совершенствование координационных способностей юных гандболисюк на этапе спортивной специализации
УДК/UDC 796.012
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 26.03.2021 г.
Кандидат педагогических наук Фатех Зерег1 Доктор педагогических наук, профессор М.В. Жийяр2 Доцент О.В. Роменская3 Сули Таха4
Спортивный университет Чэнду, г. Чэнду, провинция Сычуань, Китай 2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи
и туризма (ГЦОЛИФК), Москва 3Тольяттинский государственный университет, Тольятти 4Московский городской педагогический университет, Москва
improving THE cooRDiNATioN ABILITIES oF YouNG HANDBALL players at the stage of sports specialization
PhD Fateh Zereg1
Dr. Hab., Professor M.V. Zhiyar2 Associate Professor O.V. Romenskaya3 Suli Taha4
1Chengdu Sports University, Chengdu, Sichuan, China
2Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE),
Moscow 3Tolyatti State University, Togliatti 4Moscow City Pedagogical University, Moscow
Аннотация
Цель исследования - научное обоснование эффективности методики совершенствования координационных способностей гандболисток на этапе спортивной специализации на основе факторного анализа. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие две группы гандболисток в возрасте 11-13 лет ДЮСШ № 53 г. Москвы по 20 человек в каждой. Экспериментальная методика включала два основных варианта реализации средств координационной подготовки: концентрированный (акцентированный) - с избирательной направленностью на совершенствование отдельной координационной способности в рамках одного тренировочного занятия; рассредоточенный (равномерный) - комплексирование групп упражнений разной координационной направленности в рамках тренировочного занятия и их сочетание в микроцикле.
Результаты исследования и выводы. Эффективными методами совершенствования координационных способностей спортсменов в командно-игровых видах спорта на этапе спортивной специализации показали себя оба варианта их практической реализации в тренировочном процессе гандболисток: равномерное развитие всех координационных способностей (на развитие каждой уделяется одинаковое время); акцентированное развитие ведущих координационных способностей. При этом методика рассредоточенного применения координационных упражнений имеет на данном этапе достоверное преимущество.
Ключевые слова: гандболистки 11-13 лет; двигательно-координационные способности; этап спортивной специализации; равномерное и акцентированное развитие.
Abstract
Objective of the study was to theoretically substantiate, develop and test benefits of a new movement coordination skills training model for the 11-13 year-old female handball players in advanced training stage.
Methods and structure of the study. We sampled for the study the 11-13 year-old female handball players from CYSS № 53 in Moscow and split them up into Experimental and Reference Groups (EG, RG) of 20 people each. The movement coordination skills training model included the following two training versions: focused/ emphasized movement coordination skills training with a special priority to selected movement coordination skill in a training session; and unspecific/ combined movement coordination skills trainings integrating different movement coordination skills within training session or training micro-cycle. The new movement coordination skills model assigned 15 to 30 minutes in the total EG training time for the movement coordination trainings. And the RG was trained with a traditional emphasis on the key movement coordination skills. Results and conclusion. The new movement coordination skills training model testing experiment found the model beneficial as verified by the EG versus RG progress, particularly in the unspecific movement coordination skills training version. Both movement coordination skills training versions were tested beneficial for the team sport advanced training stage as they were found to facilitate the movement coordination progress in a harmonized manner (provided the individual movement coordination skills training times are kept equal); with optional focused trainings of some individual key movement coordination skills.
Keywords: 11-13-year-old female handball players, movement coordination skills, advanced training, unspecific/ focused movement coordination skills training.
Введение. Этап спортивной специализации требует от гандболисток высокого уровня подготовленности к переходу на этап совершенствования спортивного мастерства и соответственно высокого уровня двигательной, в том числе и координационной.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и проверить на практике эффективность методики совершенствования координационных способностей гандболисток 11-13 лет на этапе спортивной специализации.
Методика и организация исследования. В эксперименте принимали участие две группы гандболисток в возрасте 11-13 лет (ДЮСШ № 53 г Москвы) по 20 человек в каждой.
Экспериментальная методика включала два основных варианта реализации средств координационной подготовки: концентрированный (акцентированный) - с избирательной направленностью на совершенствование отдельной координационной способности в рамках одного тренировочного занятия; рассредоточенный (равномерный) - комплексиро-вание групп упражнений разной координационной направленности в рамках тренировочного занятия и их сочетание в микроцикле. Координационной тренировке посвящалось от 15 до 30 мин от общего времени тренировочного занятия.
В контрольной группе применялось акцентированное развитие ведущих координационных способностей.
Методика дальнейшего развития и совершенствования дви-гательно-координационных способностей была направлена на решение общих и частных задач, характеризующих качество управления различными видами двигательных действий. Общая задача предполагала решение следующих частных задач развития способности к дифференцированию длительности всего движения, отдельных фаз движения, темпа движения.
Для развития координационных способностей гандболисток применялись упражнения и их комплексы, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Они характеризовались следующими позициями: необходимая координационная сложность для занимающихся; обязательное наличие элементов новизны, необычности; большое многообразие форм выполнения движений и неожиданность решений двигательных задач; наличие заданий по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путем активизации работы отдельных анализаторов либо с «выключением» их деятельности.
Обязательное условие совершенствования специальных координационных способностей для гандболисток - сочетание специально-подготовительных упражнений с мячом и без мяча, доминантной и недоминантной конечностью, в ведущую и «неудобную» сторону, включение упражнений с мячом, выполняемых ногами.
Результаты исследования и их обсуждение. Как показало исследование, в контрольной группе достоверное улучшение показателей произошло в упражнениях, связанных с демонстрацией отдельных технических действий, - ведения мяча по дистанции 20 м, челночного бега 3x10 м, прыжка на двух влево и вправо. В экспериментальной группе показатели достоверно улучшились в 10 из 14 тестовых заданий. Из данного анализа можно сделать вывод о значительных результатах, полученных в ходе исследования: количество гандболисток, у которых улучшились результаты развития двигательно-коор-динационных способностей, возросло в контрольной группе на 35 %. Количество спортсменок, у которых улучшились результаты развития двигательно-координационных способностей, возросло в экспериментальной группе в общем на 75 %.
По данным, полученным в ходе тестирования, можно сделать заключение, что средние показатели у гандболи-сток контрольной группы в тесте «бег змейкой» улучшились на 4 %, в экспериментальной группе - на 22 %. В челночном беге в контрольной группе результаты улучшились на 2 %, в экспериментальной группе - на 9 %. Количество попаданий мяча в цель (из 10 бросков) в контрольной группе улучшилось на 10 %, количество непопаданий снизилось на 10 %. Коли-
чество попаданий в экспериментальной группе улучшилось на 50%, количество непопаданий снизилось на 50 % после применения средств координационной подготовки, связанных с точностью кинестетического дифференцирования мышечных усилий. Данные показатели позволяют судить о возможности роста различных компонентов координационных способностей у гандболисток в данном возрастном периоде и эффективности предложенных средств двигательно-коор-динационной подготовки.
Улучшение показателей координационной подготовленности гандболисток сопровождалось и ростом качества выполнения отдельных технических действий в обеих группах. До начала занятий по авторской методике средняя оценка техники выполнения ловли мяча двумя руками в экспериментальной группе составляла 2,5, после экспериментальных занятий - 4,4. В контрольной группе результаты увеличились с 2,4 до 3,3 соответственно.
Выводы. Эффективными методами совершенствования координационных способностей спортсменов в командно-игровых видах спорта на этапе спортивной специализации показали себя оба варианта их практической реализации в тренировочном процессе гандболисток: равномерное развитие всех координационных способностей (на развитие каждой уделяется одинаковое время); акцентированное развитие ведущих координационных способностей. При этом методика рассредоточенного применения координационных упражнений имеет на данном этапе достоверное преимущество.
Работа выполнена при финансовой поддержке отделом образования спортивного университета Чэнду.
Использованная литература
1. Бойченко С.Д. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной 340 тренировке / С.Д. Бойченко, Е.Н. Карсеко, В.В. Леонов // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 8. - С. 15-21.
2. Ботяев В.Л. Индивидуальные особенности развития координационных способностей у спортсменов различной специализации, возраста и квалификации / В.Л. Ботяев // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 7. - С. 71-76.
3. Зерег Ф. Совершенствование координационных способностей спортсменов в командно-игровых видах спорта на этапе спортивной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зерег Ф. -М.: РГУФКСМиТ, 2018. - 24 с.
4. Зерег Ф. Развитие координационных способностей юных гандболисток / Ф. Зерег, М.В. Жийяр // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 5 (961). - С. 91.
References
1. Boychenko S.D., Karseko E.N., Leonov V.V. O nekotorykh aspektah kontseptsii koordinatsii i koordinatsionnykh sposobnostey v fizicheskom vospitanii i sportivnoy 340 trenirovke [Some aspects of the concept of coordination and coordinating abilities in physical education and sports training]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2003. No. 8. pp. 15-21.
2. Botyaev V.L. Individualnye osobennosti razvitiya koordinatsionnykh sposobnostey u sportsmenov razlichnoy spetsializatsii, vozrasta i kvalifikatsii [Individual characteristics of development of coordination abilities in athletes of various specializations, age and qualifications]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2012. No. 7. pp. 71-76.
3. Gusev Y.A. Metodika formirovaniya koordinatsionnykh sposobnostey u yunyih gandbolistov na osnove modelirovaniya usloviy sorevnovatel-noy deyatelnosti [Coordination abilities building methodology in junior handball players based on modeling of competitive conditions]. PhD diss. abstract. Volgograd, 2003. 24 p.
4. Zereg F. Sovershenstvovanie koordinatsionnykh sposobnostey sports-menov v komandno-igrovykh vidakh sporta na etape sportivnoy spet-sializatsii [Building coordination abilities in team athletes at sports specialization stage]. PhD diss. abstract. Moscow: RGUFKSMiT publ., 2018. 24 p.
ВЫПУСК ГОТОВИЛИ:
Главный редактор - Людмила Лубышева Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев