IV Всероссийская научно-практическая конференция: сборник мате-ризроч. — 2015. — С. 51—58.

Гз Горе лик, В. В. Состояние регуляторных систем школьников в условиях применения разных °)ежйм ов двигательной активности на занятии физической культурой / В. В. Горелик // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2013. — № 1. — С. 31—35.

6. Тхорев, В. И. Женский гандбол: некоторые аспекты современного состояния / В. И. Тхорев, С. П. Аршинник, Е. К. Кашкаров // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2018. — № 2 (156). — С. 248—253.

7. Фатех, З. Совершенствование координационных способностей юных гандболисток на этапе спортивной специализации / З. Фатех, М. В. Жийяр, О. В. Роменская, Т. Сули // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 6. — С. 97—98.

8. Шестаков, М. М. Классификация ошибок в технике выполнения бросков мяча в ворота юными гандболистками 9—11 лет по длительности устранения / М. М. Шестаков, К. В. Бурчулад-зе // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. — 2020. — № 1. — С. 65—66.

за,ъ Т7

1

35 06'a 05, 30 6 ■ /' L

05 00

0

В ннчнле В конце исследования

исследования

■ Экспериментальная группе Контрольная группе

Поступила в редакцию 22 августа 2021 г.

Для цитирования: Лунькова, Е. В. Физическая подготовленность гандболисток 12—13 лет в учебно-тренировочном процессе / Е. В Лунькова, Н. Б. Савинова, Я. В. Давыдова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2022. — Т. 7, № 1. — С. 88—93.

Сведения об авторах

Лунькова Елизавета Валентиновна — преподаватель кафедры «Физическое воспитание», Тольяттинский государственный университет. Тольятти, Россия. ORCID ID: 0000-0002-1615-6515. AuthorID: 1083917. E-mail: Liz. lunkova@y andex.ru

Савинова Нина Борисовна — ассистент кафедры «Физическое воспитание». Тольяттинский государственный университет. Тольятти, Россия. ORCID ID: 0000-0002-1412-9548. AuthorID: 1034916. E-mail: Nina-savinova73@ yandex.ru

Давыдова Яна Владимировна — магистрант группы ФТХм — 2007а, Тольяттинский государственный университет. Тольятти, Россия. ORCID ID: 0000-0003-4087-0222. AuthorID: 1118293. E-mail: Ip2022@yandex.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2022, vol. 7, no. 1, pp. 88—93.

Physical preparation of handball players 12—13 years old for the training process

Lunkova E.V.1, Savinova N.B.2, Davydova Ya.V.3

Tolyatti State University, Togliatti, Russia 1Liz.lunkova@yandex.ru,

2 Nina-savinova73@yandex.ru,

3 Ip2022@yandex.ru

AIn the article, the authors present the results of the study, the purpose of which is to analyze the technical readiness of handball players of 12-13 years old in the educational and training process.

In the research, the following methods were used: analysis of literary sources on the research problem, testing the technical readiness of handball players, methods of mathematical statistics according to Student's t. The study took place on the basis of the school № 10 g. Tolyatti. The study involved two groups of handball players 12-13 years old, engaged in groups UT-1. Two groups were formed: control and experimental, 12 people in each group.

The results of the research showed that with an increase in the hours of technical training in the preparatory period for handball players of 12-13 years old, it leads to an increase in the success of their performance in competitions.

Keywords: preparatory period, handball players, technical training.

References

1. Ampleeva V.V., Romenskaya O.V., Bliznova I. Yu. Analiz sorevnovatelnoy deyatelnosti yunyih gandbolistok na razlichnyih vozrastnyih etapah [Analysis of competitive activity of young handball players at various age stages]. Problemyi sovremen-nogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2018, no. 61-2 pp. 16—21. (In Russ.).

2. Burchuladze K.V., Shestakov M.M. Klassi-fikatsiya oshibok v tehnike vyipolneniya yunyimi gandbolistami broskov myacha po vorotam na etape nachalnoy podgotovki [Classification of errors in the technique of young handball players throwing the ball at the goal at the stage of initial preparation]. Tezisyi dokladov XLV nauchnoy konferentsii studentov i molodyih uchenyih vuzov Yuzhnogo feder-

alnogo okruga [Abstracts of the XLV scientific conference of students and young scientists of universities of the Southern Federal District]. Kuban, 2018, Pp. 114—115. (In Russ.).

3. Burchuladze K.V., Shestakov M.M. Sostav i tipologizatsiya oshibok v tehnike vyipolneniya yu-nyimi gandbolistkami 9—11 let broskov myacha po vorotam [Composition and typologization of errors in the technique of young handball players 9—11 years old throwing the ball at the goal]. Fiziches-kaya kultura i sport v obrazovatelnom prostranstve: innovatsii i perspektivyi razvitiya [Physical culture and sport in the educational space: innovations and development prospects: Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, April 22, 2020]. 2020. Pp. 130—134. (In Russ.).

4. Vilenskiy M.Ya., Piyanzin A.N. Sotsiokulturny-iy potentsial obrazovatelnogo protsessa po fiziches-koy kulture v vyisshey shkole [Socio-cultural potential of the educational process in physical education in high school]. Professionalno-lichnostnoe razvitie studentov v obrazovatelnom prostranstve fizicheskoy kulturyi IV Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya: sbornik materialov [Personal and Professional development of students in educational space of physical culture of the IV all-Russian scientific-practical conference proceedings]. 2015. Pp. 51—58. (In Russ.).

5. Gorelik V.V. Sostoyanie regulyatornyih sistem shkolnikov v usloviyah primeneniya raznyih rezhi-mov dvigatelnoy aktivnosti na zanyatii fizicheskoy kulturoy [Vladimir State regulatory systems students in the use of different modes of motor activity on the physical culture]. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Vector of science of Togliatti state University], 2013, no. 1, pp. 31—35. (In Russ.).

6. Thorev V.I., Arshinnik S.P., Kashkarov E.K. Zhenskiy gandbol: nekotoryie aspektyi sovremen-nogo sostoyaniya [Women's handball: some aspects of the current state]. Uchenyie zapiski universiteta

im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P. F. Les-gaft University], 2018, no. 2 (156), pp. 248—253. (In Russ.).

7. Fateh Z., Zhiyyar M.V., Romenskaya O.V., Suli T. Sovershenstvovanie koordinatsionnyih spo-sobnostey yunyih gandbolistok na etape sportivnoy spetsializatsii [Improving the coordination abilities of young handball players at the stage of sports specialization]. Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi [Theory and practice of physical culture], 2021. no. 6. pp. 97—98. (In Russ.).

8. Shestakov M.M., Burchuladze K.V. Klassi-fikatsiya oshibok v tehnike vyipolneniya broskov myacha v vorota yunyimi gandbolistkami 9—11 let po dlitelnosti ustraneniya [Classification of errors in the technique of throwing the ball into the goal by young handball players 9-11 years old by the duration of elimination]. Materialyi nauchnoy i nauchno-metodicheskoy konferentsii professorsko-prepoda-vatelskogo sostava Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoy kulturyi, sporta i turizma [Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the teaching staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism], 2020, no. 1, pp. 65—66. (In Russ.).

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/40/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.